Заседание № 128
О проекте федерального закона № 659948-6 "О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности для должностных и юридических лиц за нарушение правил пользования жилыми помещениями; принят в первом чтении 17 февраля 2015 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Зарифа Закировича Байгускарова. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект в первом чтении был рассмотрен Государственной Думой 17 февраля 2015 года. Суть законопроекта заключается в установлении административной ответственности для юридических и должностных лиц. В настоящее время согласно постановлению Правительства Российской Федерации и соответствующим правилам к ответственности могут быть привлечены только граждане. За то время, пока законопроект находился на рассмотрении, к сожалению, в сами правила постановлением правительства изменения не были внесены, соответственно, установить ответственность для юридических и должностных лиц невозможно, поскольку они не предусмотрены законом. В связи с этим комитет предлагает законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", 10-й вопрос. Законопроект предлагается к отклонению. Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 53 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Отклоняется законопроект под пунктом 10.
Заседание № 215
О проекте федерального закона № 659948-6 "О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности для должностных и юридических лиц за нарушение правил пользования жилыми помещениями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Александр Альбертович Плутник, статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства. ПЛУТНИК А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона, предусматривающий изменения в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает ответственность для должностных и юридических лиц за нарушение правил пользования жилыми помещениями. Данный законопроект разработан в соответствии с планом законопроектной работы Правительства Российской Федерации и устраняет пробел, имеющийся в законодательстве: подразумевается, что жилые помещения могут находиться в собственности граждан, физических лиц, и для них устанавливается административная ответственность за перепланировку жилых помещений, вместе с тем мы предлагаем дополнить эту норму и внести изменения, предусматривающие ответственность юридических лиц за незаконную перепланировку жилых помещений. В законопроекте предлагается установить размеры штрафов. Этот вопрос вызвал дискуссию при подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении. Мы предлагаем совместно с депутатами обсудить размеры штрафов при подготовке законопроекта ко второму чтению с учётом экономической ситуации. Также по предложениям комитетов мы предлагаем ко второму чтению также вместе с депутатами рассмотреть меры ответственности за несанкционированные изменения общего имущества многоквартирных домов, в которых собственность имеют юридические лица. Просим поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Альбертович, присаживайтесь. С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет признаёт необходимость внесения изменений в действующее законодательство, в частности, в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая, как отмечено докладчиком, необходимость повышения ответственности за порчу жилых помещений, жилых домов, порчу их оборудования, за самовольное переустройство, перепланировку жилых помещений, поэтому мы считаем, что можно поддержать концепцию данного законопроекта. Особо следует обратить внимание на то, что приведённая в пояснительной записке статистическая информация свидетельствует о том, что мы наблюдаем рост правонарушений, совершаемых должностными и юридическими лицами, нарушений правил пользования жилыми помещениями, и это позволяет сделать вывод о целесообразности поддержки вносимого предложения. В то же время комитет отмечает, что в ходе дальнейшей работы над текстом необходимо рассмотреть вопросы о возможности разграничения видов административных правонарушений в указанной сфере и об установлении дифференцированной ответственности в зависимости от степени общественного вреда, собственно, докладчик также об этом упомянул. Мы рекомендуем данный законопроект принять в первом чтении и продолжить над ним работу и приглашаем коллег к ней присоединиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Александр Альбертович, сейчас, наверное, во всех городах, по крайней мере в областных центрах, все квартиры на первых этажах переоборудованы под магазины, и это общая ситуация по России: в бывших квартирах ломают или передвигают стены и размещают там всевозможные склады, магазины и всё что угодно. Когда дом новый, может быть, это ещё не так страшно, а когда дом устаревает, изнашивается, то возникает опасность изменений в фундаменте. В связи с принятием этого законопроекта будет ли проведена ревизия помещений, занимаемых этими магазинами на первых этажах, на предмет их безопасности и какие будут последствия? Ведь если восстановить прежние стены, то многим магазинам придётся вообще уйти из этих квартир, потому что в обычной небольшой квартире магазин не развернётся. Каким будет выход из этой ситуации? ПЛУТНИК А. А. Спасибо, Владимир Николаевич, за ваш вопрос. Вы знаете, данный законопроект, конечно, не может распространяться на те правоотношения, которые возникли до момента принятия этого законопроекта, до того, как этот законопроект станет федеральным законом, но, отвечая на ваш вопрос, Владимир Николаевич, я скажу, что Государственной Думой в прошлом году был принят федеральный закон, который предусматривает формирование государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации, и назначен главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации, мой коллега Андрей Владимирович Чибис - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Именно через механизм жилищных инспекций в субъектах должны выявляться все нарушения правил использования жилого фонда, а собственники помещений, допустившие эти нарушения, в соответствии с действующим законодательством должны привлекаться к ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Альбертович, к нам, к депутатам, поступает из регионов большое количество обращений о размещении в многоквартирных домах так называемых гостиниц; хотя они могут так не называться, но де-факто они предлагают услуги по временному размещению и проживанию. Среди тех 50 тысяч нарушений, которые вы определили, наверняка есть совершённые и юридическими лицами, раз вы вышли с такой инициативой, - вот скажите, пожалуйста, привлекались ли юридические лица, индивидуальные предприниматели к ответственности за нарушение законодательства, за размещение в квартирах гостиниц, и какова вообще позиция министерства по данному вопросу? ПЛУТНИК А. А. Спасибо, Сергей Михайлович, за вопрос. Вообще, уважаемые депутаты, вопрос превращения жилых квартир в гостиничный фонд требует отдельного регулирования, и вы справедливо его задаёте: он сейчас особо острый. Министерством культуры Российской Федерации подготовлен отдельный законопроект, который направлен на регулирование этого процесса и вообще на сохранение в российском законодательстве возможности для гостиниц, хостелов, мотелей располагаться в жилых объектах, и этот законопроект отдельно будет представлен депутатам Государственной Думы. Проблема, о которой вы говорите, очень острая, и точечной поправкой, касающейся ответственности за перепланировку, мы её решить не сможем, мы предлагаем вместе с депутатами рассмотреть ту инициативу, над которой сейчас работают наши коллеги из Минкультуры, и в рамках уже этого законопроекта урегулировать в целом отношения по гостиницам в жилых домах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Алексей Николаевич Диденко, с места. Включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. На самом деле законопроект чрезвычайно важный, и то, что долгое время не был урегулирован вопрос ответственности юридических лиц - собственников жилых помещений за нарушение правил пользования, переоборудования, - это, конечно же, неправильно. Совершенно очевидно, что такое использование жилого помещения юридическими фирмами, как правило, их представителями, - в этих помещениях, может быть, находятся и какие-то вещи, не совсем совместимые с жилым фондом, может быть, ведётся какая-то хозяйственная деятельность - наиболее активно, интенсивно, приносит больше вреда жилым помещениям, больше его изнашивает и, конечно же, влечёт много проблем для соседей таких жилых помещений, поэтому мы, фракция ЛДПР, поддержим законопроект: ответственность здесь действительно нужно усиливать. Коллега из фракции КПРФ спрашивал о расположенных на первых этажах помещениях, которые сегодня являются объектами нежилого фонда и в которых размещаются различные коммерческие структуры, - вот здесь проблема намного шире. У нас большое количество офисов и гостиниц находятся в многоквартирных жилых домах, и расположены они не на первом этаже, а на втором, на третьем - там постоянно большой поток людей. Это, конечно, не совсем предмет регулирования настоящего законопроекта, но в принципе в концепцию вписывается. Здесь, конечно, нужно наводить порядок, конечно, нужно серьёзно мониторить и следить за соблюдением юрлицами, которые получили жилые помещения и превратили их в нежилые, норм не только жилищного законодательства, но и других отраслей, в частности административного, - в области поддержания общественного порядка, тишины. Мы прекрасно понимаем, что если на первом этаже находится ресторан, какая-нибудь забегаловка, или круглосуточный магазин, или аптека - что угодно, то это доставляет определённые неудобства тем, кто проживает в непосредственной близости, и ответственность за поддержание порядка и обеспечение, скажем так, комфортного совместного общежития, конечно, должна лежать на указанных юридических лицах. Фракция, ещё раз повторю, законопроект поддержит. Нам нужно совместно работать и над наведением порядка при одновременном размещении коммерческих структур, в основном на первых этажах, и проживании в этом же многоквартирном доме физических лиц, граждан, чтобы не было никаких ссор, никакого градуса напряжения, хотя, конечно же, соседские отношения имеют особую специфику и даже отмечаются в народном эпосе, потому что не всегда хорошо складываются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта, в соответствии с которым предлагается установить ответственность должностных и юридических лиц за нарушение правил пользования жилыми помещениями. Действительно, в настоящее время ответственность по данной статье за порчу жилых домов, жилых помещений, за самовольное переустройство, перепланировку и за другие нарушения наступает только в отношении граждан, однако жилые помещения нередко находятся в собственности, во владении, в пользовании и распоряжении не только физических, но и юридических лиц, которые в соответствии с действующей формулировкой статьи 7.21 Кодекса об административных правонарушениях не несут ответственности за названные правонарушения, в связи с чем предлагаемые изменения представляются обоснованными, целесообразными и своевременными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. От фракции, Сергей Михайлович? Семь минут. КАТАСОНОВ С. М. Я постараюсь покороче. Уважаемые коллеги, уважаемые представители правительства, здравствуйте! Я вышел на эту трибуну, потому что проблема, о которой мы сегодня говорим, труднорешаемая, не первый раз мы её обсуждаем в стенах Государственной Думы, и я хочу сказать, что, к сожалению, даже у наших комитетов мнение диаметрально противоположные. На моё имя поступает достаточно много обращений, так как я эту тему веду, с просьбой вообще запретить размещение гостиниц в жилых домах, и я вам хочу сказать, что есть заключения целых регионов, например, таких, как Кабардино-Балкария, как Ставропольский край, где это наиболее распространено и где позитивно, положительно воспринимают и поддерживают эту инициативу. Вместе с тем я понимаю, что уже очень много индивидуальных предпринимателей, которые в своё время купили эти квартиры, отселили жильцов, что-то сломали и сейчас пытаются получать тот предпринимательский доход, на который они рассчитывали, - это справедливо. Сегодня, может быть, будет рассматриваться уже вторая инициатива, второй законопроект о запрете размещения таких гостиниц в жилых помещениях многоквартирных домов, и я вам могу сказать, что первый вариант был очень жёсткий - кардинально запретить, а второй вариант более мягкий, так как мы понимаем, что уже много таких гостиниц в жилых домах. Я вам хочу сказать, Александр Альбертович, в чём проблема. Комитет Галины Петровны, по жилищной политике, считает, что действующее законодательство, Жилищный кодекс, прямо запрещает размещение гостиниц в жилых домах, потому что из целеполагания жилого дома следует, что основное его назначение - это проживание, а не предпринимательская деятельность и не оказание услуг, тогда как краткосрочный наём, краткосрочная аренда - это фактически скрытый вид услуг, поэтому позиция профильного комитета состоит в том, что этого делать нельзя. Так вот в своём законопроекте я попытался дать определение понятиям "гостиница", "гостиничные услуги" и урегулировать процедуру сертификации - это к вопросу о том, что сегодня нет такого закона. А наш законопроект попал в комитет к Руденскому Игорю Николаевичу, и там, в комитете по предпринимательству, я услышал совершенно другую точку зрения: это не только возможно, но и необходимо! Таким образом, у нас в комитетах Государственной Думы диаметрально противоположные точки зрения, и я вышел сегодня, чтобы сказать, что министерство строительства должно выработать свою позицию. Я понимаю Министерство культуры, которое хочет разместить как можно больше туристов и как можно дешевле, чтобы было движение, но мы не должны забывать, что в многоквартирных домах живут люди и правила соблюдения порядка, правила и нормы общежития закреплены в Жилищном кодексе, а кодекс - это более высокого уровня нормативный акт, даже по сравнению с тем федеральным законом, проект которого готовит Министерство культуры. Я думаю, что вам всё-таки необходимо на этом этапе подключиться и определить, чего вы хотите. Вопрос на самом деле очень непростой и требует, наверное, компромиссного решения: например, те гостиницы, которые сегодня уже существуют, узаконить, провести черту и дальше всё отсечь. Вы поймите, сколько бы мы ни говорили, что оказываем помощь приезжим, обеспечивая дешёвое размещение, но при наличии единственного входа через подъезд, единственного подъёма на третий-четвёртый этажи, где две-три квартиры соединены, делать вид, что при этом ничего не нарушается, - ну это неправильно! Одно дело, когда человек сдаёт квартиру на год-два семье, и совсем другое дело, когда там каждые сутки меняются люди: элементарно изнашивается общее имущество! Во-первых, индивидуальные приборы учёта должны быть по всем направлениям - не только по воде, но и по теплу и так далее. И конечно, а во-вторых, обслуживание лифта, вывоз бытовых отходов - расценки на всё это отличаются в случае, если это гостиница. На мой взгляд, позиция министерства строительства не должна быть такой: как Министерство культуры решит, пусть так и будет! Всё-таки нам дано право, мы должны защищать интересы большинства, а если вы говорите, что сегодня 10 миллионов собственников - это физические лица и только 200 тысяч - юридические, то, по-видимому, большинство, что бы мы ни говорили, всё-таки будет склоняться к тому, что квартира - это место для проживания. Мы в Жилищном кодексе даём право осуществлять предпринимательскую деятельность в жилых домах, но ту, которая не связана с производством, с оказанием услуг, - это адвокатская, юридическая деятельность, ещё что-то. У нас в Жилищном кодексе чётко определено: гостиница - это не жилое помещение, это комплекс. Если помещение не на первом и не на втором этажах, если выше расположено жилое помещение, то его в принципе нельзя перевести в нежилое. Таким образом, здесь точка зрения министерства, занимающегося жилищным хозяйством и строительством, должна быть определяющей. Нам нужно разработать критерии, по которым мы будем относить помещение к нежилым и по которым мы будем разрешать или не разрешать оказывать там гостиничные услуги. Я считаю, что здесь нужно найти компромиссное решение - это первое и дать определение тому, что такое гостиничная услуга, - это второе. Нам нужно определиться с классификацией, с сертификацией, чтобы невозможно было вводить людей в заблуждение: обещают гостиничные услуги, люди приезжают - а там квартира. И ещё один момент. Вот мы с Галиной Петровной нашли такое компромиссное, наверное, решение где одним из критериев... Вот о хостелах вы говорите, что приветствуете их создание, как и Министерство культуры, но вы представляете, что это такое, когда в квартирах двухэтажные кровати и по пятьдесят человек в одной комнате находится? Ну это в принципе невозможно! Здесь нужно провести грань, решить, что мы допускаем, как мы это называем, сколько человек должен платить как предприниматель, но вот нарушения нормативов проживания на площади, которая принята муниципальным образованием, допускать категорически нельзя! Я считаю, что вы, Александр Альбертович, ни в коем случае не должны отдавать это на откуп Министерству культуры, потому что нам, депутатам, каждый день из регионов, где полно многоквартирных домов, поступают сигналы, эта проблема очень остро стоит! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Альбертович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Дмитрий Фёдорович? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 40 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.