Заседание № 85
08.04.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 65962-5 "О внесении изменений в статью 3-1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня земельных участков, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5154 по 5459 из 6917
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3-1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Московской городской Думы Александра Борисовича Милявского. Александр Борисович, пожалуйста. МИЛЯВСКИЙ А. Б., представитель Московской городской Думы. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Проект представляемого закона направлен на устранение неточностей, допущенных в статье 3-1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В соответствии с действующими нормами указанного закона к собственности субъектов Российской Федерации относятся также и земельные участки, на которых расположены находящиеся в собственности таких субъектов здания и сооружения. При этом к собственности таких субъектов Российской Федерации, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, эта норма применяется только в отношении земельных участков, расположенных в границах этих субъектов. То есть фактически, если коротко сказать, что получается? Что любой субъект Российской Федерации, имея представительство, скажем, в Москве, или в Ростовской, или Воронежской области, может оформить земельный участок под своим зданием в собственность, а Москва и Санкт-Петербург в силу ошибки фактически в законе, из-за того, что вместо слов "а также" была поставлена запятая, землю под своими представительствами в любых регионах Российской Федерации оформить не могут. Первая часть моего предложения - я предлагаю это устранить, внести изменение в закон: вместо запятой добавить слова "а также", фактически больше ничего. Также предлагается ещё новелла в законодательство. Она состоит в чём? Дополнить статью 3-1 новым пунктом, пунктом 6. Этот пункт позволит регистрировать право собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга на сформированные земельные участки, на которых нет зданий и сооружений. Дело в том, что все земельные участки в Российской Федерации принадлежат или Российской Федерации, или субъектам, или органам управления или находятся в частной собственности, однако есть некоторые участки, которые не находятся ни в чьей собственности, то есть собственность на них не определена. При этом участки могут быть как и разграничены, так и не разграничены. Предлагается что? После кадастрирования участков, то есть разграничения этих участков, когда они поступают в реальный оборот, актом субъекта Федерации, если этот участок не находится ни в чьей собственности, оформлять его в собственность субъекта Федерации. Это вторая часть предложения. Всё, спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад от комитета сделает Марсель Харисович Юсупов. Пожалуйста. ЮСУПОВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается расширить основания отнесения земельных участков к собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Так, предусматривается, что к собственности указанных субъектов Российской Федерации могут относиться не только земельные участки, которые расположены в границах городов федерального значения, но и земельные участки на территории других субъектов Российской Федерации. Кроме этого, законопроектом предлагается также в качестве основания для регистрации права собственности Москвы и Санкт-Петербурга на земельные участки определить акты органов власти этих субъектов об утверждении проектов границ незастроенных земельных участков, которые расположены в границе городов федерального значения. С принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" понятие "проект границ земельного участка" исключено из законодательства, а вопросы образования земельных участков урегулированы по-новому. В обосновании предлагаемых изменений авторы законопроекта указывают на необходимость устранения правовой неопределённости в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности до её разграничения, и препятствий для их использования. Однако из предлагаемой редакции можно сделать вывод, что речь идёт не только о земельных участках, находящихся в неразграниченной государственной собственности, но и о любых незастроенных земельных участках, в том числе находящихся в частной собственности. Такой подход является неправомерным. При этом какие-либо ограничения на использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, законодательством не установлены и отсутствует правовая неопределённость в отношении указанных земель. Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 3-1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городах федерального значения осуществляется органами исполнительной власти этих субъектов, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. Таким образом, предлагаемые изменения являются излишними. На законопроект получены отрицательный отзыв правительства, отрицательное заключение ГПУ. Учитывая изложенное, комитет не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марсель Харисович, пока оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы, коллеги? Есть один вопрос у депутата Рохмистрова. Пожалуйста, включите микрофон. РОХМИСТРОВ М. С. У меня один вопрос к комитету. Вот здесь первый докладчик от имени авторов этого законопроекта говорил, что всем субъектам, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, дано право оформлять в собственность земельные участки под своими представительствами в Москве и в Санкт-Петербурге, а Москве и Санкт-Петербургу нельзя оформить землю под своими представительствами в других субъектах. Действительно это существует, такая коллизия, или нет этого? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ЮСУПОВ М. Х. То, что вы говорите о регистрации земельных участков других субъектов Федерации, находящихся на территории Москвы и Санкт-Петербурга, - безусловно, вы здесь правы. Что касается второй части вашего вопроса, то здесь, скажем... Мы сегодня уже обсуждали с Александром Борисовичем эту норму. Я думаю, что более детально он сейчас пояснит именно суть вносимых изменений, поскольку является автором проекта закона. Александр Борисович, я вам переадресую вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Резника Владислава Матусовича включите микрофон нашему докладчику. Пожалуйста. МИЛЯВСКИЙ А. Б. Сегодня закон трактует как? Пункт 4 статьи 3-1: "К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации". То есть потому, что было написано "пунктах 2 и 3", а не "пунктах 2, а также 3", получается, что Москва и Санкт-Петербург, к сожалению, не могут оформлять эти земельные участки, а любые другие субъекты их могут оформлять не только на территории Москвы и Санкт-Петербурга, а и на территории всех, любых субъектов. Когда мы вносим слова "а также", мы как бы разделяем. И Москва, и Санкт-Петербург с точки зрения Конституции, получается, фактически не ущемлены, а законодатель в рабочем варианте установил изначально для Москвы и Санкт-Петербурга в силу стилистической ошибки ограничение, и это ограничение ущемляет права двух наших федеральных городов. Это всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. Вопрос Четверикова Александра Владимировича. Микрофон включите. ЧЕТВЕРИКОВ А. В. У меня вопрос к автору законодательной инициативы. Вторым аргументом за принятие данного законопроекта служила невозможность пользоваться так называемыми ничейными земельными участками. По действующему земельному и общегражданскому законодательству ничейного имущества, в том числе и земельных участков, в России нет и быть не может. Всё, что ничейное, относится к федеральной собственности. Поэтому я хотел бы получить разъяснение, что значит ничейное? Ничейное обращается в федеральную собственность. На мой взгляд, данный аргумент несостоятелен. МИЛЯВСКИЙ А. Б. Да, я отвечу. Дело в том, что, может быть, вы не совсем правильно поняли. Тут не в ничейности вопрос, тут стоит вопрос о собственности. Участки неразграниченные, то есть неоткадастрированные или откадастрированные, но собственность которых не определена, действительно относятся к Российской Федерации, но сегодня субъекту даётся право управлять этими участками. И я предлагаю что сделать? В случае откадастрирования этих участков, то есть внесения их в кадастр с указанием границ, при издании акта субъекта Федерации относить их к собственности субъекта Федерации, то есть передавать их уже в собственность конкретного субъекта Федерации. В этом основное предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. К автору законодательной инициативы у меня вопрос. Не кажется ли вам, что обособление Москвы и Санкт-Петербурга уже сегодня как бы вырывается из конституционного поля и вызывает негативное восприятие? Почему вы хотите быть особенными? МИЛЯВСКИЙ А. Б. Я хочу пояснить. Дело в том, что мы как раз, наоборот, хотим быть как все, потому что права Москвы и Санкт-Петербурга в силу стилистической ошибки были ущемлены, и не более того. Москва и Санкт-Петербург, как и любой другой субъект Федерации, хотят пользоваться равными правами, что закреплено в Конституции и в федеральных законах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Ну, то, что у нас закон о разграничении земель написан левой ногой, уже давно понятно всем, и вносить в него изменения надо. Потому что та коллизия, которая сложилась, когда у субъектов отбирают землю, когда у Российской Федерации землю отжимают... Сейчас как бы кризис немножко спал, спал накал, но всё вот это рейдерство, с которым до кризиса мы дружно все боролись, принимая пакеты законов, оно как-то ушло в область земельных отношений. И там совершенно беспрецедентные вещи происходят как раз потому, что это совершенно чётко прописано, а законодательной базы для того, чтобы привлечь кого надо к уголовной или ещё какой-нибудь ответственности, нет. В то же время здравое зерно в законопроекте - два крупнейших субъекта, Москва и Санкт-Петербург, действительно ущемлены в своих правах, стилистическая это или нестилистическая ошибка, - действительно есть, если сами субъекты обращаются с этим вопросом. Если есть желание у Москвы и Санкт-Петербурга идти в другие субъекты, это надо только приветствовать. Поэтому я считаю, что да, какие-то нормы по закону нарушены, какие-то там вещи, собственно говоря, не стыкуются с сегодняшним законодательством. Может быть, действительно концепцию поддержать надо, именно в части того, чтобы устранить вот эту несправедливость в отношении Москвы и Санкт-Петербурга? Всё-таки это крупнейшие субъекты в нашей стране, они несут на себе нагрузку, практически и тот и другой, столичных функций, и их просто необходимо как-то поддерживать. Ну и, может быть, вторую часть надо немножко подкорректировать, потому что действительно очень много коллизий в части распоряжения земельными участками, которые не вошли ни в одну из категорий и на которых не стоят объекты, но тем не менее они находились в обороте. И примеров можно привести... Вот я знаю достаточно много примеров, когда Москва сдавала земельные участки одним строителям, другим строителям, но ничего они не построили, а сейчас и построить не могут, потому что они вошли в категорию неразграниченных земель, которыми распоряжаться уже Москва не может, такие прецеденты есть. Собственно говоря, я думаю, что в первом чтении можно поддержать этот законопроект и доработать уже ко второму чтению в соответствии со всеми требованиями. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! С моей точки зрения, данный законопроект необходимо поддержать обязательно. Как бы ни трактовал этот законопроект и действующий закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" наш комитет, не случайно представитель комитета, получив вопрос, адресовал вторую часть его к представителю Московской городской Думы. Это означает, что у самого комитета позиция до конца не сформулирована. Есть это ущемление или нет? По факту правоприменительной практики это есть, а конституционную норму никто не отменял. Это первое. Теперь второе. Все хорошо знаем, что любые спорные, неурегулированные вопросы являются источником теневого дохода, и особенно земельные, поэтому необходимо всё внятно и чётко прописать. Кстати говоря, позиция комитета - в заключении. Комитет считает, что данный вопрос требует дальнейшего обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Если вы считаете, что вопрос требует обсуждения, зачем вы выносите на заседание Государственной Думы предложение данный законопроект отклонить? Предлагаю поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Есть ли желание у докладчика сказать несколько слов? Пожалуйста. МИЛЯВСКИЙ А. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Прошу вашего внимания. Дело в том, что данная законодательная инициатива состоит из двух частей. Первая часть - это устранение коллизии, несправедливости по отношению к двум субъектам Федерации - Москве и Санкт-Петербургу. Вторая часть относится именно к тому, чтобы дать возможность эти земли неопределённого пользования, уже откадастрированные, всё-таки отдавать субъектам Федерации, если они не приняли акт субъекта Федерации. Если прочитать то, что пишет правительство, то фактически правительство не против первой части, где предлагается устранить коллизию в законе, но правительство против второй части, оно не считает нужным передавать неразграниченные земли субъектам Федерации по их картам. Уважаемые депутаты, если вы не поддерживаете вторую часть, мы можем это исправить поправками. Я очень прошу вас принять в первом чтении и уже потом поправками поправить то, с чем не согласны вы и правительство. Прошу поддержать. Потому что, поймите, я этот законопроект внёс в марте прошлого года в Московскую городскую Думу, в мае он был уже у вас, прошёл фактически год - и только сейчас он рассматривается. Представляете, сколько сложностей у Москвы, сколько неоформленных документов по всей стране, и не только в Москве и в Санкт-Петербурге, плюс ещё неравенство?! Прошу вас, депутаты, поддержите! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Борисович. Есть ли желание высказаться у Марселя Харисовича? Нет? Так, коллеги, кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 54 сек.) Проголосовало за 30 чел.6,7% Проголосовало против 35 чел.7,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 65 чел. Не голосовало 385 чел.85,6% Результат: не принято Не принято.