Заседание № 232
О проекте федерального закона № 659262-8 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования процедуры торгов при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексей Игоревич Бутовецкий. Пожалуйста, Алексей Игоревич. БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение выносится законопроект, посвящённый совершенствованию порядка предоставления на торгах земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Я напомню, что в 2022 году было принято ключевое законодательное решение для всего земельного законодательства: перевод предоставления земельных участков на торгах в электронную форму. После этого решения мы увидели существенное снижение количества случаев различных злоупотреблений, использования различных серых схем и значительный рост поступлений в бюджеты всех уровней от предоставления земельных участков. Если ранее, до введения электронных торгов, стоимость земельных участков на торгах вырастала примерно в 1,5 раза, то в настоящее время рост стоимости составляет ориентировочно 226 процентов. То есть такое законодательное решение повысило эффективность управления земельными участками и повысило бюджетные доходы от продажи и предоставления в аренду. Сегодня мы предлагаем рассмотреть в этом законопроекте второй этап реформы по совершенствованию предоставления земельных участков на торгах, это несколько блоков поправок. Первый блок поправок посвящён тому, что мы предлагаем отказаться от опубликования извещения о проведении торгов в средствах массовой информации и ограничиться общефедеральным сайтом, на котором сегодня, собственно, торги и проводятся. С чем это связано? Это связано с тем, что при проведении торгов лица, которые участвуют в этих торгах и проигрывают, зачастую начинают оспаривать сам результат торгов, из-за того что местная газета вышла не одновременно с извещением на электронном сайте. Как вы понимаете, одновременно с извещением на сайте, минута в минуту, газета не может выйти, и такие лица, уже действуя недобросовестно, оспаривают аукцион по формальному признаку, чем нарушают права граждан и юридических лиц, которые честно победили на аукционе. Это первый блок поправок. Второе. Мы предлагаем жёстко, на уровне закона, зафиксировать сроки, в которые органы местного самоуправления и органы государственной власти должны провести аукцион с момента обращения заявителя. Сегодня граждане и бизнес-сообщество жалуются на то, что при поступлении заявлений в органы государственной власти органы три месяца, шесть месяцев, год не проводят аукцион, хотя все основания для этого есть. Поступают жалобы к нам, в антимонопольную службу. Мы считаем, что земельные ресурсы должны быть доступны нашему населению и бизнесу для развития сельского хозяйства, для строительства жилых домов и так далее, поэтому предлагаем эти сроки регламентировать. Безусловно, мы не должны забывать о том, что есть муниципальные образования, которые вообще не покрыты сетью "Интернет" либо в которых скорость недостаточная для того, чтобы эффективно и своевременно продавать земельные участки именно на электронных аукционах. По таким муниципальным образованиям (их порядка 900) в настоящее время действует следующее решение: субъект Российской Федерации по месту нахождения участка определяет эти муниципальные образования, и там торги проводятся по-прежнему на бумаге, что доступно для населения. В этих муниципальных образованиях мы предлагаем сохранить возможность опубликования извещений в местной газете, чтобы население хотя бы откуда-то получало информацию о проведении торгов. И последний блок поправок - это сокращение, собственно, самих процедур. Сегодняшние сроки были зафиксированы в марте 2015 года, то есть практически десять лет назад. В настоящее время процесс в большей степени цифровизован, и поэтому сохранять сроки, которые были установлены почти десять лет назад, нецелесообразно. Законопроект предлагает эти сроки сократить, для того чтобы быстрее граждане и юридические лица могли земельные участки получать. Просьба поддержать. Благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич, присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, вопрос предоставления нашим гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предприятиям - в том числе линейных объектов, сельхозпредприятиям - в том числе неиспользуемых земель традиционно был разрегулирован, решался со многими местными особенностями, был крайне непрозрачен и подвержен разнообразным злоупотреблениям. Принятый нами в связи с этим в позапрошлом году и вступивший в силу в прошлом году закон об электронных торгах как основной форме предоставления земельных участков действительно достиг своей цели. Я просто хотел бы сказать, что у нас с 9 до 25 миллиардов вырос объём доходов, на 262 процента выросла цена по сравнению с первоначально заявленной ценой. Безусловно, это полезно не только для бюджетов местных уровней, но и для обеспечения прозрачности, честности при предоставлении земельных участков, сокращения разного рода коррупционных схем, ускорения вовлечения земли в хозяйственный оборот, что также немаловажно для ускорения экономического развития, то есть речь идёт не только о поступлении доходов в местные, региональные, да и федеральные бюджеты. Мы посмотрели, как работал закон в течение этого года. Дума приняла при вашей поддержке в развитие этого закона изменения в законодательство, связанные с предоставлением без торгов земельных участков льготным категориям населения - многодетным, ветеранам СВО и так далее, - особенно в регионах, которые остро нуждаются в специалистах. И сейчас в развитие законодательства предлагается сократить сроки опубликования, размещения извещения о проведении аукциона и сроки подписания договора победителем. Это, безусловно, позволит сократить и сроки предоставления, и возможности разного рода давления на победителей аукционов. Мы предполагаем, что срок вступления закона в силу будет с 1 января 2025 года. Это позволит сразу после принятия закона начать нормативную и функциональную проработку ГИС "Торги", для того чтобы система заработала одновременно по всей стране. И ко второму чтению обсуждается вопрос - возможно, мы его поддержим с вашим участием - о том, чтобы всё-таки ограничить предоставление информации об участниках аукциона до момента его проведения, потому что это одна из тех лазеек, где по-прежнему существует немало разного рода теневых схем, осуществляются давление и вымогательство в отношении граждан с целью снять их заявки с участия в аукционе по предоставлению земельных участков. Комитет планирует внести подобные изменения ко второму чтению. В первом чтении комитет предлагает законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ух ты! Метшин Айдар Раисович, пожалуйста. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Игоревич, полностью поддерживая вносимые изменения, поскольку они направлены на ожидаемое повышение эффективности использования земель, хотел бы, чтобы вы уточнили, как будет регламентироваться процедура исправления технических ошибок с учётом определения того, что в принципе такое техническая ошибка, и срок исправления этих ошибок до даты окончания приёма заявок на участие в аукционе. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Успешная практика в этой части уже есть по другим торгам, и здесь всё достаточно просто. Технические ошибки, которые допускаются, обычно бывают в описании местоположения участка, это опечатки в названии населённого пункта, муниципального образования, то есть это довольно простые ошибки. В законопроекте специально сделана оговорка, что они не относятся к существенным условиям аукциона или предмета. Поэтому мы здесь особых рисков не видим. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Спасибо. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Алексей Игоревич, ну, видимо, использование интернет-технологий позволяет сокращать сроки и объявления аукциона, и подготовки и выдачи документов, это, наверное, положительная тенденция. В то же время создаётся впечатление, что мы торопимся быстрее раздать государственные и муниципальные земли, при этом, мне кажется, мы не избегаем коррупционных опасностей. Вот, например, говорится о возможности уполномоченного органа вносить в извещение о проведении аукциона изменения в целях исправления технических ошибок, не связанных с существенными условиями договора, до даты окончания приёма заявок на участие в аукционе. Вот вы докажите, пожалуйста, обратное - что не будет коррупционных проявлений при такой записи. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Здесь коррупционных проявлений всё-таки мы не видим. Почему? Первое, сам по себе аукцион не отменяется, то есть просто вносятся изменения в части исправления ошибки. Ещё раз повторю, что это, как правило, опечатка в наименовании населённого пункта или муниципального образования. И второе, земельный участок в итоге на аукционе предоставляется на тех же условиях, как было первоначально опубликовано, то есть сохраняется цена, сохраняется его местоположение, сохраняется кадастровый номер, то есть предмет тот же самый. Люди, если хотят, придут и купят его на аукционе. То есть, мне кажется, напротив, здесь мы все коррупционные риски снижаем, а может быть, и нивелируем до нуля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И. Алексей Игоревич, действующий до этого принцип предоставления земельных участков привёл к тому, что катастрофически уменьшилось количество общественных выпасов на сельских территориях и в личных подсобных хозяйствах люди не могут содержать животину, потому что пасти негде. Данный законопроект как-нибудь сможет устранить вот эту несправедливость и всё-таки общественный фонд оставить в неприкосновенности? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Ну, я всё-таки напомню, что законодатель, когда вводил случаи, когда земельные участки предоставляются без торгов, как раз об этой категории граждан вспомнил. Сегодня для выпаса скота земельные участки предоставляются без проведения торгов, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках - тоже без проведения торгов, как и для ведения огородничества. То есть участки под все эти сельскохозяйственные нужды как раз защищены от того, чтобы попадать на торги. Поэтому этот законопроект ни в коем случае не окажет негативного влияния на эту категорию граждан, они как имели право получить без торгов, так и будут иметь. Мы это положение предлагаем не менять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. У меня также вопросы к докладчику. Уважаемый Алексей Игоревич, мы поддерживаем законодательную инициативу, но есть два вопроса, на которые мы не можем не ответить. Первый касается наделения субъектов правом определять необходимость извещения о проведении аукциона, а второй - о предоставлении возможности, о чём говорил наш коллега-депутат, необходимости вносить в извещение о проведении аукциона изменения, если они не связаны с существенными условиями договора. Я хотел бы на эту тему посмотреть с другой точки зрения. Не получится ли так, что мы таким образом (тем более устанавливая срок 14 дней) даём правоприменителю слишком широкие пределы усмотрения, которые могут повлечь коррупциогенные факторы, поскольку "существенные условия" каждый будет толковать по-своему, так же как необходимость извещения в том числе? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо большое. Про технические ошибки я сказал - мне кажется, здесь всё-таки ключевое, что аукцион в этом случае не отменяется, сроки не меняются, предмет не меняется. Поэтому, наоборот, вместо того чтобы, как сейчас, отменять аукцион и заново участок выставлять (это как раз в большей степени, наверное, коррупционное проявление), аукцион будет проведён в тот срок, в который первоначально и планировалось. Что касается продления срока, это описано в законопроекте следующим образом: если не поступило других заявок, тогда просто продлевается срок их приёма. Ну зачем проводить повторный аукцион, опять затрачивать трудовые ресурсы и финансовые, когда можно просто продлить срок приёма заявок? Здесь, мне кажется, мы, наоборот, боремся с коррупционными проявлениями, законопроект повышает прозрачность предоставления земли в этом случае. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Игоревич, законопроект сокращает срок между размещением извещений о проведении аукциона и датой проведения этого аукциона до двух недель. При этом отдельные регионы до сих пор не имеют хорошо отлаженной и своевременной системы извещения, оповещения не только в электронном виде, через Интернет, но даже и в обычном почтовом формате, где срок доставки корреспонденции две недели считается фантастикой. То есть мы сразу закладываем споры и конфликты между теми, кто осведомлён заранее о таких аукционах, и теми, кто желал принять участие, но не был своевременно извещён. Вопрос: ни в пояснительной записке, ни вами не объясняется, почему всё-таки предыдущие правила, процедуры вы считаете избыточными? В чём именно заключается такая избыточность? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Да, спасибо большое. Сначала скажу по поводу двух недель. Напомню, что в 2022, 2023, 2024 годах у нас действовали и действуют пока особенности, которые установлены постановлением правительства. Так вот, у нас все эти годы (это был антикризисный пакет) уже 14 дней было установлено, то есть мы, прежде чем прийти в парламент с внесением изменений в Земельный кодекс, уже апробировали 14 дней на практике. За три года никаких вопросов по этому поводу не возникло. Второе. У нас сейчас не предусмотрено никакого бумажного извещения в отношении конкретных граждан. То есть сейчас извещение о проведении аукциона не адресное, оно публикуется на соответствующем сайте torgi.gov.ru, и с его помощью все знакомятся с информацией о предстоящих торгах. Это уже достаточно давно действует, насколько я помню, с 2010 года, и действует вполне эффективно. А бумажную газету мы отменяем вот как раз из-за тех злоупотреблений, о которых я сказал в своём докладе. Поэтому мне кажется, что никаких рисков в этой части нет и законопроект, наоборот, повышает доступность для населения, что, собственно, показывает статистика перевода торгов земельными участками в электронный вид, о чём Сергей Анатольевич в том числе сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Игоревич, законопроект мы поддерживаем. У меня два уточняющих вопроса. Во-первых, прочитала мнение экспертов, у них действительно вызывает опасение уменьшение сроков размещения извещения о проведении аукционов. Они считают, что это может отразиться на реальной конкуренции на торгах, на возможности участия в них всех желающих и на выборе в итоге государством наилучшего покупателя, и поэтому они считали, что, может быть, возможно, стоило бы снижать сроки поэтапно. И второе. Есть предложение дополнить ко второму чтению, что исчисление этих сроков будет в рабочих днях. Сейчас это в законопроекте не учтено. Можете прокомментировать эти вопросы и предложение? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, Яна Валерьевна. Ну, в отношении сокращения сроков я сказал, что у нас двухнедельный срок уже был в рамках постановления правительства и до конца этого года действует, поэтому здесь всё-таки рисков мы не видим. Что касается рабочих дней, здесь возражений нет, я думаю, ко второму чтению этот вопрос можно рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Алексею Игоревичу вопрос. Ну, может быть, Виктория Валериевна даже прокомментирует этот важнейший и обсуждаемый сегодня законопроект. В какой части вопрос? Я считаю, что лучший покупатель для государства на аукционе земли тот, который её покупает для того, чтобы использовать, а не спекулировать, перепродавать дальше. Вот скажите, какими способами вы боретесь с этой бедой? Потому что вся коррупция - от таких спекулянтов, так называемых собак на сене, которые создали уже целые сети мафиозные, чтобы сначала не допускать к аукциону, а потом в случае победы как-то судейскими способами расторгать в судах, оспаривать результаты аукционов. Я считаю, что, если не используешь в течение пяти лет, значит, надо расторгать договор соответствующий и конфисковывать эту землю... (Микрофон отключён.) БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, Олег Анатольевич. В весеннюю сессию был принят закон, который как раз стимулирует к использованию. Что касается вот этих уступок на торгах. Действительно, такая проблема существовала, но в 2015 году в Гражданском кодексе, в 448-й статье, для лиц, которые приобрели земельные участки на аукционах, появился запрет на переуступку своих прав по аренде. Если они приобретали в собственность земельные участки, то на торгах они приобретали их по рыночной стоимости, то есть они полноценно заплатили в бюджет ту стоимость, которую хотело государство и которая получилась именно на конкурентных торгах. То есть основные злоупотребления были как раз по аренде, и вот законодатель здесь среагировал, и в Гражданском кодексе такой запрет появился. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорьев Юрий Иннокентьевич. ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алексей Игоревич, что касается регулирования механизма продажи земельных участков, вы отразили ключевой момент, что не совпадают сроки публикаций на бумаге и в электронных средствах массовой информации. Мне кажется, можно тогда на бумаге оставить такие сроки, условно говоря, большие. Поскольку вы считаете, что невозможно одновременно, ну, давайте сделаем вилку, чтобы сначала публиковалось на бумаге, потом, чуть позже, в электронном виде. Таким образом, те, у кого нет электронных публикаций, смогут с этим ознакомиться сначала на бумаге. Это первый вариант. Второй вариант - запустить не на бумажных средствах массовой информации, а в электронных СМИ. Не секрет, что за 14 дней люди в специализированных реестрах, наверное, не будут искать себе земельный участок, потому что это всё-таки специализированные реестры, они в узком доступе находятся. И относительно 14 дней, действительно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Игоревич. БУТОВЕЦКИЙ А. И. На самом деле специализированных реестров не существует. У нас информация размещается на едином федеральном сайте, как я сказал, с 2010 года. Он общедоступен, там достаточно простой, дружественный интерфейс: заходишь, выбираешь нужный, интересующий тебя субъект Российской Федерации, муниципальное образование - пожалуйста, всё это доступно. И ещё раз говорю, когда мы перевели всё на электронные торги, это лишний раз показало эффективность. Кроме того, я хочу сказать, что сейчас спрос на землю на торгах увеличивается, есть аукционы, которые длятся несколько суток, то есть люди торгуются, поэтому здесь говорить о том, что кто-то не успеет или не сможет ознакомиться, я думаю, вряд ли возможно. Тем более, что, повторю, у нас норма о двухнедельном сроке, введённая в рамках антикризисных мер, действует уже почти три года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Алексей Игоревич, всё-таки в продолжение. Мы говорим не только о тех, кто хочет приобрести земельный участок, но и о тех, чьи права могут быть затронуты, о гражданах. Естественно, для них публикация в СМИ, в том числе в электронных СМИ, - это такой более явный раздражитель, чем поиск на специализированной площадке, где земельные участки торгуются. Права могут нарушаться и в плане ликвидации зелёных зон, и в плане ликвидации общественных пространств и так далее. Вкупе, скажем так, с урезанием информации для широкого круга вы ещё и уменьшаете основания для органов местного самоуправления, по которым они могут задерживать выставление земельного участка на аукцион. Не приведёт ли это, с вашей точки зрения, к массовым протестам граждан, которые будут вынуждены защищать свои права опять же вот в таких ситуациях, о которых я рассказывал? Количество таких конфликтов растёт в последнее время. А здесь вы всё в рынок переводите: продал, купил - всё, дальше уже до свидания, все сроки прошли. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Дело в том, что у органов местного самоуправления, как вы выразились, сегодня нет никаких законных оснований задерживать предоставление земельных участков. Есть чёткие основания для отказа, они предусмотрены напрямую в Земельном кодексе, в статье 39-11, а если нет оснований для отказа в предоставлении земельного участка, если в том числе это не земли общего пользования, нет никаких охранных зон, то есть это нормальный, пригодный для оборота земельный участок, тогда он должен быть выставлен на аукцион. Почему чиновник должен обладать полномочиями задерживать предоставление земли? Нет, если земельный участок абсолютно свободен в обороте, у него есть вид разрешённого использования, то, конечно, он должен быть доступен гражданам. Это наша принципиальная позиция, что здесь всё должно быть прозрачно. И я напомню, что у нас есть административная ответственность за отказ по основаниям, не предусмотренным законом, статья 19.9 КоАП, и такая ответственность тоже с марта 2015 года действует, и по ней достаточно много случаев привлечения. Поэтому если участок свободен в обороте и у него надлежащий вид разрешённого использования, то, конечно, он должен быть предоставлен быстрее и без всяких задержек со стороны чиновников по каким-то усмотренческим отказам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прокофьев Артём Вячеславович. ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ. Алексей Игоревич, ну, я поддержу наших коллег Айдара Раисовича, Анатолия Борисовича, которые задали вопрос, почему техническая ошибка не будет влиять на проведение аукциона. Вы сами сказали, что люди будут искать в системе, - мы с вами понимаем, что так называемая техническая ошибка может влиять на индексацию, люди просто не увидят этот аукцион, и получается, что, даже если ошибка будет исправлена в последний момент, они могут не смочь принять участие в аукционе, когда это всё начнёт правильно индексироваться после исправления ошибки. Это прямой коррупциогенный фактор. Как вы это прокомментируете? Это первое. Второе, срок сокращения. То же самое: двух недель может не хватить для того, чтобы люди подготовились и выполнили все условия аукциона, ну, кроме тех, кто заранее знал, ещё до публикации, что аукцион будет проводиться. Пожалуйста, прокомментируйте, как эти коррупциогенные риски всё-таки можно предотвратить, исходя из тех изменений, которые... (Микрофон отключён.) БУТОВЕЦКИЙ А. И. Начну с последнего. Во-первых, что значит "выполнил условия аукциона"? Написал заявление и внёс задаток. Больше ничего не требуется - ни договора о задатке, ни заключения каких-либо других договоров, ни прихода в органы местного самоуправления, в органы государственной власти, то есть от людей ничего не требуется. Если кто-то хочет поучаствовать в аукционе - пожалуйста. Ещё раз про две недели. Почти три года у нас действует норма об этом сроке - две недели, и мы предлагаем это перевести на постоянную основу. Вы можете сделать запрос в Федеральную антимонопольную службу, нам, в регионы - никаких проблем с сокращением срока вот в эти три года у нас не было. Ну и по поводу технической ошибки. В законопроекте есть важная оговорка относительно существенных условий - не меняются предмет аукциона, местоположение. Как вообще человек ищет себе земельный участок? Он видит кадастровый номер, он заходит на публичную кадастровую карту, смотрит, где этот земельный участок, может даже выехать на место, посмотреть. Если ты реально интересуешься предметом аукциона, ты производишь определённое изучение и принимаешь решение, покупать тебе его с аукциона или не покупать. Поэтому здесь рисков я не вижу. Кроме того, ещё раз повторю, в других торгах уже давно и успешно работает практика исправления технических ошибок. В противном случае при обнаружении ошибки нужно отменить аукцион, заново провести все процедуры и повторно его выставить. По-моему, это просто нерациональная трата времени. Мне кажется, рисков здесь нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Игоревич, в продолжение вопроса депутата Куринного. Авторы законопроекта почему-то думают только о тех, кто будет покупать земельные участки, и совсем не думают о тех, кто живёт рядом. Вы отказываетесь публиковать информацию в печатных и электронных средствах массовой информации, между тем обычные граждане на специализированный сайт не заходят наверняка. Может получиться так, что они даже и не будут знать, что продан земельный участок, продажа которого прямо затрагивает их интересы. Всё-таки не правильнее ли вернуться к публикации в электронных и печатных средствах массовой информации? Если мешает требование одновременности, может быть, убрать требование одновременности, но сохранить информацию для всех граждан, а не только для покупателей. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Ну, всё-таки соседский земельный участок - это не означает, что это мой земельный участок, то есть соседский участок вполне может быть свободен и может быть предоставлен на конкурентных условиях. И опять же граждане могут так же и с информацией в газете не ознакомиться, они могут так же не ознакомиться и с информацией на сайте. Поэтому здесь я, честно говоря, не вижу проблем. Ещё раз скажу, что когда мы перевели всё на электронные торги, кроме 900 муниципальных образований, то как раз в тех муниципальных образованиях, где торги электронные, произошёл существенный рост заявок, там больше предоставляется земельных участков и больший интерес у населения. А вот что касается оставшихся 900 муниципальных образований, там как раз спрос низкий на земельные участки. Если кто-то считает, что его права затронуты, он хочет приобрести соседний участок - пожалуйста, это же тоже не запрещается. Сосед, если он хочет приобрести соседний участок, тоже вполне может поучаствовать в аукционе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скрозникова Анна Валерьевна. СКРОЗНИКОВА А. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Алексей Игоревич, законопроектом предусмотрена возможность уполномоченного органа вносить в извещение о проведении аукциона изменения в целях исправления технических ошибок. А будет ли урегулирован порядок внесения в извещение изменений, касающихся существенных условий договора? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Законопроект, напротив, не разрешает вносить изменения в существенные условия. То есть такой порядок не понадобится, поскольку законопроект этого не допускает, как и сегодня в целом Земельный кодекс не допускает менять существенные условия. К существенным условиям, я напомню, относятся предмет договора и его цена, поэтому ни то ни другое поменять нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ..." кто будет выступать? Делягин? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По три минуты. Хорошо. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Обратите внимание на непереводимую игру слов, каким образом мы собираемся расширять круг участников аукциона, - путём сокращения, как было официально сказано, числа тех, кто о нём проинформирован, потому что кто-то, безусловно, читает на бумаге. Как здесь было сказано, обычный человек не пользуется специальными ресурсами. Специальными ресурсами пользуются спекулянты, то есть этот закон для спекуляции землёй, а не для её нормального использования, в том числе соседского использования. И да, конечно, проблема синхронизации есть, но почему бы не снять эту проблему мелкой правкой, в конце концов огромное количество людей действительно читает бумажные документы. Это первое. Второе. У нас очень опасная тенденция: мы начинаем обожествлять цифровизацию. Дорогие коллеги, в части цифровизации технические возможности опережают то, что мы можем себе вообразить, и в части цифровизации бесправие человека уже прямо сейчас носит в нашей стране абсолютный характер, потому что вас, так сказать, лишат прав так, как вы даже не можете себе вообразить. Простые примеры из жизни. Сейчас в школах электронные дневники, в которых оценки сплошь и рядом не только исправляются задним числом, но и ставятся задним числом, и очень часто ученики и родители недоумевают: как же так, мы не отвечали, откуда у нас эта оценка, и не всегда хорошая оценка? Я сам пытаюсь сейчас безуспешно сменить место регистрации на пресловутых "Госуслугах", которые выстроены так, что сменить это дело в рамках электронной записи невозможно даже в городе Москве, потому что: "Пожалуйста, запишитесь на регистрацию". - "Свободных мест нет, до свидания". На колу мочало, начинай сначала. Как это будет устроено, когда всё окончательно будет переведено в цифру, и когда не будет даже бумажных извещений, и когда, не дай бог... Действительно, здесь прозвучали замечательные слова, что "технический сбой не влияет на результаты аукциона". Очень интересно узнать, как это понимать и на каком языке вообще это понимать? Так что, дорогие друзья, в части концепции - да, хорошо, всё это правильно, но - понимаете? - это производит впечатление поощрения коррупции, а не борьбы с ней. Потому что если мы сокращаем сроки проведения, то мы тем самым сокращаем сроки и для участников - что здесь, казалось бы, непонятного? Но нам рассказывают, что дважды два - это сапоги всмятку. И боюсь, что таким образом мы будем подогревать социальную напряжённость, которая и так в нашей стране нарастает, а не ослаблять её, как должны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лисовский Сергей Фёдорович. Тогда по три минуты - от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Пожалуйста. ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Спасибо большое. Я как раз считаю, что, наоборот, законопроект решает вопросы и проблемы, которые давно надо было решать. Я могу сказать, что часто приезжаю в Курганскую область и решаю те вопросы, которые решил этот законопроект. В частности, именно недобросовестные чиновники зачастую затягивают проведение аукциона, внося небольшие недочёты или ошибки, тем самым отменяя аукцион... Так как внести исправления в течение периода подготовки аукциона нельзя, надо возвращать всё и всю процедуру начинать с нуля практически, аукцион может затягиваться даже не на месяцы, а на годы. Поэтому как раз вот позиция о том, что можно вносить несущественные изменения, - это очень важная позиция. Сокращение сроков. Если взять муниципальные образования, там все прекрасно знают, что и как продаётся, и желающие купить уже давно, скажем так, готовы это сделать и поучаствовать в торгах. Поэтому сокращение сроков только ускорит процедуру введения в оборот земель, которые зачастую бывают, ну, не использованы, но очень востребованы. И самое главное, что ускорение сроков, особенно вот заключение договоров купли-продажи или аренды... Это тоже было одной из процедур затягивания недобросовестными чиновниками передачи земли неудобному для них победителю аукциона. Поэтому я считаю, что закон действительно решает все проблемы. В отношении цифровых проблем. Действительно, не всё так совершенно, но мы этот закон делаем не на год и не на два, а на будущее, и я уверен, что цифровые платформы со временем мы всё-таки отладим и они будут работать эффективно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, большое количество вопросов с претензиями, с непонятностями, как мы боремся с коррупцией, сокращая сроки публикации, сокращая количество источников этой информации. Но есть ещё один вопрос - сельхозземля. Если её покупают, скажем, за тысячи рублей люди, которые изначально не имеют никакого отношения к сельхозпроизводству, не собирались... покупают её только для того, чтобы потом перепродать за миллионы, это ли не коррупция? Уважаемые коллеги из правительства, у вас что, нет такой информации? У нас огромное количество обращений с мест, из регионов о подобных аукционах. Ну давайте каким-то образом этому противостоять! Это ли не залезание в казну вот блудливых чиновников на местах? Они уже по своему ближнему кругу распространяют информацию о том, где что и почём можно купить задёшево, с тем чтобы потом продать задорого и поделиться с этими чиновниками. Что, нет такой у вас информации? Какие у вас предложения? Допустим, не согласны вы с моим предложением обязать купившего, например, сельхозземлю затем её и использовать по назначению, не используешь год, два, три... как сегодня мы заставляем владельцев шести соток использовать по назначению участки ИЖС. Вот это требование почему не вводится здесь как мера борьбы с коррупцией, как вот такой способ нивелирования? Давайте другим путём пойдём, вот ещё одно предложение: перепродал спекулянт земельный дальше выигранную на аукционе землю, причём по большей в разы цене, - заплати-ка 90 процентов от разницы, между тем, что ты заплатил государству, и тем, что положил в карман. И я вас уверяю: совсем по-другому всё будет, изменится вся эта ситуация, и, самое главное, не будет недовольства людей, граждан, которые сегодня лишены возможности получить землю в России. В России земли огромное количество, а получить землю под ИЖС, под сельхоз... Попробуйте получите! Вот всё из-за того, что такие несовершенные законы продолжают действовать, а мы их не улучшаем. Наша фракция не будет поддерживать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, данный законопроект - это законопроект для каких-то идеальных условий, для идеальной России, где идеальные чиновники проверяют земельный участок, который ничем не обременён, не входит ни в какую зону запрещённую, выставляют этот участок на торги, а идеальные бизнесмены - не спекулянты, о которых сегодня говорили, - покупают его исключительно для своих нужд, для развития там своего хозяйства, промышленности или ещё чего-то. К сожалению, на деле происходит всё совсем не так, и вот что нас в данном случае настораживает. Ну, первое - это, конечно, снижение уровня общественного обсуждения. Мы прекрасно понимаем, что на специализированных площадках, где продаётся земля, простой гражданин, к сожалению, не присутствует регулярно, а публикация в СМИ, в бумажном СМИ или электронном, - это дополнительная гарантия того, что информация доходит до людей. Как происходит на деле, ну, я вам расскажу: выставляется земельный участок, право аренды разыгрывается, его выигрывает некая компания, приходит туда - по документам земельный участок ничем не обременён, а на нём давно существует парк. Есть свидетели, которых мы приводим, которые говорят, что они этот парк сажали, есть фотографии, есть картина, по которой видно, что там растут десятки деревьев уже давным-давно, а по документам - нет, ничем не обременён, мол, мы всё честно продали, и пускай компания делает что хочет, включая уничтожение этих зелёных насаждений. Другой пример. Озеро, целое озеро, большое - точно так же: у нас по документам, мол, нет никакого озера, никаких обременений нет, значит, мы его легко засыпем, несмотря на то что там водится сейчас птица, в том числе и краснокнижная, и построим то, что нам надо, потому что бизнес, потому что прибыль и всё остальное. В этой связи мы видим, конечно, большие риски. Кроме того, ещё и органы местного самоуправления должны работать как часы: поступила заявка, вот есть 14 дней, выставили на аукцион, кто-то купил - всё, забыли. А на деле, к сожалению, и коммуникации, которые там проложены уже давным-давно, иногда забывают на таких земельных участках учесть, есть и другие моменты, о которых я рассказывал, природоохранные объекты, общественные, детские площадки, всё остальное там оказывается. Безусловно, подобный механизм чисто технически облегчит, может быть, жизнь бизнесменам, ещё больше облегчит спекулянтам - может быть, ими и поддерживается, - но мы видим большие риски в данном варианте и в части цифровизации, и в части работы, поэтому прежде чем к этому переходить, надо эти риски устранить. И коррупционные риски есть. Вот было несколько вопросов по поводу того, что какой-нибудь хитрый чиновник может специально не внести что-то или специально сделать техническую ошибку буквально за день, за два до аукциона, когда никто не сможет уже подсуетиться и что-либо там исправить. Кто мешает подготовить нормально аукцион? Не каждый день продаются земельные участки. Можно и номер выверить, и адрес выверить, и всё остальное - нет, видимо, ошибки появляются специально. И вот этот законопроект создаёт для недобросовестных чиновников дополнительные возможности, они могут заработать себе, обеспечивая победу кому нужно. Наша фракция не будет поддерживать данный законопроект, во всяком случае в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тен Сергей Юрьевич. С места. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К бурной, оживлённой дискуссии хочется добавить, что Государственная Дума и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" своевременно реагируют на потребности в развитии земельно-правовых отношений, в том числе с учётом правоприменительной практики. Очевидно, что регулирование процедур торгов по предоставлению гражданам, юридическим лицам земельных участков должно актуализироваться оперативно. И самое главное, что предусматривает данная законодательная инициатива, - это оптимизацию работы компетентных органов, ускорение вовлечения земельных участков в гражданский оборот, как это предусмотрено законопроектом. Ну а всем коллегам, кто выступал против данной законодательной инициативы, я предлагаю на площадке комитета отработать все предложения ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Лисицын Анатолий Иванович... Ошибка? Хорошо. Представители президента, правительства? Заключительное слово - докладчик. Пожалуйста. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня только одна просьба. Информацию по тем случаям, о которых Алексей Владимирович сказал, - когда парк продали и так далее - направить официально в наш адрес, чтобы мы всё-таки рассмотрели, поскольку, по моему мнению, речь идёт о прямом нарушении действующего закона, и это не имеет никакого отношения к законопроекту. А с этими конкретными случаями мы разберёмся и обратную связь дадим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 55 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.