Заседание № 253
13.10.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 659217-6 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся отзыва члена избирательной комиссии с правом решающего голоса).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5584 по 6201 из 6459
Следующий, 28-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Олег Леонидович Михеев. Олег Леонидович Михеев докладывает. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Передумал? Нет? Ну, хорошо. Олег Леонидович, вы как-то побыстрей собирайтесь и, вообще, реагируйте на то, что в зале происходит, следите за повесткой - это полезно. МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение выносится законопроект, цель которого - помочь во время избирательной кампании партиям, которые по ранее принятому закону выдвинули членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, чтобы можно было этим процессом управлять. Что имеется в виду? Принимая данный закон, мы радовались, потому что, как вы помните, до этого мы переназначали членов комиссии с правом решающего голоса перед каждыми выборами, и это было сложно - большой объём работы. Мы приняли, установили срок пять лет, все посчитали, что это хорошо, но мы не учли следующее: жизнь продолжается - кто-то уходит, кому-то сделали более выгодное предложение. Мы с вами потом приняли другой закон, после чего появилось много маленьких партий, и люди, которые уже были назначены членами комиссии с правом решающего голоса, стали менять свою точку зрения, перестали подчиняться и партиям в том числе. Для того чтобы оставить процесс под контролем партий, которые выдвинули членов комиссии с правом решающего голоса, и предлагается принять данный закон - партия сможет отозвать члена комиссии с правом решающего голоса и порекомендовать на его место другого кандидата. При этом чётко устанавливается, что в определённый период, в течение двух недель до конца избирательной кампании, нельзя отозвать члена комиссии с правом решающего голоса. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Олег Леонидович рассказал о концепции данного законопроекта. Действительно, предлагается дополнить закон № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" новым основанием освобождения члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от исполнения полномочий досрочно - по решению назначившей его политической партии. Уважаемые коллеги, в вашем распоряжении имеется крайне подробное заключение комитета, которое мы сделали по этому поводу. В частности, мы полагаем, что в 67-м законе отражены принципы независимости и несменяемости избирательных комиссий, и установленный пятилетний срок полномочий является дополнительной гарантией обеспечения непрерывности работы избирательных комиссий и, соответственно, полномочий их членов. Мы также ссылаемся - в заключении вы это найдёте - на пункт 3 статьи 11 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, ратифицированной, я подчёркиваю это, Российской Федерацией в 2003 году (закон № 89-ФЗ "О ратификации..."), где предусмотрено, что порядок и сроки досрочного прекращения полномочий членов избирательного органа, комиссии по основаниям, предусмотренным в законе, не должны препятствовать осуществлению избирательным органом возложенных на него полномочий. Также хотелось бы обратить ваше внимание на то, что положения 67-го закона соотносятся с позицией Конституционного Суда Российской Федерации. Вы можете обратить внимание на постановление от 22 июня 2010 года № 14-П, согласно которому в Российской Федерации действует специальный порядок формирования избирательных комиссий, исключающий монопольное участие каких-либо законодательных или исполнительных органов, а равно иных субъектов публичной власти в определении их персонального состава, а также не допускается отзыв члена избирательной комиссии с правом решающего голоса по инициативе субъекта, предложившего его кандидатуру в состав комиссии. Мне исключительно понравился аргумент, который привёл Олег Леонидович, этот аргумент заключается в том, что жизнь меняется. Да, должен сказать, что жизнь в течение пяти лет меняется - это очень часто происходит, и не только в этих отношениях, но и в более стабильных отношениях, извините, и в семейных отношениях, и во многих-многих других. За каждый выбор - тем более речь идёт о выборе всего лишь на пять лет - так или иначе надо нести ответственность, и если ответственная политическая сила, которая борется за власть - это её основное предназначение, - определилась, остановилась на той или иной кандидатуре, то данная политическая сила должна нести политическую ответственность за то лицо, которое она предложила. В противном случае - я об этом не говорю, ни при каких условиях я об этом не говорю - всё начнёт меняться с такой быстротой и, может быть, по воле такого круга людей, который покажется вам сомни... неправильное слово - "сомнительный"... которые, вам покажется, будут принимать такие решения слишком произвольно, тем более в условиях современной модели политической системы. Поэтому, если вы не против, Олег Леонидович, - а я понял, что вы не против, поскольку вы долго шли на трибуну, вы сомневались, стоит ли докладывать этот законопроект, - давайте оставим всё так, как есть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчику, Олегу Леонидовичу. А есть ли какая-то статистика по партиям: сколько, действительно, в целом по стране выдвигается членов избирательных комиссий с правом решающего голоса? Хотя это мы знаем. Ну, даже если исходить из того, что на каждый избирательный участок мы сейчас направляем одного представителя политической партии, насколько современные политические партии России способны обеспечить качество их работы на столь большом количестве избирательных участков, чтобы они, в общем-то, работали в рамках закона и действительно исполняли свой долг, обязанности членов избирательных комиссий? Способны ли партии?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Леонидович Михеев. МИХЕЕВ О. Л. Спасибо за вопрос. Такой статистики по стране, безусловно, нет. Почему её нет? Потому что в законе сегодня говорится: если мы назначим члена комиссии, то он должен оставаться полностью на весь период исполнения обязанностей, и лишь только каждая партия может чётко понять, есть у них эти проблемы или нет. Во время всех избирательных кампаний, которые проходили за последние годы, я лично видел и знаю, что наша партия, как и другие парламентские партии, кроме партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", сталкиваются с тем, что большое количество членов комиссии с правом решающего голоса уже перестали работать эффективно - по разным причинам: кому-то стало удобно и они работают уже с партией власти, потому что это более комфортно для них, кто-то перешёл, кто-то ушёл. И часто возникает ситуация, что даже когда жалуются на человека, который, будучи членом комиссии, не появляется на рабочем месте, просто не является, его нельзя заменить по той причине, что согласно закону он должен работать, и, как уже сказал Владимир Николаевич, это ответственность партии. Как раз данным законопроектом предполагается дать возможность эффективно управлять той квотой, которая нам дана, и мы предлагается принять данный законопроект, чтобы на самом деле, реально можно было управлять членами комиссии с правом решающего голоса. И лишать нас этого права... Вернее, сегодня мы лишены этого права, и я думаю, что выборы будут проходить более законно и честно, если этот закон будет принят и будет работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Владимир Николаевич, когда слушаешь ваш доклад, выступление, ну прямо бальзам на душу: так вы всё красиво объясняете, даже жить становится веселее. Но всё-таки тот аргумент, который вы приводите, что жизнь меняется, а её менять не нужно... Хочу напомнить слова Егора Кузьмича Лигачёва, который сказал Ельцину: "Борис, ты не прав", и оказался прав Егор Кузьмич-то - вот вы тоже не правы. Я только что, 13 сентября, в Шахтах работал, там член территориальной комиссии с правом решающего голоса приболел и по болезни отказался участвовать в работе комиссии, и его никак нельзя было убрать: заявление не пишет - его убрать никак нельзя. Вот вам, пожалуйста, жизнь меняется, и меняется порой не в лучшую сторону, а ту норму, которая предлагается в законе, вы отвергаете. Как быть в данном случае: следовать вашей рекомендации и ничего не менять или всё-таки менять ситуацию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Николай Фёдорович! Ситуация, которую вы привели, - стойкая утрата нетрудоспособности - совершенно другого порядка и никакого отношения не имеет к праву политической партии освобождать или ставить вопрос об освобождении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от исполнения полномочий досрочно. Что же касается удовольствия от тех или иных выражений, то в рамках нашего сложного времени, даже если это удовольствие на небольшой период времени, то это уже само по себе благо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Юрьевич Максимов. МАКСИМОВ В. Ю. Вопрос к Олегу Леонидовичу. Олег Леонидович, скажите, пожалуйста, видимо, необходимость замены того или иного члена комиссии связана с тем, что он утратил доверие, но где гарантия, что такая ошибка не повторится и вновь назначенный член комиссии тоже не потеряет доверие и так до бесконечности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Леонидович Михеев. МИХЕЕВ О. Л. Василий Юрьевич, спасибо вам за вопрос. Я, наверное, всё-таки вам, как члену партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", отвечу, приведу конкретный пример. К несчастью или случайно, но очень часто члены комиссии с правом решающего голоса становятся членами той команды и выполняют те указания, которые даёт партия власти или обладатель административного ресурса, и, безусловно, если мы это видим и можем этого человека заменить, у нас остаётся право влиять на избирательные процессы, если же мы это сделать не можем, то он продолжает вести свою работу. Есть ли гарантия, что, сменив этого человека и поставив другого, мы что-то изменим? Есть гарантия. Но этого не произойдёт, если мы не будем его менять: он будет продолжать так работать и выполнять те задачи, которые перед ним ставят представители других партий. Как раз для этого и вносится законопроект. Вот Владимир Николаевич хорошо сказал, что меняется ситуация: мы должны быть гибкими, и если закон дал нам право поставить своего члена комиссии с правом решающего голоса в рамках квоты, которую мы установили, то мы хотим, чтобы он продолжал работать и выполнять те задачи, которые перед ним ставит партия. Что касается опасений, что могут появиться какие-то силы, которые будут на этот процесс влиять, - нет, не появятся, потому что в данном законопроекте предлагается, чтобы решение принимала именно та партия, которая выдвинула этого человека, только партия. Член комиссии с правом решающего голоса может быть отозван не просто решением одного человека, а решением центрального совета или высшего органа, то есть это должно регламентироваться, и посторонним влезть в этот процесс будет невозможно, потому что только партия может этим процессом управлять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Владимир Николаевич, ну вот смотрите, когда мы обсуждали этот законопроект на заседании комитета, один из наших коллег заподозрил оппозиционные партии в попытке сорвать выборы, дескать, вот отзовёте вы всех своих членов комиссий - и выборы не состоятся, но, насколько я помню, в законопроекте есть ограничения, то есть не позднее чем за 20 дней до дня выборов, до дня голосования, никаких действий быть не может. Может быть, я не так понял, вы объясните, в чём опасность-то этой ротации? Ведь может быть совсем другая ситуация, когда человек абсолютно не принимает участия в работе комиссии, а возможности поменять-то его нет, и как раз здесь выборы под угрозой не с нашей стороны, а с точки зрения того, что закон несовершенен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, действительно, на заседании комитета очень предметно обсуждался этот вопрос. Спасибо, что вы помните в том числе какие-то детали, кажущиеся существенными, однако на заседании комитета звучала и другая, главная тема - это тема стабильности и тема предсказуемости, и это очень важно для избирательных комиссий. Мы полагаем, что если произошло назначение на пятилетний срок, то данное лицо получило эти полномочия на срок пять лет и оно может их надлежащим образом реализовывать. Ещё раз хочу сказать: понятно, что могут возникать определённые предпочтения, изменения политических взглядов, какие-то изменения, но данное лицо является членом коллегиального органа с правом решающего голоса, и нам представляется, что пятилетний срок вполне допустим: закон даёт политическим партиям гарантию того, что, если не удовлетворены работой своего представителя в течение этого срока, они могут решить этот вопрос по истечении пятилетнего срока. В противном случае появится некая дробность решений, причём это может носить, скажем так, сложный характер, если лиц с правом решающего голоса будут постоянно отзывать, - можно себе представить и эту картину. В этой части давайте будем ориентироваться на стабильность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Владимир Николаевич, всё-таки вынужден взять слово для выступления и попытаться скорректировать вашу мысль. Речь идёт не об утрате трудоспособности, никто этого не установил, это так заявил действующий член комиссии с правом решающего голоса партии КПРФ, которая его выдвинула туда: "Я болею, поэтому не хочу принимать участие в работе комиссии", - и не принимает! И здесь нужно разбираться, кто прав, кто виноват, не один день. А если было б право отозвать, если б орган Коммунистической партии принял решение, то отозвали бы человека и вопрос был бы снят с повестки дня. Речь-то идёт об этом, а не о том, кто виноват и кто прав. А прав автор законопроекта: эту норму надо вводить. И вообще нормы закона о формировании комиссии, назначении членов комиссии с правом совещательного или решающего голоса надо пересмотреть, Владимир Николаевич. Вот только сегодня я получил письмо из Нижегородской области. Автор этого письма, член одной из комиссий, пишет о том, что избирательная комиссия состоит сплошь из родственников (председатель комиссии - Гусенкова Наталья Владимировна, заместитель - Гусенков Андрей Фёдорович, члены комиссии - Тихонов Сергей Алексеевич, Тихонова Лариса Ивановна) и что все они представители от "ЕДИНОЙ РОССИИ". И вот попробуйте навести порядок в избирательном процессе, когда все члены комиссии от одной партии, причём все родственники, - да там всё что угодно может твориться! И он дальше-то как раз и пишет, что 13-го числа, вместо того чтобы открыть избирательный участок в присутствии всех членов комиссии, председатель комиссии открыла избирательный участок самостоятельно, вбросила бюллетени досрочно голосовавших, а когда все собрались, сказала, что всё законно, - чего, мол, вы тут выступаете?! А право решающего голоса было у этих родственников. Так что, когда вы нам поясняете, нас убеждаете, что всё, как говорится, хоккей, всё прекрасно в этом мире и жизнь радостная, вы напрасно это делаете: не настолько мы наивные люди, чтобы не понимать, что вся избирательная система построена под одну-единственную партию - партию, которая находится сегодня у управления государством и называется "ЕДИНАЯ РОССИЯ". И пока буржуазия живёт с мыслью, что ни в коем разе нельзя отдавать власть другой партии, она так и будет нас убеждать, что всё прекрасно, говорить: голосуйте так, как мы вам прикажем, и формируйте комиссии так, как мы вам скажем. Законопроект надо принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, сама идея законопроекта абсолютно не нова, наверное, все оппозиционные партии уже в той или иной форме предлагали внести подобные изменения: поскольку у нас есть право в обязательном порядке вводить своих членов в состав комиссии того или иного уровня, то было бы логичным, чтобы мы могли каким-то образом и отвечать за это право. Но вот ответственности нам никто не даёт. В своём выступлении наш уважаемый Владимир Николаевич ссылался на постановление Конституционного Суда № 14-П, где задекларирован принцип несменяемости избирательных комиссий, а также Владимир Николаевич, как всегда, в свойственной ему манере определил запрос избирательных комиссий на стабильность, спокойствие и тэдэ, и тэпэ, ну, в общем, чтобы ничего не происходило. Я просто удивляюсь всегда: почему-то вы с упорством, достойным лучшего применения, думаете, что оппозиционные партии заинтересованы сорвать выборы, - в таком случае мы тогда в выборах-то вообще не участвовали бы! Вы нас не путайте с маргиналами, которые бегают и предлагают голосовать против всех, лишь бы выборы не состоялись, - назло маме уши отморожу! - мы в этом абсолютно не заинтересованы. Но вот такие попытки, когда вы лишаете политическую партию возможности воздействовать хотя бы на сам процесс, когда вы лишаете партию права дать возможность комиссии работать нормально, - вот это просто вызывает недоумение, понимаете? Тогда уж давайте, учитывая, что принцип несменяемости уже есть в работе избирательных комиссий, декларирован Конституционным Судом, установим для них ещё и принцип неподсудности, неприкосновенности и так далее, и тогда ни одна оппозиционная партия и мировое сообщество не усомнятся в правильности и объективности подсчёта голосов нашими избирательными комиссиями. И вы, кстати, в этом направлении пошли уже (правда, наполовину), потому что у нас члены избирательных комиссий во время проведения выборов не могут быть задержаны, арестованы без согласия соответствующего прокурора. О чём это говорит? О том, что если ты будешь себя хорошо вести, то тебя не арестуют, не задержат, а вот если ты себя будешь плохо вести, то, когда выборы закончатся, мы с тобой обязательно разберёмся: и с работы уволим, и мало ли что мы можем тебе "приятного" сделать, чтобы ты знал, как в следующий раз себя вести. Вот это всё, Владимир Николаевич, все прекрасно понимают, и поэтому давайте, чтобы всё-таки не говорить, что мы сами себе враги, своей стране, дадим оппозиционным партиям, даже не оппозиционным - просто партиям - участникам избирательного процесса как возможность привлекать своих представителей для работы в комиссии, так и возможность их отзывать. Ещё раз говорю, мы заинтересованы в том, чтобы выборы проходили честно, а если у нас возможности влиять на это нет, то тут уже возникает сомнение как в непредвзятости работы того или иного члена комиссии, так и в результатах. Чтобы этого не было, чтобы у нас было меньше возможности вас критиковать, давайте дадим партии такое право, в противном случае каждые выборы будут сопровождаться сплошными претензиями, пересчётами голосов и так далее. Ну, в конце концов, Владимир Николаевич, вот прошли же выборы недавно. Вот в Греции ещё выборы не закончились, а уже там друг друга поздравляют - кто победил, кто... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемые коллеги, закон нужно принимать, и фракция КПРФ в Государственной Думе будет голосовать за данный законопроект по следующим основаниям. Первое. Вот Владимир Николаевич Плигин, уважаемый коллега, говорит о том, что партия должна нести ответственность и якобы эту ответственность партия несёт в течение пяти лет. Вот представьте себе ситуацию: партия действительно ответственно выдвинула кандидатуру, кандидатура не справляется, не выполняет, по сути дела, те самые нормативы, которые предполагает партия. Каким же тогда образом партия, будучи лишённой возможности отзывать этого члена избирательной комиссии, будет нести ответственность? Скажите, пожалуйста, где есть такое положение, что ты его выдвинул, потом пять лет за него отвечаешь, а отозвать, в общем-то, не можешь? Это нонсенс, нарушение как раз всех норм и принципов современного демократического права! С другой стороны, каким образом современные политические партии, представленные в Российской Федерации, могут обеспечить качество, по сути дела, на пять лет вперёд? Вот мы сейчас бюджет будем принимать на один год, потому что дальше мы предвидеть ничего не можем, а почему же политическая партия, которая может быть федеральной партией, имея численный состав всего 500 человек, - а избирательных комиссий по территории России порядка 100 тысяч - должна, в общем-то, нести ответственность и справляться с этой огромной задачей? Здесь, извините меня, и содержание, и формы, и механизмы, по сути дела, абсолютно не совпадают! И следующий момент. Мы к каждым выборам меняем законодательство о выборах, изменяем положения, как должны избираться депутаты, а в то же самое время, если содержание меняется, и механизм должен меняться, то есть если изменил законодательство о выборах (сейчас вот наряду с партийными списками будут одномандатные округа при выборах депутатов в Государственную Думу), тогда и состав всех избирательных комиссий в соответствии с изменением содержания, как мне представляется, должен быть пересмотрен. В связи с этим считаю, что за законопроект нужно голосовать, это как раз самая демократическая норма, которая позволяет партиям и общественности контролировать весь избирательный процесс в стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым предлагается внести изменения в порядок освобождения члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от исполнения полномочий досрочно по решению назначившей его политической партии. Пунктом 6 статьи 29 федерального закона № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев освобождения от обязанностей члена комиссии с правом решающего голоса до истечения срока его полномочий. Предусмотренные действующим федеральным законодательством требования и ограничения направлены на исключение возможности влияния как органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и лиц, в том числе политических партий, на объективность принимаемых членами избирательных комиссий решений. Установление же возможности отзыва избирательными объединениями членов комиссии, предложенных в состав комиссии, будет способствовать зависимости таких членов комиссии от соответствующих избирательных объединений и нарушать установленные стандарты и требования российского законодательства и международного права. Как я уже сказал, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я от фракции, но постараюсь побыстрее уложиться, Сергей Евгеньевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на то, что мы 23 мая 2012 года рассматривали законопроект № 47830-6, внесённый в то время ещё президентом Медведевым Дмитрием Анатольевичем, - просил бы всё-таки внимательно посмотреть заключение комитета по тому законопроекту и стенограмму с выступлениями представителей всех фракций: тогда мы очень дружно поддержали тот законопроект. Что гласил тот законопроект? Просто-напросто то же самое, те же нормы, которые мы с вами сейчас обсуждаем: отзыв члена комиссии с правом решающего голоса. Мы его приняли в первом чтении, после этого законопроект надолго лёг на полку, а сейчас, к сожалению, я слышу вот такие мнения... Я прочитал заключение комитета, очень внимательно послушал Владимира Николаевича, очень мною уважаемого, которым была сделана отсылка на решение Конституционного Суда от 2010 года, послушал выступление представителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - коллеги, нам надо быть последовательными и поступательно решать эти вопросы! Дело в том, что если мы все единодушно поддержали тот законопроект (по нему выступал представитель президента уважаемый Гарри Владимирович), в котором было чётко сказано, что все политические партии имеют право отзывать, менять члена комиссии с правом решающего голоса на основании - только там было сказано об основании - убедительных доказательств, а принимает решение об этом Центральная избирательная комиссия, областные, краевые комиссии и так далее, то почему мы с вами так непоследовательны?! Почему мы не можем принять такие же решения, как те, которые мы однажды уже принимали, почему законопроект, внесённый тогда ещё президентом Медведевым, лежит у нас на полке?! Коллеги, мы с вами вот ломаем копья, но я хочу сказать следующее: любая партия - я не выделяю здесь ни оппозиционные, ни партию власти - должна иметь такую возможность. Я человек пехоты, так сказать, я тот человек, который работает непосредственно с участковыми избирательными комиссиями, я работаю с территориальными комиссиями, с краевой избирательной комиссией, и я хочу сказать, что за пять лет очень многое меняется. Коллеги, я могу вам напомнить, что у нас ещё существует резерв членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, чтобы вы знали, и вот у нас в состав участковых избирательных комиссий кроме человека, избранного туда, включаются в резерв ещё по два человека на каждую комиссию - конечно, многие оппозиционные партии не могут найти такое количество людей для включения в резерв. На территории Краснодарского края имеется 2 тысячи 724 участка, поэтому нам, чтобы набрать туда членов комиссии с правом решающего голоса и резерв, нужно подобрать порядка восьми тысяч человек - это серьёзный вопрос. А ведь именно об этом свидетельствует сейчас позиция администрации президента - почитайте внимательно лекцию Володина, которую он... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. РУДЕНКО А. В. ...которую он прочитал в Сбербанке для чиновников Московской области, где говорил о том, что чиновники не должны допустить десакрализацию власти. Я читал выступление первого заместителя председателя Ивлева, который рекомендовал членам избирательных комиссий не заниматься приводом людей на участки, - дословно буквально! - и фальсификацией выборов, потому что очень жёсткое законодательство. Почему мы с вами не должны в состав комиссий вводить людей, которые действительно будут заниматься этой работой, а политические партии будут их обучать? И тогда многим будет легче, не будет всех этих вопросов - я думаю, что тот законопроект, который тогда был предложен ещё президентом Медведевым, был внесён как бы вследствие событий на Болотной площади. У нас будут члены комиссий с правом решающего голоса, которые подпишут протокол, тогда и с них будем спрашивать, и с той политической партии, которая их выдвинула. А если сейчас у меня из двух с половиной тысяч членов комиссий с правом решающего голоса осталось только триста партийцев, и я не могу остальных поменять, потому что нет такой нормы закона, то, к сожалению, мне такие протоколы и приносят, вот данные из последнего протокола: один человек проголосовал за ЛДПР, два - за "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ", три - за "Партию социальной защиты", четыре - за КПРФ и 2 тысячи 221 человек проголосовал за временно исполняющего обязанности губернатора - просто издеваются, просто смешно! Но у меня там просто нет члена комиссии с правом решающего голоса, который мог бы этот протокол зафиксировать! Коллеги, давайте внимательно почитаем два заключения комитета, высказанные нами позиции и ещё раз вернёмся к этому. Я предлагаю в первом чтении принять этот законопроект, а во втором чтении уже его доработать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Леонидович Михеев. МИХЕЕВ О. Л. Уважаемые коллеги, я ещё раз заострю внимание на том, что любой закон, который мы с вами рассматриваем, особенно связанный с выборами, всегда можно трактовать так, будто он направлен на то, чтобы сорвать выборы, уничтожить демократию в нашей стране и так далее, и так далее. В данном случае, я считаю, закон необходим всем партиям, даже если говорить о партии, которая имеет большое количество рычагов влияния, - о партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - то им этот закон тоже нужен. Сегодня мы сталкиваемся... вот, например, в Волгоградской области только за последнее время три раза поменялась областная избирательная комиссия вместе с председателем, то же самое происходит с членами комиссии с правом решающего голоса. У партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" есть рычаг в виде губернатора, в виде глав районов, в виде финансирования, которое идёт, так сказать, под её контролем, и то возникают проблемы, и партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" приходится их решать, но решают они... ну, такими методами, которые возможны только для них, а для других партий - нет. И самое основное. Если член комиссии с правом решающего голоса, например, от партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" что-то совершил, - а порой это бывает по указанию председателя комиссии, который как-то связан с другой партией, - то ведь ответственность как раз возлагается на этого человека, хотя он уже не член нашей партии, мы уже не считаем его своим и он работает против нас. Простой пример: выборы в областную Думу в Волгоградской области в этом году. Жену члена комиссии с правом решающего голоса, которого мы выдвинули, взяли на работу в администрацию, и он стал дружить с администрацией. В конечном счёте во время избирательной кампании он работал на кандидата от "ЕДИНОЙ РОССИИ" против коммуниста, воруя листовки, распространяя чернуху и так далее, а все претензии - к партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Если бы мы могли, - а мы уже на прошлых выборах знали, что он не совсем с нами, - мы бы его сняли, поставили бы другого человека, и этой проблемы не было бы. Получается, что и предатели находятся. Да их можно как угодно назвать, но если люди изменили отношение к своей работе, то партия должна иметь право поменять их, потому что мы действительно несём и моральную ответственность, и репутационные потери только из-за того, что не можем этих людей убрать из избирательных комиссий. Данный закон не нарушает ничьих прав, не противоречит ни Конституции, ни другим законам, и, коллеги, напомню, что если мы с вами несколько лет назад нашли метод и отстранили депутатов от работы в Государственной Думе, то почему мы не можем принять закон, который даст нам основания снимать членов комиссии с правом решающего голоса, которые недобросовестно исполняют свои обязанности? Коллеги, прошу вас поддержать данный законопроект. Я считаю, что на сегодняшний день он просто необходим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, спасибо большое за глубокий и предметный анализ законопроекта, позиции комитета. И в этой части, если позволите, я выскажу несколько таких, может быть, не замечаний, а позиций. Николай Фёдорович, никогда и нигде мы не допускали со стороны комитета такой оценки, что кто-то из присутствующих в этом зале людей является наивным человеком. Я считаю, что все уважаемые коллеги, все мы вместе, зал Государственной Думы, - один из самых интеллектуальных центров Российской Федерации, и это обусловлено многими причинами, поэтому ещё раз хочу подчеркнуть, что никто никогда никого не оценивал как людей наивных. Следующий момент, который стоит отметить. Мы все вместе и поодиночке... и очень важно то, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" осуществляет, и вы это совершенно точно знаете, вместе с Президентом Российской Федерации огромные социальные программы, которые направлены на реализацию конституционного принципа функционирования российского государства, в том числе как социального государства, и, несомненно, возникают - мне это представляется крайне важным - и вопросы защиты различных форм собственности, но эта защита различных форм собственности не является ни в коей мере однобокой (ваши коллеги в том числе неоднократно ставили вопрос о защите малого бизнеса, среднего бизнеса). Ещё раз повторю: политика многовекторная, и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проводит её в рамках Конституции Российской Федерации... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) Плигин В. Н. Сергей Владимирович, у нас через несколько минут, а именно через восемнадцать, появится возможность продолжить дискуссию на заседании комитета. ...И поэтому, конечно же, никто не оценивал друг друга как врагов самим себе и тем более своей стране. Валентин Сергеевич остановился на обеспечении, так сказать, качества людей, но мы как раз из этого и исходим. Это такая немножко сложная формула, но мы исходим из того, что нужно нести ответственность за тех, кого предложили. Андрей Викторович Руденко неоднократно ставил вопрос о том проекте, который вспоминал. Спасибо большое, что вы этот вопрос подняли, - вы совершенно точно указали иные ограничительные основы, которые вошли в предмет анализировавшегося вами проекта федерального закона. Спасибо большое за обсуждение! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 12 сек.) Проголосовало за 187 чел.41,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 187 чел. Не голосовало 263 чел.58,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.