Заседание № 211
О проекте федерального закона № 658662-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (об уточнении ответственности командиров за морально-политическое и психологическое состояние подчинённого личного состава).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Доклад Андрея Леонидовича Красова. Пожалуйста, Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы, соответствующий проект постановления Государственной Думы имеется. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Богодухов Владимир Иванович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Шерину Александру Николаевичу. БОГОДУХОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На Российскую Федерацию и её граждан в последние годы оказывается мощное информационно-психологическое давление, формируется атмосфера русофобии в ближнем и дальнем зарубежье, создаются аналитические и информационные центры для целенаправленной и деструктивной работы с конкретными социальными группами россиян, в том числе с военнослужащими. В этих условиях представляется крайне важным формировать у личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации политическое сознание, политическое знание и политическую культуру, безусловную поддержку государственной политики в области обороны, высокие моральные и боевые качества, патриотизм, преданность своей Родине, постоянную готовность к выполнению поставленных задач. 30 июля 2018 года было учреждено Главное военно-политическое управление Вооружённых Сил Российской Федерации. Создаваемая система военно-политической работы нацелена на реализацию государственной политики в Вооружённых Силах Российской Федерации, формирование идейной, убеждённой, сильной духом личности военнослужащего, сплочённых воинских коллективов. Её главная цель - формирование надёжного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества, патриота и государственника, способного к выполнению задач по предназначению в любых условиях и обстановке. В связи с завершением реорганизационных мероприятий по созданию системы военно-политической работы и формированию военно-политических органов в Вооружённых Силах Российской Федерации рассматриваемым законопроектом предлагается, учитывая принцип единоначалия в Вооружённых Силах Российской Федерации, возложить на командиров, как единоначальников, ответственность за морально-политическое и психологическое состояние личного состава. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и предлагает Государственной Думе принять указанный закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич, фракция ЛДПР. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект, в котором говорится о необходимости возложить всю ответственность на отцов-командиров, в том числе за морально-политическое и психологическое состояние личного состава. Но мы также хотели бы напомнить, что военнослужащие сейчас проходят срочную службу один год и приходят в Вооружённые Силы уже состоявшимися личностями, и за один год переломить моральное состояние молодого человека очень сложно. Мы считаем, что подготовка к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации нашего подрастающего поколения должна происходить в том числе и в гражданских институтах. Хочу привести пример. В советское время это была школа - этапы развития личности: октябрёнок, пионер, комсомолец; сейчас - "Юнармия", очень хорошее, важное, правильное направление. Но, как вы знаете, наша армия была рабоче-крестьянской, такой и остаётся, поэтому мы считаем необходимым, чтобы дети из многодетных или малообеспеченных семей обеспечивались формой юнармейца за счёт государства. Сегодня, для того чтобы попасть в "Юнармию", необходимо приобрести полный комплект формы, который стоит в среднем около 70 тысяч рублей. Военрук обязательно должен быть в каждой школе. Обязательный предмет - начальная военная подготовка. На сегодняшний день ставка преподавателя составляет около 7 тысяч рублей в месяц, и нужно посетить 280 часов занятий по переподготовке кадрового офицера. Мало кто из военных пенсионеров пойдёт на такую мизерную заработную плату. ДОСААФ - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Эта организация должна иметь основное финансирование за счёт бюджета Российской Федерации и готовить подрастающее поколение к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, но сейчас на этом, скажем так, рынке услуг находятся непонятные, зачастую коммерческие организации, которые выигрывают гранты и занимаются подготовкой наших молодых кадров. Я считаю, что этой работой должно заниматься исключительно ДОСААФ, у которого есть реальная разветвлённая сеть и база на территории Российской Федерации. Экскурсии школьников на Мамаев курган, в Брестскую крепость, в музеи "Прохоровское поле", "Дорога жизни", блокады Ленинграда, допустим, в музей ВДВ в Рязани должны проводиться за счёт бюджета Российской Федерации, эти средства должны выделяться. Каждый школьник в нашей стране должен хотя бы одно из этих мест посетить в обязательном порядке. Дорогие друзья, необходимо вернуть программу "До 16 и старше...", из которой мы будем узнавать о детях из простых, обычных семей, которые достигли выдающихся результатов в учёбе, в спорте, в науке, в искусстве. Сегодня подрастающее поколение больше знает о Маре Багдасарян, нежели о тех детишках из глубинки, которые достигают определённых успехов. Ну и конечно же, кинематограф, дорогие друзья: необходимо выделять за счёт бюджета Российской Федерации средства на создание тех художественных фильмов, которые будут рассказывать о выдающихся исторических событиях. Ну и на федеральные каналы нужно приглашать побольше наших выдающихся космонавтов, военных деятелей, а не звёзд шоу-бизнеса и кино, которые рассказывают о своих молодых похождениях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих", 7-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 12 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 209
О проекте федерального закона № 658662-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (об уточнении ответственности командиров за морально-политическое и психологическое состояние подчинённого личного состава).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (об уточнении ответственности командиров в части морально-политического и психологического состояния подчинённого личного состава). Доклад Андрея Леонидовича Красова. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Поправок к законопроекту не поступило. Он прошёл все необходимые экспертизы, у Правового управления замечаний по законопроекту не имеется. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих", 7-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 17 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается единогласно законопроект во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по обороне просит включить рассматриваемый законопроект в порядок работы на 16 мая для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Поддерживаем ваше обращение, Андрей Леонидович. 16 мая данный законопроект мы рассмотрим в третьем чтении.
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 658662-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (об уточнении ответственности командиров за морально-политическое и психологическое состояние подчинённого личного состава).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации Николай Александрович Панков. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вынесенный на ваше рассмотрение проект федерального закона подготовлен во исполнение решения Президента Российской Федерации о создании в Вооружённых Силах нашей страны военно-политических органов, на которые возложены полномочия по организации соответствующей работы, и в этих целях создаётся необходимая законодательная база. В частности, в пункт 2 статьи 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующей ответственность командиров, вносится изменение, определяющее, что командир отвечает за (дальше я цитирую) "морально-политическое и психологическое состояние подчинённого личного состава", - понятно, что это наряду с другими обязанностями, которые непосредственно возлагаются на командиров и начальников. Непосредственная ответственность за организацию и состояние военно-политической работы возлагается на заместителей командиров по военно-политической работе. Принятие законопроекта обеспечит правовые основания для внесения изменений в общевоинские уставы Вооружённых Сил, в акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Минобороны России по вопросам организации в армии и на флоте военно-политической работы. Реализация законопроекта не влечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Доклад закончен. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович, присаживайтесь. С содокладом выступает Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! О концепции законопроекта доложил докладчик. Комитет по обороне поддерживает данную концепцию, поскольку возложение на командиров и начальников ответственности за морально-политическое и психологическое состояние наряду с ответственностью за состояние боевой готовности, боевой подготовки, а также состояние воинской дисциплины полностью соответствует концепции единоначалия в военной организации государства. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности также поддерживает законопроект. Правовое управление Аппарата Госдумы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Госдуме поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Николай Александрович, для реализации данного законопроекта должна быть разработана новая, многофакторная методика, на основе которой - помимо психологического состояния и дисциплины - будет оцениваться уровень понимания геополитики в сфере обороны. Скажите, пожалуйста, есть ли в данный момент такая методика, которая отвечает требованиям данного проекта закона, если нет, то в какие сроки она будет разработана? ПАНКОВ Н. А. Я сегодня не осмелился бы сказать, что все документы разработаны и приняты, поэтому, если вы меня внимательно слушали, наверное, обратили внимание, что своё выступление я закончил как раз словами, что принятие законопроекта как раз создаёт необходимую законодательную основу для дальнейшей работы, в том числе нормотворческой, но не только. Конечно, вы абсолютно правы, очень важно содержание. Закончу репликой: мы прекрасно понимаем, что речи быть не может о возврате к прошлому, - надо создавать систему работы с личным составом, отвечающую сегодняшним реалиям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Николай Александрович, в продолжение предыдущего вопроса. Всё-таки предполагается расшифровка. В пояснительной записке указано, что будет формирование политических, нравственных, правовых ценностей, интересов и установок, - что касается политических ценностей, интересов и установок, в каком документе это будет прописано и когда можно будет ознакомиться с его содержанием, чтобы понимать, о чём идёт речь? Потому что политика - очень размытое понятие, начиная от самого нехорошего применения армии, например в разного рода банановых республиках, и заканчивая исключительно патриотическим направлением. ПАНКОВ Н. А. Алексей Владимирович, вы представляете фракцию, которой эта тематика далеко не безразлична, и я вас приглашаю к этой работе. Я докладываю, что у нас будет положение об организации военно-политической работы в Вооружённых Силах Российской Федерации, где получат расшифровку те вопросы, которые вы сейчас задаёте, и это будет основополагающий документ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Спасибо, Андрей Леонидович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. А, есть, извините. Тогда давайте проведём запись. Включите режим записи на выступления. Юрий Николаевич Швыткин, я видел, руку поднимал, но, может быть, ещё есть желающие. Покажите список. Швыткин Юрий Николаевич, пожалуйста. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Буквально несколько слов. Я, безусловно, выступаю в поддержку данного законопроекта, но хотел парировать по поводу некоторых замечаний, которые меня маленько задевают. Я сам окончил Новосибирское высшее военно-политическое училище и прекрасно понимаю, что такое личный состав, что такое работать с личным составом, что такое крепкая воинская дисциплина, высокий моральный дух личного состава, когда команду даёт командир и нужно идти в бой, а не оглядываться назад. И я маленько не согласился бы с Николаем Александровичем, что в прошлом система работы с личным составом дала сбой. В прошлом система работы с личным составом дала очень серьёзные результаты: только в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации несколько депутатов, окончивших военно-политические училища, в том числе Новосибирское, среди них Герой России Станкевич, и среди выпускников моего училища 28 Героев России и два Героя Советского Союза - это так, на всякий случай. Я вас прошу, коллеги, к этому внимательно отнестись, безусловно, поддержать законопроект. Вот это я хотел сказать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Куринный Алексей Владимирович. На рабочем месте включите микрофон. КУРИННЫЙ А. В. Тоже коротко. Фракция поддержит законопроект и считает, что всё-таки армия, как одна из ключевых, стратегических опор нашего общества, должна быть вне политики в том понимании, в котором её иногда пытаются использовать. Я напомню один из роликов, размещённых в Интернете, где командир требует соответствующего голосования. Мне кажется, в рамках положения, которое будет разработано, должно быть чёткое указание, что армия - вне политики, армия - это страна, армия - это опора, и всех этих, ну, небольших с точки зрения истории попыток давления на политический выбор военнослужащих не должно быть, это должно пресекаться на корню, что называется. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Николай Александрович, будете выступать с заключительным словом? Андрей Леонидович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 32 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.