Заседание № 329
О проекте федерального закона № 658661-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" и Федеральный закон "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в целях установления правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 18-го вопроса, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" и Федеральный закон "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Доклад Альфии Гумаровны Когогиной. Пожалуйста, Альфия Гумаровна. КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на снижение объёмов незаконного оборота промышленной продукции. Полностью подготовлен к принятию в третьем чтении. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 18 нашей повестки. Законопроект рассматривается в третьем чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 45 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 328
О проекте федерального закона № 658661-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (в целях установления правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й вопрос. Коллеги, прошу обратить внимание, я читаю новое наименование законопроекта. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" и Федеральный закон "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Докладывает Альфия Гумаровна Когогина. КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 14 мая 2019 года. Законопроект направлен на сокращение объёмов незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации в целом и по отдельным отраслям, а также на повышение уровня обеспечения экономической безопасности путём пресечения противоправных деяний, совершаемых в сфере потребительского рынка. Комитетом законопроект был доработан с учётом поступивших поправок Правительства Российской Федерации. В комитет поступило восемь поправок: шесть поправок рекомендованы к принятию, две поправки - к отклонению. При этом концепция поправок, рекомендованных к отклонению, нашла своё отражение в тексте законопроекта, только в иной редакции, поддержанной всеми заинтересованными органами власти. Кроме того, законопроект дополнен изменениями в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", которыми приводятся в соответствие положения принятой редакции закона и Договора о Евразийском экономическом союзе, а именно обеспечивается возможность использования устройств с установленными приложениями, странами происхождения которых являются Российская Федерация и другие государства - члены ЕАЭС. Комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект во втором чтении, и в случае принятия мы просим назначить рассмотрение данного законопроекта в третьем чтении на 9 декабря, на завтра. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Альфия Гумаровна. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 45 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Будут ли вопросы по таблице поправок № 2? Тоже нет. Ставится таблица поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 12 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 36 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Во втором чтении принимается единогласно. Коллеги, нет возражений по предложению завтра рассмотреть законопроект в третьем чтении? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 209
О проекте федерального закона № 658661-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (в целях установления правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании". Доклад официального представителя правительства заместителя министра экономического развития Саввы Витальевича Шипова. Пожалуйста. ШИПОВ С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, который прошёл серьёзное обсуждение, в том числе был предметом рассмотрения правительственной комиссии по борьбе с контрафактом. Законопроект очень важный, решает наболевшую проблему. Дело в том, что сейчас одной из серьёзных проблем технического регулирования является невозможность отмены, отсутствие процедуры отмены сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. Напомню, что именно эти документы являются подтверждением безопасности товаров, которые обращаются на рынке. К примеру, если сейчас орган, осуществляющий на рынке контроль, выявляет опасность какого-либо товара, например детских игрушек, то возможности отменить сертификат, которым сопровождается данный товар, у него нет. На это уходят многие месяцы, иногда такая процедура занимает более года. Аналогичная ситуация возникает в случаях, когда Федеральная служба по аккредитации закрывает недобросовестные органы по сертификации, испытательные лаборатории: документы, выданные такими организациями, также продолжают действовать, их можно отменить только по суду. Предлагаемые поправки не только наделяют органы по контролю за оборотом продукции на рынке полномочиями по отмене таких сертификатов и деклараций, но и предусматривают ряд других важных нововведений, которые позволят эффективнее бороться с нарушениями, связанными с обеспечением безопасности товаров на рынке. В частности, вводится так называемая реестровая модель сертификатов и деклараций, это означает, что все записи о таких документах, содержащиеся в электронных реестрах, будут иметь юридическое значение. Это позволит органам по контролю более оперативно обмениваться информацией и принимать решения, это позволит и гражданам, и всем участникам рынка оперативно получать достоверную информацию о безопасности товаров на рынке. Кроме того, решается ряд других важных проблем, связанных с прекращением аккредитации органов по сертификации и решением вопроса о том, что делать с сертификатами, которые такими закрывающимися органами были выданы добросовестным участникам рынка, а также вопросов, касающихся полномочий правительства по установлению порядка оценки соответствия. Надо сказать, что этот законопроект подготовлен сейчас к рассмотрению в первом чтении, но правительством уже проведена работа по подготовке подзаконных актов, необходимых для его реализации, и такие документы размещены для общественного обсуждения. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Альфии Гумаровны Когогиной. Пожалуйста. КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, незаконный выпуск в обращение продукции - это одна из наиболее острых проблем, препятствующих развитию как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и промышленности в целом. Согласно Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года одной из системных проблем, выявленных при анализе развития отраслей промышленности с повышенной долей незаконного оборота продукции, является изготовление и использование заведомо ложных, поддельных деклараций о соответствии, сертификатов соответствия, а также протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе с нарушением процедур проведения испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами. В настоящее время отсутствие законодательно закреплённых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия существенно затрудняет своевременное изъятие такого рода продукции из обращения. Добавлю ещё, что отсутствие механизмов аннулирования поддельных деклараций о соответствии, сертификатов соответствия, а также протоколов испытаний приводит к ситуации, когда организации, использующие подобные заключения, при получении предписания о необходимости его аннулирования оспаривают указанные предписания в судебном порядке. В результате загруженности судебной системы и использования механизмов обжалования неудовлетворительных судебных решений в судах более высоких инстанций владельцы поддельных деклараций о соответствии и сертификатов соответствия получают возможность их использования на протяжении всего судебного процесса, обычно длящегося примерно год. И даже после признания судом имеющихся деклараций о соответствии и сертификатов соответствия недействительными недобросовестные организации по истечении года с момента получения предыдущих деклараций о соответствии и сертификатов соответствия получают очередные поддельные документы, избегая тем самым последствий принятия судебных решений. В связи с этим проектируемыми изменениями предлагается закрепить понятия "недействительность декларации о соответствии" и "недействительность сертификата соответствия". Также давно назрела необходимость закрепить полномочия контролирующих ведомств по отмене сертификатов соответствия. Предполагается, что порядок признания сертификатов и деклараций недействительными определит Правительство Российской Федерации, и мы до принятия законопроекта во втором чтении должны этот порядок рассмотреть. В него планируется включить также положение об информировании органов по сертификации, о заявлении заявителя о том, что сертификат соответствия или декларация о соответствии были признаны недействительными. Более того, в законопроекте в обязанности органов сертификации, выдавших сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, включается проведение инспекционного контроля за объектами сертификации в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены правилами сертификации, определёнными соответствующими техническими регламентами. Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат включению в единый реестр сертификатов соответствия, в противном случае сертификат соответствия в течение 30 дней прекратит своё действие. Законопроектом в дополнение к перечисленному предусматривается возможность передачи на основе договора прав и обязанностей органа по сертификации в отношении сертификата соответствия, выданного на серийную продукцию, в том числе по выполнению инспекционного контроля, другому органу по сертификации, аккредитованному в национальной системе аккредитации. Тем самым предполагается, что закон, в случае принятия, будет способствовать сокращению незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации в целом и по отдельным отраслям, а также станет инструментом пресечения противоправных действий, совершаемых в сфере потребительского рынка. На основании изложенного Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает предложенный правительством законопроект, считает его принятие целесообразным и предлагает коллегам голосовать за принятие его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Савва Витальевич, мы, конечно, понимаем актуальность данной темы и согласны с тем, что за этими бумагами стоит и безопасность продукции, и здоровье, и жизнь наших граждан. Вместе с тем у вас есть новелла, в пункте 2-1, которая предусматривает, в случае если продукция производится серийно, необходимость инспектировать её в положенный срок и делать соответствующие отметки. И получается так, что если по причине, не зависящей от производителя, орган, который обязан проводить эту выборочную проверку, её не провёл или провёл, но не сделал отметку в соответствующем реестре, то, по этому законопроекту, выданный сертификат в течение 30 дней утрачивает свою силу. Не кажется ли вам, что это положение необходимо дополнительно урегулировать? ШИПОВ С. В. Уважаемый Сергей Михайлович, спасибо большое за вопрос. Ну, напомню, что отношения между органом по сертификации и производителем в данном случае также регулируются договором и производитель сам выбирает, с каким органом по сертификации заключать соответствующее соглашение. Во многом это вопрос добросовестности производителя - выбор органа по сертификации, который имеет устоявшуюся деловую репутацию и не преподнесёт вот таких неожиданных сюрпризов. В то же время, если это случилось, есть возможность заключить договор с другим органом по сертификации и провести процедуру, связанную с инспекционным контролем, в другом органе по сертификации. С точки зрения сроков и рисков, о которых вы говорите, надо посмотреть дополнительно - может быть, по процедурам ещё раз ко второму чтению что-то нужно будет подкорректировать. Давайте обсудим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Савва Витальевич, будут ли участники Договора о ЕАЭС принимать аналогичные законодательные инициативы и когда будут готовы подзаконные акты? Мы приняли год назад новый Таможенный кодекс ЕАЭС, а подзаконные акты с изменениями, касающимися данного закона, до сих пор ещё ни одно ведомство не предложило Государственной Думе. ШИПОВ С. В. Уважаемый Виктор Петрович, спасибо за вопрос. Такие процедуры уже идут в наших партнёрских странах по ЕАЭС. Кроме того, разработана подзаконная база, проекты нормативных правовых актов совсем недавно были размещены Министерством экономического развития на портале "regulation.gov.ru" для общественного обсуждения, поэтому в принципе можно сказать, что степень готовности высокая. Я думаю, что к рассмотрению законопроекта во втором чтении мы уже не только эти проекты представим, но и результаты их обсуждения, то есть акты будут в высокой степени готовности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Савве Витальевичу. Я очень верю в то, что этот закон поможет бороться с фальсифицированной продукцией. Но скажите, пожалуйста, какие требования в случае принятия данного закона будут предъявляться к предприятиям, которые работают в сертификационной системе ХАССП, международной системе качества, контролирующей каждую точку производственного процесса выпуска пищевой продукции? ШИПОВ С. В. Спасибо за вопрос, Наталья Дмитриевна. Дело в том, что система ХАССП - это добровольная система сертификации, а в законопроекте идёт речь о сертификатах в обязательной системе оценки соответствия. Что касается сертификатов ХАССП, являющихся сертификатами добровольной системы, то у органов контроля не будет права отмены таких сертификатов. В то же время мы знаем, что все добровольные системы - особенно те, которые имеют серьёзные традиции, основанные на международном опыте, - как правило, имеют более строгую систему оценки или подтверждения соответствия установленным требованиям, чем, скажем так, обязательные системы, то есть во всех добровольных системах предъявляются более высокие требования, чем те, которые установлены законодательством. Те процедуры, которые установлены международными документами и системой ХАССП, будут действовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ситников Алексей Владимирович. СИТНИКОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Савва Витальевич, существенно меняется пункт 6 статьи 24: исключается возможность подачи декларации на бумажном носителе с подписью уполномоченного лица - так ли это? После вступления в действие этого закона не будет возможности подачи обычной декларации? И второй вопрос, относительно дополнения статьи 25 пунктами 2-1 и 2-2, об инспекционном контроле: будет ли подвергаться инспекционному контролю продукция, сертифицированная у нас в стране, но производимая за её пределами, и если да, то как и кем? ШИПОВ С. В. Спасибо за вопросы. Ну, безусловно, подача декларации остаётся, просто декларация будет уже не в виде бумажки, а в виде записи в реестре - это принципиально важный момент, потому что именно юридическая запись в реестре позволяет всем контролёрам убедиться в том, что документ не поддельный, не фальсифицированный, и, главное, привязать его внесение в реестр к юридически значимой электронной подписи лица, которое эту декларацию подаёт. Сейчас, к сожалению, бывают случаи, когда есть бумага, на которой написано слово "декларация", и есть какие-то записи, но в силу того, что не установлено юридическое преимущество электронной записи перед бумажной, возникают споры о том, является ли эта декларация подлинной. Вот как раз для этого вводится процедура внесения записи о подаче декларации в реестр как процедура, подтверждённая электронной подписью. Если говорить об инспекционном контроле, то здесь правила подтверждения соответствия одинаковы. Они должны распространяться как на продукцию, производимую в Российской Федерации, так и на продукцию, изготовленную за рубежом. Почему? Потому что вопросы безопасности решаются одинаково и процедура подтверждения соответствия тоже одинаковая. Могут быть различия в лицах, которые имеют право обратиться за выдачей сертификата соответствия, но инспекционный контроль будет как за отечественной, так и за импортной продукцией, которая была сертифицирована. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Савва Витальевич, очень важным является момент изъятия из реализации продукции, которая не имеет надлежащей сертификации. В этом смысле вопрос касается информирования: для того чтобы не поступала на реализацию продукция, которая уже признана фактически несертифицированной, какой будет работать публичный механизм, чтобы субъекты предпринимательской деятельности, принимающие продукцию на реализацию, могли быть защищены от вступления в правовые отношения с теми, кто имеет фальшивый сертификат? ШИПОВ С. В. Спасибо большое за вопрос. Дело в том, что именно процедура изъятия продукции поправками, которые предлагаются в закон "О техническом регулировании", не регламентируется. Сейчас есть два инструмента. Первый инструмент - это предписание органа контроля на рынке о приостановлении реализации продукции в силу её опасности. Такое решение, принятое органом по контролю, является в соответствии с поправками, предлагаемыми в законопроекте, безусловным основанием для признания недействительным сертификата либо декларации. Соответственно, второй инструмент - это решение суда об изъятии продукции. Если такое решение принимается, это также даёт право органу контроля незамедлительно принять решение о недействительности сертификата, декларации. Если необходимо обсуждать какие-то дополнительные, новые инструменты изъятия продукции с рынка, в принципе это можно делать, но я не уверен, что это предмет именно этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Савва Витальевич, обосновывая необходимость принятия закона, вы сказали, что в настоящее время, по сути, нет правовой возможности для своевременного изъятия опасной и незаконно выпущенной продукции из обращения, приводили примеры, что процедуры порой затягиваются на целый год и так далее. Вопрос: насколько в случае принятия закона может ускориться процедура, насколько может быть повышена оперативность реагирования? ШИПОВ С. В. Спасибо за вопрос, уважаемый Николай Иванович. Вот если по процедурам разложить, то надо сказать, что сейчас, даже если установлено, что продукция представляет опасность, и даже если приостановлена её реализация, то отмена сертификата может осуществляться только через суд, а судебные процедуры - это, понятно, возможность обжалования и всё остальное. Теперь решение контрольного органа о приостановке реализации опасной продукции будет приниматься одновременно с решением о недействительности сертификата, то есть мы этот срок с годовым лагом снижаем до нулевого. Это будет фактически одновременное решение контрольного органа, принимаемое сразу же, незамедлительно, как только будет установлено, что продукция представляет опасность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 22 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.