Заседание № 223

09.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 658644-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части расширения перечня случаев допустимости соглашений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3067 по 3096 из 6098
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13           
Федерального закона "О защите конкуренции".                                     
                                                                                
Денис Борисович Кравченко, пожалуйста.                                          
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Замечаний                    
юридико-технического и правового характера по законопроекту не имеется.         
Комитет рекомендует принять его в третьем чтении.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект закона.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   

Заседание № 221

26.06.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 658644-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части расширения перечня случаев допустимости соглашений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1093 по 1143 из 4685
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса повестки. О проекте федерального закона   
"О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции".   
                                                                                
Пожалуйста, Денис Борисович Кравченко.                                          
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в     
первом чтении 14 мая текущего года. К законопроекту поступила одна поправка     
технического характера. Комитет просит поддержать законопроект во втором        
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1, в которой содержится    
одна поправка, есть замечания? Нет.                                             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1. Кто за то, чтобы поддержать       
таблицу поправок № 1?                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 29 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции", второе чтение, 8-й        
вопрос нашей повестки.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 30 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           

Заседание № 209

14.05.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 658644-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части расширения перечня случаев допустимости соглашений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3791 по 4127 из 4590
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13          
Федерального закона "О защите конкуренции". Доклад официального представителя   
правительства заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы       
Сергея Анатольевича Пузыревского.                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А., официальный представитель Правительства Российской           
Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы.         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В      
соответствии с указанием Президента Российской Федерации Правительством         
Российской Федерации подготовлен и внесён в Государственную Думу проект         
федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О    
защите конкуренции".                                                            
                                                                                
Указание президента дано по результатам рассмотрения обращения правительства    
Красноярского края о ситуации с воздушным сообщением в аэропорту города         
Норильска. Аэропорт города Норильска является единственным авиатранспортным     
узлом в Норильском промышленном районе. В 2017 году было обслужено более 460    
тысяч пассажиров, и 64 процента этих перевозок осуществлялось авиакомпанией     
"НордСтар". После реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорта             
планируется увеличение числа авиакомпаний, и правительство Красноярского края   
предполагает, что, конечно, основная масса этих компаний будет летать только    
в высокодоходный сезон - в летний период, то есть возможности обеспечить        
стабильность перевозок в течение всего года может не быть. В связи с этим       
было предложено в целях обеспечения устойчивого авиасообщения заключить         
соглашения между Росавиацией и правительством Красноярского края, аэропортом    
и авиакомпанией и определить базового пассажирского перевозчика. При этом       
соглашение должно предусматривать обязательства по круглогодичным перевозкам,   
а также положения о рассмотрении базовым перевозчиком заявок иных               
авиакомпаний на свободные слоты в аэропорту города Норильска.                   
                                                                                
При этом хочу отметить, что статья 16 закона "О защите конкуренции" запрещает   
соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами          
государственной власти субъектов, органами местного самоуправления и            
хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести    
к ограничению конкуренции. Хочу обратить ваше внимание, уважаемые депутаты,     
на то, что в действующем антимонопольном законодательстве есть исключения для   
соглашений между хозяйствующими субъектами в тех случаях, когда они могут       
быть признаны допустимыми. К сожалению, для случаев, когда в этих соглашениях   
участвуют органы государственной власти, таких изъятий не делается. В связи с   
этим и подготовлен законопроект, суть которого сводится к следующему:           
правительству предлагается предоставить право определять случаи допустимости    
соглашений, которые формально запрещены статьёй 16, если обязательно            
соблюдаются три условия. Первое - эти соглашения не должны создавать            
возможность для отдельных лиц полностью устранять конкуренцию на                
соответствующем товарном рынке. Второе - соглашения не должны налагать на       
участников или третьих лиц, в том числе потребителей, ограничения, которые не   
соответствуют целям таких соглашений. И третье - в результате реализации        
таких соглашений потребители должны получить соразмерные преимущества, не       
менее тех, которые получают участники таких соглашений.                         
                                                                                
При принятии предлагаемого закона Правительство Российской Федерации получит    
право - отмечу: только на определённый срок - определить, сформулировать        
требования к виду заключаемого соглашения, определить условия, которые ни в     
коем случае не должны включаться в эти соглашения, и обязательные условия,      
которые должны создать стороны соглашения, для обеспечения конкуренции.         
                                                                                
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом    
союзе, а также положениям иных международных договоров. Принятие закона         
позволит обеспечить устойчивость и стабильность перевозок на отдельных          
территориях нашей страны. В связи с этим прошу вас, уважаемые депутаты,         
поддержать принятие предлагаемого законопроекта.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена комитета по экономической политике Владимира Лазаревича          
Евланова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕВЛАНОВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Основная концепция           
законопроекта полностью изложена в докладе заместителя руководителя             
Федеральной антимонопольной службы.                                             
                                                                                
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности,         
инновационному развитию и предпринимательству в целом поддерживает данный       
законопроект, но в своём заключении отмечает, что предлагаемые изменения        
части 2 статьи 13 закона "О защите конкуренции" предоставят Правительству       
Российской Федерации право определять отдельные случаи допустимости             
соглашений, которые могут создавать возможность ограничения конкуренции, но     
при этом соответствуют условиям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 11    
закона "О защите конкуренции", то есть направлены на совершенствование          
производства и получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных          
преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате      
соглашений или согласованных действий. С учётом действующего в                  
законодательстве запрета на подобные соглашения авторы законопроекта            
предлагают допустить исключение из правил на определённый срок во имя           
достижения очевидных преимуществ для социально-экономического развития          
региона. При принятии решения комитет обратил внимание на то, что подобное      
прецедентное изменение законодательства открывает возможности для признания     
допустимыми соглашений, в результате действия которых может быть ограничен      
доступ на рынок, могут быть изменены тарифы и применены иные нерыночные и       
неконкурентные решения. Ну, думаю, что ко второму чтению поступят               
дополнительные предложения, с учётом которых законопроект может быть            
доработан.                                                                      
                                                                                
С учётом того что законопроект поддержан профильным комитетом Совета            
Федерации, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и                 
Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Комитет    
Государственной Думы по экономической политике, промышленности,                 
инновационному развитию и предпринимательству считает возможным рекомендовать   
Государственной Думе принять его в первом чтении.                               
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Сергей Анатольевич, вот такого плана вопрос: допустим, принимается закон с      
благими намерениями, в интересах какой-то конкретной компании и граждан - а к   
этой компании в свою очередь будут предъявляться требования, чтобы у неё,       
допустим, не менее 50 процентов авиапарка было отечественного производства?     
                                                                                
ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Уважаемый Александр Николаевич, я уже сказал, что в любом     
случае соглашение должно отвечать определённым требованиям. При этом самое      
главное из этих требований, наверное, состоит в том, что участники соглашений   
не должны получать больших преимуществ, чем потребители. В этом отношении,      
естественно, могут быть предъявлены требования в том числе к участнику          
соглашения, касающиеся качества оказываемых услуг, их стоимости,                
бесперебойности и так далее, поэтому в каждом конкретном случае этот вопрос     
должен рассматриваться.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня к Сергею Анатольевичу вопрос.                              
                                                                                
Сергей Анатольевич, мы понимаем, что это связано с проблемами загрузки и        
функционирования малых аэропортов, но правительство не рассматривало и другие   
варианты поддержки аэропортов, а не только ограничение конкуренции? Этот путь   
тупиковый: ограничив конкуренцию, вы вряд ли сможете, скажем так, соблюсти      
баланс интересов и получателя услуг, и компании, которая предоставляет эти      
услуги. Ведь ограничение конкуренции направлено именно на то, чтобы             
предоставить преимущества одной компании перед другими участниками рынка.       
Другие варианты вы рассматривали или нет?                                       
                                                                                
ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Валерий Карлович, спасибо большое за вопрос. Конечно, я       
полностью поддерживаю ваш тезис, что ограничение конкуренции, которое ведёт к   
стагнации, - это тупиковый путь. И поэтому, естественно, в очень усечённом      
варианте принимается решение, которое предоставляет возможность ввести          
некоторые ограничения по доступу к аэропортам малых городов авиакомпаний при    
определённых обстоятельствах. Нельзя полностью закрывать, полностью закрыть     
нельзя - это первое условие.                                                    
                                                                                
Второе. Можно определить правила, которые будут равны, одинаковы для всех: в    
высокодоходный период, например в летний сезон, и в низкодоходный зимний        
сезон все авиакомпании на равных условиях должны участвовать.                   
                                                                                
И третье. Эта мера применяется только на определённый период, она не может      
быть бессрочной.                                                                
                                                                                
Мы сейчас обсуждаем изменения в закон "О защите конкуренции", и определённые    
механизмы, которые не позволяют полностью закрыть конкуренцию, предусмотрены    
и в законопроекте, и в проекте акта правительства. Естественно, другие меры     
тоже могут быть предусмотрены, но это за рамками рассматриваемого               
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич.                            
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Сергей Анатольевич, у меня вопрос в продолжение               
предыдущего, про определённые меры. Например, существует же субсидирование      
авиаперевозок. Законопроект всё равно открывает врата, возможности для          
ограничения конкуренции, а ограничение конкуренции в свою очередь может         
привести к удорожанию авиабилетов, соответственно можно было бы это покрыть     
за счёт точечного субсидирования.                                               
                                                                                
В пояснительной записке приведены данные всё-таки за 2017 год и говорится об    
одном случае, поэтому первый вопрос: всё-таки были ли ещё какие-то случаи       
обращения конкретных авиакомпаний, конкретных территорий? В пояснительной       
записке, повторяю, только один случай рассматривается, и мы на основании        
одного случая работаем над федеральным законом, действие которого будет         
распространяться на всю территорию Российской Федерации.                        
                                                                                
И второй вопрос: почему всё-таки не решили этот вопрос именно с помощью         
субсидирования авиаперевозок, как это обычно делается на территории             
Российской Федерации?                                                           
                                                                                
ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Уважаемый Андрей Валерьевич, спасибо большое за вопросы.      
Хочу сказать, что это не единственный, наверное, случай, который мы должны      
здесь в рамках общей нормы рассматривать, потому что эта проблема касается      
многих отдалённых территорий, труднодоступных местностей, где нет большого      
пассажиропотока и куда сложно привлечь авиацию в том числе. Соответственно,     
это одна из мер, она может быть использована наряду с другими мерами, в том     
числе и с субсидированием.                                                      
                                                                                
Хочу отметить, что субсидирование - это тоже элемент, который при               
неправильном использовании может привести к ограничению конкуренции: когда      
одни авиакомпании получают субсидию, а другие не получают - это тоже неравные   
условия. Здесь важно соблюдать общие принципы, которые не позволяют даже        
правительству изменить правила игры. Должны быть обеспечены равные условия, а   
ограничения, если и вводятся, должны приносить пользу потребителю. Если эти     
условия будут соблюдены, тогда цель законопроекта будет достигнута.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть, Гартунг Валерий         
Карлович... Несколько желающих есть.                                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста. С места.                                
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я с этой территории, депутат от Норильска и считаю, что      
данный законопроект правильный по одной простой причине - там экстремальные     
условия, бывает так, что две недели нелётная погода. А если определён           
конкретный перевозчик, он будет вынужден - и неважно, что он теряет доходы, -   
всё равно перевозить наших жителей. Когда начинается летняя кампания,           
конечно, самолёты из Норильска загружены, а в Норильск они летят пустые - это   
нерентабельно. И приходят авиаперевозчики, которые сливки слизывают, а дальше   
возникают проблемы: бывает так, что из Норильска в летнее время, ну, в июле     
люди уже меньше летают, и они отказываются от перевозки, потому что им          
невыгодно - и туда мало, и оттуда мало. В данном случае эта мера вынужденная,   
и тем более это будет регулироваться и контролироваться в том числе             
антимонопольными службами.                                                      
                                                                                
Мы заинтересованы в том, чтобы перевозить северян, другого не дано. Я по себе   
знаю, что это такое, когда две недели невозможно вылететь. Вот вы все           
летаете, а я не могу полететь, потому что сегодня там минус, метель, пурга      
метёт, 9-10 градусов мороза и пурга. А "НордСтар" - та компания, которая        
определена перевозчиком, - всё равно будет летать, её заставят. И дело тут не   
в эксплуатации аэропорта - хотя, конечно, это тоже важно, - аэропорт всё        
равно будет эксплуатироваться, потому что там и грузовые перевозки есть.        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать, а если будут какие-то конкретные     
поправки ко второму чтению, прошу поучаствовать, мы будем к вам                 
прислушиваться. Я думаю, такая же проблема по всем северным территориям,        
арктическим. Хочу обратить внимание на то, что Норильск, Таймыр - это           
Арктическая зона, и для нас очень важно, чтобы эти перевозки осуществлялись.    
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович от фракции.                                            
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Ну, я хотел    
бы Раису Васильевну попросить: будьте внимательны. Дело в том, что заключение   
вот таких соглашений... Вопрос: кто за них будет платить? За любое              
ограничение конкуренции платит потребитель. Я вас уверяю, когда это             
соглашение начнёт действовать и граждане, жители Норильска, вынуждены будут     
больше платить за билеты, они нам спасибо не скажут, и вам в первую очередь,    
обращаю ваше внимание!                                                          
                                                                                
Есть другой путь. Я вообще считаю, что путь ограничения конкуренции             
тупиковый, - и слава богу, что представитель антимонопольной службы с этим      
согласен. Но зачем же нам тогда этим путём идти, а потом искать выход из        
тупика? Надо другой путь поискать! Да, действительно, есть проблема с малыми    
аэропортами, с вылетами, с перелётами, с экономической целесообразностью, но    
решать её нужно по-другому. Если мы, как государство, или субъект Федерации     
заинтересованы, чтобы авиасообщение было, то надо экономическими методами       
поддерживать авиасообщение, нужно дотировать, давать дотации, причём любому     
перевозчику, понимаете? Если какое-то направление выгодно, его не надо          
дотировать, если в какой-то период выгодно летать, не надо в этот период        
дотировать - дотируйте в тот период, когда невыгодно летать. И неважно, кто     
будет летать, понимаете? За эту субсидию будут бороться все участники рынка.    
И что тогда произойдёт? Снижение издержек, соответственно, покупатель услуги    
будет платить меньше - вот какой путь должен быть! То есть доступ к этой        
субсидии, к поддержке государства должен быть равный у всех, а не как сейчас:   
правительство определит тех, кто равнее. Это опасный, тупиковый путь, он        
неправильный!                                                                   
                                                                                
Действительно, есть проблема, её нужно решать, но решать её нужно по-другому:   
не ограничивать конкуренцию, а субсидировать те периоды либо те направления,    
которые сегодня нерентабельны, скажем так, где не отобьются деньги, - вот в     
этом направлении нужно двигаться, лучше выделить средства. Если пойдём по       
первому пути, будет платить потребитель, причём не факт, что он заплатит        
адекватно. Вот нам говорят, что баланс интересов должен быть соблюдён, то       
есть авиакомпания должна получить не больше преимуществ, чем получит, скажем    
так, покупатель этой услуги - авиапассажир. Не уверен! Где этот баланс будет,   
кто будет его потом контролировать? Мы сейчас полномочия эти отдадим - и всё,   
за это будет платить потребитель, то есть наши избиратели. Это не тот путь,     
коллеги!                                                                        
                                                                                
Наша фракция этот законопроект не поддержит.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кравченко Денис Борисович.                                                      
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Практически все              
государства на законодательном уровне выступают в защиту конкуренции и          
сдерживания монополизации экономики. Российская Федерация в этом плане не       
исключение, и нашим правительством принят целый ряд мер для развития            
свободного рынка в нашей стране.                                                
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно выступает за модернизацию нашей         
правовой базы и развитие современных и эффективных инструментов защиты прав     
потребителей. Одновременно с этим укрепление нашей страны на основе             
реализации внутреннего потенциала регионов, обеспечение их экономической        
самодостаточности - это один из ключевых программных пунктов партии "ЕДИНАЯ     
РОССИЯ", в связи с чем мы считаем допустимым исключения из правил на            
определённый срок во имя достижения очевидных преимуществ для                   
социально-экономического развития регионов нашей страны. Фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ" поддержит законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Докладчик?       
Содокладчик? Не выступают.                                                      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции".                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.