Заседание № 234

24.09.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 658358-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части совершенствования системы обязательного контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3328 по 3505 из 5571
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7    
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,         
полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Доклад               
официального представителя правительства замминистра финансов Алексея           
Владимировича Моисеева.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данный законопроект         
направлен на унификацию требований в рамках законодательства о                  
противодействии отмыванию доходов в части наличных денег и золота. Дело в       
том, что весной 2022 года в рамках проводимой политики по стимулированию        
ухода сбережений населения из наличной иностранной валюты правительство         
приняло решение об отмене НДС при покупке аффинированного золота из банков      
гражданами Российской Федерации, вообще физическими лицами. В связи с этим,     
кроме того что это значительно повысило спрос на золото и, как мы видим, в      
значительной степени вытеснило уже доллар в качестве средства сбережения для    
граждан, тем не менее участились также случаи именно отмывания, связанные с     
использованием золота. При этом режим, которым регулируются наличные деньги,    
более жёсткий, чем режим для золота, таким образом, остаётся определённый       
регуляторный арбитраж.                                                          
                                                                                
Законопроектом предлагается регуляторный арбитраж устранить. В частности,       
предлагается установить обязанность банков направлять в Росфинмониторинг        
сведения о проведении операций с драгметаллами и драгкамнями на сумму больше    
1 миллиона рублей физическими лицами, точно так же как это установлено с        
наличной валютой, как российской, так и иностранной. Также законопроектом       
предлагается установить запрет банкам на проведение операций на списание        
денежных средств для тех организаций, которые выявлены Федеральной пробирной    
палатой в качестве таких, которые осуществляют операции с драгметаллами или     
драгкамнями, но при этом не стоят на спецучёте. Напомню, что в рамках           
действующего закона все организации, которые осуществляют такие операции,       
должны стоять на спецучёте. Соответственно, мера воздействия на такие           
организации, которые не исполняют нормы закона, также предполагается. Ну и      
также предлагается ряд других нововведений аналогичного характера.              
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Олега Дмитриевича Димова.                        
                                                                                
ДИМОВ О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию только что   
Алексей Владимирович представил законопроект, достаточно полно он о нём         
рассказал. Хочу сказать, что у Комитета по финансовому рынку в целом по         
концепции законопроекта нет возражений, и мы предлагаем его поддержать, хотя    
есть ряд вопросов, которые мы хотели бы, чтобы вы уточнили, но думаем, что мы   
это урегулируем ко второму чтению. Предлагаю коллегам, у кого есть вопросы,     
также поучаствовать в подготовке ко второму чтению.                             
                                                                                
Сразу хочу сказать, что от Банка России, от Правового управления и от           
правительства есть положительные заключения по концепции проекта закона в       
первом чтении, поэтому предлагаем поддержать данный законопроект. И,            
пользуясь случаем, чтобы не отнимать время, хотел бы сказать, что фракция       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит концепцию законопроекта в первом чтении.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы?                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. У меня вопрос к Алексею Владимировичу.                            
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, в законопроекте есть положение об               
информировании Росфинмониторинга об операциях на сумму свыше 1 миллиона         
рублей. Уточняющий вопрос: это сумма разовая или эта сумма за какой-то период   
будет определяться, например за год?                                            
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Федот Семёнович, это сумма разовая. В рамках            
действующего законодательства, так называемого ПОД/ФТ, есть операции            
обязательного контроля, есть обязанность банков сообщать о подозрительных       
операциях в целом. То есть банк обязательно должен сообщить, если будет сумма   
в 1 миллион. Но если в банке увидят, что человек приходит и покупает, там, на   
990 тысяч или на какие-то аналогичные суммы несколько раз, тогда банк тоже      
должен в рамках своей внутренней политики по борьбе с отмыванием доходов и      
финансированием терроризма заподозрить неладное и также сообщить. Поэтому       
ответ да, но если кто-то будет под эту сумму... будет под этим барьером         
пытаться пробежать, то банк тоже такое выявит и сообщит.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Алексей Владимирович, согласно законопроекту, например,          
порядок исключения организаций из перечня участников рынка драгоценных          
металлов и драгоценных камней, нарушающих законодательство, будет               
устанавливаться регулятором в данной сфере - федеральным органом                
исполнительной власти по согласованию с Банком России. Скажите, а насколько     
целесообразно федеральному органу исполнительной власти, который осуществляет   
функции по выработке государственной политики на этот счёт, согласовывать       
такие вопросы с Банком России? Или это не так? Уточните, пожалуйста.            
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Ну, смотрите, мы в целом в партнёрстве         
работаем с Банком России, поэтому так вот у нас не возникает никаких проблем.   
В данной ситуации Федеральная пробирная палата, естественно, сама будет         
выявлять таких нарушителей, но просто, поскольку действующими лицами будут      
являться банки, донесение информации об этом перечне до банков будет            
осуществляться посредством личного кабинета банка в Центральном банке,          
участие Банка России в разработке вот этих порядков является необходимым.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Алексей Владимирович, ну, может, вы помните, когда отменялся    
НДС при покупке физическими лицами золота, я была одной из немногих, кто был    
категорически против, и говорила о том, что, в общем-то, готовится афера. Ну,   
она произошла, двух лет вполне хватило для того, чтобы откачать золото из       
резервов банков и составить конкуренцию государству при формировании... ну,     
при переходе от валюты к золоту. В связи с этим вопрос: а сколько золота было   
вывезено физическими лицами вот за эти два года и сколько было приобретено      
золота за эти два года?                                                         
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Уважаемая Оксана Генриховна, я удивлён тем, что вы сказали, в     
смысле не вашим вопросом, а тем, что было вывезено из резервов банков. У меня   
таких цифр нет. У нас запасы золота...                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Ну вы сказали, что было вывезено из резервов банков, вот я на     
это реагирую.                                                                   
                                                                                
Банки накопили золото, как и другие, у нас спрос физических лиц на золото       
вырос приблизительно в 10 раз после того, как эта норма была введена. Да,       
действительно, когда была введена пошлина на экспорт золота, зачастую           
недобросовестные экспортёры золота... Я не могу назвать цифры, они ограничены   
в использовании, но если вы напишете запрос, то я вам отвечу, а так вот на      
пальцах могу пояснить. Действительно, когда была введена пошлина на экспорт     
определённых товаров - вспомните, год назад, - недобросовестные экспортёры      
стали при помощи "физиков", так называемых осликов, вывозить через страны       
нашего Содружества золото, чтобы не платить пошлину. Когда правительство        
увидело, что происходит, оно, как вы знаете, предложило решение: вместо         
пошлины была введена надбавка к НДПИ. Таким образом, сейчас здесь налоговая     
справедливость полностью восстановлена. Физические лица в некотором объёме      
сейчас вывозят золото, но после того, как эта экономическая мотивация была      
убрана, устранена, это небольшой объём. Ну, если запрос направите, я вам        
официально отвечу.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ткачёв Антон Олегович.                                                          
                                                                                
ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Алексей Владимирович, вопрос такой. Есть компании, которые в своё время         
где-то неправильно... либо переступили черту закона, либо регламентно как-то    
не успели сформироваться, чтобы войти в правовое поле. Будет ли какой-то        
механизм быстрого исключения вот, условно, из чёрного списка для компаний,      
которые устранили это нарушение и исправились?                                  
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Да, это очень просто сделать, надо просто встать на спецучёт в    
Федеральной пробирной палате. Сделать всё можно онлайн, занимает это три дня.   
Здесь именно вопрос желания, с точки зрения возможности никаких проблем.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители     
президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию)     
доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", пункт 14.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.