Заседание № 199
О проекте федерального закона № 657895-7 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в части определения размера социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению вопроса повестки дня под номером 2 из блока законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в части определения размера социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам). Уважаемые коллеги, законопроект относится к пакету законодательных инициатив, которые мы реализуем в соответствии с обращением президента к Федеральному Собранию. Хотелось бы, чтобы вы уделили этому особое внимание, законопроект у нас в приоритетной повестке. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Названный законопроект подготовлен комитетом для рассмотрения в третьем чтении. Предлагается новая система расчёта пенсий для получателей государственных социальных пенсий и страховых пенсий. После принятия закона в результате перерасчёта размер пенсии будет выше величины установленного прожиточного минимума в конкретном регионе. Кроме того, после принятия данного закона появится нормативный правовой акт правительства (проект этого акта был передан в Государственную Думу), и будут установлены единые правила расчёта прожиточного минимума, чтобы регионы не злоупотребляли, намеренно занижая прожиточный минимум с целью переложить на федеральный центр финансовое обеспечение соответствующих социальных надбавок. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам от фракций? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР. Подготовиться депутату Осадчему. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Нам хотелось бы, чтобы во всех законах был использован более доходчивый юридический язык. Мы же могли до этого в законе об индексациях пенсий сказать, что все индексации производятся после начисления любых надбавок, и сейчас нам не надо было бы вновь вносить поправку. У нас измученные законы: поправки, поправки, поправки... На местах работникам тяжело, потому что им нужно уловить все эти поправки. Поэтому вот надо посмотреть - у нас всё-таки есть аналитическое управление, - язык юридический нужно упростить, чтобы всем было понятно, чтобы не было той закавыки, когда мы позволили индексацию не проводить, если, допустим, уже начисление надбавки произведено. Чтобы было понятно: всё идёт по возрастающей, то есть это вертикаль надбавок в пенсионном законодательстве - они все учитываются, и последней идёт индексация, поскольку она распространяется на всю сумму. Я вспоминаю монетизацию льгот: сколько было шуму, так сказать... Один поэт, который со мной был на передаче, даже обиделся лет на пятнадцать уже: он говорил, что надо сохранить льготы, я говорил - лучше наличные. Здесь тоже у нас не всегда правильное понимание: пенсионерам выгодны наличные, любые льготы им мешают, ибо со льготами в магазин не пойдёшь и в аптеку не пойдёшь. То же самое талоны (это вот как бы к вопросу о поддержке пенсионеров, не напрямую по этому закону): мы иногда говорим, мол, давайте, может быть, талоны введём, вот в Америке талоны... Но ведь талоны-то будут отовариваться не всегда добросовестными производителями, будут впихивать на талоны плохие продукты питания. Поэтому лучше всего поддерживать позицию: все надбавки, все возможные льготы для пенсионеров - только наличными. И надо как-то где-то затвердить эту вертикаль надбавок: любые надбавки нанизываются на величину базовой суммы для пенсионера, и ни в коем случае нельзя говорить, что вот, скажем, повышенная пенсия индексироваться не будет, поскольку размер уже выше, чем положено для индексации. Вот это нам нужно как-то улучшить, чтобы нам не возвращаться к законам, а то мы возвращаемся к ним из-за того, что... Это вот юристы, у них казуистика такая, они и конституции нам сделали такие, что страна распалась, но ни одного юриста не наказали - ни Конституционный Суд, ни тех депутатов, которые в своё время эти пять конституций принимали. Так что особое внимание нужно уделять юридическому языку, языку законов, Конституции, это очень важно. Юрист - это такой сухарь (я не имею в виду депутата Сухарева), юрист - сухарь, которого вроде и слушать-то не очень приятно, и непонятно многое. Вот это надо иметь в виду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович, фракция КПРФ. Подготовиться Исаеву Андрею Константиновичу. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция Коммунистической партии Российской Федерации поддерживает данный законопроект, поскольку он в определённом смысле восстанавливает справедливость по отношению к части неработающих пенсионеров, повышает их доход, улучшает их положение. Мы приветствуем и то, что после первого чтения - а первоначально речь шла только о внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" - в ходе работы над законопроектом были сделаны дополнения и в окончательной редакции предлагается внести изменения и в закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Благодаря этим дополнениям мы получим более системный подход к решению проблемы, которая была обозначена в послании президента 20 февраля. Вместе с тем наша фракция считает, что исправление ошибок - а это именно исправление ошибок, происшедших вследствие форсированного принятия пакета законов о пенсионной реформе, - в целом не меняет общую ситуацию в пенсионной сфере: после этой корректировки пенсии вырастут незначительно и останутся в среднем на невысоком уровне, социальное напряжение в обществе, возникшее в связи с повышением пенсионного возраста, тоже никуда не исчезнет. Нашим приоритетом, конечно, является повышение пенсий. Но КПРФ была и остаётся противником пенсионной реформы в том виде, в каком она, эта реформа, была силой навязана обществу, без должной научной проработки, без учёта тенденций научно-технического прогресса, современной цифровой революции и без обоснованных расчётов, связанных с перспективами развития рынка труда. Коллеги, мы поддерживаем принятие законопроекта, но в связи с рассматриваемой пенсионной темой не можем не напомнить о проблеме детей войны и настаиваем на скорейшем рассмотрении и принятии соответствующего закона, который определил бы государственный статус этой категории наших граждан и минимальные меры их государственной поддержки. Это тоже привело бы к повышению уровня жизни и снижению бедности среди них. Мы также настаиваем на решении проблем, связанных с индексацией пенсий работающим пенсионерам, на решении проблем, связанных с пенсионерами-военнослужащими, пенсионерами - сельскими тружениками, которые никак не могут получить свои законные пенсионные надбавки опять же из-за того, что всё делалось наспех. Как можно скорее следует пересмотреть потребительскую корзину, от которой зависит расчёт прожиточного минимума пенсионера. Вчера в ходе "правительственного часа" мы услышали, что эту работу Минтруд планирует завершить к весне следующего года, то есть через год, но это будет означать, что новые расчёты и подходы реально заработают не ранее 2021 года. Думаем, что надо поторопить, при этом необходимо произвести расчёты таким образом, чтобы в итоге прожиточный минимум, а значит, и минимальная заработная плата составили не менее 25 тысяч рублей. Мы поддерживаем принятие данного закона как исправление ранее сделанных ошибок. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы могли бы не выступать, потому что сегодня все фракции, безусловно, поддержат эту реальную инициативу президента, принятие которой будет следующим шагом по улучшению пенсионного обеспечения в нашей стране. Если до сегодняшнего дня мы прямо говорили о том, что ни один неработающий пенсионер не получает в нашей стране пенсию ниже прожиточного минимума, то с принятием этого решения мы переходим к ситуации, когда все неработающие пенсионеры будут получать пенсию выше прожиточного минимума. Мы многократно говорили в этом зале о злоупотреблениях, которые порой совершаются в регионах, когда региональные министерства финансов подгоняют прожиточный минимум пенсионера под финансовые возможности бюджета субъекта Федерации. С принятием этого закона такая возможность будет закрыта, прожиточный минимум будет рассчитываться честно, открыто по единой методике для всей Российской Федерации. И сегодня, говоря как бы об исправлении ошибок, о, так сказать, более кропотливой работе, я тем не менее хочу обратиться со словами благодарности к коллегам по фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В прошлом году мы, коллеги, проголосовали за очень тяжёлое решение, решение, которое дорого нам стоило с точки зрения рейтинга, нервов, душевной боли, но именно это решение позволяет нам принять сегодняшний закон. Мы прекрасно знаем, что слова, которые звучали с этой трибуны, дескать, повышение пенсионного возраста приведёт к тому, что какие-то деньги будут сэкономлены, оказались неправдой, принимая закон о бюджете Пенсионного фонда, мы в этом убедились: все деньги, которые государство получило в результате поэтапного повышения пенсионного возраста, в полном объёме были направлены на повышение пенсий нынешних пенсионеров; трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда не уменьшились, а даже увеличились. А сегодняшним решением мы ещё раз добавляем деньги на повышение жизненного уровня наших пенсионеров. Мы, коллеги, проявили тогда твёрдость, мужество, которые позволяют нам решать важнейшую задачу - задачу повышения жизненного уровня наших пенсионеров. А уж в решении этой задачи нас, конечно, поддержат и коллеги из оппозиционных фракций. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Понятно, что сегодня мы все проголосуем за этот законопроект. Но практически все выступающие от разных фракций говорили не только о данной поправке, дискуссия оказалась несколько более широкой, поэтому с моей стороны тоже будет справедливо последовать общему примеру и воспроизвести такую мини-традицию. Начнём с того, что это решение, конечно, поможет людям, но при этом давайте не будем преувеличивать его масштабность. При общем объёме Пенсионного фонда 8 триллионов рублей, из которых порядка 7 триллионов идёт на выплату пенсий, а кроме них есть ещё и материнский капитал, и другие издержки, мы говорим о дополнительных затратах в размере 20 миллиардов рублей, это примерно 0,27-0,28 процента. Очевидно, что такое решение не может восприниматься как сколь бы то ни было масштабный шаг по изменению современного положения дел и требуется работа с куда более глубинными причинами. Столь же очевидно, что повышение уровня реального пенсионного обеспечения в стране не может, Андрей Константинович, осуществляться за счёт сокращения числа самих пенсионеров. Ведь пенсия - это не пособие по старости или по немощности человека, а в первую очередь устранение с рынка труда избыточной и ненужной на этом рынке рабочей силы, возможность для молодёжи реализовать свои навыки, практики, своё образование, свою энергию в рамках изменений на рынке труда, когда старшее поколение может с учётом созданного им национального продукта на этом рынке место уже не занимать. Просто не нужно такого количества ни в России, ни в других странах. Я уже приводил пример Индии, повторю: два года назад рост производства - плюс 2 процента, число рабочих мест - минус 4. Цивилизация идёт вперёд, и не надо пытаться идти поперёк, никогда до добра это не доводит. Что касается реплики о полной монетизации любых социальных льгот и выплат. На самом деле прошедшие годы показали, что это путь неверный - по одной причине: натуральная льгота индексируется параллельно с ростом цен на соответствующий вид услуг. Скажем, когда у ветеранов труда была льгота по ЖКХ 50 процентов, они понимали, что, как бы ни выросли цены на услуги ЖКХ, льгота вырастет параллельно на такую же величину и будет скидка. Монетизированная же льгота индексируется на величину инфляции. Инфляция считается у нас известным образом - 2, 3, 4 процента в год, а реальный рост цен понятно, несколько выше. Подытожу. Мы, конечно, голосуем за это решение, но очевидно, что линейка решений должна быть гораздо шире, потому что масштаб задач, которые стоят перед страной, куда более глобальный. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", 2-й вопрос повестки дня, третье чтение. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 27 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Коллеги, поздравляю.
Заседание № 197
О проекте федерального закона № 657895-7 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в части определения размера социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам; принят в первом чтении 12 марта 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
4-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Названный законопроект комитетом подготовлен ко второму чтению. Поступило семь поправок, часть из них носит технико-юридический характер, две поправки носят смысловой характер. В ходе обсуждения законопроекта в первом чтении со стороны депутатов, а также и ранее на заседании комитета, звучали вопросы, связанные с тем, как регион устанавливает прожиточный минимум для пенсионеров, порой искусственно его занижая. Сегодня существует рекомендательное письмо министерства труда, но не все регионы правильно понимают те рекомендации, которые были даны. В связи с этим депутатами была внесена поправка, которая поддержана комитетом, она направлена на то, чтобы нормативный правовой акт правительства, который впоследствии появится, регулировал этот вопрос и установил единые правила для определения прожиточного минимума, что позволит в последующем определять соответствующие надбавки к пенсии для наших пенсионеров. Проект такого документа уже имеется - здесь присутствует замминистра труда Пудов, он эту информацию может подтвердить. В связи с этим я прошу таблицу № 1, куда вошли все поправки (все рекомендованы к принятию), поддержать. Таблицы № 2, в связи с тем что поправок, рекомендованных к отклонению, нет, соответственно тоже нет. Прошу поддержать таблицу № 1 и проголосовать за текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица поправок № 1 предлагается профильным комитетом к принятию. Есть ли по ней замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 21 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в части определения размера социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам), второе чтение, 4-й вопрос нашей повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 12 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Уважаемые коллеги, обращаю внимание, что данный законопроект принимается в рамках реализации послания президента Федеральному Собранию. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. НИЛОВ Я. Е. Я прошу включить данный законопроект в порядок работы на 21 марта для рассмотрения его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 194
О проекте федерального закона № 657895-7 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в части определения размера социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к законопроекту под пунктом 10 из блока законопроектов первого чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в части определения размера социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам). Уважаемые коллеги, обращаю внимание, что это законопроект из блока законопроектов, которые мы с вами рассматриваем в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации, и, подчёркиваю, это законопроект, в отношении которого мы обращались во все регионы Российской Федерации с просьбой рассмотреть законопроект, высказать своё мнение по нему, с тем чтобы мы с вами могли как можно быстрее его принять. Речь идёт о законопроекте совместного ведения, вы знаете, он коснётся более 4 миллионов граждан. Уважаемые коллеги, давайте послушаем доклад и выскажем свою точку зрения. Пожалуйста, доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Андрея Николаевича Пудова. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представляемый на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" подготовлен Правительством Российской Федерации во исполнение положений Послания Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года и направлен на повышение материальной обеспеченности неработающих пенсионеров. Для справки скажу, что в соответствии с действующим законодательством социальная доплата к пенсии устанавливается при условии, что общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. По действующим нормам размер социальной доплаты пересматривается в сторону уменьшения в случае роста пенсии, социальных выплат и иных мер социальной поддержки. Если в результате индексации общая сумма материального обеспечения пенсионера превышает региональный прожиточный минимум пенсионера, то гражданин перестаёт получать социальную доплату. При этом при подсчёте общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитывается сумма следующих денежных выплат: пенсии, дополнительного материального обеспечения, ежемесячной денежной выплаты и мер социальной поддержки, которые устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации. Законопроектом предлагается изменить действующую модель. Сначала предлагается устанавливать социальную доплату в размере, необходимом для доведения материального обеспечения пенсионера до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе, а уже затем осуществлять индексацию пенсий и ежемесячных денежных выплат. Таким образом, материальное обеспечение неработающих пенсионеров в каждом году будет превышать уровень прожиточного минимума пенсионера на сумму индексации пенсий и ежемесячной денежной выплаты в текущем году. Одновременно законопроект предусматривает осуществление доплаты с 1 января 2019 года сумм, которые не были получены неработающими пенсионерами в этом году в связи с определением размера социальной доплаты к пенсии исходя из размера пенсии и ЕДВ с учётом их индексаций, произведённых в 2019 году. Перерасчёт суммы материального обеспечения предполагается завершить к 1 июля 2019 года. Данный перерасчёт будут осуществлять территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительные ассигнования федерального бюджета на реализацию настоящего проекта составят в 2019 году 18,8 миллиарда рублей, соответственно в 2020 году - 20 миллиардов рублей, в 2021-м - 19,6 миллиарда рублей. Учитывая изложенное, прошу поддержать данный проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Евгеньевича Нилова. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Андрей Николаевич достаточно подробно объяснил суть предлагаемых изменений. Комитет рассмотрел данный законопроект и, учитывая поступившие отзывы из всех 85 субъектов Российской Федерации как от органов исполнительной власти, так и органов законодательной власти, которые содержат положительные позиции, рекомендует принять. И мы надеемся, что с учётом того, что индексация социальных пенсий по действующему законодательству происходит с 1 апреля - по действующему законодательству страховые пенсии у нас индексируются с 1 января, а социальные с 1 апреля, - мы убеждены, что новый механизм индексации может быть уже реализован в случае оперативного рассмотрения Государственной Думой и последующего одобрения Советом Федерации. По крайней мере, мы в комитете договорились - и на заседании Совета Думы нас поддержали - сделать всё возможное, для того чтобы данный законопроект был оперативно рассмотрен. Комитет просит поддержать сегодня его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы докладчику, содокладчику? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Пашин Виталий Львович. ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Николаевич, конечно, поддерживаю проект закона, но многие пенсионеры, которые являются малоимущими, стоят в очереди на получение жилья по социальному найму. Не получится ли так, что этой доплатой они будут выведены из статуса малоимущих и, следовательно, исключены из очереди на получение жилья? Не хотелось бы, чтобы благая цель обернулась уловкой местных чиновников по отношению к нашим гражданам, пенсионеры должны сохранить за собой это право. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Виталий Львович. Мы исходим из того, что данный законопроект решает конкретную социальную задачу - увеличить уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров. В этой связи полагаем, что законодательство субъектов Российской Федерации, если необходимо, будет даже скорректировано, с тем чтобы, действительно, выплаты, о которых мы сейчас в этом законопроекте говорим, не повлияли на возможности получения других социальных льгот, уверен в этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Андрею Николаевичу. Ну, я так понимаю, что доплаты везде, в каждом регионе, будут разные. Какая система контроля будет создана, для того чтобы всё-таки выполнялся этот закон? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос. Хотел сказать, что доплата не от региона зависит, доплата зависит от того, какой конкретно размер пенсии у конкретного человека, и поэтому контроль за осуществлением этих доплат непосредственно лежит на Пенсионном фонде Российской Федерации, исходя из того что индексация пенсий и в том числе контроль за тем, в каком размере осуществляется эта доплата, - это компетенция фонда и органов исполнительной власти (их у нас 16), которые осуществляют региональную социальную доплату. То есть этот контроль будет осуществляться двумя органами - территориальным органом Пенсионного фонда и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, это тоже в нашей компетенции, поскольку в том числе расходуются федеральные средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Андрей Николаевич, социальная доплата к пенсии может быть как региональной, так и федеральной. В госбюджет вы хотите заложить на этот год расходы в размере около 19 миллиардов - это касается всех расходов или же субъектам придётся искать у себя деньги, если прожиточный минимум в субъекте высок? ПУДОВ А. Н. Сергей Владимирович, спасибо за вопрос. В финансово-экономическом обосновании буквально написано: это расходы федерального бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю. У меня вопросы к докладчику. Уважаемый Андрей Николаевич, при проработке данного проекта федерального закона вами наверняка был проведён тщательный анализ и имеются соответствующие цифры. В этой связи скажите, пожалуйста, какое количество пенсионеров были лишены социальной доплаты к пенсии из-за получения ими единовременных денежных выплат и индексации пенсии, на какую сумму? И какую сумму в среднем составляют социальные доплаты в настоящее время, для полного понимания? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопросы. Анатолий Борисович, я хотел бы сказать, что у нас сама постановка вопроса в отношении лишения социальной доплаты, ну, с моей точки зрения, требует некоторой корректировки. Действительно, действующее законодательство построено по следующему принципу, как я уже говорил в своём выступлении: по действующему законодательству мы осуществляем индексацию пенсии или ЕДВ, и если у человека совокупный размер пенсии после индексации становится выше, чем прожиточный минимум в регионе, то просто сокращается сумма социальной доплаты. Вот если вы спросите, сколько граждан в этом году после индексации пенсии стали получать пенсию выше, чем было с социальной доплатой, то я отвечу, что таковых около полумиллиона. Если перевести вопрос в плоскость сегодняшнего законопроекта: этих людей коснётся этот законопроект? Я отвечаю вам на этот вопрос прямо: он коснётся, поскольку по модели, которая предусмотрена данным законопроектом, для этих полумиллиона людей, у которых в 2019 году в результате индексации размер пенсии стал превышать прожиточный минимум в регионе, будет осуществлён перерасчёт. Мы как бы вернёмся в декабрь 2018 года, у них вновь будет выплата до уровня ПМП, а сверху индексация пенсии. Соответственно, эти люди будут получать доплату до уровня ПМП в регионе и плюсом, сверху индексация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Андрей Николаевич, вам вопрос. Какова будет средняя доплата в результате принятия этого закона - к страховой пенсии, к социальной пенсии в 2019 году, ежемесячная? Это первое. Второе - по какому механизму эти деньги будут перечисляться? И третье, всё-таки по региональной части. Некоторые регионы свою часть, вот эту социальную доплату, - вы знаете, у некоторых прожиточный минимум превышает средний по стране - из своих средств выплачивают, и, соответственно, по этому механизму им придётся предусматривать дополнительные средства. О каких средствах региональных бюджетов идёт речь? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопросы. Что касается средств субъектов, то наш расчёт показывает, что расходы, необходимые на осуществление региональной социальной доплаты в 2019 году, - я называл общую сумму, 18,8, - так вот, на региональную социальную доплату потребуется 4 миллиарда рублей. Отвечая ранее на вопрос, я уже говорил о том, что по логике законопроекта, как это у нас прописано в финансово-экономическом обосновании, все 18,8 миллиарда - это расходы федерального бюджета. Понятно, что это всё ещё будет определяться при корректировке бюджета в июле 2019 года, при очередном рассмотрении бюджета, но сегодня, если говорить о действующих подходах, которые прямо сейчас прописаны в финансово-экономическом обосновании, все 18,8 миллиарда рублей - из федерального бюджета. По поводу прибавки. Если вы разрешите персонально мне, я бы воздержался от того, чтобы говорить о среднем размере прибавки. Я мог бы вам привести конкретные примеры того, какие прибавки будут получать, но понятие "средний" в некотором смысле вносит, ну, такой, знаете, элемент, скажем так, неправильного понимания. Я готов вам привести пример конкретный, на конкретном примере показать, какая прибавка будет, допустим, у пенсионера, получающего пенсию в размере 6,5 тысячи рублей, - вот сверх того, что он получал сейчас, его прибавка составит 458 рублей. Ну и так я могу назвать для каждого конкретного размера пенсии конкретный размер прибавки. Допустим, если взять Чукотку, то можно увидеть, что там у них в регионе ПМП 19 тысяч рублей, соответственно, если у пенсионера размер пенсии не будет дотягивать нескольких рублей до ПМП региона, то прибавка составит 1250 рублей. Вот так выглядит на конкретных примерах в каждом конкретном случае каждый конкретный размер прибавки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Николаевич, а вы можете дать такую информацию о наших гражданах, которые получают эту небольшую социальную пенсию: где они до этого работали? ПУДОВ А. Н. Если брать социальные пенсии, то нужно сказать, что это те граждане, которые... на самом деле там несколько категорий получателей. Есть чисто социальная пенсия по старости - её получают те лица, которые не выработали даже на текущий момент в соответствии с законодательством девяти лет страхового стажа, как правило, это мамы, которые осуществляли уход за детьми и у которых даже ухода за детьми не хватило, для того чтобы получить страховую пенсию. Есть получатели социальной пенсии по инвалидности, то есть это граждане, которые вообще ни дня стажа не имеют, например, человек получил инвалидность или это инвалид с детства, и у него ни дня стажа нет. И есть получатели социальной пенсии по случаю потери кормильца - это лица, которые страховую пенсию не получили из-за того, что их умерший кормилец тоже не имел страхового стажа. Вот эти категории как раз отнесены к получателям социальных пенсий. И кстати, спасибо за вопрос. Могу сказать, что эти категории получателей социальных пенсий тоже получат прибавку, поскольку у нас все категории включены, прибавку после 1 апреля сверх ПМ они тоже получат, но у каждого она будет своя, индивидуальная, рассчитанная исходя из того, какой у человека конкретный вид пенсии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Этот законопроект коснётся миллионов граждан. И этот вопрос был не случайно задан: мы с вами стали свидетелями того, как один из депутатов регионального законодательного собрания высказался очень, мягко сказать, некорректно по отношению к тем, кто сейчас подпадает под действие закона, посчитав, что его путь, путь более эффективного человека, - пример другим, а путь, который прошли... а те, кто получает очень маленькую пенсию, - это те, кто, по его мнению, меньше всего работал, и, собственно, в этом причина. На самом деле мы с вами должны понимать, что речь идёт о людях, которые либо были инвалидами с детства, либо действительно занимались уходом за детьми и не выработали этот стаж, или они работали там, где заработная плата была очень маленькой, - это вахтёры, уборщицы, санитарки, вот эти категории. Коллеги, мы осуждаем такие заявления, и думаю, что вы согласитесь: нельзя так себя вести и тем более так отзываться о наших гражданах. Когда мы говорим о неуважении к обществу, это в первую очередь касается политиков, которые такими своими размышлениями просто оскорбляют большое количество наших граждан. Мы не должны проходить мимо, когда такое происходит, и эти случаи обязаны осуждать, потому что должны учиться политической культуре, должно быть сопереживание, принятие участия в жизни тех людей, у которых она сложилась очень тяжело. И решения, которые предлагает президент в рамках послания, как раз направлены на то, чтобы восстановить здесь справедливость. Мы с вами должны принять решение, которое будет действовать с 1 января текущего года. Андрей Николаевич, есть ещё что-то, о чём вы хотели бы доложить, что необходимо рассказать в отношении тех социальных групп, которых коснётся этот законопроект? Действительно, это самая незащищённая социальная группа, люди, которые живут очень скромно. Мы с вами должны понимать, что это касается именно людей, которые прожили жизнь, работали, воспитывали детей, кто-то с детства инвалид, и хотелось бы, коллеги, чтобы у каждого было понимание, о ком идёт речь. Именно поэтому мы с вами просим регионы как можно быстрее нам дать свои отзывы, чтобы не уходить в длительные рассылки документов и многомесячное рассмотрение, а принять законопроект как можно быстрее. Пожалуйста, Андрей Николаевич. ПУДОВ А. Н. Вячеслав Викторович, вы абсолютно точно заметили, что законопроект коснётся действительно самых социально незащищённых групп населения, часть из них я назвал. И действительно, получатели страховых пенсий, которые под эту категорию подпадают, - это, как правило, те лица, которые в силу трудных жизненных обстоятельств не выработали большого стажа или просто работали с низкой зарплатой, потому что у нас, извините, не все профессии предполагают высокие заработки. А низкие размеры пенсии очень часто как раз обусловлены тем, что даже при большом стаже у людей были просто низкие заработки. Это могут быть не менее уважаемые профессии, чем профессии в серьёзных добывающих отраслях, то есть это может касаться жизни обычного человека, который занимается повседневным трудом, ну, в пример любые профессии можно привести, где зарплаты не такие высокие. В связи с этим у них пенсии действительно ниже средних и ниже, чем ПМ в конкретном, отдельно взятом регионе, потому что прожиточный минимум у нас дифференцирован, этот ПМП зависит от того, какой уровень жизни в конкретном регионе. Я уже приводил пример: Чукотка - это 19 тысяч, взять пример средней России - это 8546 рублей, если не ошибаюсь, и так далее. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Исаев Андрей Константинович. Подготовиться Шерину Александру Николаевичу. Вы хотели в завершение выступить, Андрей Константинович? ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Нет. Я думаю, что в данном случае, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, неважно, кто выступает первым, а кто последним. Я уверен, что этот закон объединит в этом зале все фракции, все поддержат принятие этого закона, поддержат эту инициативу президента. И, вспоминая нашу утреннюю дискуссию, хочу ещё раз сказать, что мы должны быть благодарны нашим коллегам в субъектах Федерации, которые оперативно собрались и высказали свою позицию, дали свои отзывы на законопроект, что позволит нам не в течение двух с лишним месяцев рассматривать это решение, которого ждут сегодня миллионы людей, а принять его быстро, для того чтобы все необходимые действия Пенсионным фондом были предприняты своевременно и люди получили деньги начиная с 1 января 2019 года. Я от фракции выступаю, Вячеслав Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - пожалуйста, поставьте время. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, в 2009 году было принято нами, с 2009 года заработало чрезвычайно прогрессивное на тот момент решение о том, что никто, ни один пенсионер не должен получать пенсии и социальные выплаты ниже прожиточного минимума, что для тех, кто получает меньше прожиточного минимума субъекта Федерации, устанавливается доплата из средств федеральных или субъекта Федерации. Это было важное решение на тот момент, оно означало, что у нас в стране не будет нищих пенсионеров - бедные будут, но нищих, получающих меньше прожиточного минимума, не будет. И был установлен естественный механизм - доплата к пенсии именно до величины прожиточного минимума. Но когда пенсии стали индексироваться на значительные суммы после принятия решений об изменении параметров пенсионной системы, возникла несправедливость, такая ситуация, когда по форме всё правильно, а по существу - издевательство: пенсии растут и существенно растут, но при этом, естественно, сокращается и соответствующая доплата, то есть при номинальном росте пенсий люди фактически получают те же самые деньги. И президент предложил нам сделать следующий шаг. Делая его сегодня, мы должны осознавать, что не только решаем конкретную проблему, не только восстанавливаем справедливость и оказываем социальную поддержку миллионам пенсионеров, которые сейчас находятся в самом плохом положении, в самом бедственном положении, но и делаем ещё один, следующий шаг в части социального обеспечения в нашей стране. Если раньше мы говорили, что ни один пенсионер не получает пенсию ниже прожиточного минимума, то с принятием этого закона мы сможем сказать, что все нынешние пенсионеры - неработающие пенсионеры - получают пенсию выше прожиточного минимума. Этот закон означает, что у всех пенсионеров пенсия будет выше прожиточного минимума субъекта Федерации, поскольку индексация будет идти над величиной прожиточного минимума. Я считаю, что данный законопроект сегодня должен быть единогласно поддержан депутатами Государственной Думы, оперативно принят нами, и давайте продолжим эту работу. И ещё давайте осознаем, что этот шаг свидетельствует о том, что трудное, тяжело давшееся нам в прошлом году в этом зале решение об изменении параметров пенсионной системы начинает приносить свои плоды: мы добиваемся того, чтобы реальные пенсии людей росли. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич. Мы договорились, что Нилов Ярослав Евгеньевич будет выступать от фракции, а у вас три минуты. ШЕРИН А. Н. Уважаемый Андрей Николаевич, пользуясь случаем, я, как депутат Государственной Думы, хотел бы выполнить своё предназначение - довести до Правительства Российской Федерации позицию наших избирателей. Вот мы сегодня принимаем этот закон - и фракция ЛДПР, естественно, его поддерживает, - потому что он был обозначен в Послании Президента Российской Федерации. Возможно, есть ещё ряд вопросов, которые должны дойти до руководства страны, и мы надеемся, что и эти вопросы будут включены в нашу законотворческую деятельность. То, что мы будем доплачивать нашим уважаемым пенсионерам до величины прожиточного минимума и после этого проводить индексацию, - это правильно. Но я хотел бы, чтобы вы также учли мнение жителей сельской местности, которые по нашему законодательству имеют право на надбавку к пенсии в размере 25 процентов, потому что проработали в сельской местности не менее 30 лет. На встречах с избирателями, в частности в Липецкой, Рязанской и Тамбовской областях, нам люди абсолютно справедливо выражали своё негодование в связи с тем, что эта норма распространяется только на тех, кто и в данный момент проживает в сельской местности. Люди же не виноваты, что в селе нет возможности жить и они были вынуждены переехать в город, к своим детям, или, может быть, эта сельская территория впоследствии стала городской территорией. Соответственно, я прошу в перспективе пересмотреть этот вопрос, чтобы надбавка в размере 25 процентов распространялась в том числе и на тех, кто уже не проживает в сельской местности, но имеет стаж работы в сельской местности не менее 30 лет. Ещё мне вот такой вопрос непонятен. Посмотрите, сколько недовольных граждан выходит на улицы, какие огромные митинги, - правительство, руководство страны должно опираться на такую категорию граждан, как ветераны боевых действий. Я направил в Правительство Российской Федерации законодательную инициативу о том, чтобы ветераны боевых действий попали в льготную категорию граждан и выходили на пенсию в 60 лет мужчины и в 55 лет женщины (совершенно очевидно всем, что люди, прошедшие войну, к сожалению, живут меньше), и получил отрицательное заключение. Мне непонятно, неужели руководство нашей страны не желает рассчитывать на полмиллиона ветеранов боевых действий, которые действительно будут благодарны и будут говорить в средствах массовой информации о справедливом отношении к себе? Тем, кто говорит, что минимальные пенсии сегодня получают алкаши и тунеядцы так называемые, я, как представитель Комитета по обороне, хотел бы представить следующую позицию. Как правило, когда офицеры по долгу службы переезжают из одного гарнизона в другой, их жёны, которые их сопровождают, не всегда могут найти работу в отдалённых гарнизонах, и причислять жён офицеров, выходящих на минимальную пенсию, к категории тунеядцев и алкашей, я думаю, некорректно. Ещё раз хочу обратить ваше внимание на индексацию пенсий - в том числе и для работающих пенсионеров. Фракции ЛДПР непонятно, почему люди, которые официально работают и платят налоги, не получают индексации пенсий, хотя сумма уплачиваемых ими налогов гораздо больше той суммы, на которую была бы проведена индексация их пенсий, - таким образом, мы сами загоняем их в тень. Эту инициативу мы поддержим, но учтите те предложения, которые сейчас прозвучали. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, думаю, все согласятся, что нельзя использовать некорректные выражения. И мы хотели бы призвать наших коллег - тех, кто здесь, в зале, и тех, кто работает в законодательных собраниях регионов, - впредь выбирать выражения, уважительно относиться к тем, кто избрал нас на эти должности, и в принципе делать всё, чтобы не было стыдно за наши поступки, потому что реально стыдно из-за того, что депутат вот так рассуждает. Нужно понимать, что речь идёт о людях, которые всю жизнь проработали нянечкой, санитаркой, вахтёром, инвалидность получили, вот у них так жизнь сложилась - должно быть сострадание, должно быть понимание. И потом, нас-то избирают как раз для того, чтобы мы о них заботились, - вот об этом речь идёт, коллеги! - давайте подумаем, что можно сделать в этом плане. Потому что самые, наверное, жёсткие эпитеты можно было бы высказать... И ещё раз повторю, что таких случаев, как правило, меньше, когда люди избираются непосредственно по одномандатным округам (без обид!): они общаются с людьми напрямую, каждый день проводят приёмы, понимают, о ком речь идёт. Вот когда такие депутаты, чиновники будут постоянно принимать граждан, они увидят, что все по-разному живут, и их задача - как раз сделать так, чтобы тех, кто получает маленькую пенсию, было как можно меньше, а не рассказывать, как у него всё сложилось, а другие виноваты, что у них по жизни много проблем. Коломейцев Николай Васильевич, фракция КПРФ, пожалуйста. Выступление от фракции. И у нас ещё записан Нилов Ярослав Евгеньевич, также от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле я вам напомню, что этот закон стал следствием обмана или, в общем-то, перекладывания нами на президента обязанностей правительства. Почему? Обещали 1 тысячу - в результате оказалось, что многие пенсионеры получили даже меньше, в результате вал писем тем, кто принимает решения. И я могу со многими одномандантниками поспорить по поводу того, кто больше принимает людей, кто больше встречается, и не только я в этом зале, поэтому тут как посмотреть на политическую систему: если развивать многопартийность - это один подход, если укоренять монархию - это другой подход. Но это вопрос другого закона. Второе. Я хотел бы, чтобы Андрей Николаевич под протокол подтвердил, что причиной возникновения этой проблемы стало отсутствие единообразной методики определения величины прожиточного минимума, следствием этого стало то, что наши нищие регионы - куда мы перебросили 180 полномочий, но только треть обеспечили финансовыми мандатами - произвольно начали уменьшать величину прожиточного минимума. Для чего? Потому что у них нет денег на социальные доплаты, а вы знаете, что если размер социальной доплаты выше среднероссийского, то доплачивает регион, если ниже - Федерация. Вот это первое следствие. И Андрей Николаевич пообещал, что Минтруд наконец разработает и утвердит в Минюсте единообразную методику определения величины прожиточного минимума. Третье. Я здесь в корне не согласен с теми, кто говорит, что тунеядцы там, лодыри, алкоголики... Я как раз один из тех депутатов, кто, будучи одномандатником в Госдуме второго созыва, поднял с этой трибуны вопрос о том, что многие предприятия и организации, дабы не начислять заработанную пенсию, умышленно затопили, спалили архивы, в результате чего люди, отработавшие на вредном производстве, получили минимальную пенсию, и не потому, что они лодыри и тунеядцы, а потому, что злой умысел был у тех руководителей или псевдособственников новых, которые не хотели начисления нормальных пенсий. В той ситуации тогдашний Пенсионный фонд в лице Барчука принимал с разрешения правительства решение, чтобы считать с учётом и взносов партийных, и взносов комсомольских, и взносов профсоюзных на том этапе, хотя многие этот вопрос не восприняли. Четвёртое. С моей точки зрения, мы с вами не только этот закон, но и ваш новый пенсионный закон не выполняем в части сельскохозяйственных работников. На сегодняшний момент более чем по половине специальностей не получили причитающиеся по закону надбавки, причём в силу влияния опять же, с моей точки зрения, Высшей школы экономики и либерального крыла правительства, которые умышленно не хотят платить заработанное людям. Вы почитайте, какие нарушения выявлены в Высшей школе экономики, но об этом никто не говорит, а ведь именно их советы подвигают правительство и дальше отнимать социальные выплаты и доплаты у наших самых неимущих граждан! Возвращаясь к пенсионному законодательству, скажу, что, с моей точки зрения, проблема, конечно же, усугубляется. Почему? Потому, что мы не хотим восстанавливать справедливость в части уплаты в пенсионные фонды, у нас сегодня наметилась тенденция ухода крупных компаний из офшоров в иностранные юрисдикции. Смотрите, "РУСАЛ": вот здесь умышленно шесть комитетов затягивают рассмотрение вопроса и вынесение нашего парламентского запроса по ситуации с тремя компаниями, принадлежащими некогда Олегу Владимировичу Дерипаске; я вам напомню, что под давлением Минфина США мы фактически 70 процентов производства алюминия отдали под управление специального агентства по управлению иностранными активами Минфина США и Сената, и сегодня предприятия, находящиеся на территории Российской Федерации, построенные несколькими поколениями наших граждан, находятся фактически под контролем нашего псевдопартнёра - Минфина и Сената США, а на самом деле стратегического врага. И это не единственная компания, я вам напомню: в "Роснефти" из одиннадцати членов правления семь - граждане США, Великобритании и других подведомственных им стран, и можно этот список продолжить. Давайте посмотрим, почему они в полном объёме не выплачивают, как положено, 22 процента в Пенсионный фонд. Потому, что вы им дали льготу, и они с 1,15 миллиона платят льготные 10 процентов, а многие, уйдя в офшоры, вообще минимизируют выплаты, в том числе и налогов. Вы посмотрите, в чём проблема в Хакасии, вот Надежда Сергеевна лучше меня знает. Проблема Хакасии в том, что там пять олигархов, оптимизировав свои выплаты и выведя головные компании в другие территории, фактически не платят налоги. Или более того, две одинаковые по объёму добычи угля компании, но одна платит в 6 раз меньше другой - как это так? Давайте и этим заниматься! Если мы этим займёмся, то у нас объёмы выплат и в бюджет, и в пенсионный, и в социальный, и в медицинский фонды значительно возрастут. А мы с вами, как страус, прячемся в песок от этих вопросов. И я считаю, Андрей Николаевич, вы не доработали в министерстве труда. Президент озвучил несколько вопросов - вам надо было бы пакетом законопроектов ответить, а вы напрягаете умышленно президента, первое лицо, перегруженное международной напряжённостью, вражеским окружением и неадекватными действиями в отношении России, заставляете заниматься вашей работой - это неправильно! Вот министр придёт сюда 20-го - я считаю, он должен ответить на вопрос, почему после послания президента до сих пор не внесён весь пакет, касающийся вашего министерства. Вы запаздываете, или вы игнорируете и саботируете поручение самого президента, учитывая, что мы перешли только к указным вопросам: если сказал президент - делаем, если не сказал - не делаем? Это неправильно, надо опережать и отвечать, чтобы вам следующих замечаний не делали. Мы, конечно, поддержим исправление ошибки, но мы считаем, что это не в полном объёме исправляет все ошибки. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Шеин Олег Васильевич от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Нилову Ярославу Евгеньевичу от фракции ЛДПР. ШЕИН О. В. Коллеги спрашивали, на сколько в среднем по стране вырастут выплаты после принятия данного закона, за который, безусловно, каждый из присутствующих в зале проголосует? Понятно, что говорить про среднее увеличение выплат именно тем людям, которых это коснётся, невозможно - и здесь представители правительства совершенно справедливо об этом сказали, - но можно говорить об общем увеличении объёмов пенсионных выплат в России. Напомню, что у нас бюджет Пенсионного фонда составляет порядка 8 триллионов рублей, цена данного закона - 20 миллиардов, и легко посчитать, что средние выплаты в Российской Федерации вырастут на 0,25 процента по сравнению с существующими. Понятно, что нет ни одного человека, который скажет: нет, не надо и на 0,25, но столь же понятно, что здесь, наверное, нет предмета какой-то особой, большой гордости. Кого это коснётся? Это на самом деле - о чём справедливо было сказано президиумом - коснётся не тунеядцев и не бездельников, это коснётся рабочего класса Российской Федерации, потому что с каждым годом всё большее количество людей оказывается в положении, когда реально их официального стажа не хватает для получения сколь бы то ни было серьёзной пенсии. Я напомню, что 70 процентов работников страны имеют такую официальную заработную плату, которая не позволяет им претендовать в принципе ни на что, кроме как на минимальную пенсию. У нас в Российской Федерации заработная плата гораздо ниже экономических возможностей нашей страны, и люди не несут личной, персональной - мы сейчас не говорим про политические решения - ответственности за то, что их посадили на заработки, не позволяющие обеспечить, сколь бы то ни было серьёзные пенсионные отчисления. Более того, я напомню цифры, которые первым в стране озвучил вроде бы я, а сегодня их уже озвучило и правительство: в неофициальном сегменте экономики находится 28 миллионов человек - эта цифра уже озвучивается и коллегой Макаровым из профильного комитета, и профильными вице-премьерами кабинета министров Российской Федерации. И мы хорошо понимаем, что из этих 28 миллионов человек лишь миллиона три-четыре максимум составляют самозанятые, а остальные люди - это наёмные рабочие в строительстве, в торговле, в перевозках, которые опять же загнаны в неофициальный сегмент экономики через принятый 17 лет назад - коллега Исаев помнит - Трудовой кодекс Российской Федерации, существенно подорвавший имевшиеся ранее трудовые права в нашей стране и права наёмных работников. И эти люди тоже, даже сидящие без какой-либо заработной платы, будут получать пенсию минимальную либо ниже минимальной, а я напомню, что у нас минимальная пенсия в стране - 5,2 тысячи рублей, потом идут все эти надбавки до прожиточного. Старая дискуссия: откуда взять деньги? Это дискуссия про изнемогающий бюджет, изнемогающую экономику, в которой негде взять средства для того, чтобы добавить людям. Но всё понимается в сравнении. Напомню цифры, которые не раз и не два звучали в этом зале: в Российской Федерации доля пенсионных выплат к ВВП составляет 7,5 процента, в то время как в Австрии - 12 процентов, во Франции, в Португалии, Польше - порядка 14 процентов, в Италии - порядка 16 процентов. В переводе на нормальный язык это означает, что при той же самой нагрузке на экономику, как в других странах мира, но при большей, понятно, нагрузке на олигархию у нас объём отчислений в Пенсионный фонд может быть увеличен не на 0,25 процента, а примерно на 5-6 триллионов рублей по сравнению с теми выплатами, которые есть на сегодняшний день. Правда, тогда мы не увидим отчётов журнала "Forbes" о том, что уважаемый Михельсон перешёл на 32-е место в мире среди владельцев самых крупных состояний, среди планетарной олигархии. Как это делать, тоже неоднократно предлагалось. Напомню, что на прошлой неделе фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отклонила два законопроекта фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", два предложения. Одно из них касалось перехода к плоской шкале страховых взносов - чтобы 7 процентов работников, которые получают свыше 90 тысяч рублей в месяц, платили такие же отчисления в Пенсионный фонд, как и все остальные. Это дало бы ежегодную прибавку в Пенсионный фонд не 20 миллиардов, что обсуждается сегодня в зале, а примерно 600, и, понятно, дало бы совершенно другие возможности Пенсионному фонду для повышения пенсий тем, кто сидит на минимальных пенсиях, ну и, наверное, тем, кто получает не 8 тысяч рублей, а 9, 10 или 11 тысяч. А второе предложение, которое тоже мы вносили, - о том, чтобы начать реальную борьбу с теневой занятостью, отсекать от налоговых льгот, от государственных преференций фирмы, которые убегают от налогов, которые загоняют людей в неофициальную занятость. На это нам было сказано, что и существующих мер достаточно, и пусть фирмы, которые уклоняются от налогообложения, которые свой рабочий класс держат в положении неофициальной занятости и для этих работников устанавливают пенсионный возраст даже не 65, а 70 лет, которые Пенсионному фонду в год не доплачивают сумму, составляющую почти 3 триллиона рублей, а в местные бюджеты не уплачивают почти 1,5 триллиона рублей ежегодно, - пусть эти фирмы и дальше так же бегают от налогов, ничего не платят, но при этом пользуются всеми государственными преференциями, преимуществами. А возвращаясь к обсуждаемому законопроекту - разумеется, каждый из присутствующих в зале проголосует за то, чтобы лишние 100-200 рублей, а на самом деле не лишние, люди получили, кто-то получит чуть меньше, кто побольше. Но мы очень хорошо понимаем и другое: на самом деле необходимо коренным образом менять всю систему налогообложения и распределения создаваемого трудом работающего класса национального продукта в стране. И тогда мы будем обсуждать не 20 миллиардов рублей в год, выделяемых на эту прибавку, и даже не 600 миллиардов рублей, а совершенно другие суммы, которых достоин работающий человек в нашей стране, чтобы размер его пенсионных выплат был не меньше, чем у работающего класса в других странах мира. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич, фракция ЛДПР. От фракции. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР, как и другие фракции, данный законопроект поддержит. Я напомню, что, когда рассматривался проект закона об изменениях параметров пенсионной системы, одним из аргументов в пользу принятия, который мы все слышали, был рост пенсий действующих пенсионеров. И получилось так, что после вступления в силу этих изменений около 5 миллионов граждан не почувствовали на себе этот рост. С чем это связано? Сегодня у нас в стране существует следующая система. Неработающий пенсионер не может получать пенсию в размере ниже установленного в регионе прожиточного минимума. И индексация его социальной или страховой пенсии практически поглощалась соответствующей социальной доплатой. Если установленный в регионе прожиточный минимум выше общероссийского, то регион самостоятельно финансирует из своего бюджета эту доплату, если ниже, то соответственно деньги приходят из федерального бюджета. И многие регионы намеренно занижают прожиточный минимум, для того чтобы переложить эту финансовую нагрузку на федеральный бюджет. Я помню, как во время рассмотрения бюджета или околобюджетного пакета из регионов судорожно начинают звонить и спрашивать, какой там прожиточный минимум предполагается, чтобы подогнать под это свой прожиточный минимум и тем самым переложить финансовую нагрузку на Федерацию. В том числе это связано и с тем, что отсутствует утверждённая методика, есть только рекомендация Минтруда регионам, каким образом можно устанавливать прожиточный минимум для пенсионеров в регионе. Кто же все эти люди, порядка 5 миллионов, которые не почувствовали на себе соответствующие изменения? Да, действительно, если человек ни дня не проработал, то по действующему законодательству он всё равно по достижении возраста, установленного для получателей социальных пенсий, это на пять лет больше общего пенсионного возраста, будет получать ту самую, как говорят в народе, минимальную пенсию. Но из всего названного количества граждан число таких получателей, наверное, небольшое. Сегодня мы, обсуждая некорректные высказывания отдельных должностных лиц и отдельных депутатов в регионах, не упомянули ещё о коренных малочисленных народах, проживающих, например, на Севере и занимающихся традиционными промыслами. Они ведут традиционный образ жизни и как раз являются получателями тех самых социальных пенсий. В тяжелейших природно-климатических условиях эти люди занимаются промыслом, и ни в коем случае нельзя о них как-то некорректно высказываться. Кроме того, многие наши граждане стали жертвами обстоятельств. Я вспоминаю встречу в Иркутской области, когда ко мне подошла женщина и рассказала, что после того, как обанкротили завод, где она работала, бухгалтерия и отдел кадров потеряли все документы, документы уничтожил пожар, подтвердить стаж, подтвердить свой заработок стало невозможно, поэтому она получает социальную пенсию. Многие вынуждены были идти на поводу у работодателей и получать заработную плату в конвертах в связи с тем, что другой работы просто не было. Работодатель таким образом уходил от налогов, я напомню, что ставка 13 процентов была введена в начале 2000-х именно для того, чтобы вывести заработную плату из серой, чёрной зоны. Действительно, есть те, кто работал, но не заработал необходимого количества страховых баллов или не имеет достаточного стажа для назначения страховой пенсии, соответственно, они по действующему законодательству также ждут ещё пять лет и потом получают социальную пенсию. Так что говорить обо всех этих гражданах, что они бездельничали всю свою жизнь, это, конечно, юридически и по сути неверно, это абсолютно не так. Мы в ЛДПР понимаем, что действующая система, конечно, содержит ряд других несправедливых моментов: это, например, неиндексация пенсий работающим пенсионерам или ограничение в три балла для работающих пенсионеров, когда каждый год 1 августа происходит перерасчёт их пенсий в связи с тем, что они заработали дополнительные баллы, - это тоже искусственное ограничение, тоже несправедливо. Но мы поступательно пытаемся это изменить, внося соответствующие законопроекты и поднимая эти вопросы на разном уровне. Хорошо, что президент в своём послании Федеральному Собранию на этот вопрос обратил внимание, и внесённый правительственный проект закона, ещё раз обращаю на это внимание, был поддержан всеми субъектами Российской Федерации - к нам поступило 85 отзывов от органов исполнительной власти субъектов и 85 отзывов от органов законодательной власти. Мы считаем, что необходимо быстрее рассмотреть законопроект, для того чтобы получатели социальных пенсий смогли получить уже проиндексированную пенсию, индексация которой не поглощалась бы ФСД либо РСД, это произойдёт уже 1 апреля. Мы, фракция ЛДПР, поддерживаем законопроект и выражаем надежду, что до 1 апреля эти поправки вступят в законную силу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Полномочные представители президента, правительства будут выступать? Нет. Заключительное слово официального представителя правительства. Андрей Николаевич, пожалуйста. ПУДОВ А. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я хочу поблагодарить вас за слова, высказанные в поддержку законопроекта, и сказать, что действительно в работе над проектом федерального закона на данной стадии подтверждается его готовность. Отвечая на слова Николая Васильевича о необходимости корректировки законодательства, связанного с расчётом прожиточного минимума пенсионеров в регионах, скажу, что мы в настоящее время такую работу завершаем и планируем в ближайшее время эти предложения сформулировать уже в виде конкретных инициатив. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо вам. Заключительное слово председателя комитета - содокладчика. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. В принципе всё уже было сказано. Ещё раз прошу от имени комитета поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в части определения размера социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам), 10-й вопрос нашей повестки, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 39 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Поздравляю, коллеги!