Заседание № 226
16.07.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 657608-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5669 по 5901 из 6480
60-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра природных ресурсов и экологии - руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Аркадьевич Киселёв. КИСЕЛЁВ Е. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по недропользованию. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на криминализацию деяний в сфере добычи янтаря, нефрита или других полудрагоценных камней, перечень которых определён постановлением Правительства Российской Федерации. Я напомню, почти два года назад мы приняли закон, вносящий изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Появилась положительная динамика, и цифра, которую я вам назову, - 16 миллиардов рублей, объём нелегального оборота в ходе добычи янтаря, нефрита, - сейчас значительно демпфирована. Вместе с тем имеют место факты рецессии, по данным правоохранительных органов, то есть КоАП не в полной мере регулирует эту сферу, поэтому мы посчитали необходимым реализовать в полном объёме поручение президента и разработать изменения в Уголовный кодекс, конкретно в статьи 191 и 255, и в Уголовно-процессуальный кодекс, с тем чтобы ввести уголовную ответственность за самовольную добычу и оборот незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней. Но касаться это будет только лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за такую деятельность, то есть соблюдена преюдициальность. Предусматривается уголовное наказание, если лицо ранее совершало административное правонарушение; отягчающими обстоятельствами являются извлечение дохода в крупном, особо крупном размерах или совершение такого преступления группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой. Перечень полудрагоценных камней планируется использовать тот, который утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года, расширив его действие. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Аркадьевич. С содокладом выступает Николай Гаврилович Брыкин от Комитета по государственному строительству и законодательству. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект федерального закона направлен на повышение ответственности за незаконную добычу, оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней путём криминализации данных деяний. В указанных целях предлагается в части первой статьи 191 установить ответственность за совершение сделки с самовольно добытыми полудрагоценными камнями и их оборот, а в статье 255 - ответственность за самовольную добычу камней. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что проектируемые составы - часть первая статьи 191 и часть вторая статьи 255 Уголовного кодекса - относятся к составам преступлений с административной преюдицией и рассмотрение таких дел отнесено к подсудности мирового судьи. С учётом данного обстоятельства комитет отмечает, что ко второму чтению необходимо будет внести соответствующие изменения в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса по вопросу об отнесении подсудности уголовных дел данной категории к компетенции районного суда для исключения возможности рассмотрения дел и привлечения лица к административной ответственности и к уголовной ответственности одним и тем же судьёй в случае повторного совершения лицом деяния на территории, подсудной тому же судье. Ну, это как бы для информации. В основном Евгений Аркадьевич достаточно подробно изложил концепцию, суть предлагаемых изменений, я повторять не буду. Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает, что представленные в пояснительной записке данные свидетельствуют о необходимости криминализации рассматриваемых деяний. Предлагаю поддержать данный законопроект при условии учёта ко второму чтению предложений, замечаний, сделанных Комитетом по государственному строительству и законодательству. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопрос. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. Включите микрофон. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. У меня вопрос к Евгению Аркадьевичу. Скажите, пожалуйста, Евгений Аркадьевич, по части первой статьи 191 УК в предлагаемой редакции, где предусмотрена повторность, не будут привлекаться к уголовной ответственности в соответствии с законом военнослужащие, сотрудники Следственного комитета, сотрудники органов внутренних дел, национальной гвардии и так далее - всего, получается, 2,5 миллиона человек не будут привлекаться к уголовной ответственности за повторные правонарушения. И это является грубым, я считаю, попранием Конституции, которая говорит о том, что все равны. Что вы можете на этот счёт сказать? КИСЕЛЁВ Е. А. Спасибо за вопрос. Ну что я могу сказать? Замечание, наверное, следует принять и при доработке законопроекта во втором чтении его обсудить и учесть, но вместе с тем хотел бы сказать, что у нас есть статистика, насчитывающая сотни случаев задержания: ни разу никто из названных вами категорий граждан, кроме работников МВД, которые участвовали в схемах, не был замечен в нарушении этого законодательства. Специально организованные группы людей добывают нефрит в Республике Бурятии, в Кавоктинском районе и на берегах Витима, или рядом с Ленинградом, в городе Зеленогорске. Вы можете приехать и посмотреть, но, скорее всего, вас туда не пустят: вас будут встречать очень вежливые люди с автоматами в руках, как встречают мои геологические партии. Я считаю, что совершенно необходимо здесь наводить порядок. Вот для меня криминализация в этой сфере и в сфере добычи золота ничем не отличается: малый вес добываемого полезного ископаемого, большая цена и, соответственно, огромное желание воспользоваться этой возможностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Спасибо, Николай Гаврилович. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. Поставьте время для выступления от фракции, а там сколько понадобится. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Да, я от фракции. Уважаемые коллеги, я вынужден уже третий раз выступать с этой трибуны по проблемам административной преюдиции в уголовном процессе. Мы всегда были против её существования, потому что это просто ненормальное явление в цивилизованном судопроизводстве. Принято уже 13 законов, которые предусматривают уголовную ответственность за совершение правонарушения после того, как лицо было привлечено к административной ответственности. Более года было затишье, я думал, что мы были услышаны, что теперь этого уже нет в наших законах, но, оказывается, всё это продолжается. Почему неприемлем этот законопроект? Прежде всего, он направлен не на гуманизацию уголовного законодательств, о которой в последнее время много говорят наши руководители государства, а на усиление его репрессивности. Сейчас за самовольную добычу янтаря, других камней в незначительных размерах предусмотрена административная ответственность по статье 7.5 Кодекса об административных правонарушениях, сколько бы раз это ни случалось. А предлагается, чтобы, как только второй раз это случится после привлечения к административной ответственности, наступила ответственность уголовная. Во-вторых, за первое деяние лицо будет привлекаться к ответственности по правилам не Уголовно-процессуального кодекса, а Кодекса об административных правонарушениях, то есть первое деяние будет расследоваться - даже не расследоваться, а проверяться - в упрощённом порядке. И в ходе предварительного следствия оно расследоваться не может - не расследуется на практике и расследоваться не может по теории, по закону, - так как существует положение о преюдиции. Да, Верховный Суд и вслед за ним Конституционный Суд объявили, что это нужно расследовать, проверять в суде, но эти заявления, эти постулаты Конституционного Суда и Верховного Суда совершенно противоречат позиции статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса и совершенно несостоятельны. Ничего не сможет ни следователь, ни суд сделать, проверяя. Сколько бы он раз ни установил, что это не так, он сделать ничего не сможет, потому что уже установлен состав правонарушения и иное установлено быть не может. В-третьих, нарушение принципа равенства всех граждан перед законом и судом, который предусмотрен статьёй 19 Конституции, здесь, что называется, налицо на сто процентов. Статья 2.5 Кодекса об административных правонарушениях говорит, что за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность военнослужащие, сотрудники Следственного комитета, органов внутренних дел, войск нацгвардии, ФСИН, пожарные, сотрудники таможни, прокуратуры даже - всего 2,5 миллиона взрослых людей по стране. Люди в погонах не несут административной ответственности за административные проступки, они несут дисциплинарную ответственность, и их невозможно привлечь за повторное правонарушение. И что это вообще такое, на что это похоже? Да это похоже просто на беспринципность нашего законодателя! Ну и четвёртое - это коррупционная составляющая. Наличие у лица состояния административной наказанности как признака состава преступления правоохранитель легко может не заметить. И я не очень представляю: вот прокуроры надзирают, проверяют законность принятых решений правоохранительных органов по сообщению о преступлении, законность решений об отказе в возбуждении уголовных дел - вот как прокурор в данном случае будет выявлять все эти безобразия, все эти нарушения? Правоохранитель, полицейский и ещё кто-то запросто может спрятать эту повторность, не говорить о ней, и всё останется укрытым, и за это можно будет получать мзду, на этом можно будет зарабатывать. Надо ли усиливать ответственность за повторные правонарушения? Конечно надо, и есть для этого способы - пожалуйста! И мы очень часто пользуемся этими способами. В части первой этой статьи можно просто предусмотреть повторный административный проступок и расследовать первый проступок, вот тогда это будет ещё на что-то похоже. И уж если это вводить - а правильнее всего было бы, конечно, вводить, повторяю, в административный кодекс такую повторность, но можно вводить и в Уголовный кодекс, - тогда этот проступок надо расследовать, но ни в коем случае не прибегать к институту административной преюдиции. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Марданшин Рафаэль Мирхатимович, тоже выступление от фракции. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, направленный на установление уголовной ответственности за незаконную добычу этих камней, а также за совершение сделок, связанных с заведомо самовольно добытыми янтарём, нефритом и иными полудрагоценными камнями. Дело в том, что действующая редакция КоАП позволяет многократно совершать противозаконные действия без надлежащего наказания, и мы считаем, что принятие данного закона позволит более эффективно осуществлять противодействие самовольной добыче и незаконному обороту янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует поддержать законопроект, принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Евгений Аркадьевич, будет заключительное слово? Не будет. Николай Гаврилович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 50 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.