Заседание № 212

27.01.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 656471-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "О политических партиях" (по вопросу об избрании высшего должностного лица автономного округа (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти автономного округа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1284 по 1376 из 5077
Законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении. 2-й вопрос, проект             
федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об   
общих принципах организации законодательных (представительных) и                
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"   
и статью 26-3 Федерального закона "О политических партиях".                     
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет         
подготовил данный законопроект к рассмотрению в третьем чтении, все             
необходимые экспертизы и заключения проведены и получены, просим поддержать     
решение комитета и принять данный законопроект в третьем чтении.                
                                                                                
По решению Совета Думы комитет просит провести "час голосования" сразу после    
моего доклада.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам, коллеги?                                
                                                                                
Коломейцеву Николаю Васильевичу включите микрофон, пожалуйста.                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы уже      
неоднократно ставили здесь вопрос об американизации нашей системы выборов. С    
одной стороны, мы с вами осуждаем американские порядки, американские            
принципы, а, с другой стороны, по инерции продолжаем реализовывать их           
принципы в части проведения прямых выборов и замещения нормальной, с нашей      
точки зрения, системы выборов на косвенную систему выборов, потому что          
автономные округа по Конституции Российской Федерации - это всё же отдельные    
субъекты Российской Федерации, которые имели право избирать в том числе и       
губернаторов автономных округов. Я вам напомню, что, несмотря на                
относительную малочисленность избирателей, это достаточно большие по            
территории субъекты, имеющие к тому же зачастую профицитные бюджеты и           
являющиеся, вообще-то, серьёзными донорами бюджета Российской Федерации.        
                                                                                
И в данной ситуации, когда выборы главы автономного округа мы привязываем к     
мнению губернатора одной из областей Российской Федерации, это совершенно       
неправильно. Мы считаем, что таким образом ущемляем права избирателей           
автономного округа.                                                             
                                                                                
Мы будем голосовать против этого закона.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вяткину включите микрофон.                                                      
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!                 
Справедливости ради надо отметить: то, на что указывал Николай Васильевич       
Коломейцев, не совсем соответствует действительности. Во-первых, никакой        
американизации здесь нет и в помине, это наша индивидуальная, оригинальная      
система и административного устройства, и выборов, и здесь, как говорится,      
Штаты нам не указ. Поэтому эти слова по меньшей мере несправедливы.             
Во-вторых, не надо забывать, многоуважаемые коллеги, что губернатора области    
- ну, в данном случае у нас два сложносоставных субъекта: Тюменская область и   
два автономных округа и Архангельская область и один автономный округ, - так    
вот, губернаторов областей выбирают и жители области, и жители автономных       
округов, и областных депутатов выбирают в Архангельской области и в Тюменской   
области все жители - и области, и автономных округов. Следовательно,            
установление системы, при которой согласование кандидатур перед внесением их    
президенту будет производить глава области, абсолютно оправданно, законно и в   
полной мере соответствует - подчеркну: в полной мере соответствует - и          
договорам, которые заключены в этих субъектах между областями и автономными     
округами, и правовым позициям Конституционного Суда, о чём я говорил при        
рассмотрении данного законопроекта в первом чтении.                             
                                                                                
Наша фракция будет поддерживать данный законопроект.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, по решению Совета Государственной Думы объявляется "час голосования"   
и данный вопрос выносится на голосование.                                       
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против          148 чел.32,9 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   
                                                                                
По ведению Диденко Алексей Николаевич.                                          
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Александр Дмитриевич, я руку поднимал, хотел выступить, но раз    
решение уже принято...                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, не обратил внимания.                            
                                                                                

Заседание № 211

23.01.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 656471-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "О политических партиях" (по вопросу об избрании высшего должностного лица автономного округа (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти автономного округа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2402 по 2513 из 6637
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18       
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "О политических         
партиях".                                                                       
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин.                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В таблице № 1      
тринадцать поправок, в таблице № 2 одна поправка. Прошу утвердить таблицы и     
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу № 1 на    
голосование.                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              282 чел.62,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    283 чел.                                          
Не голосовало                 167 чел.37,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 1 принимается.                                                        
                                                                                
Есть ли замечания по таблице поправок № 2?                                      
                                                                                
Михаил Иванович Сердюк, пожалуйста.                                             
                                                                                
СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
В таблице № 2 одна поправка, прошу вынести её на отдельное голосование. Могу    
прокомментировать или сейчас, или позже, когда дадите слово.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка единственная. Михаил Иванович, пожалуйста,       
сразу прокомментируйте.                                                         
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Спасибо большое, одной минуты хватит.                              
                                                                                
Автором поправки являюсь я, но на самом деле поправка партийная, она внесена    
по поручению партии и соответствует нашей позиции, которая изложена в           
программе партии: поправка гласит, что выборы руководителей субъектов           
Федерации должны быть всенародными.                                             
                                                                                
Сейчас мы действуем избирательно и по непонятному принципу, который так и не    
был продекларирован, - непонятно, почему мы ткнули именно в эти субъекты        
Федерации и там отменяем выборы, данной же поправкой предлагается, коль уж      
закон всё-таки принимается (нет никаких иллюзий по поводу результатов           
голосования), делать это исключительно после проведения референдума на той      
или иной территории. Просто забрать у граждан право выбора, не спросив этих     
людей, не объяснив, чем это мотивировано, - это по меньшей мере                 
безнравственно!                                                                 
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста.                          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Нравственность каждый раз определяется легитимностью того или      
иного института. В настоящее время та процедура, которая предлагается,          
полностью сохраняет легитимность института руководителя субъекта Российской     
Федерации в автономном округе, входящем в состав области, это процедура         
необходимая, связанная с глубоким участием в процессе формирования этого        
института и политических партий, и главы субъекта Российской Федерации, в       
который входят автономные округа, и Президента Российской Федерации, и, что     
очень важно, законодательного (представительного) органа государственной        
власти автономного округа, поэтому мне представляется, что заявления, которые   
касаются отнятия права выбора у граждан, носят неоправданный характер.          
Законопроект предлагает достаточно предметно урегулировать этот институт без    
учёта той поправки, которая предлагается нашим уважаемым коллегой Михаилом      
Ивановичем.                                                                     
                                                                                
Предлагаю поправку отклонить.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 2.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Прошу остановить голосование. (Шум в зале.)                                     
                                                                                
Борис Сергеевич! Ну что вы хотите, Борис Сергеевич? Коллеги...                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Таблица поправок № 2 содержит единственную        
поправку, которая сейчас была обсуждена. Давайте для простоты я                 
переформулирую, чтобы все поняли однозначно: ставлю на голосование эту          
поправку из таблицы поправок № 2.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              188 чел.41,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    188 чел.                                          
Не голосовало                 262 чел.58,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклонена.                                                             
                                                                                
Законопроект выносим на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5431 по 5450 из 6637
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18       
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "О политических         
партиях", второе чтение.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против          146 чел.32,4 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                

Заседание № 208

23.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 656471-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "О политических партиях" (по вопросу об избрании высшего должностного лица автономного округа (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти автономного округа); внесён Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2011 по 2625 из 3875
Пункт 21.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18        
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "О политических         
партиях". Докладывает Павел Николаевич Завальный.                               
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен проект федерального закона "О    
внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах          
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26-3            
Федерального закона "О политических партиях". В настоящее время действующим     
законодательством предусмотрена возможность субъектов Федерации самим           
определять, как выбирать высшее должностное лицо: всенародным голосованием      
или голосованием депутатов законодательных органов. Внесённый Думой             
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проект федерального закона          
предполагает уточнение установленной процедуры избрания высшего должностного    
лица для автономного округа, входящего в состав области. В частности,           
предлагается закрепить положение о том, что кандидаты для избрания на           
указанную должность представляются в законодательные (представительные)         
органы государственной власти автономного округа Президентом Российской         
Федерации по предложению высшего должностного лица области (руководителя        
высшего исполнительного органа государственной власти области), в состав        
которой входит автономный округ. До внесения Президентом Российской Федерации   
предложений о кандидатурах для избрания на указанную должность высшее           
должностное лицо области проводит консультации с региональными отделениями      
политических партий и только затем предлагает Президенту Российской Федерации   
не менее трёх кандидатур. Кроме того, законопроектом устанавливаются            
определённые требования к кандидатам и регулируются иные вопросы, связанные с   
порядком формирования органов государственной власти в сложносоставных          
субъектах Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений в статью    
26-3 Федерального закона "О политических партиях".                              
                                                                                
По мнению разработчиков, в нынешней непростой экономической ситуации важна      
социально-экономическая стабильность в регионах, от которых во многом зависит   
энергетическая, экономическая безопасность всей страны. На Ямало-Ненецкий       
автономный округ приходится более 90 процентов добычи газа, а в                 
Ханты-Мансийском округе добывается более 50 процентов нефти, и оба округа       
играют большую роль в формировании российского бюджета. Данный законопроект     
будет способствовать сохранению единства в сложносоставном субъекте -           
Тюменской области, при этом сохраняется вертикаль власти, прямое доверие        
президента главам автономных округов, входящих в область. Сегодня это очень     
актуально.                                                                      
                                                                                
Прошу вас поддержать данный законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Вопрос 21.2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18       
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "О политических         
партиях". Законопроект рассматривается без доклада, поэтому слово для           
содоклада по двум законопроектам предоставляю Владимиру Николаевичу Плигину.    
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В связи со вторым      
законопроектом, который был назван, законопроектом Законодательного Собрания    
Ямало-Ненецкого автономного округа, позвольте, пожалуйста, для стенограммы      
отметить, что 17 декабря 2014 года принято постановление Законодательного       
Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа о проекте федерального закона №     
656471-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих        
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26-3    
Федерального закона "О политических партиях" и в этом постановлении             
отмечается, что Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа     
поддерживает предложение, внесённое Думой Ханты-Мансийского автономного         
округа - Югры, поскольку текстуально они во многом схожи. Таким образом,        
Законодательное Собрание весьма любезно поддерживает предложение своих          
уважаемых коллег из Думы Ханты-Мансийского автономного округа, что позволяет    
мне далее предложить вам поддержать законопроект, внесённый Думой               
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и отклонить законопроект,          
внесённый Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа,         
понимая позицию коллег из округа и понимая, что тексты во многом равноценны,    
то есть, таким образом, не ставя кого-то в неудобное положение.                 
                                                                                
В связи с законопроектами. Целью рассматриваемых законопроектов является        
совершенствование организации деятельности органов государственной власти       
сложносоставных субъектов Российской Федерации. Павел Николаевич очень          
подробно остановился на законопроекте, поэтому, с вашего позволения, я не       
буду воспроизводить текст законопроекта, однако хотелось бы обратить внимание   
на то, что, конечно же, при подготовке ко второму чтению нам с вами             
необходимо будет обсудить изменения, и эти изменения прежде всего коснутся      
повышения роли политических партий - политических партий, представленных в      
Государственной Думе, политических партий, представленных в региональных        
законодательных (представительных) органах власти. Представляется, что          
политические партии должны получить право представлять высшему должностному     
лицу субъекта не менее пяти кандидатур для возможного изучения: каждая          
политическая партия - если вы согласитесь, мы такого рода предложения можем     
сформулировать, - предлагает либо пять, либо какое-то иное число кандидатур,    
но тем не менее это, видимо, стоит зафиксировать в тексте возможного закона.    
Следующий момент: несомненно, что должно быть скорректировано и представление   
того, что должно будет сделать высшее должностное лицо субъекта, и это высшее   
должностное лицо субъекта, конечно же, должно будет представлять Президенту     
Российской Федерации пять или, может быть, более кандидатур для того, чтобы     
определить дальнейший выбор. Вот таким образом, несомненно, возрастает роль     
политических партий при формировании института главы субъекта Российской        
Федерации, автономного округа.                                                  
                                                                                
С учётом этих предложений, а также с учётом первого замечания, которое было     
сделано в связи с законопроектами, мы просим поддержать законопроект,           
внесённый Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, принять его в      
первом чтении, определить его как основание для доработки в дальнейшем и        
отклонить второй законопроект.                                                  
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к Павлу Николаевичу Завальному.                  
                                                                                
Павел Николаевич, впервые в моей законодательной практике в Госдуме в           
альтернативных законопроектах встречаю фактически идентичные тексты:            
пояснительная записка - один в один, а разница между законопроектами (может     
быть, я ошибусь) только в том, что в одном написано "Президент России В. В.     
Путин", а в другом просто "Президент России". Ваше Законодательное Собрание,    
как и в целом регион, очень известное, авторитетное, объясните логику: то ли    
вы как-то параллельно работали и вот так получилось, что одинаковые тексты      
внесли, то ли вы до чего-то договорились? Зачем вы вообще два текста вносили?   
Либо это политический шаг, либо какой-то иной. Вот, честно говоря, для меня и   
моих коллег просто совершенно непонятна такая альтернативность.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутату Завальному включите микрофон.                                          
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, Тюменская область, как было сказано, сложносоставной   
субъект Российской Федерации, при этом по Конституции субъектами являются и     
Тюменская область, и Ямало-Ненецкий автономный округ, и Ханты-Мансийский        
автономный округ - Югра. В таком виде субъект существует более двадцати лет,    
и на протяжении всех двадцати лет в соответствии с принятым решением            
проводятся выборы губернатора Тюменской области, формируется Тюменская          
областная Дума, и при этом все двадцать лет две трети депутатов в Тюменской     
областной Думе - это депутаты с Ямала и из Ханты-Мансийского округа. По сути,   
это единый субъект Федерации, при этом в его составе два полноценных            
равноправных субъекта Российской Федерации, и для того чтобы в этих условиях    
было взаимопонимание, была организована работа, в том числе законодательная,    
существует Совет трёх Дум, проводятся эпизодические встречи, совещания трёх     
губернаторов, где принимаются основные политические и экономические решения.    
Допустим, многие годы существует фонд сотрудничества, который формируются за    
счёт бюджетов трёх субъектов Федерации, определённые суммы направляются на      
развитие социальной и другой инфраструктуры в интересах всей Тюменской          
области. Такое взаимопонимание и единство существует, поэтому, когда            
принимались такие решения, понятно, что они обсуждались в том числе на Совете   
Дум и на Совете губернаторов.                                                   
                                                                                
Почему два законопроекта практически одинаковы? За каждый законопроект          
голосовали депутаты и Думы Ямала, и Думы Ханты-Мансийского округа, и            
поскольку именно эти тексты были проголосованы, это говорит о том, что такая    
позиция согласована, это политическая позиция прежде всего, и в соответствии    
с этими решениями были внесены рассматриваемые законопроекты.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон.          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотел бы               
проинформировать, что данная позиция, которая изложена в этих законопроектах,   
полностью поддерживается законодательным органом Ненецкого автономного          
округа, входящего в Архангельскую область.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
В продолжение реплики уважаемого Владимира Николаевича вопрос: почему вернули   
законопроект, который был внесён ненецким парламентом? Ведь его тоже можно      
было сделать альтернативным. Понятно, чтобы была формальная процедура,          
учитывая, что в повестке дня уже были другие законопроекты, но можно было не    
обижать парламент Ненецкого округа - там новый состав, для них это целое        
событие. Они не так часто, а на самом деле крайне редко направляют сюда         
законодательные инициативы, и можно было ради соблюдения принципа               
корректности и для поддержания бодрости духа, так сказать, поставить            
законопроект на рассмотрение и отклонить его, но им было бы приятно, что их     
работа не осталась незамеченной. Ведь они собирались, разрабатывали,            
голосовали, направляли сюда, а теперь получают обратно, потому что в повестке   
дня, оказывается, есть аналогичные тексты, которые на 99 процентов              
повторяются... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон.                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, я, несомненно, поддерживаю вашу      
заботу о корректности во взаимоотношениях с законодательными                    
(представительными) органами власти, эта корректность полностью определяется    
Регламентом Государственной Думы. Мы - я имею в виду комитет - искренне         
признательны нашим уважаемым коллегам из Ненецкого автономного округа за то,    
что они поддерживают те идеи, которые были изложены их коллегами, эта           
поддержка, несомненно, носит положительный характер. Мне представляется, что    
мы выполнили все процедуры, и мы ожидаем от наших уважаемых коллег из           
Ненецкого автономного округа следующих инициатив, которые будут нами очень      
предметно рассматриваться.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к Павлу Николаевичу.                                              
                                                                                
Павел Николаевич, действительно, когда мы принимали законопроект, о котором     
попросил президент, об отмене выборов в части регионов, это было, конечно,      
связано со сложными межнациональными процессами, с ситуацией, с тем, что        
регионы-доноры... мы все прекрасно понимаем, что у нас сейчас творится на       
Северном Кавказе, и мы приняли этот законопроект. Но ваши регионы, автономные   
округа, которые входят в Тюменскую область, они в принципе округа-доноры,       
очень сильная позиция у губернатора Комаровой, нашей бывшей коллеги, и мы,      
наша фракция, не понимаем, почему нужно идти на отмену прямых губернаторских    
выборов, на такой шаг. Я хотел бы, чтобы вы, как представитель ХМАО, всё-таки   
нам объяснили позицию, почему людей лишают выборов. Такой мощный                
регион-донор, дотирует наше государство за счёт налоговых поступлений и так     
далее, губернатор находится у нас в топе... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Завальному включите микрофон.                    
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Проблема имеет место быть, и тут возникает вопрос, кто такой    
губернатор - всё-таки больше политик или больше управленец, экономист? Мне      
кажется, должно быть оптимальное соотношение политики и экономики, он должен    
быть профессиональным управленцем, а потом уже, наверное, политиком, по         
крайней мере в нашей стране. И вот это решение должно быть взвешенным, я        
считаю, надо учитывать экономическую, энергетическую значимость данных          
регионов, в том числе Ненецкого округа, где есть нефть и газ, - 15 процентов    
ВВП формируется в этих регионах, - поэтому надо, чтобы было меньше политики и   
больше экономики, и президентская вертикаль власти как раз будет это            
определять.                                                                     
                                                                                
Те губернаторы, которые будут избраны по этой процедуре, по сути, будут         
проходить, так сказать, тройной фильтр: первый - фильтр политических партий,    
которые будут выдвигать своих представителей, свои кандидатуры (сегодня более   
тридцати политических партий действует на территории Тюменской области,         
поэтому можете себе представить потенциальный набор кандидатов), потом отбор    
на уровне области как субъекта Федерации, который в себя вмещает эти два        
субъекта, - это ещё один фильтр, и третий - это президентский фильтр. Причём    
будет ещё и четвёртый фильтр, потому что из трёх кандидатов, которые будут      
предложены, будет выбираться один. Сравните с прошлой схемой, когда             
предлагался один и он либо выбирался, либо не выбирался, здесь же будет         
предлагаться три кандидатуры и будет выбираться из трёх один. Я думаю, через    
такие фильтры в таких важных регионах пройдёт, наверное, самый достойный. А     
прямые выборы иногда бывают иррациональные - побеждает тот, кто умеет красиво   
говорить, больше обещает и так далее, и это дестабилизирует и политическую      
ситуацию, а потом и социальную. Я думаю, что для данных регионов это            
предложение уместно.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Петрович Синельщиков.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Вопрос к Павлу Николаевичу (вроде бы мой вопрос похож на предыдущий, но тем     
не менее ответ не получен): для чего всё-таки нужен представленный              
законопроект, чем предложенный в нём порядок проведения выборов выгодней,       
демократичней по сравнению с существующим? Почему мы уходим от общенародного    
голосования? К сожалению, никто об этом так и не сказал. Разговоры о том, что   
это удобнее, что это комфортнее, мы слышали, но с точки зрения демократии для   
чего мы идём на это?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Завальному включите микрофон.                    
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Вы знаете, сегодня политическое устройство в нашей стране       
изменилось, после принятия нами несколько лет назад соответствующих законов     
появилось очень много политических партий, в том числе непарламентских, я уже   
сказал, их больше тридцати, я сейчас точную цифру не назову, и всем этим        
политическим партиям мы должны предоставить возможность участвовать даже на     
этапе представления кандидатов, чтобы, посмотрев, кого они поддерживают,        
понять мнение народа, проживающего на конкретной территории. И эта очень        
серьёзная работа будет проводиться.                                             
                                                                                
Что касается прямых выборов, то, допустим, при том порядке выборов, который     
сейчас действует, когда представляются три кандидата полпредом и из них один    
либо выбирается, либо не выбирается, скажем так, вертикаль власти более         
жёсткая, чем по той схеме, которая сейчас предлагается, то есть это             
оптимальное сочетание в отличие от схемы, которая сегодня работает, и прямых    
выборов. Прямые выборы - это, с одной стороны, максимальное доверие народа, с   
другой стороны, это не всегда максимальная легитимность по отношению к тому     
человеку, который избрался, потому что в выборах всегда участвуют до 50-55      
процентов, не больше. Поэтому это предложение в данной ситуации является        
оптимальным и на мой взгляд, и на взгляд депутатов Ханты-Мансийской Думы: из    
тридцати пяти человек проголосовали за тридцать три человека, только один       
против, и один воздержался, что тоже говорит о единстве в понимании того, что   
эта схема является наиболее оптимальной.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Диденко Алексей Николаевич.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, на самом деле вопрос, который сегодня          
обсуждается, принципиальный. Приятно в последний день обсуждать столь важные    
для наших субъектов законопроекты.                                              
                                                                                
Наша фракция всегда была последовательна в вопросе формирования органов         
государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.             
Естественно, позиция менялась, не так давно ЛДПР отметила двадцать пять лет,    
и за эти годы, конечно же, то или иное предложение в программе менялось, но     
оставался неизменным принцип: высшее должностное лицо субъекта Федерации        
должно быть назначаемым - это мы предлагали одними из первых и долгое время в   
нашей современной истории такой механизм и был. В последнее время мы            
наблюдаем, что наши предложения принимаются, но реформа идёт неправильно -      
начиная сверху, а муниципалитетов это касается в последнюю очередь.             
                                                                                
То же самое с прямыми выборами. Мы, фракция ЛДПР, предлагали назначать          
губернаторов, а избирательные демократические процедуры оставить на местах.     
Сегодня происходит обратное: прямые выборы губернаторов сохраняются, а в        
муниципалитетах идёт реформа по замещению глав муниципальных образований,       
отход от избираемости и замена их на сити-менеджеров. Регионы разные,           
муниципалитеты совершенно разные и по уровню, и по статусу, и по своей          
географии, и по национальному составу, но опять делается всё неправильно и      
наоборот. Это касается и предлагаемого законопроекта: он в принципе в нашем     
партийном идеологическом ключе, всё-таки от прямых выборов мы здесь отходим,    
и губернатор от этих регионов в какой-то поддержке людей, безусловно,           
нуждается, но вопрос легитимности таких прямых выборов остаётся, поскольку,     
как мы наблюдали на выборах в единый день голосования, явка остаётся крайне     
низкой и, к сожалению, уровень губернаторских выборов её каким-то серьёзным     
образом не подстёгивает и не увеличивает.                                       
                                                                                
Уважаемые главы этих трёх регионов вообще возглавляют всевозможные рейтинги:    
вот сегодня ночью "Известия" очередной рейтинг эффективности губернаторов       
опубликовали, по итогам года его возглавляет губернатор Кобылкин, в двадцатке   
- губернатор Ненецкого автономного округа Кошин, и, по-моему, 25-27-е место     
занимает губернатор ХМАО Комарова. Это довольно видные губернаторы, которые     
благодаря своим профессиональным качествам доказали, что они могут управлять    
серьёзными регионами, но вопрос в жизнеспособности и справедливости             
предлагаемой конструкции, когда мы губернатору одного региона - мы понимаем,    
что субъект сложносоставный, - даём возможность как-то определять список        
потенциальных кандидатов для другого региона, входящего в его состав. На        
взгляд фракции ЛДПР, здесь необходимо ко второму чтению серьёзно поработать,    
поскольку это не совсем коррелируется с положениями Конституции. Всё-таки в     
кадровых вопросах нельзя ставить губернаторов равноправных субъектов в          
какое-то подчинённое положение.                                                 
                                                                                
Вы правильно говорили о том, что бывают совместные какие-то коллегии,           
координационные органы, действительно правильно, эта конструкция уникальна      
для мировой практики, и её нужно, конечно же, развивать, но всё-таки нужно      
понимать, что Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ, и Ханты-Мансийский         
автономный округ - это экономические гиганты, большие по численности            
населения, по экономическому потенциалу, и здесь делать... Ведь мы              
избирателей ставим также в подчинённое положение по отношению, например, к      
Тюменской области и делаем их чем-то вроде избирателей второго сорта.           
Хотелось бы этого избежать, это очень серьёзная проблема, над которой стоит,    
конечно же, серьёзно задуматься и поработать.                                   
                                                                                
Ну и серьёзно нужно задуматься о дальнейшей жизнеспособности и соответствии     
политическим реалиям прямых выборов губернаторов, потому что ЛДПР всё-таки      
считает, что эту тему нужно поднимать, и фильтр, если вдруг прямые выборы       
сохранятся, должен быть только один - Президент Российской Федерации.           
Политические партии и так выставят своего кандидата, им, конечно же, нужно      
предоставить льготы при выдвижении кандидатов, потому что кандидатов в          
президенты мы, партии, представленные в парламенте, выдвигаем без сборов        
каких-либо подписей, без поддержки муниципальных депутатов, глав                
администраций, но в субъектах, где в заксобраниях у нас есть фракции, где у     
нас десятилетия существуют местные, региональные отделения, мы кандидата в      
льготном режиме выдвинуть не можем, поэтому, безусловно, система должна         
развиваться.                                                                    
                                                                                
Данный проект закона мы поддержим, но, конечно же, - Ярослав Евгеньевич Нилов   
уже упоминал об этом - более справедливым было бы заслушать три проекта         
закона, тем более что они не сильно отличаются. Таких субъектов, входящих в     
состав других, у нас осталось всего три, и в принципе мнение их депутата        
Государственной Думы или представителя их законодательного собрания также       
можно было бы заслушать.                                                        
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит законопроект в первом чтении и готова принять участие    
в его доработке ко второму чтению.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
Вячеслав Михайлович Мархаев, с места.                                           
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Владимир Николаевич Плигин совершенно правильно здесь говорил о   
том, что вопрос, который я задавал по 20-му пункту, больше касался пунктов      
21.1 и 21.2, - я думаю, что здесь большой ошибки нет, они родственные. К        
сожалению, вразумительного ответа я не получил.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, в связи с подобным законопроектом нельзя не отметить         
наметившуюся с нашей стороны очень нехорошую тенденцию - вмешиваться в          
вопросы, касающиеся исключительно предметов ведения субъектов Российской        
Федерации, лишая их самостоятельности в определении порядка наделения           
полномочиями своих глав.                                                        
                                                                                
Если однажды, в 2004 году, мы пошли на отмену прямых выборов, обосновывая это   
борьбой с терроризмом, то все наши последующие шаги, к сожалению, никакой       
рациональной подоплёки не содержат. Более того, постоянно меняя правила         
избрания губернаторов, мы раздражаем не только региональную власть, но и,       
конечно же, наше население: власть на местах теперь постоянно заискивает        
перед Москвой, а население не может разобраться, избирает ли оно своего         
губернатора или его назначают, что само по себе ведёт к подрыву авторитета      
конституционного принципа народовластия и института выборов. Я думаю, за        
примером далеко ходить не надо: 10-20 процентов участвующих в выборах - это     
как раз ответ наших избирателей, и Республика Бурятия - это тоже такой же       
пример.                                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, напомню, что избирательное право является фундаментом        
конституционного строя, именно с закрепления избирательного права берёт своё    
конституционное начало любое демократическое государство, а мы Российскую       
Федерацию из федеративного правового государства нашими законами превращаем в   
административное унитарное государство с полным ручным управлением.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Михайлович.                             
                                                                                
Михаил Иванович Сердюк. Михаил Иванович, вы от фракции?                         
                                                                                
Семь минут поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Доброе утро, уважаемые коллеги! Что касается сегодняшнего законопроекта и       
того посыла, в связи с которым он внесён в Государственную Думу, - это          
социально-экономическая ситуация, - хочу сказать, что существует два            
параметра, за которыми следят практически все наши граждане: цена на нефть,     
которая сегодня составляет порядка 60 долларов за баррель, и курс               
национальной валюты. Ну, для справки можно сказать, что большая часть нефти     
добывается в Ханты-Мансийском автономном округе - моём родном округе, в         
котором я родился, вырос, - и это действительно очень важно для формирования    
бюджета. Что касается падения национальной валюты - это не тема сегодняшнего    
обсуждения, но для справки можно отметить, что если масштаб девальвации рубля   
составил за год 100 процентов, то иранский риал - Иран находится в столь же     
стеснённых условиях, лет десять он находится под санкциями - всё-таки упал на   
8,7 процента. Вот мы говорим о нефти, мы смотрим постоянно рейтинги, на         
сколько цена на нефть падает или растёт, но мы забываем о людях - о людях,      
которые там живут, добывают эту нефть, причём живут в очень непростых           
условиях.                                                                       
                                                                                
Когда осваивался Ханты-Мансийский округ, ассимиляция на территории составляла   
лишь 10 процентов, 90 процентов приезжавших не выдерживали тяжёлых условий,     
уезжали, оставались только самые сильные люди, самые крепкие, энтузиасты того   
времени. Люди строили города и посёлки в суровейших условиях, зимой в мороз     
ходили в резиновых сапогах - ничего не было! - и ждали светлого будущего. Да,   
люди строили города, и газоны появились в этих городах всего несколько лет      
назад!                                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Не перебивайте, пожалуйста!                                        
                                                                                
И я могу сказать, что Ханты-Мансийский округ в этом отношении никогда не        
подводил страну, люди там живут достойнейшие!                                   
                                                                                
Когда Павел Николаевич сегодня выступал, он сказал о многих вещах, с которыми   
действительно нельзя поспорить, но вообще, честно говоря, я не думал, что мне   
придётся когда-нибудь критиковать законопроект, внесённый моим родным           
субъектом Федерации - Ханты-Мансийским автономным округом. Так получилось,      
что некая вирусная лихорадка охватила автономные округа и они внесли подобные   
законопроекты, которые, собственно говоря, отменяют прямые выборы. Вот Павел    
Николаевич сказал, что прямые выборы - это нехорошо, но это                     
непоследовательно, потому что в последние годы мы принимали обратные законы,    
- мы сделали прямыми выборы депутатов в половине округов, чтобы, наоборот,      
депутаты были ближе к народу, чтобы они выходили со своими программами, брали   
обязательства и отвечали перед людьми. Если депутат имеет прямой контакт с      
населением, он всегда более ответственен (я не хотел бы никого обвинять).       
                                                                                
Вот недавно на пресс-конференции Владимир Владимирович Путин на вопрос          
ямальской журналистки сказал, что никакого навязывания сверху не будет, что     
он считает это контрпродуктивным. Но, когда субъект Федерации за одиннадцать    
дней, в такой кратчайший срок от идеи создания, так сказать, до принятия        
закона, просто спринтерски пробегает эту дистанцию, это действительно           
навязывание - хотя бы формально должно быть обсуждение, я не говорю про         
референдум полномасштабный, но хоть какие-то процедуры должны быть. Я лично     
руковожу региональным отделением партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" восемь лет - я    
узнал об этом законопроекте от журналистов, которые написали, что партия        
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" участвует, поддерживает всё. Я вынужден был звонить       
парламентариям, коллегам, и говорить: "Ну что это такое, почему мы из газет     
узнаём о законопроекте, который считается уже чуть ли не принятым, причём       
ссылаются на нашу организацию?!" Это абсолютно недопустимо! Демонстрация        
недоверия своему народу только вбивает клин, мы должны отвечать перед людьми.   
Депутатов Ханты-Мансийского округа избрало население, нужно доверять ему -      
это надёжные люди, они никогда не подведут, они свой выбор сделают и всегда     
свою волю выразят.                                                              
                                                                                
Также хотел бы отметить, что всё-таки в обосновании законопроекта, которое      
обязательно должно, собственно говоря, подтверждать основную цель               
законопроекта, она не прояснена: вот, мол, в условиях непростой политической    
и социально-экономической ситуации... Ну неубедительно, абсолютно               
неубедительно! Если тяжёлая экономическая ситуация, зачем мы там закупаем,      
точнее, пытаемся закупить - спасибо "Народному фронту", который отменил этот    
конкурс, - на 1 миллиард 400 тысяч устаревших телекамер для одной лишь          
телекомпании, зачем мы подаём сейчас заявки на гранитные набережные в           
Ханты-Мансийске за 1 миллиард 400 тысяч рублей?                                 
                                                                                
Ещё раз говорю, что мне очень неловко критиковать свой родной регион, - надо    
хвалить! - но тем не менее, если плохая социально-экономическая ситуация,       
надо заниматься практическими шагами, решать их, а одновременно отменять        
выборы, ссылаясь на это, и тут же заниматься маниловщиной - это ну абсолютно    
неправильно, это не стабилизирует ситуацию! В данном случае я бы вот всё-таки   
риторику некоторых товарищей, которые говорят про раскачивание лодки, поменял   
бы и сказал, что это не раскачивание лодки, а это сверление отверстия в         
нефтяном танкере, который везёт с Большой земли, с материка, нефть, причём      
ещё и под закрытие сезона. Абсолютно нецелесообразно это делать!                
                                                                                
Я хотел бы всё-таки, чтобы мы продемонстрировали всему миру, что у нас          
единство действительно существует, что для единства не надо отменять выборы,    
но кроме единства у нас существует ещё и справедливость. Законодательство       
нельзя писать под каждый отдельный случай, нельзя писать законы по прихоти      
отдельных субъектов - округов, областей и прочих, это должен быть более         
монолитный, более целостный состав, чтобы действительно решать проблемы на      
долгое время. А вот подход "там отменить и здесь применить" - это, извините     
меня за сравнение, погоня за мухами, за отдельными мухами на помойке, и,        
собственно говоря, не должно в Государственной Думе это обсуждаться столь       
серьёзно.                                                                       
                                                                                
Заканчивая своё выступление, я хотел бы вспомнить слова Оскара Уайльда,         
который сказал, что "в России нет ничего невозможного, кроме реформ", и вот     
наспех состряпанная инициатива может уподобиться многим из тех (я не буду их    
перечислять, они нам всем известны), которые были начаты, но, к сожалению, не   
были завершены в последнее время, и зависнет на середине, собственно говоря,    
не достигнув основной цели.                                                     
                                                                                
Ну, коль уж мне выпало такое счастье выступать по последнему вопросу в          
завершение зимней сессии, я хотел бы всем коллегам, несмотря на отрицательную   
позицию нашей фракции по этому, так сказать, колониальному закону, сказать,     
что мы всё-таки будем голосовать против, но тем не менее хочу всем пожелать     
крепкого здоровья, энтузиазма, много сил и стойкости духа в эти непростые       
времена. Я уверен, что мы справимся со всеми невзгодами. Счастья вам всем в     
новом году!                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович.                                 
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин. Семь минут, от фракции.                               
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я позволю себе         
развеять сомнения выступавших ранее коллег из других фракций в части            
конституционности предлагаемых изменений, и в первую очередь в отношении        
того, что, как сейчас сказал, Михаил Иванович, всё это делалось в спешке. Я     
напомню, коллеги, что данный законопроект прошёл тридцатидневную - подчеркну,   
тридцатидневную - рассылку, которая положена по закону, и у нас в комитете      
сейчас находится достаточно объёмная пачка отзывов от субъектов Российской      
Федерации, которых данный законопроект не касается, но которые поддерживают     
этот законопроект.                                                              
                                                                                
Тем не менее обратимся непосредственно к тексту Конституции и к практике        
Конституционного Суда, о некоторых постановлениях которого я считаю             
необходимым рассказать для понимания. Ещё в 97-м году в постановлении № 12-П    
Конституционного Суда речь шла о толковании 66-й статьи Конституции, в          
частности положения о вхождении автономного округа в состав края или области,   
так вот там было указано, что факт вхождения автономного округа в состав края   
или области допускает распространение на него полномочий органов                
государственной власти края и области. Кроме того, в сфере совместного          
ведения... Я вынужден напомнить Вячеславу Михайловичу Мархаеву,                 
многоуважаемому коллеге, что всё-таки вопрос организации органов госвласти, в   
том числе порядка избрания либо наделения полномочиями главы субъекта,          
находится в совместном ведении, конечно же, не в исключительном ведении         
субъекта в соответствии с 72-й статьёй Конституции. Так вот, что касается       
сферы совместного ведения субъектов и Российской Федерации, распространение     
полномочий органов госвласти края и области на автономный округ допускается в   
рамках, определённых федеральным законом, либо по договору между                
соответствующими автономными округами и краем или областью, что мы,             
собственно говоря, сейчас и делаем, - мы вводим это положение в федеральный     
закон. Кстати, положения о специальном порядке избрания глав субъектов          
автономные округа уже внесли в свои уставы, и, следовательно, мы просто         
должны закрепить соответствующее положение в 184-м законе.                      
                                                                                
Напомню, коллеги, что существующая система сложносоставных субъектов            
Российской Федерации предполагает, что выборы губернаторов, например            
Тюменской и Архангельской областей, проводятся на всей территории               
сложносоставных субъектов и жители автономных округов участвуют в выборах       
губернатора соответствующей области, а также в выборах депутатов                
представительного (законодательного) органа соответствующей области.            
Следовательно, губернатор сложносоставного субъекта - в данном случае, если     
мы приводим тот же пример, это будут губернатор Архангельской области и         
губернатор Тюменской области - представляет интересы всего сложносоставного     
субъекта, как собственно области, так и автономных округов, входящих в его      
состав. Следовательно, руководствуясь толкованием Конституции, которое было     
дано Конституционным Судом ещё в 97-м году, и соответствующим положением        
закона, мы должны утвердить в законопроекте положение, которое предполагает     
участие руководителя субъекта в том числе в избрании, в отборе кандидатур для   
дальнейшего голосования по избранию руководителей автономных округов. При       
этом совершенно очевидно, что права жителей автономных округов никоим образом   
не умаляются, потому что они избирают как органы законодательной власти, так    
и главу сложносоставного субъекта и равно участвуют в выборах законодательных   
органов в своих субъектах, то есть в автономных округах.                        
                                                                                
Коллеги, я ещё на одном моменте остановлюсь. Это действительно два              
альтернативных законопроекта, они в целом идентичны, появились в том числе и    
потому, что изменения в уставы были приняты во всех автономных округах и это    
положение о новом порядке избрания руководителей автономных округов уже         
действует. Так как мы должны выбрать один из двух законопроектов, от имени      
фракции я готов заявить о поддержке законопроекта под пунктом 21.1, который     
внесли наши коллеги из Ханты-Мансийского автономного округа, и тут есть         
определённая, так скажем, условность: он поступил немного раньше, чем второй,   
альтернативный законопроект, хотя подчеркну, что к тексту второго,              
альтернативного законопроекта, как к идентичному по содержанию, у нас,          
естественно, претензий нет, но необходимо выбрать, поэтому мы призываем         
коллег поддержать наше решение и проголосовать за законопроект под пунктом      
21.1.                                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Нет.             
                                                                                
Выносим законопроекты на "час голосования".                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3513 по 3553 из 3875
Пункт 21.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18        
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "О политических         
партиях".                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)      
                                                                                
Пункт 21.2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18        
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "О политических         
партиях".                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)      
                                                                                
Так, теперь, пожалуйста, покажите результаты голосования по пункту 21.1.        
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 27 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              294 чел.65,3 %                                    
Проголосовало против           71 чел.15,8 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7 %                                    
                                                                                
Двести девяносто четыре "за". Спасибо.                                          
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 21.2.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               50 чел.11,1 %                                    
Проголосовало против           65 чел.14,4 %                                    
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    117 чел.                                          
Не голосовало                 333 чел.74,0 %                                    
                                                                                
Пятьдесят "за".                                                                 
                                                                                
Законопроект из пункта 21.1 принимается в первом чтении, законопроект из        
пункта 21.2 отклоняется.