Заседание № 234
24.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 656348-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования деятельности Общественной палаты Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4732 по 4911 из 5571
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Ольги Николаевны Занко. Пожалуйста. ЗАНКО О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, совершенствование институтов общественного контроля и тех механизмов, которые позволяют каждому гражданину быть услышанным, влиять на принимаемые решения, - это одна из задач Народной программы "ЕДИНОЙ РОССИИ", раздела "Гражданская солидарность...", за координацию которого я отвечаю. Больше года мы работали над этим законопроектом вместе с коллегами из Общественной палаты Российской Федерации. Законопроект позволяет внести изменения в пять фундаментальных федеральных законов в сфере гражданского общества. Главная цель законопроекта - сделать так, чтобы система институтов общественного контроля соответствовала современным реалиям. Приведу лишь один пример. Только на федеральном уровне создано 58 общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, в них участвуют более 1600 представителей НКО, а за каждым из них стоят миллионы волонтёров и благополучателей, поэтому этот законопроект наша фракция внесла в перечень приоритетных. Собственно говоря, что мы предлагаем изменить? Первое, мы полностью запрещаем иноагентам участвовать в деятельности институтов общественного контроля. Мы должны чётко понимать, что общественный контроль - это сугубо внутреннее дело нашего государства, это пространство, в котором формируется доверие между обществом и государством, и допуск в это пространство организаций или людей, которые работают на интересы других государств, создаёт большой риск подрыва нашего суверенитета и национальной безопасности. Наша задача - защитить граждан от возможного внешнего влияния и сохранить чистоту и независимость общественных институтов. Второе, мы вводим ограничения возможности выдвигаться, быть членами Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат людям, которые имеют не только двойное гражданство, но и вид на жительство или иное основание для постоянного проживания на территории иностранного государства. Третье, мы расширяем численный состав Общественной палаты Российской Федерации. С 2014 года в состав Российской Федерации включены шесть новых регионов, однако мы изменяли только второй путь включения в состав Общественной палаты, а именно представительство от регионов, квота президентская и квота конкурса среди НКО не менялись. Поэтому мы предлагаем увеличить состав Общественной палаты. После принятия нашего закона в её составе будет 178 человек. Здесь важно понимать, что это не просто увеличение количества кресел на заседаниях, - людям, которые готовы отстаивать интересы, готовы внести свой вклад в развитие нашей страны, мы даём такую возможность. Четвёртое, в законопроекте мы предлагаем новую цель деятельности Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов, а именно это поддержка общественных инициатив по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. Это задача, которую поставил президент, в том числе в своём послании он говорил о том, что в процесс решения этой задачи необходимо включать общественников, и мы теперь законодательно закрепляем эту работу за общественными палатами разного уровня. Пятое. Мы предлагаем в законопроекте закрепить обязанность Общественной палаты России по утверждению типового кодекса этики членов общественных советов при федеральных органах исполнительной власти и членов общественных наблюдательных комиссий. Мы считаем, что такое законодательное закрепление обеспечит высокий стандарт поведения, прозрачность и ответственность самих членов этих институтов общественного контроля, также это укрепит авторитет этих органов и повысит эффективность их работы. Ну и последнее. Законопроектом мы также вносим ещё ряд изменений, связанных с текущей деятельностью институтов общественного контроля. Например, мы вводим запрет для федеральных министров по своему усмотрению менять состав общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, который отбирался Общественной палатой по конкурсным процедурам. Уважаемые коллеги, просим поддержать этот законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ольги Викторовны Тимофеевой. ТИМОФЕЕВА О. В., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Соавтор законопроекта Ольга Занко подробно изложила, о чём законопроект. Хочу сказать, что последний раз такие большие комплексные изменения в закон "Об Общественной палате..." вносились в 2016 году. За это время мир претерпел серьёзные изменения, и, конечно, мы увидели огромное количество пробелов. Именно поэтому сегодня вводится запрет иноагентам участвовать в общественном контроле, и это позволит устранить иностранное влияние в этой сфере. Именно поэтому мы сегодня прописываем увеличение количества: правильно сказали, что шесть территорий с 2014 года прибавились к России, но мы должны увидеть в Общественной палате и пропорциональное представительство, отражающее то, что сегодня есть. Общественный контроль ОНК - это мы тоже прописываем. Полтора года назад в этом зале мы принимали закон о том, что местные общественные палаты будут компенсировать расходы общественникам, которые контролируют и наблюдают за ситуацией в наших тюрьмах и колониях, но, когда мы проанализировали ситуацию, выяснилось, что в настоящий момент большая часть субъектов России не изменили свои региональные законы и эти деньги не прописываются вообще. Именно поэтому здесь появляется эта норма. Нам не нужны принятые ранее законы, которые абсолютно не работают. Мы устраним этим законом ещё ряд пробелов в законодательстве, которые есть. К примеру, корректируются сроки представительства членов общественных палат регионов в Общественной палате России. Изменения касаются вопроса смены организационно-правовой формы: Общественная палата говорит, что как казённое учреждение... что ей было бы удобнее работать как автономному учреждению, предлагает заменить как раз казённое на автономное учреждение. Комитет полностью проработал все предложенные изменения. Хочу сказать, что, конечно, у ряда ведомств есть несерьёзные, несущественные нарекания, которые мы вместе будем устранять ко второму чтению. Ну, прежде всего, Министерство юстиции указывает на необходимость предусмотреть механизм исключения иноагентов. То есть мы говорим, что их не будет, но и сам механизм должен быть обязательно предусмотрен, чтобы мы потом не ждали месяцами, как эта норма будет работать. Центральная избирательная комиссия говорит: раз вы открыли закон "Об Общественной палате...", давайте посмотрим, как приостанавливать полномочия члена Общественной палаты, если он вдруг будет зарегистрирован как кандидат в депутаты Государственной Думы. Это вот те пробелы, которые мы сегодня увидели в законе. Центральная избирательная комиссия также предложила изменить ряд понятий и определений, которые используются в законе, чтобы мы их сшили и не меняли в ряде других законов. Министерство финансов России указало, что увеличение количества членов Общественной палаты - а мы сейчас говорим об увеличении численности на шесть человек, - конечно же, повлечёт серьёзные расходы. Но хотим вам сказать, что само исполнение полномочий членами Общественной палаты ведётся абсолютно безвозмездно, и, конечно, мы будем доказывать, что это не те деньги, о которых сегодня нужно говорить как об огромных средствах, которые требуются. Дополнительно хочу сказать, что Минфин обратил внимание, что сегодня в законопроекте есть изменения, которые исключают обеспечение Общественной палатой деятельности Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей. Хочу сказать, что комитет эту норму проанализировал, она будет включена в другую статью, мы никуда её не убираем. Все эти предложения будут проработаны при подготовке ко второму чтению. Несколько замечаний есть у Правового управления Аппарата Государственной Думы. В частности, нам предлагается откорректировать часть терминов, уточнить положения о формировании общественных советов при федеральных органах власти, потому что сегодня этот порядок утверждается правительством, а в законопроекте предложено, чтобы этот порядок утверждала Общественная палата Российской Федерации. Наши коллеги, Комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению, рассмотрев законопроект, рекомендовали его поддержать с учётом тех замечаний, которые есть. 79 региональных органов власти, рассмотрев наш законопроект, предложили его поддержать. Все предложенные замечания, комитет считает, можно учесть, мы сможем всё откорректировать ко второму чтению. Коллеги, кому эта тема интересна, подключайтесь к работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 20. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 50 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.