Заседание № 90

17.01.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 65605-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям ветеранов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3520 по 3995 из 4706
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части           
установления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям            
ветеранов". Доклад Андрея Анатольевича Кузнецова.                               
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Законопроект, о котором идёт речь, также был внесён почти год назад, до         
начала специальной военной операции, и тогда он был актуален, а сейчас его      
актуальность выросла в разы. Вопрос очень болезненный, повторяю, очень          
болезненный, неприятный для государственной власти, потому что он касается      
социальной поддержки, льгот для ветеранов боевых действий. Почему он            
болезненный? Потому что это всегда трудные для исполнения гарантии.             
                                                                                
Вы знаете, когда мы обсуждали данный законопроект в комитете, один из           
основных доводов против был такой: ну зачем мы будем плодить снова вот эту      
очерёдность; да, актуально, да, востребовано, но денег нет, мы сейчас это       
утвердим, и будет расти очередь ветеранов боевых действий, которые нуждаются    
в улучшении жилищных условий или в предоставлении жилья. Вот такой довод. Вы    
знаете, коллеги, это серьёзный довод, это действительно довод, над которым      
стоит поразмыслить... Но почему-то в голову приходит сравнение (это же вопрос   
приоритетов): вот у нас, знаете, в плане нуждаемости в жилье, когда дело        
касается, например, чиновников и, что уж греха таить, депутатов разного         
уровня, очерёдности никакой нет, у нас всё решается быстро, потому что это      
считается делом государственной важности, которое не терпит промедления, -      
надо создать человеку условия труда, чтобы он правильно управлял, принимал      
законы и так далее. Это вопрос приоритетов, того, что считать важным.           
                                                                                
Вот благодаря, так скажем, специальной военной операции у нас с вами есть       
сегодня возможность оценить актуальность этой льготы. Посмотрите, какая         
несправедливость у нас уже существует: для всех тех, кто встал в очередь до 1   
января 2005 года, предусмотрен как бы внеочередной характер предоставления      
этой услуги, то есть формируется отдельная очередь, которая как бы лучше, чем   
обычная очередь, - ну вот как в старые добрые советские времена. Плохо?         
Плохо, что не выполняется, но тем не менее. А все, кто после 1 января 2005      
года встал в эту очередь, получают уже в обычном порядке. Вот такой закон мы    
с вами приняли, руководствуясь опять же этой логикой: давайте не будем          
плодить очерёдность, давайте не будем плодить невыполненные обязательства.      
Что происходит сейчас? У нас увеличится количество людей, которым нужна         
помощь, совершенно точно увеличится, и нам всё равно этот срок в плане          
внеочередного предоставления тем, кто до 1 января 2005 года в очередь           
встал... Сейчас пойдут люди вставать в очередь, и они зададут вопрос: почему    
нам-то не внеочередное предоставление, а как всем остальным? Понимаете, о чём   
я говорю?                                                                       
                                                                                
Вот в данном законопроекте предлагается три меры поддержки ветеранов боевых     
действий.                                                                       
                                                                                
Первая - продлить срок, ограничивающий постановку на внеочередное получение,    
до 1 января 2024 года. Нас спрашивают: а почему такая дата? Ну, мы до начала    
специальной военной операции этот законопроект вносили, и такая дата казалась   
нам приемлемой. Можно любую другую написать, понимаете? Ведь люди, которые      
после 2005 года хотят встать в эту очередь, на внеочередное получение, никуда   
не делись.                                                                      
                                                                                
Вторая мера, которая предлагается, - установить ветеранам боевых действий       
индексацию ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере: один раз в год    
с 1 февраля на 1 процент. Мы с вами приняли решение о том, что у нас будет      
проиндексирована выплата, она сегодня составляет 3481 рубль с небольшим и       
после индексации с 1 февраля на 500 рублей повысится. Мы предлагаем             
опережающими темпами заложить, чтобы это была повышенная поддержка. Ну да,      
она минимальная, но тем не менее на 1 процент к индексу роста потребительских   
цен, плюс 1 процент.                                                            
                                                                                
И следующая мера - это право на досрочный выход на пенсию для участников и      
ветеранов боевых действий: мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам   
- по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно   
25 и 20 лет. Сейчас пенсии им назначаются в обычном порядке, то есть так, как   
приняли в пенсионную реформу: мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет.               
                                                                                
Болезненный вопрос: откуда взять на это деньги? И это самая главная претензия   
к законопроекту, который мы предлагаем. Я приведу некоторые цифры. По           
информации Минстроя России, по состоянию на 1 января 2021 года общее            
количество ветеранов боевых действий - это до специальной военной операции, -   
вставших на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1    
января 2005 года, составляет 46 190 человек, из них 42 тысячи - это ветераны    
боевых действий, остальные - инвалиды боевых действий и члены их семей.         
Рассчитанная ранее потребность составляла 46,3 миллиарда рублей, это исходя     
из численности граждан данных категорий и исходя из той стоимости квадратного   
метра, которая была установлена Минстроем России на 1 января 2021 года.         
Дальше, по индексации расчёты: 1,58 миллиарда рублей на 2023 год мы просили и   
2,54 миллиарда на 2024 год. Что касается досрочного назначения страховой        
пенсии, здесь затраты на 2023 год мы предполагали 14,67 миллиарда и в 2024      
году - 16,02 миллиарда.                                                         
                                                                                
О чём идёт речь? Речь идёт о том, что надо определиться с приоритетами,         
деньги не такие большие, по тем расчётам это порядка 82 миллиардов рублей.      
Да, возможно, эта сумма даже удвоится сейчас с учётом специальной военной       
операции, но это тот приоритет, это то преимущество наше, это та броня наша,    
которую мы, как государство, даём людям, которые защищают наши интересы с       
оружием в руках, проливают свою кровь.                                          
                                                                                
Коллеги, прошу поддержать данный законопроект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Елены Моисеевны Цунаевой.                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЦУНАЕВА Е. М. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по труду,         
социальной политике и делам ветеранов рассмотрел данный проект федерального     
закона с учётом отзывов, замечаний и предложений.                               
                                                                                
Как уже сказал автор, но повторю несколько более чётко, законопроектом          
предлагается установить для инвалидов и ветеранов боевых действий ряд           
дополнительных социальных гарантий, а именно: продлить срок постановки на       
учёт до 1 января 2024 года, изменить порядок индексации ежемесячной денежной    
выплаты, а также внести изменения в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и   
предоставить им возможность досрочного назначения страховой пенсии.             
                                                                                
По первому пункту, по вопросу изменения даты постановки на учёт нуждающихся в   
жилье. Как уже сказал сам докладчик по поводу обоснования, почему именно до 1   
января 2024 года, им такая дата казалась справедливой, но на самом деле в       
материалах к законопроекту, как того требует Регламент, чёткого обоснования     
этой даты нет. В настоящее время в соответствии со статьями 14, 16, 21, 23-2    
Федерального закона "О ветеранах" за счёт средств федерального бюджета жильём   
обеспечиваются указанные категории граждан, которые встали на учёт до 1         
января 2005 года. Те инвалиды, ветераны боевых действий и члены их семей,       
которые встали на учёт позже, обеспечиваются в соответствии с Жилищным          
кодексом, то есть за счёт средств субъектов Российской Федерации, что,          
собственно говоря, субъекты и делают.                                           
                                                                                
Хотелось бы обратить внимание, что вопрос обеспечения ветеранов боевых          
действий жильём за счёт федерального бюджета в зависимости от даты постановки   
на учёт неоднократно рассматривался и становился предметом контроля со          
стороны Конституционного Суда Российской Федерации. Подчеркну, суд не нашёл     
оснований для сомнения в конституционности такого правового регулирования       
обеспечения жильём ветеранов боевых действий. Так, Конституционный Суд в        
своём определении от 4 февраля 2014 года № 236-О указал, что финансирование     
за счёт федерального бюджета социальной поддержки по обеспечению жильём         
ветеранов боевых действий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, направлено   
на выполнение ранее взятых государством обязательств по обеспечению этих        
категорий граждан, которые уже состояли на учёте нуждающихся в жилых            
помещениях по состоянию на 1 января 2005 года, но им эти льготы не были         
предоставлены до указанной даты. Таким образом, установление в жилищных         
нормах закона "О ветеранах" даты постановки на учёт до 1 января 2005 года       
обоснованно, а её законодательное закрепление осуществлялось исходя из          
необходимости обеспечения реализации права, ранее приобретённого ветеранами     
боевых действий.                                                                
                                                                                
Хочу сказать, что мы в комитете при рассмотрении данного законопроекта          
провели работу с правительством, чтобы понять, как обстоят дела с               
обеспечением жильём ветеранов боевых действий и каковы перспективы. Автор уже   
упомянул, что мы дискутировали по поводу количества очередников. Позвольте      
привести цифры: по состоянию на 1 января на учёте состояли 6687 ветеранов       
боевых действий; на 2022 год были предусмотрены субвенции в федеральном         
бюджете - 2 миллиарда рублей, на 2023-й - 1,8 миллиарда, на 2024-й - 1,8        
миллиарда. В свою очередь, согласно финансово-экономическому обоснованию        
количество лиц по тем категориям, по которым предполагается ввести              
возможность встать в очередь, составляет 46 190 человек. Ну, я думаю, понятны   
возможности длинной очереди. Принимая во внимание, что жилые помещения          
предоставляются в порядке очерёдности с учётом времени принятия таких граждан   
на учёт, обеспечение жильём ветеранов, вставших на учёт после 1 января 2005     
года, приведёт к длительному периоду ожидания, очень длительному периоду. То    
есть решение проблемы будет затягиваться, о чём, собственно, автор              
законопроекта сам и упомянул.                                                   
                                                                                
Необходимо также отметить, что законопроектом не предусматривается данная       
льгота для таких категорий граждан, как члены семей погибших (умерших)          
инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, что может быть ими        
воспринято как социальная несправедливость.                                     
                                                                                
Второе, что касается изменения порядка индексации ежемесячной денежной          
выплаты. Необходимо отметить, что данная норма не привязана к набору            
социальных услуг, соответственно, не коррелирует с объёмом этих средств.        
                                                                                
Третье, что касается изменения пенсионного страхования, вернее, возможности     
раньше выйти на пенсию. Здесь нарушается сам принцип, который заложен в         
страховой пенсионной системе, и предполагается выход на пенсию с                
осуществлением профессиональной деятельности... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд.                                       
                                                                                
ЦУНАЕВА Е. М. Исходя из изложенного комитет по труду и социальной политике      
предлагает данный проект отклонить, тем более что правительством он не          
поддерживается и от регионов тоже неоднозначная реакция, большинство регионов   
не поддерживает данный законопроект.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Елена Моисеевна, у вас не хватило времени, ну вот тогда вопрос      
такой: какой принцип нарушается в случае досрочного выхода на пенсию            
участников боевых действий? Расшифруйте, пожалуйста, что вам мешает, что        
нужно поправить тогда. Если этот принцип мешает досрочному выходу на пенсию     
участников боевых действий, вы скажите: "Ребята, тогда сначала поправку в       
этот принцип закладывайте, а потом реализуйте своё намерение". Вот              
расшифруйте, что мешает конкретно.                                              
                                                                                
ЦУНАЕВА Е. М. В современной страховой системе, пенсионной системе - я уже об    
этом упомянула, ну, может быть, действительно не очень подробно, быстро         
сказала - назначение трудовых пенсий является следствием именно длительного     
осуществления профессиональной деятельности. В этом состоит принцип             
назначения страховой пенсии застрахованному лицу, которое, собственно говоря,   
платит свои страховые взносы. Если ветераном боевых действий является           
военнослужащий, у него есть определённые льготы, которые он получает как        
человек, осуществлявший свою профессиональную деятельность, ну, я имею в виду   
офицеров, тех, кто нёс службу как офицер. Если речь идёт о срочной службе и     
человек - ветеран боевых действий, то его основная трудовая деятельность        
лежит в другой сфере. Поэтому, соответственно, получается нарушение данного     
принципа страхования.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич.                                
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к автору законопроекта.                                           
                                                                                
Андрей Анатольевич, у меня вопрос всё-таки по поводу даты 1 января 2024 года    
- она носит концептуальный характер? Вот вы сами сказали, что она случайно,     
как бы вот в значительной степени условно была взята. Возможно, она, ну, как    
бы не обязательно присутствовать должна, может быть, её вообще быть не          
должно, то есть не должно быть какого-то ограничения по дате?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецову включите микрофон.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Понимаете, дело в том... На самом деле, когда устанавливалась дата 1 января     
2005 года, у законодателей тоже логика была та, что всё-таки хотели как-то      
под этим вопросом черту подвести. Но получилось так, что к 2005 году всех не    
удовлетворили, и в итоге всё равно сформировалась достаточно длинная очередь.   
                                                                                
В этом плане, если говорить о том, насколько мы, как разработчики, готовы       
подвинуть эту дату во втором чтении, - ну, абсолютно готовы. Мы ведь можем      
обосновать это и другими факторами, например возможным окончанием специальной   
военной операции.                                                               
                                                                                
На мой взгляд, здесь такое достаточно надуманное... С точки зрения Регламента   
это техническая вещь, можно во втором чтении это добавить, понимаете? А с       
точки зрения сути разговор о дате - это увод от сути законопроекта.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Езерский Николай Николаевич.                              
                                                                                
ЕЗЕРСКИЙ Н. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Вопрос автору законопроекта.                                                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Анатольевич, фракция КПРФ поддерживает вашу инициативу,        
однако в заключении правительства есть ряд замечаний. Есть ли возможность их    
учесть ко второму чтению?                                                       
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Николай Николаевич, спасибо за вопрос. Вообще, если    
позволите, я коротко, штрихами эти замечания прокомментирую.                    
                                                                                
Ну вот, например, по дате мы с вами уже разобрались. Одна из претензий - к      
дате. Но мы по сути хотим поддержать этих людей или нет? Или мы за дату         
зацепились? Если хотим, тогда давайте принимать в первом чтении и будем         
корректировать в соответствии с Регламентом.                                    
                                                                                
Дальше. "...Не указана причина увеличения индекса роста потребительских цен     
на предыдущий год на 1 процент, что может привести к неоднократному             
пересмотру данного показателя". Ну может привести, и что? У нас очень много     
таких показателей, которые мы корректируем практически ежегодно, и, кстати,     
они в основном военных пенсионеров касаются и всех, кто связан с этим.          
                                                                                
Дальше. Ну вот к разговору о том, что это не соответствует пенсионной           
реформе, которая была. Понимаете, государство вправе установить любой           
принцип. Да, вы совершенно справедливо заметили, как и правительство (это       
замечание не только комитета - и правительство это же замечание представило),   
что в соответствии с той концепцией страхового пенсионного обеспечения,         
которая есть, получается, что надо долго работать, а не кровь проливать за      
Родину, чтобы получать хорошую пенсию или выходить на пенсию досрочно. Мы       
предлагаем этот принцип изменить в отношении этих людей, вот и всё. Опять же    
мы можем это всё ко второму чтению причёсывать как угодно, добавлять ссылки     
на другие законы. Речь идёт о принципиальном подходе: мы это берём в            
приоритет или нет? Актуальность темы очень высокая на сегодняшний день,         
потому что специальная военная операция показала, что отношение государства к   
этой категории граждан должно меняться.                                         
                                                                                
Следующее. Не определены источники финансирования - это последняя претензия     
правительства. Вы знаете, у нас, когда нужно изменить приоритеты, очень         
быстро принимаются решения. Я вам напомню: когда есть политическая воля,        
деньги появляются, потому что источники есть. Например, когда нужно было        
ввести жилищные сертификаты для жителей Херсонской области, которые             
вынужденно покидали своё место жительства, попадавшее под боевые действия, мы   
с вами приняли это решение, и правительство приняло это решение, и нашли        
деньги. Там тоже деньги немалые, коллеги.                                       
                                                                                
Мы находим деньги на обеспечение чиновников, для жилищных очередей чиновников   
и депутатов, по всей стране находим. Почему мы здесь не можем найти? Это        
вопрос приоритетов. Поэтому я считаю, что те претензии, которые высказаны       
правительством к этому законопроекту, могут и должны быть учтены во втором      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Матвеев Михаил Николаевич.                                                      
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, понятно, что законопроект хороший, мы его      
поддержим, я имею в виду фракцию КПРФ. Также понятно, что он, скорее всего,     
будет отклонён большинством. Но я обратил бы внимание на то, что он             
затрагивает достаточно важную, концептуальную вещь, а именно                    
общегосударственные гарантии ветеранам боевых действий.                         
                                                                                
Вот здесь прозвучало, что концептуально Конституционный Суд стоит на позиции,   
что после определённого периода региональные бюджеты должны решать проблему     
обеспечения жилыми помещениями ветеранов боевых действий. Но ведь по сути это   
же неправильно, потому что речь идёт не о трудовых достижениях, которые,        
скажем, у человека сложились на территории какого-то региона, а о выполнении    
государственных задач, причём государственных задач военного свойства в ходе    
специальной военной операции, если мы говорим сейчас о новых ветеранах боевых   
действий.                                                                       
                                                                                
Мы уже имеем ситуацию, когда у нас формирование региональных воинских           
подразделений мобилизованных сводится к тому, что регионы берут шефство над     
определёнными воинскими подразделениями и у каких-то снабжение лучше, у         
каких-то снабжение хуже, потому что материальный уровень обеспечения            
различных регионов разный. И когда мы в этом зале поднимали вопрос о выплатах   
военнослужащим, мы сумели всё-таки найти решение, связанное с тем, что вместо   
региональных выплат, у всех своих, будет единая федеральная выплата.            
                                                                                
Один из важных моментов, связанных с ощущением единства армии, должен           
заключаться в том, что те льготы, которые получают ветераны боевых действий,    
люди, находящиеся в одинаковых условиях, в одних и тех же окопах зачастую,      
должны быть гарантированы государством на всей территории Российской            
Федерации. Поэтому я считаю, что вот этот принцип, что обеспечение жилыми       
помещениями ветеранов боевых действий должно осуществляться за счёт             
федерального бюджета, - это абсолютно правильный подход, который должен быть    
реализован если не при принятии этого закона, то, по крайней мере, при          
разработке аналогичных подходов к решению жилищной проблемы ветеранов.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оргеева Марина Эдуардовна, пожалуйста.                    
                                                                                
ОРГЕЕВА М. Э., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, вопрос           
установления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям            
ветеранов является актуальным и заслуживает особого внимания, вместе с тем      
рассматриваемый законопроект, к сожалению, не предполагает комплексного         
решения данного вопроса.                                                        
                                                                                
Как уже говорили и от авторов, и от комитета, в законопроекте предлагается      
установить новый ограниченный срок, в течение которого ветераны боевых          
действий могут встать на учёт для получения жилья, нуждаясь в улучшении         
жилищных условий, но вместе с тем в пояснительной записке к законопроекту       
обоснование предполагаемой даты постановки на учёт ветеранов боевых действий    
не представлено. Кроме того, реализация этой нормы будет противоречить статье   
14 федерального закона № 5. В финансово-экономическом обосновании к             
законопроекту представлены данные о дополнительной финансовой потребности для   
обеспечения жильём ветеранов боевых действий, размер которой составляет         
больше 46 миллиардов рублей.                                                    
                                                                                
Предусматриваемые в законопроекте изменения в части индексации в повышенном     
размере ежемесячной денежной выплаты затрагивают также индексацию суммы         
средств, которая направляется на оплату предоставляемого набора социальных      
услуг и является частью ежемесячной денежной выплаты. Состав и стоимость        
такого набора определены Федеральным законом "О государственной социальной      
помощи". Тем самым исходя из смысла предлагаемой нормы государственная          
социальная поддержка в виде набора социальных услуг будет предоставляться       
ветеранам боевых действий в ином объёме, чем другим категориям получателей      
ежемесячной денежной выплаты.                                                   
                                                                                
Ну и что касается установления права на досрочное назначение страховой пенсии   
по старости, то здесь расширяется круг лиц, которым предоставляется право на    
досрочное назначение пенсии, что противоречит федеральному закону. Указанная    
категория граждан такого права по пенсионному законодательству, которое         
действовало до вступления в силу положений федерального закона номер 400.       
                                                                                
Учитывая изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает концепцию          
предлагаемого проекта федерального закона.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, конечно, печально слушать вот такие, знаете,     
грубо скажу, бла-бла-бла в "поддержку" ветеранов боевых действий, участников    
СВО. Может быть, и неплохо, что нет прямого эфира и что вот такие... не знаю,   
как назвать, грубо не могу, а по-другому... Не могу назвать вот этих            
оппонентов людьми, которые живут в настоящем времени.                           
                                                                                
Я не могу себе представить, что вы бы сделали выездное заседание комитета по    
делам ветеранов на тех территориях или хотя бы на полигонах и повторили вот     
то, что вы здесь блеете в оправдание того, почему нельзя решить вопрос          
предоставления жилья в обозримой, ближайшей перспективе тем участникам,         
которые вернутся. Вы должны это сделать, а не использовать... Конституционный   
Суд вам мешает, правительство вам мешает! А вы тогда на что здесь?! (Шум в      
зале.)                                                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, я к календарю обращусь, вы же сейчас выйдете    
про календарь говорить. Кто у нас из вице-спикеров курирует комитет по делам    
ветеранов, скажите, пожалуйста?                                                 
                                                                                
Сейчас подскажут. Вот кто должен взять ответственность и провести, если         
нужно, встречи с правительством, встречи с судьями, с другими законодателями,   
в ближайшее время провести "круглые столы", на эти "круглые столы" пригласить   
участников СВО. И попробуйте там ещё раз вот то же самое продекларировать:      
мы, мол, хотели бы, намерение хорошее, благое, но не реализуемое вот по этим    
и по тем причинам. Позор и стыд, уважаемые депутаты!                            
                                                                                
И не дай бог, комитет по делам ветеранов - при всём уважении к моему            
однофамильцу Ярославу Нилову - продолжит вести себя вот так: знаете, как бы     
чего не вышло, у нас желание есть поддержать ваш законопроект, но это           
невозможно по таким, таким, таким причинам. Отговорки всё это в пользу наших    
врагов. А поддержка участников боевых действий должна быть настоящая! Первое    
и главное - да, это жильё. Если, не дай бог, нет его, значит, сделайте всё      
возможное и невозможное!                                                        
                                                                                
И по поводу досрочного выхода на пенсию. Извиняйте, дорогие мои, хорошие,       
сколько мы видели таких профессиональных военных - контрактников, которые       
десятки лет служили, а как началась СВО, они всё, в тину ушли? И выйдут-таки    
досрочно в 40-45 лет на пенсию! Почему такая несправедливость? Давайте          
изменим федеральные законы, которые мешают тому, чтобы наши герои досрочно      
выходили на пенсию. Если у них награды... (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, время вышло. И я прошу всё-таки выбирать             
выражения, когда вы выступаете.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вы знаете, я не буду повторять. Вот здесь уже         
несколько человек по ведению записалось. Я думаю, они как раз на это хотят      
ваше внимание обратить, потому что здесь, в зале, нет людей, которые желают     
чего-то плохого нашим участникам специальной военной операции или ветеранам,    
это очевидно, так что ваши выражения по этому поводу совершенно неуместны.      
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
Так, Скруг - по ведению.                                                        
                                                                                
СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Александр Дмитриевич, спасибо большое.                                          
                                                                                
Я господина Нилова хотел бы пригласить к себе в Белгородскую область, в 75-й    
избирательный округ, туда, где люди ночуют в подвалах. Мы здесь не блеем!       
Надо выбирать выражения. (Аплодисменты.) Если вы хотите посмотреть, так не      
надо никуда ехать - ни в Донецк, ни в Луганск, приезжайте в Белгородскую        
область. У меня в округе из девяти районов шесть бомбят каждый день.            
Приезжайте, переночуйте там с людьми, прежде чем выходить на трибуну.           
                                                                                
Извините, Александр Дмитриевич, извините, коллеги, что я так вмешался.          
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будьте взаимно вежливы, богат русский язык, и вполне достаточно        
выражений, которые позволяют свою мысль сформулировать корректно.               
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О страховых    
пенсиях" в части установления дополнительных социальных гарантий отдельным      
категориям ветеранов", пункт 12.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              116 чел.25,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    116 чел.                                          
Не голосовало                 334 чел.74,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.