Заседание № 260
14.01.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 656001-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части расширения полномочий органов государственной власти в сфере туризма по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в профессиональных образовательных организациях).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2685 по 2966 из 4720
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга депутат Государственной Думы Александр Павлович Тетердинко. Пожалуйста, Александр Павлович. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В настоящий момент у субъектов Российской Федерации есть полномочие финансировать расходы по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для учащихся школ, для наших школьников, и субъекты Российской Федерации данное полномочие реализуют достаточно активно. Поскольку законопроект вносило Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, я приведу статистику по Санкт-Петербургу: в прошлом году из более чем полумиллиона школьников Санкт-Петербурга различными экскурсионными программами, финансируемыми за счёт средств бюджета города, было охвачено более двух третей этого количества. В то же время в законодательстве существует некая несправедливость, потому что учащиеся образовательных организаций профессионального образования, то есть колледжей, такой возможности лишены, вернее, субъекты Российской Федерации лишены возможности финансировать экскурсии и путешествия с культурно-познавательными целями для учащихся наших колледжей. Я напомню, что в нашей стране таких учащихся образовательных учреждений профессионального образования более 3,5 миллиона. И я напомню, что фактически большинство этих ребят того же возраста, относятся к той же возрастной категории, что и учащиеся старших классов, 9-х, 10-х, 11-х классов наших школ. Поэтому Законодательное Собрание Санкт-Петербурга предлагает устранить данную несправедливость и наделить субъекты Российской Федерации полномочием по осуществлению финансирования организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для учащихся наших колледжей. Этот законопроект имеет, как мы понимаем, высокое социальное значение, направлен в том числе и на патриотическое воспитание тех ребят, которые получают профессиональное образование. Отмечу, что данный законопроект поддержан Советом законодателей России, поддержан Правительством Российской Федерации и поддержан абсолютным большинством регионов, субъектов Российской Федерации. Уважаемые коллеги, и от лица Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, и от себя лично я прошу вас данный законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. С содокладом выступает Сангаджи Андреевич Тарбаев. Пожалуйста. ТАРБАЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитетом Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры представляется на ваше рассмотрение проект федерального закона № 656001-8 о внесении изменений в федеральный закон № 132-ФЗ. Мы предлагаем внести изменения в федеральный закон № 132-ФЗ - наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма полномочием по реализации комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся не только в общеобразовательных организациях, но и в профессиональных образовательных организациях. Принятие этого закона, на наш взгляд, позволит усовершенствовать правовое регулирование общественных отношений в сфере туризма, а также установить единые правовые основания для обучающихся одной возрастной категории вне зависимости от типа образовательного заведения. Эта законодательная инициатива поддерживается комитетами Совета Федерации по социальной политике, по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, по науке, образованию и культуре. В Государственной Думе этот законопроект поддерживается Комитетом по молодёжной политике; Комитетом по просвещению концепция законопроекта поддерживается, но с учётом замечаний. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту законопроекта не высказало. Правительство Российской Федерации готово поддержать этот законопроект с учётом изложенных в официальном отзыве замечаний, которые будут учтены при доработке законопроекта. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сангаджи Андреевич. Коллеги, есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Метелев Артём Павлович, пожалуйста. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Сангаджи Андреевичу. Законопроект мы поддерживаем, при этом есть вопрос. В законопроекте даётся однозначное определение детскому туризму, но у нас в колледжах большой удельный вес обучающихся именно старше 18 лет, это уже не дети, а понятия студенческого туризма у нас нет. Мы хотим предложить доработать законопроект ко второму чтению - включить туда в том числе эту категорию, об этом просит в том числе ассоциация студенческого туризма. Как вы к этому относитесь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тарбаеву включите микрофон. ТАРБАЕВ С. А. Спасибо большое за вопрос, Артём Павлович. В данном случае мы говорим о конкретной возрастной группе. Если наши коллеги из законодательного органа Санкт-Петербурга будут не против, мы готовы к этому диалогу, давайте обсудим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С. Вопрос докладчику. Уважаемый Александр Павлович, скажите, пожалуйста, рассматривается ли вопрос об организации предлагаемых в законопроекте экскурсий, путешествий в том числе для студентов высших учебных заведений, например для бакалавров? Ведь весь положительный эффект, который вами указан в пояснительной записке, актуален и для них. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тетердинко включите микрофон. ТЕТЕРДИНКО А. П. Отвечая на вопрос насчёт бакалавров: мы с вами понимаем, что у нас тенденция вообще к постепенному отказу от бакалавриата, поэтому, насколько вопрос актуален в отношении именно бакалавров, так сказать, надо ещё подумать. Что касается распространения этого на студентов вузов: мы понимаем, что в вузах учится достаточно большое количество ребят, я думаю, миллионов шесть по стране, это достаточно большие, существенные расходы для субъектов Российской Федерации. Этот вопрос нужно обсуждать и можно обсуждать, но, конечно, это надо предварительно ещё обсудить с субъектами Российской Федерации. Я не думаю, что в рамках этого законопроекта, его концепции мы ко второму чтению должны это распространять ещё и на студентов вузов. Это будет достаточно серьёзная поправка, и, конечно, хотелось бы её обсудить сначала с субъектами, с Советом законодателей, а потом выносить. Хотя, конечно же, идея стратегически правильная: конечно, надо как можно больше ребят охватывать этими программами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Павлович, идея неплохая, тем не менее есть вопрос. Я сейчас посмотрел документы правительства: у нас на сегодняшний день не во всех регионах есть программы бесплатных экскурсий для школьников - полномочия есть, но, к сожалению, видимо, нет финансовой возможности всё это делать. Сейчас мы ещё учащихся туда включаем. Скажите, пожалуйста, не получится ли так, что мы просто декларируем, но выполняться это не будет, потому что нет денежных средств? Может быть, нам пора подумать: если мы даём полномочия, так мы эти полномочия как-то деньгами должны подкреплять? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тетердинко включите микрофон. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Андрей Геннадьевич, нет, не получится. Мы же не обязываем субъекты Российской Федерации это делать, мы даём им соответствующее право. И более того, мы им даём право не потому, что мы так решили, а потому, что сами субъекты в большинстве своём, те, кто сейчас финансирует экскурсионное обслуживание школьников, сами просят эти полномочия, распространить эти полномочия, дать им возможность финансировать такие же экскурсионные программы для ребят, обучающихся в колледжах. Это же просьба субъектов. И не случайно законопроект не я внёс, не депутаты Государственной Думы вносили, не правительство, законопроект внёс регион - Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. И большинство субъектов Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в этой инициативе поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Андрей Павлович, в продолжение вопроса, который задал коллега Альшевских. Скажите, пожалуйста, а какие действующие законы мешают регионам сейчас обеспечивать экскурсии для школьников, о чём говорится в вашем законопроекте? Мы, конечно, тоже поддерживаем любые инициативы, которые касаются детей и юношества, но нам кажется, что запретных мер нет, с одной стороны, с другой стороны, всё-таки дополнительные расходные обязательства региональных бюджетов лягут бременем на эти самые бюджеты, а далеко не везде бюджетные возможности такие, как в Санкт-Петербурге. Тогда в чём вообще новелла законопроекта, если мы вообще никаких средств для реализации закона дополнительно из федерального бюджета не выделяем, для того чтобы регионы свои затраты компенсировали? Как регионы будут реализовывать новые полномочия? Мы бы хотели, чтобы не только право было, но и обязанность была у всех субъектов заботиться о детстве и юношестве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тетердинко включите микрофон. ТЕТЕРДИНКО А. П. Нина Александровна, я хотел бы вам разъяснить. В рамках бюджетных правоотношений нет такой позиции, что можно делать всё, что не запрещено. Наоборот, это отрасль публичного права, и здесь регионы могут финансировать только те мероприятия, полномочия по финансированию которых у них предусмотрены соответствующим отраслевым федеральным законодательством, в данном случае законодательством о туристской деятельности. Сейчас у субъектов таких полномочий нет, и финансировать они эти мероприятия права не имеют. Субъекты просят им такие полномочия дать, и мы, собственно говоря, предлагаем это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович, пожалуйста. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Авторам, в частности Александру Павловичу, вопрос. Полностью поддерживаю законопроект, он актуальный и нужный. Я хотел бы несколько слов сказать о содержательной части. У нас в стране на сегодняшний день функционирует 2809 музеев, филиалов и структурных подразделений, кроме этого, существует и достаточно большое количество региональных, местных, ведомственных музеев и учреждений культурно-познавательного направления. При этом объективно надо сказать: реальность такова, что большей части молодёжи музеи неинтересны. И в связи с этим я хотел бы уточнить, предполагается ли усовершенствование концепции по организации экскурсий, путешествий, вообще вот этого важного направления деятельности, в том числе и для патриотического воспитания нашей молодёжи? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тетердинко включите микрофон. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Айдар Раисович, спасибо за вопрос, очень важную тему вы поднимаете. Но здесь, наверное, скорее всё-таки вопрос не к федеральному законодательству, а к содержанию тех государственных программ, в рамках которых осуществляется финансирование тех или иных экскурсий или путешествий в познавательных целях. Конечно же, это не должно делаться для галочки, то есть не так, что свозили, там, условно говоря, если это Петербург, в Русский музей или в Эрмитаж, галочку поставили и всё, конечно, ребят надо в это вовлекать, ребятам надо рассказывать, если это патриотика, то рассказывать про нашу великую военную историю, если это рассказ о нашей культуре, о культурной истории, рассказывать о писателях, композиторах, о тех людях, которыми богата земля Русская. Но это, конечно, вопрос к содержанию этих программ. Там, где органы культуры к этому подходят не для галочки, а действительно стараются, ребятам это очень интересно. Я сам несколько раз присутствовал на таких мероприятиях, мы с ребятами ходили в разные музеи Санкт-Петербурга, и очень многим ребятам... у них глаза загораются, когда им интересно рассказывают о том, что же им показывают. Но всё-таки это вопрос не к федеральному законодательству, а вопрос к тому, как исполнительная власть и как государственные учреждения, которые в этом участвуют, подходят к реализации этого полномочия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирине Анатольевне Яровой включите микрофон, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемые коллеги, мы всегда с особым вниманием относимся к инициативам регионов. И здесь момент, который заслуживает отдельного внимания: преференциальный режим - это всегда особое отношение к определённой категории, если даются какие-то льготы. Мы с вами неоднократно подчёркивали, что профессионалитет, подготовка специалистов этого уровня, является государственной задачей, поэтому установление преференций - это ещё и подчёркнутое отношение регионов к тому, что в каждом регионе, если действительно заинтересованы в этой категории учащихся, будут создаваться и такие форматы дополнительной поддержки. Есть смысл рассматривать эту инициативу, хорошую и правильную, ещё и с этой точки зрения - расширения горизонта возможностей для тех, кого мы хотим видеть в качестве молодых специалистов в ближайшем будущем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 20 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.