Заседание № 235
О проекте федерального закона № 655944-6 "О внесении изменений в статью 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка проведения досрочного голосования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представляемый законопроект, внесённый нами, группой авторов, продолжает тему того законопроекта, который мы рассмотрели в начале недели, - он допускал проведение досрочного голосования только для избирателей, которые находятся в труднодоступных или отдалённых местностях, а также для проживающих за пределами Российской Федерации. Тогда палата, прежде всего правящая фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", его отклонила по причине того, что бывают в жизни и другие объективные причины, в частности командировка, болезнь и прочие. Группа авторов учла все эти предложения, которые прозвучали, и теперь мы несколько расширили, так сказать, зону доступа к досрочному голосованию, но эта зона, по сути дела, опять определяется объективными причинами: мы предполагаем, что участвовать в досрочном голосовании могут те избиратели, которые по уважительной, и я хотел бы это подчеркнуть, причине (отпуск, командировка, соблюдение режима трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных обязанностей, состояние здоровья), сопряжённой с выездом за пределы субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в которых проводятся выборы, референдум, будут отсутствовать в единый день голосования, - они могут проголосовать досрочно, так как в единый день голосования не смогут прийти на избирательные участки. Кроме того, мы полагаем, что в законопроект нужно ввести превентивную норму, которая будет устанавливать, что соответствующая избирательная комиссия вправе проверить указанную в заявлении избирателя, участника референдума причину досрочного голосования и в случае её неподтверждения отказать в выдаче бюллетеня. Таким образом, мы, по сути дела, не нарушаем никакие демократические принципы и конституционные нормы прав и свобод граждан. Мы предлагаем ужесточить норму прежде всего для того, чтобы формирование органов государственной, муниципальной власти проводилось в строгом соответствии с Конституцией, а самое главное - чтобы были устранены все субъективные причины фальсификации итогов голосования, потому что фальсификация итогов голосования на любых выборах - это уголовное преступление, по нормам российского законодательства, это преступление против конституционных прав и свобод граждан. Фальсификация - это, по сути дела, уважаемые коллеги, попытка захвата государственной или муниципальной власти, которая, безусловно, должна преследоваться по закону! Мы докладывали при рассмотрении предыдущего законопроекта, что у нас в начале 90-х годов количество досрочно голосовавших составляло буквально десятые доли процента, а потом динамика постепенно пошла на возрастание, и сегодня, как я уже говорил в прошлый раз, во многих "передовых", я сказал бы, субъектах эта норма уже достигает 10-12 процентов, что действительно вносит, в общем-то, элементы фальсификации, так как коренным образом меняются результаты волеизъявления граждан. Прошу данный законопроект поддержать, чтобы дать избирательным комиссиям возможность действительно проводить выборы в полном соответствии с законодательством. Любая фальсификация вызывает недоверие у избирателей, и это недоверие не просто к какой-либо избирательной комиссии - это недоверие к институту выборов как к политико-правовому основанию всей политической системы Российской Федерации, ну и в конечном счёте вот такие фальсификации, которые будут происходить, если закон не будет принят, приведут к типичному кризису легитимности государственной власти, что в нынешних весьма трудных условиях негативно отразится на экономическом и социальном развитии Российской Федерации и её регионов. Кроме того, это приведёт к кризису политического участия, когда избиратели, то есть граждане России, добровольно и сознательно будут отказываться от участия в формировании государства и в его работе. В итоге всё это углубит собственно кризис. И самое последнее замечание. У нас в России созданы такие условия, что выборы проводят государственные и муниципальные избирательные комиссии, они, как государственные органы власти, - а так оно и есть - сами должны обеспечивать контроль за работой своей системы. К сожалению, сегодня в России государственная система избирательных комиссий не гарантирует никаких итогов, более того, не разбирается с нарушениями внутри себя, предполагая - я знаю положение, - что всё это должны делать партии и общественность. Однако партии и общественность - это внешний контроль, и здесь, безусловно, тоже нужно эффективность этой деятельности поднимать и развивать. Самое главное - наш законопроект направлен на то, чтобы любая государственная власть была ответственна за результаты своей деятельности и чтобы в конечном счёте система избирательных комиссий была способна сама контролировать работу всех своих комиссий, которых более ста тысяч по всей Российской Федерации. Прошу поддержать законопроект, ибо это есть воля всех тех фракций, которые обсуждали итоги единого дня голосования прошлого года, а сейчас, напоминаю, остался один месяц, ну, пять недель примерно, до начала новой избирательной кампании, и за эти пять недель нам, уважаемые коллеги, нужно многое сделать, чтобы убрать все элементы фальсификации, которые сегодня субъективно создаются в Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Дмитрий Фёдорович, прошу вас. ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Многоуважаемый докладчик остановился на двух причинах, по которым необходимо принять данный закон. Первая - это тезис о том, что при досрочном голосовании происходят массовые фальсификации. Ну, коллеги, для того чтобы рассуждать о массовых фальсификациях, нужно иметь конкретные факты, которые установлены соответствующими решениями компетентных органов, и если не решением суда, то хотя бы решением следственных органов, органов дознания, которые могли бы расследовать те или иные случаи фальсификации. Надо сказать, что многоуважаемые коллеги, которые внесли данный законопроект, не располагают такими данными, не представили их нам, поэтому, на наш взгляд, некорректно было бы рассуждать о массовых фальсификациях во время проведения досрочного голосования. Второй момент, о котором говорил многоуважаемый докладчик, связан с ужесточением требований к тем гражданам, которые хотят проголосовать досрочно, однако их право проголосовать досрочно будет неким образом ограничено по той причине, о которой я говорил вначале. В данном случае я хотел бы напомнить, когда и после чего были внесены изменения в 67-й закон: было постановление Конституционного Суда № 11-П от 15 апреля прошлого года, где указывалось, что необходимо, наоборот, предоставить максимальные возможности гражданам для осуществления их избирательного права, активного избирательного права, то есть права избирать, в том числе путём предоставления права голосовать досрочно, но при этом необходимо было выбирать либо досрочное голосование, либо голосование по открепительным талонам (вы эту историю прекрасно помните, знаете), и в том самом постановлении было указано, что если мы хотим, изменяя законодательство, что-либо поменять, в том числе в сторону ужесточения, то мы должны это обосновать какими-то причинами. Тогда мы возвращаемся к первому тезису: как раз таки нет фактов, которые свидетельствовали бы о том, что практика проведения досрочного голосования... Несмотря на то что процент досрочно проголосовавших в тех или иных субъектах действительно значителен, составляет не доли процентов или не считанные проценты, есть действительно достаточно много граждан, которые проголосовали досрочно, это не говорит о том, что сам процесс выбора граждан был организован в нарушение действующего законодательства и что итоги голосования подвергались сомнению, это вытекало бы из решений соответствующих органов, в том числе суда, такого нет, следовательно, речь идёт о том, чтобы ограничить право на досрочное голосование путём ужесточения требований к документам, подтверждающим необходимость досрочного голосования. Однако многие граждане могут и не представить такие документы в силу самых различных причин (как указано в заключении нашего комитета, в силу нежелания предоставить персональную информацию, которую составляют персональные данные, тайна личной жизни в том числе, и это можно понять, более того, эта тайна охраняется законом), следовательно, они не смогут принять участие в голосованиях. Принятие той позиции, которой придерживаются многоуважаемые авторы законопроекта, может привести как раз к дополнительным ограничениям, которые, поверьте, боюсь, не выдержат критики с точки зрения правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, в том числе в том постановлении, на которое я ссылался, в прошлогоднем постановлении № 11-П. На наш взгляд, без установления каких-либо достаточных данных, которые позволяют сделать выводы о некой ущербности процедуры досрочного голосования, о неких фальсификациях, о чём говорят многоуважаемые докладчики и авторы законопроекта, якобы имеющих место, ограничивать право путём выдвижения жёстких требований к предъявляемым документам, отдавать избирательным комиссиям право решать вопрос о возможности досрочного голосования того или иного гражданина представляется необоснованным с точки зрения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. В связи с этим мы предлагаем данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у кого есть вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, ну, я готов вам представить таблицу результатов всех голосований по Ростовской области за постсоветское время, и просил бы вас, как только изучите, ответить мне, чем вызваны всплески досрочного голосования в отдельных районах и городах и отсутствие таковых в соседних, где примерно такая же социальная структура? И второй вопрос: скажите, пожалуйста, если у нас нет порога явки, какой смысл нагонять эту явку досрочным голосованием и голосованием вне помещения, для этого предназначенного? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, всё-таки, на мой взгляд, рассуждать о том, что кто-то нагоняет явку, не совсем корректно. Когда мы рассуждаем - и я это особо подчеркнул в своём содокладе - о возможности проголосовать досрочно, мы говорим в первую очередь о законодательном обеспечении для граждан возможности реализовать своё избирательное право, активное избирательное право. Вот чем в первую очередь мы руководствовались и чем руководствовался Конституционный Суд, высказывая свою правовую позицию в постановлении от прошлого года, - именно необходимостью обеспечения прав граждан, а не тем, что необходимо какую-то явку нагнать, вот в чём дело. А что касается вашего вопроса о причинах досрочного голосования в тех или иных территориях, в том числе в тех, о которых вы говорили, в Ростовской области, то, на мой взгляд, это, возможно, предмет для отдельных социологических исследований. Возможно, у избирательной комиссии есть эти данные, но вряд ли в компетенцию нашего комитета входит обязанность разбираться в данном вопросе. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВЯТКИН Д. Ф. Ну, может быть, избирательные комиссии, как я понимаю, которые обобщают статистические данные по итогам голосования, но уж точно не комитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Валентин Сергеевич, без сомнения, ваш закон важен и нужен, так как процедура такого досрочного голосования зачастую используется как инструмент для фальсификации и установить факт фальсификации очень сложно. Очень сложно - это я уже для Дмитрия Фёдоровича повторяю. Но вот технический вопрос: а как избирательная комиссия будет устанавливать факт выезда избирателя за пределы субъекта Федерации или муниципального образования - что, предъявлять билеты нужно будет? Вообще, это затруднительно сейчас сделать с учётом того, что большая часть таких проездных документов оформляется через Интернет, когда на руках у избирателя, собственно говоря, даже и копий билетов-то нет, всё хранится там, в Сети, это сделать вдвойне сложно. Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, Дмитрий Иванович. В законопроекте авторы не ставят вопрос о том, чтобы каждый такой случай был подтверждён документально какими-то справками, какими-то приказами и какими-то билетами, достаточно каждому избирателю прийти на избирательный участок и написать заявление, обосновав свои причины, и в короткой беседе в течение двух минут можно установить, что такие причины действительно есть. Но когда для досрочного голосования на избирательные участки сами территориальные и участковые комиссии привозят целые автобусы с людьми, то любой нормальный человек, собственно, любая честная избирательная комиссия, безусловно, установит, что у всех, кто в этом автобусе, не может быть одновременно, вы это понимаете, совпадающих причин голосовать досрочно, тем более когда на предприятиях говорят о технологических процессах и предлагают досрочно голосовать. Но ведь таким же образом можно и в выходной день людей автобусом привезти, если там непрерывное производство, - никто этому не мешает! Главное, что сами избирательные комиссии не должны допускать технологических нарушений, но, к сожалению, сами избирательные комиссии потворствуют нарушениям, а в ряде случаев являются и инициаторами этих нарушений, и вот этого мы сегодня хотим избежать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вы, обосновывая необходимость голосовать против, говорили о том, что следственные органы должны вмешиваться в ситуацию, и это действительно так: у Следственного комитета есть исключительные полномочия при расследовании уголовных дел о фальсификации выборов. Но как поступать в таких случаях, как, допустим, в Ростовской области, где во время выборов в областное Законодательное Собрание руководитель следственного управления Следственного комитета России по Ростовской области ушёл в отпуск, а все следователи, если и приезжали на участок, ссылались на то, что им не давали команду фиксировать эти преступления, а то и вообще не приезжали в участковые избирательные комиссии на вызовы по вопиющим фактам фальсификации итогов голосования? Как быть в таких ситуациях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Иванович, ну, процедура обжалования отказов в возбуждении уголовного дела, поступивших из Следственного комитета Российской Федерации или из органов системы Министерства внутренних дел, прописана в Уголовно-процессуальном кодексе и в соответствующих законах о деятельности этих органов, поэтому здесь я вам, наверное, советовать не буду - вы и так прекрасно знаете, как всё это делается. Что касается конкретных ситуаций, то, наверное, прокомментировать в рамках рассмотрения данного законопроекта это не представляется возможным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список.
Коллеги, о наших планах на сегодня: мы должны завершить рассмотрение этого законопроекта, рассмотреть один законопроект по сокращённой процедуре и два проекта поручения. Нет возражений? Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Дмитрий Фёдорович, просьба сосредоточиться - я буду обращаться исключительно к вам. Вы, как юрист, должны знать из римского права такое высказывание: "Дай бог судье нечестно судящему быть судимым по тем же канонам". Вот если бы вы хоть один раз попали в молотилку несправедливого избирательного процесса, то вы уже рассуждали бы по-другому, а если бы вы пятнадцать раз попали, то я уверен, что вы были бы круче Навального. Почему? Я здесь вам не ради бахвальства говорю, я могу пригласить вас в Малый зал вместе с желающими и показать шесть серий избирательного триллера - о том, как попирается наше законодательство, в том числе в присутствии тех, кто должен это пресекать. И самое страшное, что вы даже не знаете, что избирательное нарушение - это подследственность Следственного комитета, а не МВД, который является одним из главных участников фальсификаций в некоторых территориях. Ну и самое противное: понимаете, с моей точки зрения, сегодня основания для досрочного голосования имеет только одна категория избирателей - члены участковых территориальных областных, краевых избирательных комиссий с правом решающего голоса, всё, других людей просто нет, потому что серьёзных производств с беспрерывным циклом у нас не осталось, ну, ещё литейщики могли бы претендовать или вагоновожатые, которых всё меньше, ну и так далее. Поэтому если рассматривать законопроект с точки зрения необходимости приведения, скажем так, к "антиболотному" состоянию, то наш законопроект надо принимать, а если рассматривать его с точки зрения создания дополнительных препон для контроля, то принимать не надо. Я могу вам показать кадры, где целый автопарк заснят: людей перевозят, и они на камеру говорят, что их заставили. На разные участки приезжают одни и те же люди, подходят к заместителю председателя комиссии, в паспортах у них бумажечки лежат, - жёлтенького, красненького и беленького цвета - и в зависимости от присутствующих на участке они ведут себя по-разному. Выстраивается очередь и досрочно голосуют, ну, вы знаете, за три дня - на участке, за пятнадцать дней - за пределами территории, причём под надзором, старший мастер, начальник производственного участка стоит и смотрит, все ли пришли. Ещё раз повторяю: если мы против Болотных, то законопроект мы должны принимать неукоснительно, он ни на йоту не ухудшит избирательный процент и ни на одного человека не уменьшит явку, потому что у нас реально, подчёркиваю, в некоторых территориях на участок приходит не более 12 процентов избирателей, а явку показывают - 65 процентов. Вот и посчитайте, нужен законопроект или не нужен! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, согласно которому предлагается предоставить возможность досрочного голосования только избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине, сопряжённой с выездом за пределы субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в которых проводятся выборы или референдум, будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования. Полагаем, что предлагаемые изменения идут вразрез с конституционными гарантиями в реализации избирательных прав граждан. В соответствии с пунктом 2 статьи 65 федерального закона под уважительными причинами для досрочного голосования понимаются отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины. Введение дополнительного требования об указании гражданином в заявлении причины досрочного голосования и права избирательной комиссии её проверки при отсутствии необходимых для этого критериев ставит реализацию конституционных прав граждан в зависимость от решения избирательной комиссии. Отсутствие у гражданина возможности проголосовать при необходимости выезда за пределы субъекта Российской Федерации или муниципального образования может привести к неравенству в реализации избирательных прав, права на участие в референдуме по сравнению с теми гражданами, которые в случае указанного выезда обладают правом проголосовать досрочно. Как я уже сказал, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, я очень коротко. Фракция ЛДПР поддержит проект закона, поскольку в единый день голосования, который прошёл чуть менее года назад, цифры действительно отличались от данных, которые характеризуют традиционные выборы, в том числе в отношении и уровня, и времени проведения этих выборов. Приведу лишь несколько примеров. Псковская область: голосование на дому - 18,2 процента, досрочное голосование - 8,6; Санкт-Петербург: голосование на дому - 2,8 процента, досрочное голосование - почти 24 процента; ну, Алтай - чуть поменьше; Ивановская область: голосование на дому - 24 процента, досрочное - почти 1 процент; Нижегородская область: на дому - 12,7, досрочное голосование - 10 процентов. Когда у нас треть населения голосует, не принимая участия непосредственно в процессе голосования, так, как это положено - либо в помещении для голосования, либо в день голосования, - о какой легитимности и о каком равенстве может идти речь?! И совершенно понятно, что с точки зрения статистики... здесь очень часто обращаются к юриспруденции, когда аргументируют, но с точки зрения статистики таких погрешностей и перекосов быть не может, когда в одной области голосование досрочное - 0,6 процента, а в другой - 23 процента. Вот Санкт-Петербург и Ивановская область ну не настолько отличаются по национальным, культурным и историческим традициям, чтобы досрочное голосование отличалось в разы, причём кратно 10 и 20! То есть совершенно очевидно, что такая диспропорция в цифрах - это часть избирательной технологии. Кто-то может сказать, что это возможно, что это технология, у всех равные права, но только эта технология противоречит фундаментальному принципу выборов, а выборы в Российской Федерации в соответствии с законодательством свободные, и это означает, что никто не может быть понуждён к голосованию за того или другого кандидата, так же как не может быть понуждён к участию в голосовании: хочет человек - ходит, не хочет - не ходит. И если людей организованно, централизованно - автобусами! - привозят для голосования досрочно, то это одна из форм искажения и нарушения принципа свободного голосования, а в том, что это процесс организованный, ни у кого из тех, кто находился непосредственно в территориальной или в участковой комиссии, нет сомнений, поэтому совершенно очевидно, что, оставляя вот такую открытую дверку, мы получаем очень серьёзные диспропорции в результатах голосования в различных субъектах, и, конечно же, воля избирателей таким образом существенно искажается, когда в некоторых субъектах треть избирателей - повторю: треть! - не голосует традиционным способом. Не может быть одновременно столько причин и каких-то трудностей, чтобы все в этих регионах вдруг взяли и разом, синхронно уехали куда-то или начали работать на каком-то предприятии с непрерывным циклом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ДИДЕНКО А. Н. Понятно, что у человека, который всегда был активным, не пропускал ни одной избирательной кампании за последние двадцать пять лет, а теперь хочет принять участие в досрочном голосовании, может быть действительно уважительная причина, но тогда нужно существенно ограничить это право путём проверки достоверности, насколько уважительной является причина нахождения человека в день голосования вне своего места жительства, вне территории того или иного избирательного участка, где он зарегистрирован, и в результате, в случае если будет установлено требование предоставить хотя бы какую-то выписку, справку, билеты - что угодно, существенно сократится количество проголосовавших досрочно, и человек тогда уже будет более ответственно относиться к своему выбору, к своему графику, к своим планам, так как будет знать, что, для того чтобы проголосовать досрочно, недостаточно лишь прийти в комиссию и сказать, что у меня, мол, какая-то уважительная причина, а какая - не скажу, это секрет. Конечно, мы поддержим проект закона, внесённый фракцией КПРФ, поскольку данная... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Дмитрий Фёдорович то ли умышленно не понял мой вопрос, то ли действительно не понял, о чём я говорю. Так вот я думаю, при голосовании по этому законопроекту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет, видимо, пытаться на всех подступах сохранить свою власть, наверное, сейчас шатающуюся. А вопрос я задавал о следующем, Дмитрий Фёдорович. Смотрите, не полиция, не ФСБ, не прокуратура, а исключительно Следственный комитет вправе расследовать и фиксировать уголовные преступления в ходе избирательной кампании, и когда очевидные преступления совершаются, я, как депутат, присутствующий на этих мероприятиях, не вправе фиксировать и не вправе осуществлять следственные действия. Но когда следователь, в случае когда совершается уголовное преступление, отказывается приехать на место происшествия или приезжает и, кивая наверх, говорит: "Мне сверху команду не дали фиксировать, Владимир Иванович", - вот что в этой ситуации делать?! Что делать, когда совершается уголовное преступление - рисуется любой результат, а Следственный комитет бездействует в этой ситуации?! За мной они бегать могут, и они бегают - тут они проявляют служебное рвение, а когда совершаются уголовные преступления - их нет! На самом деле это тупик, на самом деле это может привести к непредсказуемым последствиям, и что может произойти, когда люди голосуют за одних, а их голоса приписывают другим, не известно никому! (Шум в зале.) Вот сейчас в ходе обсуждения Раиса Васильевна сказала: "Мне не нужно, чтобы мухлевали..." Да, есть кандидаты, которые обладают авторитетом, которые в ходе избирательной кампании работают, демонстрируют свой авторитет, - за них реально люди голосуют, но есть же и те, которые всю избирательную кампанию просачковали, деньги сэкономили и надеются на то, что во время подсчёта голосов намухлюют, - вот как раз этой категории это касается. Представьте себе: в 2013 году руководитель следственного управления в день голосования находился в отпуске - как такое могло быть?! В субъекте Российской Федерации выборы, а он, руководитель единственного органа, который имеет право фиксировать и расследовать уголовные преступления, уходит в отпуск и даёт команду всем следователям не реагировать на заявления коммунистов! Так продолжаться не может, надо найти выход из этого положения - надо поддержать наш законопроект! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я постараюсь очень коротко, учитывая, что времени мало. Вот кризис в стране не только в экономике и в социальной сфере - кризис, безусловно, в избирательном законодательстве и в самом процессе конкретной работы. Люди от старых сценариев фальсификации для удержания власти уже устали, страна действительно, в общем-то, от этого устала, и все вы, сидящие здесь, умные люди, прекрасно понимаете, что нужны новые сценарии, потому что на старых выдерживать все эти процессы уже просто невозможно, соответственно, нужно искать ответы на многие вопросы, в том числе технологические. Давайте я приведу примеры. Город Москва, участковая избирательная комиссия № 1277, последние выборы: на момент начала голосования ни один досрочник не исключён из списка избирателей! Вот скажите, пожалуйста, коллега Вяткин, это что, должен делать общественный наблюдатель или это должно делаться в системе избирательных комиссий? Ну надо же вменять ответственность, чтобы избирательные комиссии контролировали все внутренние технологические процессы самого избирательного дела, но это не делается, а в конечном счёте это, безусловно, людей раздражает. Вот участок № 1580: при досрочном голосовании не вёлся список лиц, проголосовавших досрочно, что, безусловно, противоречит закону, Конституции, в результате допустили к повторному голосованию гражданина, проголосовавшего ранее досрочно. Или участок № 1297: при досрочном голосовании не вёлся список лиц, проголосовавших досрочно... Я в прошлый раз выступал и действительно рассказал анекдот, который, в сущности, очень чётко обозначает эту проблему и трудности этого вопроса, - скажите, пожалуйста, коллега Вяткин, вот фамилии умерших, которые остаются в списках, должен общественный наблюдатель выявлять, а потом Следственный комитет приглашать или же мы сделаем действительно нормальную избирательную систему, где будут нормальные, ответственные избирательные комиссии, которые будут стоять на страже Конституции и закона?! Никаких других задач автор законопроекта не ставит! Спасибо всем, кто примет участие в голосовании! Прошу поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемые коллеги, от рассуждений о неких фальсификациях я ещё раз верну вас к одной простой мысли: из-за фальсификаций досрочное голосование нужно либо ограничить, либо вообще убрать - так вы рассуждаете. Простите, вот вы говорите, что не составили где-то список досрочно проголосовавших, - а причём здесь сама процедура досрочного голосования, она-то чем виновата, если граждане захотели в день голосования, это воскресенье, заняться своими домашними делами, уехать куда-то и не захотели об этом сообщать, и не обязаны в настоящий момент это делать по закону? Их можно понять на самом деле, но это что, повод отменять саму процедуру досрочного голосования? Вот те нарушения, которые вы фиксируете, на которые вы обращаете внимание, и вот досрочное голосование - логика-то где?! Сколько граждан ни захотели бы досрочно проголосовать - пожалуйста, без каких-либо ограничений и проблем, потому что наша задача дать человеку возможность реализовать своё активное избирательное право. Вы знаете, это не открытие: в некоторых странах выборы вообще длятся несколько дней, потому что у каждого есть свой график, так сказать, личный, распорядок дня, график работы... Многоуважаемый коллега Николай Васильевич Коломейцев, конечно, сильно удивил, когда сказал, что у нас в стране, оказывается, не осталось предприятий круглосуточного, постоянного режима работы. Николай Васильевич, то, что вы говорите, не соответствует действительности - поверьте, осталось очень много таких предприятий, и они работают, и дай бог им работать дальше! (Шум в зале.) Коллеги, рассуждать о неких фальсификациях, чтобы аргументировать необходимость ограничить или вовсе отменить процедуру досрочного голосования, - всё-таки здесь нет логики! На мой взгляд, эта аргументация противоречит тем выводам, которые сделал Конституционный Суд год назад, в 2014 году, в постановлении № 11-П. В связи с этим всё-таки этот законопроект, несмотря на кажущуюся простой логику, необходимо отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 47 сек.) Проголосовало за 188 чел.41,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 189 чел. Не голосовало 261 чел.58,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Для протокола: депутаты Кочиев, Мамаев, Симагин, Тычинин по 22-му вопросу голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 655944-6 "О внесении изменений в статью 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка проведения досрочного голосования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо. Уважаемый Сергей Владимирович, есть предложение в связи с завершением работы на сегодня рассмотрение 51-го и 52-го вопросов повестки дня перенести на пленарные заседания, которые состоятся уже после региональной недели, что обусловлено объективной необходимостью.