Заседание № 233
О проекте федерального закона № 655939-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка проведения досрочного голосования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! При обсуждении итогов единого дня голосования 14 сентября прошлого года большинство фракций в Государственной Думе высказались за совместную работу по совершенствованию выборного законодательства с целью ликвидировать возможные злоупотребления и фальсификации при подведении итогов выборов. Были предложения ограничить возможные злоупотребления и административное дисциплинарное давление на избирателей путём упорядочения инструмента досрочного голосования. Сейчас мы рассматриваем очень актуальный законопроект, потому что очередной день голосования будет 13 сентября текущего года и выдвижение кандидатов начинается уже буквально через месяц, то есть в течение месяца мы должны организационно подготовиться к проведению очередных выборов в единый день голосования. В связи с этим группа авторов проекта федерального закона предлагает меры для упорядочения проведения досрочного голосования на выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Для начала немного статистики. В середине и в конце 90-х годов досрочное голосование в общем числе голосований занимало буквально десятые доли процента, то есть было менее процента. Затем, уже в начале 2000-х годов, по многим, я бы так сказал, умным (в кавычках) субъектам процент начал расти. Отстающие регионы потихонечку тоже научились и начали догонять, и сегодня уже проценты досрочного голосования доходят до двузначных величин, я приведу простые примеры: 14 сентября прошлого года в Татарстане досрочно проголосовали более 12 процентов от числа всех избирателей, в Северной Осетии - 11 процентов, в Самарской области и Тыве - 10 процентов, в Санкт-Петербурге - почти 9 процентов, в Коми - более 9 процентов, в Брянской области - около 8 процентов, в Приморском крае, Нижегородской области - порядка 6 процентов. При этом, заметьте, основным контингентом досрочно голосующих оказываются, как правило, военнослужащие, государственные и муниципальные служащие, работники государственных и муниципальных учреждений, а также пенсионеры, что вызывает подозрения в злоупотреблении служебным положением со стороны отдельных должностных лиц. Правящая партия умело пользуется инструментом досрочного голосования: как показывает анализ, процент проголосовавших за представителей правящей партии среди тех, кто отдал голоса, то есть проголосовал, досрочно, значительно выше, чем непосредственно в день голосования. В Чувашской Республике, которую я представляю здесь, в Государственной Думе, будут проходить выборы главы республики, а также выборы в органы местного самоуправления всех уровней. Сейчас уже начался опрос через управляющие компании, через социальные службы - ходят по квартирам, звонят в двери и спрашивают: "Будете ли вы участвовать в голосовании 13 сентября, в единый день голосования?" И при этом, когда люди говорят, что не будут, им предлагают принять участие в праймеризе. 24 мая в республике назначен праймериз по спискам "ЕДИНОЙ РОССИИ", и те, кто ходит по квартирам, предлагают: "Раз 13 сентября не можете голосовать, тогда приходите 24 мая и, пожалуйста, отдайте ваш голос". Мы считаем, что при проведении досрочного голосования представителям оппозиционных партий труднее контролировать ход голосования, потому что оно начинается за две недели до выборов и только в последние три дня проходит на избирательных участках. Оппозиционные партии, представленные в Государственной Думе, не имеют возможности охватить контролем все территориальные избирательные комиссии и участковые комиссии, потому что это происходит в рабочие дни. Часто наблюдается элемент принуждения к голосованию: людей привозят на автобусах и заставляют голосовать, угрожая принять дисциплинарно-административные меры по месту основной работы. Есть также и прямые злоупотребления. Закон сегодня гласит, что если число досрочно проголосовавших превышает 1 процент от общего числа включённых в списки, то на обратной стороне каждого бюллетеня должна быть проставлена печать и написано: досрочно проголосовавшие. Вот у нас есть конкретные данные общественных комиссий, которые представлены по итогам прошлых выборов: нигде практически, к сожалению, такие отметки не делаются, то есть 15-20 процентов, те, кто проголосовал досрочно, остаются в списках и в единый день голосования уже на самих избирательных участках как бы опять участвуют в голосовании, потому что никакого учёта нет. Есть и много других нарушений. Открепительные талоны сейчас, как вы знаете, уже практически отменены, и в конечном итоге мы не можем сегодня проконтролировать проведение выборов, а ошибки в 10 процентов или злоупотребления коренным образом меняют итоги голосования. В связи с этим предлагаем убрать все субъективные факторы, оставить возможность досрочного голосования только по объективным причинам. Досрочно могут голосовать и должны голосовать только те лица, которые по объективным причинам не могут участвовать в голосовании: или они ушли в плавание, или они находятся в труднодоступных местах, где транспортное сообщение весьма ограниченно, или они занимаются какими-то важными делами и так далее. При этом мы также разрешаем избирательным комиссиям самим определять, насколько достоверны эти сведения, то есть избирательные комиссии должны занимать здесь активную позицию. На наш взгляд, принятие данного закона, предлагаемых изменений в действующее выборное законодательство позволит намного повысить критерии объективности выборов, а в конечном итоге будет служить общему делу консолидации всех политических сил для решения проблем развития Российской Федерации, укрепления нашей экономической мощи и, безусловно, будет гарантией в социальной политике. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Валентином Сергеевичем три раза, если не ошибаюсь, будем возвращаться к теме институтов избирательного законодательства, в том числе два раза - института досрочного голосования. По мнению авторов, законопроект направлен на упорядочение проведения досрочного голосования и на предотвращение различных злоупотреблений и фальсификаций в связи с тем, что представителям оппозиционных партий труднее проконтролировать его проведение, чем голосование в день выборов. Я хотел бы обратить внимание на то, что те цифры, которые приводил Валентин Сергеевич в отношении числа голосовавших, в конечном результате не превышают 10 процентов в целом ряде случаев, судя по тем выборам, которые состоялись ранее. Принимаемые в рамках развития политической системы меры, несомненно, и это признают все участники, направлены на придание процессу голосования строгого, открытого, понятного характера. Комитет отмечает, что авторы законопроекта предлагают изложить в другой редакции пункт 1 статьи 65 федерального закона - в редакции, которая действовала до внесения изменений в указанный пункт Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Изменения в пункт 1 статьи 65 федерального закона, как вы помните, были внесены федеральным законом номер 95 исходя из постановления Конституционного Суда от 15 апреля 2014 года № 11-П, которым пункт 1 статьи 65 - аналогичный предлагаемому законопроектом - был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в нём положения исключают для гражданина Российской Федерации, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, где он включён в список избирателей, по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой или учебной деятельности, выполнение государственных или общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины), возможность голосовать досрочно на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления в порядке, аналогичном установленному пунктами 2-9 статьи 65 федерального закона. Таким образом, предлагаемое законопроектом регулирование способно ориентировать граждан на отказ от участия в голосовании, если по таким причинам, как те, которые мною были названы ранее, то есть отпуск, командировка и другие, он не сможет присутствовать в день голосования на избирательном участке. Мы также полагаем необходимым отметить, и я ещё раз хотел бы об этом упомянуть, что действующая норма является реализацией предложения Конституционного Суда Российской Федерации, а предлагаемые законопроектом изменения не согласуются с требованием части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Ещё раз хочу сказать, что в настоящее время избирательная система очень предметно ориентирована на вопросы открытости, законности, последовательности и на многих-многих выборах, которые проводятся, не возникает проблем, связанных с легитимностью формируемых органов. На основании изложенного данный законопроект предлагаем отклонить. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу. Наверное, очень правильное решение было принято о проведении единого дня голосования, вы правильно говорите, что бывают разные обстоятельства - служебные командировки и так далее и может возникнуть необходимость в досрочном голосовании, но так было, когда выборы в разных регионах проходили в разные дни, а у нас теперь в целях совершенствования избирательного законодательства делают единый день голосования. Как правило, люди не планируют никаких командировок на 1 января, на какие-то государственные праздники, когда гарантированно будет выходной день, но не является ли день формирования власти, право выбора которой дано народу по Конституции, одним из важнейших дней в жизни гражданина Российской Федерации? Он должен спланировать свою жизнь таким образом, чтобы прийти на избирательный участок и чтобы никакие другие вопросы в выходной день, когда проходит голосование, его не интересовали, кроме того, как проголосовать за того или иного кандидата, за ту или иную политическую партию. Не считаете ли вы, что человек, который не пользуется своим конституционным правом и не приходит в день голосования на избирательный участок, не достоин того, чтобы под него подстраивались законодатели таким образом, чтобы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно же, заданный вопрос касается политической культуры, и в этой части он, естественно, абсолютно оправдан. В различных правовых системах с учётом политической культуры в различных странах эти вопросы решаются по-разному. В частности, в ряде стран, как вы знаете, установлена административная ответственность, в ряде случаев за неучастие в выборах установлена даже ответственность, аналогичная уголовной, со всеми вытекающими последствиями. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПЛИГИН В. Н. Вот Николай Васильевич Коломейцев подсказывает, что это имеет место, в частности, в Нидерландах. Тем не менее, ещё раз подчёркиваю, речь идёт о политической культуре, поэтому, реагируя на данный законопроект, мы предлагаем учесть ту позицию, которая была определена Конституционным Судом, и сохранить совсем недавно принятую нами норму, чтобы посмотреть, как она будет применяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Уважаемый Валентин Сергеевич, сегодня процессы, протекающие в обществе, совершенно отчётливо демонстрируют его консолидацию, люди более внимательно относятся к своим гражданским правам, и я всё-таки не могу понять, с какой стати мы должны какую-то часть нашего общества лишить конституционного права выразить своё мнение на участке для голосования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шурчанову включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С. Я хотел бы ответить, что мы наших избирателей не лишаем ни конституционных, ни гражданских прав, они имеют права, другое дело, что избирательные комиссии должны создать такие условия, чтобы права можно было реализовать в полной мере. Я приведу пример по итогам прошлых выборов: собираются данные о недавно умерших гражданах и о молодых людях, призванных летом в армию, чтобы проголосовать за них досрочно, и голосуют! Есть даже анекдот. Дочь пришла на избирательный участок в единый день голосования, проголосовала и увидела в списке фамилию недавно умершей матери, а напротив подпись её стоит. Она спрашивает у председателя избирательной комиссии: "А что это? Мама же умерла". - "Сейчас выясню". Через три минуты прибегает: "Слушай, Оленька, извини, действительно три дня назад она, оказывается, пришла, проголосовала и ушла. Домой что, не зашла, что ли?" Примерно вот такие случаи у нас бывают, поэтому мы должны сделать таким образом, чтобы нарушения не были возможны, чтобы закон гарантировал права и строго их охранял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня будет вопрос к Владимиру Николаевичу. Уважаемые коллеги, вот мы все здесь сидим, упражняемся в том, как бы похитрее придумать вопрос, чтобы убедить в том, во что мы сами не верим. Вы же прекрасно понимаете, что досрочное голосование - это лазейка для фальсификаций; кто прошёл хоть одни выборы, тот это прекрасно понимает, поэтому и ходят заранее, поэтому и готовятся заранее, поэтому партия власти и получает дополнительные голоса, все это знают. Если бы все хотели поступать честно, то для этого есть возможность - существует открепительный талон, и человек, если он обладает политической культурой, может по нему проголосовать в любом месте: в санатории, в больнице, в командировке, где угодно, - взял открепительный талон, поехал, куда собирался, и там проголосовал на выборах. Вот мне кажется, что это был бы самый честный вариант, никто с урнами не ходил бы и ничего того, чего не надо делать, не делал бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемая Тамара Васильевна! Как вы помните, в Государственной Думе была создана рабочая группа, в состав которой входили представители всех фракций, в её работе также принимали участие представители администрации президента, Общественной палаты, и в рамках дискуссий в этой рабочей группе, в частности, открепительные талоны подвергались достаточно предметной и жёсткой критике. Та методика, к которой нас попросил вернуться Конституционный Суд, является, видимо, наиболее оправданной, и, как вы понимаете, ещё раз подчеркну, предыдущий закон мы принимали на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Воспользовавшись вашим вопросом, подчеркну ещё раз, что любой институт, касающийся выборов, всегда служил предметом для дискуссий, в том числе и открепительные талоны. Валентин Сергеевич попробовал рассказать анекдот, очень предметный анекдот, очень интересный, однако я хотел бы сказать, что если есть достаточные данные по этому поводу, то ситуация, описанная в этом анекдоте, и позиция сторон полностью описываются статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Владимир Николаевич, вы у нас действительно очень грамотный в области юриспруденции товарищ - вы должны всё-таки согласиться с идеей Шурчанова, что имеет отношение досрочное голосование к искажению результатов голосования, это очень важно! И, как уважающий себя юрист, вы должны предложить нам какие-то изменения, с тем чтобы не было искажения волеизъявления, тем более что порога явки у нас не существует. Да, у каждого гражданина есть конституционное право прийти и проголосовать, но надо же как-то ликвидировать, исключить возможность таких приписок! Как вы считаете, нужно всё-таки над этой темой работать или оставить всё как есть? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Николай Фёдорович! Ну вот вы меня никогда не убедите, что, когда на выборах победил Анатолий Евгеньевич Локоть (однажды он предложил нам называть его "коллега Локоть") и мы его, к сожалению, здесь лишились, это было кем-то или как-то неправильно сделано (я не буду употреблять другого рода термины). Ещё раз: высококонкурентные выборы или выборы, которые проходят в городах Российской Федерации, - действительно, здесь, как и в любой системе, могут возникать вопросы, однако эти вопросы носят технический характер, и если последовательно в рамках этих вопросов технического характера применять нормы права - Николай Васильевич Коломейцев с этим согласится, особенно в отношении Ростовской области, - то результат на выборах будет достигнут. Ещё раз о самом главном, с чего я начал ответ: выборы, на которых победил Анатолий Евгеньевич Локоть, были прозрачными, точными, он всё получил правильно, поэтому систему критиковать вряд ли можно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Отчасти я получил ответ на свой вопрос, но всё же хотелось бы, чтобы Владимир Николаевич уточнил. Интересная какая-то картина получается, однобокая: избирательные комиссии на 95 процентов - из членов партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"; то, что день проведения выборов будет 13 сентября, решила одна фракция - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", все остальные были против, потому что лето только заканчивается; праймериз сейчас проводит только "ЕДИНАЯ РОССИЯ"; висят баннеры огромные, где написано "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и в клеточке галочка стоит - всех, как в цирке, приучают, что нужно делать; контроль - в день выборов члены партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выгонят всех оппозиционных наблюдателей, так всегда бывает, и мы об этом говорили, докладывали, но ни в каком суде это не докажешь! И что ни внесёт фракция оппозиционной партии - у вас всегда есть причина, чтобы отклонить. Неужели вы так слабы, что боитесь принять любое предложение оппозиционных депутатов? А ведь мы только хотим, чтобы выборы были честными! За рубежом правящая партия может проигрывать, а в России, получается, нет?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Николаевич! Хотел бы обратить ваше внимание на то, что предложение по единому дню голосования было подготовлено нашими уважаемыми коллегами из фракции ЛДПР - это исторический факт. Принимались предложения по совершенствованию избирательного законодательства и ваших уважаемых коллег, включая, кстати, Геннадия Андреевича Зюганова, это было совсем недавно, а в ближайшее время будут рассматриваться и другие тексты, другие законопроекты, но предложение создать этот институт - а мы сейчас рассматриваем очень конкретный институт и конкретный законопроект, - в том варианте, в каком это предлагается в законопроекте, мне представляется, не может быть принято. А что касается праймериз - то пожалуйста: любая политическая сила, политическая партия, тем более думская политическая партия, вполне может проводить праймериз в соответствии со своими процедурами. Законопроект предлагаю отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос Владимиру Николаевичу. В Ярославской области, в Угличском районе, на выборах главы исполнительной власти кандидат одной из партий проиграл на всех избирательных участках в сёлах и в самом городе Угличе, но за счёт села Ильинское одержал сокрушительную победу - там порядка 94 процентов избирателей участвовали в досрочном голосовании и при вскрытии урн оказалось, что все 100 процентов поданых голосов получил кандидат вот от этой партии. Скажите, пожалуйста, к какой партии принадлежал данный кандидат, который одержал такую управляемую победу? Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Анатолий Николаевич, если бы мы с вами участвовали в передаче "Что? Где? Когда?", в которой иногда участвует мой друг Михаил Барщевский, то я обязательно ответил бы на ваш вопрос, здесь же скажу, что, к сожалению, даром провидения я не обладаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. Семь минут. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы упрощаем очень сложную проблему! Владимир Николаевич, вот я вам задаю вопрос: сколько составов преступлений мы с вами обнаружили в городе Шахты на выборах в законодательное собрание? Там были обнаружены даже поддельные печати с диаметром на 2 миллиметра меньше, но кого начали привлекать? Тех, кто их обнаружил, - следователи методично начали вызывать их на допросы! Это цинизм сверх меры, уж стольких трудов мне стоило... Далее, здесь правильно коллега Рябов вам сказал: у нас, кроме президентских выборов, порог явки вообще нигде не обозначен, то есть один человек придёт - и выборы состоялись. Ну и зачем вам гнать явку, так сказать?! Вот, с моей точки зрения, кроме членов участковых избирательных комиссий, муниципальной комиссии и региональной комиссии, больше никому нельзя давать право голосовать по открепительным талонам или досрочно. Почему? Потому что всё остальное от лукавого! Я имею богатейший опыт: был в двадцати пяти регионах на выборах в Российской Федерации - каких я только каруселей не видел, Владимир Николаевич! Шесть видео снял: выборы и по-ростовски, и по-нижегородски, я вам дам - будете трое суток смотреть про все ваши проделки, о том, как председатель комиссии мешает бюллетени, когда их пачками вбросили и даже не размешали! (Шум в зале.) Я понять вас не могу! Вот после Болотной, помню, собралась комиссия, о которой вы говорили, три часа шло конструктивное обсуждение, написали тридцать пять пунктов, мы добросовестно приступили к работе: ну, думаем, теперь есть комиссия, президент поручил, - подготовили тридцать шесть законопроектов, но вы их все отклоните! И у меня возникает вопрос: а зачем тогда собирались - чтобы пар выпустить?! Ну, выпустили пар, но ни одного вопроса не решили! Владимир Николаевич, вы лучше меня знаете, что выборы - это серьёзный инструмент, так давайте их отменим тогда и будем по наследству должности передавать или как вы там предложите! (Шум в зале.) Но вы понимаете, вопрос какой? Вот в украинской песне поётся, что "сам пью, сам гуляю, сам стелюся, сам лягаю" - вот вы примерно так организуете выборы, потому что комиссия вся ваша, правила вы пишете так, что вообще никакого люфта не оставляете! Вы зайдите посмотрите, как ведут себя директора школ, которых уличили на участках! (Вот Владимира Вольфовича нет, но его боевые помощники есть...) Ну, в Шахтах вообще был беспредел: там моего коллегу-однофамильца Виктора Андреевича чуть ли не избивали люди, которым вообще на участке нельзя было быть - они вообще с другой территории, вы это прекрасно знаете, но они и сегодня не понесли наказания! Хотя бы одному демонстративно пальчиком погрозили и сказали: парень, вот здесь написано, что тебе за это полагается от двух до шести, как вы говорите, по 146-й статье, или штраф 500 тысяч рублей. Ну вы одному выпишите - другие так делать не будут! А нам сегодня говорят: вот вы три года нам мозги колупали - ну и что, кто кого?! Подделка печати избирательной комиссии - это уголовное преступление, предусмотрено наказание по нескольким статьям, вы это знаете лучше меня, но ни один человек за это не ответил! Вы что делаете?! Понимаете, вы не тех, кого положено... вы взяли и в преступника превратили следователя, который вынужден был фальсифицировать материалы и шантажировать, вы в преступницу нагло превратили директора школы: принудили рисовать результаты голосования, а потом переписывать три раза протоколы, и она, директор, не получила по заслугам и сегодня считает, что так и надо, - чему она научит детей?! (Шум в зале.) Вы ведь понимаете, это проблема серьёзнейшая, это не только законодательная, это политическая и моральная проблема, потому что вы культивируете массовое воспитание негодяев, которые просто плюют цинично на избирательную систему, цинично плюют на голоса избирателей, - именно поэтому в тех территориях, где так поступают, явка на выборах сегодня такая низкая! В городе Ростове-на-Дону, в центральных районах реально на выборы приходит 12 процентов - вы понимаете, что это значит? Это говорит о том, что люди не доверяют! (Шум в зале.) Я анализировал данные по восьмистам участкам, это целые простыни - и что вы думаете? Есть два способа фальсификаций - досрочное голосование и голосование вне помещения участка. Вне помещения голосует по восемьсот человек! По двадцать минут нужно на каждого избирателя, умножьте - даже если все они живут близко от участка, восемьсот человек никогда в жизни не успеют проголосовать, даже если вы за всеми членами комиссии распределите ящики! И у нас это сплошь и рядом, не только в Татарстане, не только в Ростовской области, не только в Башкирии - сегодня это повсеместно распространено! Вы поймите, вы таким образом толкаете людей к вилам, кто бы там что ни рассказывал, ситуация реально усугубляется. Почему? Потому что кредитная ставка запредельная, потому что количество рабочих мест уменьшается, потому что заработная плата уменьшается - всё это вкупе может дать гремучую смесь! Это значит, нужны нормативные выборы, и, может, ситуация начнёт разряжаться. Вот у вас везде так называемые сити-менеджеры, но вы приведите мне хоть один позитивный пример! Ведь три сити-менеджера украли по бюджету и уехали! А сегодня что делают?! Егорлыкское собрание депутатов выражает недоверие главе - причём это ваша фракция, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", там наш всего один был, - а губернатор демонстративно назначает его сити-менеджером и распускает собрание! Ну вы меня извините, это что - это консолидации способствует?! Это вообще убивает в людях веру в справедливость и в честное формирование власти, и именно это провоцирует кризис дальше! (Шум в зале.) Мы предлагаем вот такую поправку, её надо принять. А по-хорошему надо комиссию собрать не для того, чтобы выпустить пар в свисток, а чтобы сделать нормальный закон, ведь выборы могут исправить ситуацию, но могут и усугубить. Мы все за Россию, за крепкую Россию, за возрождающуюся, у нас не все триллионами воруют, и у нас не всем с 16 миллиардов до 500 миллионов уменьшают сумму ущерба, а потом ещё и распиаривают на всю страну, показывая, как там человек рисует и поёт, а другого ещё и героем России делают! Вы же сами признали, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Я три минуты. Вы знаете, я не стал бы брать слово, если бы Владимир Николаевич Плигин уважаемый не вспомнил об исторической роли фракции ЛДПР при установлении единого дня голосования. Да, действительно, я был инициатором этого законопроекта, только мы инициировали, чтобы день голосования приходился на апрель (это чтобы избежать перерыва, который приходится на новогодние праздники). Но перед вторым чтением нас едва не пытали - заставляли принять в другой редакции, чтобы день голосования был в сентябре, это, к сожалению, и было принято, что в принципе никто и не скрывает, так что уж если говорить, то надо говорить честно, Владимир Николаевич! Что касается уважаемого нашего и любимого всеми коллеги Локотя. Ну, как говорят коллеги из нашей фракции, "это не ваша удача, это наша недоработка". То есть Локоть стал мэром Новосибирска в результате того, что... Ну вы сами прекрасно помните, какой был скандал с губернатором! Дальше. Когда Владимир Николаевич говорит, что ситуация из анекдота, который здесь рассказали, вписывается в Уголовный кодекс, - ну, коллеги, вы знаете, всё наше выборное законодательство благодаря Иосифу Виссарионовичу описывается одним предложением: неважно, как голосуют, важно, как считаем голоса. Вы меня извините, но когда комиссия перед началом голосования может легко принять решение о том, что ещё не успевший даже рот раскрыть наблюдатель или другой член комиссии препятствует её работе, и удалить его с избирательного участка - ну о чём тут говорить! Я, коллеги, простой пример приведу (у меня осталось немножко времени). Вот в Казахстане массово шли голосовать на выборах президента (говорят, явка там была обалденная, извините за такое непарламентское слово), а у нас в одной из областей на выборах наблюдатель заснял, как женщина с пачкой бюллетеней была поймана прямо возле избирательной урны, - этот ролик посмотрело более полумиллиона человек. И как вы думаете, что сделала избирательная комиссия, - думаете, на женщину накинулась: "Как ты можешь вброс такой делать?" Нет! Зато она начала атаковать человека, который это снимал: "Какое право вы имеете снимать?! Ну-ка немедленно прекратите!" - она кричит, а у неё бюллетени вываливаются! Слава богу, полицейский ей сказал: "Вы знаете, я должен вас задержать, поскольку это похоже на уголовное преступление". А прибывший наряд полиции сказал: "Вы что с ума сходите - нас вызываете? Нарушения общественного порядка нет!" - после этого член комиссии открыл дверку и выпустил её через чёрный ход - вот так проводятся выборы! Ну о чём говорить, коллеги?! Не о чем говорить! (Кстати, явка там была, по-моему, 23 процента, не более.) Вот почему у нас, к сожалению, в отличие от других стран, после каждых выборов идут разборки. В Германии, скажем, не успеют выбрать канцлера или парламентские партии - уже все поздравляют друг друга, и неважно, кто проиграл, кто выиграл, то же самое и в других странах, а у нас постоянно идёт фальсификация! Ну научитесь тогда как-нибудь по-другому это делать, не говорите, что досрочное голосование необходимо, что его необходимость чем-то вызвана - это неправда! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я коротко. Прежде всего я поддерживаю проект закона, по которому делал доклад Валентин Сергеевич Шурчанов. "ЕДИНАЯ РОССИЯ", правительство, власть в целом могут до поры до времени находить аргументы, обосновывать свою позицию тем, что наши выборные законы, ранее принятые, - священное писание, но реальная жизнь всё равно заставит изменения вносить! Самарская область, сентябрь прошлого года. Все понимали, что новый губернатор Меркушкин - опытный хозяйственник, который за два с половиной года до этого сумел при поддержке президента привлечь весьма серьёзные федеральные деньги, резко увеличил дорожное строительство и начал многое другое делать, - победит, но существуют, так сказать, внутренние законы поведения тех или иных руководителей, чиновников, и в итоге Самарская область показала, Владимир Николаевич, 91 процент! Три дня назад в Самаре водитель, который меня вёз, задал вопрос: "Верно ли, что уже прозвучало по местному радио и телевидению, что на следующих выборах будет 100 процентов?" Я не знаю, разыгрывал он меня или нет, но, когда народ начинает так ядовито реагировать проблемы, власть должна задуматься! (Шум в зале.) Есть такой маленький поселок Обшаровка, там крупная птицефабрика была обанкрочена, девятьсот рабочих выкинули за ворота. Когда мы, коммунисты, активно подключились, все эти люди были на нашей стороне... точнее, мы были на их стороне, но через два дня те самые рабочие, которые приезжали к нам и криком кричали "помогите!", отозвали свои заявления, утверждая, что они ни на кого не жаловались. И в этой же Обшаровке, где глава местного поселения - коммунист, сумели так выкрутить руки депутатам-коммунистам, вернее, уже бывшим членам партии, что все они переметнулись на сторону партии власти и в итоге через несколько туров голосования и после объявления всяких там недоверий выкинули этого главу! (Шум в зале.) И это пронизывает всё! Уважаемый Владимир Николаевич, у нас есть одно городское поселение, где доля досрочного проголосовавших составила чуть ли не 30 процентов! (Шум в зале.) Если власть эффективна, если она обеспечивает динамичное развитие экономики, решает проблемы социальных нужд народа, то тогда на любых выборах такая власть и такая партия большинства будут получать поддержку. Ситуация-то ведь в корне меняется! Только что, 9 Мая мы все ощутили небывалый прилив, скажем так, подъём патриотический, у всех было огромное сопереживание с "Бессмертным полком"!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы завершим рассмотрение этого законопроекта, затем рассмотрим один законопроект по сокращённой процедуре и только после этого расстанемся до завтрашнего утра, нет возражений? Александр Николаевич Шерин выступает. Семь минут. ШЕРИН А. Н. Коллеги, очень важная законодательная инициатива сегодня рассматривается. Я хотел бы к коллеге Тамаре Васильевне обратиться по поводу открепительных удостоверений, о которых она говорила. Вот мы направляем от партии ЛДПР наблюдателей, которые должны находиться на избирательных участках не по месту прописки, ну, чтобы они проголосовали по открепительным удостоверениям, они обращаются в избирательную комиссию, а им говорят: открепительных удостоверений уже нет. Естественно, всё честно делается, потому что в рамках бюджета напечатали открепительные, и их уже разобрали. Значит, проблемы даже с этим бывают. Что касается досрочного голосования, естественно, Владимир Николаевич, оно не является здесь первопричиной. Вы уж извините, что мы все к вам обращаемся, но среди тех честных и добросовестных граждан Российской Федерации, которые хотят проголосовать досрочно, наверное, пропорционально равное количество избирателей различных политических партий, и уж если мы отменим досрочное голосование, то на избирательные участки не придут досрочно голосовать избиратели не только партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но и других избирательных объединений. Мы с вами прекрасно понимаем, что те законы о выборах, которые сегодня действуют в нашей стране, конечно же, дают возможность недобропорядочным председателям и членам участковых избирательных комиссий нарушать закон, но, к сожалению, мы с вами не припомним ни одного уголовного дела, которое было бы возбуждено в отношении председателя участковой избирательной комиссии. Очень часто говорят, что оппозиционные партии после выборов поднимают вопрос о том, что выборы прошли нечестно, не в рамках закона, что были нарушения - так какая проблема для партии парламентского большинства принять те предложения, которые вносят оппозиционные партии, и раз и навсегда закрыть этот вопрос? Ну если вы чувствуете уверенность в своих силах, если вы видите поддержку избирателей, то какая вам разница, по чьим законодательным предложениям, по каким законам побеждать на этих выборах? Я уже неоднократно приводил пример: абсолютному чемпиону мира по боксу или по какому-то другому виду единоборств не нужны особые правила, он может своего соперника отправить в нокаут, и тогда не нужно будет побеждать по очкам, можно будет победить потому, что соперник просто не подымется до гонга! (Шум в зале.) Вы приняли законы, при которых... Например, на территории нашего города, который описал Салтыков-Щедрин, города Рязани, организуется в день голосования одиннадцать закрытых избирательных участков. Оборонно-промышленные предприятия так загружены - я очень этому рад, - что и в день голосования не могут остановить работу и люди не могут покинуть свои рабочие места, поэтому они голосуют непосредственно на избирательных участках, которые организованы на их предприятиях, но предприятия настолько закрытые, что туда не могут попасть даже наблюдатели! Или в учреждении здравоохранения внезапно объявляется карантин, в связи с этим тоже ограничивается доступ для посторонних, и там организуются выборы. Ведь если речь идёт о том, что мы не можем бороться с так называемыми вбросами бюллетеней - это когда молодой человек или девушка внезапно влетают на избирательный участок и суют несколько десятков бюллетеней в урны для голосования, - то давайте примем такой закон, чтобы один из членов участковой избирательной комиссии стоял и открывал и закрывал задвижку, после того как убедится, что в руках у человека один бюллетень, но вы же не поддержите это предложение! Нам стало известно, что человек, допустим, исправив в паспорте одну цифру простым карандашом, может подойти и, даже не имея прописки в том месте, где расположена участковая избирательная комиссия, показать этот паспорт и получить бюллетень для тайного голосования. Мы проделали это с помощью одной из наших "подсадных" девушек, а когда выявился этот факт и мы указали на это сотрудникам полиции, те только пожали плечами, а председатель участковой избирательной комиссии сразу начал давать указания майору о том, где он должен находиться и за чем должен следить. Ну конечно, не пойман - не вор! (Шум в зале.) Приведу ещё пример. 2010 год, 62-я школа города Рязани: неизвестный звонит по телефону и объявляет, что на избирательном участке заложена бомба, - естественно, приезжают сотрудники полиции. Как они должны действовать в этой ситуации? Всех избирателей с избирательного участка выводят (напоминаю: это школа), но члены участковой избирательной комиссии не покидают свои места - какая-то реакция на сообщение о минировании у участковой комиссии странная, да? После этого полиция с собаками обследует школу в течение нескольких часов, и за двадцать минут до закрытия избирательных участков снова всё нормально - комиссия продолжает работать. Когда такие факты видят члены участковых избирательных комиссий... Пожалуйста, не обвиняйте меня в провокациях, я просто говорю о том, что наши избиратели, которые перестали ходить на избирательные участки, участвуют в этих процессах: кто-то занимается вбросом бюллетеней, кто-то досрочно приезжает голосовать, кого-то под видом экскурсии в город привозят на автобусах из других населённых пунктов, для того чтобы они проголосовали, кто-то является агитатором, кто-то - членом комиссии, кто-то, будучи директором школы, является председателем участковой избирательной комиссии и от его поведения очень серьёзно зависят судьба всего педагогического коллектива и решение вопроса о выделении денежных средств на ремонт школы... все знают, как это делается. (Шум в зале.) Но чем прозрачнее и честнее будет законодательство, чем меньше будет возможностей нарушать законы о выборах, тем больше будет желания у избирателей ходить на избирательные участки, а чтобы это было так, надо работать. Мы, когда сталкиваемся с какими-то нарушениями, вносим свои предложения по изменению избирательного законодательства и очень надеемся, что коллеги из парламентского большинства нас в этом поддержат, - они должны быть заинтересованы в том, чтобы их победу никто не мог оспорить, чтобы её не обсуждали на кухнях. Необходимо такие поправки внести в избирательное законодательство, чтобы ни у кого не было возможности какие-то фальсификации устраивать. Мы, представители политической партии ЛДПР, видим, что на выборах, когда происходит досрочное голосование, есть некий элемент влияния на процесс и на исход голосования, на результат, поэтому предлагаем эту норму принять. Ведь если человек ценит своё гражданское право, если он хочет формировать власть, если он хочет проголосовать за свою любимую партию, для поддержки которой он хотел бы пойти на следующий день на митинг, размахивать флагом и плакать от счастья от того, что эта партия победила, то этот человек, естественно, все свои дела отложит и придёт в день голосования на избирательный участок, но если мы даём такую возможность голосовать досрочно, то мы таким образом людей подталкиваем к пониманию того, что к этому дню можно относиться несерьёзно: а, возьму открепительный и проголосую досрочно - можно спланировать свои дела, как хочешь. Вот что главное! Мы с вами живём в одном великом, мощном государстве, мы с вами представляем власть и хотим дать людям возможность честно, добросовестно принимать участие в избирательных кампаниях, а чтобы у них было как можно больше доверия к власти, нужно, чтобы в законодательстве был очень жёсткий подход к таким вопросам, как честность голосования: голосовать должны все в единый день голосования, всем нужно идти на свой участок и голосовать за свою партию, за своего кандидата! Предлагаю поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, направленный на изменение порядка проведения досрочного голосования, поскольку предлагаемые им изменения не согласуются с требованием части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и могут привести к снижению избирательной активности граждан. Кроме того, отказ в реализации права на досрочное голосование избирателей, которые в день голосования по уважительным причинам будут отсутствовать по месту жительства и по месту голосования и поэтому не смогут прибыть на избирательный участок, ставит их в неравное положение с другими гражданами, которые такую возможность имеют. Не следует забывать, что институт досрочного голосования является дополнительной гарантией реализации избирательных прав граждан и призван обеспечить избирателям, участникам референдума возможность отдать свои голоса, не допуская несоразмерных обременений и не создавая непреодолимых препятствий. Как я уже сказал, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я очень коротко. Во-первых, хотел бы от имени авторов законопроекта выразить огромную благодарность всем, кто принял участие в обсуждении данного законопроекта: вы существенно дополнили и развили, в общем-то, саму новеллу, касающуюся изменения законодательства. Во-вторых, я хотел бы ответить коллеге Поневежскому: мы, авторы, не предлагаем отмену института досрочного голосования, этот институт остаётся, но мы предлагаем его упорядочить, чтобы не было фальсификаций, чтобы была объективность. Ну и ещё по некоторым замечаниям. Конституционный Суд правильно всё пишет, и мы, авторы законопроекта, поддерживаем решение Конституционного Суда, но в решении сказано, что должна быть разумность, то есть всё в принципе должно быть в меру, - вот, собственно, основное предложение Конституционного Суда, и мы нисколько не выходим за рамки этих параметров. Что касается статей Уголовного кодекса, принимаем мы меры или не принимаем. По единичным случаям можно принимать меры, но когда начинает действовать закон перехода количества в качество, никакая партия, тем более оппозиционная, уже не успевает пройти все судебные процедуры, а они, знаете, очень затяжные, и в конечном итоге основной смысл как бы теряется, исчезает, как вода в песке. Ну и самое последнее, на что я хотел бы обратить ваше внимание. Здесь как раз присутствуют члены руководства партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и я хочу сказать: на мой взгляд, нельзя превращать праймериз в досрочное голосование. У нас в Чувашской Республике уже по республиканскому телевидению крутятся рекламные ролики, где выступает директор школы и приглашает всех на досрочное голосование... извините, на праймериз, сообщает, что в этой школе состоится то-то и то-то. Мне представляется, что для праймериз нельзя использовать территории избирательных участков, потому что выборы проходят в школах, нужно запретить проведение праймериз в школах, иначе это превращается в досрочное голосование. Кроме того, надо оплачивать аренду муниципального имущества - кто собирается платить и кто будет проверять? И ещё я господину Чурову хотел бы задать вопрос: имущество избирательных участков тоже будет использоваться на праймериз? Тогда что, господин Чуров, любая партия может имущество избирательной комиссии взять и пользоваться им сколько угодно для реализации своих партийных задач?! (Шум в зале.) Мы поддерживаем идею праймериз, это правильно, это демократизация избирательного процесса, поиск лучших кандидатов, но нельзя путать праймериз с досрочным голосованием. К сожалению, сейчас конкретные примеры показывают, что это превращается в досрочное голосование, управляющие компании, социальные службы ходят и говорят: ага, 13 сентября прийти не можешь - тогда 24 мая приходи и, пожалуйста, определяйся, проголосуй, а потом целое лето будешь свободен! Я предлагаю поддержать законопроект - он правильный и очень нужный, нужный именно для того, чтобы Россия и дальше развивалась! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Уважая вас, я считаю, что завтра во время обсуждения законопроекта под номером 15 сегодняшней повестки мы сумеем предметно проанализировать все выступления, поскольку они достойны внимания. Единственно, хотел бы сказать в связи с выступлением Сергея Владимировича Иванова, что историческим фактом точно является то, что законопроект о едином дне голосования был предложен фракцией ЛДПР и он был принят. А слова "нас пытали" я могу отнести, наверное, только к тому, что мы продолжаем заседание после шести вечера, не более того. Следующий момент. Уважаемые коллеги, нужно уважать учителей и вообще всех, кто работает в избирательных комиссиях, кто вместе с политическими, партийными и другими структурами обеспечивают проведение выборов, и поэтому обвинять в чём-то огульно этих людей, давать им какие-то негативные оценки, конечно же, ни в коем случае нельзя! (Шум в зале.) Что касается просмотра записей в течение трёх суток, то я знаю, что Николай Васильевич Коломейцев сам обычно тремя сутками тоже не располагает, поэтому когда мы обсудим, как он делал эти записи трое суток подряд, вот после этого и посмотрим, что из этих записей получилось. (Оживление в зале.) И ещё раз хочу сказать: предметный анализ выступлений будет завтра при обсуждении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 59 сек.) Проголосовало за 203 чел.45,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 203 чел. Не голосовало 247 чел.54,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён. По ведению - Александр Николаевич Абалаков. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Я хочу обратиться к Владимиру Николаевичу Плигину. При обсуждении данного законопроекта... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, я по ведению вам предоставил слово. Вы не по ведению? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз включите микрофон. АБАЛАКОВ А. Н. Во время своего выступления он назвал Анатолия Евгеньевича "коллега Локоть". Вообще, у нас в партии принято обращение "товарищ", а Анатолий Евгеньевич предлагал называть его "дружище Локоть" - я просто напоминаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, это не противоречит Регламенту Государственной Думы. Выступление по ведению предполагает претензии в адрес председательствующих в отношении того, что они делают ошибки при ведении, имейте это в виду на будущее, ладно? А всё остальное можно без микрофона сказать и Владимиру Николаевичу, и любым другим коллегам.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 655939-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка проведения досрочного голосования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо. Уважаемый Сергей Владимирович, есть предложение в связи с завершением работы на сегодня рассмотрение 51-го и 52-го вопросов повестки дня перенести на пленарные заседания, которые состоятся уже после региональной недели, что обусловлено объективной необходимостью.