Заседание № 224

04.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 655782-8 "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (о дополнении оснований для досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 911 по 1854 из 6212
Вторым вопросом у нас проект федерального закона "О внесении изменений в        
статьи 4 и 6 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и     
статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской          
Федерации" (о дополнении оснований для досрочного прекращения полномочий        
сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы), первое чтение.   
С докладом выступит Олег Викторович Морозов.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Олег Викторович.                                                    
                                                                                
МОРОЗОВ О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю,          
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Нами, группой депутатов       
Государственной Думы и сенатором Российской Федерации, предложена               
законодательная инициатива о внесении изменений в Федеральный закон "О          
статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы   
Федерального Собрания Российской Федерации", далее для краткости буду           
называть его законом о статусе. Данным законопроектом мы предлагаем закрепить   
в законе правило об обязательном согласовании сенатором Российской Федерации    
и депутатом Государственной Думы выезда за пределы территории Российской        
Федерации. Порядок и сроки такого согласования будут определяться советом       
соответствующей палаты Федерального Собрания. Подчеркну, что определённые       
ограничения в этой процедуре действуют и сейчас, они установлены в указах       
Президента Российской Федерации, в федеральном законодательстве о               
государственной тайне и порядке выезда за рубеж и въезда в Российскую           
Федерацию и в регламентах палат Федерального Собрания. Тем не менее в           
отношении сенаторов и депутатов в настоящее время действует преимущественно     
уведомительный принцип, и он по-разному применяется - в зависимости от уровня   
допуска к гостайне и от занимаемой должности. В связи с этим предлагается и     
представляется целесообразным установить универсальное законодательное          
правило по порядку выезда за пределы Российской Федерации депутата и            
сенатора.                                                                       
                                                                                
В сложившейся напряжённой международной обстановке с учётом деятельности        
против нашего государства целого ряда недружественных стран возникают и иные    
основания для регламентирования данного вопроса. Так, занимая высшие            
государственные должности Российской Федерации и имея допуск к секретным        
сведениям, сенаторы и депутаты в принципе являются носителями сведений,         
относящихся к государственной тайне, и поэтому в нынешней конфликтной           
международной обстановке могут стать объектом интересов иностранных спецслужб   
при нахождении за рубежом. Более того, в условиях проведения Вооружёнными       
Силами Российской Федерации специальной военной операции сенаторы и депутаты,   
принимающие важнейшие законодательные решения, могут стать объектом             
преследования иностранных спецслужб и международных организаций                 
недружественных государств при нахождении за рубежом. Общеизвестно, что в       
отношении сенаторов и депутатов властями США, стран Евросоюза и ряда других     
стран введены разного рода санкции и ограничения. Украинские власти и суды      
приняли решения об уголовном преследовании и даже вынесли обвинительные         
приговоры в отношении ряда сенаторов и депутатов. Поэтому на территориях        
стран, находящихся под юрисдикцией Международного уголовного суда, и даже       
тех, в которых действуют соглашения с Интерполом, возможно преследование        
российских сенаторов и депутатов в той или иной форме.                          
                                                                                
Реализовав нашу законодательную инициативу, мы получим возможность ещё до       
выезда депутата или сенатора предотвратить посещение ими той страны, где        
существует опасность применения в их отношении разного рода санкций со          
стороны органов власти недружественных стран. При этом наш законопроект не      
распространяется на случаи выезда сенаторов и депутатов в служебные             
командировки, то есть российская парламентская дипломатия нашей инициативой     
не ограничивается, напротив, именно служебные поездки должны стать основной     
формой выезда парламентариев за рубеж.                                          
                                                                                
Таким образом, мы предлагаем дополнить статью 6 федерального закона о статусе   
частью второй - 2-1 о том, что сенаторы и депутаты должны согласовывать выезд   
за пределы Российской Федерации, за исключением служебных командировок, в       
порядке и в сроки, которые определяются советом соответствующей палаты          
Федерального Собрания. Предполагается, что советы каждой из наших палат         
примут соответствующие положения, в которых подробно укажут порядок такого      
согласования. И чтобы обеспечить императивность исполнения вносимых             
положений, законопроект дополняет статью 4 федерального закона о статусе        
частью третьей - 3 о том, что в случае выезда из Российской Федерации без       
согласования полномочия сенатора или депутата могут быть прекращены досрочно    
постановлением палаты по инициативе совета палаты Федерального Собрания.        
Кроме того, законопроект вносит дополнение в часть третью - 1 статьи 4          
федерального закона о статусе и наделяет правом инициативы по прекращению       
полномочий депутата и сенатора совет соответствующей палаты Федерального        
Собрания. Сегодня такая норма отсутствует.                                      
                                                                                
Принятие законопроекта позволит создать дополнительные гарантии защиты от       
неправомерного преследования сенаторов и депутатов со стороны                   
правоохранительных и судебных органов недружественных стран и будут             
способствовать упорядочению процедуры выезда этих лиц за пределы Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Ну и главное, самое главное, коллеги. Мы, парламентарии, представляем всех      
граждан России, наделивших нас соответствующими полномочиями, мы несём          
ответственность перед ними и любой свой поступок, все свои действия обязаны     
сверять с интересами страны и её безопасности, с интересами наших граждан,      
наших избирателей. Данная инициатива как раз и направлена на то, чтобы          
повысить ответственность депутата и сенатора за действия, которые могут         
нанести ущерб стране. Здесь нет и не может быть мелочей, частная проблема       
депутата или сенатора может превратиться в проблему страны, и допустить это     
мы с вами не имеем права.                                                       
                                                                                
Прошу поддержать нашу законодательную инициативу.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович.                                 
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется Ирине Викторовне Белых. А затем вопросы.    
                                                                                
Пожалуйста, Ирина Викторовна.                                                   
                                                                                
БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, депутаты Государственной Думы, здравствуйте!     
Рассматриваемый законопроект направлен на установление дополнительных           
оснований досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации и     
депутата Государственной Думы. В пояснительной записке и в докладе приведены    
очень понятные, точные обоснования необходимости изменения законодательства.    
При этом в докладе чётко разъяснено, каким образом это может быть в случае      
принятия законопроекта.                                                         
                                                                                
В этих целях предлагается внести изменения в статьи 4 и 6 Федерального закона   
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной     
Думы...", устанавливающие обязанность сенатора Российской Федерации и           
депутата Государственной Думы, планирующих выезд за пределы территории          
Российской Федерации, согласовать свой выезд в порядке и в сроки,               
определяемые советом соответствующей палаты Федерального Собрания. Наряду с     
данной обязанностью устанавливается ответственность: несоблюдение указанной     
процедуры будет являться основанием для досрочного прекращения полномочий       
сенатора Российской Федерации и депутата Государственной Думы по решению        
Совета Федерации или Государственной Думы, инициированного советом              
соответствующей палаты.                                                         
                                                                                
Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого проекта федерального закона.    
Предлагаемые изменения позволят повысить уровень государственной безопасности   
и, как уже прозвучало в докладе, создать дополнительные гарантии для защиты     
депутатов Государственной Думы и сенаторов Российской Федерации от              
неправомерного преследования со стороны правоохранительных и судебных органов   
недружественных стран. По мнению комитета, установление для депутатов           
Государственной Думы и сенаторов Российской Федерации указанных обязанности и   
ответственности в полной мере соответствует принципам государственной           
политики в сфере государственной безопасности. Законопроект абсолютно           
своевременный, актуальный, справедливый, он не нов для нас в свете              
сегодняшних реалий. Только единая, выверенная позиция подчеркнёт всю            
серьёзность ситуации и необходимость ответственного отношения к                 
происходящему: дисциплина и прежде всего самодисциплина. А где дисциплина,      
там закон и порядок.                                                            
                                                                                
Комитет отмечает, что проект федерального закона соответствует требованиям      
методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.    
Правовое управление указывает на соответствие проекта федерального закона       
требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105            
Регламента Государственной Думы. Получен отзыв Комитета Совета Федерации по     
Регламенту и организации парламентской деятельности - поддержана концепция. И   
надо уточнить, что в число авторов законопроекта входит сенатор. У ГПУ          
возражений нет. Вся необходимая регламентная процедура пройдена,                
юридико-техническая и лингвистическая экспертизы проведены - замечаний нет.     
                                                                                
На основании изложенного Комитет по государственному строительству и            
законодательству предлагает поддержать законопроект в первом чтении и принять   
его в целом.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, этот законопроект касается всех нас. Есть желающие задать    
вопросы? Есть.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Ирина Викторовна, оставайтесь на трибуне.                                       
                                                                                
Олег Викторович, подготовьтесь.                                                 
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Калашников Леонид Иванович, пожалуйста.                                         
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с           
соотечественниками, фракция КПРФ.                                               
                                                                                
Я отвечаю в партии в том числе за международную деятельность. Депутаты          
всё-таки избираются не только по одномандатным округам, как я, но и по          
партийному принципу, а партия участвует в международной деятельности. Может     
ли быть погружено в этот законопроект решение, например, руководителя фракции   
или руководителя партии о том, как осуществлять международную деятельность      
депутатам, которые являются в то же время членами нашей партии?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Викторович, вы ответите?                             
                                                                                
Пожалуйста, Морозов Олег Викторович.                                            
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Уважаемые коллеги, предполагается, что будет принято              
соответствующее положение, и вот в рамках этого положения мы наверняка должны   
будем учесть в том числе фракционный механизм согласования. В итоге должно      
быть дано согласие по этой процедуре. Выезжающий депутат, в том числе если он   
едет по фракционной линии, должен это согласие получить - вот процедура и       
будет это предполагать. Это решение примет совет соответствующей палаты.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, депутаты, избравшись, уже являются     
государственными деятелями, должность приравнена к министру, поэтому вы         
выберите - партийную деятельность...                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А какая разница? Пока они не избрались, они кандидаты,    
их партия выдвигает, но после того, как они избрались, они уже депутаты         
Государственной Думы, они представляют народ Российской Федерации. А если вы    
хотите увести это в чисто партийную составляющую... У нас есть партийные и      
губернаторы, и министры - понятно, что до выборов они выдвигаются партией,      
участвуют как партийные активисты, но потом, заняв должность, они уже           
государственные деятели, на них распространяется законодательство Российской    
Федерации, и здесь уже пытаться каким-то образом создать себе условия, мол,     
нам партия сказала... Страна - главное. Партий много, страна одна - это         
правило, которым мы должны руководствоваться. (Аплодисменты.) И плохо, что мы   
на протяжении всего времени об этом говорим, но при этом постоянно какую-то     
лазейку ищем. Какая лазейка-то может быть? Депутата Государственной Думы        
партия отправила - значит, Дума не знает, страна не знает, а он задание         
партии выполняет?                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да пожалуйста, у нас это уже погружено в процедуру:       
руководители фракций обращаются в рамках наших внутренних процедур, и не было   
ещё случая, чтобы кому-то отказали. Но всё это должно учитываться. Если         
руководитель фракции выйдет с предложением направить в международную            
командировку, мы всё равно это обсуждаем на заседании Совета - будет            
командировка. Если это партийная командировка, значит, это за счёт партии, но   
при этом мы с вами делаем запись, что не требуется финансирование. Все эти      
вопросы отработаны.                                                             
                                                                                
Да, сейчас можно ехать куда захотел, только надо уведомить, иногда это даже     
делается либо по факту, либо позже. Коллеги, в случае принятия закон нас ко     
многому обяжет, но сегодня, да и завтра без этого нельзя. Если человек          
избирается во власть и хочет представлять граждан своей страны, он должен       
начать с самодисциплины, трудолюбия - вот составные его успеха. А не так, что   
он избрался и разъезжает по странам, особенно в нынешней ситуации. Да, после    
принятия этой нормы, посмотрите, поубавится количество желающих избраться и     
отдохнуть здесь за счёт государства и своих избирателей, но у нас с вами был    
конкурс на одно место до 23 человек. Вдумайтесь! Кто-то выводы сделает -        
перестанет разъезжать, тем более что мы это решение принимаем в преддверии      
отпусков. Да, это фактор, который надо учитывать, надо будет обосновывать,      
куда едет человек, но, если он поедет на Байкал, все поддержим, на Волгу -      
будем рады, а если на острова, Мальдивы или Бали (коллеги, ничего личного!),    
- понимаем, что это будет неправильно, и в первую очередь по отношению к        
стране и к своим избирателям. Так? (Аплодисменты.) Так.                         
                                                                                
И это ответственное решение сегодня принимает "ЕДИНАЯ РОССИЯ", хотя вопросов    
больше всего, Владимир Абдуалиевич, от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Посмотрите, из 15, из   
того, что высветило...                                                          
                                                                                
Поэтому, Леонид Иванович, вы не одиноки, но, учитывая, что вы заместитель       
Геннадия Андреевича по международным делам, понятно, вас этот вопрос волнует.   
                                                                                
А вот сейчас дадим возможность задать вопрос Хамзаеву Бийсултану                
Султанбиевичу.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, безусловно, понятно, что закон продиктован       
временем. Есть хорошая народная мудрость: лучше поздно, чем никогда. Я так      
сказал бы. И в этой части понятно, все абсолютно правильно говорят: с точки     
зрения действия международной контрразведки, особенно вражеской                 
контрразведки, особенно в отношении депутатов и сенаторов, санкции              
беспрецедентные введены, для того чтобы повлиять на наше мнение и позицию. Не   
получилось. Понятно, что запугивание и какие-то другие форматы, когда люди      
едут на отдых, - это классика, хрестоматийные вещи, ещё раз повторяю, с точки   
зрения вражеской контрразведки.                                                 
                                                                                
У меня вопрос, точнее, предложение. Мы сейчас говорим о полномочиях в рамках    
нашего статуса. Я предложил бы пойти чуть-чуть дальше, то есть на два-три       
года даже после того, как статус уже не будет действовать. Это тоже важно,      
учитывая информацию, знания, умения и так далее.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошее предложение. На самом деле это действует в        
отношении государственных служащих: если государственный служащий допущен к     
секретной информации, имеет первую форму допуска, на пять лет вводится          
ограничение. Давайте попросим наш профильный комитет (возможно, это будет       
комитет по безопасности) проработать эти вопросы, и, если мы с вами примем      
это решение, оно будет очень ответственным: у нас точно будут избираться        
люди, понимающие, что они работают в интересах страны и это не прогулка. Об     
этом речь. Хорошая тема, которую вы подняли, и правильная, она начинает, ну,    
если хотите, многих подталкивать к тому, чтобы задуматься. А мы, вообще-то,     
получаем огромные полномочия, плюс депутат ведь получает сразу по факту         
избрания допуск к информации секретной и особо секретной. Поэтому, коллеги,     
тема хорошая. Давайте Василию Ивановичу Пискарёву поручим: пускай Василий       
Иванович вместе с другими профильными комитетами позанимается. Договорились?    
Договорились.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Белик Дмитрий Анатольевич.                                          
                                                                                
БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, абсолютно понятный и правильный закон. Сам я     
на Мальдивы, на Бали не езжу и не собирался, да и не мог, наверное.             
                                                                                
Но вопрос практический...                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вы у нас депутат от Крыма.                             
                                                                                
БЕЛИК Д. А. От Севастополя.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все мечтали бы быть депутатами от Крыма.                  
                                                                                
БЕЛИК Д. А. Я от Севастополя.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому что досталось. Это наша страна, поэтому у нас все    
уголки замечательные, прекрасные, но у вас теплее, чем, допустим, у тех, кто    
избрался от той же Сахи (Якутии).                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЕЛИК Д. А. Практический вопрос докладчикам.                                    
                                                                                
Скажите, пожалуйста, нормы законопроекта будут распространяться на Республику   
Беларусь - участника Союзного государства, с которым отсутствуют границы,       
пограничные и таможенные формальности?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Викторович.                              
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Я думаю, что в своём порядке мы должны будем это прописать. Вот   
в порядке, который разработает Совет и который будет проходить процедуру        
согласования, если мы сочтём, что для Белоруссии должен быть какой-то особый    
режим, давайте мы это пропишем. Пока мы принимаем универсальную норму,          
которая будет дальше транспарентно раскрываться в нашем порядке.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Попов Евгений Георгиевич.                                           
                                                                                
ПОПОВ Е. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, это хорошо, что от "ЕДИНОЙ РОССИИ" так много     
вопросов, мне кажется. Значит, фракция ответственно подходит к законопроекту.   
                                                                                
В порядке уточнения у авторов хотелось бы спросить: есть же указ президента     
от мая текущего года, который в принципе уже подразумевает согласование         
выезда за рубеж с Федеральной службой безопасности и со Службой внешней         
разведки, - по какой причине потребовалось ужесточение этой нормы, может        
быть, есть какие-то провинившиеся, поэтому нам необходимо ужесточать порядок    
выезда за рубеж? Если они есть, то хотелось бы услышать фамилии, я думаю,       
нашим избирателям было бы интересно.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Викторович, вы ответите, как автор? Пожалуйста.      
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Я думаю, что депутат Попов точно не относится к числу             
провинившихся. Отвечая непосредственно на его вопрос, могу сказать, что указ,   
на который он сослался, во-первых, предполагает уведомление этих служб, а       
во-вторых, касается только тех депутатов, которые имеют особую форму допуска,   
не все 450 депутатов подпадают под действие этого указа. Это вот прямой ответ   
на ваш вопрос.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы устанавливаем правовые последствия в          
случае, если нарушения были допущены. Правовых последствий-то не было, а вот    
здесь уже наступают правовые последствия - могут лишить полномочий. Вот о чём   
речь. Поэтому говорили и ещё раз можем сказать: самодисциплина, трудолюбие.     
                                                                                
Идёт война, ребята воюют, погибают! Вот посмотрите: десять вопросов - о чём?    
А можно туда выехать, а можно сюда? А им куда выехать? Подумайте своей          
головой: вот нас сейчас вся страна смотрит, все снимают, что нас волнует -      
поездки за рубеж? Ну тогда для себя определитесь: если это так важно, надо      
что? Менять работу. Люди избрали для чего - ездить по другим странам? Нет.      
Тогда сразу скажите, что, избравшись, будете ездить в такие-то страны. Если с   
учётом этого проголосуют, хотя бы будет всё порядочно. А так, получается,       
говорим одно, делаем другое, в итоге сейчас обсуждаем тему, которая для всех    
очевидна. Морозов квалифицированно, грамотно, аргументированно объяснил,        
почему принимается данный закон. Да, он о наших с вами, если хотите,            
возможностях, которые вчера были одни, сейчас будут другие. Но он нужен, он     
правильный, и избиратели наверняка нас поддержат в том, что мы принимаем        
такие самоограничения.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно.                                                
                                                                                
Пожалуйста, Колесник Андрей Иванович.                                           
                                                                                
КОЛЕСНИК А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы, вылетая из Калининграда   
(кто был у нас, знает), выходим с территории России, и иногда даже, если кто    
забыл выключить телефон, цепляет финский роуминг, цепляет литовский роуминг,    
особенно при посадке. Как-то это надо отдельно прописать, потому что            
спецслужбы есть не только за границей, но и у нас. Я не буду дальше             
продолжать, на себе всё испытал. Как вот с этим вопросом быть?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Викторович.                              
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Я не очень понял суть вопроса, ведь, если я правильно понимаю,    
это не является несанкционированным, несогласованным пересечением границы,      
это особый момент. Если нужно иметь какую-то юридическую трактовку этого,       
давайте подумаем. Я, честно говоря, не готов точно ответить на этот вопрос.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Веллер Алексей Борисович.                                           
                                                                                
ВЕЛЛЕР А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги!                                                 
                                                                                
Вопрос, Олег Викторович, вам. Законопроектом предусматривается, вы в докладе    
сказали, что порядок и сроки определяются советом соответствующей палаты        
Федерального Собрания. Возникает вопрос: а почему бы порядок и сроки, которые   
будут разработаны, не закрепить Регламентом, к примеру? Ну, как второй по       
статусу документ Государственной Думы.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Викторович.                              
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Действительно, будет порядок, мы полагаем, что, наверное,         
потребуются какие-то изменения в том числе в Регламент в связи с разработкой    
такого порядка, тем не менее порядок предполагается особый, он поименован       
прямо в законе, порядок и сроки разрабатываются Советом, это прямая             
законодательная норма, она должна быть исполнена. А потребует ли это каких-то   
дополнений, изменений в Регламент... это уже наше с вами право, мы посмотрим    
по юридической технике.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы поддержим концепцию        
закона, но у нас следующий вопрос. Вот вы тут много о спецслужбах говорите,     
так вот имущество и собственность за рубежом являются первым крючком для        
любой спецслужбы, любого из вас за штаны могут взять. А вы 39 наших поправок    
к Конституции не утвердили. Может, всё-таки во втором чтении запишем?.. К       
тому же у нас бывший премьер, 11 первых вице-премьеров, 28 губернаторов -       
носителей самых сокровенных тайн уже за кордоном и, как сообщают в Сети,        
находящаяся под следствием замминистра обороны уже туда сбежала. Поэтому тут,   
может, нам не только в закон о статусе надо внести?.. Надо, чтобы спецслужбы    
не Думу оскорбляли, а занимались своим прямым делом. И в данной ситуации, мне   
кажется, всё-таки надо прописать: собственность за рубежом депутат не имеет     
права иметь. (Аплодисменты.)                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Видите, как вас зал          
поддерживает, поэтому давайте мы поручим председателю комитета по вопросам      
безопасности проработать это предложение и затем его вынести на рассмотрение    
вначале Совета, а потом, может быть, эта норма станет уже и положением          
закона.                                                                         
                                                                                
Ну а что касается оскорблений, любое оскорбление - от слабости, коллеги, от     
отсутствия аргументов. Сильный человек никогда не будет оскорблять.             
                                                                                
Пожалуйста, Арефьев Николай Васильевич.                                         
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Олег Викторович, я не большой любитель мотаться по заграницам, но тем не        
менее хочу задать такой вопрос: вот это крепостное право без Юрьева дня вы на   
какой срок вводите, только на период спецоперации или это будет вечно теперь?   
В законе ничего этого не обозначено. И потом, заграницей будут являться         
страны СНГ, ОДКБ, Таможенного союза? Ну, тут Белоруссию упоминали. Как к        
ним-то относиться, это тоже всё под запретом будет находиться?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Викторович.                              
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Сроки действия этой нормы в законе не прописаны, поэтому, как     
только она вступит в силу, мы за неё проголосуем, она будет действовать до      
тех пор, пока не будут внесены какие-то другие изменения.                       
                                                                                
И я, честно говоря, не очень понимаю сравнения с Юрьевым днём. Мы говорим о     
том, что это ответственность политика, государственного деятеля перед           
страной. Да, сегодня особая ситуация, сегодня уровень ответственности           
повышен, мы с вами это понимаем, но в целом, нам кажется, это правильная        
процедура в принципе, независимо от того, идёт СВО или не идёт СВО. Мир         
сложен, и могут быть всякие вопросы к депутату, который несанкционированно      
покидает страну.                                                                
                                                                                
Вот мой ответ вам.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вы спросите своих избирателей,         
считают ли они своих депутатов крепостными и вообще как эта норма повлияет, в   
плюс или в минус, и получите ответ.                                             
                                                                                
Давайте опрос специально (сейчас поставлю) проведём - более 90 процентов        
наверняка скажут, что это очень правильно (аплодисменты), потому что            
постоянные нарекания из-за путешествий: ещё работать не начали, а уже думают    
о загаре.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Обухов Сергей Павлович...                                           
                                                                                
А оппозиционным-то фракциям - вам, наоборот, надо за власть биться здесь, не    
там! Это раньше Ленин находился за рубежом, и вы вот так же, по этому пути      
хотите прийти к власти - нет, сейчас надо внутри страны решать проблемы.        
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Павлович.                                                    
                                                                                
ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Я могу говорить наконец? Спасибо, Вячеслав Викторович.                          
                                                                                
Вот здесь сидят три московских депутата от КПРФ, за нас проголосовал миллион    
избирателей, на минуточку. Мы шли на выборы и всем избирателям говорили, что    
мы за единое государство России и Белоруссии. Вопрос по Белоруссии              
актуальный. У меня, кстати, в Бресте могилы матери и других родственников.      
Поэтому я настаиваю на том, чтобы Белоруссия была оговорена. И мы как ездили    
в Белоруссию... и будем говорить избирателям, что мы за единое Союзное          
государство России и Белоруссии, как бы вы нам тут ни пеняли за Лондон,         
Париж, Мальдивы, Вячеслав Викторович.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Молодцы, молодцы, коллеги! Ещё какие аргументы? Давайте   
отложим тогда этот законопроект и будем прорабатывать, потом появится ещё       
что-то. Да мы можем в положение записать и Белоруссию, пожалуйста, но,          
коллеги, вы депутаты Государственной Думы, у нас с вами есть ответственность    
перед своими избирателями! Даже при том, что это Союзное государство, и вот     
мы буквально вчера, позавчера обсуждали вопрос о социальном статусе и           
студентов, и рабочих и так далее, это, конечно, надо учитывать, но здесь-то     
вопрос совершенно о другом - о правовых последствиях выезда без решения. Что    
касается Союзного государства, конечно, это, вот как сказал Олег Викторович,    
мы можем посмотреть в своём положении и найти формы. А для того, чтобы не       
голосовать или не поддерживать, конечно, можно найти самые разные аргументы.    
Вот Леонид Иванович говорит: а как же, мы же от партии, а не от народа; вы      
говорите: а тут вот Союзное государство; а ваш коллега ещё говорит: это         
крепостное право и Юрьев день - вот и наговорили, а? Вот посмотрите, вот нас    
все видят, и вопрос ведь в чём? Обсуждаем выезд за границу с разрешением. И     
вы хотите сказать, что авторитет будет? Вы хотите сказать, что не будут         
высказываться жёстко в отношении Госдумы? Давайте начнём с себя - и авторитет   
вырастет, и оценка будет другой. Ну это всегда идёт через самоограничение,      
через самодисциплину, через трудолюбие, по-другому не получится.                
                                                                                
Пожалуйста, Драпеко Елена Григорьевна.                                          
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! По поводу России и Белоруссии -   
я поддерживаю, что тут должен быть особый порядок. И я просила бы вас           
предусмотреть возможность экстренного выезда депутатов в случае кончины         
близких родственников или, не знаю, заболевания в страны, входящие,             
предположим, в Евразийский экономический союз, с которым тоже у нас, кстати,    
границы нет. То есть я считаю, что страны должны быть ранжированы.              
                                                                                
И, Вячеслав Викторович, нам нужно понимать уровень принятия решений в           
Государственной Думе: кто будет принимать решения, Совет Думы будет давать      
разрешения либо какое-то должностное лицо? В случае экстренного выезда мы с     
вами обязательно с этим столкнёмся.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это предложение.                                      
                                                                                
Олег Викторович, учтёте все эти моменты при подготовке? Я так понимаю, у нас    
этим будет заниматься Пинский Виктор Витальевич. Надо просто все эти нюансы     
услышать.                                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Голосовать? Коллеги, давайте дадим возможность            
высказаться, у нас вся фракция КПРФ записалась.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Казанков Сергей Иванович.                                           
                                                                                
КАЗАНКОВ С. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос формально к Олегу Викторовичу, но интересует ваше мнение. Вот     
смотрите, какой будет реакция наших избирателей на принятие данного             
законопроекта: получается, мы, депутаты, озаботились о себе любимых, чтобы      
нас не преследовали западные спецслужбы, а как же остальные люди, которые       
находятся в санкционном списке? Они, получается, нам не важны, можно принять    
для себя законопроект, чтобы...                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, не надо переворачивать! В этом           
законопроекте есть норма, которая касается тех, кто ищет лазейку. Можно будет   
сложить депутатские полномочия, если уехал отдыхать на Бали или Мальдивы, вот   
и всё.                                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это Олег Викторович говорил, что он сильно переживает     
за безопасность, а я, также избравшись от наших граждан, вам говорю о том,      
как эта норма будет работать. Есть те, кто уехал и там находится длительное     
время, причём не день, не два, даже не месяц и не два, - могу назвать, но,      
коллеги, думаю, вы сами знаете. Их год нет! Что вы так удивляетесь?             
Понятно... крепостное право, ага... Давайте начнём работать в интересах         
страны! Крепостное право...                                                     
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Вячеслав Викторович, для того чтобы снять вопросы по ближнему    
зарубежью, я думаю, может быть, какие-нибудь длительные согласования сделать,   
не на один раз, так будет проще. Вот Мария Николаевна рядом сидит: ей, чтобы    
попасть в один из районов её родного Алтайского края, надо проехать через       
Казахстан - понятно, что каждый раз оформлять единовременно будет сложно. На    
мой взгляд, это будет выход.                                                    
                                                                                
И ещё. Да, депутаты - это хорошо, ну а как быть с детьми, которые учатся за     
границей и могут подпасть под влияние, с жёнами, которые выезжают на шопинг и   
так далее и могут подпасть под влияние? Давайте тогда вместе с собственностью   
закроем и эту лазейку. Ну нечего там делать, по большому счёту.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, давайте закрывать и эти лазейки и   
жён более осмотрительно выбирать. (Оживление в зале, смех.)                     
                                                                                
Прокофьев Артём Вячеславович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, в соответствии со статьёй 31 Регламента Государственной      
Думы депутаты обязаны в письменной форме уведомлять комиссию по контролю за     
доходами и мандатным вопросам о планировании выезда за пределы Российской       
Федерации, а члены Совета Государственной Думы и председатели комитетов и       
комиссий обязаны уведомлять Председателя Государственной Думы о выезде за       
пределы Российской Федерации. Надо ли понимать, что сейчас эта норма            
Регламента не работает, если мы увидели такой законопроект?                     
                                                                                
И хотелось бы получить информацию (не знаю, насколько здесь Олег Викторович     
может помочь): сколько уведомлений было подано в комиссию со времени принятия   
соответствующей регламентной нормы и сколько уведомлений было подано на имя     
председателя по соответствующей регламентной норме? Если у Олега Викторовича    
этой информации нет, может быть, Отари Ионович нам поможет или Вячеслав         
Викторович скажет, сколько было таких уведомлений. И сколько было выездов без   
уведомлений? Чтобы мы понимали... (Микрофон отключён.)                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Викторович.                              
                                                                                
Морозову включите микрофон.                                                     
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Насчёт статистики я точно вам не отвечу, у меня её нет. А вот     
по сути я в своём докладе, по-моему, очень чётко всё разъяснил. Сегодня         
действует преимущественно уведомительный принцип: уведомил - уехал. Теперь      
вводится принцип согласования: выезжаешь с согласия, которое тебе даётся по     
определённой процедуре; если согласие не получил и уехал, нарушил норму         
закона, то применяется та статья, по которой, кстати, возможно лишение          
депутатского мандата. По-моему, всё понятно. Соответственно, эта норма          
Регламента будет пересмотрена.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И завершающий вопрос - от Мархаева Вячеслава Михайловича, фракция КПРФ.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Данная законодательная инициатива вызывает очень оживлённую дискуссию, и это    
понятно, а ответы на вопросы наших коллег, я думаю, не в полной мере даны,      
нужны более конкретные ответы. Но данная инициатива не решает в полной мере     
те задачи, которые стоят. Если парламентарий решил уехать за рубеж без          
уведомления, значит, такой парламентарий вряд ли рассчитывает вернуться, это    
очевидно, и последующее лишение мандата для него уже мало что будет значить.    
Но вот негативные последствия для государства могут оказаться колоссальными,    
есть серьёзнейшие примеры. Вот как удержать такого парламентария? Вот здесь,    
значит... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Олег Викторович: как удержать такого парламентария?                 
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, я, честно говоря, удивлён. Вот     
мне, как автору, казалось, что норма абсолютно прозрачная, понятная. Более      
того, сейчас просто открою вам государственную тайну: в подавляющем             
большинстве случаев выезд депутата будет согласован по этой процедуре и он      
спокойно поедет туда, куда он решил поехать, получит на это согласие. Какие     
вы видите здесь угрозы для своих возможностей пересекать границу, я не знаю.    
А что касается выпада по поводу того, что депутат уедет навсегда, послушайте,   
в этом случае другие нормы должны действовать, не эта. Это у нас другими        
законами регулируется: Уголовным кодексом, законом об иностранных агентах и     
так далее. Здесь же совсем о другом идёт речь - о нашей персональной            
депутатской ответственности. На мой взгляд, всё понятно и очевидно.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Викторовна.                             
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Я хотела бы поддержать то, что сейчас сказал Олег Викторович как    
автор, и хотела бы добавить.                                                    
                                                                                
В этом зале практически каждый день цитируют слова председателя (ваши,          
Вячеслав Викторович) о том, что надо начинать с себя, так пожалуйста! Вот       
настоящее дело, закон о нашем статусе - и 16 вопросов! Ну мы уже либо начнём    
с себя, либо будем каждый день просто цитировать! Мы говорим о тех правовых     
последствиях, которые могут наступить. Если у вас всё нормально, если у вас     
просто выезд с семьёй, как я слышала, то согласование получили и спокойно       
отдыхаете - кому это нужно, кто не хочет ехать на Байкал. Но, друзья мои,       
либо мы цитируем, либо мы делаем. Мы предлагаем делать. Извините.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы заданы.                        
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Иду по процедуре. Нет желающих? Есть.                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления.                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Луговой, Кашин, Пискарёв, Затулин, Гартунг.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Луговой.                                                            
                                                                                
ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Разрешите?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛУГОВОЙ А. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Обращаю         
внимание, что фракция ЛДПР не задала ни одного вопроса, это первое. И второе,   
глубоко удивлены и возмущены таким количеством вопросов на совершенно           
понятную и очевидную тему - стыдно должно быть! Наша фракция поддерживает       
законопроект. (Аплодисменты.)                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Андрей Константинович.                   
                                                                                
Кашин Владимир Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи! Давайте голосовать за        
данную инициативу единогласно. При доработке положений можете некоторые свои    
вопросы, как говорится, довести до авторов, до тех, кто будет заниматься        
доработкой. Предлагаю голосовать и снять все выступления.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
Пожалуйста, Пискарёв Василий Иванович.                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как сочтёте нужным. Видите, все лапидарно выступают.      
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и    
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемый разрешительный   
порядок выезда за рубеж депутатов Государственной Думы, сенаторов обоснован и   
продиктован вопросом безопасности как государства, так и самих выезжающих за    
рубеж. Не надо забывать, что есть такие организации, как Интерпол, Европол, и   
ещё масса зарубежных спецслужб.                                                 
                                                                                
Я взял с собой несколько... покажу лишь несколько приговоров украинского суда   
в отношении депутатов Государственной Думы, осуждённых заочно по статье 110     
Уголовного кодекса Украины к очень длительным срокам лишения свободы. Если      
такой приговор суда Украины поступит в информационную базу Интерпола, власти    
страны пребывания обязаны задержать разыскиваемого гражданина и передать его    
запрашиваемой стороне, в данном случае Украине. Здесь, как говорится, без       
комментариев. Кроме того, ордер на арест может появиться в базе Интерпола       
ровно в день прибытия в аэропорт иностранного государства, а дальше по той же   
схеме: задержание, арест и выдача.                                              
                                                                                
Напомню также, что в правовом поле имеется варварское отношение                 
Международного уголовного суда к международному праву - штамповка ордеров на    
арест российских политиков, включая нашего президента Владимира Владимировича   
Путина. Фактов судебно-полицейского произвола и беспредела в отношении наших    
граждан более чем достаточно, вы об этом тоже знаете. Также были                
неоднократные попытки задержания наших депутатов и членов их семей, такие       
факты тоже имели место. Сегодня в тюрьмах США без законных оснований            
содержится, по оценкам, более сотни наших сограждан. Это первая причина         
необходимости принятия закона.                                                  
                                                                                
И вторая причина, также необходимо её обозначить, она не менее важна, - это,    
конечно, обеспечение безопасности государства, так как и мы, и сенаторы по      
факту занимаемой должности имеем допуск к гостайне. Если вот такой приговор     
появится, конечно, всё это будет очень печально. В последнее время наши         
органы безопасности зафиксировали более тысячи разведывательных акций           
зарубежных спецслужб, включая провокации в отношении наших граждан с            
попытками вербовки, с элементом шантажа, в период их пребывания за границей.    
В арсенале спецслужб имеется немало иных способов влияния на секретоносителей   
и получения у них сведений, и это, коллеги, не только гуманные способы.         
                                                                                
Всякого рода легкомысленные подходы к вопросам безопасности могут слишком       
дорого обойтись и государству, и нашим гражданам, поэтому лишение депутатских   
полномочий за такое нарушение является более чем обоснованной мерой. И как,     
безусловно, правильно не раз говорил Председатель Государственной Думы          
Володин Вячеслав Викторович, нужно начинать с себя. Я думаю, что... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
Пожалуйста, Затулин Константин Фёдорович, "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                      
                                                                                
Подготовиться Гартунгу.                                                         
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Я, безусловно, поддерживаю принятие законопроекта, это законопроект военного    
времени. Я также поддерживаю просьбу учесть при разработке положений наше       
нахождение в Союзном государстве, но я бы ещё добавил: есть ещё больше          
оснований для того, чтобы учесть положение Республики Абхазия и Республики      
Южная Осетия, эти республики реально не имеют другого выхода в мир, кроме как   
через границу Российской Федерации, и я хотел бы обратить внимание на то,       
что, мне кажется, эту особенность надо учесть при подготовке положений. Вот и   
всё.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...".                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите             
конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Наша фракция в первом чтении поддержит этот законопроект. У нас уже сейчас      
действует уведомительный порядок, и, безусловно, любой депутат будет            
прислушиваться к рекомендациям спецслужб в части безопасности. То, что          
Василий Иванович Пискарёв сказал, - это, конечно же, очень серьёзные вещи,      
которые надо учитывать. Вместе с тем нужно обязательно предусмотреть            
возможности для перемещения депутатов в те регионы, где нет таких угроз,        
потому что, ну, там, где у нас есть возможности для налаживания диалога, они    
должны оставаться.                                                              
                                                                                
Ну и кроме того, уже от себя я хотел бы сказать, напомнить, что у нас есть      
статья 27 Конституции, часть 2: каждый гражданин может свободно выезжать за     
пределы Российской Федерации и имеет право беспрепятственно возвращаться в      
Российскую Федерацию. Понятно, что это может быть ограничено федеральным        
законом, у нас действует эта норма, но всё-таки я думаю, что здесь не нужно     
как бы переходить эту грань.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами приняли законодательные решения, которые           
ограничивают право на выезд военнослужащих, работников спецслужб, других        
категорий. Когда мы избирались депутатами в Государственную Думу, нас же        
никто палкой не гнал, это же был наш выбор. Да, вот вводится такое              
ограничение, но у того, кто не хочет его соблюдать или считает, что это для     
него слишком тяжело и ответственно, есть возможность выбора: мы свободная       
страна - мандат сдали и разъезжайте где хотите. А то так вот мы начинаем        
пафосно рассказывать про крепостное право... нашли здесь крепостных.            
                                                                                
Гарри Владимирович Минх, полномочный представитель президента, нет желания      
вступить в полемику? Есть.                                                      
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Конечно, конечно.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Я со странными    
чувствами слушал развернувшуюся дискуссию.                                      
                                                                                
Правовой статус парламентария закреплён в Конституции и в одноимённом законе    
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной     
Думы Федерального Собрания Российской Федерации", который описывает как         
плюсы, так и минусы этого сложного и ответственного статуса. И, Валерий         
Карлович, не соглашусь с вами: "каждый" - речь идёт о гражданине, а как         
только ты на себя взвалил, извините за это выражение, надел ярмо                
представителя народа, ты уж, будь любезен, соответствуй всем этим параметрам.   
Повторюсь, как плюсы, так и минусы есть в этой работе и в статусе, который      
помогает, обеспечивает независимость и автономию работы парламентария,          
поэтому не надо себя выдавать за простых граждан. Это сложный политический и    
профессиональный труд, все мы с вами работаем на постоянной (штатной) основе,   
мы перестали быть врачами, преподавателями и так далее, мы все работаем во      
власти, это крайне ответственно.                                                
                                                                                
Проект закона, который мы рассматриваем сегодня, просто говорит о том, что      
появляется дополнительное основание для досрочного прекращения депутатской      
деятельности, - основания-то уже есть, все эти правила закреплены               
законодательно. Кто-то боится, что его полномочия недобровольно прекратят за    
этот проступок правовой, за это правонарушение, но это уже правонарушение.      
Поэтому дискуссия действительно, вот коллега Луговой абсолютно прав, была       
развёрнута почти на пустом месте. Ну, с другой стороны, каждый показал          
отчасти свои страхи, свои сомнения. Коллеги, не бойтесь, всё будет хорошо!      
Прошу поддержать этот законопроект.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочный представитель правительства?                  
                                                                                
Пожалуйста, Александр Юрьевич.                                                  
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, хотел бы просто проинформировать вас, что в отношении       
государственных служащих аппарата правительства введён аналогичный порядок,     
то есть должностные лица, которые имеют допуск к секретным документам, также    
обязаны получать разрешение на выезд за рубеж с частными целями.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Юрьевич, вам, как полномочному представителю    
правительства в Государственной Думе, вопрос: у нас по материальному и          
социальному обеспечению депутат приравнивается к федеральному министру, а       
министр обязан согласовывать свой выезд за рубеж?                               
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Несомненно. Эти нормы введены уже сейчас, и именно председатель   
правительства даёт такое разрешение.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, то есть, если министр вот так вот возьмёт и поедет    
на Бали или на Мальдивы, он, скорее всего, вернётся не министром, да?           
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Это однозначно нарушение.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ну послушайте, в федеральном законе    
и в Конституции депутат приравнен к федеральному министру. У нас что            
получается: когда в кассу - мы равны, когда социальное обеспечение - тоже       
равны, а как речь идёт о Мальдивах, значит, здесь мы свободные граждане и       
против крепостного права, так получается? Задумайтесь, вот весь этот разговор   
о чём? Ровно об этом. Стыдно! Стыдно!                                           
                                                                                
Заключительное слово, Морозов - есть желание?                                   
                                                                                
Пожалуйста, Олег Викторович.                                                    
                                                                                
Сейчас мы убедим сами себя - это самое главное в этой ситуации.                 
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. На мой взгляд, было очень показательное, важное обсуждение,       
неожиданное для авторов, прямо скажу. Тем не менее, обращаясь к коллегам,       
прошу поддержать законопроект в первом чтении и в целом. Это важное, нужное     
повышение нашей ответственности перед избирателями, гражданами, перед           
страной.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Викторовна, заключительное слово? Не надо. Всё понятно.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 2 "О        
внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона "О статусе сенатора       
Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального       
Собрания Российской Федерации", первое чтение. Кто за? Голосование поимённое.   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 410, против - нет, воздержавшихся нет. (Аплодисменты.)                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, этот разговор надо было проводить в закрытом        
режиме.                                                                         
                                                                                
Коллеги, поступило предложение Олега Викторовича Морозова в случае принятия в   
первом чтении данный законопроект рассмотреть в целом. У нас с вами такая       
процедура есть, мы её используем не так часто. Есть ли возражающие? Нет.        
                                                                                
Переходим к рассмотрению.                                                       
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос, в целом.                      
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 410, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, ориентировочно 10 июля, на следующей неделе, его             
рассмотрит Совет Федерации. После подписания затем у президента эта норма - в   
случае поддержки Советом Федерации и подписания - будет для нас уже             
обязательной. Давайте руководствоваться этим, планируя летние отпуска и         
вообще в принципе свою работу, если она касается поездок за рубеж.