Заседание № 208

18.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 655479-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заёмщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1262 по 1675 из 5144
Коллеги, переходим к 4-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении    
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части         
особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые     
заключены с заёмщиком - физическим лицом в целях, не связанных с                
осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика    
по которым обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика". Видите, какое          
название. Аксаков Анатолий Геннадьевич, председатель комитета, предложил        
такое название.                                                                 
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, мы же с вами авторы этого законопроекта...                
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Да, Вячеслав Викторович, авторами этого законопроекта являются представители    
всех фракций Государственной Думы, в том числе руководители обеих палат,        
Государственной Думы и Совета Федерации, Иван Иванович Мельников, Владимир      
Вольфович Жириновский, и ваш покорный слуга тоже автор этого законопроекта с    
длинным названием.                                                              
                                                                                
В соответствии с этим законопроектом предоставляется возможность на шесть       
месяцев взять ипотечные каникулы заёмщику, попавшему в трудную жизненную        
ситуацию. Если у него или у супруги резко, на 30 процентов, сократились         
доходы, заработная плата, если он потерял работу, если он нетрудоспособен в     
течение двух месяцев подряд и если изменились жизненные обстоятельства,         
скажем стало больше иждивенцев либо несовершеннолетних детей, инвалидов, при    
этом платежи по ипотечному кредиту съедают более 40 процентов дохода            
заёмщика, - в этих случаях гражданин имеет право на получение ипотечных         
каникул. В этот период нельзя обращать взыскание на предметы ипотеки, нельзя    
начислять штрафы, пени, осуществлять капитализацию процентов. Предусмотрено,    
что ипотечные каникулы не должны портить кредитную историю заёмщика. Вот        
комплекс мер, которые защищают ипотечного заёмщика.                             
                                                                                
При рассмотрении законопроекта во втором чтении мы предусмотрели, что           
обязательно нотариальное заверение договоров ипотеки, если ипотека является     
предметом долевой собственности. Но по результатам дискуссии, которая велась    
в течение двух дней, до сегодняшнего рассмотрения законопроекта в третьем       
чтении, мы предлагаем всё-таки вернуть законопроект к процедуре второго         
чтения и исключить обязательное нотариальное заверение также в этих случаях,    
поскольку нотариальное заверение требует оплаты, требует затрат времени со      
стороны заёмщика, зачастую это довольно длительное время, а кроме того, у нас   
и так есть обязательная государственная регистрация таких договоров             
Росреестром.                                                                    
                                                                                
В связи с этим я предлагаю вернуть законопроект к процедуре второго чтения,     
рассмотреть поправку, которая вам предложена, и после этого рассмотреть         
законопроект уже и во втором, и в третьем чтениях, поскольку в предложенной     
поправке, учитываются в том числе и лингвистические, технические замечания по   
законопроекту, которые было необходимо учесть при подготовке к третьему         
чтению.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, я правильно понимаю, что вы предлагаете вернуть           
законопроект к процедуре второго чтения, чтобы он приобрёл свой                 
первоначальный вид, без поправки, которая была поддержана исключительно в       
интересах сообщества нотариусов, в результате чего законопроект у нас           
получился с нормой, по которой мы вместо помощи нашим гражданам, попавшим в     
сложное положение, требуем, чтобы они шли заверять договор, и без того уже      
заверенный регистрационной палатой, к нотариусу и за это платили денежки?       
Правильно?                                                                      
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Поправка, которая вам предложена, предусматривает возвращение к   
редакции первого чтения, в которой как раз говорилось о том, что не требуется   
обязательное нотариальное заверение договоров ипотеки в случае, если            
предметом ипотеки является объект долевой собственности. Мы, когда предлагали   
этот законопроект в первом чтении, как раз исходили из того, что уже есть       
государственная регистрация таких сделок.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, поступило предложение от председателя            
комитета: вернуть законопроект к процедуре второго чтения. Кто за то, чтобы     
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного     
договора, договора займа, которые заключены с заёмщиком - физическим лицом в    
целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и     
обязательства заёмщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию            
заёмщика" вернуть во второе чтение?                                             
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Возвращается законопроект к процедуре второго чтения.                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, вам предложена поправка, которая               
предусматривает исключение обязательного нотариального заверения договоров      
ипотеки с долевой собственностью, то есть возврат к редакции первого чтения.    
Также в этой поправке предусмотрены все изменения, которые связаны с            
техническими и лингвистическими замечаниями Правового управления. Это сделано   
для того, чтобы законопроект можно было рассмотреть сразу же и в третьем        
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1,               
предложенных профильным комитетом к принятию, есть замечания? Нет. У нас одна   
поправка в этой таблице, комитет предлагает поддержать её.                      
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Просьба включить режим голосования. (Шум в зале.)                               
                                                                                
Николай Васильевич, облегчаем ситуацию для людей, попавших в сложное            
положение. Конечно, поддержите.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да вы не молчите: вы не даёте команду - сзади             
представители фракции спрашивают, за какой Интернационал...                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вот видите, за - 379 депутатов, против - нет, воздержавшихся нет. А по          
предыдущему закону было 403 депутата. Если бы вы дали команду, фракция          
проголосовала бы. Вот Валерия Фёдоровича Рашкина нет... А это как раз           
решение, которое освобождает от нотариальных сборов.                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что? Противоречивая информация слева и справа.            
                                                                                
Коллеги, принимается таблица поправок № 1.                                      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей        
изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с      
заёмщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им          
предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика по которым           
обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика", второе чтение, 4-й вопрос.        
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Переходим к процедуре рассмотрения законопроекта в третьем чтении.              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы              
рассматриваем очень важный, социально значимый законопроект. Он даёт нашим      
гражданам, попавшим в сложную ситуацию, возможность отсрочки оплаты по          
ипотечному кредиту. Мы посмотрели практику - выяснилось, что для нахождения     
работы человеку, как правило, требуется до трёх месяцев, поэтому полгода -      
это вполне приличный срок, который позволяет найти работу и стать               
платёжеспособным по ипотечному кредиту. Законопроект утверждает, что            
заявление гражданин может подать по своему желанию и банк не имеет права        
отказать заёмщику в его праве. Законопроектом распространяется действие норм    
этого документа на договоры, которые были заключены до вступления в силу        
закона; такое предложение поступило в Государственную Думу от президента, и     
мы его реализовали в законопроекте.                                             
                                                                                
Ну и естественно, я прошу вас поддержать этот законопроект, поскольку многие    
наши граждане ждут его, чтобы в том числе воспользоваться этим правом.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть.                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                                     
                                                                                
По мотивам, уважаемые коллеги, при процедуре третьего чтения один выступающий   
от фракции. Просьба определиться, кто будет выступать от фракции "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Андрей Константинович Исаев, определитесь, кто будет от фракции выступать, у    
вас должна быть позиция.                                                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я выступаю уже третий раз, понимаю, это утомительно, когда    
один и тот же депутат выступает, но у нас ещё 12 пунктов таких, в третьем       
чтении, до 16-го пункта включительно. Я мог бы продолжить выступать, но не      
буду, это последнее моё выступление сегодня.                                    
                                                                                
Снова возвращаюсь к тому, что необходимо указывать авторов. Вот по              
предыдущему закону о закупках автором был министр экономики - а вот кто         
конкретно? Надо написать! Например, министр Улюкаев был, который сейчас в       
тюрьме сидит, или до него Набиуллина - кто был в тот момент, когда внесли       
законопроект, с которым мы мучаемся, по которому столько поправок?!             
                                                                                
Теперь по этому законопроекту. Ну ещё хуже: тридцать слов в названии! Вы        
понимаете, что это недопустимо, это немыслимо?! Любому зачитайте наименование   
закона, потом спросите, о чём закон, никто не ответит! Самого главного, что     
мы этим законопроектом предусматриваем, в названии нет - слова "отсрочка". "О   
внесении изменений в отдельные законодательные акты... особенностей изменения   
условий... договора... заключены...", а само понятие "отсрочка" не заложено!    
О чём закон? Я его назвал бы так: "Об отсрочке возврата кредита" - всё,         
четыре слова. И до этого был законопроект, его назвал бы так: "О закупках" -    
вообще, можно сказать, одно слово. Так нельзя, ведь в каждом комитете есть      
аппарат, там есть специалисты - и вот такое громоздкое название... Потеряли     
самое главное - смысл закона! Вот "...физическим лицом в целях, не связанных    
с осуществлением..." - а смысл закона? Его вообще нет! А все нюансы можно       
изложить в отдельных статьях, чего касается и где.                              
                                                                                
Теперь ещё одна ошибка, которую мы сейчас делаем. Я вас уверяю, через год-два   
мы увеличим срок. Как с дачной амнистией, которую мы всё пролонгируем,          
продлеваем, я вас уверяю, 1 марта 2020 года она не закончится, снова будем      
продлевать, так и здесь: мы устанавливаем льготный период сроком до шести       
месяцев, но вот кто это определил - до шести месяцев? Кто-то сидел, вот         
чиновник: "А, давай напишем шесть месяцев". Ну не изменится резко               
материальное положение семьи за шесть месяцев - давайте напишем "шесть          
месяцев с повторным сроком до шести месяцев", три раза по шесть месяцев. За     
рубежом продлевается кредит столько, сколько вы хотите: вы взяли на год, и вы   
продлеваете снова и снова, то есть нет вообще лимита - продлевайте столько,     
сколько надо. Когда вам станет стыдно, вы вернёте эти деньги банку, потому      
что уже просто неудобно, вы самый такой длительный невозвращенец. И вот         
здесь, я вас уверяю, через год-два внесём поправку: изменить льготный срок,     
сделать его, так сказать, другим.                                               
                                                                                
Далее, семейный доход. А как доказать, что доход снизился на 30 процентов?      
Кучу справок надо! Кто вам поверит, вы другую зарплату принесёте? Обязательно   
будем вносить поправки! Это вот наша беда, что мы не хотим до конца             
оздоровить закон.                                                               
                                                                                
И опять авторы - здесь вот указаны, а в предыдущих проектах я попрошу           
добавить, что министр Улюкаев, а в скобках написать: "В настоящий момент        
находится в заключении".                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шурчанов Валентин Сергеевич, фракция КПРФ.    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ поддержит        
законопроект, но при этом мы хотим всё-таки сделать заявление, что в связи с    
принятием этого закона возможно повышение кредитных ставок в наших банках.      
Если мы хотим реализовать закон на благо наших граждан, то за банковской        
системой должен быть серьёзный контроль.                                        
                                                                                
Вот вчера при обсуждении отчёта правительства мы говорили о том, что наша       
банковская система в полной мере не отвечает тем экономическим, социальным      
задачам, которые в принципе страна должна сейчас решать, а в этом               
законопроекте именно это необходимо сделать. Тем более что кредитное рабство    
продолжается: у нас уровень жизни не растёт или растёт за счёт кредитов, а,     
по сути дела, сами кредиты не могут быть никак обеспечены с точки зрения        
средних доходов населения, которые понижаются, ну и уровня заработной платы.    
                                                                                
И в завершение я хочу уважаемому Анатолию Геннадьевичу сказать: вот у           
лингвистов прошли экспертизу, а в названии законопроекта, мне кажется,          
запятая неправильно поставлена - одну надо убрать, а другую, наоборот,          
поставить. Самая последняя строка: "...обязательства заёмщика по которым        
обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика". Мне кажется, после слова          
"ипотекой" запятую надо убрать, а после слов "обязательства заёмщика", перед    
"по которым", запятую надо поставить. Так было бы правильнее.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Яровая Ирина Анатольевна.                                           
                                                                                
Подготовиться Ионину Дмитрию Александровичу.                                    
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! 18 февраля было послание      
президента. Заметьте, ещё даже двух месяцев не прошло с той поры, когда         
президентом была поставлена задача предложить дополнительные меры социальной    
поддержки - ипотечные каникулы - семьям, которые оказались в трудной            
жизненной ситуации, и сегодня мы уже рассматриваем в третьем чтении важнейший   
социальный законопроект, который был инициирован председателем нашей палаты -   
Председателем Государственной Думы Вячеславом Викторовичем Володиным и всеми    
руководителями фракций, представителями всех фракций. Консолидированная         
позиция по очень важной, социально чувствительной теме.                         
                                                                                
Законопроект на самом деле фактически даёт социальный страховой полис тем,      
кто, взяв ипотеку, оказался в трудной жизненной ситуации, кому нужна            
поддержка, нужно время, чтобы разобраться с этой ситуацией, чтобы не            
отказаться от ипотеки, а продолжить спустя некоторое время, чтобы сохранить     
за семьёй важное право всё-таки приобрести жильё и воспользоваться в полной     
мере ипотечным кредитом. Государство протягивает ещё раз руку помощи -          
законопроект именно об этом.                                                    
                                                                                
И, коллеги, сегодня принята очень важная поправка - спасибо огромное,           
Вячеслав Викторович, вам и всем коллегам, кто настоял на том, чтобы уберечь     
граждан от избыточных затрат. Вот мы часто говорим о том, что бизнесу нужно     
помогать, чтобы не было дополнительных обременений, а сегодня принимается       
поправка, которая освобождает граждан и от бюрократического обременения, и от   
денежных потерь: теперь не потребуется нотариальное заверение очевидной         
сделки, которая совершается при личном участии каждого владельца доли.          
Сегодня мы принимаем решение, в соответствии с которым не потребуется           
нотариальное удостоверение при отчуждении имущества долевой собственности,      
если сделка является общей, и при ипотечном кредитовании в банке также по       
совместной долевой собственности. Это звучит юридически сложно, а по сути это   
очень важная и жизненно понятная ситуация для многих людей: они уже пришли,     
подтвердили своё намерение в отношении отчуждения имущества, подписали          
надлежащие документы, которые передаются на регистрацию, но почему-то до        
сегодняшнего дня от них ещё требовалось осуществить дополнительные выплаты в    
пользу нотариальных контор и пройти дополнительные, фактически                  
административно-бюрократические процедуры - мы освобождаем сегодня от этого     
бремени. И конечно, это тоже дополнительная поддержка, потому что люди,         
которые берут ипотеку, нуждаются в помощи, они берут заём, платят               
дополнительно проценты: освобождая их от дополнительных затрат на               
дорогостоящие услуги нотариальной конторы, мы создаём дополнительную меру       
социальной поддержки, государственных гарантий.                                 
                                                                                
Коллеги, я думаю, что сегодня можно поздравить парламент с тем, что мы          
показываем пример быстрых, правильных решений, принимаемых на основании         
послания президента и в пользу всех граждан России.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.                               
                                                                                
Пожалуйста, Ионин Дмитрий Александрович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"          
                                                                                
ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня уже при рассмотрении другого вопроса председатель    
сказал о консолидированных законопроектах и консолидированной позиции. И этот   
законопроект - яркий пример именно такой консолидации автора и представителей   
всех фракций Государственной Думы, это, несмотря на излишки слов - более 30     
слов, - излишки запятых, как коллеги заметили, на самом деле важнейший          
законопроект.                                                                   
                                                                                
Хотелось бы поблагодарить коллег за поддержку позиции фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ     
РОССИЯ", которая была учтена в поправке, внесённой коллегой Аксаковым, о том,   
что ипотечные каникулы не должны распространяться на элитное жильё. Мы          
считаем это правильным, потому что этот законопроект направлен в первую         
очередь на помощь людям нуждающимся: согласитесь, если человек покупает,        
пусть даже в ипотеку, какие-нибудь апартаменты в Москве-Сити или особняк на     
Рублёвке, вряд ли его можно назвать нуждающимся. Здесь речь идёт о конкретной   
категории людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию и которым          
необходима поддержка.                                                           
                                                                                
И очень хотелось бы, чтобы этот темп сохранился, этот настрой сохранился и мы   
дальше так же консолидированно решали проблемы ипотечников, а их много. Вот     
как-то на периферию ушла тема с валютными ипотечниками, а я хочу заметить,      
что помимо традиционных проблем этой категории, связанных со скачками курса,    
которые были несколько лет назад, появилась и другая проблема: валютным         
ипотечникам приходят так называемые письма счастья из налоговой - просят        
доплатить НДФЛ за полученную материальную выгоду. Откуда это взялось? На        
самом деле есть официальная процентная ставка - 9 процентов, по валютной        
ипотеке зачастую эти цифры ниже - 6, 7, 8 процентов, и налоговая имеет          
основание насчитать людям и сказать: подождите, вы взяли под 6 процентов, а     
должно было быть под 9 - вот с этой разницы заплатите-ка 35 процентов,          
пожалуйста, товарищи. И сегодня людям идут письма счастья, люди жалуются,       
говорят: подождите, мы и так взяли достаточно рисковый кредит, он у нас         
обеспечен жильём, а тут сотни тысяч рублей, которые надо доплатить. И я         
думаю, что было бы правильно, если бы Государственная Дума в таком же едином    
порыве решила и этот вопрос. Ну согласитесь, о какой дополнительной выгоде      
здесь может идти речь, о какой доплате может идти речь? Это устаревшая норма,   
которая была совершенно для другого в своё время принята, а теперь она бьёт     
по группе валютных ипотечников.                                                 
                                                                                
Ну и по этому законопроекту. На самом деле не стоит останавливаться, мы его     
сегодня примем, он важен, он нужен нашим гражданам, но я напомню, что в ходе    
обсуждения фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагала рассмотреть возможность     
продления срока - не полгода, а год, это было бы справедливее, такая практика   
есть и в других странах. Я думаю, что за год у человека может появиться         
больше возможностей решить жизненные проблемы и вернуться к оплате ипотеки,     
уже имея материальную возможность.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Александрович.                           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей        
изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с      
заёмщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им          
предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика по которым           
обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика", третье чтение, 4-й вопрос.        
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, это законопроект всех фракций Государственной Думы, в        
числе инициаторов - руководители фракций.                                       

Заседание № 206

16.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 655479-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заёмщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика" (принят в первом чтении 21 марта 2019 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заёмщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2931 по 3039 из 6575
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения        
условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заёмщиком -    
физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им                      
предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика по которым           
обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика". Доклад Анатолия Геннадьевича      
Аксакова.                                                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный         
законопроект предусматривает возможность заёмщику получить ипотечные каникулы   
сроком до шести месяцев, во время этих ипотечных каникул он имеет право         
прекратить плановые платежи либо снизить установленный договором размер         
платежей.                                                                       
                                                                                
Ко второму чтению к этому законопроекту поступило 11 поправок: восемь из этих   
поправок предлагаются к принятию, три соответственно к отклонению, хотя они в   
той или иной степени учтены в таблице поправок, рекомендуемых к принятию.       
Хотел бы отметить, что в поправках предлагается распространить действие         
ипотечных каникул на договоры, которые заключены до вступления в силу данного   
закона, если он будет поддержан.                                                
                                                                                
Ну и этот законопроект предусматривает предоставление возможности получения     
ипотечных каникул тем заёмщикам, которые попали в сложную, трудную жизненную    
ситуацию. Напомню, какие это случаи: заёмщик зарегистрирован как безработный;   
заёмщик признан инвалидом первой или второй группы; заёмщик признан временно    
нетрудоспособным (более двух месяцев подряд); у заёмщика или у его (её)         
супруги (супруга) за месяц, предшествующий обращению о получении ипотечных      
каникул, снизилась заработная плата (доход) более чем на 30 процентов по        
сравнению со среднемесячной за предыдущий год при условии, что ипотечный        
платёж стал съедать более 50 процентов его дохода; у заёмщика одновременно      
увеличилось число иждивенцев (несовершеннолетние дети, недееспособные           
родственники, инвалиды первой или второй группы), снизился доход (зарплата)     
более чем на 20 процентов и ипотечный платёж стал съедать более 40 процентов    
дохода. Это новая норма, которая предоставляет возможность получения            
ипотечного кредита.                                                             
                                                                                
У нас была дискуссия в зале по поводу нотариального заверения договоров         
ипотеки, но в ходе дискуссии мы нашли компромиссную поправку, которая           
сохраняет обязательность нотариального заверения в случаях, когда               
осуществляется продажа долевой собственности всеми собственниками одному        
покупателю, когда действует небанковская ипотека, а при банковской ипотеке -    
для обращения взыскания с исполнительной надписью нотариуса.                    
                                                                                
Вот примерное содержание поправок, которые сейчас вам предложены для            
поддержки. Повторяю: восемь поправок рекомендованы к принятию, три поправки     
предлагается отклонить. Прошу поддержать.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 09 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.82,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 09 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                 131 чел.29,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 10 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              377 чел.83,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, я прошу включить законопроект в   
порядок работы на 18 апреля для рассмотрения в третьем чтении.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет возражений, коллеги? Хорошо, включаем в порядок работы на 18-е число.       

Заседание № 199

21.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 655479-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заёмщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1649 по 2343 из 4821
Рассматривается 9-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О       
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в     
части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа,       
которые заключены с заёмщиком - физическим лицом в целях, не связанных с        
осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика    
по которым обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика)", первое чтение.        
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект из блока законодательных инициатив,             
рассматриваемых в соответствии с планом реализации Послания Президента          
Российской Федерации Федеральному Собранию.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, законопроект   
направлен на реализацию послания президента, его внесли представители всех      
фракций, всех политических партий, представленных в парламенте, во главе с      
Председателем Государственной Думы и Председателем Совета Федерации.            
Законопроект направлен на то, чтобы предоставить так называемые ипотечные       
каникулы заёмщику сроком до шести месяцев - в течение этого срока ипотечный     
заёмщик может либо вообще не платить по ипотечному кредиту, либо, по желанию,   
осуществлять платежи в меньшем размере.                                         
                                                                                
Чтобы получить ипотечные каникулы, заёмщик должен соответствовать               
определённым требованиям, которые закреплены в законопроекте. Это заёмщики,     
которые находятся в трудной жизненной ситуации: безработные, потерявшие         
работу в период обслуживания ипотечного кредита; заёмщики, ставшие инвалидами   
первой и второй групп инвалидности; временно нетрудоспособные заёмщики, если    
были нетрудоспособными в течение двух месяцев; заёмщики, у которых или у        
супругов которых более чем на 30 процентов снизились доходы; заёмщики,          
которые имеют на иждивении нетрудоспособных членов семьи и у которых умер       
близкий трудоспособный родственник.                                             
                                                                                
Данный законопроект предусматривал распространение соответствующих норм на      
правоотношения, возникающие после вступления в силу закона, но, как вы          
знаете, президент вчера обратился к Государственной Думе с просьбой             
распространить нормы, касающиеся ипотечных каникул, на всех заёмщиков, то       
есть также на все договоры, которые были заключены до вступления в силу         
соответствующего закона. По предложению Председателя Госдумы Вячеслава          
Викторовича Володина мы внесли соответствующую норму в проект постановления     
Государственной Думы, которое также будет рассматриваться в ходе рассмотрения   
законопроекта, и предусмотрели поручение Комитету по финансовому рынку          
реализовать соответствующее предложение. Более того, уже подготовлена           
поправка от имени авторов законопроекта, и я думаю, что она будет поддержана    
нашим комитетом, а потом рассмотрена здесь, в зале, при рассмотрении            
законопроекта во втором чтении.                                                 
                                                                                
Законопроект носит социальный характер, подготовлен в рамках реализации         
послания президента. Прошу поддержать.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть.                          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, обращаю внимание, что все вопросы - от фракции            
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Это говорит о том, что председатель комитета не          
докладывал законопроект родной фракции. И не только "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", но   
и ЛДПР.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Торощин Игорь Андреевич.                                            
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, как на всё это реагирует             
банковское сообщество? Успели ли вы получить за такой короткий период           
какие-то отзывы кредитных организаций?                                          
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Я уже проводил дискуссии по этому вопросу: первая реакция         
руководителей прежде всего крупнейших банков была, я бы так сказал, не очень    
положительная, но в ходе дискуссии... Мы, кстати, указали на то, что есть ещё   
одна норма, о которой я сейчас не сказал и которая как раз помогает и           
ипотечным заёмщикам, и банкам в их работе, связанной с выдачей ипотечных        
кредитов. Мы освобождаем от необходимости обязательного нотариального           
заверения договоров ипотеки, если залогом является жильё, находящееся в         
долевой собственности заёмщиков (как правило, ну или довольно часто, жильё,     
которое предоставляется в обеспечение кредита, либо в будущем будет в долевой   
собственности, либо сейчас находится в долевой собственности), в результате     
для заёмщиков значительно снижается нагрузка, ведь, по некоторым оценкам,       
плата за нотариальное заверение доходит до 50 тысяч рублей. Для банков тоже     
упрощается работа, поскольку значительно сокращаются сроки оформления           
кредита. В этом плане, кстати, банки очень нас благодарили за такое             
предложение.                                                                    
                                                                                
По нашим оценкам, на эти льготы будут претендовать не более 2 процентов         
ипотечных заёмщиков, в абсолютных величинах это более 100 тысяч человек; это    
хорошая поддержка для наших граждан. Банки в принципе ничего не теряют,         
просто срок платежей по предоставленному кредиту удлиняется, и понимание у      
них есть, по крайней мере у большинства кредитных организаций. С моей точки     
зрения - вы знаете, я с банковским сообществом давно и активно работаю, - в     
принципе никто этого и не заметит, никакого повышения процентов по кредитам     
не будет. Надо ещё иметь в виду, что ипотечное кредитование - это очень         
надёжное кредитование: просрочка составляет всего около 1,5 процента; банкиры   
гоняются за такими заёмщиками и вряд ли будут повышать проценты, чтобы не       
потерять таких заёмщиков. Более того, к ним активнее и люди пойдут с просьбой   
об ипотечном кредите, банки от этого выиграют, поскольку будет выше спрос на    
их продукты. А люди пойдут потому, что они будут знать, что у них есть такое    
право, есть такая возможность, о которой мы сейчас говорим.                     
                                                                                
Так что, на мой взгляд, законопроект очень взвешенный, никто от этого точно     
не проиграет, люди однозначно выиграют.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич, ну, для чистоты отношений с         
коллегами давайте скажем правду: банковское сообщество было не в восторге.      
Именно по этой причине в первоначальном варианте законопроекта не               
предлагалось введение нормы, которая распространяла бы действие закона на       
ранее оформленные ипотечные договоры. Только после вчерашнего предложения       
президента мы смогли выйти на решение, позволяющее ввести норму, которая        
распространит действие закона и на ранее заключённые ипотечные договоры. Так    
что этот закон, по сути, закон обратного действия, президент вчера об этом      
сказал. Понятно, что Анатолий Геннадьевич работает с сообществом и не может     
их обидеть, но их позиция была отрицательная. Если бы не вчерашнее решение      
президента, мы с вами сегодня обсуждали бы только вопрос о договорных           
отношениях грядущих. Но сегодня мы можем обсуждать этот вопрос, принимать       
законопроект с абсолютно чистой совестью: он будет распространён на все         
договорные отношения между заёмщиками и банками.                                
                                                                                
Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, насколько я понимаю, принятие данного закона не           
потребует дополнительных бюджетных средств, и всё же вопрос, который нам        
часто задают журналисты: какие средства понадобятся на это из бюджета? Это      
первое.                                                                         
                                                                                
И второе. Почему, несмотря на то что мы даём только отсрочку, то есть           
фактически банки по договорам получат в полном объёме и проценты чуть позже,    
у банков было, скажем так, неоднозначное отношение, они настороженно к этому    
отнеслись? Как вы это можете прокомментировать?                                 
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Я хотел бы сказать, что, конечно, позиция президента облегчает    
принятие соответствующего решения. Вы знаете, что мы немного раньше             
подготовили постановление, согласно которому эта норма распространяется на      
все ипотечные договоры, но всё-таки были опасения - у меня лично были           
опасения, - что это может встретить серьёзное сопротивление. Сейчас в связи с   
позицией президента, я думаю, не только здесь, в зале, но и за пределами зала   
многие будут иначе относиться к этой норме. И я думаю, что позиция              
банкиров... Вячеслав Викторович абсолютно правильно сказал, что первая          
реакция крупнейших банков, многих банкиров была отрицательная. Ну, просто не    
вчитывались и не вдумывались на самом деле, на мой взгляд, в содержание         
законопроекта и в последствия принятия закона. Чисто эмоциональная первая       
реакция была, без вдумчивого рассмотрения предложенных норм. На самом деле      
аргументация, которую я приводил, отвечая на первый вопрос, тоже имеет право    
на существование, это действительно будет работать в том числе в интересах      
банковского сообщества.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич, говоря об этом, можно было бы       
подумать на предмет диалога с банковским сообществом о реализации поручения     
президента по снижению ипотечной ставки до 8 процентов, он об этом совсем       
недавно говорил. Вы правильно подчеркнули, что за заёмщиками банки буквально    
гоняются, но ставка по ипотеке высокая, и здесь нужно смотреть: либо снижать    
её по решению банков, либо субсидировать для отдельных социальных групп.        
                                                                                
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, есть ли заключение правительства и какова       
позиция правительства? Это вопрос первый.                                       
                                                                                
Вопрос второй. Займы у нас ведь не только по ипотеке, у нас ещё есть            
потребительские займы, когда в залог идёт квартира. Как вы считаете, может      
быть, на эти ситуации тоже распространить действие этого закона? Когда          
человек попадает в трудную жизненную ситуацию, он рискует остаться вообще без   
жилья, и в таком случае, наверное, людям тоже надо дать возможность этим        
воспользоваться, ведь президент как раз об этом говорил - чтобы не было риска   
потери жилья.                                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Правительство поддерживает законопроект, мы имеем положительное   
заключение правительства.                                                       
                                                                                
Что касается потребительских кредитов, сейчас все нормы, связанные с            
ипотечным кредитованием, прописаны в законе "О потребительском кредите...".     
Раньше был отдельный закон, а теперь всё это прописано в законе о               
потребительском кредитовании. Если кредит взят под залог квартиры, то           
фактически это ипотечное кредитование. Ипотека-то - это что? Это залог жилья.   
И если кредит взят не на предпринимательские цели, то возникает право на        
получение ипотечных каникул. Но пока, по крайней мере, кредит должен быть...    
Давайте поправку, а пока в законопроекте прописано, что кредит получен на       
приобретение жилья. Ну, я думаю, нам всё-таки с чего-то надо начинать, надо     
посмотреть, как это работает, а дальше уже жизнь подскажет, расширять ли        
сферу применения этих норм. Всё надо делать аккуратно, взвешенно.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич.                                        
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, законопроект, конечно, важный, мы его           
солидарно поддержим, но возникает вопрос по поводу нотариальной формы           
удостоверения сделок по ипотеке долей, в поручении президента об этом ничего    
не сказано. Какое отношение имеет отмена нотариального удостоверения сделок с   
долями в общей собственности к предмету данного законопроекта? Это очень        
серьёзный вопрос, и его, видимо, стоит обсуждать отдельно, а не вот так, как    
бы подпольно проводить в законе, который имеет совсем другой предмет            
регулирования.                                                                  
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Я уже отметил, что законопроект имеет яркую социальную            
направленность, связанную с защитой наших граждан; одно из направлений          
реализации социальной защиты наших граждан - это снижение затрат гражданина     
на оплату, обслуживание и получение ипотечного кредита. По закону Росреестр и   
так регистрирует договоры ипотеки, в том числе долевые взаимоотношения между    
заёмщиками и членами семьи, и получается дублирование, а ещё дополнительно      
предлагается осуществлять нотариальное заверение соответствующих договоров.     
На мой взгляд, во-первых, это совершенно ненужный повтор, потому что            
государство уже своими усилиями и в соответствии с законом это делает,          
во-вторых, это существенная нагрузка на заёмщика: я сказал, что по некоторым    
договорам до 50 тысяч рублей доходит размер платы, которую приходится вносить   
за нотариальное удостоверение.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Пантелеев Сергей Михайлович.                                        
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ С. М., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, законопроект и в самом деле имеет выраженную социальную   
направленность и предусматривает право заёмщика, попавшего в сложную            
жизненную ситуацию, получить ипотечные каникулы сроком до шести месяцев. Но     
одновременно проектом установлено, что ипотечные каникулы возможны, только      
если предметом ипотеки является жилое помещение, являющееся единственно         
пригодным для постоянного проживания заёмщика. В связи с этим вопрос: как вам   
кажется, не следует ли рассмотреть вопрос, что данное единственное жильё не     
должно относиться к сегменту предметов роскоши?                                 
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Мы отразили в заключении комитета предложение, которое будет,     
очевидно, обсуждаться, в нём как раз говорится... Если приобретается жильё      
элитное, дорогое, то гражданин имеет возможность потратить большие суммы на     
приобретение этого жилья. Вот с тем нам надо определиться, какое жильё          
является предметом роскоши. Массовая ипотека составляет 3 миллиона рублей, ну   
а дальше есть разница между Москвой, Санкт-Петербургом и другими регионами      
России. Наверное, надо посмотреть, какая массовая ипотека в Москве,             
Санкт-Петербурге, и сделать отсечку по этой цифре, а может быть, предложат и    
какую-то региональную вилку. По крайней мере, такое предложение в заключении    
мы прописали и будем его рассматривать при подготовке законопроекта к           
рассмотрению во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Ионин Дмитрий Александрович.                                        
                                                                                
ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, ну, коллега меня опередил с вопросом про роскошное        
жильё, тогда другой вопрос. Давайте сделаем срок ипотечных каникул год.         
Почему именно шесть месяцев? Почему на этом авторы остановились, ведь за год    
больше шансов выйти из сложной жизненной ситуации у среднестатистического       
россиянина?                                                                     
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, полгода взяли в связи с тем, что мы снимаем нервотрёпку,      
связанную с взаимоотношениями гражданина и кредитной организации. Ведь          
зачастую банки и без закона шли навстречу (зачастую и не шли, это тоже надо     
признать), но вот за этот период, когда гражданин не мог платить по кредиту,    
набегали пени, штрафы и, как снежный ком, увеличивался долг гражданина перед    
банком. Сейчас у него появляется такой спокойный период, когда все свои         
проблемы и взаимоотношения с банком он может постараться урегулировать. Это     
во-первых. Во-вторых, мы посмотрели статистику, как люди трудоустраиваются,     
если они теряют работу: три месяца в среднем уходит на то, чтобы найти          
работу, чтобы нормально потом можно было бы работать с кредитной организацией   
по оплате кредита. Давайте поправку рассмотрим, но пока вот такой подход.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Костенко Наталья Васильевна.                                        
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Коллеги, важнейшая инициатива, и спасибо большое Вячеславу Викторовичу и        
Владимиру Владимировичу за то, что наконец-то эта проблема решается. Лично я    
год назад убеждала Центробанк в этом, но никакого эффекта не было. Поскольку    
такой законопроект принимаем, мне кажется, нужно сделать его максимально        
защищающим наши семьи, и в связи с этим вопрос. Законопроект предусматривает,   
что при наступлении ипотечных каникул кредитор обязан направить заёмщику        
уточнённый график платежей не позднее окончания льготного периода, а это        
шесть месяцев. Таким образом, если люди получат график в конце льготного        
периода, они не смогут ни планировать свою жизнь, ни иметь подтверждение, что   
вообще есть этот льготный период. При этом ГК у нас предусматривает более       
короткие сроки представления графика. Почему бы нам не использовать             
действующую норму, вместо того чтобы придумывать новую?                         
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Хороший и правильный вопрос, я думаю, что мы ваше предложение     
обязательно учтём.                                                              
                                                                                
В этом законопроекте уже есть норма о том, что если вдруг гражданин решил       
сам, добровольно отказаться от ипотечных каникул, у него появились              
возможности платить по кредиту, то банк в течение трёх дней после обращения     
гражданина должен направить ему уже новый график выполнения обязательств по     
кредиту. То же самое можно прописать и вообще для всех обращений граждан, по    
которым уже приняты решения, что в течение трёх дней банк должен представить    
соответствующий порядок оплаты кредита после окончания ипотечных каникул.       
Абсолютно правильная постановка вопроса, я её поддерживаю.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли необходимость обсудить данный законопроект, учитывая, что      
много вопросов прозвучало? Нет.                                                 
                                                                                
У "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" есть вопросы - это опять, ещё раз нас убеждает в том,   
что нет диалога между фракцией и комитетом, который возглавляет представитель   
фракции. Либо есть внутренняя конкуренция, Анатолий Геннадьевич. Скорее         
всего, конкуренция.                                                             
                                                                                
Депутат Гартунг настаивает. Пожалуйста, если нет больше записавшихся... (Шум    
в зале.) Есть ещё конкуренция: фракция ЛДПР, депутат Катасонов настаивает.      
Коллеги, два выступления... Третье - от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Тогда запись     
объявляем.                                                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Коллеги, ведь все поддерживаем законопроект, правильно?..                       
                                                                                
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. От фракции, Валерий Карлович?             
                                                                                
Выступление от фракции - поставьте семь минут.                                  
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, я думаю,    
мне семи минут не понадобится.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я вышел на эту трибуну показать вам проект закона, который   
уже почти два года лежит в Государственной Думе. Это проект закона фракции      
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" о предоставлении каникул, если человек попадает в         
трудную жизненную ситуацию, тогда мы просили о каникулах сроком всего три       
месяца. Вот этот законопроект, он был внесён в Государственную Думу, у него     
есть номер. Зачитаю заключение Правительства Российской Федерации на данный     
законопроект: "Вместе с тем необходимо учитывать, что предусмотренная           
законопроектом обязанность удовлетворения банком требования заёмщика..." Ну и   
так далее. Короче говоря, здесь написано, что это приведёт к тому, что банки    
будут пытаться компенсировать свои экономические потери другими способами, в    
том числе путём повышения процентных ставок, что может привести к               
отрицательным социальным последствиям, поэтому Правительство Российской         
Федерации нашу инициативу не поддерживает.                                      
                                                                                
Я спросил у коллеги Аксакова, есть ли заключение правительства, - почему я об   
этом спросил? Потому что в документах его нет, а мне было интересно: как же     
поменялась ситуация? Ведь законопроекты об одном и том же, предложенное в       
законопроекте, который внесли мы два года назад, и то, что сказал президент,    
- это, по сути, одно и то же. Получается, что вдруг поменялась позиция          
правительства, ну и, судя по всему, позиция депутатов Государственной Думы.     
                                                                                
Мы, конечно же, поддержим этот законопроект. Вместе с тем хотелось бы           
сказать, что наш проект закона распространялся на все потребительские           
кредиты, а этот - только на ипотечные, в этом большая разница. Мы считаем,      
что надо принимать данный законопроект, но также учесть положения того          
проекта закона, который мы внесли ещё два года назад.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Увы, это не одно и то же, потому что вы были в одиночестве, а данный            
законопроект внесён представителями фракций КПРФ, ЛДПР, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и       
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Если бы не поленились и убедили всех в необходимости,    
в правильности этого решения, возможно, мы приняли бы раньше такой              
законопроект. Почему вы сегодня обращаетесь к тем, кто смог убедить в том       
числе правительство, почему не обращаетесь к себе?                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот видите. Инициатива может остаться только              
инициативой, а вот если убедить Ивана Ивановича, Владимира Вольфовича,          
которые являются авторами законопроекта, Анатолия Геннадьевича Аксакова,        
который также является руководителем профильного комитета, мы выходим на        
принятие таких решений. Но банки мы с товарищем Аксаковым не смогли убедить:    
их вчера убедил наш президент Владимир Владимирович Путин. Видите, насколько    
жизнь сложна. А так можно, конечно, большое количество инициатив выдвигать и    
потом избирателям рассказывать, что было бы, если бы их поддержали, но внести   
инициативу - это полдела, даже, может быть, не полдела, а меньше. До этого      
нас и Гарри Владимирович не поддерживал, а теперь тоже поддерживает. Да,        
Гарри Владимирович? (Оживление в зале.) И Александр Юрьевич.                    
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".              
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня это главная тема в    
повестке дня, поэтому мы её так активно обсуждаем и действительно предлагаем    
не останавливаться. Это первый, очень важный, знаковый шаг, теперь у нас есть   
поддержка правительства, президента, уверен, и поддержка всего народа будет,    
но давайте продолжать двигаться в этом направлении.                             
                                                                                
Недавно один наш самый ответственный и эффективный руководитель                 
правительства, один из руководителей правительства - я просто не могу его       
называть, так как, может быть, раскрою какие-то секреты, но вы поймёте, о ком   
я говорю, - представил информацию, что значительная доля суицидов в его         
ведомстве происходит именно из-за этой кредитной кабалы, этой петли на шее.     
Разве это не удар в набат для нас?! И в первую очередь речь как раз не об       
ипотечных кредитах, а о микрофинансовых удавках - вот эта петля на шее          
является причиной огромного количества суицидов. Ну а потребительские кредиты   
- это вторая беда, беда для миллионов наших сограждан. Так что, сделав этот     
шаг, мы не должны останавливаться, мы должны идти дальше и вместе говорить      
уже о том, о чём говорят по отдельности представители и ЛДПР, и                 
Коммунистической партии, и нашей партии, - о возможном объявлении кредитной     
амнистии для тех граждан, которые уже точно не имеют возможности выбраться из   
этой кабалы с тысячей процентов. Там нет никаких перспектив, а дать каникулы,   
о чём говорил Валерий Карлович, - это так, один раз на полгода сделать          
свободнее эту петлю на шее. Нам всем нужно поставить этот вопрос в число        
самых важных, приоритетных. Давайте проверим те организации, которые наших      
граждан - их миллионы - загнали в угол, получают с них по тысяче процентов. Я   
уверен, что, если спросить, платили ли они налоги с этой деятельности, ответ    
будет не в их пользу. Этим нужно заниматься, нужно помочь людям. Это будет не   
в полной мере амнистия, не предлагается простить кредиты, но освободить от      
этих сотен и тысяч процентов всех граждан России мы просто обязаны. Давайте     
возьмём на себя решение такой задачи, поставим чёткие сроки, определим          
персональную ответственность, господин Аксаков к этому готов, наша фракция -    
за. Действительно, давайте все вместе такой законопроект подпишем, предложим    
к рассмотрению, я уверен, поддержка и правительства, и Гарри Владимировича      
будет опять.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, фракция ЛДПР. От фракции.    
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Михайлович.                                                  
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Вячеслав Викторович, мы поддерживаем данный законопроект. Вы    
спрашивали, следует ли обсудить эту тему, - наша фракция считает, что если      
есть варианты, как улучшить законопроект во втором чтении, дать поправки от     
фракций, то выступать нужно. Ну а просто выйти на трибуну и сказать, что        
фракция ЛДПР поддерживает, - я думаю, этого, конечно, мало.                     
                                                                                
Перейду к конкретике. Отмечу несколько моментов, обращаясь к авторам, к         
Анатолию Геннадьевичу, по сути законопроекта. Несколько поправок мы хотели бы   
увидеть ко второму чтению, Анатолий Геннадьевич. В чём их смысл?                
                                                                                
Можно воспользоваться ипотечными каникулами в том случае, если не изменялись    
условия договора, - так написано в статье 3 законопроекта. Но у нас есть вера   
в то, что ставка упадёт, мы в это верим. Более того, эта вера основывается на   
требовании президента. Вполне допустимо, что изменится ставка в сторону         
уменьшения, и это формально может являться изменением объективных условий       
договора. Получается, тогда невозможно будет воспользоваться этими              
каникулами, поэтому, Вячеслав Викторович, мы считаем, что во втором чтении      
нужно будет этот момент поправить.                                              
                                                                                
Следующее. В проекте документа написано чётко об обстоятельствах трудной        
жизненной ситуации: заёмщик, например, получает инвалидность. Но мы знаем,      
что, как правило, рассматривается в целом семья, доходы складываются, и в       
случае, если супруга или супруг, не важно кто, кто-то из членов семьи           
получает инвалидность, происходит явная потеря в доходной части. Поэтому, я     
думаю, надо здесь тоже проанализировать, почему только о заёмщике речь идёт,    
мне кажется, и для супруга надо предусмотреть это.                              
                                                                                
Следующий вопрос. В качестве критерия оценки снижения зарплаты мы ставим 30     
процентов. Ну вот из моего опыта: когда люди приходят на приём и поднимают      
вопрос об улучшении жилищных условий, то в основном, конечно, надо сказать      
правду, речь идёт о социальном жилье, поскольку многие люди не попадают в       
категорию, которым банк может предоставить ипотеку. Вот по моим оценкам, могу   
сказать, что половина нашего населения не может воспользоваться этим            
инструментом, ипотекой, потому что доходы не соответствуют требованиям. Там     
же у нас как? Надо не только прожить, скажем, как сегодня мы требуем от         
правительства, чтобы брали уровень прожиточного минимума... Хотя наша фракция   
считает, что надо это менять - надо говорить не о прожиточном минимуме, а о     
минимальном бюджете. Но банк, возвращаясь к теме нашего закона, говорит, что    
половину средств нужно потратить, не больше, на выплату обременений в           
соответствии с данным законопроектом. Если у нас достаточно большое             
количество граждан живёт от зарплаты до зарплаты без этого, то представляете,   
что будет, если им в 2 раза, скажем так, повысить сумму для получения права     
заключить договор? Всё это достаточно напряжённо: все члены семьи складывают    
все свои доходы, получается впритык, а банк смотрит - если 50 процентов, то     
да, а если 60 и так далее... Вот вы ставите критерий потери возможности         
платить - 30 процентов, но я понизил бы эту планку, мне кажется, даже потеря    
10-15 процентов доходов в принципе уже должна быть основанием для того, чтобы   
соответствующую возможность предоставить. Кстати, мне кажется, есть категория   
заёмщиков, которые при потере 10-15 процентов могут выйти из положения сами.    
                                                                                
Давайте реально посмотрим: кто этими каникулами может эффективно                
воспользоваться с точки зрения банков? Те, у кого возникает необходимость       
оплатить лечение, возникает какой-то временный форс-мажор и нужно               
аккумулировать средства - направить их либо на лечение кого-то из членов        
семьи, либо на оплату обучения, либо на какие-то разовые траты. Конечно же,     
те, кому мы предоставляем каникулы в связи с инвалидностью, потерей работы...   
Я думаю, это более сложный случай. Мы общались, проводили "круглый стол"        
вместе с Анатолием Геннадьевичем - здесь, конечно, такие ипотечные каникулы     
вряд ли смогут помочь, но решение этого вопроса нам надо искать.                
                                                                                
Вы помните, на "круглом столе" поднимался вопрос о страховании. И сегодня       
этот элемент не запрещён, но, я думаю, 100 тысяч заёмщиков, о которых вы        
говорите, - в процентах это немного, 2 процента, а вот в абсолютной величине    
100 тысяч заёмщиков - это много семей. С одной стороны, мы посмотрели, какие    
сегодня ставки по страхованию этих кредитов, они варьируются от 0,3 до 1,5      
процента, и практически 1,5 процента суммы в год - наверное, это нагрузка, то   
есть, если ставка 9 процентов плюс ещё 1 процент в год, это нагрузка. С         
другой стороны, надо чётко понимать: это абсолютная уверенность человека в      
том, что в случае потери возможности платить из-за несчастного случая,          
чьей-то гибели и так далее квартира останется. Вот здесь у нас, мне кажется,    
есть ресурс, мы могли бы его использовать.                                      
                                                                                
Я помню, что по этому пути шли строители. Помните, создавались                  
компенсационные фонды в целях страхования и так далее? Мне кажется, этот        
путь, если мы найдём возможность снизить нагрузку, очень удобен для банков,     
потому что они снижают ставку в случае страхования, он удобен для наших         
граждан, которые могут действительно потерять квартиру. Но кстати, в            
договоре, где написано, что ипотечные суммы после гашения платятся, вот этого   
страхового случая вообще нет. Де-факто получается, что если страхование         
будет, то этот закон не распространится на выплату после, то есть банк          
формально... Здесь нужно внести поправку на случай, если кредитный договор      
застрахован.                                                                    
                                                                                
Вот такие конкретные предложения, я думаю, всё-таки улучшат общие положения.    
В целом фракция ЛДПР однозначно будет поддерживать законопроект и направит      
свои поправки в комитет.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".         
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. С места можно?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С места.                                                  
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы    
продолжить тему, которую поднял в вопросе о нотариальном удостоверении сделок   
с долями.                                                                       
                                                                                
Первое. Здесь были приведены неверные цифры по стоимости этих сделок: есть      
твёрдый тариф, и любая сделка с недвижимостью, связанная с долями, стоит 8,2    
тысячи рублей, другой цены быть не может. Сумма 50 тысяч рублей, которая была   
названа, как раз таки возникнет в случае, если отменить нотариальное            
удостоверение сделок с долями. Тогда гражданам придётся обращаться к            
посредническим риелторским фирмам, и сумма, которую они будут платить за        
подготовку документов для регистрации, как раз таки будет составлять 50 тысяч   
рублей.                                                                         
                                                                                
Кроме того, я продолжаю настаивать на том, что рассматриваемая норма - это не   
предмет регулирования данного закона, всё-таки вопрос о нотариальном            
удостоверении сделок и вообще о нотариате относится к ведению нашего комитета   
- комитета по законодательству. Наш комитет в известность об этом               
законопроекте, об этой норме, поставлен не был. Это вызывает сожаление,         
потому что мы в комитете предметно занимаемся этой проблемой, и об этом знает   
ГПУ президента. Вот я хотел бы знать, как комитет, который возглавляет          
коллега Аксаков, учтёт замечания ГПУ по этому законопроекту? Я позволю себе     
прочитать выдержку из заключения ГПУ.                                           
                                                                                
Обязательная нотариальная форма ипотеки долей в праве общей собственности на    
недвижимое имущество была введена лишь в 2018 году (то есть полгода назад).     
Эти нововведения по итогам широких обсуждений с привлечением экспертов и        
общественности были признаны наиболее эффективным способом защиты прав          
участников сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на            
недвижимое имущество, которые до этого характеризовались высокими рисками и     
большим количеством мошеннических действий, - именно эти нововведения           
законопроектом предлагается признать утратившими силу. Такое поспешное,         
хаотичное изменение норм законодательства Российской Федерации не               
способствует стабильности гражданского оборота. Признание норм, принятых        
менее полугода назад, утратившими силу требует серьёзного обоснования и         
представления убедительных аргументов, чего сделано не было. Как неоднократно   
отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, принципы юридического         
равенства и справедливости в правовом государстве требуют не только правовой    
определённости, но и предсказуемости правового регулирования, которое должно    
осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия к    
закону и действиям государства, предполагающий недопустимость внесения          
произвольных изменений в действующую систему правовых норм.                     
                                                                                
Мы очень просили бы, чтобы эти нормы во втором чтении были исключены из         
данного законопроекта. Если надо принять дополнительное решение по этой         
проблеме, то это должно быть предметом самостоятельного законопроекта,          
который должен быть в соответствующем порядке внесён в Государственную Думу.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Шулепов Евгений Борисович.                                          
                                                                                
ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы проголосуем за     
очень важный законопроект. Россияне ждут от власти, от нас, уважаемые           
коллеги, уверенности в завтрашнем дне, общество ждёт перемен к лучшему, и вот   
этот законопроект как раз способствует этому: с одной стороны, он повышает      
уверенность в завтрашнем дне, с другой стороны, он даёт надежду людям,          
попавшим в трудную жизненную ситуацию. В то же время данный законопроект        
создаёт большой стимул для принятия решений теми россиянами, которые готовы,    
но не решаются принять решение по ипотечному кредитованию. И конечно же,        
увеличение ипотечной массы, объёма ипотечных кредитов приведёт к увеличению     
объёмов строительства, что крайне необходимо, так как, мы все знаем,            
строительная отрасль является одним из главнейших локомотивов роста             
экономики.                                                                      
                                                                                
Но, уважаемые депутаты, президент дал нам чёткий сигнал, что мы должны          
смотреть в будущее: необходима долгосрочная стратегия ипотечного                
кредитования, мы должны чётко понимать, где и как мы найдём те 5 триллионов     
рублей, которые необходимы для выполнения поставленной президентом задачи по    
строительству 120 миллионов квадратных метров жилья. Мы должны чётко            
понимать, что снижение ставки по ипотечным кредитам до 8 процентов президент    
обозначил на ближайшую перспективу, мы же должны видеть, как довести эту        
цифру до 3-5 процентов в долгосрочной перспективе, а для сельских поселений     
это 1-3 процента. Коллеги, нам необходимо поставить перед Центральным банком    
очень чёткую задачу: недопустимо, чтобы в течение одного года ставки по         
ипотечным кредитам изменялись, росли за 10 и более процентов, для экономики     
это чрезвычайно важно.                                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, важно выработать системный подход к решению этой сложной,   
но чрезвычайно важной задачи для россиян и российской экономики. Ипотечное      
кредитование, конечно, растёт: на 3 триллиона рублей выдано кредитов в 2018     
году - это хорошо, это здорово, но впереди у нас непочатый край работы, и я     
призываю все фракции объединиться для решения этой важнейшей задачи. Фракция    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие данного законопроекта,             
приглашаю, коллеги, всех присоединиться к данному решению.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительства?                
                                                                                
Есть ли желание у докладчика использовать возможность выступить с               
заключительным словом?                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего    
хотел бы всех поблагодарить за поддержку законопроекта, за очень                
содержательные вопросы и предложения, которые мы будем учитывать при            
доработке законопроекта. Мы поставили себе очень короткий срок доработки        
документа - две недели на сбор поправок - и хотели бы, чтобы до наступления     
пасхальных выходных мы приняли этот законопроект в трёх чтениях, чтобы он как   
можно скорее вступил в силу.                                                    
                                                                                
Я хотел бы отреагировать, во-первых, на замечание по поводу замечаний ГПУ. Мы   
на сто процентов плотно взаимодействовали, и просто очевидно, что там нет       
отрицания этой идеи. Попросили, чтобы мы дали конкретные расчёты, почему это    
полезно и нужно, - такие расчёты будут подготовлены, и я уверен, что мы         
получим поддержку в том числе по этой позиции.                                  
                                                                                
И я хотел бы сказать в отношении призыва Вячеслава Викторовича, который         
сослался на слова президента о снижении процентных ставок по ипотечным          
кредитам. Конечно, эти ставки зависят в том числе от уровня инфляции, от        
уровня ключевой ставки, которую устанавливает Центральный банк. Мы видим, что   
ситуация с инфляцией выправляется, она имеет тенденцию к понижению, и, по       
всей видимости, к целевому показателю 4 процента во второй половине текущего    
года мы будем, ну, по крайней мере приближаться, а скорее всего, достигнем,     
и, вполне возможно, этот уровень будет даже ниже, и, соответственно, банки      
будут активно снижать процентные ставки, в том числе по ипотечным кредитам.     
Ну и известно, что президент в своём послании обозначил несколько социальных    
групп, которые могут за счёт субсидий государства получить ипотечные кредиты    
по более низким ставкам. Так что всё говорит о том, что совместная работа и     
над законодательством, и Центрального банка и правительства по снижению         
инфляции должна привести к выполнению поручений президента. Приглашаю всех к    
активной работе!                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Как мы все понимаем, речь идёт не только об уровне инфляции - это,              
собственно, не основной фактор, - но и, наверное, в первую очередь об уровне    
доходности банков, это тоже нужно учитывать, потому что доходность может быть   
разная, даже если уровень инфляции снижается. Наши банки демонстрируют          
хорошую доходность - и это является одним из ключевых факторов, условий для     
того, чтобы рассмотреть этот вопрос. Вот о чём идёт речь: есть предмет для      
обсуждения.                                                                     
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части        
особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые     
заключены с заёмщиком - физическим лицом в целях, не связанных с                
осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика    
по которым обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика)", 9-й вопрос повестки   
дня.                                                                            
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, за - 412, против - нет, воздержавшихся нет. Законопроект в   
первом чтении принят единогласно.                                               
                                                                                
Поздравляю, коллеги! Это решение серьёзное. Как сказал наш коллега Гартунг,     
два года назад инициировали данный законопроект.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, услышали. Смогли убедить КПРФ, ЛДПР, "ЕДИНУЮ          
РОССИЮ". Набиуллину президент убедил, у нас не получалось, поэтому              
законопроект откладывали и он был другого содержания - только будущие           
договорные обязательства, ипотечные договоры.                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, вы же знаете, что Эльвира             
Сахипзадовна - человек подготовленный, профессионал, на любой вопрос, даже      
если требуется назвать цифры по памяти, она может ответить в любое время дня    
и ночи.                                                                         

Заседание № 197

19.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 655479-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заёмщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1622 по 1649 из 4875
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Просьба рассмотрение          
законопроекта под пунктом 7 перенести на четверг, на 21-е число.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Комитет просит законопроект      
под пунктом 7 перенести на четверг, с тем чтобы дополнительно поработать над    
ним. В соответствии с Регламентом мы должны поставить на голосование этот       
вопрос.                                                                         
                                                                                
Ставится на голосование: рассмотрение законопроекта под пунктом 7 перенести     
на 21 марта. Просьба поддержать.                                                
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Законопроект под пунктом 7 переносится для рассмотрения на 21      
марта.