Заседание № 254

14.10.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 655245-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в отношении порядка участия политических партий в выборах в органы местного самоуправления в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4207 по 4765 из 6643
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты в отношении порядка участия политических партий в          
выборах в органы местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает   
Александр Николаевич Шерин.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы вам доложить о законодательной        
инициативе. Как сказал депутат Никитчук, скорее всего, ничего не светит         
депутатам, которые не являются представителями фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но я    
всё-таки рассчитываю на то обстоятельство, что в этом зале всегда находятся     
представители президента и правительства и информация о тех законодательных     
инициативах, которые мы вносим, может быть ими услышана и впоследствии          
принята на вооружение (как правило, это бывает со всеми инициативами, которые   
выдвигает фракция ЛДПР, правда проходят десятилетия).                           
                                                                                
Итак, уважаемые коллеги, суть вопроса заключается в следующем. Авторами         
законопроекта предлагается внести изменения в федеральные законы "О             
политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на    
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данные изменения           
закрепляют положение о том, что к участию в выборах в органы местного           
самоуправления в Российской Федерации допускаются только те политические        
партии, которые имеют свои региональные отделения в соответствующем субъекте    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Целью законопроекта является избрание в соответствующие органы местного         
самоуправления депутатов, обладающих всей полнотой информации о проблемах,      
стоящих перед соответствующей территорией, как говорится, знающих их изнутри    
и имеющих представление о путях преодоления этих проблем, а главное - имеющих   
желание находить их практическое решение. Наличие в соответствующем субъекте    
Российской Федерации регионального отделения политической партии также          
позволит избирателю оценивать практическую деятельность политической партии,    
эффективность её участия в решении проблем конкретного гражданина -             
избиратель будет иметь возможность сделать более правильный выбор при           
голосовании за кандидатов от той или иной политической партии.                  
                                                                                
Сразу хотел бы сказать, что наша партия, партия ЛДПР, никаких конкурентов не    
боится, мы ни в коем случае не расчищаем себе поле. Хотелось бы сказать, что    
Государственная Дума состоит из уважаемых людей, являющихся представителями     
известных политических партий, которые имеют за собой историю и уже             
давным-давно обозначили перед избирателями свою позицию по тем или иным         
проблемам, поэтому, если мы хотим экономических преобразований, движения        
Российской Федерации вперёд, нам нужно и на местном уровне не превращать        
выборы в фарс, а подходить к ним со всей серьёзностью.                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я вам приведу в качестве примера данные по выборам в         
Рязанскую городскую Думу в 2008 и в 2013 годах. Если в 2008 году в выборах в    
Рязанскую городскую Думу принимало участие семь избирательных объединений,      
пять из этих избирательных объединений прошло и тогда соответственно "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ", которая, наверное, ещё не совсем умела правильно использовать свой     
ресурс, получила на выборах 33,21 процента, то, обращаю ваше внимание, в        
выборах в эту же Рязанскую городскую Думу в 2013 году принимали участие аж      
двадцать одна политическая партия (наиболее популярные из них, я вам их         
назову обязательно, может быть, вы их знаете, были зарегистрированы по          
домашним адресам некоторых кандидатов, а самое отвратительное - это то, что     
приезжает из Москвы один уполномоченный представитель на десять избирательных   
объединений и подаёт документы на избирательные объединения), естественно, в    
сумме политические партии, которые не преодолели проходной барьер, получили     
аж 26,4 процента, - дьявол кроется в деталях! - соответственно партия "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ" получила на этих выборах (то есть через пять лет) уже 51,4 процента.    
                                                                                
Я на что обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги? У нас с этой трибуны очень   
много говорится о том, что мы хотим приблизить депутатов к избирателям и        
поэтому снова вносим изменения в избирательную систему по выборам депутатов     
Государственной Думы, в соответствии с которыми двести двадцать пять            
депутатов должны избираться по одномандатным округам, чтобы быть ближе к        
людям. Ну казалось бы, самый близкий депутат - это представитель органа         
местного самоуправления, неужели мы не можем сделать так, что если              
политическая партия зарегистрирована и имеет свои региональные отделения        
более чем в 50 процентах субъектов Российской Федерации - ради бога, пусть      
там баллотируется в органы местного самоуправления?! А если они не нашли        
кандидатов, если они не нашли местных жителей, чтобы организовать               
региональные отделения в этом субъекте Российской Федерации, то в каких         
выборах в органы местного самоуправления они могут участвовать?! Но здесь       
вопрос заключается ещё и в том, что существует норма, согласно которой для      
участия в выборах губернатора того или иного субъекта необходимо будет          
собрать нужное количество нотариально заверенных подписей депутатов органов     
местного самоуправления, пройти так называемый муниципальный фильтр.            
                                                                                
И также вам приведу факты о "демократичном" способе формирования органов        
местного самоуправления на примере моей любимой замечательной Рязанской         
области, где органы местного самоуправления на уровне районной Думы             
формируются следующим образом: половина депутатов - это главы сельских          
поселений, которые автоматически становятся депутатами, а половина депутатов    
делегируется депутатами органов местного самоуправления, то есть советов        
депутатов сельских поселений. Само собой разумеется, что большинство            
выдвигает в районную Думу себе подобных, как те депутаты, которые имеют         
большинство и в нашем парламенте, в нижней палате. На сегодняшний момент        
какие политические партии в Рязанской области смогут претендовать на то,        
чтобы собрать подписи депутатов без челобитной в органы федеральной власти в    
субъекте Российской Федерации, если все депутаты, избираемые в районную Думу,   
практически назначаются автоматически?! Поэтому, если мы сегодня говорим о      
том, что мы серьёзно подходим к определению власти на местах, если мы           
действительно хотим, чтобы депутат был близок к своему избирателю, давайте      
определимся с теми политическими партиями, названия которых, при всём           
уважении, не хочу их пиарить, возможно, кто-то и знает: "Новая Россия",         
"РОС", "ПАРНАС", ДПР, КПСС, "Гражданская позиция", СДПР, РПНУ, НПР,             
"КОММУНИСТЫ РОССИИ" (мои любимые), "Гражданская Платформа", РС, "СГ",           
"МОЛРОСС", - вот такие замечательные политические партии принимают участие в    
выборах в Рязанскую городскую Думу.                                             
                                                                                
Если мы с вами хотим, чтобы увеличилась явка избирателей, чтобы люди серьёзно   
относились к выборам, давайте сделаем так, чтобы в выборах принимали участие    
не буквы, не названия партий на бумаге, а действительно люди, действительно     
политические партии, которые работают на территории данного субъекта, у         
которых есть возможность формировать региональные отделения и выдвигать своих   
кандидатов. Если же мы хотим просто делить голоса избирателей тех               
политических партий, которые числятся как участвующие в выборах, и потом по     
принципу пропорционального распределения, или Империали, передавать их одной    
политической партии, то вы не будете мою инициативу поддерживать. А если        
наоборот, то поддержите.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
С содокладом выступает Ольга Михайловна Казакова.                               
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Совершенно понятно желание          
авторов законопроекта, и я хочу сказать, что, наверное, все мы хотим, чтобы     
те кандидаты, чтобы те депутаты, которые работают на местном уровне, знали      
проблемы, владели этими проблемами, были приближены к народу, как сказал        
автор законопроекта. При этом действующим законодательством уже предусмотрены   
требования, без выполнения которых участие политических партий в                
муниципальных выборах невозможно, - и вы уже сказали, автор законопроекта уже   
сказал об этом - а именно наличие, например, региональных отделений не менее    
чем в 50 процентах субъектов, но нужно отметить, что данные ограничения никак   
не соотносятся с нормой статьи 5 закона "О политических партиях", в которой     
говорится о территориальной сфере деятельности политической партии,             
определяется территориальная работа партий на всей территории Российской        
Федерации.                                                                      
                                                                                
К тому же мы с вами знаем, что политические партии создаются для обеспечения    
участия граждан в политической жизни всей Российской Федерации, а не только     
её отдельной части, они призваны формировать политическую волю                  
многонационального российского народа как целого, выражать прежде всего         
общенациональные интересы, цели их деятельности не должны ассоциироваться       
исключительно с интересами отдельных регионов, но в то же время они должны      
определять и умело сочетать в своей деятельности и общероссийские интересы, и   
интересы, которые совпадают с местными. При этом, я думаю, многие из нас        
считают, что те партии, которые действительно ответственно подходят к своей     
работе, создают не только региональные, но и местные отделения. Мы видели в     
том числе и на этих выборах, которые прошли вот только что, в сентябре,         
примеры того, о чём говорил выступавший, действительно это есть, и те партии,   
которые вы называли.... Знаете, мне кажется, избиратели сами разобрались, и,    
несмотря на то, что эти партии участвовали в выборах, действительно немногие    
поддержали тех кандидатов, которые не разбирались в местных вопросах, ничто     
не помешало избирателям не голосовать за представителей этих партий.            
                                                                                
К тому же хочу сказать, что предлагаемое данным законопроектом регулирование    
не распространяется на иные общественные объединения, которые тоже вправе       
выступать в качестве избирательных объединений на отдельных муниципальных       
выборах, а также это недопустимо в плане ограничения права политических         
партий на осуществление деятельности на всей территории Российской Федерации.   
                                                                                
Ещё хочу добавить, что предлагаемые ограничения, конечно, могут привести к      
искусственному партийному строительству "сверху", при этом граждане в тех       
субъектах, где отсутствуют региональные отделения политических партий, будут    
ограничены в реализации как активного, так и пассивного избирательного права,   
что, конечно же, недопустимо.                                                   
                                                                                
Комитет наш не поддерживает данный законопроект, и то же самое я могу сказать   
от фракции: мы этот законопроект не поддерживаем.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна.                                
                                                                                
Вопросы есть? Да.                                                               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемая Ольга Михайловна, у нас в стране 100 тысяч избирательных участков,    
25 тысяч муниципальных районов - как может участвовать в выборах партия,        
которая заявила списки в пяти регионах, но при этом действует в границах        
избирательного округа города Москвы? Ну вы же просто стимулируете такие         
выборы!                                                                         
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Николай Васильевич, я уверена, что сегодня избиратель уже        
настолько грамотный и настолько, знаете, может быть, капризный, можно так       
сказать, что он разберётся, когда к нему придут кандидаты, он почувствует,      
что кандидат не может ответить на те вопросы, которые его волнуют.              
                                                                                
И опять же, смотрите, мы с вами увидели - выборы сентябрьские нам с вами это    
показали, - что те кандидаты, которые владели ситуацией, прошли, а те партии,   
которые действительно, как вы говорите, были номинальными, ничего не получили   
на выборах, они только ещё раз доказали, что тот, кто не работает на местном    
уровне, не получает поддержки.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к докладчику - к Александру Николаевичу.                          
                                                                                
Александр Николаевич, скажите, пожалуйста, вот вы докладывали о                 
представительных органах местного самоуправления, а будет это относиться к      
выборам глав органов местного самоуправления или нет?                           
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Да, я предполагаю в том числе и это, но я ещё хотел бы обратить     
особое внимание на то, что здесь речь идёт о выборах в органы местного          
самоуправления на тех территориях, где у политической партии нет                
зарегистрированного регионального отделения. Вот в тех регионах, где у          
политических партий с названиями КПСС, "СГ", ДПР и так далее есть               
зарегистрированные региональные отделения, они, соответственно, собирают        
подписи - как они это умудряются делать, не знаю, но как-то они их собирают,    
находятся люди, которые им подписи дают, - выдвигают и регистрируют своих       
кандидатов, а в тех регионах, где у них нет региональных отделений, они в       
выборах в органы местного самоуправления принимать участие не могут, но         
участвовать в выборах, допустим, в региональный парламент им этот закон не      
запрещает.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Ольге Михайловне.                                
                                                                                
Ольга Михайловна, вы абсолютно правильно говорите, всё абсолютно достоверно,    
но вот я сижу и думаю: партия, которую регистрируют, - это пятьсот человек,     
ну как может партия в пятьсот человек участвовать, как вы настаиваете, в        
выборах - ущемлять нельзя! - по всей России? Конечно же, они есть только в      
нескольких регионах, да и всё, да и в этих-то регионах их членов будут          
единицы. Вы уж не отрицайте, что эти партии специально создают, чтобы           
растащить голоса, - не дай бог, пройдёт оппозиция в таком количестве, в         
котором сможет что-то да и приостановить, вот здесь в частности.                
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Михайловна Казакова, пожалуйста.                    
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Тамара Васильевна, спасибо за вопрос. Конечно, я с вами          
согласна, мы можем подвергать сомнению деятельность таких партий, но то, о      
чём вы сказали, - это не я утверждаю, закон даёт такие формулировки: и о        
количестве членов партии, и о том, что в 50 процентах субъектов у партии        
должны быть зарегистрированы региональные отделения. Тамара Васильевна, ещё     
раз говорю, посмотрите, сентябрьские выборы доказали, что те люди, которые      
сильны, те партии, которым доверяют, они и получают доверие наших избирателей   
и проходят, вы в этом сами убедились в том числе на примере своего кандидата.   
Говорить о том, что люди не разберутся и нам нужно ограничивать их права,       
наверное, преждевременно, нужно отталкиваться от того, что хочет сегодня наш    
избиратель, а избиратель хочет иметь выбор - мы возможность выбора даём, а      
затем уже избиратель сам его делает, и, мне кажется, это правильно.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Очень трудно согласиться с доводами многоуважаемой Ольги          
Михайловны, поскольку, как справедливо было отмечено, речь идёт о выборах в     
местные органы власти. Вообще, очень большая дискуссия была, когда мы выборы    
по пропорциональной системе спускали на уровень муниципалитетов, в связи с      
тем, что вопросы местного значения аполитичны по своему содержанию. Ни одна     
партия не будет против, например, вывоза мусора или травли крыс -               
коммунальные вопросы, вопросы местного значения не политические по своему       
характеру. Однако главная задача, которую авторы этого подхода ставили перед    
собой, - развитие партийной системы и стимулирование создания структурных       
подразделений партий в том числе в городских, сельских поселениях,              
муниципальных районах. И им это удалось, поскольку после введения нормы о       
выборах по смешанной системе в муниципалитетах существенно преуспели те         
партии, для которых партийное строительство действительно является одним из     
приоритетов деятельности, а участие в выборах, продвижение своей программы -    
конечной целью. А то, что кому-то что-то не понравилось в выборах 2011 года и   
поэтому решили пойти на столь серьёзные уступки, резко снизив численность,      
необходимую для регистрации партии... Мы, фракция ЛДПР, изначально этот         
подход не разделяли, а если и разделяли в момент принятия закона, то по         
итогам проведённых трёх единых дней голосования можно сделать вывод о том,      
что эти партии откровенно фейковые и большая часть из них абсолютно никакой     
активной деятельности не ведёт. Да, в большом количестве регионов есть          
серьёзные политические структуры, они довольно активно в избирательных          
кампаниях участвуют, однако большая часть тех партий, которые получили          
свидетельства о регистрации, имея пятьсот с небольшим членов партии, конечно    
же, создают неблагоприятный фон для лидеров партийной гонки, для старожилов     
политической системы, для думских партий и для партий, чьи представители        
где-то в регионах прошли в законодательные собрания.                            
                                                                                
Если мы говорим о развитии политической, партийной системы, то, вне всякого     
сомнения, честных игроков, то есть тех, кто не использует какие-то              
запрещённые приёмы, допинг (если, допустим, проводить аналогию с конкуренцией   
в спорте), или тех, кто работает по правилам рынка, не участвует в картельных   
сговорах, действует исключительно по закону, соблюдает правила игры, законы     
честной, чистой конкуренции (если сравнивать с экономической сферой),           
государство должно поддерживать. Однако вот такой фон, эти дублёры, этот        
планктон размывают... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты.                                      
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Минуты достаточно.                                                
                                                                                
Конечно, этот фон существенно размывает... Вы сказали, что к избирателю         
придут кандидаты и он сделает выбор, - так в том-то и дело, что не придут те,   
кого не существует. Люди, москвичи в основном, жители Центрального              
федерального округа, которые появляются в списках от Камчатки до                
Калининграда, - это абсолютный фейк. Это же просто смешно, это издевательство   
над избирательной системой! А потом мы с вами удивляемся: почему падает явка    
на выборах? Да потому что люди не верят в этот государственный институт, в      
институт партий, не верят в институт выборов! Явка на выборах в городских       
округах, в центрах субъектов была чудовищная в этом году - 17, 19, 20           
процентов, 21 процент, то есть 80 процентов граждан вообще не участвуют в       
выборах там, где в списках такие партии появляются.                             
                                                                                
Конечно же, нужна разумная государственная политика по поддержке тех игроков,   
которые стараются играть по правилам и не преследуют сиюминутную цель           
провести одного-двух человек где-то по стране, чтобы потом получить             
возможность участвовать в других избирательных кампаниях на равных с думскими   
партиями основаниях.                                                            
                                                                                
Мы, фракция ЛДПР, конечно, поддержим своих коллег, Александра Шерина и других   
авторов законопроекта, и призываем другие, в первую очередь оппозиционные       
фракции присоединиться к нам и проголосовать за.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Сергеевич Шурчанов.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, с одной стороны, мы за этот законопроект, а с другой -       
против, потому что у нас в стране партийное строительство во многом             
искусственно и если мы сегодня примем такой закон, то эта искусственность       
будет возрастать, власти, заинтересованные в сохранении своего монопольного     
положения, будут искусственно развивать партийное строительство, выставлять     
фиктивных кандидатов, которых в регионах, муниципальных образованиях никто не   
знает, но тем не менее они будут участвовать в выборах и достигать              
результатов. С другой стороны, если сегодня мы проголосуем за законопроект,     
то появятся те самые возможности и некоторые преимущества у действительно       
нормальных партий и политическая система будет больше соответствовать           
нынешнему положению в стране, чаяниям, интересам и запросам избирателей.        
                                                                                
Но я хотел бы вернуться к главному вопросу. Вот какие бы законы мы сегодня ни   
принимали, если нет нормальной системы контроля, нет справедливости, будут      
продолжаться фальсификации и злоупотребления - как это имело место у КПРФ по    
Республике Марий Эл, у ЛДПР по Амурской области, - и мы никогда нашу            
политическую систему не разовьём. Нужно расширять возможности партий по         
контролю за подведением итогов выборов, по крайней мере, у партий должна        
появиться возможность заявить требование о пересчёте голосов. Если мы сегодня   
этого не сделаем, то и дальше будет, в общем-то, вот такое положение, как в     
Марий Эл, где глава, по сути дела, переизбран незаслуженно, - там было очень    
много фальсификаций и сейчас идут судебные процессы. Ну и про Амурскую          
область вы тоже знаете - про ЛДПР, - какое там положение.                       
                                                                                
Вот на этом я и хотел бы завершить. Спасибо за внимание.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Здесь Ольга    
Михайловна апеллировала к избирателям. Уважаемая Ольга Михайловна, вот я        
нарисовал диаграмму явки во всех регионах, в которых выбирали губернаторов,     
и, к сожалению, в одних регионах это чуть-чуть искривлённая, практически        
прямая линия, а в других это, так сказать, кардиограмма преступника или         
алкоголика, находящегося в предынфарктном состоянии, и вот так вот у него       
прыгает. Это о чём говорит? Вот там, где такая кардиограмма, там жулики, не     
стесняясь и забыв о том, что рядом такие же районы, беспощадно вбрасывали       
бюллетени, и именно это говорит о том, что политическую технологию нельзя       
возводить в ранг закона.                                                        
                                                                                
Вы же знаете, что в том числе и мы с вами потратили 25 миллиардов рублей на     
то, чтобы усовершенствовать работу избирательных комиссий, однако эти 25        
миллиардов непонятно куда выбросили и всё видеооснащение комиссий куда-то       
делось. Мы с вами внедрили КОИБы уже третьего поколения, а КОИБ, в общем-то,    
ящичек небольшой, и если мы с вами на выборах применим... Сегодня в Минюсте     
зарегистрировано 78 партий и движений, вот и представьте, что это такое,        
когда 78 названий внесены в избирательный бюллетень, - да ни один КОИБ не       
вместит все бюллетени, даже если это маленький участок, на триста человек, а    
представьте, что это городской участок на две с половиной тысячи человек, от    
двух до трёх тысяч!                                                             
                                                                                
Далее. Вам же не зря уже три человека сказали... Я лично анализировал... Вот    
можете зайти на сайт Центризбиркома и посмотреть все списки партий, которые     
участвовали в выборах, и вы сразу увидите, что, допустим, у Коммунистической    
партии социальной справедливости списки фактически во всех регионах             
одинаковые, у "КОММУНИСТОВ РОССИИ" с товарищем Максимом в большей части         
регионов, за редким исключением, списки одинаковые - я могу вам и дальше        
перечислять.                                                                    
                                                                                
Опасность ведь в чём заключается? Мы тратим гроши на то, чтобы печатать         
бюллетени, и мы на самом деле умышленно вводим в заблуждение избирателей. У     
нас ведь самая реальная явка на выборах была в Новосибирске, хоть его здесь и   
критиковали, там почти не фальсифицировали, за исключением голосования вне      
помещения для голосования. Вот вы можете меня проверить: ну невозможно, чтобы   
больше ста человек вне помещения проголосовали, а в Ростове-на-Дону это уже     
взяли за правило - от пятисот до семисот человек. Ну это физически              
невозможно: это надо с участка дойти до дверей, позвонить, заполнить            
бюллетени... Но ведь это за правило принято, понимаете?!                        
                                                                                
Вот эти вопросы... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Надо освободить список от фиктивных партий. Что                
фирма-однодневка, что партия-обманка - это фактически одно и то же. У нас в     
Уголовном кодексе есть статьи с санкциями за незаконное предпринимательство,    
за присвоение чужого имущества. Вот представьте партию, которая "нарисовала"    
себе список и потом "с голоса" получает деньги, - это как называется? Это       
называется "присвоение государственных средств", а если много приписано - "в    
особо крупных размерах". Вот в чём проблема, а вы над этим не задумываетесь,    
а ведь у нас сплошь и рядом сегодня так: у нас фактически в 60 процентах        
субъектов были сверхнарушения, потому что, если не наказать зло, оно            
разрастается, понимаете? Кроме того, вы должны понимать, что это провоцирует    
социальный протест. Почему люди не ходят на выборы? Они не ходят на выборы не   
только из-за того, что нищета и детей надо в школу вести, но и потому, что во   
многих регионах уже не верят в институт выборов, а вы, покрывая такие           
нарушения, как раз стимулируете развитие этого процесса.                        
                                                                                
Если мы хотим нормального развития страны и не хотим повторения Болотных и      
прочего, то мы должны шире развивать демократические институты, и в данной      
ситуации я бы вернулся к законопроекту, который Дмитрий Анатольевич Медведев,   
будучи президентом, вносил, - о том, чтобы распространить выборы по партийным   
спискам на муниципальные образования, вплоть до сельских, тогда мы будем        
развивать партийную структуру. И ещё я бы для строительства партийной           
структуры ограничил выборы парламентскими партиями. Поверьте мне, от этого      
был бы только плюс: тогда бы люди заинтересовались политикой и более            
ответственно - как раз по-вашему - относились и к программным установкам.       
                                                                                
Мы поддержим этот закон.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Законопроект, конечно, очень нужный: хотя он и не все моменты    
выборной кампании определяет, тем не менее это хотя бы попытка сделать её       
более честной.                                                                  
                                                                                
Я хотела бы провести некоторый экскурс в историю. Вспомним, как долго люди      
боролись за то, чтобы иметь право избирать, сколько крови было пролито, и тем   
не менее сегодня граждане совершенно перестали ценить выборы, забыли, как это   
было раньше, как этого добивались. Вспомните первую царскую Думу:               
имущественный ценз определял, кто там будет, это было самое главное, рабочих    
туда не пускали, потому что у них ничего не было, никакого имущества. А         
сегодня это право дано всем, в Конституции записано, так почему же мы его всё   
время опошляем? Только начали чуть-чуть, немножко выстраивать нашу              
политическую систему, более-менее, - и сразу власть... Конечно, власть          
никогда не хотела отдавать бразды правления, так было всегда, так есть и        
сейчас, и опять она начинает придумывать всевозможные ходы. На прошлых          
выборах придумали "Народный фронт" и всем объясняли, что это не "ЕДИНАЯ         
РОССИЯ", нет, это "Народный фронт" и он будет по-настоящему заботиться... Где   
этот "Народный фронт"? Его уже никто не помнит - они все вместе сидят, все      
вместе голосуют! Так же и многопартийность придумали - для чего? Для того,      
чтобы обозлённый человек пришёл на выборы - говорите, строка "Против всех"      
появилась, но не во всех регионах она есть - и стал ставить галочки где         
попало! Я не буду повторять то, о чём мои коллеги уже говорили, - о явке.       
Вопрос явки у нас не прописан в законе: хоть сколько придёт, хоть никто не      
придёт - выборы состоялись! И на выборы стали ходить уже только те, кто         
заинтересован в них, то есть чиновники - я говорила уже об этом, - и их         
семьи, а кроме того, военные, студенты, то есть те, кого заставляют, а          
рабочий люд уже вообще не ходит на выборы. Поэтому когда говорят, что пятьсот   
человек - это партия, когда говорят, что мы создаём Общественную палату         
(непонятно для чего сидят, как бы ещё раз регулируют... смотрят законы), -      
вообще не поймёшь, какая у нас система выстраивается в стране!                  
                                                                                
Я считаю, что закон этот сегодня надо принимать. Ещё раз повторяю, он не        
решит всех проблем, но тем не менее... Вот смотрите, мы говорим об              
одномандатных округах. Я сама прошла три раза по округу, но тогда, когда ещё    
только начинала зарождаться у нас демократия, ещё не было, честно говорю,       
такой изощрённости, ещё, можно сказать, была надежда на то, что всё будет       
честно, а потом это стало невыгодно партии власти - так давайте по спискам      
выбирать! И каждая партия стала формировать список. Сделали по спискам - ага,   
тоже не получается, стало понятно, что за "ЕДИНУЮ РОССИЮ" не голосуют, - так    
давайте снова попробуем округа, пополам сделаем, введём смешанную систему! То   
есть власть таким образом пытается сохранить свою власть, а люди хотят от нас   
одного - они хотят лучшей жизни, и вот если мы, парламентские партии, её        
сегодня не обеспечим, то цена нам тоже будет грош!                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Николаевич, вам слово, пожалуйста.                                    
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Огромное спасибо, коллеги, за поддержку. Я хотел бы ещё раз         
осветить основные моменты этого законопроекта в ответ на те слова, которые      
были сказаны моими оппонентами.                                                 
                                                                                
Во-первых, мы ни в коем случае не хотим ограничить волеизъявление граждан, их   
право выбора - напротив, этот законопроект подчёркивает наше уважение к         
избирателям. Мы хотим, чтобы у избирателей была возможность приходить на        
избирательные участки и голосовать за реальных кандидатов и реально             
существующие политические партии. Я считаю, что это неуважение - когда мы       
избирателям подсовываем десять или одиннадцать политических партий, которые     
финансируются фактически из одного кошелька, и когда списки вносятся            
фактически одним уполномоченным от десяти политических партий. И наверное, я    
не открою никакого секрета, сказав, что в органе местного самоуправления не     
может быть двадцать одно различное мнение по проблеме ЖКХ, поэтому всем ясно,   
кому выгодно, чтобы было большое количество мифических, практически не          
существующих политических партий.                                               
                                                                                
Ещё раз обращаю особое внимание на то, что данные политические партии, как бы   
они ни назывались, где бы и как бы ни работали, в соответствии с                
законопроектом не теряют права участвовать в выборах в органы местного          
самоуправления на территории того субъекта Российской Федерации, где у них      
зарегистрировано региональное отделение, но проблема заключается в том, что,    
видимо, слишком накладно финансировать из одного кармана такое количество       
политических партий, которые не будут допущены - в случае принятия этого        
закона - к выборам в органы местного самоуправления на территории тех           
субъектов, где не удосужились зарегистрировать свои региональные отделения,     
поскольку от региональных отделений, естественно, требуется периодически        
отчитываться перед избирательной комиссией, перед налоговой службой о своей     
деятельности, перед Минюстом согласно закону "О политических партиях". Мы       
подталкиваем эти политические партии к тому, чтобы они развивались, и они       
могут заблаговременно зарегистрировать региональные отделения, начать           
заниматься там соответствующей работой с избирателями, чтобы участвовать в      
выборах в органы местного самоуправления.                                       
                                                                                
Я хотел бы дополнить ответ Валентину Сергеевичу Шурчанову по вопросу о          
выборах руководителей органов местного самоуправления. На примере своей         
любимой Рязанской области скажу, что в МСУ у нас избираются только главы        
сельских поселений, а так называемые сити-менеджеры и главы администраций       
муниципальных образований уже давным-давно абсолютно известным всем             
большинством назначаются.                                                       
                                                                                
Соответственно, уважаемые коллеги, если мы хотим, чтобы избиратели приходили    
на избирательные участки, чтобы они понимали, что им не вешают лапшу на уши,    
то они должны видеть в бюллетенях не фейковые партии, а те, которые             
зарекомендовали себя годами безупречной службы на благо избирателей, - тогда    
они придут на избирательные участки и проголосуют. Проблема заключается в       
том, что, когда голоса избирателей, как в сказке "Лиса и Журавль",              
размазываются по тарелке, поистине оппозиционным партиям голосов избирателей    
не достаётся, поэтому ещё раз призываю вас поддержать данную законодательную    
инициативу. И если партия большинства действительно хочет побеждать на          
избирательных участках, побеждать достойно, без помощи так называемых           
оппозиционных партий, которые в итоге всё равно вступают в Общероссийский       
народный фронт, - зачем их тогда создавать? - вам надо принять этот закон и     
включить лидеров этих политических партий в свои списки, и пусть они под        
знамёнами вашей партии идут в органы местного самоуправления! Либо не           
принимайте этот закон, и они, соответственно, будут продолжать размазывать      
голоса оппозиционных избирателей, и в итоге эти голоса будут доставаться вам    
по методу Империали, то есть пропорционального распределения. Выбор за вами.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Михайловна, будете выступать?                       
                                                                                
Ольга Михайловна Казакова.                                                      
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемые оппоненты, такое впечатление, что вы хотите            
монополизировать политическую систему, а мы стремимся добиться того, чтобы у    
нас было дееспособное гражданское общество, мы избирателю доверяем, и наша      
позиция это подчеркивает.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5216 по 5233 из 6643
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты в отношении порядка участия политических партий в          
выборах в органы местного самоуправления в Российской Федерации".               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              198 чел.44,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    198 чел.                                          
Не голосовало                 252 чел.56,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 223

20.03.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 655245-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в отношении порядка участия политических партий в выборах в органы местного самоуправления в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1464 по 1467 из 7114
ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Снимается по просьбе докладчика 35-й пункт.                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1615 по 1616 из 7114
Предложение 35-й вопрос снять - также нет возражений.