Заседание № 228
08.04.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 655241-6 "О внесении изменения в Федеральный закон № 302-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в части, касающейся срока вступления закона в силу).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4332 по 4744 из 6343
13-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон № 302-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Докладывает Маргарита Николаевна Свергунова. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон № 302-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Дело в том, что закон, в который сегодня предлагается внести изменения, был принят полгода назад, но есть один момент: этот закон вступает в силу с 1 января 2017 года. Мне, как женщине-депутату, поступило множество заявлений от граждан призывного возраста и от матерей этих граждан. Вопрос заключается в следующем: на сегодняшний день в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" в ущемлённом положении находятся лица призывного возраста, которые получают образование в образовательном учреждении среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, - это именно те лица, которые получили среднее полное образование, то есть закончили одиннадцать классов средней общеобразовательной школы. Все остальные лица призывного возраста имеют привилегии до завершения образовательного процесса: это и студенты высших учебных заведений, это и обучающиеся в учреждениях среднего профессионального образования, учащиеся колледжей, техникумов и так далее, которые поступили в эти учреждения после девяти классов обучения в средней общеобразовательной школе, а именно вот это небольшое количество лиц призывного возраста, те ребята, которые закончили школу, одиннадцать классов, и поступили в учреждения среднего профессионального образования, вынуждены прерывать образовательный процесс. В связи с этим возникает ряд проблем. Во-первых, наша молодёжь после окончания школы пытается поступить в высшие учебные заведения, не идёт учиться в колледжи, в техникумы, и в дальнейшем мы теряем рабочие специальности. Об этом мы не раз говорили с этой трибуны, здесь неоднократно поднимался вопрос о том, что нам, государству, необходимо привлечь внимание молодёжи к получению именно рабочих специальностей. Второй момент, собственно, тоже немаловажный. Дело в том, что даже если молодой человек поступил и учится, его призывают и он уходит, так сказать, отдавать долг Родине, но, по статистике, более 40 процентов молодёжи не возвращается заканчивать образовательный процесс. Третий момент. Дело в том, что высшее образование у нас получают в течение пяти лет, среднее же профессиональное - в течение одного года и десяти месяцев, и мне, собственно говоря, непонятно, почему мы не можем дать возможность вот этим лицам закончить образовательный процесс. Также возникают проблемы и у самих образовательных учреждений. Дело в том, что каждое образовательное учреждение имеет определённый лимит по той или другой специальности и соответственно в сентябре, в начале учебного года, формирует конкретное количество бюджетных мест, а в итоге 20-30 процентов этих мест у них освобождается, такая проблема на сегодняшний момент тоже существует. В связи со сказанным я хотела бы сегодня обратиться ко всем вам. Дело в том, что закон-то вы приняли, и все его действительно ждали, лица призывного возраста и их матери очень радовались принятию этого закона, но у них возникло глубочайшее разочарование из-за того, что закон вступает в силу с 1 января 2017 года. Я, конечно, понимаю, что это связано с пожеланием Правительства Российской Федерации, в частности Министерства обороны, потому что якобы будет недобор вот этих лиц, которые должны пройти службу, но я хочу к вам обратиться просто из чисто человеческих, нормальных побуждений... То есть это действительно небольшое количество, речь идёт о 30 тысячах человек, которые заняты в учебном процессе, - давайте дадим людям возможность доучиться! Сейчас идёт весенний призыв, потом будет осенний, снова весенний... До 2017 года ещё три призыва будет! Поэтому прошу вас всё-таки принять сегодня решение, чтобы этот закон вступил в силу с момента подписания. Если мы сегодня за это проголосуем, то в принципе во втором и в третьем чтениях законопроект можно принять в кратчайшие сроки. Давайте дадим десять месяцев людям доучиться! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Игорь Львович Зотов. ЗОТОВ И. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При рассмотрении федерального закона № 302-ФЗ во втором чтении Правительством Российской Федерации была внесена поправка, в соответствии с которой была установлена дата вступления указанного федерального закона в силу - 1 января 2017 года. Указанная поправка вносилась с учётом установленных Президентом Российской Федерации планов увеличения количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин в составе Вооружённых Сил Российской Федерации. При этих обстоятельствах и в условиях дефицита призывного ресурса принятие рассматриваемого законопроекта в качестве закона неизбежно приведёт к недопустимому снижению укомплектованности Вооружённых Сил Российской Федерации. Кроме того, придание федеральному закону № 302-ФЗ обратной силы поставит граждан, уже призванных на военную службу в период с даты официального опубликования указанного федерального закона, в необоснованно неравные условия по сравнению с теми, кто не будет подлежать призыву на военную службу после вступления в силу рассматриваемого законопроекта в случае его принятия в качестве федерального закона. С учётом изложенного Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шудегов Виктор Евграфович. ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Маргарите Николаевне. Маргарита Николаевна, я полностью поддерживаю данный законопроект, но мне хотелось бы уточнить. Дело в том, что в связи с принятием и вступлением в силу нового закона об "Образовании в Российской Федерации" поступление в колледжи и в техникумы происходит уже не на конкурсной основе, а по заявительному принципу. Не приведёт ли принятие вашего законопроекта к тому, что вместо 30 тысяч в этих колледжах и техникумах... контингент увеличится ну, например, в несколько раз, туда пойдут только ради того, чтобы отсидеться, получить отсрочку от службы в армии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Свергуновой включите микрофон. СВЕРГУНОВА М. Н. Спасибо за вопрос. Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что никто отсиживаться-то и не хочет, понимаете, эти ребята говорят: дайте нам доучиться, и мы отдадим долг Родине. Что касается работы учебных учреждений и принятого Федерального закона "Об образовании...", то, собственно говоря, незначительное увеличение численности учащихся, студентов может произойти, но в любом случае каждое учебное учреждение имеет определённые лимиты по образовательному процессу и по количеству тех лиц, которым они смогут дать образование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зелинский Ян Викторович. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Вопрос Игорю Львовичу. Мы прекрасно понимаем, что Министерство обороны обеспокоено большим дефицитом призывников, и кроме того, в своём выступлении вы сказали о том, что в случае принятия данного закона будет ущемлена призванная часть студентов, но, помогая Министерству обороны, мы не даём права студентам, которые поступили в техникум или училище и отучились там полгода или год... Их сразу забирают в армию, не дают им окончить обучение, получить какую-то специальность и пойти в армию защищать Родину с уже полученной специальностью. Вы не считаете, что, помогая одним, то бишь Министерству обороны, мы ущемляем права других - студентов, которым не даём возможности получить образование? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Зотову включите микрофон. ЗОТОВ И. Л. Ян Викторович, спасибо за вопрос. Во-первых, закон никто не отменяет, здесь вопрос в том, когда начнёт действовать закон. Он начнёт действовать с 1 января 2017 года. Права студентов не будут ущемлены - те, которые перечислены в данном законе. Одна из поправок, которую внесло Правительство Российской Федерации при рассмотрении закона во втором чтении, содержала именно эту дату, спланированную дату - 1 января 2017 года закон вступит в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Игорь Львович, и вы, и все мы являемся свидетелями, как быстро в мире развивается военная техника: там, где недавно было нужно сто солдат, сегодня справляется один, если он вооружён действительно современной техникой, как это есть во многих развитых странах, от которых мы отстаём на два порядка по технике. Вот в связи с этим вопрос: не кажется ли вам, что для службы в такой армии выгоднее призывать не просто молодого человека, а образованного молодого человека, который не только не загубит военную технику, но и сумеет её эффективно использовать и защитить всю страну? По-моему, дать возможность получить соответствующее образование - это выгодно и в оборонном отношении, и в политическом, а призвать безграмотных - только ослабить нашу оборону. Поэтому, если посмотреть с этой точки зрения, данный законопроект имеет государственную выгоду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Зотову включите микрофон. ЗОТОВ И. Л. Уважаемый Владимир Николаевич, те учебные подразделения, которые существовали в предыдущей армии, существенно отличаются в худшую сторону от тех учебных подразделений, которые существуют сейчас в армии, при нынешнем руководстве Министерства обороны, и молодой человек, пройдя учебное подразделение в армии, поверьте, получит гораздо больше, чем он получил бы при обучении на гражданке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Скажите, сколько у нас уклонистов, которые не хотят служить в армии и бегают по стране, и даже убегают за рубеж? Мне для понимания, для того, чтобы сравнить цифры, которые... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос, представителю комитета? ГОСТЕВ Р. Г. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Зотову включите микрофон. ЗОТОВ И. Л. Вы знаете, идёт призыв, и сейчас точных данных я вам не назову, но те расчёты, которые были произведены Министерством обороны при принятии данного закона, и послужили мотивом к тому, что закон целесообразно вводить с 1 января 2017 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. У меня вопрос к Маргарите Николаевне. Я приведу вам некоторые цифры. В 2012 году у нас было 730 тысяч выпускников, в 2013-м - 708 тысяч, а в 2015-м - 660 тысяч, при этом бюджетных мест в вузах в 2015 году будет 596 тысяч, а в средних профессиональных учебных заведениях - 200 тысяч. Кто же у нас, интересно, будет служить, при такой статистике? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Свергуновой включите микрофон. СВЕРГУНОВА М. Н. Спасибо за вопрос. Служить будут именно те, кто получил среднее профессиональное образование либо законченное высшее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Львович, известно, что сейчас проходят эксперименты, разрабатывается проблема, связанная с тем, чтобы студенты высших учебных заведений могли проходить военную подготовку параллельно с учёбой. Прорабатываются ли такие же варианты в отношении среднего профессионального образования, по крайней мере в отношении тех ребят, которые ориентированы на оборонку и на специальности, близкие к военным? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Зотову включите микрофон. ЗОТОВ И. Л. Спасибо за вопрос. Вы знаете, Комитетом по обороне проводится большая работа, и одно из выездных заседаний комитета было в городе Воронеже, где мы на деле посмотрели именно учебные роты, о которых вы говорите, где молодые люди с высшим образованием, проходя службу, делают научные работы непосредственно на месте воинских образований. И что отрадно, они остаются служить в армии - мы, члены комитета, вручали им лейтенантские погоны. Что касается среднего профессионального образования, Олег Николаевич, да, уже просматривается такая тенденция, инициативы поступают от Министерства обороны. Сейчас ведётся анализ целесообразности создавать роты, где будут служить ребята со средним образованием. Научные роты, которые есть сейчас, приносят большую пользу Вооружённым Силам. Я вам обещаю, что обращусь в Министерство обороны по вопросу о привлечении именно людей со средним образованием к разработкам на благо Министерства обороны, нашей армии и страны в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Булаев Николай Иванович. БУЛАЕВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я просто хочу вам напомнить историю принятия этого закона, в который мы сегодня пытаемся внести поправку. Было внесено достаточно много законопроектов на эту тему, порядка восьми или десяти, и прошёл законопроект, внесённый группой, в работе которой я тоже принимал участие. В период его подготовки мы вели достаточно серьёзные дискуссии в Комитете по обороне с правительством, в частности, с Министерством обороны. В ходе рассмотрения этого законопроекта в том варианте, в котором его приняли, была найдена компромиссная норма - вступление в силу с 1 января 2017 года. Какие были аргументы? Аргументы были простые: Министерство обороны - это не вертушка, которую можно запустить и остановить, нужен период адаптации к тем условиям, которые мы прописываем в новом законе. В нём мы постановили, что с 1 января для Министерства образования будут новые правила игры и к этим новым правилам игры должны быть подсчитаны и призыв в армию, и тот количественный состав, который будет призываться, и покрытие дефицита в том случае, если этот дефицит возникнет. При этом я хотел бы обратить внимание коллег на одну деталь - это дата 1 января 2017 года. Значит, все, кто поступает в учебные заведения в этом году, уже реально будут иметь отсрочку, то есть поступившие в этом году в средние профессиональные учебные заведения по тому закону, который мы принимали, будут иметь отсрочку. Поэтому мы сейчас говорим только о тех студентах, которые доучиваются. Понятно, что тоже хотелось бы им помочь, поэтому мы и нашли вот эту согласованную позицию. И я бы просил всех коллег отнестись с пониманием к тому компромиссу, который был найден, и не ломать Министерство образования, не ставить его в условия, при которых они должны, как пожарная команда, в спешном порядке раскатывать рукава и тушить пожар, который мы зажжём. Мне кажется, закон, который сейчас действует, вполне взвешенный - адаптационный период небольшой, и я надеюсь, мы все с пониманием переживём этот период. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, хочу сказать сразу, что, на мой взгляд, закон явно нуждается в юридико-технической доработке по форме его изложения, и надо отдельно обсуждать дату введения в действие. Концептуально мы всегда поддерживали позицию, согласно которой парню нужно дать возможность завершить образование и затем исполнить свой воинский долг. Соображения были следующие. Первое - очевидное: армия нуждается не в каких попало солдатах, а в достаточно хорошо подготовленных. И парни, закончившие средние специальные учебные заведения, в особенности связанные с промышленностью, с автотранспортом или с другими отраслями, больше пользы принесут той же армии. Второй аргумент заключался в том, что вольно или невольно, но студенты средних специальных учебных заведений оказались поражёнными в правах по сравнению со студентами высших учебных заведений, ведь мы прекрасно понимаем, что среди студентов высших учебных заведений больше людей из семей с высокими доходами, а в среде студентов средних специальных учебных заведений таких значительно меньше. Получается, что мы искусственно делаем нашу армию рабоче-крестьянской, что, наверное, не совсем правильно: армия должна быть уравнителем, а не усилителем социального неравенства, которое и так в стране значительное. Ну и аргумент третий. Мы прекрасно понимаем, что сейчас речь идёт об импортозамещении. Вы, наверное, неоднократно слышали предложения о том, чтобы тем, кто поступит на оборонные предприятия и будет выполнять гособоронзаказ, давать отсрочки, как это делалось, кстати, даже в период Великой Отечественной войны в отношении определённых специальностей. С нашей точки зрения, импортозамещение предполагает ускорение вступления в силу этой нормы, может быть, с 2016 года, может быть, есть какие-то другие варианты, но концептуально, поскольку речь идёт о концепции законопроекта, мы предлагаем законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комплектование Вооружённых Сил - это важный сегмент в системе национальной безопасности Российской Федерации. Николай Иванович уже сказал, что мы рассматривали в комитете четыре альтернативных законопроекта, депутаты всех фракций принимали участие в рассмотрении данного законопроекта и предлагали различные варианты. Совместно с министерством образования, с Министерством обороны, с ГОМУ мы рассмотрели все альтернативные варианты и остановились на том варианте, который сегодня устраивает в первую очередь Министерство обороны и, естественно, тех молодых людей, которые, закончив технические училища, вузы, получат специальности, пройдут подготовку по военно-учётным специальностям и перейдут в распоряжение Министерства обороны. Сейчас размывать 302-й закон недопустимо, и наша фракция будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маргарита Николаевна, будете ещё раз выступать? Нет. Игорь Львович? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования"... ИЗ ЗАЛА. Подождите, я нажимал кнопку на выступление. Моисеев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Алексеевич, видите, на экране нет вашей фамилии. Пожалуйста, выступайте. Депутату Моисееву включите микрофон. МОИСЕЕВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я, как профессионал, хотел бы ответить всем на вопросы. Во-первых, никакого пожара в связи с призывом по подготовке мобилизационных ресурсов у нас нет. У нас в военкоматах по всей России сегодня уже очередь из записывающихся на контрактную службу. Но так принято в Российской Федерации - в соответствии с законом "Об обороне" у нас смешанный принцип комплектования. Почему же выбран 2017 год? Потому что к 2017 году мы подготовим контрактников по всем ведущим специальностям - командиры танков, командиры боевых машин пехоты, ведущие командиры, - где техника требует специального высшего образования. Нам не нужно тратить государственные деньги на подготовку специалистов, когда всего один год службы по призыву, наши военкоматы в состоянии в системе подготовки военнослужащих подготовить автоматчиков, пулемётчиков, гранатомётчиков и прочих - по специальностям, не требующим высшего технического образования. К 2017 году мы подготовим уже специалистов-контрактников по названным ведущим специальностям, а с 2017 года предоставим такую возможность и тем мальчишкам, которые сейчас не попали. Мы же с вами, так сказать, родили две с половиной тысячи высших учебных заведений, у нас не хватает сегодня школьников, чтобы их заполнить, а мы говорим о техническом образовании. Мне жалко, Маргарита Николаевна, что вы так говорите, - у нас нет дефицита. В армию призывают сейчас весной и осенью примерно по 150 тысяч человек, так что 300 тысяч человек для России - это мелочь, у нас нет проблемы. А вот для Олега Николаевича я хотел бы сослаться на одну книгу - "Волоколамское шоссе" - о событиях 1941 года под Москвой, о командире батальона Момыш-Улы. Там есть эпизод, когда на сборном пункте собрали тех, кто должен был защищать Москву, - инженеров и техников, рабочих и крестьян, - и командир обращается к людям со словами о том, что ещё вчера они были профессорами, учёными, инженерами, колхозниками, крестьянами, а сегодня он - их командир, он приказывает - они выполняют. Так вот для того, чтобы у нас не было таких "я приказываю" и неподготовленных ресурсов, мы и закладываем смешанный принцип комплектования, чтобы те призывники - в год их, напомню, 300 тысяч человек, год отслужив, затем составили мобилизационный резерв. Не нужно мешать всё в кучу и планировать так, чтобы и одних не обидеть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5072 по 5089 из 6343
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон № 302-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 21 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.