Заседание № 238
О проекте федерального закона № 653568-7 "О внесении изменений в статью 258-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 258-1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад Николая Гавриловича Брыкина. Пожалуйста. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона был принят во втором чтении 19 сентября текущего года, к третьему чтению замечаний не поступало. Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 00 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 237
О проекте федерального закона № 653568-7 "О внесении изменений в статью 258-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 258-1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект мы считаем очень важным, и я хотел бы с этой трибуны небольшую статистику вам привести. На сегодняшний день, по данным статистики Организации Объединённых Наций, 4749 видов животных и водных биологических ресурсов находится на стадии исчезновения. Вот за последние 50 лет фактически 50 процентов видов животных и биоресурсов уже исчезло, и они все, естественно, уязвимы по вине человека. Я понимаю, что усиление уголовной ответственности - это одна из небольших мер, которые мы хотим принять, чтобы в будущем флора и фауна для последующих поколений была сохранена. Данный проект федерального закона был принят Государственной Думой 23 мая текущего года. Все необходимые документы подготовлены к принятию во втором чтении. Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, поправок нет. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 31 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона готов к принятию в третьем чтении. Прошу Государственную Думу включить его в проект порядка работы на 24 сентября текущего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 214
О проекте федерального закона № 653568-7 "О внесении изменений в статью 258-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
К 19-му пункту переходим. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 258-1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Вадим Витальевич Фёдоров. ФЁДОРОВ В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты и коллеги! Представленный законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 18 марта 2018 года. Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования мер ответственности за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации. Необходимость внесения изменений в статью 258-1 Уголовного кодекса Российской Федерации обусловлена несовершенством действующей редакции данной нормы, о чём свидетельствует правоприменительная практика. В настоящее время остаются крупными масштабы незаконной добычи и контрабанды редких животных и их дериватов. Такие преступления, как правило, совершаются группами лиц, в том числе действующими по предварительному сговору, организованными группами. Так, по экспертным оценкам, незаконная добыча и сбыт животных и их дериватов профессиональным скупщикам и контрабандистам совершаются группами браконьеров, сговорившихся на совершение единичного преступления. Однако в рассматриваемой статье УК квалифицирующий признак совершения преступления группой лиц по предварительному сговору отсутствует, что не позволяет привлечь участников преступной группы к ответственности, соразмерной тяжести содеянного. Кроме того, конструкция частей второй и второй-1 статьи 258-1 УК РФ значительно сужает круг субъектов преступления, не позволяя привлечь к ответственности лиц, использующих служебное положение, но не относящихся к числу должностных лиц. В связи с этим законопроектом предлагается расширить круг субъектов преступления, предусмотренных пунктом "а" части второй, частью второй-1 статьи 258-1, путём исключения указания на должностное лицо, а также дополнить части третью и третью-1 статьи 258-1 наряду с уже имеющимся квалифицирующим признаком "организованная группа" новым квалифицирующим признаком "группа лиц по предварительному сговору". Одновременно законопроектом предлагается в части первой статьи 258-1 усилить наказание в виде принудительных работ и лишения свободы, изменить его на срок до четырёх лет взамен предусмотренного трёхлетнего срока, тем самым отнести данное преступление к категории преступлений средней тяжести. Полагаем, что предлагаемые законопроектом меры будут являться действенным правовым механизмом, направленным на пресечение незаконного оборота особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу и охраняемым международными договорами Российской Федерации. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Витальевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Виктор Витальевич Пинский от Комитета по государственному строительству и законодательству. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо Вадиму Витальевичу за подробный доклад. Я не буду повторяться, хочу просто напомнить, что статью 258-1 мы ввели в Уголовный кодекс по инициативе президента в 2013 году с целью защитить особо ценных, краснокнижных животных и водные биологические ресурсы. К сожалению, правоприменительная практика показала, что некоторые моменты этой статьи позволяли виновным лицам избежать заслуженного наказания, поэтому комитет поддерживает все предлагаемые в законопроекте подходы: по расширению круга субъектов этого преступления (в части второй) за счёт лиц, использующих своё служебное положение, по ужесточению ответственности практически во всех частях данной статьи и по дополнению новым квалифицирующим признаком совершения данного преступления - "группа лиц по предварительному сговору". На данный законопроект получен положительный отзыв Верховного Суда. У Правового управления замечаний нет. Комитет просит данный проект поддержать. Коллеги, но это не всё. Я хотел бы всех вернуть к 2017 году, к началу нашей работы в этом созыве, когда Вячеслав Викторович Володин обозначил такую проблему нашего российского законотворчества, как не вовремя изданные подзаконные акты. Они всегда нужны для того, чтобы закон начал работать вовремя и начал работать на людей, которым он необходим. Если таких актов нет, то, естественно, закон либо не работает, либо работает против людей. И вот о том, как именно отсутствие качественных подзаконных актов влияет на судьбы людей, я хочу рассказать на одном примере. Как я уже говорил, в 2013 году в Уголовный кодекс Российской Федерации был введён новый состав - статья 258-1. Я от комитета в 2013 году докладывал об этом законе, и наш коллега Дмитрий Иванович Савельев задал мне вопрос: а что будет с людьми, которые спасают животных, которые их лечат и вынуждены их содержать? Я тогда ответил, что, поскольку концепция закона направлена на сохранение животных, такие действия лиц не должны быть криминализированы и за них нельзя привлекать к уголовной ответственности. Ну вот прошло уже шесть лет, и возникла именно такая ситуация: в городе Брянске орнитолог-любитель, который всю жизнь занимался птицами, выходил, вылечил трёх краснокнижных беркутов - одного ему принёс охотник, другого, раненого, люди, третьего он забрал из зоопарка после расформирования, - и буквально некоторое время спустя к нему приехали органы полиции, изъяли этих краснокнижных беркутов, было возбуждено уголовное дело. Есть кадры, на которых видно, что птиц заматывают лентой-скотчем, перевозят. При транспортировке несколько беркутов погибло. Как я уже сказал, в отношении этого человека было возбуждено уголовное дело, полгода шло следствие, полтора месяца - судебные заседания, и вот буквально недавно всё это закончилось. Я думаю, вы представляете состояние шестидесятилетнего человека, который родился в СССР, всю жизнь отдал спасению, лечению птиц, - и его привлекают к уголовной ответственности! Сегодня мы уже об этом деле можем говорить открыто, без риска быть обвинёнными в давлении на суд, поскольку приговор вступил в законную силу, и, к чести судьи, который разобрался в этом деле, этот приговор оправдательный. На мой взгляд, причиной вообще возникновения такого дела стало как раз отсутствие простой, понятной и реально выполнимой процедуры, которая описывала бы, как поступать людям, которые находят краснокнижных животных, спасают их, вынуждены их содержать. Я вам скажу, что в Приморском крае, например, люди боятся таких животных спасать, они их подбрасывают в коробках в соответствующие организации, но, как правило, до утра животные не доживают. Существующий административный регламент по выдаче разрешений на содержание этих животных несовершенен, и процедура, которая регулировала бы этот вопрос, по моему мнению, в настоящее время отсутствует. Завершая своё выступление, я хочу обратиться к нашим коллегам в правительстве: наша общая задача - производство законов, и в отношении каждого закона работа должна быть выполнена до конца, выполнена под ключ, чтобы законы работали для наших людей - я здесь говорю уже не о животных, я говорю о судьбах людей. Мы, конечно, постараемся в комитете какие-то изменения внести в данный законопроект, чтобы избежать вот таких случаев правоприменения. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вадим Витальевич, вопрос вам. С 2013 года работает закон - скажите, пожалуйста, сколько, вообще, преступлений было совершено в этой сфере? Хотя бы ориентировочную цифру назовите, чтобы было понятно, зачем сейчас ужесточать наказание. ФЁДОРОВ В. В. У нас есть статистика за 2016, 2017, 2018 годы: в 2016 году 361 преступление совершено, в 2017-м - 340, в 2018-м - 304, то есть более или менее стабильно 300 с небольшим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Вадим Витальевич, средства массовой информации и Интернет обошла история о так называемой китовой тюрьме на Дальнем Востоке. Дело дошло до президента, Владимир Владимирович давал поручение губернатору, губернатор заявил, что то ли в июне, то ли в июле вопрос решится. А недавно сообщили о заявлении собственника, который сказал, мол, это моя частная собственность, и никого никуда выпускать не будет. В курсе ли Минюст и поможет ли законопроект, который сегодня обсуждается, в подобных случаях? ФЁДОРОВ В. В. Законопроект, который мы сегодня представляем, направлен на исполнение конкретного поручения президента от 2018 года. Ситуация, которая сложилась сейчас на Дальнем Востоке, скажем так, с данным законопроектом напрямую не пересекается. Я думаю... ну, это уже будут определять правоприменители и, если до этого дойдёт, наш судебный корпус, а напрямую данный законопроект с ситуацией, которая сложилась на Дальнем Востоке на сегодняшний день, не связан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Вадим Витальевич, вы полагаете, что данный проект - я цитирую вас - "станет действенным правовым механизмом" и количество преступлений подобного рода будет уменьшаться. Мне вот всё-таки очень хочется понять, почему вы так полагаете. В среднем по всем статьям вы предлагаете - ну, за исключением нового состава - на год увеличить срок заключения. Неужели вы думаете, что браконьеры такие юридически грамотные люди, что переход этого преступления в категорию преступлений средней тяжести скажется на их количестве? 300 случаев в год вы фиксируете, преступников отлавливаете, но ведь остальные-то преступления совершают потому, что знают: их просто-напросто не поймают. Я не понимаю... У вас это похоже на какую-то, знаете, правовую инфляцию. Что, у нас содержание в тюрьмах уже так улучшилось, что можно годик добавить, чтобы там подержали за подобные преступления? ФЁДОРОВ В. В. При подготовке данного законопроекта мы основывались в том числе на статистике как в части возбуждения уголовных дел, так и в части уже привлечения к ответственности. Как показывает статистика, в среднем только около 30 процентов тех, в отношении кого возбуждались уголовные дела, были осуждены. Почему мы переводим, как я уже сказал, данные преступления в категорию преступлений средней тяжести? Указанное предложение, новелла - перевод преступления в категорию преступлений средней тяжести - позволит следственным органам в полной мере использовать все имеющиеся возможности, в том числе оперативно-розыскные, и мы надеемся, что результаты правоприменения данной нормы в случае принятия закона позволят следственным органам при возбуждении дела по указанной статье доводить до логического завершения, направлять материалы в суд, ну, с более результативным выходом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Витальевич. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 19 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается. Спасибо.
Заседание № 206
О проекте федерального закона № 653568-7 "О внесении изменений в статью 258-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы просим 41-й вопрос перенести на четверг. Спасибо большое.
Коллега Крашенинников предлагает рассмотрение вопроса 41 перенести на четверг. Нет возражений? Нет. Принимается.