Заседание № 227
О проекте федерального закона № 653385-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (о распространении механизмов конкурентного рыночного ценообразования на электрическую энергию и мощность на территориях неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Докладывает Наталья Васильевна Назарова. НАЗАРОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект о распространении конкурентного ценообразования на электрическую энергию и мощность на неценовые зоны мы с вами рассмотрели 3 июля этого года. В комитет поступило девять поправок, все поправки носят юридико-технический и лингвистический характер. Комитет предлагает проголосовать за эти поправки и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 26 мин. 43 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 07 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Наталья Васильевна, вам слово, пожалуйста. НАЗАРОВА Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, правовую и лингвистическую экспертизы. Получены положительные заключения Правового управления Аппарата Госдумы, ГПУ президента. И комитет предлагает принять сегодня этот законопроект в третьем чтении, проголосовать в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 04 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 223
О проекте федерального закона № 653385-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (о распространении механизмов конкурентного рыночного ценообразования на электрическую энергию и мощность на территориях неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра энергетики Анастасии Борисовны Бондаренко. Пожалуйста. БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на распространение механизмов конкурентного рыночного ценообразования в отношении электрической энергии и мощности на территориях неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности и не затрагивает технологически изолированные зоны. Предпосылкой изменения регулирования является необходимость развития генерации, вызванная опережающим, ускоренным темпом роста электропотребления на Дальнем Востоке. При этом результаты сравнения деятельности генерирующих компаний в ценовых и неценовых зонах оптового рынка показали, что в условиях конкурентного рынка работа электростанций более эффективна. После принятия закона правительством будет определён перечень таких территорий, а именно территории Дальнего Востока, Республики Коми и Архангельской области, а также особенности функционирования оптового рынка и розничных рынков на них в переходный период. Торговля электрической энергией и мощностью для обеспечения потребителей, кроме населения, будет осуществляться по свободным, нерегулируемым ценам. Для населения изменений в ценообразовании не будет. Все существующие механизмы и надбавки для Дальнего Востока продолжат своё действие. По отдельному поручению президента в подзаконных актах будут обеспечены условия по недопущению роста цен (тарифов) на электроэнергию для потребителей выше среднероссийского уровня в том числе путём обеспечения покрытия прогнозируемого дефицита мощности с учётом ускоренных темпов развития этих регионов, строительства энергомоста между энергосистемами Сибири и Востока и иные условия. Принятие закона позволит провести на этих территориях конкурентный отбор мощности для новой генерации, в том числе на возобновляемых источниках энергии, а также модернизацию существующей тепловой генерации с использованием рыночных механизмов для привлечения инвестиций в развитие этих мощностей. Это позволит обеспечить надёжное энергоснабжение значимых инфраструктурных проектов и будет способствовать решению поставленной президентом задачи по опережающему развитию экономики Дальневосточного федерального округа. Просим вас поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Натальи Васильевны Назаровой. Пожалуйста. НАЗАРОВА Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Анастасия Борисовна очень подробно рассказала о сути законопроекта. Я концентрированно попытаюсь изложить, что даст, позволит сделать реализация положений этого законопроекта. Создаются условия для дополнительной передачи электрической мощности из объединённой энергосистемы Сибири в объединённую энергосистему Востока и в её энергодефицитные регионы, о которых Анастасия Борисовна уже сказала. Генерирующие компании получают источник для проведения модернизации основных средств, что повысит их инвестиционную привлекательность и позволит покрыть выпадающие доходы, увеличить эффективность работы электростанций посредством достижения минимально возможной стоимости производства требуемых потребителями объёмов, стимулировать развитие ВИЭ-генерации, сократить потребление завозимого топлива, экономить на издержках по его транспортировке, обеспечить круглосуточный режим электроснабжения потребителей. Нужно сказать, что Президентом Российской Федерации 18 июня 2024 года в Якутске на встрече с молодёжью и специалистами, работающими на Дальнем Востоке, эта тема также была поддержана. Президент отметил, что актуально распространение механизмов конкурентного розничного ценообразования на электрическую энергию и мощность на территории Дальневосточного федерального округа. При этом он обратил внимание на то, что этот переход должен быть постепенным и плавным. Комитет считает принятие данного закона своевременным. Вместе с тем мы отмечаем, что необходимо неукоснительно соблюдать организациям, функционирующим в настоящее время в неценовых зонах оптового рынка, запрет на совмещение деятельности по генерации, транспорту и сбыту электрической энергии. Также комитет рекомендует Министерству энергетики Российской Федерации до принятия законопроекта во втором чтении представить для анализа и обсуждения редакции проектов подлежащих принятию нормативных правовых актов. На проект федерального закона получены положительные заключения Счётной палаты Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по экономической политике. На основании того, что я сказала и доложила Анастасия Борисовна, комитет поддерживает этот проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Уважаемая Анастасия Борисовна, вот когда под видом реформы электроэнергии фактически была разрушена единая энергетическая система нашей страны, нам говорили, что тарифы на электроэнергию не повысятся, что рынок всё отрегулирует. В итоге, вот цифры приведу, с 2001 по 2023 год для населения тариф увеличился в 10 раз, а для юридических лиц ещё больше. В итоге целые отрасли, на Дальнем Востоке в частности, становятся неконкурентоспособными, деревообработка например, хотя Китай продаёт за границу мебель из нашей древесины. В законопроекте предлагается ликвидировать остатки регулируемых цен на электроэнергию для Калининграда, Дальнего Востока, Севера, вот как вы сказали в своём докладе. Мне кажется, что это приведёт к росту цен, что, на мой взгляд, для этих регионов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое. Надо отметить, что тарифы на электрическую энергию ограничены потолком "инфляция минус". И эти решения принимаются правительством с учётом макроэкономического прогноза, который подготавливает Минэкономразвития. При рассмотрении подходов к этому федеральному закону Президентом Российской Федерации принято решение в обязательном порядке обеспечить непревышение темпов роста цен (тарифов) на электрическую энергию выше среднероссийских. И это поручение будет выдерживаться очень жёстко. Для населения вообще ничего не будет меняться. Что касается Калининграда, этот законопроект его не затрагивает. Это касается только неценовых зон Дальнего Востока, Республики Коми и Архангельска. И рыночные механизмы как раз будут позволять обеспечивать конкурентное ценообразование. При этом согласно упомянутому решению президента также с целью давления на цены принято решение оставлять в большом объёме мощности гидроэлектростанций, продаваемые по регулируемым договорам, это будет большой процент, большая доля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорьев Юрий Иннокентьевич. ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Анастасия Борисовна, я так понимаю, что сейчас планируются перетоки электроэнергии с Сибири на Дальний Восток. Сколько сейчас свободных мощностей по электроэнергии, излишек так называемый, вы считаете, есть в Сибири, сколько не хватает на Дальнем Востоке? На самом деле с Дальнего Востока достаточно большой объём электроэнергии в Китайскую Народную Республику постоянно экспортируется по довольно-таки минимальным ценам, и говорить о том, что там энергии не хватает, я считаю, неправильно. Ну то есть вот сколько излишек, сколько не хватает? И доставка - есть ли для этого свободные мощности? БОНДАРЕНКО А. Б. На Дальнем Востоке до 2029 года прогнозируемый дефицит электрической энергии и мощности почти 2 гигаватта, точнее, 1,9 гигаватта, и это с учётом маловодности. Это тема, которая как раз вызвана повышенным, ускоренным развитием Дальнего Востока и намного более высокими по сравнению с российскими темпами роста электропотребления. В связи с этим принимается в том числе этот закон, а также принимаются меры по строительству электросетевых объектов, которые свяжут энергосистемы Сибири и Востока. Сейчас есть достаточный переток, для того чтобы объединять эти зоны, но в будущем с учётом прогнозируемого дефицита, безусловно, необходимо строительство этих объектов. Это высоковольтная линия электропередачи напряжением 220 на первом этапе и даже напряжением 500 на втором этапе. Сейчас, в данный момент, компания "Россети" занимается этими проектами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Анастасия Борисовна, можно поподробнее про эти рыночные механизмы, которые немножечко нас пугают? Пока любые попытки, такие как рыночное регулирование, приводили исключительно к росту тарифов и перекладыванию нагрузки на население, ну, либо на юридические лица соответствующие. Можно поподробнее, что это за рыночные механизмы? И атомная энергетика как в данном случае один из вариантов для этих районов как-то вписывается в эту концепцию? БОНДАРЕНКО А. Б. Сейчас тарифы генерации индексируются ФАС от базы 2011 года. Накапливаются выпадающие доходы, которые возмещаются не в полном объёме и неравномерно, в том числе в части топливной составляющей, это главная расходная статья. Топливная составляющая зависит от рыночных цен, в том числе от цен на уголь, а угольной генерации достаточное количество. Минусы системы регулируемых договоров я перечислила, и ещё есть, помимо всего, недостатки тарифного регулирования: какие затраты принимаются в качестве обоснования заявок в ФАС и так далее. Кроме того, у нерыночных механизмов нет системы штрафов, а на рынке существует достаточно жёсткая система штрафов за неготовность, за просрочку, и это всё регулируется договором о присоединении к оптовому рынку. В неценовых зонах отсутствуют механизмы по отбору проектов для привлечения инвестиций, именно тех проектов, где участвуют частные инвесторы, которые вкладывают свои деньги и обеспечивают их возврат. С учётом недостаточности, дефицита электрической энергии во многом сокращены экспортные поставки, системный оператор не даёт выводить объекты из эксплуатации, чтобы провести их необходимый ремонт или модернизацию, потому что просто не покроется дефицит. И конечно, система рыночного ценообразования, работа в рынке даёт для генерации и для всей энергосистемы в части её надёжности и безопасности больше положительных эффектов, чем регулируемая сфера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, содокладчик - заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 28 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.