Заседание № 229

25.07.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 652920-8 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе" (об установлении запрета на распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных или международных организаций, деятельность которых признана нежелательной или запрещена, а также на иных информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3699 по 3993 из 6244
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 12    
Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и статьи    
5 и 38 Федерального закона "О рекламе". Доклад Александра Евсеевича             
Хинштейна.                                                                      
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной    
политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект, предлагаемый   
вашему вниманию, внесён большой группой депутатов, представляющих все фракции   
в Государственной Думе, а также нашими коллегами - сенаторами Российской        
Федерации и продолжает ранее начатую линию наведения порядка на                 
информационном фронте, если можно, конечно, так выразиться.                     
                                                                                
Кратко о сути, смысле законопроекта. Законопроектом предлагается запретить      
размещение рекламы на заблокированных ресурсах, а также на ресурсах, чья        
деятельность в Российской Федерации признана нежелательной. Причина такой       
инициативы вполне понятна и объяснима. На протяжении последнего времени         
Россия вынуждена защищать свой цифровой суверенитет и вести полномасштабную     
информационную войну, точнее, правильнее будет сказать, отвечать на ту          
информационную войну, которая ведётся сегодня против нашего государства. И в    
этой войне роль и место информационных порталов, социальных сетей, конечно      
же, крайне велики. После начала специальной военной операции это приобрело      
особое звучание, особое значение. Государство вынуждено ограничивать доступ к   
тем ресурсам, которые ведут открытую антигосударственную, антироссийскую        
деятельность, к тем ресурсам, которые не исполняют требования нашего            
законодательства, в том числе в части удаления и блокировки запрещённого        
контента, такого как пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений,           
порнографии, наркотиков, педофилии и тому подобного.                            
                                                                                
Несмотря на это, мы видим, что многие рекламодатели, в том числе, кстати,       
представляющие окологосударственные структуры, по-прежнему продолжают           
размещать на заблокированных и запрещённых ресурсах свою рекламу. Поскольку     
уже почти два года в России действуют требования об учёте рекламы и создан      
единый реестр интернет-рекламы, сегодня мы даже можем назвать примерные цифры   
тех средств, которые российские - подчёркиваю, российские - рекламодатели       
направляют на иностранные ресурсы, заблокированные или признанные               
нежелательными в нашей стране. Так, за прошлый год в общей сложности            
рекламодателями было направлено рекламы на сумму более 2 миллиардов рублей, а   
за пять месяцев текущего года почти 2,5 миллиарда рублей направили наши         
рекламодатели на размещение рекламы в запрещённых сетях. Надо понимать, что     
за счёт этого зарабатывают сами сети, которые эту прибыль, эту выручку далее    
используют в своей деятельности и в своей борьбе против России. По сути,        
получается, наш, российский рекламодатель пусть не напрямую, опосредованно,     
но в одно касание оплачивает войну, ведущуюся против России. И конечно,         
дальше смотреть на это безучастно мы не можем.                                  
                                                                                
В связи с этим законопроектом, как я уже сказал, предлагается запретить         
размещение рекламы на ресурсах заблокированных, на ресурсах, деятельность       
которых признана в России запрещённой. К слову, это касается не только          
социальных сетей. Я с удивлением узнал, что на одном ресурсе, заблокированном   
ещё аж в 2017 году, за пять лет до начала СВО, - не хочу его называть, это      
ресурс, пропагандирующий нетрадиционные сексуальные отношения, что следует из   
его названия, потому что в нём, уж простите, присутствует слово "гей", - так    
вот даже на этом ресурсе 38 рекламных креативов было размещено, и               
рекламодателями выступают в том числе крупнейшие банки, крупные коммерческие    
структуры. За период с января по июль 15 креативов на этом порнографическом,    
нетрадиционно сексуально ориентированном ресурсе разместили наши                
рекламодатели. Хотел бы назвать их действия одним понятным и ёмким словом, но   
трибуна Государственной Думы и врождённая интеллигентность не дают мне этого    
сделать.                                                                        
                                                                                
В связи с этим, уважаемые друзья...                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. И скромность, подсказывают мне. Да, конечно.                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемые друзья! Мы просим поддержать нашу инициативу,      
которая станет ещё одним шагом на пути защиты нашего цифрового суверенитета и   
борьбы за сознание и умы наших граждан.                                         
                                                                                
В завершение скажу, что получаю много обращений от различных рекламодателей,    
российских блогеров. Большинство этих обращений, направляемых разными людьми,   
тем не менее по тексту абсолютно идентичны, что наводит на мысль о некой        
скоординированной кампании. И главный тезис того, что люди пишут мне, -         
наверняка такие обращения есть и у вас - не дайте нам погибнуть, вы отбираете   
последний кусок хлеба, мы кормим наши семьи благодаря запрещённым соцсетям,     
имеем возможность дальше развивать свой бизнес. Согласиться с таким подходом    
сложно. Это то же самое, как если бы в годы войны кто-то сказал, что ничего     
страшного нет в том, чтобы размещать рекламу в органе НСДАП "Фёлькишер          
Беобахтер", потому что за счёт этого продолжается развитие завода № 34 или      
авиазавода № 16. Ну, мы живём в совершенно других реалиях, это первое. И        
второе, у нас, слава богу, сегодня есть альтернатива запрещённым или            
заблокированным социальным сетям, и с точки зрения охвата они изначально были   
гораздо более конкурентны - количество пользователей отечественных социальных   
сетей было кратно выше даже на момент принятия решения о блокировке, а уже      
сегодня и говорить не приходится. Таким образом, у тех, кто хочет заниматься    
легальным и законным бизнесом, рекламной деятельностью, есть все возможности    
для самореализации, как и для того, чтобы их семьи не умерли с голоду, а их     
бизнес дальше развивался.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Анатолия Борисовича Выборного.                                         
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как вы уже знаете, в марте   
этого года мы приняли закон, которым установили запрет на размещение рекламы    
на информационных ресурсах иностранного агента. В рамках же данного проекта     
федерального закона мы делаем очередной логичный правовой шаг в этом            
направлении, который направлен на пресечение размещения рекламы на              
информационных ресурсах иностранной или международной неправительственной       
организации, деятельность которой признана нежелательной на территории          
Российской Федерации, или организации, деятельность которой в нашем             
государстве запрещена, или на иных информационных ресурсах, доступ к которым    
ограничен в соответствии с действующим законодательством.                       
                                                                                
Комитет отмечает, что рассматриваемая законодательная инициатива имеет особую   
актуальность, поскольку в настоящее время продолжается движение доходов от      
распространения рекламы в пользу информационных ресурсов, которые               
осуществляют провокационную деятельность в отношении интересов Российской       
Федерации, о чём Александр Евсеевич достаточно подробно доложил. У Правового    
управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по проекту    
федерального закона нет. Нет замечаний и у Счётной палаты Российской            
Федерации. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рассматриваемую   
законодательную инициативу поддерживает. По этим основаниям Комитет             
Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции предлагает     
данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении.         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Прокофьев Артём Вячеславович.                                                   
                                                                                
ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
У меня вопрос к авторам законопроекта.                                          
                                                                                
Насколько мне известно, запрещённая и признанная в России экстремистской        
корпорация "Meta" отключила возможность размещать рекламу в своих сетях         
"Фейсбук" и "Инстаграм", а они в пояснительной записке упоминаются. То же       
сделал, например, не запрещённый в России в Сети YouTube корпорации Google.     
То есть о чём идёт речь? Существуют ли какие-то обходные каналы, как люди       
могут оплачивать эту рекламу и платить этим корпорациям, или речь о запрете     
пользователям этих запрещенных сетей размещать у себя на страницах рекламу      
каких-либо товаров и услуг?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейну включите микрофон.                              
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос, Артём Вячеславович. Я не могу, к сожалению,   
похвастаться таким глубоким знанием организации рекламного рынка, как вы,       
поэтому, когда вы говорите о том, что эти запрещённые в России сети не          
размещают у себя рекламу, не могу с вами поспорить, но в данном случае          
диалог, точнее, дискуссия не со мной - дискуссия с государством, потому что     
цифры, называемые мной, взяты не с потолка и, извините, не одна баба сказала,   
это цифры из официального ЕРИР, Единого реестра интернет-рекламы. И я вновь     
повторяю, что среди основной массы размещаемого рекламного контента в           
запрещённых сетях присутствуют именно те соцсети, которые вы назвали. Я могу    
вам даже, если вам это интересно, назвать конкретные суммы, касающиеся именно   
этих сетей. Поэтому проблема, очевидно, существует, почему вы её не видите,     
ну, мне сказать сложно.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Евсеевич, мы в ЛДПР поддержим, но хотелось бы   
задать следующий вопрос. Вчера опять начали активно обсуждать вопрос,           
связанный с легализацией работы "Инстаграма" в нашей стране, высказался         
пресс-секретарь президента Песков, вы давали комментарии. Можно ещё раз дать    
какие-то позиции относительно того, как вы видите дальнейшую работу             
"Инстаграма", с учётом того что сегодня наши пользователи в России, в том       
числе и представители органов государственной власти, местного                  
самоуправления, депутатского корпуса, через VPN всё равно активно этим          
пользуются и порой единственная возможность донести информацию о нашей          
стране, о нашей позиции до международной аудитории - это как раз                
использование и "Инстаграма", и "Фейсбука", и других ресурсов? Полностью с      
вами согласен, что все должны следовать нашему национальному                    
законодательству. И хотелось бы, чтобы ещё раз прозвучало: что нужно сделать,   
каковы перспективы легализации работы этих социальных сетей в России?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейну включите микрофон.                              
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Отвечу на ваш вопрос и косвенно     
на предыдущий, назову вам цифры, касающиеся именно "Инстаграма". Суммарно за    
прошлый год и пять месяцев текущего года было размещено российскими             
рекламодателями рекламных материалов в этой сети на общую сумму более 3,1       
миллиарда рублей. Это к вопросу о том, что они ничего сегодня не размещают.     
                                                                                
Моя позиция, как и позиция, наверное, любого здравомыслящего человека, в том,   
что до тех пор, пока "Инстаграм", равно как и другие ограниченные или           
запрещённые в России социальные сети, не начнёт выполнять требования            
российского законодательства и не удалит у себя те материалы, которые           
являются противозаконными, на что неоднократно обращало внимание государство    
в лице РКН, - до этого момента ни о какой разблокировке разговора идти не       
может.                                                                          
                                                                                
И также я хочу обратить внимание, что изначально решения об ограничении         
доступа или о блокировке сетей принимались именно в связи с отказом в           
удалении противоправного контента неполитического характера. "Твиттер" в        
России заблокировали, точнее, ограничили не из-за политических каких-либо       
разногласий, а из-за того, что сеть не удаляла материалы с пропагандой          
детской порнографии, наркотиков, способов их изготовления и распространения и   
тому подобный откровенно криминальный контент. Как только удалят этот           
запрещённый во всём мире криминальный контент, сразу же разговор о              
разблокировке может быть начат.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич.                           
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Я считаю, что абсолютно правильная и нужная инициатива. Если мы запретили эти   
сайты или социальные сети, то, соответственно, и, что называется, кормёжка      
для отдельных личностей, которая сегодня есть, тоже должна быть под запретом.   
                                                                                
У меня вопрос такой: наказывать как будем, если выявили? Это первое. И          
второе. Донаты являются рекламой или нет? К ним какое у нас отношение в целом   
и как мы с этим будем правильно работать? Вот такие вопросы докладчикам.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейну включите микрофон.                              
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопросы.                                              
                                                                                
Ну, наверное, донаты в прямом смысле рекламой не являются, по крайней мере с    
точки зрения закона "О рекламе".                                                
                                                                                
Что касается ответственности, сегодня она уже предусмотрена. У нас есть         
действующая норма КоАП, которая устанавливает ответственность за нарушение      
рекламодателями законодательства о рекламе, и в данном случае, если наша        
инициатива получит поддержку, обретёт силу закона, эти действия будут под неё   
подпадать. Сразу для справки, как чувствовал, что такой вопрос мне будет        
задан, называю санкции. Для физических лиц штрафы составляют от 2 тысяч до      
2,5 тысячи рублей, для должностных лиц - от 4 тысяч до 20 тысяч рублей, а вот   
для юридических лиц ответственность уже гораздо серьёзнее, что вполне           
объяснимо, - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Александр Евсеевич, вопрос по цифрам вот в отношении   
полученных доходов. Я так понимаю, что всё-таки не через единый рекламный       
реестр проводились эти счета, скорее всего, это делалось через VPN и какие-то   
другие сервисы. Как посчитали, интересно, сколько потрачено?                    
                                                                                
И второй вопрос. То есть с момента, как будет принят этот закон, любой          
разместивший рекламу в "Фейсбуке", в "Инстаграме", в запрещённых сетях будет    
подвергаться тем штрафам, о которых вы говорили, именно по той статье,          
отдельного состава не будет?                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейну включите микрофон.                              
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопросы.                                              
                                                                                
Ну, сначала о том, как работает единый реестр интернет-рекламы. Надо            
понимать, что это не площадка, через которую эта реклама распространяется, а    
информационный ресурс, куда производитель контента или тот, кто размещает       
его, направляет информацию. Поэтому цифры, мною вам называемые, совершенно      
официальны и взяты мной из официального источника. Это первое.                  
                                                                                
Что касается какой-то иной меры ответственности, будем это обсуждать. Я не      
готов ответить на вопрос, нужны ли какие-то дополнительные санкции, нужно ли    
более чётко прописывать их или нет. На мой взгляд, существующая сейчас общая    
норма КоАП на этот вопрос отвечает.                                             
                                                                                
Ну и ответственность, безусловно, будет наступать в отношении тех действий,     
которые произойдут с момента вступления закона в силу. Мы принимаем его         
сегодня, точнее, обсуждаем его сегодня перед принятием в первом чтении,         
очевидно, что дальше будет время на доработку ко второму. Но, зная о том, что   
есть обращения с просьбой какой-то переходный период вступления закона в силу   
предусмотреть, не исключаю, что мы можем и на такой вариант пойти. Ну и         
безусловно, на правоотношения, наступившие до вступления закона в силу, он не   
распространится. Иными словами, если есть договор, скажем, годовой на           
рекламу, понятно, что в данном случае никто отвечать за это не будет, если      
договор был заключён до появления закона.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Представители президента, правительства?   
Докладчик? Содокладчик? Нет.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 12 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"   
и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе", пункт 15.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против           11 чел.2,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.