Заседание № 246
О проекте федерального закона № 652159-6 "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
22-й пункт, проект федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Николай Николаевич Гончар, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят во втором чтении 1 июля текущего года. Он прошёл правовую, юридико-техническую и лингвостилистическую экспертизы, у Правового управления замечаний не имеется. Просим принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
22-й пункт, проект федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 01 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 245
О проекте федерального закона № 652159-6 "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 20 января 2015 года с наименованием "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
26-й вопрос, проект федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Николай Николаевич Гончар докладывает. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён группой депутатов - членов Комитета по финансовому рынку. В первом чтении он был принят 20 января текущего года. Была создана рабочая группа, которую возглавлял Борис Сергеевич Кашин, член нашего комитета, она очень плодотворно работала. В комитет поступило шестьдесят девять поправок, тридцать шесть из них рекомендованы комитетом к принятию и включены в таблицу № 1 и тридцать три поправки рекомендованы к отклонению, они включены в таблицу № 2. Кроме того, в зале розданы две поправки депутата Кулика, о них он скажет сам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 51 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 17 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Слово Геннадию Васильевичу Кулику, автору двух поправок, отдельно розданных в зале. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, мы просим на сегодняшнем заседании не рассматривать данные поправки, их нужно немножко уточнить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Геннадий Васильевич, произнесите, пожалуйста, слова, что вы отзываете их. КУЛИК Г. В. Я их отзываю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Выносим законопроект на "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Мы просим законопроект в третьем чтении включить в повестку дня на пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поставим на пятницу.
26-й вопрос, проект федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 09 сек.) Проголосовало за 287 чел.63,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 287 чел. Не голосовало 163 чел.36,2 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 209
О проекте федерального закона № 652159-6 "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков", первое чтение. Доложит Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный законопроект был внесён депутатами Государственной Думы Бурыкиной, Кашиным, Аксаковым, Мукабеновой, Тихоновым и другими в ноябре, прошёл соответствующую рассылку. Законопроект подготовлен совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком. Я представляю одновременно и доклад, и содоклад по данному законопроекту, поэтому сначала выступлю от авторов, а потом - от комитета. Законопроект направлен на развитие института саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Предлагается распространить действие проектируемых норм на следующие сегменты финансового рынка: профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, субъекты страхового дела, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды. Среди участников саморегулирования не хватает только банковского сектора, но это принципиальная позиция и разработчиков законопроекта, и тех авторов, которые этот законопроект вносили. Законопроектом также вводится обязательность участия финансовой организации в созданной саморегулируемой организации соответствующего сегмента рынка, что должно повысить ответственность участников финансового рынка и обеспечить единство применяемых ими стандартов, единых правил в важнейших областях регулирования, включая стандарты управления рисками, корпоративного управления, внутреннего контроля, защиты прав и интересов физических и юридических лиц - потребителей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, а также стандарты совершения операций на финансовых рынках. Законопроектом устанавливаются порядок взаимодействия саморегулируемых организаций и Банка России и его надзорные полномочия в отношении их. В законопроекте также предусматривается возможность передачи Банком России саморегулируемым организациям ряда полномочий по регулированию и надзору. Законопроектом устанавливается порядок вступления финансовых организаций в саморегулируемые организации и участия в них, определяется порядок ведения реестров членов саморегулируемой организации, устанавливаются структура и компетенция органов управления саморегулируемой организации. Законопроектом также предусматриваются требования к финансовой обеспеченности деятельности саморегулируемых организаций, необходимой для выполнения уставных задач, и устанавливаются квалификационные требования и требования к деловой репутации руководства саморегулируемых организаций. Поддерживая в целом предложение о введении института саморегулирования в сфере финансового рынка как действенного механизма повышения контроля за деятельностью профессиональных участников различных секторов финансового рынка, а также защиты прав потребителей финансовых услуг, комитет высказал по проекту следующие замечания. Законопроектом предусматривается, что каждая саморегулируемая организация должна объединять в своём составе в качестве членов не менее 34 процентов финансовых организаций от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности. Таким образом, фактически данная норма допускает существование только двух саморегулируемых организаций в каждом сегменте финансового рынка. Комитет считает, что данное положение проекта нуждается в дополнительном обсуждении и уточнении с учётом как специфики осуществляемых видов деятельности, так и возможности совмещения различных видов деятельности. Другой статьёй законопроекта устанавливается порядок разработки и утверждения саморегулируемой организацией базовых стандартов, положения законопроекта в этой части отличаются фрагментарностью и представляются недостаточно проработанными. Прежде всего в законопроекте не определён статус базовых стандартов. После утверждения базовых стандартов Банком России они становятся обязательными для иных саморегулируемых организаций в соответствующем виде деятельности, а также для иных участников финансового рынка, при этом базовые стандарты могут действовать и при ликвидации саморегулируемой организации - в последнем случае неясно, каким образом можно будет обжаловать такие стандарты и кто будет надлежащим ответчиком. Кроме того, комитет полагает, что требования о совместной разработке и согласовании общих базовых стандартов несколькими саморегулируемыми организациями одного вида, а также о признании новой саморегулируемой организацией уже согласованных Банком России базовых стандартов, принятых ранее другой саморегулируемой организацией, ограничивают самостоятельность таких организаций, поскольку ставят одну саморегулируемую организацию в зависимость от другой. Учитывая важность такого документа, как конкретный базовый стандарт для конкретного сегмента финансового рынка, комитет считает необходимым при доработке законопроекта ко второму чтению уделить данному вопросу существенное внимание, уточнив нормы, связанные с процедурами разработки, утверждения и применения базовых стандартов. Статьёй 7 данного законопроекта также предусматривается право Банка России на основании обращения конкретной саморегулируемой организации передать ей ряд полномочий по контролю и надзору за её членами. Комитет считает, что передача полномочий должна быть предусмотрена в самом законе, это не должно ставиться в зависимость от решений Банка России. Также согласно законопроекту для получения статуса саморегулируемой организации некоммерческой организации требуется предоставить в Банк России смету, но это, вообще, извините, нонсенс - утверждение сметы Банком России. Мы полагаем, что ко второму чтению предложенные нормы тоже должны уйти из законопроекта: мы полагаем, что, вообще-то, саморегулируемые организации сами в состоянии разобраться, сколько средств им нужно, для того чтобы финансировать все те полномочия, которые у них будут. Также более детальной проработки требуют предложения, которые посвящены формированию органов управления саморегулируемой организации. В данном случае мы полагаем, что не должно быть совмещения должностей, не должно быть такого, чтобы один и тот же человек занимал несколько должностей в разных саморегулируемых организациях, - мы полагаем, что на это должен быть установлен запрет. Есть много и других существенных замечаний, которые комитет тоже обсудил в рабочем порядке, поэтому законопроект мы предлагаем поддержать с учётом его существенной доработки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Наталья Викторовна, у меня к вам вопрос, как к автору, одному из авторов законопроекта: я так и не понял, будете ли вы всё-таки устранять вот эту норму, по которой 34 процента саморегулируемых организаций должны объединяться, чтобы в результате было практически всего два СРО по каждому виду деятельности? БУРЫКИНА Н. В. Мы, я и мои соавторы, обсуждали данный вопрос, и мы полагаем, что, конечно, вот такой цифры быть не должно, может быть и одна СРО, и три, но в целом, мы полагаем, их не должно быть много. В данном случае численный критерий не является самым удачным, но я ведь в своём выступлении сказала, что этот законопроект был подготовлен экспертами Центрального банка и Министерства финансов, а мы только корректирующие поправки сюда вносили, чтобы внести его было не очень стыдно. Мы полагаем, что эти цифры, конечно, будут убраны ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо. Наталья Викторовна, мы приняли закон о саморегулируемых организациях в строительной сфере и помним, что после принятия этого закона началось, да и до сих пор продолжается, - там просто безобразие! Потом к нам приходил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень - помните, что он говорил: никакого саморегулирования в коммунальной сфере! Теперь мы говорим о саморегулировании в сфере финансовых рынков, да ещё и некоммерческих организаций, к которым так много претензий!.. Вы считаете, что они вообще всё сами должны решать, но кто же всё-таки будет осуществлять контроль? Тут неважно, 34 процента будут объединяться или будут работать отдельно, каждая организация сама по себе, - я считаю, что это не приведёт к хорошим результатам у нас в экономике. БУРЫКИНА Н. В. Ну, я так поняла, что это у вас больше выступление, чем вопрос, но хочу сказать, что, конечно, сам механизм саморегулирования, который был предложен в том числе взамен лицензирования... ну, скажу так: в целом правоприменительная практика сложилась по-разному. Что касается саморегулирования на финансовом рынке, я думаю, что оно должно быть, более того, сегодня там есть уже достаточно много саморегулируемых организаций, они сегодня уже достаточно организованы, им не хватает только ряда полномочий, которые им действительно нужны, чтобы повышать доверие к профессии, скажем, и к тому рынку, на котором они присутствуют. В данном случае мы полагаем, что, передав саморегулируемым организациям отдельные полномочия от Центрального банка, мы таким образом повысим качество финансового рынка, хотя он у нас в стране не очень большой, но всё равно нужно формировать доверие к нему. Полагаю, что ничего страшного в этом нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Наталья Викторовна, в продолжение вопроса коллеги Плетнёвой. Действительно, в строительной отрасли уже сложилась практика, несколько лет существуют СРО в градостроительной отрасли, и что происходит? Происходит, собственно, следующее: любой желающий создаёт структуру, прилагает комплект документов о квалификации людей, которые зачастую не работают в этих структурах. То есть подходят формально: платят деньги - там везде установлены ценники - и получают соответствующие допуски, и вот это большая проблема! Это хорошо, что дома не рушатся, не падают и, собственно говоря, люди живы! Сейчас, вот в данной ситуации, в сложной ситуации, как мы видим, финансовый рынок является очень уязвимым рынком - своевременно ли введение саморегулирования в этой отрасли сейчас? Это первое. И второе - вопрос контроля: эти СРО будут практически абсолютно бесконтрольными. Вот мы у ЦБ забираем полномочия, но стоит ли это делать сейчас? Вопрос контроля проясните для депутатов. БУРЫКИНА Н. В. Ну, в представленном нами законопроекте механизм контроля как раз прописан достаточно чётко. И более того, представленная конструкция законопроекта не позволит любому желающему зарегистрировать, например, в собственном ломбарде или кооперативе свою СРО: здесь принцип такой, что решение о саморегулировании выносится именно большинством участников рынка, поэтому возникновение таких издержек, которые были при организации СРО в строительной отрасли, мы полагаем, в случае принятия данного законопроекта будет невозможно. Что касается именно механизмов саморегулирования, то в первую очередь речь идёт о разработке базовых стандартов, о которых я сказала в своём докладе достаточно подробно. С этой точки зрения... никакой регулятор, вообще никакой надзорный орган никакие стандарты никогда не разработает - качественно, хорошо это смогут сделать только участники рынка, поэтому полагаю, что саморегулирование в этой отрасли необходимо, вводить его нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Наталья Викторовна, странно, что вы этот законопроект предлагаете принять сейчас: обычно в условиях кризиса централизуют полномочия, а не раздают их. Это первое. Второе. Ваша реплика по поводу того, что после экспертов ЦБ надо было доводить законопроект до читабельного состояния... Может, совсем не надо вносить такие законопроекты, которые даже вы, профессионалы, читать не можете? И третье. Всё-таки, вы знаете, эксперты в сфере СРО говорят, что впору уже принимать законы по демонополизации саморегулируемых организаций, потому что крупные структуры через аффилированных лиц захватывают контроль над этими СРО и начинают душить всё, что там шевелится, понимаете? Поэтому мне кажется, что вопрос в своевременности - всё-таки ответьте мне - принятия этого закона. БУРЫКИНА Н. В. Принятие закона будет своевременным. Более того, вы в своём вопросе совершенно правильно обозначили проблему, которая в этом законопроекте будет решена ко второму чтению, - это необходимость демонополизации отдельных СРО, в том числе и на финансовом рынке: допустим, мы знаем, что сегодня в Российском союзе автостраховщиков фактически семь крупнейших компаний монополизировали рынок автострахования. Поэтому это закон нужен для того, чтобы отдельные, так сказать, монопольные моменты, которые сегодня существуют, в том числе и картельные сговоры, разрушить, реконструировать. Естественно, закон нужен, более того, я считаю, что он очень актуальный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Наталья Викторовна, уже много задано вопросов, но всё-таки поясните, пожалуйста, как создание вот таких саморегулируемых организаций улучшит деятельность финансового рынка? Приведите конкретные примеры, поскольку то, что вы говорите, - это всё философия! БУРЫКИНА Н. В. Ну вот коллега мне подсказывает ответ, что закон - это и есть философия. Что касается конкретного влияния, то я могу сказать, что сегодня Центральный банк, который мы наделили функциями мегарегулятора, не совсем справляется со своими задачами и с новыми функциями - для этого они должны были издать достаточно большое количество подзаконных актов. Кроме того, у них есть функции, которые, может, и кажутся избыточными, но они должны быть, и получается, что никто этим не занимается, и из-за того, что сегодня нет правильного разделения функций на те, которые должны быть у государства, и те, которые должны быть у саморегулирования, страдают участники рынка. А вот когда будут базовые стандарты, любой участник, работающий на финансовом рынке, сможет посмотреть стандарт и узнать, какую услугу и какого качества ему должен оказать тот или иной брокер, дилер или кто-то ещё, - естественно, на качество услуг это повлияет. Вообще, законы как раз и направлены то, чтобы формировать какой-то тренд в какой-то области, доверие к чему-то, и я считаю, что практика покажет, сможет ли закон повлиять, улучшить качество нашего финансового рынка, повысить доверие к профессии или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ещё два вопроса, и потом я объявлю перерыв. Александр Георгиевич Тарнавский, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Наталья Викторовна, вопрос опять о контроле (надзоре) за соблюдением участниками финансового рынка требований федеральных законов. В статье 7 законопроекта вы, авторы, говорите о том, что Банк России может эти полномочия передать СРО, а дальше говорится о том, что предоставление права надзора за осуществлением членами СРО деятельности в сфере финансового рынка не влечёт невозможности осуществления указанных полномочий Банком России. Не могли бы вы пояснить, как всё-таки будет осуществлять такой важный государственный орган, как ЦБ, функции надзора (контроля) за соблюдением участниками финансового рынка - с привлечением СРО либо без них - требований федеральных законов, регулирующих деятельность в этой сфере? БУРЫКИНА Н. В. Ну, я, по-моему, на этот вопрос отвечала либо в выступлении затрагивала эту тему, но повторю: надзор в рамках тех полномочий, которые сегодня есть у Центрального банка, останется, просто есть много дополнительных требований, которые должны быть сформулированы в отношении профессиональных участников финансового рынка, но которых нет, и это пробел. Мы предлагаем законодательно закрепить в законе ряд этих требований, а также те полномочия, которые сегодня ЦБ не реализует, передать саморегулируемым организациям. СРО получат право контролировать своих членов, Центральный банк будет контролировать СРО, как они контролируют своих членов - такой перекрёстный контроль, как правило, приводит к более качественному содержанию надзора, что даст возможность СРО прекрасно функционировать. Я могу сказать, что сегодня уже достаточно много квалифицированных организаций присутствует на финансовом рынке, я просто не хочу их называть, но они достаточно успешно следят за качеством работы своих профучастников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемая Наталья Викторовна, вопрос об учёте международного опыта. Китай, который уже тридцать лет стремительно развивается на фоне всех трудностей и кризисов, в последние месяцы по паритету покупательной способности, оказался впереди Соединённых Штатов Америки. Как авторы проекта закона учитывают то, что происходит в мировой экономике? Финансовый капитал стал господствующим, Моисей Гельман в "Промышленных ведомостях" пишет, что оборот финансового капитала в мире превысил 400 триллионов долларов. Я очень рекомендовал бы членам комитета изучить эту огромную статью, я читал её с большим напряжением - она не просто даётся. Так вот вопрос: учитываем ли мы международную практику? БУРЫКИНА Н. В. Ну, вы знаете, мировая практика разнообразна, есть и китайский опыт, где много регулирования, есть и другой опыт, который в данном случае авторам законопроекта представляется более приемлемым. Я полагаю, что развитие этих институтов всё равно неизбежно. У нас закон "О саморегулируемых организациях" давно принят, и там написано, что особенности саморегулирования на финансовом рынке должны устанавливаться специальным законом. Я считаю, что мы идём в общем тренде, учитывая одни примеры из практики одних стран, другие - из практики других стран. Полагаю, что данные институты мы должны поддерживать в разумной мере, в разумных объёмах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна.
Мы продолжаем обсуждение вопроса 7 повестки дня. Наталья Викторовна Бурыкина представила доклад, ответила на вопросы. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, вопрос, конечно, очень важный, я не спорю, но если кто-нибудь из вас выйдет на угол Тверской и Охотного ряда и спросит у наших граждан, что они думают о деятельности СРО, то многие скажут, что не знают, что это такое, если же вы скажете так, как некоторые в зале говорят это слово - "сро", - то, я думаю, вас просто-напросто не поймут. А вот если вы их спросите о ценах в магазинах, то вот тут готовьтесь выслушать много нелицеприятных вещей, среди которых то слово, о котором я говорил, будет самым мягким! Жалко, что Александр Дмитриевич ушёл, и я, конечно, извиняюсь перед Натальей Викторовной, что немножко отхожу от темы, но тем не менее парламент Великобритании и Северной Ирландии не стесняется обсуждать цены на продукты и устанавливает стоимость пинты молока, бушеля пшеницы (или в чём они там измеряют? Ну что-то в этом духе). Нами, между прочим, в прошлом созыве был принят закон о торговле, где чёрным по белому в части 5 статьи 8 написано, что если в каком-то регионе рост цен на социально значимые товары превышает 30 процентов в течение месяца, то государство имеет право ввести свои ограничения. А у нас что, извините, доллары - это не предмет, так скажем, социально значимый, если на них покупаются лекарства и прочие товары?! И вообще, меня удивляет положение дел: любая валюта должна определяться тем, что на неё можно купить, а у нас что делается?! У нас президент бегает ищет, у кого в загашнике миллиарды долларов лежат: отпустили Евтушенкова из-под домашнего ареста - сразу немножко скорректировался курс! Так дело не пойдёт, уважаемые коллеги! Вот этот вопрос надо обсуждать, а мы с вами обсуждаем, как нам создать СРО в финансовой сфере... (Шум в зале.) Вы говорите, что мы не правы, - ЛДПР права! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. Выступление от фракции, семь минут. РУДЕНКО А. В. Коллеги, я хочу к вам обратиться с просьбой: давайте всё-таки обсуждать тему законопроекта! Я внимательно послушал Наталью Викторовну Бурыкину, и у меня многие вопросы отпали, хотя я тоже колебался в отношении принятия этого законопроекта. Сразу хочу сказать, что фракция проголосует за, потому что всё-таки мы поддерживаем идею внедрения саморегулирования в России, но хотел бы сказать следующее. Совсем недавно наша фракция вносила законопроект о национальных объединениях, и было сказано, что различными ведомствами внесено более девятисот различных законов, постановлений и так далее, то есть каждый может регулировать систему СРО так, как ему захочется. Вот взять, к примеру, этот законопроект: Центробанк захотел ввести саморегулирование в таких сегментах, как микрофинансовая организация, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и так далее, почему? Да потому, что мы сами наделили Центробанк полномочиями мегарегулятора, но с функцией этой он не справляется. Председатель Центробанка, которая пришла, пытается скорректировать штат Центробанка, бюджет Центробанка урезать, а в связи с тем, что он мегарегулятор, его надо раздувать, поэтому целесообразно передать вот эти все управленческие функции на следующий уровень - на уровень саморегулируемых организаций. Но только создавать их надо не централизованно, как Центробанк создаёт, почему я и задал свой вопрос относительно 34 процентов. То есть допускается создание двух организаций, а названо там порядка двенадцати сегментов рынка - ломбарды, микрофинансовые организации и так далее, таким образом, всего у нас будет 24 саморегулируемые организации, в которые хотят запихнуть весь этот большой рынок, - это неправильно, и приятно, что комитет поддерживает эту позицию. Я читал внимательно заключение и Комитета по собственности - там тоже выражены очень большие опасения, члены комитета достаточно профессионально подошли к подготовке заключения на данный законопроект. Коллеги, я хотел бы, чтобы... Вот та модель саморегулирования, которую мы с вами создали в 2007 году, приняв 315-й закон, была сформирована без учёта мнения профессионального сообщества, а такие вещи надо всё-таки формировать с учётом мнения профессионального сообщества. Мы направили профессионалам на заключение данный законопроект - они выразили некоторые опасения, и мы это учтём ко второму чтению в виде поправок - я думаю, что комитет нас тоже поддержит, потому что наши точки зрения совпадают. Хотел бы сказать вам следующее: всё-таки нужно переходить ко второму этапу формирования модели саморегулирования уже с учётом мнения профессионального сообщества, надо собирать "круглые столы", надо использовать больше рычагов, которыми обладает Государственная Дума. Этот законопроект, спонтанно внесённый Центробанком, откорректированный нашими уважаемыми коллегами, я думаю, ко второму чтению мы ещё причешем, но, поверьте, достаточно серьёзные институты там упоминаются, давайте глянем глубже: это и Союз страховщиков, и негосударственные пенсионные фонды, и микрофинансовые организации, банки. То есть в эту сферу запихивается практически всё, что подчиняется Центробанку, поэтому вот эта часть законопроекта о СРО должна быть нами, законодателями, скорректирована очень тщательно, мы очень внимательно должны к этому подойти. Предлагаю комитету всё-таки провести "круглый стол" с участием профессионального сообщества, чтобы внести необходимые поправки ко второму чтению. Опасения нашей фракции касаются того... Не надо лепить вот такие сырые, быстрые законопроекты! Мы понимаем, что Центробанку, как мегарегулятору, надо как-то раздавать свои полномочия, но надо это делать с учётом мнения профессионального сообщества. Как я уже сказал, фракция поддерживает законопроект: мы всегда поддерживаем развитие модели саморегулирования. Почему мы поддерживаем модель саморегулирования? Потому что это упраздняет многие государственные функции. Вот все фракции говорят: плохое министерство, плохое ведомство и так далее. Почему это так? Они далеки от профессиональных участников рынка и потому не могут разработать стандарты, по которым он живёт. Возьмите стандарты, по которым развивается Западная Европа, - они давно уже цивилизованно развиваются! Каждый школьник у нас знает, что такое стандарты и так далее. Я задавал в своё время вопрос Белоусову, когда он ещё был министром экономики, о том, когда же они начнут разрабатывать стандарты, - он на меня так посмотрел и говорит: "Вы знаете, я десять лет занимаюсь этим, и вот кто бы разработал эти стандарты - я с удовольствием ему деньги заплатил бы!" Понимаете, есть целое министерство экономики, Белоусов занимает сейчас пост советника президента - ну так, ради бога, давайте развивать нашу страну, не будем вот этими серыми, в ушанках, которые медведей гоняют по улицам! То есть наше предложение - всё-таки поддержать модель саморегулирования, поддержать этот законопроект, но значительно его доработать, потому что у фракции имеются большие опасения в связи с тем, что будет задействован большой, очень большой рынок, и это коснётся практически всех граждан Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Абалаков. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, дорогие товарищи, уважаемые коллеги! Мы сегодня обсуждаем действительно очень важный законопроект о саморегулировании, в котором объединились два понятия - СРО и финансовые рынки. Вообще, идея СРО в России не приживается. Сегодня говорили, что у нас и в строительстве СРО, и в жилищно-коммунальном комплексе СРО, и там действительно ситуация понятная и прозрачная, но идея СРО не прижилась, не получается - государство начинает регулировать. Мы внимательно прочитали законопроект, и наша фракция решила за него не голосовать, потому что мы считаем, что он несвоевременный и что в такой очень важной сфере необходимо государственное регулирование. Что такое финансовые рынки в классическом понимании? Это механизм консолидации финансов с целью выдачи кредитов, осуществления обменных операций и инвестиций в производство. В нашей ситуации получается, что у нас обменные операции доминируют, кредитов нет, инвестиций в производство нет. Поможет ли этот закон нашей экономике, поможет ли он увеличению инвестиций в производство или снижению кредитной ставки? Не знаю, из текста законопроекта не видно, и вот именно поэтому мы не будем за него голосовать. Кризис показал очень интересную ситуацию в нашей экономике: у нас пострадавшими больше всех оказались именно те люди, которые инвестировали рубли в нашу промышленность, а в самом большом выигрыше оказались те, кто сидел на валюте. Возникает вопрос: где справедливость? Наше государство много говорит о развитии промышленности, о развитии народного хозяйства, о развитии сельского хозяйства, об увеличении инвестиций в промышленность, однако все механизмы показывают, что в выигрыше самые хитрые - те, кто покупает валюту и никуда её не продаёт, поэтому приходится применять ручные методы: обязывать экспортёров продавать валюту, заставлять людей продавать валюту, покупать рубли. И самое главное - возникает другая очень интересная ситуация: действительно, оказались в сложном положении все, но почему-то помощь оказывается тем, кто брал валютные кредиты. Мы знаем, что за помощью из ФНБ выстроилась очень длинная очередь, но почему-то выстроились те организации, которые брали кредиты в валюте, а про тех, кто брал кредиты в рублях, - а это в первую очередь малый бизнес, который не имеет доступа к международным финансовым рынкам, - мы вообще не говорим, как будто их нет! Так, может быть, деньги, которые мы сегодня направляем на докапитализацию АСВ, на докапитализацию крупных системообразующих банков, направить на то, чтобы зафиксировать кредиты, которые взял малый и средний бизнес, чтобы не было ухудшения условий по тем небольшим кредитам, которые взяты на развитие производства малым бизнесом, средним бизнесом?! Но об этом абсолютно нет речи! Принимаем закон о СРО - да, регулирование нужно, мы об этом говорили всегда, но нужно ли оно именно сейчас и нужно ли именно такое регулирование, это большой вопрос. На мой взгляд, сейчас очень важно принять законы, которые позволили бы для тех организаций, которые кредитовались в рублях, которые инвестировали эти средства в производство, зафиксировать ставку, зафиксировать суммы взятых кредитов - это необходимо для того, чтобы дать передышку, чтобы с течением времени производства начали работать. Действительно, курс доллара вырос, наша продукция, наши товары стали более конкурентоспособны, появился шанс, но сегодняшняя ситуация в банковской сфере напрочь уничтожает этот шанс! Эти производства могли бы через год-два начать давать отдачу, мы могли бы выпускать продукцию, конкурентоспособную, заметьте, не только на внутреннем рынке, но и на внешнем рынке, - наша фракция понимает импортозамещение как выпуск такой продукции, которая пользовалась бы спросом на всём мировом рынке, - а вместо этого мы душим такие производства, банки увеличивают ставки по кредитам! Какое производство может жить в такой нестабильной ситуации?! И получается, что вместо того, чтобы сейчас думать о том, как облегчить жизнь тем реальным инвесторам, тем реальным производителям, которые сегодня работают и которые страдают от этой ситуации, мы думаем, как нам дать возможность дышать тем, кто брал кредиты в валюте, то есть думаем о регулировании всё-таки относительно небольшого сектора. В нашей сегодняшней ситуации у нас средства накопления - это либо депозит, либо недвижимость, для привлечения средств с целью инвестирования используется только кредит, других инструментов нет. Поможет ли этот закон увеличению разнообразия средств для инвестирования? Не знаю, может, и нет, и вот именно поэтому наша фракция решила за законопроект не голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Добрый день ещё раз, уважаемые коллеги! Многие выступили и сказали правильные и хорошие вещи. Руденко Андрей Викторович сказал, что сомневался, голосовать или не голосовать, а теперь говорит, что будет голосовать за данный законопроект; Сергей Владимирович Иванов, наверное, правильно ставит вопрос о том, что пора заняться вопросом регулирования цен, правильно эту тему поднимает. Вот с Натальей Викторовной трудно согласиться в том, что создание саморегулируемых организаций урегулирует финансовый рынок, - здесь просто одни жулики будут регулировать других, и ничего не изменится! (Шум в зале.) Самое главное, что все, кто выступает, с не большим уважением относятся к учению Маркса - Ленина, а как раз незнание учения и, соответственно, непонимание того, что нужно делать в экономике нашей страны, и приводят к экономическому, а затем и к политическому краху. Законопроект, который мы сейчас рассматриваем, ничего, кроме вреда, экономике не принесёт! Позвольте мне зачитать, что писал Владимир Ильич Ленин в работе "Грозящая катастрофа и как с ней бороться", ибо более умных вещей никто никогда не говорил, да, наверное, это и невозможно, потому что Владимир Ильич Ленин высказался по этому вопросу как раз очень правильно. "Говорить о «регулировании экономической жизни» и обходить вопрос о национализации банков значит либо обнаруживать самое круглое невежество, либо обманывать «простонародье» пышными словами или велеречивыми обещаниями, при заранее обдуманном решении не исполнять этих обещаний. Контролировать и регулировать доставку хлеба или вообще производство и распределение продуктов, не контролируя, не регулируя банковых операций, это бессмыслица. Это похоже на ловлю случайно набегающих «копеечек» и на закрывание глаз на миллионы рублей. Современные банки так тесно и неразрывно срослись с торговлей (хлебной и всякой иной) и промышленностью, что, не «накладывая рук» на банки, решительно ничего серьёзного, ничего «революционно-демократического» сделать нельзя". То есть, другими словами, надо национализировать банки. И далее: "Только при национализации банков можно добиться того, что государство будет знать, куда и как, откуда и в какое время переливают миллионы и миллиарды. И только контроль за банками, за центром, за главным стержнем и основным механизмом капиталистического оборота позволил бы наладить на деле, а не на словах, контроль за всей хозяйственной жизнью, за..." (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович, вы не завершили? Добавьте минуту. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. "...за производством и распределением важнейших продуктов, наладить то «регулирование экономической жизни», которое иначе осуждено неминуемо оставаться министерской фразой для надуванья простонародья". Поэтому все законы о саморегулировании, о которых мы сейчас говорим, - это всё придумки, которые не приведут к существенным изменениям на финансовом рынке, как было безобразие, так и останется, сколько бы мы этих законов о саморегулировании ни принимали! Вот мы приняли закон о саморегулировании в строительном секторе, который в действительности изменил всего лишь то, что собственность из одних рук перетекла в другие, а как было безобразие, так и осталось! (Шум в зале.) Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Викторовна Бурыкина, вы будете ещё выступать? Нет. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 32 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 13 чел.2,9 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.