Заседание № 233

12.05.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 652011-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в части, касающейся порядка использования универсальной электронной карты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1627 по 2000 из 4770
Переходим к рассмотрению 7-го пункта повестки дня, проекта федерального         
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации                
предоставления государственных и муниципальных услуг". Доклад Владимира         
Николаевича Федоткина.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона - один из пакета        
законопроектов, направленных на сохранение конституционных прав человека и на   
обеспечение безопасности Российской Федерации. Дело в том, что наша страна      
подписала целый ряд международных договоров и соглашений, носящих кабальный     
характер, я даже сказал бы, окончательно оккупационный, разоружающий            
характер. Россия насильственно втягивается в мировое                            
информационно-электронное поле, и согласно этой идеологии все страны мира - я   
подчёркиваю: все - должны, именно должны войти в единую систему, основанную     
на всемирной, точнее, на американской электронной базе, где будут собираться    
данные обо всех людях этих государств, обо всех предприятиях и организациях.    
Не случайно Соединённые Штаты на разработку этой системы ежегодно выделяют      
десятки миллиардов долларов: они умеют считать деньги, не зря их вкладывают -   
значит, получат свою прибыль. По сути дела, это электронно-информационная       
война Соединённых Штатов против всех остальных стран, включая и Россию.         
                                                                                
В нашей стране ключевую роль в реализации этой идеи играет Федеральный закон    
№ 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных         
услуг", принятый нами 27 июля 2010 года: законом введено такое понятие, как     
универсальная электронная карта, которая будет иметь свою интегральную схему,   
чип, где будет собрана вся информация о человеке, о его судьбе, вся             
информация о каждом из вас, о ваших родных, о ваших детях, мужьях и жёнах, -    
сложится целая система, и эта информация уже кем будет считываться, если        
компьютеры американские, если программы американские? Или спецслужбами, или     
мошенниками, и как они распорядятся ею, трудно сказать.                         
                                                                                
Мы в декабре прошлого года внесли изменения в закон и перенесли срок            
обязательной выдачи универсальной электронной карты с начала 2015 года на       
начало 2017 года, но по сути это ничего не изменило - как шла работа в этом     
направлении, так она и идёт, причём напористо, ускоренно. Вот буквально на      
днях - наверное, многие получили эту информацию - выступал глава Минкомсвязи    
Никифоров, который сказал, что завершена работа над новым электронным           
паспортом, это практически аналог универсальной электронной карты, и он         
отметил, что это электронное удостоверение будет содержать интегральную         
схему. А вот что в ней будет записано? Начальник департамента министерства      
уточнил, что фактически эта интегральная схема в электронном паспорте будет     
содержать все данные о человеке, все, и далее он наметил задачу - всеобщее      
вовлечение граждан в информационное общество. Простите, а Конституция что,      
уже не в счёт, а права человека уже не в счёт?! Вот решили - и затягиваем,      
как бычка на бойню! (Шум в зале.)                                               
                                                                                
В законопроекте мы предлагаем внести изменения в статьи 22, 25 и 26             
федерального закона номер 210. Прежде всего, выдача универсальных электронных   
карт должна идти только на основании заявления - никакой обязательности:        
очень много людей сегодня по разным причинам не воспринимают электронную        
жизнь, не воспринимают электронные документы, у нас во фракции КПРФ уже         
сейчас лежит 170 тысяч подписей людей из разных уголков страны, которые         
требуют отказаться от этой идеи, соответствующее письмо находится у             
Председателя Думы, с тем чтобы все вы были проинформированы. 30 марта фракция   
КПРФ провела парламентские слушания по данному вопросу, приехали люди со всей   
страны, за свой счёт приехали, потому что понимают, что судьба решается,        
очень многие привезли новые подписи - из Воронежской области привезли 5 тысяч   
подписей, из Крыма привезли 10 тысяч подписей, и число подписей буквально       
лавинообразно растёт! По оценкам специалистов, несколько миллионов человек,     
до 10 миллионов, не воспримут ни универсальную электронную карту (УЭК), ни      
электронный паспорт, ни другие электронные документы.                           
                                                                                
Второе предложение нашего законопроекта: человек, который получил               
универсальную карту, не осознав ещё глубину последствий, должен иметь право     
отказаться в любой момент от этой универсальной электронной карты и вернуться   
к бумажному документу, при этом должна быть уничтожена и сама универсальная     
электронная карта, и сведения об этом человеке (или об этой организации) в      
базе данных.                                                                    
                                                                                
Третье: наряду с универсальной электронной картой должен продолжать             
действовать обычный паспорт, бумажный паспорт, советского образца - он ещё      
действует! - или российского образца. При этом наличие бумажного паспорта не    
должно ограничивать возможности получения человеком услуг, а уже есть такие     
многочисленные сигналы: или не оказывают медицинскую помощь, или льготный       
проезд на городском транспорте запрещается.                                     
                                                                                
Четвёртое. Мы в 2011 году приняли изменения в федеральный закон, в              
соответствии с которыми отказались помогать регионам, которые должны            
выпускать электронные документы, отказали им в финансовой помощи, а ведь ни     
мало ни много 150 миллиардов рублей на регионы ложится. Я вам напомню: на       
начало текущего года регионы имели долг 2 триллиона рублей, на конец года это   
будет 2 триллиона 300 миллиардов, - может быть, 150 миллиардов рублей мы        
направим на детей, на здравоохранение, на дороги, на решение каких-то других    
проблем? (Шум в зале.)                                                          
                                                                                
Хочу сказать, что я не случайно сегодня спросил, когда выступал заместитель     
министра экономического развития Павел Эдуардович Королёв, сможем ли мы         
защитить электронную базу данных, картографию России, данные о наших            
месторождениях, - не сможем: ни в одной стране мира этого сегодня не могут      
сделать - всё стекается в Соединённые Штаты Америки!                            
                                                                                
Вот недавно здесь на заседании выступал замминистра обороны, я спросил его:     
правда ли, что с 1 апреля прошлого года всем военным дают аналог                
универсальной электронной карты с микросхемой, где есть все данные о            
военнослужащем? Америка легко отследит, где танкисты, где связисты, где         
ракетчики, то есть никакой военной тайны, любое передвижение войск уже не       
будет тайной - это очень серьёзно, это очень опасно, это страшно, ибо мы        
снова в состоянии войны! (Шум в зале.)                                          
                                                                                
Я от имени фракции призываю всех коллег проникнуться серьёзностью проблемы и    
поддержать законопроект - от этого зависят решение проблемы национальной        
безопасности и судьба каждого человека!                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Содоклад Владимира Николаевича Плигина.                                         
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я, честно       
говоря, очень внимательно слушал Владимира Николаевича почему? Потому что мне   
хотелось понять, можно ли набрать вербальный аппарат для того, чтобы так        
долго обосновывать текст этого законопроекта, - он блестяще с этим справился,   
вербальный аппарат набрал! Ну а в чём суть данного законопроекта? В том,        
чтобы рекомендовать отказаться от использования универсальных электронных       
карт!                                                                           
                                                                                
Кстати, я хочу сразу сказать, что я с абсолютным уважением отношусь к той       
части его доклада, которая касается необходимости защиты персональных данных.   
Мы действительно должны очень предметно работать над защитой персональных       
данных, поскольку произвольное использование персональных данных означает       
очень высокую степень проникновения в частную жизнь людей. Частная жизнь        
граждан должна быть защищена, поэтому наш комитет вместе с Правительством       
Российской Федерации очень предметно этим вопросом всегда занимался, и мы       
стараемся очень чётко определить пределы использования персональных данных. В   
этой части я ваше выступление поддерживаю.                                      
                                                                                
Что касается второй части. Владимир Николаевич, стоит признать - видимо, и вы   
это признаёте, - что в том числе после консультаций с вами был принят           
федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 514-ФЗ, в соответствии с которым    
срок обязательной выдачи универсальных электронных карт гражданам, не           
отказавшимся от их получения, перенесён на 1 января 2017 года. Зачем даётся     
этот срок? Для того чтобы можно было более точно построить модель, связанную    
с защитой персональных данных. До указанной даты универсальные электронные      
карты выдаются только по заявлениям граждан. Граждане, не желающие получать     
универсальные электронные карты, имеют возможность направить заявление об       
отказе от получения универсальной электронной карты.                            
                                                                                
Одновременно хотел бы развязать две проблемы - проблему удостоверения           
личности гражданина и проблему использования универсальной электронной карты    
в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина. Это требует          
комплексного решения, которое возможно, подчёркиваю, только в рамках            
законодательства об указанных документах, при этом вопросы использования        
документов, удостоверяющих личность гражданина, на бумажных носителях не        
относятся к предмету правового регулирования федерального закона, о котором     
мы говорим сегодня, - закона "Об организации предоставления государственных и   
муниципальных услуг".                                                           
                                                                                
Тем не менее несомненно, что те возможности, которые предоставляют              
универсальные электронные карты, используются значительным, даже подавляющим    
большинством граждан Российской Федерации, эти возможности значительно          
упрощают целые сферы коммуникаций "гражданин - государство", и поэтому идея     
распространения универсальных электронных карт должна поддерживаться из         
уважения к правам и интересам граждан. А что касается других мнений, то мы      
действительно получили целый ряд предложений, прошло даже несколько, скажем     
так, кампаний, связанных с использованием паспорта, в частности по              
корректировке слов "личный код", используемых в паспорте, и государство учло    
эти предложения.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, технический прогресс, безусловно, важен, и мы должны         
получать в том числе и выгоду от этого технического прогресса, поэтому          
предлагаю законопроект отклонить.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, уважаемые коллеги?                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Романов Валентин Степанович, пожалуйста.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос Владимиру Николаевичу Плигину.                                           
                                                                                
Владимир Николаевич, если бы это обсуждение было года полтора или два назад,    
позицию комитета ещё можно было бы понять, но за это время произошли события    
в Крыму, в Донецке, сложилась совершенно иная ситуация в мире. Мы все 9 Мая     
отчётливо почувствовали, насколько жива историческая память нашего народа и в   
то же время насколько он насторожен по отношению к тому, что творит Запад.      
Признания Сноудена показали, что уже сегодня мы все как кролики в этих          
электронных досье, созданных структурами Соединённых Штатов. Комитет            
рассматривал законопроект под этим углом зрения? Что мы хотим получить, когда   
отвергаем предложение депутата Федоткина?                                       
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Валентин Степанович, уважаемые коллеги! Несомненно,      
ваш вопрос, как человека, очень предметно знающего проблему технологической     
безопасности, имеют право на существование, поэтому поясню, что при работе, в   
частности, с обобщенными базами данных, при работе с персональными данными -    
замечу, что эта тема вне рамок этого законопроекта, - всегда проводится         
оценка с точки зрения степени защиты информации и обеспечения национальной      
безопасности, степень защиты всегда оценивается, и специалисты считают, что     
механизмы защиты, которые предусмотрены, в частности, законом "О защите         
персональных данных", безопасность гарантируют, необходимая защита будет        
обеспечена.                                                                     
                                                                                
Вместе с тем мы прекрасно понимаем - и это полностью соответствует концепциям   
развития и использования электронных систем, электронных форм связи, - что      
при определённых условиях, например в случае нарушения режима пользования,      
существует возможность технического проникновения и похищения информации. Это   
постоянно оценивается, после каждого нарушения вносятся изменения в закон "О    
персональных данных", мы собираем специальные рабочие группы, где обсуждаются   
вопросы безопасности.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста.                     
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. У меня вопрос к Федоткину Владимиру Николаевичу.                 
                                                                                
Владимир Николаевич, вы не можете не понимать, что эра бумажных носителей       
уходит окончательно и безвозвратно и электронный носитель - это будущее. Вы     
всерьёз возражаете против электронных носителей или просто вы хотите в          
какой-то части их ограничить? Поясните, пожалуйста.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Понимаете, как говорится, страшен не скальпель, а человек, в     
руках которого он находится, - страшно, если этим "скальпелем" будут            
управлять из Соединённых Штатов. Всем вам здесь, в этом зале, известно,         
повторю, что компьютеры - в США, программное обеспечение - в США, вся техника   
со всего мира - у них в ангарах, это показывали по телевизору неоднократно,     
скандалы по Западной Европе, вы о них слышали, информацию Эдварда Сноудена,     
бывшего сотрудника ЦРУ, вы слышали. Тогда возникает вопрос: если всё это        
выгодно Соединённым Штатам, то зачем это нужно России?                          
                                                                                
Я вам привёл подробный ответ заместителя министра обороны Российской            
Федерации: все военнослужащие будут иметь такие вот чипы, электронную карту,    
и перемещения каждого - на Украине ли, в Чечне ли, или он где-то ещё            
находится - легко отследить и даже пресечь заранее. Кто просчитал последствия   
этого для России? У нас не будет Вооружённых Сил, у нас не будет армии в        
привычном понимании! Мы закупаем за рубежом технику, самолёты и военные         
корабли, тоже напичканные этой электронной информацией, электронными чипами,    
которые в нужный момент могут не сработать, - вы можете мне сказать, какие      
будут последствия для России? Сколько мы положим наших сыновей, наших           
мальчишек, если эта техника не будет работать?! А всё основано вот на этом      
документе. Поэтому давайте, может быть, вначале потребуем, чтобы и военные, и   
экономисты, и финансисты - это ведь и платёжной системы касается: её            
постоянно лихорадит - просчитали последствия и доложили нам, а потом уже        
будем принимать решение, иначе как бы наше "лечение" не обернулось чем-то       
худшим для России!                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Желающие выступить есть?                                                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
О чём мы сегодня должны подумать? Конечно, универсальная система должна быть,   
но время ещё не пришло: мы сегодня не настолько технически совершенны и не      
можем обеспечить как личную, персональную безопасность, так и национальную      
безопасность, потому что все сети, по сути дела, замыкаются на Соединённых      
Штатах Америки. У Российской Федерации семь узлов входа и выхода, как           
говорится, во внешний мир, но в конечном итоге сегодня все крупные сервера      
находятся за пределами Российской Федерации и, безусловно, информация туда      
утекает. Соответственно, если даже с точки зрения прогресса, как здесь          
представители комитета говорили, нужно это сделать, сегодня это ещё не будет    
своевременно, поэтому предлагается данная редакция, с тем чтобы перенести       
срок введения этих универсальных карт: мы ещё ни технически, ни                 
идеологически, ни, я бы даже сказал, психологически к этому не готовы.          
Сегодня не только Америка может контролировать, мы прекрасно понимаем, что      
любая криминальная группа может, получив доступ к персональным данным,          
использовать их для того, чтобы организовать и совершить преступление - для     
своей выгоды, для обогащения и так далее.                                       
                                                                                
Я предлагаю сегодня принять законопроект в первом чтении, ну а в дальнейшем     
надо будет действительно серьёзно поработать.                                   
                                                                                
А с другой стороны, получается парадокс: вот мы все сейчас за демократию        
вроде бы, но слово "универсальная", если точно перевести, означает              
"тотальная", а от "тотальной" и до "тоталитарной" недалеко! То есть мы вроде    
бы все эти годы уходим от тоталитаризма, а в конечном итоге через эти сети      
приходим именно к полному контролю, а это слово - "контроль" - переводится с    
русского на иностранный именно как "тоталитаризм". (Шум в зале.)                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Поневежский Владимир Александрович.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не   
поддерживает законопроект, в соответствии с которым предлагается уточнить ряд   
положений Федерального закона "Об организации предоставления государственных    
и муниципальных услуг", касающихся порядка выдачи универсальной электронной     
карты, содержания сведений, вносимых в неё, а также порядка использования       
универсальных электронных документов в качестве документов, удостоверяющих      
личность гражданина: полагаем, что предлагаемые уточнения недостаточно          
обоснованы и проработаны в части уточнения порядка выдачи УЭК и                 
представляются излишними, так как данный вопрос достаточно урегулирован в       
действующем законодательстве.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Автор, пожалуйста.                                                              
                                                                                
Федоткину включите микрофон.                                                    
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Я попросил слова, потому что Владимир Николаевич сказал,         
что... Мы действительно в декабре приняли закон, отодвигающий введение в        
действие положений об обязательном характере, о всеобщем внедрении УЭК до       
начала 2017 года, но давайте не будем наивны как дети! Буквально на днях, я     
ещё раз повторю, глава Минкомсвязи Никифоров сказал, что уже разработан         
электронный документ и они готовы с 1 июля 2015 года его внедрять, причём он    
чётко, не стесняясь и не боясь, видимо, ни президента, ни правительства,        
сказал, что задача - вовлечение граждан, всеобщее вовлечение, в                 
информационное общество, и добавил, что эти универсальные карты будут           
выдаваться в том числе и детям. А где гарантия, что и против детей, и против    
взрослых мошенники не будут использовать их же данные или, может быть, их       
слабости? Это что, усилит наше государство?!                                    
                                                                                
Я хочу напомнить, дорогие товарищи: мы занимаем второе место в мире по снятию   
конфиденциальной информации (это международные данные), второе место в мире,    
повторяю, - вас это ни о чём не заставляет задуматься, вот этот факт волнения   
у вас не вызывает?! Мы занимаем пятое место в мире по незаконному снятию        
денег с электронных карт: свыше 10 миллиардов рублей снимают у наших            
избирателей! При наших законах - получается мы даём добро! - снимают деньги,    
а мы эти деньги компенсируем?! В мире придумывают всевозможные договора, вот    
давайте и мы будем благородными... Не получается, всё равно мошенничество       
растёт, всё равно военная агрессия, шпионаж растут! (Шум в зале.)               
                                                                                
Я хотел бы закончить словами одного американского специалиста, он сказал,       
по-моему, очень чётко про данную проблему, связанную с универсальной слежкой:   
на данный момент настоящей правды о последствиях электронной слежки не знает    
никто - ну, может быть, только специалисты ЦРУ, но, когда так много дыма,       
полагаю, что где-то есть и огонь.                                               
                                                                                
Как я сказал, судя по нашим оценкам, до 10 миллионов человек не воспринимают    
электронные документы - мы что, им судьбу насильно будем ломать, мы,            
защитники Конституции?! Вспомните: это 10 миллионов наших избирателей! Может,   
мы учтём их требования и сегодня примем законопроект в первом чтении, а потом   
будем как-то дорабатывать? Это же люди, живые люди, это граждане России!        
                                                                                
Я от имени фракции КПРФ прошу поддержать данный законопроект в первом чтении.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Комитет, пожалуйста.                                                            
                                                                                
Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон.                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотелось бы     
ещё раз повторить нашу позицию: мы выступаем, естественно, за защиту            
конфиденциальности личной информации и прав человека, вместе с тем мы           
считаем, что универсальные электронные карты существенным образом облегчают     
жизнь людей, спасают во многих ситуациях.                                       
                                                                                
Я бы хотел сказать (зачем и взял слово), что наши исследования и наша работа    
с избирателями показывают, что нет никаких данных - Владимир Николаевич,        
прошу прощения, здесь с вами не соглашусь, - свидетельствующих о том, что       
якобы 10 миллионов человек не согласны на вот такого рода идентификацию         
личности через электронные носители, о такой цифре, конечно же, речь не идёт,   
максимальное количество людей, которые отказываются от получения паспорта в     
связи с употреблением слов "личный код", о чём мы с вами неоднократно           
говорили, составляет несколько сотен тысяч, но эти цифры вы не приводите.       
Несомненно, заслуживают уважения все люди, каждый имеет право на свою           
собственную позицию, однако о 10 миллионах речи идти не может, повторяю, это    
не соответствует действительности.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим вопрос на "час голосования".                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3464 по 3480 из 4770
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              202 чел.44,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    202 чел.                                          
Не голосовало                 248 чел.55,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                

Заседание № 231

24.04.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 652011-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в части, касающейся порядка использования универсальной электронной карты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7065 по 7079 из 8394
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я по ведению.                       
                                                                                
Вот сегодня мы в пятый раз включили в повестку дня под пунктом 46               
законопроект об универсальной электронной карте, и я вижу, что опять мы не      
сможем его рассмотреть. Я прошу всё-таки, ну, не в шесть часов, а, может,       
сейчас дать возможность доложить этот законопроект и проголосовать. Или, как    
крайний вариант... ну примите вы на Совете решение - давайте мы поставим его    
в повестку дня так, чтобы он прошёл нормально обсуждение и мы могли его         
нормально проголосовать: очень многих людей, я думаю, миллионы волнует данный   
законопроект!                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич, учтём, но боюсь вас         
разочаровать: мы сегодня не успеем не только этот законопроект рассмотреть,     
но и многие другие - ну что делать!