Заседание № 361
О проекте федерального закона № 651156-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части включения в общий срок проведения проверки юридического лица времени проведения проверки его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений; принят в первом чтении 27 июня 2019 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению законопроекта, принятого в первом чтении и предлагаемого к отклонению. Пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Докладывает Александр Александрович Авдеев. Пожалуйста. АВДЕЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект мы приняли, поддержали в первом чтении в июне 2019 года. Законопроект касается такой темы, как сокращение общего количества дней, когда можно проверять компанию и её филиалы на территории других регионов. Правильный законопроект, но за эти два года мы с вами приняли 248-й закон, о контроле (надзоре), где прописали, что время проведения проверок мы сокращаем с 20 дней до 10 дней, а по некоторым видам проверок сокращение может быть ещё больше. То есть на самом деле мы вот этим законом уже улучшили ситуацию. И также этим законом мы ограничили срок действия 294-го закона, в который здесь предлагается внести изменение, поэтому сейчас это изменение в 294-й федеральный закон уже бессмысленно принимать. На основании этого мы предлагаем данный законопроект отклонить и уже смотреть, как будет реализовываться принятый закон о контроле (надзоре), который вступает в силу с 1 июля вот этого года. Так что предлагаем отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Коллеги, по мотивам от фракций будут выступления? Нет. Тогда ставится на голосование законопроект. Кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 35 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Законопроект отклоняется. Переходим к законопроектам первого чтения.
Заседание № 222
О проекте федерального закона № 651156-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части включения в общий срок проведения проверки юридического лица времени проведения проверки его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Докладывает Ирина Михайловна Гусева. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наш законопроект направлен на решение следующей проблемы, которая возникает у юридических лиц, имеющих филиалы или представительства в различных субъектах Российской Федерации. Согласно 294-му Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" разрешается проводить плановые проверки один раз в три года и общий срок проверки не должен превышать 60 дней. По факту получается, что на территориях есть свои представительства федеральных структур - чаще всего это органы Россельхознадзора, Роспотребнадзора, МЧС, - которые грешат этими проверками, и независимо от нормы об общем сроке 60 дней в регионах начинают свои проверки. И есть факты - к нам обратились ассоциации, - когда проверка длится и год, и больше года, что напрямую нарушает спокойную работу предпринимателей и возможности плановой проверки руководящими контролирующими органами. Этим законопроектом мы ещё раз чётко прописываем норму о том, что общий срок проведения плановой, подчёркиваю, проверки организации не должен превышать 60 дней. Да, мы прочитали предложения и замечания правительства, готовы поработать ко второму чтению, потому что концептуально они с нами согласны. Но обращаю внимание коллег, предупреждая вопрос: речь идёт только о плановых проверках - если были поданы заявления, жалобы, то, конечно же, контрольно-надзорные органы, находящиеся на территории, любой филиал вправе проверить. Хотелось бы сказать вам, что этот законопроект мы считаем очень важным, этот законопроект направлен на поддержку отношений между предпринимательским сообществом и контрольно-надзорными органами, на систематизацию и упорядочивание этих отношений для обеспечения спокойной работы, плодотворной работы как работодателя, так и тех, кто работает в структурах контрольно-надзорных органов, а также тех, кто работает в филиалах или подразделениях той или иной организации на местах, в субъектах Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Михайловна, присаживайтесь. С содокладом от Комитета по контролю и Регламенту выступает Дмитрий Викторович Ламейкин. ЛАМЕЙКИН Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и отмечает следующее. Данный законопроект является логичным продолжением той последовательной и обстоятельной работы, которая ведётся на протяжении последнего времени и Государственной Думой, и Правительством Российской Федерации в рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности и направлена на снижение чрезмерного давления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подготовленный законопроект позволит обеспечить единообразное применение общего правила о возможности проведения в отношении юридического лица только одной плановой проверки (Ирина Михайловна очень подробно об этом доложила), которая не будет превышать суммарно 60 рабочих дней при условии учёта и филиалов, и представительств в различных субъектах Российской Федерации. Законопроект не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законом. От Правительства Российской Федерации получено положительное заключение, концептуально законопроект поддержан. Профильным комитетом Совета Федерации - Комитетом по экономической политике - законопроект также поддерживается. Правовым управлением Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера по данному законопроекту не высказано. К законопроекту также поступило 76 отзывов от субъектов Российской Федерации, из которых 27 отзывов от законодательных (представительных) органов власти, 49 - от органов исполнительной власти, и все заключения положительные. Вместе с тем комитет видит необходимость в уточнении редакции предлагаемой нормы, и эта работа может быть проведена нами в рамках подготовки ко второму чтению. С учётом изложенного Комитет по контролю и Регламенту поддерживает проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дмитрий Викторович, у меня вопрос к вам. На самом деле концепцию следует поддержать, данный проект федерального закона - это хороший сигнал для бизнеса и для предпринимателей. Вместе с тем юридические лица бывают совершенно разные, например "Магнит", где 19 тысяч обособленных подразделений, 300 тысяч работающих. Планируется ли ко второму чтению уточнение нормы о сроках и об объёмах контроля юридического лица и предприятия? ЛАМЕЙКИН Д. В. Вы абсолютно правы, у нас действительно большое разнообразие юридических лиц, и вы привели прекрасный пример с "Магнитом", у которого огромное количество филиалов. В данном случае мы прекрасно понимаем, что уложиться в срок 60 дней с проведением проверок по всем филиалам невозможно, почему я в своём выступлении и сказал, что комитет видит необходимость в уточнении определённой редакции ко второму чтению, и как раз об этом и идёт речь: об уточнении механизма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хотите добавить? Ирине Михайловне Гусевой включите микрофон. ГУСЕВА И. М. Да, я хотела бы сказать, уважаемый коллега, что речь идёт только, повторяю, о плановых проверках. Вот вы говорите о том, что большое количество филиалов, которые нужно проверить... На начало года есть план проверок, и если есть необходимость увеличить их количество, то должны быть основания, иначе, если мы будем руководствоваться принципом "сколько филиалов - столько проверок", организации нормально работать, функционировать не смогут. Если есть жалоба, её, конечно, независимо ни от чего нужно проверять, документы нужно передавать в прокуратуру, в суд, если есть необходимость. Но то, о чём вы говорите, что надо уточнить, сколько юридических лиц и какие, - это уже другой вопрос, мы сейчас говорим о плановых проверках и об общем количестве дней, поэтому я не знаю, что это за предложения ко второму чтению, концепция нашего законопроекта немного другая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к Ирине Михайловне вопрос. Ирина Михайловна, правильно ли я понимаю, что сейчас по действующей редакции есть норма в 20 дней и для организаций, где есть филиалы, - 60 дней, а вы хотите сделать 60 дней? Это первый вопрос. Второй вопрос. Как быть в ситуации, когда, например, приходят, начинают проверку, прерывают её, потом она длится, может быть, год или полтора, а они считают только общее время нахождения там? Налоговики именно так, по три года подряд проверяют. Этот закон к налоговикам не относится, поэтому у меня как бы вопрос здесь возник. Ну вот пока два вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирине Михайловне Гусевой включите микрофон. ГУСЕВА И. М. Да, Валерий Карлович, абсолютно правильный и справедливый вопрос, потому что прецедентов с контрольно-надзорными органами и их проверками очень много, и именно поэтому, докладываю вам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" начала разработку особого подхода и законопроекта, где будет упорядочена система контрольно-надзорных органов Российской Федерации. Что касается нашего законопроекта. Должна сказать, мы говорим о 60 днях, если речь идёт обо всех филиалах и представительствах в субъектах Российской Федерации. Так-то, конечно, по федеральному закону № 294 предусмотрено 20 дней, но, если есть необходимость планово проверить, например, Южный федеральный округ или Северо-Кавказский федеральный округ, я не знаю, ещё какой-то... Мы просто выступаем за то, чтобы плановые проверки были прогнозируемыми и понятными для руководителей организаций, чтобы не было так: захотел - пришёл, что-то не понравилось - пришёл, ведь иногда это парализует работу всей организации в целом. Поэтому спасибо за вопрос, я себе пометила, мы посмотрим ко второму чтению то, что касается, как вы говорите, налоговых органов, и я доложу вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Записались Альшевских и Гартунг.
Коллеги, возвращаемся к обсуждению 24-го вопроса. У нас два депутата записались на выступления. Первому слово предоставляется Андрею Геннадьевичу Альшевских. Пожалуйста, на рабочем месте включите микрофон. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По результатам опроса значительная часть компаний по-прежнему считают административные барьеры серьёзным препятствием для развития бизнеса. Законопроект, который мы сегодня обсудили в первом чтении, предотвратит необоснованное увеличение сроков проведения плановых проверок для тех юридических лиц, которые имеют филиалы и представительства в субъектах Российской Федерации. Мои коллеги достаточно подробно представили проект федерального закона, я лишь хотел бы обратить ваше внимание на то, что при разработке данной инициативы авторы учитывали рекомендации Генпрокуратуры, постановление Конституционного Суда, мнения Ассоциации компаний розничной торговли и Ассоциации российских банков, то есть находились в тесном сотрудничестве с бизнес-сообществом. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. Валерий Карлович, от фракции? От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Закон правильный, нужный, короткий. Мы его поддерживаем. Моё выступление будет коротким. Я вышел на трибуну только обозначить темы, которые хотелось бы, чтобы... ну, чтобы они прозвучали, и, если это возможно, во втором чтении поработали над этим и, может быть, какие-то дополнительные законодательные инициативы внесли. Дело в том, что весь контроль, все контролирующие органы... ну, вот этот закон не охватывает все остальные, как бы весь спектр контролирующих органов: есть налоговые органы, ну, много других органов, которые под действие этого закона не подпадают, они по своим регламентам работают. И от предпринимателей поступают обращения, где приводятся примеры. Например, налоговая проверка заходит, работа прерывается, и проверка проводится аж три года, потом наступает срок начала новой проверки, и она плавно перетекает в другую проверку и так далее, то есть налоговая вообще не выходит и парализовано предприятие. Это первое замечание. И кстати, я обратил внимание, что здесь то же самое может быть. Второе замечание касается внеплановых проверок. Ну, например, в Роспотребнадзор поступила жалоба - это основание для внеплановой проверки? Да. Провели проверку, поставили предприятие на уши - не подтвердилось. Новая жалоба, через два месяца снова проверка - снова не подтвердилось, третья жалоба - снова не подтвердилось. Коллеги, в таких случаях мы какие-то ограничения будем ставить или нет? Это тоже надо понимать. Если нет оснований для плановой проверки, оснований затянуть её, то всегда найдутся основания для внеплановой, тем более всего лишь нужно обращение гражданина - ну, организовать его у нас в стране очень легко, понимаете, да? Поэтому я думаю, что надо и эту часть отрегулировать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Ирина Михайловна, будете выступать с заключительным словом? Депутату Гусевой включите микрофон. ГУСЕВА И. М. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, спасибо за такое обсуждение. Надеюсь, ко второму чтению все предложения, которые были высказаны вами в зале, будут направлены в письменном виде, чтобы мы с учётом ваших предложений насколько возможно, максимально отработали законопроект для правильного правоприменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я так понимаю, содокладчик не будет выступать с заключительным словом, поэтому ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 39 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.