Заседание № 276

19.03.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 650932-8 "О внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3834 по 3966 из 5217
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10.6 и    
15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о         
защите информации". Доклад Айдара Раисовича Метшина.                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Актуальность данного         
законопроекта обусловлена тем, что на сегодняшний день интернет-сайты,          
социальные сети, а также сервисы оперативного обмена сообщениями стали          
крупнейшими и быстрорастущими каналами распространения разного рода             
нелегальной продукции, в том числе контрафактной табачной продукции,            
никотинсодержащей продукции. Хотя в отношении данной продукции уже приняты      
законодательные нормы, регулирующие данные вопросы, в частности действует       
прямой запрет на торговлю дистанционным способом, их правоприменение крайне     
затруднено. Проблема с правоприменением заключается в том, что блокировка       
интернет-сайта по суду за предложение продажи табачной и никотинсодержащей      
продукции, а в 99 случаях это контрафактная или контрабандная продукция,        
занимает от трёх до шести месяцев, это упущенное время. В то же время уже       
существует действенный, эффективный механизм внесудебной блокировки             
интернет-ресурсов в отношении алкогольной продукции, установленный 149-м        
федеральным законом, который уже показал свою эффективность.                    
                                                                                
Предлагаемый законопроект, по аналогии с действующей нормой в отношении         
алкогольной продукции, решает задачу устранения из общедоступного               
информационного пространства информации, распространение которой запрещено в    
соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона "Об охране                
здоровья...".                                                                   
                                                                                
Отмечу, что правительство поддерживает данную инициативу при условии            
доработки ко второму чтению, которая будет носить юридико-технический           
характер.                                                                       
                                                                                
Прошу депутатов поддержать данный законопроект.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Сергея Михайловича Боярского.                                          
                                                                                
БОЯРСКИЙ С. М., председатель Комитета Государственной Думы по информационной    
политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет внимательно          
рассмотрел представленную инициативу. Автор подробно рассказал, что             
предлагается, - считаем это логичным продолжением нашей борьбы с незаконным     
распространением никотинсодержащей продукции в Интернете, что запрещено.        
Конечно, механизм запрета и удаления через судебные решения нельзя назвать      
оперативным, поэтому внесудебная блокировка напрашивается, и мы считаем её      
актуальной. Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.        
Замечаний практически нет, а все те, что есть, могут быть учтены ко второму     
чтению.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы?                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Антропенко Игорь Александрович.                                                 
                                                                                
АНТРОПЕНКО И. А. Уважаемый Айдар Раисович, инициатива, вне всякого сомнения,    
преследует значимую цель - направлена на сохранение здоровья россиян, в         
особенности молодого поколения. Вместе с тем в Интернете достаточно много       
информации о том, как самостоятельно изготовить приборы, приспособления для     
потребления никотинсодержащей продукции. Это, например, такие объявления:       
"Самый простой способ сделать вейп", "Как сделать вейп", "Самодельный вейп за   
25 рублей". Возможно ли ограничить информацию о самостоятельном изготовлении    
приспособлений для потребления никотинсодержащей продукции и расширить          
действие предлагаемого законопроекта непосредственно и на эту информацию?       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшину включите микрофон.                                
                                                                                
МЕТШИН А. Р. Игорь Александрович, в несколько ином разрезе данный вопрос, тем   
не менее он из этой же области. Очевидно, если есть предмет для вопроса,        
значит, есть и потребность в его решении. Думаю, что в принципе мы, авторы      
этого законопроекта, делаем первый необходимый шаг, как и Сергей Михайлович     
сказал, в решении этой важной проблемы. Я думаю, что законопроект будет         
поддержан как раз потому, что это всё более усугубляющийся, разрастающийся      
рынок, и ваш пример тому подтверждение. Появляются новые формы приспособлений   
и оборудования, по которым будем работать.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Сергей Михайлович, по смыслу законопроекта сам владелец социальной сети будет   
искать информацию о запрете, о товарах, дистанционная продажа которых           
запрещена, и сам же будет блокировать во внесудебном порядке либо это будет     
блокировка Роскомнадзором? Но тогда как они будут вычислять конкретную          
страницу, конкретного, скажем так, нарушителя? Или они будут бахать целиком     
всю сеть?                                                                       
                                                                                
БОЯРСКИЙ С. М. Алексей Владимирович, у операторов соцсетей есть обязанность     
мониторить и удалять, пресекать распространение вредоносного контента, это      
во-первых. Ну а во-вторых, у Роскомнадзора отработан механизм поиска и          
запрета распространения защищённой информации или обращения в социальные        
сети, для того чтобы они удаляли. Я понимаю, о чём вы говорите: некоторые       
соцсети не реагируют, - но тогда они окажутся вне правового поля Российской     
Федерации, ими можно будет пользоваться, условно, только через VPN. Но мы       
рассчитываем на то, что у Роскомнадзора, так скажем, рука набита, они очень     
оперативно удаляют такого рода контент, тем более что тот контент, о котором    
заявляют авторы, рассчитан на массовость и на куплю-продажу, а не просто на     
рекламу или продвижение. Тут речь идёт не о пропаганде, а о том, что у нас      
действительно в том числе несовершеннолетние, которые не могут купить           
никотинсодержающую продукцию или которым, скажем так, очень сложно купить       
никотинсодержащую продукцию в розничной торговле, заказывают её через           
Интернет, получают и потребляют.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Полномочный       
представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных           
технологиях и о защите информации", пункт 15.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.