Заседание № 192

14.02.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 65038-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3004 по 3125 из 4502
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 13    
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской            
Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики    
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих       
врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя".      
Докладывает официальный представитель Законодательного Собрания                 
Краснодарского края депутат Государственной Думы Светлана Викторовна            
Бессараб.                                                                       
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предусмотрено        
внесение изменений в статью 13 федерального закона № 323-ФЗ в части             
установления правового регулирования доступа к сведениям, составляющим          
врачебную тайну, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и     
правонарушений несовершеннолетних.                                              
                                                                                
Положения статьи 13 не позволяют сегодня предоставлять органам и учреждениям    
системы профилактики сведения о несовершеннолетних, родителях (лицах, их        
заменяющих), проживающих совместно с детьми, употребляющих наркотические        
средства или психотропные вещества без назначения врача, или одурманивающие     
вещества, или алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также страдающих      
психическими расстройствами, представляющими социальную опасность, состоящих    
под диспансерным наблюдением врачей-психиатров.                                 
                                                                                
Фактически мы пришли к тому, уважаемые коллеги, что сведения поступают, когда   
уже совершено какое-то правонарушение в отношении детей. Кроме того, в наш      
регион зачастую приезжают граждане, проживающие на территории других            
регионов, например, приезжают в период курортного сезона. Если такие граждане   
попадают в ДТП, то зачастую они не могут распорядиться самостоятельно, кому     
дальше передать детей. Кроме того, не могут распорядиться самостоятельно по     
дальнейшему содержанию детей родители, страдающие психическими                  
расстройствами. К сожалению, и такая информация не всегда своевременно          
поступает в органы опеки и попечительства, в учреждения системы по защите       
детей. К сожалению, мы сталкивались не только на территории Краснодарского      
края, но и на территориях других регионов Российской Федерации со случаями,     
когда мать убивает своего ребёнка. Такие матери, как правило, страдают          
психическими расстройствами, но информация об этих расстройствах, к             
сожалению, поступает слишком поздно - когда преступление уже совершено.         
                                                                                
Именно поэтому Краснодарский край предлагает внести изменения в целях           
урегулирования вопроса о предоставлении органами управления здравоохранением    
и медицинскими организациями сведений о несовершеннолетних, родителях (лицах,   
их заменяющих), употребляющих наркотические средства или психотропные           
вещества без назначения врача, или одурманивающие вещества, или алкогольную и   
спиртосодержащую продукцию, а также страдающих психическими расстройствами,     
представляющими социальную опасность, состоящих под активным диспансерным       
наблюдением врачей-психиатров, проживающих совместно с детьми, и о сообщении    
сведений по запросу органов опеки и попечительства о гражданах, которые в       
силу внезапной болезни, несчастного случая в результате дорожно-транспортных    
происшествий не могут осуществлять свои родительские обязанности.               
Соответственно, законопроектом предлагается дополнить часть 4 статьи 13         
Федерального закона № 323-ФЗ пунктами, допускающими предоставление таких        
сведений.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание, коллеги.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна.                             
                                                                                
С содокладом выступает Михаил Владимирович Кизеев.                              
                                                                                
КИЗЕЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Светлана Викторовна довольно        
подробно раскрыла суть законопроекта. Действительно, согласно пояснительной     
записке законопроект направлен на устранение противоречий трёх федеральных      
законов - № 323-ФЗ, № 120-ФЗ и № 48-ФЗ. Но вместе с тем положения данных        
федеральных законов не устанавливают полномочия и обязанности, в соответствии   
с которыми может потребоваться предоставление сведений, составляющих            
врачебную тайну.                                                                
                                                                                
Так, подпунктом 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 120-ФЗ "Об основах    
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"        
установлено, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и      
правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую      
работу в отношении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства     
или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих алкогольную   
и спиртосодержащую продукцию. По мнению комитета, указанная норма               
устанавливает механизм взаимодействия органов и учреждений системы              
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних таким           
образом, что позволяет комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав   
осуществлять индивидуальную профилактическую работу без предоставления          
сведений, составляющих врачебную тайну. Поэтому необходимость предоставления    
указанных сведений субъектам системы профилактики представляется недостаточно   
обоснованной, а область применения положений законопроекта представляется       
недостаточно определённой, что является недопустимым в отношении норм,          
затрагивающих личные права граждан.                                             
                                                                                
Предлагаемое законопроектом расширение исчерпывающего перечня случаев           
предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия             
гражданина или его законного представителя создаёт риски необоснованного        
разглашения указанных сведений неопределённому кругу лиц и может повлечь        
нарушение конституционных прав граждан, в том числе несовершеннолетних,         
которые регламентируются 23-й и 24-й статьями Конституции Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект. Комитет        
Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и         
детства также предложил отклонить данный законопроект.                          
                                                                                
Исходя из изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья не        
поддерживает законопроект и рекомендует его отклонить.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович.                             
                                                                                
Переходим к голосованию.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за               27 чел.6,0 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     27 чел.                                          
Не голосовало                 423 чел.94,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.