Заседание № 248

16.09.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 650182-6 "О Государственной комиссии по вопросам эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния и внесении изменения в статью 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5048 по 5308 из 5933
10-й вопрос, проект федерального закона "О Государственной комиссии по          
вопросам эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния и   
внесении изменения в статью 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации".     
Докладывает Михаил Иванович Сердюк.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Раиса Васильевна, я живу в Сибири, а не в границах Садового        
кольца, и прекрасно знаю, что такое расстояния в нашей стране. Мне... (Шум в    
зале.)                                                                          
                                                                                
Ирина Константиновна! (Выкрики из зала.)                                        
                                                                                
Сергей Евгеньевич, можно обратиться? Я просто не хочу, как Владимир             
Вольфович, сегодня вот провокация была какая-то... Неудобно, трудно говорить,   
когда мешают докладчику. (Шум в зале.)                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, рассаживайтесь по местам.            
Действительно, сложно делать доклад, когда вот такой шум в зале.                
                                                                                
Михаил Иванович, пожалуйста, продолжайте.                                       
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Спасибо.                                                           
                                                                                
Данным законопроектом предлагается создать комиссию, которая действительно      
будет следить и принимать решения по распределению средств Фонда                
национального благосостояния. Для справки скажу, что целью Фонда                
национального благосостояния является обеспечение софинансирования              
добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и               
сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Сейчас эти средства расходуются   
на многие другие вещи - важные, полезные, хорошие, но это второй вопрос, - и    
эти решения принимаются, дорогие товарищи, келейно.                             
                                                                                
Мы голосовали здесь за антикризисный план. А как он родился? Все прекрасно      
помнят: комитет даже не собирался по этому поводу, а прошло заочное             
голосование, и все решения принял один-единственный человек, который разослал   
документы всем членам комитета, и мы судьбоносный для страны документ           
принимали вот так, с кондачка. Это факт исторический - ну разве это можно,      
вообще, терпеть? Это безобразие! Такие существенные вещи, как антикризисный     
план, должны приниматься действительно с общего согласия, и мы готовы,          
оппозиция готова принимать в этом участие и нести ответственность. И для        
этого предлагается создать комиссию, которая внимательнейшим образом следила    
бы за этим, её состав должен быть разносторонним - представители президента,    
правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, делового сообщества, -   
чтобы действительно все могли участвовать в этом и смотреть, как это            
происходит, а у нас сейчас ситуация складывается совершенно иначе.              
                                                                                
Ещё один интересный факт хотел бы привести. Фонды национального                 
благосостояния существуют во многих странах мира - у арабов есть, в Норвегии    
и так далее, и тому подобное, - так вот средний процент доходности, который     
получили в Абу-Даби, составлял 8,3 процента - 8,3 процента! - и это при том,    
что мы, ВЭБ, сегодня несём убытки, колоссальные убытки, и я не знаю, как мы     
их будем покрывать.                                                             
                                                                                
По поводу необходимости, Раиса Васильевна, инфраструктурных проектов. Я         
патриот своей страны, и я всегда болел за дороги, за то, чтобы их строили, и    
строили эффективно, но порой аппетиты некоторых подрядчиков убивают все наши    
идеи. Это не значит, что не надо строить, но вопрос самоокупаемости и           
контроля очень важен, в данном случае все попытки осуществления контроля        
Счётной палатой... уже не хватает её возможностей. И во сколько скандалов это   
всё уже вылилось! И всё это происходит потому, что мы не хотим честно           
признаться себе, что в данном случае реализация многих параметров               
антикризисного плана - а деньги на его реализацию получают из Фонда             
национального благосостояния, из пенсионных средств, из средств будущих         
пенсионеров - сегодня осуществляется, мягко говоря, неэффективно. А потом мы    
или другие люди будут сидеть в этом зале и обсуждать, почему же всё-таки не     
было принято коллегиальное решение по поводу подконтрольности этого фонда. И    
это не просто наши с вами деньги, это деньги будущих поколений, и к ним надо    
относиться ответственно!                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Раиса Васильевна Кармазина.                              
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по бюджету и    
налогам рассмотрел проект федерального закона № 650182-6 "О Государственной     
комиссии по вопросам эффективного размещения средств Фонда национального        
благосостояния и внесении изменения в статью 96-11 Бюджетного кодекса           
Российской Федерации", внесённый депутатом Михаилом Ивановичем Сердюком, и      
отмечает следующее.                                                             
                                                                                
Законопроектом предлагается создать Государственную комиссию по вопросам        
эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния в целях      
контроля за размещением и использованием его средств, контроля за               
финансово-хозяйственной деятельностью Внешэкономбанка, для рассмотрения         
вопросов развития и совершенствования финансового рынка Российской Федерации,   
денежно-кредитной политики, пенсионной системы. Автор законопроекта отмечает,   
что его концепция направлена на ограничение и повышение контроля за             
эффективным размещением средств Фонда национального благосостояния.             
                                                                                
В соответствии с пунктом 1 статьи 96-11 Бюджетного кодекса Российской           
Федерации управление средствами Фонда национального благосостояния              
осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке,           
установленном Правительством Российской Федерации. Правительством установлены   
требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда     
национального благосостояния. Порядок отбора инфраструктурных проектов и        
инвестирования средств Фонда национального благосостояния в данные проекты      
утверждён постановлением правительства.                                         
                                                                                
Вместе с тем Фонд национального благосостояния является обособленной частью     
средств федерального бюджета, поэтому контроль за его формированием,            
управлением и использованием осуществляется, Михаил Иванович, Счётной палатой   
Российской Федерации, которая на основании проводимых проверок делает выводы    
о достоверности отчётности об исполнении федерального бюджета, включающей       
отчёты об управлении средствами Фонда национального благосостояния, об          
эффективности операций со средствами Фонда национального благосостояния, даёт   
рекомендации и при необходимости направляет в Министерство финансов             
Российской Федерации обязательные для исполнения представления.                 
                                                                                
Таким образом, вопросы размещения и управления средствами Фонда национального   
благосостояния регламентированы уже действующим законодательством в должной     
мере и не требуют дополнительного регулирования, в том числе в части создания   
Государственной комиссии по вопросам эффективного размещения средств Фонда      
национального благосостояния.                                                   
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам поддерживает мнение Правительства Российской       
Федерации, что создание комиссии, фактически осуществляющей полномочия по       
управлению, использованию и контролю за размещением средств Фонда               
национального благосостояния одновременно с Минфином России, Счётной палатой    
Российской Федерации, чревато размыванием ответственности и контроля,           
ухудшением оперативности и качества управления средствами фонда, а также        
снижением эффективности операций со средствами Фонда национального              
благосостояния.                                                                 
                                                                                
Кроме того, согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его   
принятие не потребует дополнительных бюджетных ассигнований либо изменений      
финансовых обязательств государства. Однако законопроект предусматривает        
введение видов расходных обязательств, которые в настоящее время Управлением    
делами Президента Российской Федерации не исполняются.                          
                                                                                
Правительство Российской Федерации и Счётная палата Российской Федерации        
законопроект не поддерживают.                                                   
                                                                                
Комитет также отмечает, что в соответствии со статьёй 2 Бюджетного кодекса      
Российской Федерации внесение изменений в кодекс осуществляется отдельными      
федеральными законами и соответствующие положения не могут быть включены в      
тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской   
Федерации и содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. С       
учётом изложенного комитет не поддерживает данный законопроект.                 
                                                                                
Ну и, Михаил Иванович, если бы вы присутствовали на заседаниях комитета, как    
ваши коллеги - например, Ушаков систематически ходит на заседания комитета, -   
то знали бы, что сегодня у нас был министр финансов, и, думаю, вопросы,         
которые вы здесь поднимаете, вы могли бы задать ему и получить исчерпывающие    
ответы. Также к нам приходят Голикова, представители министерства экономики,    
Центрального банка, так что нужно ходить на заседания комитета, а вы всегда     
на них отсутствуете!                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Раиса Васильевна, для примера: только в мае было направлено на      
покупку облигаций США 4 миллиарда долларов - это больше 200 миллиардов          
рублей; чтобы вы могли это себе представить, это четверть доходов российского   
бюджета за месяц - вот четвёртую часть взяли и направили на покупку облигаций   
США, и делается это без нашего ведома.                                          
                                                                                
Ответьте мне на вопрос: почему к этим бюджетным деньгам - не важно, в каком     
виде они отправляются туда (средства Фонда национального благосостояния, ещё    
какие-то резервы), кем отправляются (уважаемой организацией - Центральным       
банком или каким-то чиновником), - нет такого же отношения, как здесь к         
каждому рублю, когда законом о бюджете, принятым в трёх чтениях, мы             
утверждаем федеральный бюджет, подписываемся под своими голосами, когда несёт   
ответственность президент, который подписывает бюджет?                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кармазиной включите микрофон.                    
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Олег Анатольевич, я хочу вам сказать, что у нас с отчётами      
бывает председатель Счётной палаты, и мы все отмечаем, что Счётная палата у     
нас профессиональная: они проводят проверку, дают заключение по эффективности   
использования и размещения средств и направляют его в правительство, нам        
сюда, в Думу, все заключения у нас есть, поэтому не доверять нашей Счётной      
палате у меня нет оснований. У нас есть всё: есть механизмы размещения          
бюджетных средств, есть контроль над тем, куда они должны размещаться. Я        
думаю, дело просто в том, что наступает предвыборный год и нам нужно показать   
избирателям, какие мы требовательные к правительству. Здесь больше политики,    
а все инструменты контроля использования бюджетных средств у нас есть, и,       
повторяю, у меня нет никаких оснований не доверять Счётной палате.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет.                                                
                                                                                
Михаил Иванович, заключительное слово, пожалуйста.                              
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Я в этом действительно с вами соглашусь, Раиса Васильевна, у меня тоже нет      
никаких оснований не доверять Счётной палате, и я вам прочитаю короткую         
выдержку из заключения Счётной палаты по ВЭБу - по ВЭБу вы сегодня пример       
приводили: "Комплексная система мониторинга за ходом реализации                 
инвестиционных проектов Внешэкономбанком не сформирована (в частности, с 2009   
года не введена в эксплуатацию система "Планирование, анализ и мониторинг       
инвестиционных проектов Внешэкономбанка"). Как следствие, отсутствует           
эффективная организация работы по мониторингу и сопровождению инвестиционных    
проектов, что, в свою очередь, затрудняет объективную оценку эффективности      
процесса реализации проектов и принятие оптимальных управленческих решений" и   
так далее. Я готов вам эту бумагу показать. Вы прекрасно знаете, что там        
очень хорошие специалисты, и они об этом пишут и кричат во всю ивановскую,      
поскольку деньги транжирятся со страшной силой. И давайте честно об этом        
говорить, не будем лукавить!                                                    
                                                                                
По поводу существования США как государства вы сказали сегодня. Абсолютно не    
спорю, тоже полностью с вами согласен. Дай бог им здоровья, пусть ещё тысячи    
лет существуют и так далее, но говорить, что, раз они как государство           
существуют, давайте будем туда вкладывать деньги, поскольку риски невелики, -   
это лукавство, это самое настоящее лукавство, и мы с вами это прекрасно         
понимаем!                                                                       
                                                                                
А в заключение скажу, Раиса Васильевна, что буду вам крайне признателен, если   
вы не будете читать мне лекции, куда и зачем мне ходить, а лучше расскажете,    
каким образом проводить заседание комитета, чтобы антикризисный план страны     
обсуждался в комитете, а не рассылался заочно по решению одного человека!       
Большое вам спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, будете выступать с заключительным       
словом?                                                                         
                                                                                
Депутату Кармазиной включите микрофон.                                          
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый Михаил Иванович, я хотела бы вам сказать, что вы      
действительно не ходите на заседания комитета. Я не знаю, как ваша фракция к    
этому относится, но если бы вы ходили... Вот сегодня вы здесь выступаете так    
пламенно, а вы бы задали Татьяне Алексеевне вопрос по её предписанию, по        
заключению Счётной палаты, куда она направляла его (нам она направила), куда    
ещё были направлены её материалы и какая последовала реакция. Кроме того,       
хочу вам сказать: у нас планируется "правительственный час" с Силуановым, и     
вы сможете задать ему вопросы, раз не хотите ходить на заседания комитета и     
там это делать, задайте ему вопрос - он будет выступать здесь, а кроме того,    
будет докладывать о законопроекте, который мы будем в пятницу рассматривать,    
об особом порядке формирования бюджета на 2016 год. Нужно ходить на заседания   
комитета, а вы не ходите! Ваши коллеги ходят: Петухова, Ушаков - они всегда     
присутствуют, Оксана Генриховна, - а вы не ходите.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, ставлю законопроект на голосование.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              131 чел.29,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    131 чел.                                          
Не голосовало                 319 чел.70,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5732 по 5742 из 5933
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Я хотел бы попросить исправить ошибку: по вопросам 8, 9 и 10 депутаты Гудков,   
Валерий Зубов, Сергей Петров из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не голосовали.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   
                                                                                

Заседание № 240

10.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 650182-6 "О Государственной комиссии по вопросам эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния и внесении изменения в статью 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1273 по 1280 из 6944
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, в связи с проведением заседания трёхсторонней          
рабочей группы в 16 часов и, соответственно, отсутствием содокладчика просьба   
перенести на 17-е число рассмотрение вопросов 30, 44, 45, 46 и 47.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1324 по 1325 из 6944
Надежда Сергеевна Максимова просит перенести вопросы 30, 44, 45, 46 и 47.