Заседание № 248
16.09.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 650182-6 "О Государственной комиссии по вопросам эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния и внесении изменения в статью 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5048 по 5308 из 5933
10-й вопрос, проект федерального закона "О Государственной комиссии по вопросам эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния и внесении изменения в статью 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Докладывает Михаил Иванович Сердюк. Пожалуйста. СЕРДЮК М. И. Раиса Васильевна, я живу в Сибири, а не в границах Садового кольца, и прекрасно знаю, что такое расстояния в нашей стране. Мне... (Шум в зале.) Ирина Константиновна! (Выкрики из зала.) Сергей Евгеньевич, можно обратиться? Я просто не хочу, как Владимир Вольфович, сегодня вот провокация была какая-то... Неудобно, трудно говорить, когда мешают докладчику. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, рассаживайтесь по местам. Действительно, сложно делать доклад, когда вот такой шум в зале. Михаил Иванович, пожалуйста, продолжайте. СЕРДЮК М. И. Спасибо. Данным законопроектом предлагается создать комиссию, которая действительно будет следить и принимать решения по распределению средств Фонда национального благосостояния. Для справки скажу, что целью Фонда национального благосостояния является обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Сейчас эти средства расходуются на многие другие вещи - важные, полезные, хорошие, но это второй вопрос, - и эти решения принимаются, дорогие товарищи, келейно. Мы голосовали здесь за антикризисный план. А как он родился? Все прекрасно помнят: комитет даже не собирался по этому поводу, а прошло заочное голосование, и все решения принял один-единственный человек, который разослал документы всем членам комитета, и мы судьбоносный для страны документ принимали вот так, с кондачка. Это факт исторический - ну разве это можно, вообще, терпеть? Это безобразие! Такие существенные вещи, как антикризисный план, должны приниматься действительно с общего согласия, и мы готовы, оппозиция готова принимать в этом участие и нести ответственность. И для этого предлагается создать комиссию, которая внимательнейшим образом следила бы за этим, её состав должен быть разносторонним - представители президента, правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, делового сообщества, - чтобы действительно все могли участвовать в этом и смотреть, как это происходит, а у нас сейчас ситуация складывается совершенно иначе. Ещё один интересный факт хотел бы привести. Фонды национального благосостояния существуют во многих странах мира - у арабов есть, в Норвегии и так далее, и тому подобное, - так вот средний процент доходности, который получили в Абу-Даби, составлял 8,3 процента - 8,3 процента! - и это при том, что мы, ВЭБ, сегодня несём убытки, колоссальные убытки, и я не знаю, как мы их будем покрывать. По поводу необходимости, Раиса Васильевна, инфраструктурных проектов. Я патриот своей страны, и я всегда болел за дороги, за то, чтобы их строили, и строили эффективно, но порой аппетиты некоторых подрядчиков убивают все наши идеи. Это не значит, что не надо строить, но вопрос самоокупаемости и контроля очень важен, в данном случае все попытки осуществления контроля Счётной палатой... уже не хватает её возможностей. И во сколько скандалов это всё уже вылилось! И всё это происходит потому, что мы не хотим честно признаться себе, что в данном случае реализация многих параметров антикризисного плана - а деньги на его реализацию получают из Фонда национального благосостояния, из пенсионных средств, из средств будущих пенсионеров - сегодня осуществляется, мягко говоря, неэффективно. А потом мы или другие люди будут сидеть в этом зале и обсуждать, почему же всё-таки не было принято коллегиальное решение по поводу подконтрольности этого фонда. И это не просто наши с вами деньги, это деньги будущих поколений, и к ним надо относиться ответственно! Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович. С содокладом выступает Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона № 650182-6 "О Государственной комиссии по вопросам эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния и внесении изменения в статью 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесённый депутатом Михаилом Ивановичем Сердюком, и отмечает следующее. Законопроектом предлагается создать Государственную комиссию по вопросам эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния в целях контроля за размещением и использованием его средств, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Внешэкономбанка, для рассмотрения вопросов развития и совершенствования финансового рынка Российской Федерации, денежно-кредитной политики, пенсионной системы. Автор законопроекта отмечает, что его концепция направлена на ограничение и повышение контроля за эффективным размещением средств Фонда национального благосостояния. В соответствии с пунктом 1 статьи 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительством установлены требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния. Порядок отбора инфраструктурных проектов и инвестирования средств Фонда национального благосостояния в данные проекты утверждён постановлением правительства. Вместе с тем Фонд национального благосостояния является обособленной частью средств федерального бюджета, поэтому контроль за его формированием, управлением и использованием осуществляется, Михаил Иванович, Счётной палатой Российской Федерации, которая на основании проводимых проверок делает выводы о достоверности отчётности об исполнении федерального бюджета, включающей отчёты об управлении средствами Фонда национального благосостояния, об эффективности операций со средствами Фонда национального благосостояния, даёт рекомендации и при необходимости направляет в Министерство финансов Российской Федерации обязательные для исполнения представления. Таким образом, вопросы размещения и управления средствами Фонда национального благосостояния регламентированы уже действующим законодательством в должной мере и не требуют дополнительного регулирования, в том числе в части создания Государственной комиссии по вопросам эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния. Комитет по бюджету и налогам поддерживает мнение Правительства Российской Федерации, что создание комиссии, фактически осуществляющей полномочия по управлению, использованию и контролю за размещением средств Фонда национального благосостояния одновременно с Минфином России, Счётной палатой Российской Федерации, чревато размыванием ответственности и контроля, ухудшением оперативности и качества управления средствами фонда, а также снижением эффективности операций со средствами Фонда национального благосостояния. Кроме того, согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие не потребует дополнительных бюджетных ассигнований либо изменений финансовых обязательств государства. Однако законопроект предусматривает введение видов расходных обязательств, которые в настоящее время Управлением делами Президента Российской Федерации не исполняются. Правительство Российской Федерации и Счётная палата Российской Федерации законопроект не поддерживают. Комитет также отмечает, что в соответствии со статьёй 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в кодекс осуществляется отдельными федеральными законами и соответствующие положения не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации и содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. С учётом изложенного комитет не поддерживает данный законопроект. Ну и, Михаил Иванович, если бы вы присутствовали на заседаниях комитета, как ваши коллеги - например, Ушаков систематически ходит на заседания комитета, - то знали бы, что сегодня у нас был министр финансов, и, думаю, вопросы, которые вы здесь поднимаете, вы могли бы задать ему и получить исчерпывающие ответы. Также к нам приходят Голикова, представители министерства экономики, Центрального банка, так что нужно ходить на заседания комитета, а вы всегда на них отсутствуете! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Раиса Васильевна, для примера: только в мае было направлено на покупку облигаций США 4 миллиарда долларов - это больше 200 миллиардов рублей; чтобы вы могли это себе представить, это четверть доходов российского бюджета за месяц - вот четвёртую часть взяли и направили на покупку облигаций США, и делается это без нашего ведома. Ответьте мне на вопрос: почему к этим бюджетным деньгам - не важно, в каком виде они отправляются туда (средства Фонда национального благосостояния, ещё какие-то резервы), кем отправляются (уважаемой организацией - Центральным банком или каким-то чиновником), - нет такого же отношения, как здесь к каждому рублю, когда законом о бюджете, принятым в трёх чтениях, мы утверждаем федеральный бюджет, подписываемся под своими голосами, когда несёт ответственность президент, который подписывает бюджет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кармазиной включите микрофон. КАРМАЗИНА Р. В. Олег Анатольевич, я хочу вам сказать, что у нас с отчётами бывает председатель Счётной палаты, и мы все отмечаем, что Счётная палата у нас профессиональная: они проводят проверку, дают заключение по эффективности использования и размещения средств и направляют его в правительство, нам сюда, в Думу, все заключения у нас есть, поэтому не доверять нашей Счётной палате у меня нет оснований. У нас есть всё: есть механизмы размещения бюджетных средств, есть контроль над тем, куда они должны размещаться. Я думаю, дело просто в том, что наступает предвыборный год и нам нужно показать избирателям, какие мы требовательные к правительству. Здесь больше политики, а все инструменты контроля использования бюджетных средств у нас есть, и, повторяю, у меня нет никаких оснований не доверять Счётной палате. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Михаил Иванович, заключительное слово, пожалуйста. СЕРДЮК М. И. Спасибо большое. Я в этом действительно с вами соглашусь, Раиса Васильевна, у меня тоже нет никаких оснований не доверять Счётной палате, и я вам прочитаю короткую выдержку из заключения Счётной палаты по ВЭБу - по ВЭБу вы сегодня пример приводили: "Комплексная система мониторинга за ходом реализации инвестиционных проектов Внешэкономбанком не сформирована (в частности, с 2009 года не введена в эксплуатацию система "Планирование, анализ и мониторинг инвестиционных проектов Внешэкономбанка"). Как следствие, отсутствует эффективная организация работы по мониторингу и сопровождению инвестиционных проектов, что, в свою очередь, затрудняет объективную оценку эффективности процесса реализации проектов и принятие оптимальных управленческих решений" и так далее. Я готов вам эту бумагу показать. Вы прекрасно знаете, что там очень хорошие специалисты, и они об этом пишут и кричат во всю ивановскую, поскольку деньги транжирятся со страшной силой. И давайте честно об этом говорить, не будем лукавить! По поводу существования США как государства вы сказали сегодня. Абсолютно не спорю, тоже полностью с вами согласен. Дай бог им здоровья, пусть ещё тысячи лет существуют и так далее, но говорить, что, раз они как государство существуют, давайте будем туда вкладывать деньги, поскольку риски невелики, - это лукавство, это самое настоящее лукавство, и мы с вами это прекрасно понимаем! А в заключение скажу, Раиса Васильевна, что буду вам крайне признателен, если вы не будете читать мне лекции, куда и зачем мне ходить, а лучше расскажете, каким образом проводить заседание комитета, чтобы антикризисный план страны обсуждался в комитете, а не рассылался заочно по решению одного человека! Большое вам спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, будете выступать с заключительным словом? Депутату Кармазиной включите микрофон. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый Михаил Иванович, я хотела бы вам сказать, что вы действительно не ходите на заседания комитета. Я не знаю, как ваша фракция к этому относится, но если бы вы ходили... Вот сегодня вы здесь выступаете так пламенно, а вы бы задали Татьяне Алексеевне вопрос по её предписанию, по заключению Счётной палаты, куда она направляла его (нам она направила), куда ещё были направлены её материалы и какая последовала реакция. Кроме того, хочу вам сказать: у нас планируется "правительственный час" с Силуановым, и вы сможете задать ему вопросы, раз не хотите ходить на заседания комитета и там это делать, задайте ему вопрос - он будет выступать здесь, а кроме того, будет докладывать о законопроекте, который мы будем в пятницу рассматривать, об особом порядке формирования бюджета на 2016 год. Нужно ходить на заседания комитета, а вы не ходите! Ваши коллеги ходят: Петухова, Ушаков - они всегда присутствуют, Оксана Генриховна, - а вы не ходите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 32 сек.) Проголосовало за 131 чел.29,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 131 чел. Не голосовало 319 чел.70,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5732 по 5742 из 5933
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Я хотел бы попросить исправить ошибку: по вопросам 8, 9 и 10 депутаты Гудков, Валерий Зубов, Сергей Петров из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не голосовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 240
10.06.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 650182-6 "О Государственной комиссии по вопросам эффективного размещения средств Фонда национального благосостояния и внесении изменения в статью 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1273 по 1280 из 6944
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, в связи с проведением заседания трёхсторонней рабочей группы в 16 часов и, соответственно, отсутствием содокладчика просьба перенести на 17-е число рассмотрение вопросов 30, 44, 45, 46 и 47. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1324 по 1325 из 6944
Надежда Сергеевна Максимова просит перенести вопросы 30, 44, 45, 46 и 47.