Заседание № 251
23.09.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 649573-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части использования имущества медицинских организаций, осуществляющих практическую подготовку обучающихся).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5111 по 5421 из 6195
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Виктор Евграфович Шудегов. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Настоящий законопроект направлен на повышение качества подготовки студентов медицинских и фармацевтических вузов посредством гарантированного обеспечения возможности прохождения практики. Сегодня, несмотря на то что согласно части 6 статьи 82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" эта практика должна осуществляться на безвозмездной основе, ряд учреждений здравоохранения Екатеринбурга, Свердловской области, Пермского края и других субъектов Федерации настаивают на включении в договор о практической подготовке студентов условий, предусматривающих обязательство университета, медицинского вуза об уплате коммунальных платежей за занимаемое помещение. Иными словами, понятие "безвозмездная основа" трактуется ими достаточно узко: собственно имущество клинической базы предоставляется без взимания платы, однако бремя его содержания и эксплуатационные расходы должен нести университет или вуз, который направляет студентов. Таким образом, свойственная Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" неопределённость правовых норм порождает множество проблем для практических работников образования. Законопроектом предлагается внести изменения в часть 6 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", дополнив её словами "без взимания платы за коммунальные услуги и иные эксплуатационные расходы". Таким образом формируется ясная, чёткая норма прямого действия, обеспечивающая прохождение практики студентами медицинских и фармацевтических вузов без оплаты. Коллеги, Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект: правительство возражает против законопроекта не потому, что законопроект не нужен, а потому, что правительству, как автору Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", стыдно признавать свои ляпы, допущенные в этом законе. Почему не сделать норму ясной, понятной и не вводить тысячи практических работников в ступор в поиске весьма непростой в юриспруденции дефиниции имущества? Мы заставляем ректоров ходить и доказывать, к какому виду имущества относятся тепло или электроэнергия, а министерства и ведомства - писать бесчисленные указания и разъяснения. Коллеги, вот приведу пример: правительство буквально, наверное, всего лишь в четверть страницы написало отзыв, где говорит, что понятие имущества этих организаций, где студенты проходят практику, не требует детализации. Задам вопрос депутатам Государственной Думы. Вот, допустим, батареи, тепловые трубы - безусловно, это имущество, а тепло, которое пришло в больницы, в поликлиники, где студенты проходят практику, а когда студенты открыли окна, улетучилось, - что, имущество исчезло? Я уже не говорю про электричество, когда студенты кипятят чай, сидят за компьютерами, дополнительно лампочки ночью включают, проходя практику, - безусловно, это определённые расходы. И наши поликлиники, больницы, находясь в сложном материальном положении, - вы помните, например, забастовку ижевских врачей, которая прогремела на всю Россию, - хотят хоть немножечко заработать, может быть, на практике студентов, и поэтому возникают подобные проблемы. Мы же предлагаем раз и навсегда эту проблему решить. Коллеги, напомню, здесь присутствует Николай Иванович, ещё ряд товарищей, которые помнят введение в России транспортного налога, когда все организации независимо от ведомственной принадлежности обязали платить транспортный налог. У нас тогда в законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" была статья, которая освобождала вузы от всех налогов, в том числе за оказание образовательных услуг, если эти средства реинвестировались в учебный процесс, - и возникла проблема: в одном федеральном законе записано, что вузы не должны платить транспортный налог, поскольку освобождены от всех налогов, а другой федеральный закон обязывал их платить. В результате - многочисленные судебные инстанции, дело доходило до того, что... Возьмём, например, наш город: безусловно, наш университет обладал хорошими юристами, и мы доказали, что не должны платить транспортный налог, а вот другие вузы, находясь по соседству или через дорогу, платили этот налог - разве не абсурд? И здесь такая же, аналогичная ситуация. И мы предлагаем всего лишь чётко указать, что, когда студенты проходят или должны проходить в поликлиниках и в учреждениях здравоохранения практику, они проходят её на полностью безвозмездной основе. Следующий вопрос, конечно же, связан с отношениями между другими министерствами и образовательными организациями, которые находятся в их ведении, то есть вообще с практикой всех студентов. Сегодня, к сожалению, качество образования снижается, в том числе из-за того, что у студентов нет возможности пройти практику на своих будущих рабочих местах. Так, недавно у нас была встреча с руководством МИСиС (Московский институт стали и сплавов), который знаменит тем, что оттуда вышел министр Ливанов, и когда у нас зашёл разговор о качестве образования, нам сказали, что в России сейчас высочайшее качество образования, преподавания теории, студенты в совершенстве владеют английским языком. Я задал один вопрос: ваш выпускник, который завтра приедет к нам в Удмуртию и встанет у металлургической печи, сможет начать работать сразу, с первого дня? Нет, конечно, не сможет. Ну и с кем он собирается там разговаривать по-английски и так далее? Всё это, конечно, может быть, и нужно, но практика для студентов медицинских и фармацевтических вузов - это основа качества подготовки, никто, наверное, не согласится пойти на приём к врачу, который ни одного дня не проходил практику. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Надежды Анатольевны Шайденко. ШАЙДЕНКО Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Уважаемый Виктор Евграфович, как всегда, находит действительно самые больные точки, в том числе в законе "Об образовании в Российской Федерации", но Комитет по образованию очень внимательно изучил предлагаемое изменение нормативно-правовой, законодательной базы и рекомендует данный законопроект отклонить по следующему основанию: дело в том, что этот вопрос урегулирован. Договор между образовательной и медицинской организациями является безвозмездным, об этом свидетельствует понятие безвозмездного договора, которое раскрывается в статье 423 Гражданского кодекса Российской Федерации. В статье 210 Гражданского кодекса устанавливается, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. В 82-й статье Федерального закона "Об образовании..." не только закреплена норма об осуществлении на безвозмездной основе практической подготовки обучающихся, но и в части 8 предусмотрено, что Минздрав России устанавливает порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся. Выполняя данную норму закона, Министерство здравоохранения России в сентябре 2014 года, то есть ровно год назад, разработало и направило в медицинские организации форму договора об организации практической подготовки студентов, одним из пунктов которого предусмотрено, что расходы на содержание имущества, включая коммунальные и иные обязательные платежи, несёт медицинская организация. Поверьте, эта форма договора является ясной и понятной. Именно в связи с этим комитет считает внесение предлагаемого изменения в федеральный закон избыточным и необоснованным, а фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", от имени которой я также выступаю, считает рассматриваемый вопрос полностью урегулированным на законодательном и, что очень важно, на подзаконном уровнях и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Виктору Евграфовичу. Вы сказали о том, что, кроме медицинских вузов, существуют такие же проблемы в других вузах, в том же МИСиСе, политехах, так может быть, надо вообще изучить вопрос прохождения студентами практики на предприятиях и, соответственно, договорные отношения, что позволит нам лучше готовить специалистов, то есть не брать узкое направление подготовки, а сделать анализ по всем вузам России? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шудегову включите микрофон. ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо за вопрос. Недавно было проведено социологическое исследование, которое показало, что более 50 процентов студентов недовольно получаемым образованием в наших вузах, причём главным аргументом своего недовольства они назвали отсутствие практики. И действительно, получив теоретические знания, диплом, выпускник не может сразу же приступить к работе. Полностью с вами согласен, что надо в целом ставить вопрос о прохождении практики, сегодня в таком же положении находятся педагоги и многие-многие другие специалисты. Коллеги, мы ещё сейчас не рассматриваем межведомственность. Если бы мы объединили все вузы, подведомственные разным министерствам, под одним крылом, то, наверное, полностью бы исчезла всякая практика. Сегодня за счёт того, что медицинские вузы находятся в ведении Министерства здравоохранения, сельскохозяйственные - Министерства сельского хозяйства и так далее, нам удаётся сохранить практику внутри отраслевых министерств, а так безусловно, проблема гораздо шире. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к Виктору Евграфовичу. Представитель комитета высказал другую, полярную точку зрения, поэтому объясните, пожалуйста, кто из вас прав? Мы, безусловно, доверяем и ей, и вам доверяем - видимо, раз вы написали законопроект, действительно есть проблема, которую нужно, внеся изменение в закон, решить. Объясните сейчас, чтобы мы не дожидались вашего заключительного слова. ШУДЕГОВ В. Е. Валентин Сергеевич, если бы к нам не обратились конкретные вузы, в которых возникла эта проблема, наверное, вряд ли бы Черешнев Валерий Александрович, Бурков и другие (в том числе Герасименко, который в первоначальном варианте законопроекта был соавтором) подписались под данным законопроектом. Конечно, можно решать вопросы, как это часто делает наше правительство, министерство профильное, с помощью инструктивных писем. Помните, как повысились расценки на проживание в общежитии, когда мы отменили ограничение, связанное с тем, что не более 5 процентов от размера стипендии плата за общежитие должна была составлять? Цены возросли в десятки раз, и министерство пыталось решать эту проблему инструктивными письмами, посылая их во все вузы, а президент чётко нам тогда в своём послании сказал, что вопрос надо решить законодательно, - вот и пришлось решать. Так что одно дело решать вопрос инструктивными письмами, угрожая руководителям тем, что их можно снять и наказать за это... а в нашем государстве всё надо решать путём принятия федеральных законов прямого действия! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Виктор Евграфович, я хотел бы вас вот о чём спросить. Дело в том, что сегодня больницы как бы сами зарабатывают деньги, работая по правилам страховой медицины, а вузы, как известно, либо финансируются из бюджета, либо зарабатывают платными услугами, причём в медицинских вузах, как правило, такое же количество бюджетных мест, как и платных. Таким образом, непонятно, почему лечебные учреждения должны софинансировать обучение студентов медицинских вузов, в том числе и тех, кто обучается на платной основе. ШУДЕГОВ В. Е. Хочу отметить, что, безусловно, поликлиники, больницы сегодня также зарабатывают, но их доходы несопоставимы, гораздо ниже, по сравнению с доходами вузов. Есть вузы, которые получают очень большие деньги. Вы помните, когда мы рассматривали закон о переводе наших бюджетных учреждений в автономные учреждения, главным аргументом было то, что уже 60 процентов вузов зарабатывают до 80 процентов своего бюджета, - почему они должны финансироваться из бюджета? На самом деле, хотя их перевели в автономные учреждения, они по-прежнему и бюджетные деньги получают, и плюс к этому зарабатывают, то есть на практике мало что изменилось, и, конечно, учреждения здравоохранения, те же больницы, поликлиники - я их прекрасно понимаю, - находясь на голодном пайке, хотели бы чуть-чуть заработать за счёт вузов, которые существенно богаче по сравнению с нашими муниципальными поликлиниками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово? Сейчас, только сначала - представители президента, правительства? Автор? Включите микрофон депутату Говорину на трибуне. Пожалуйста. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, обучение студентов медицинских вузов на больничных базах должно осуществляться, конечно же, на бесплатной основе, и очень хорошо, что Министерство здравоохранения подготовило такое распоряжение и имеется единый договор между лечебными учреждениями и образовательными медицинскими учреждениями. Ставить же вопрос о том, кто в настоящее время в этих условиях непростых, в условиях экономической турбулентности, живёт лучше, мне кажется, не совсем корректно, потому что мы готовим врачей - проблема колоссальная с подготовкой кадров! Я почти тридцать пять лет отработал в медицинском вузе и знаю, что подавляющая часть вузов, особенно в субъектах, испытывает очень большие сложности, и появятся очень большие проблемы, если между больничными базами и медицинскими вузами возникнут какие-то финансовые отношения, это нанесёт очень серьёзный вред. Представленный законопроект просто не отражает сути проблемы. Действующая законодательная база является достаточной, и обучение студентов медицинских вузов на больничных базах, конечно, должно быть бесплатным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, больше нет желающих? Автор, пожалуйста. Включите микрофон Шудегову. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемые коллеги, хочу поблагодарить всех за активное участие в обсуждении данной проблемы. Ещё раз хочу напомнить, что фактически мы добавляем всего одну строчку в действующий закон: "...без взимания платы за коммунальные услуги и иные эксплуатационные расходы", - чтобы в дальнейшем все юридические проблемы здесь решались автоматически и не надо было писать инструктивные письма и форму договоров, где, в общем-то, сейчас вынужденно приходится уточнять, когда речь идёт об имуществе, предоставляемом безвозмездно при прохождении студентами практики, что вопросы, связанные с коммунальными услугами, уже решены. Это ещё раз говорит о том, что законы надо писать очень чётко, чтобы они имели однозначный смысл и не приходилось бы потом расшифровывать их или доказывать в суде правоту той или иной стороны. Пользуясь случаем, я хотел бы здесь заступиться не только за вузы, которые оказались в таком положении, - по-видимому, ещё не было инструктивных писем, - но также и за поликлиники, больницы, которые сегодня тоже находятся в очень сложном положении и требуют финансовой поддержки. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Комитета будет выступать? Шайденко включите микрофон. ШАЙДЕНКО Н. А. Я хотела бы сказать следующее. Я думаю, что цитатами из существующих законов я сумела показать, что вопрос законодательно урегулирован, а проблема в другом, как всегда у нас, - в ненадлежащем исполнении нормативной базы, то есть необходим контроль за исполнением законов и нормативных документов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 29 сек.) Проголосовало за 204 чел.45,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 242
17.06.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 649573-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части использования имущества медицинских организаций, осуществляющих практическую подготовку обучающихся).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 805 по 814 из 6879
НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По 29-му вопросу замена содокладчика: вместо Владимира Владимировича Бурматова выступит Ирина Викторовна Мануйлова. И просьба рассмотрение 57-го вопроса перенести на пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 862 по 864 из 6879
Была просьба перенести рассмотрение 57-го вопроса на другой день, то же самое касается 25-го вопроса.