Заседание № 218

18.06.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 649460-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2445 по 2645 из 5276
20-й вопрос у нас вынесен на фиксированное время, на 14.00, это бюджет,         
поэтому сейчас рассмотрим 21-й вопрос, о проекте федерального закона "О         
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных            
правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение           
требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих           
веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по   
предоставлению в государственные органы информации, полученной с                
использованием таких систем". Доклад официального представителя правительства   
заместителя министра природных ресурсов и экологии Владимира Григорьевича       
Логинова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Предлагаемым к              
рассмотрению законопроектом предусматривается введение административной         
ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение требований по    
оснащению стационарных источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ        
автоматическими средствами измерения или требований к эксплуатации системы      
автоматического контроля, за невыполнение или несвоевременное выполнение        
обязанностей по предоставлению в государственный реестр объектов, оказывающих   
негативное воздействие на окружающую среду, информации о показателях            
выбросов, сбросов загрязняющих веществ, за предоставление недостоверных         
данных, полученных с использованием систем автоматического контроля, а за       
повторное совершение правонарушений в части несвоевременного предоставления     
информации или за её непредоставление, равно как и за предоставление            
недостоверной информации, предусмотрено установление повышенной                 
ответственности, включая дисквалификацию должностных лиц. Установление          
административной ответственности вводится во взаимосвязи с положениями          
федерального закона от 29 июля 2018 года № 252-ФЗ, установившего требования     
по оснащению ряда источников предприятий I категории системами непрерывного     
автоматического контроля выбросов, сбросов.                                     
                                                                                
Одновременно органы, осуществляющие государственный экологический надзор,       
наделяются полномочиями по рассмотрению дел по данным видам правонарушений.     
Размеры штрафных санкций, предлагаемые в законопроекте для различных видов      
правонарушений, колеблются для должностных лиц в диапазоне от 10 тысяч рублей   
до 40 тысяч рублей, для юридических лиц - от 50 тысяч рублей до 200 тысяч       
рублей; лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования   
юридического лица, несёт административную ответственность как юридическое       
лицо. Предлагаемые в законопроекте размеры штрафов соотнесены с размерами       
штрафов, установленными в главе 8 кодекса за административные правонарушения    
в области охраны окружающей среды и природопользования. При установлении        
размеров штрафов учитывались размеры штрафов, установленные в статье 14.19      
кодекса за нарушение государственного учёта в области производства и оборота    
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Проектируемая       
статья 8.48 кодекса будет применяться только в отношении предприятий I          
категории, то есть объектов, оказывающих максимально негативное воздействие     
на окружающую среду, так как оснащению средствами измерения подлежат наиболее   
опасные источники выбросов, сбросов на крупных промышленных предприятиях.       
                                                                                
Установление административной ответственности за неоснащение, несвоевременное   
оснащение источников выбросов, сбросов системами автоматического контроля, за   
невыполнение требований к таким системам или за непредоставление информации о   
показателях выбросов, сбросов и предоставление недостоверной информации будет   
являться фактором, стимулирующим природопользователей к выполнению в            
установленные сроки требований природоохранного законодательства, повышению     
эффективности государственного экологического надзора и экологической           
безопасности.                                                                   
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Виктора Витальевича Пинского.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наше природоохранное         
законодательство постоянно совершенствуется, нам ещё очень много предстоит      
сделать в этой сфере, и рассматриваемый законопроект как раз направлен на       
защиту окружающей среды от воздействия самых опасных предприятий, которые       
оказывают значительное негативное влияние на природу, объектов I категории.     
Согласно проводимой в настоящее время экологической реформе, в которой          
основной упор сделан на использование наилучших доступных технологий, такие     
предприятия будут обязаны оснастить свои стационарные источники выбросов        
системами автоматического контроля. Для этого предусмотрено несколько этапов:   
первые 300 крупнейших предприятий до 2023 года должны будут получить            
комплексные экологические разрешения, а остальные предприятия I категории -     
до 2025 года, при этом устанавливается срок создания системы автоматического    
контроля - четыре года с момента получения разрешения, то есть                  
устанавливаются конкретные сроки для предприятий, которые должны будут иметь    
системы контроля.                                                               
                                                                                
В проектируемой статье 8.48 Кодекса об административных правонарушениях         
вводится административная ответственность за невыполнение таких требований, о   
чём ранее говорилось. В качестве наказания предлагаются штрафы, максимальная    
сумма которых достигает 300 тысяч рублей. Комитет считает, что предлагаемые     
санкции соразмерны санкциям, которые уже установлены в главе 8 Кодекса об       
административных правонарушениях в области охраны окружающей среды.             
Установление указанной ответственности даст дополнительный стимул               
предприятиям для своевременного установления данных систем и, естественно,      
для мониторинга загрязнения окружающей среды. Предлагается определить срок      
вступления в силу данного закона - 1 июля 2019 года.                            
                                                                                
В целом ответственным комитетом и комитетом-соисполнителем концепция данного    
проекта закона поддерживается. Есть некоторые замечания как у нашего            
комитета, так и у комитета-соисполнителя и Правового управления, но все эти     
замечания могут быть учтены в ходе рассмотрения проекта закона во втором        
чтении, поэтому комитет просит поддержать данный законопроект в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Да.                                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Владимиру Григорьевичу.                                         
                                                                                
Владимир Григорьевич, что касается систем контроля за выбросами и мониторинга   
непосредственно, здесь речь идёт о несвоевременном предоставлении информации    
и, скажем так, фальсификациях при её предоставлении - предполагается ли         
онлайн-регистрация подобного рода выбросов со стороны, например,                
Росприроднадзора либо другого органа, что ставит в данном случае в достаточно   
жёсткие условия наши предприятия, и крупные, и менее крупные, в части           
контроля?                                                                       
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Да, предполагается такая возможность, это должно осуществляться   
регулярно Росприроднадзором. Кроме того, в регламенте работы систем             
предусмотрен целый ряд возможностей по их проверке и корректировке.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто-то дополнить хочет? Нет.                              
                                                                                
Ламейкин Дмитрий Викторович, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Владимир Григорьевич, с какой периодичностью необходимо будет предоставлять     
информацию о показателях выбросов во избежание правонарушений и какими          
нормативными правовыми актами регулируется эта периодичность, то есть где это   
прописано?                                                                      
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Информация поступает раз в 20 минут, это предусмотрено в          
правилах эксплуатации системы.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич.                                 
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Владимир Григорьевич, а есть ли понимание, сколько будет стоить установка       
подобных систем для предприятий?                                                
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Прошу прощения, я не расслышал вопрос. Можно...                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. О стоимости Василий Юрьевич спрашивает: сколько           
примерно будет стоить их установка?                                             
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. По нашей оценке, в среднем стоимость системы для предприятий      
будет укладываться в 5 миллионов рублей.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.                                 
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Я хотела спросить: вот сейчас только доложили, что 1 июля 2019 года наступает   
срок - Владимир Григорьевич, а предприятия успеют?                              
                                                                                
ЛОГИНОВ В. Г. Предполагается, что ответственность наступает для предприятия     
только после того, как оно утвердит соответствующую программу в рамках          
комплексного экологического разрешения. Таким образом, времени на самом деле    
более чем достаточно, фактически это в течение четырёх лет должно произойти.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Представитель         
президента? Докладчик? Содокладчик? Нет.                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части         
установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению           
стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих     
веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в                
государственные органы информации, полученной с использованием таких систем",   
пункт 21 повестки дня.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              364 чел.80,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.