Заседание № 236
О проекте федерального закона № 648549-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка проведения экспертизы отчёта об оценке; принят в первом чтении 16 декабря 2014 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Сергей Анатольевич Гаврилов, пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на совершенствование проведения экспертизы отчётов об оценке саморегулируемыми организациями путём уточнения области её применения, видов проводимых экспертиз, повышения прозрачности и информационной открытости, а также увеличение срока проведения экспертизы отчётов в регионах, что соответствует пожеланиям, высказанным в том числе нашими коллегами - дачниками и садоводами, о чём говорил Андрей Владимирович. В таблицу поправок № 1, поправок, рекомендованных к принятию, включено девять поправок, носящих в основном юридико-технический характер. В таблицу № 2 включены поправки, не соответствующие концепции законопроекта. Комитет просит утвердить таблицы поправок № 1 и № 2, а также принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 44 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 12 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел.47,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Микрофон на трибуне включите. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, прошёл необходимые правовую и лингвистическую экспертизы. Если он будет принят во втором чтении, просим поддержать законопроект и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 58 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 25 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 648549-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка проведения экспертизы отчёта об оценке).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
44-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Докладывает Николай Радиевич Подгузов, заместитель министра экономического развития. ПОДГУЗОВ Н. Р. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Разработка законопроекта предусмотрена пунктом 14 плана мероприятий по совершенствованию оценочной деятельности в Российской Федерации. Законопроектом предусмотрены нормы, направленные на совершенствование проведения экспертизы отчётов об оценке саморегулируемыми организациями оценщиков. Предлагается уточнить область применения экспертизы отчётов об оценке, виды проводимых экспертиз, а также повысить информационную открытость в данной сфере. Уточняется понятие "экспертиза отчёта об оценке". В настоящее время законом об оценке предусмотрены два вида экспертизы: на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также на подтверждение стоимости. Действующим законодательством обязательное проведение экспертизы предусмотрено в отношении отчётов об определении кадастровой стоимости, отчётов об оценке для целей оспаривания кадастровой стоимости при выкупе акций открытых акционерных обществ, определении цены размещения акций при банкротстве открытых акционерных обществ и унитарных предприятий, при этом не установлено, какая именно экспертиза должна проводиться, и фактически проводится нормативно-методическая экспертиза без подтверждения стоимости. Опыт проведения экспертиз доказал необходимость проведения экспертизы и на соответствие установленным требованиям, и на подтверждение стоимости. Что предусмотрено данным законопроектом? Предусматривается, что особенности проведения экспертизы отчётов об определении отдельных видов стоимости устанавливаются уполномоченным органом. Это связано с тем, что методологические основы определения различных видов стоимости отличаются друг от друга, например, при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, а при определении рыночной стоимости - индивидуальной. Также законопроектом предусмотрено установление максимальной цены за проведение экспертизы отчётов об оценке для целей оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам и предназначенных для проживания, садоводства и огородничества. Данные положения призваны защитить интересы граждан при оспаривании кадастровой стоимости, так как в ряде случаев помимо отчёта об оценке требуется ещё подготовка экспертного заключения на него, а плата за проведение экспертизы часто превышает плату за проведение оценки. При этом при заключении договора на проведение оценки гражданин может выбрать оценщиков, получить же результаты экспертизы он может только в СРО, членом которой является оценщик, и должен заплатить столько, сколько установлено этой СРО оценщиков. Законопроектом устанавливается также обязанность СРО оценщиков раскрывать на официальных сайтах информацию о цене, порядке проведения экспертизы отчётов и о её результатах. Это обусловлено тем, что информация о проведении экспертизы не всегда раскрывается в достаточном для потребителей объёме, при этом механизм определения цены проведения экспертизы не всегда является открытым и прозрачным. Увеличивается также максимальный срок проведения экспертизы отчётов при определении кадастровой стоимости с тридцати до сорока пяти рабочих дней. Принимая во внимание особую социальную и экономическую значимость повышения качества проведения экспертизы отчётов об оценке, в том числе в связи с введением налога на недвижимость физических лиц, прошу депутатов поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Викторович Чиндяскин. ЧИНДЯСКИН С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Николай Радиевич достаточно подробно доложил о содержании данного законопроекта и мотивах, которыми руководствовалось правительство при его подготовке, поэтому я не буду повторять. Комитетом поддерживается концепция данного законопроекта, однако имеются и замечания, которые необходимо учесть при доработке проекта ко второму чтению, они изложены в заключении комитета, обозначу основные. Например, необходимо снять некоторые противоречия, которые имеются как внутри документа, так и в отношении других нормативных правовых актов. Прежде всего в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению необходимо уточнить само определение экспертизы отчётов, так как в тексте законопроекта имеются разночтения по этому вопросу: является ли экспертиза отчёта лишь действиями эксперта, группы экспертов, производимыми в целях проверки отчёта на соответствие требованиям законодательства и в целях подтверждения стоимости объекта оценки, то есть исследование без повторной оценки объекта. С этим напрямую связан вопрос, насколько обоснованно предложение о введении регулирования цен в сфере оценочной деятельности и их методов. С одной стороны, осуществление экспертизы отчётов - это функция саморегулируемой организации оценщиков, и она должна носить безвозмездный характер, но предложенный в проекте федерального закона подход к экспертизе отчётов противоречит сложившейся практике в области обязательной экспертизы в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральным законом "Об акционерных обществах", в законопроекте эти вопросы проработаны недостаточно. С другой стороны, предложенный в проекте федерального закона вид экспертизы является трудоёмкой работой квалифицированного специалиста - эксперта саморегулируемой организации и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации не может выполняться на безвозмездной основе. Необходимо также подумать, как защитить интересы граждан, особенно в случае реализации предложений по установлению максимальной платы за проведение экспертизы отчётов об оценке для целей оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам и предназначенных для проживания, садоводства и огородничества: часто это малообеспеченные, незащищённые слои населения. Вот примерно те вопросы, над которыми нам придётся активно поработать совместно с Министерством экономического развития в процессе подготовки текста законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Комитет просит принять данный законопроект в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает принятие этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Андрей Дмитриевич Крутов. КРУТОВ А. Д. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Николай Радиевич, вот этим законопроектом предполагается, что порядок проведения экспертизы отчётов об оценке, в том числе и кадастровой стоимости, будет, по сути, определяться вашим министерством. Поскольку вопросы кадастровой оценки волнуют всех - и граждан, и предприятия, и органы местной власти - прежде всего с точки зрения налогообложения, хотелось бы понять позицию министерства: как министерство видит экспертизу этих законопроектов? Подготовлен ли проект соответствующего нормативного акта и какие там основные положения? ПОДГУЗОВ Н. Р. Проект соответствующего нормативного подзаконного акта пока не разработан. Мы хотим, чтобы сначала законопроект был принят во всех чтениях, а затем, с учётом мнения и депутатов, и сообщества, разработаем соответствующий нормативный акт, для того чтобы он максимально учитывал все высказанные замечания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к содокладчику, представителю комитета. Уважаемый Сергей Викторович, при обсуждении этого законопроекта в комитете не затрагивались ли вопросы выбора метода оценки во взаимоотношениях между оценщиком и СРО? Например, во многих сферах, в том числе в сфере оценки бизнеса, есть доходный метод, есть затратный, сравнительный - они разные, там по-разному всё рассчитывается, то есть у оценщика есть люфт возможностей, какой метод выбрать, от этого и стоимость оценки будет различаться. Это первое. И второе. Например, если взять коммерческую недвижимость, то, как мы сейчас видим, рыночная её стоимость в Москве растет, правительство Москвы утверждает повышенную стоимость при кадастровой оценке, отчего растут и налоги на недвижимость. Этот вопрос затрагивался при обсуждении в комитете или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Викторович Чиндяскин, пожалуйста. ЧИНДЯСКИН С. В. Я коротко отвечу по порядку. По первой части вашего вопроса: в принципе это обсуждалось, нормативы разрабатываются, согласовываются с Министерством экономического развития. По второй части, что в Москве завышена стоимость: да, эти моменты тоже обсуждались, примеры приводились, но это будет рассматриваться во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Николай Радиевич, вам вопрос. Я в этом зале уже оглашал одно обращение, которое было мне адресовано: в нашей области две соседние деревни провели кадастровую оценку, и разница в оценке совершенно одинаковой земли была от восьми до пятнадцати раз, соответственно и налогообложение отличалось во столько же раз; пришлось вмешиваться мне, и в итоге даже до суда дело довести, чтобы доказать, что это абсурд. Оказалось всё просто: в одной из деревень решили построить коттеджный посёлок наши, так сказать, местные олигархи, и из-за этого такая разница - в восемь-пятнадцать раз - в оценке соседних земель. Есть какие-то объективные критерии, по которым можно оценить... нет, честность оценщиков, наверное, не оценишь, но хотя бы объективность их оценки? Ну не могут совершенно одинаковые земли отличаться в пятнадцать раз по стоимости! Есть какие-то рычаги воздействия? ПОДГУЗОВ Н. Р. Владимир Николаевич, спасибо за вопрос, хотя на самом деле он не совсем по теме данного законопроекта. С точки зрения вот такой ситуации с различным подходом - да, субъект эту оценку заказывает и осуществляет, и, с одной стороны, это, наверное, вопрос в большей степени к субъекту. Но с другой стороны, переход на единую экспетизу оценки в том числе повышает и ответственность оценщиков при её осуществлении, и мы надеемся, что косвенно этот вопрос будет лучше отрегулирован. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, время - 16 часов 34 минуты, нам осталось сегодня рассмотреть всего лишь 28 вопросов повестки. Все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить по законопроекту? Нет. Спасибо. Выносим на "час голосования".
44-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 56 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.