Заседание № 233

12.05.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 648320-6 "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1306 по 1626 из 4770
5-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад депутата            
Государственной Думы Сергея Михайловича Катасонова.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, данным законопроектом предлагается признать утратившим       
силу абзац четвёртый пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса, которым даётся     
право при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливать    
пониженную ставку налога на прибыль для отдельных категорий                     
налогоплательщиков.                                                             
                                                                                
Тема льгот и преференций неоднократно звучала в этом зале, и вопросы, которые   
касаются ослабления налоговой нагрузки, всегда фракцией ЛДПР поддерживались.    
Я хочу сказать, что на первый взгляд может показаться, что принятие данного     
закона как-то изменит налогооблагаемую базу, снизит налоговую нагрузку, но на   
самом деле задача совсем другая, она определяется практикой формирования        
бюджетов субъектов Российской Федерации - здесь требуется наведение             
определённого порядка. Кроме того, какое может сложиться первое впечатление?    
Я хотел бы сказать о тех двух замечаниях, которые сделали комитет и Счётная     
палата. Первое - о том, что у субъектов есть право предоставлять такие          
преференции отдельным категориям организаций, например тем, где используется    
труд инвалидов и так далее. Что могу сказать? Вот для таких категорий эта       
проблема не является актуальной, для них проблема - арендная плата за           
помещения, где они находятся, а льгота по налогу на прибыль - это прерогатива   
крупнейших компаний, чьи налоговые отчисления составляют основу формирования    
бюджета субъекта. И второе замечание, которое сделал комитет совместно со       
Счётной палатой, - о том, что не следует изменять налоговую систему в связи с   
тем, что на это было указано в послании президента в 2014 году, так вот я       
хочу сказать, что наличие преференций никакого отношения к налоговой нагрузке   
не имеет.                                                                       
                                                                                
Дальше я хотел бы рассказать, почему я пришёл к такому выводу, анализируя       
ситуацию с бюджетом. Мы все с вами знаем, как напряжённо формируются бюджеты    
в субъектах, особенно в последнее время, поэтому, когда появляются такие        
преференции по налогу на прибыль организаций, всегда возникает вопрос: а та     
или иная преференция какой даст конкретный результат? Для этого нужно           
посмотреть отчёт Счётной палаты: из 2 триллионов, которые мы теряем в           
консолидированном бюджете из-за налоговых преференций и льгот, практически 1    
триллион 27 миллиардов - это налог на прибыль. По налогу на прибыль у нас       
сегодня в стране субъектами установлено 128 преференций, и, конечно, когда      
предоставляется такое количество преференций, хотелось бы понимать, что же в    
результате мы получим, то есть возникает вопрос об эффективности льгот. Так     
вот в связи с тем, что мы неоднократно поднимали здесь этот вопрос, в том       
числе и в ходе отчёта правительства, различных министерств, особенно это        
Минэкономразвития касается, могу сказать, что при таких огромных потерях в      
консолидированном бюджете, в размере 2 триллионов, у нас до сих пор нет         
методики, которая была бы утверждена и по которой Министерство финансов могло   
бы оценивать результаты.                                                        
                                                                                
Ну, я могу рассказать, как у нас в области давали преференции. В Оренбургской   
области преференции получала только одна компания - "ТНК-ВР". Что это за        
компания? Из 100 миллиардов прибыли всех прибыльных предприятий области 50      
миллиардов - это прибыль компании "ТНК-ВР". Таким образом, преференции          
получают самые богатые предприятия, то есть те, у которых прибыль должна быть   
априори. А прибыль бывает не у всех предприятий, особенно если мы говорим об    
организациях социальной направленности. Так вот потери составляли ежегодно 3    
миллиарда, таким образом, за те восемь лет, пока действует у нас эта льгота,    
бюджет субъекта потерял 20 миллиардов, а это практически половина годового      
бюджета субъекта. Пытались ли депутаты как-то определить эффективность такой    
льготы? Пытались, но, к сожалению, доходит до смешного: в качестве              
обоснования эффективности наш нефтегазовый сектор приводит рост уровня          
заработной платы, то есть 20 тысяч человек, которые заняты в этом секторе,      
получают заработную плату в три раза больше, чем другие, и это, по их мнению,   
является основанием для того, чтобы предоставить компании льготу! При этом      
счётная палата субъекта даёт заключение, что никакой эффективности от           
применения таких льгот нет.                                                     
                                                                                
У нас была норма закона, по которой такие льготы не предоставлялись,            
например, свыше 5 процентов налоговых доходов субъекта... Что происходило       
дальше? Заступили за эту черту, и, когда депутаты вышли с предложением          
навести порядок, был принят новый закон - этот порог убрали, эти льготы         
продолжают давать. Могу вам сказать, что в год одномоментно нарушалось пять     
нормативных правовых актов субъекта, в соответствии с которыми такие льготы     
предоставляться не могли.                                                       
                                                                                
Повторяю: мы чётко должны понимать, что те преференции, которые сегодня         
даются, никаких эффективных результатов для государства, для населения не       
принесут, а сейчас как раз настало такое время, когда мы должны посмотреть на   
это ещё и с другой стороны. Вот у нас есть два специальных фонда - Резервный    
фонд и Фонд национального благосостояния. Но если исходить из логики моих       
оппонентов, которые говорят, что нельзя зажимать бизнес, что нужно давать       
предприятия дышать и что губернаторы должны этим заниматься, тогда зачем 10     
триллионов резервов - давайте мы дадим сегодня льготы, пусть предприятия        
вздохнут, но у нас же логики такой нет! В этом законопроекте примерно такой     
же подход: все деньги должны быть в бюджете, все 100 процентов должны           
поступать в бюджет, и оттуда они должны распределяться по программам, по        
конкретным целевым показателям и индикаторам, даже выдаваться тем же            
нефтегазовым компаниям, если в этом есть смысл. Вот, например, Бузулукский      
бор, о котором мы с вами недавно здесь говорили: из 20 миллиардов выделенных    
за десять лет на переконсервирование скважин, мы не нашли 200 миллионов!        
                                                                                
Я считаю, что нам пора наводить в этом вопросе порядок, и, уверяю вас, мы всё   
равно откажемся от льгот на уровне субъектов!                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Раисы Васильевны Кармазиной.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется проект федерального закона    
"О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации",    
внесённый нашим коллегой - депутатом Госдумы Катасоновым Сергеем                
Михайловичем. Законопроектом предлагается признать утратившим силу абзац        
четвёртый пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации,          
которым устанавливается право субъектов Российской Федерации устанавливать      
пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты           
субъектов Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков.     
                                                                                
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, предоставление          
налоговых льгот и преференций по отдельным налогам и сборам, устанавливаемых    
как на федеральном, так и на региональном и на местном уровнях, оказывает       
значительное влияние на формирование доходной базы субъектов Российской         
Федерации. Вместе с тем следует отметить, что установление пониженной ставки    
налога на прибыль является правом, а не обязанностью субъекта, и преследует     
как цели экономического стимулирования, так и социально значимые цели, такие    
как, например, поддержка организаций, использующих труд инвалидов,              
общественных организаций инвалидов.                                             
                                                                                
Кроме того, предлагаемая мера не соответствует требованию, обозначенному в      
Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской       
Федерации от 4 декабря 2014 года, обеспечить неизменность действующих условий   
налогообложения на протяжении ближайших четырёх лет.                            
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить         
проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового        
кодекса Российской Федерации".                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, уважаемые коллеги? Да.                                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Раиса Васильевна, в вашем содокладе, в обосновании, почему комитет не           
поддерживает законопроект, прозвучала такая фраза (ну, может быть, не           
дословно её повторю, но близко к тексту): это право субъекта - давать           
налоговые льготы таким компаниям, как нефтегазодобывающие, для стимулирования   
их деятельности. У меня такой вопрос: действительно ли члены комитета           
считают, что если бы не было льгот у этих предприятий, то они свои              
нефтедобывающие установки или, допустим, нефтезаводы перенесли бы в другие      
субъекты Российской Федерации, на территорию других субъектов?                  
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, ну, Сергей Михайлович, депутат от            
Челябинской области, привёл частный пример. Я хочу привести другой пример, по   
Красноярскому краю. Когда в 98-м году был жесточайший кризис, когда             
останавливались предприятия, когда люди выходили с пустыми кастрюлями на        
митинги, потому что нечем было кормить детей, наш завод холодильников           
"Красмаш" (это оборонное предприятие) закупил японские компрессоры для          
холодильников "Бирюса" и законодательное собрание вместе с администрацией       
края и администрацией города - Пимашков Пётр Иванович был тогда мэром этого     
города - предоставили ему льготы. Что это дало нам в итоге? Мы предоставили     
льготы и получили вместо 500 дополнительных рабочих мест 2 тысячи 500 рабочих   
мест, а сумма налогов, поступивших от этого предприятия, увеличилась в 2        
раза. Так что это больше вопрос, наверное, к законодательному органу            
Челябинской области, к администрации Челябинской области: чем они               
руководствовались, когда давали этому налогоплательщику такие преференции, -    
может, он построил детский сад, больницу или какое-то образовательное           
учреждение, например школу? Я не могу ответить вам за Законодательное           
Собрание Челябинской области, но могу ещё раз повторить, что Президент          
Российской Федерации, которого уважаем мы с вами и весь мир, чётко сказал о     
необходимости обеспечить неизменность действующих условий налогообложения на    
протяжении ближайших четырёх лет. Поверьте, в законодательных                   
(представительных) органах субъектов Российской Федерации сидят такие же        
ответственные люди, как и мы с вами!                                            
                                                                                
Ну и по поводу того, сколько мы дали льгот. Я хочу привести вам данные по       
2013 году: у нас в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации     
поступило налогов на сумму 1 триллион 898 миллиардов 607 миллионов 283 тысячи   
рублей, а предоставлено льгот на сумму 53 миллиарда 125 миллионов, поэтому, я   
думаю, здесь ничего не зашкаливает.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Михайловичу.                                             
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, это одна сторона вопроса - то, о чём вы нам        
сейчас доложили, но есть и другая, не менее важная сторона: в нынешних          
условиях кризиса крупные налогоплательщики и их филиалы представляют в          
субъектах Российской Федерации декларации, где, наоборот, налог на прибыль      
уменьшается в несколько раз, так что у нас доходной базы по налогу на прибыль   
в субъектах Российской Федерации, по сути дела, совсем не остаётся. Вот         
скажите, нельзя ли учесть в вашем законе и вот эту, другую сторону?             
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Несмотря на то что это, конечно, разные законы - вы затронули   
закон о консолидированных группах, - могу вам сказать, что все восемь лет нас   
пугали созданием консолидированных групп и нефтяные компании говорили ровно     
следующее: если вы не дадите нам эту льготу, 4 процента, мы будем экспортную    
выручку показывать, например, в Тюмени, - и все наши объяснения, что            
практически ничего не изменится, не действовали. То есть я хочу сказать, что    
крупный бизнес всегда найдёт возможность пролоббировать законы таким образом,   
чтобы выгодно было именно ему.                                                  
                                                                                
Вот, выслушав здесь сегодня точку зрения комитета, я ещё раз хочу сказать: я    
не против того, чтобы мы давали преференции по налогу на прибыль, только не     
дают их предприятиям, где работают инвалиды! Я не против того, чтобы была       
большая налогооблагаемая база, но давайте мы тогда под это будем составлять     
программы и под эти программы и под эти индикаторы будем давать льготы, - к     
сожалению, сегодня ничего этого нет! Из общей практики следует (и это не моя    
точка зрения - это точка зрения Счётной палаты), что не будет никаких льгот     
бизнесу в субъектах - это утопия, а вот целенаправленное выделение средств из   
бюджета под программы развития субъектов - это будущее!                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста.                     
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Уважаемый Сергей Михайлович, вопрос вам.                         
                                                                                
Вот в каждом регионе экономика имеет свои особенности, но тем не менее я не     
могу привести в пример такого губернатора или такую региональную власть,        
которые принимали бы решения себе во вред, - на каком основании вы              
предлагаете ограничить их экономическую самостоятельность? По-моему, это        
неправильно, потому что, как подчёркнуто в пояснительной записке, они           
действительно имеют такое право - почему мы должны отказаться от этого и        
ограничить их права? Поясните, пожалуйста.                                      
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Да я не права их хочу ограничить, я хочу, чтобы они в тюрьму    
не сели, - вот, по сути дела, о чём речь-то! Коррупционная составляющая         
колоссальная - ведь без учёта наполняемости бюджета, без решения депутатов      
дают такие льготы! Вы посмотрите, как у нас эти решения принимаются:            
создаются инвестиционные советы, туда заходят те, у кого есть возможность...    
Я вам приведу пример: вот у нас был инвестиционный совет в 2006 году, он        
формировался на паритетных основаниях, 50 процентов - правительство, 50         
процентов - депутаты, и в положении было записано, что решение о                
предоставлении льготы должно быть единогласным, так вот я голосую против,       
пишу особое мнение - всё равно дают! На следующий год выходим за 5 процентов    
- меняем закон, опять голосуем и так далее. То есть фактически идёт нарушение   
законов, за которое, по большому-то счёту, исполнительная власть должна         
отвечать. Если раньше это проходило, то, я думаю, дальше это проходить не       
будет, поэтому я и беспокоюсь по поводу того, чтобы снизить коррупционную       
составляющую в нашем законодательстве.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить?                                                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Я оказался единственным желающим выступить, и это хорошо.        
                                                                                
Сергей Михайлович, я к чему, собственно, хочу привлечь ваше внимание?           
Сбербанк Российской Федерации является крупнейшим налогоплательщиком, имеет     
свои филиалы на территории всех субъектов Российской Федерации, и вы            
прекрасно понимаете, как они работают, но по итогам 2014 года Сбербанк снизил   
налогооблагаемую прибыль за счёт увеличения расходов на создание резервов по    
якобы проблемным кредитам и под обесценивание ценных бумаг, а в итоге в         
первом квартале 2015 года Сбербанк России представляет по итогам 2014 года      
налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций с уменьшенной суммой во   
всех субъектах Российской Федерации. Повторяю: не просто в отдельном            
субъекте, а во всех субъектах Российской Федерации. Например, филиалом          
Сбербанка России представлена налоговая декларация по налогу на прибыль         
организаций, зачисляемому в республиканский бюджет Чувашской Республики, на     
уменьшенную сумму - на 384 миллиона рублей, что практически равно всей сумме    
налога на прибыль от этого налогоплательщика, уплаченной филиалом в 2014        
году, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику на   
его расчётный счёт или зачёту в счёт предстоящих платежей. Таким образом,       
получается, что сейчас, в 2015 году, субъекты Российской Федерации попадают в   
тяжелейшее положение: одна корпорация - 400 миллионов, другая - миллиарды, а    
в конечном итоге мы, уважаемые депутаты, можем оказаться в такой ситуации,      
что консолидированные бюджеты субъектов практически не будут реализовываться.   
                                                                                
В связи с этим считаем необходимым - кстати, я и комитет по бюджету тоже об     
этом прошу - рассмотреть вопрос об инициировании внесения изменений в           
налоговое законодательство в части установления ограничений на создание         
резерва по ценным бумагам, внести изменения в налоговое законодательство в      
части возврата переплат по налогу на прибыль организаций, если сегодня такое    
имеется, то дать рассрочку на пять-шесть лет, а может быть, даже больше. Я      
прошу Правительство Российской Федерации, руководство Государственной Думы      
рассмотреть этот вопрос, потому что сейчас речь о Сбербанке, потом о других     
банках, потом о различных корпорациях, и мы просто провалим бюджет 2015 года!   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Автор, Сергей Михайлович, нет желания выступить? Представитель правительства?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Раиса Васильевна Кармазина от комитета, пожалуйста.                             
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что мы федеративное          
государство и у нас за каждым уровнем власти прописаны права и обязанности.     
Что касается субъектов Федерации, то и законодательные, и исполнительные        
органы власти субъектов - это государственные органы, и такое право им          
предоставлено, если они это считают нужным, они могут это сделать. А в          
отношении того, о чём говорил Сергей Михайлович, что он хочет оградить          
исполнительную власть от тюрьмы, я вам хочу сказать следующее: сама             
исполнительная власть не может это сделать, это делается только путём           
принятия закона законодательным органом субъекта Российской Федерации.          
                                                                                
Ну и по поводу выступления коллеги Шурчанова. Я хочу вам сказать, что мы,       
комитет по бюджету, уже внесли, уже приняли поправки: везде, где создана        
консолидированная группа, она продолжает действовать, а для тех, кто только     
хотел создать, мы приостановили действие этой нормы, чтобы сначала              
проанализировать. Я думаю, что этот закон не является догмой, и вот после       
того, как мы рассмотрим результаты деятельности консолидированных групп, я      
думаю, можно будет внести какие-то изменения в налоговое законодательство       
касательно налога на прибыль предприятий.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3429 по 3445 из 4770
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284       
Налогового кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за               63 чел.14,0 %                                    
Проголосовало против           55 чел.12,2 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    119 чел.                                          
Не голосовало                 331 чел.73,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.