Заседание № 233
12.05.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 648320-6 "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1306 по 1626 из 4770
5-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Михайловича Катасонова. Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, данным законопроектом предлагается признать утратившим силу абзац четвёртый пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса, которым даётся право при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливать пониженную ставку налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков. Тема льгот и преференций неоднократно звучала в этом зале, и вопросы, которые касаются ослабления налоговой нагрузки, всегда фракцией ЛДПР поддерживались. Я хочу сказать, что на первый взгляд может показаться, что принятие данного закона как-то изменит налогооблагаемую базу, снизит налоговую нагрузку, но на самом деле задача совсем другая, она определяется практикой формирования бюджетов субъектов Российской Федерации - здесь требуется наведение определённого порядка. Кроме того, какое может сложиться первое впечатление? Я хотел бы сказать о тех двух замечаниях, которые сделали комитет и Счётная палата. Первое - о том, что у субъектов есть право предоставлять такие преференции отдельным категориям организаций, например тем, где используется труд инвалидов и так далее. Что могу сказать? Вот для таких категорий эта проблема не является актуальной, для них проблема - арендная плата за помещения, где они находятся, а льгота по налогу на прибыль - это прерогатива крупнейших компаний, чьи налоговые отчисления составляют основу формирования бюджета субъекта. И второе замечание, которое сделал комитет совместно со Счётной палатой, - о том, что не следует изменять налоговую систему в связи с тем, что на это было указано в послании президента в 2014 году, так вот я хочу сказать, что наличие преференций никакого отношения к налоговой нагрузке не имеет. Дальше я хотел бы рассказать, почему я пришёл к такому выводу, анализируя ситуацию с бюджетом. Мы все с вами знаем, как напряжённо формируются бюджеты в субъектах, особенно в последнее время, поэтому, когда появляются такие преференции по налогу на прибыль организаций, всегда возникает вопрос: а та или иная преференция какой даст конкретный результат? Для этого нужно посмотреть отчёт Счётной палаты: из 2 триллионов, которые мы теряем в консолидированном бюджете из-за налоговых преференций и льгот, практически 1 триллион 27 миллиардов - это налог на прибыль. По налогу на прибыль у нас сегодня в стране субъектами установлено 128 преференций, и, конечно, когда предоставляется такое количество преференций, хотелось бы понимать, что же в результате мы получим, то есть возникает вопрос об эффективности льгот. Так вот в связи с тем, что мы неоднократно поднимали здесь этот вопрос, в том числе и в ходе отчёта правительства, различных министерств, особенно это Минэкономразвития касается, могу сказать, что при таких огромных потерях в консолидированном бюджете, в размере 2 триллионов, у нас до сих пор нет методики, которая была бы утверждена и по которой Министерство финансов могло бы оценивать результаты. Ну, я могу рассказать, как у нас в области давали преференции. В Оренбургской области преференции получала только одна компания - "ТНК-ВР". Что это за компания? Из 100 миллиардов прибыли всех прибыльных предприятий области 50 миллиардов - это прибыль компании "ТНК-ВР". Таким образом, преференции получают самые богатые предприятия, то есть те, у которых прибыль должна быть априори. А прибыль бывает не у всех предприятий, особенно если мы говорим об организациях социальной направленности. Так вот потери составляли ежегодно 3 миллиарда, таким образом, за те восемь лет, пока действует у нас эта льгота, бюджет субъекта потерял 20 миллиардов, а это практически половина годового бюджета субъекта. Пытались ли депутаты как-то определить эффективность такой льготы? Пытались, но, к сожалению, доходит до смешного: в качестве обоснования эффективности наш нефтегазовый сектор приводит рост уровня заработной платы, то есть 20 тысяч человек, которые заняты в этом секторе, получают заработную плату в три раза больше, чем другие, и это, по их мнению, является основанием для того, чтобы предоставить компании льготу! При этом счётная палата субъекта даёт заключение, что никакой эффективности от применения таких льгот нет. У нас была норма закона, по которой такие льготы не предоставлялись, например, свыше 5 процентов налоговых доходов субъекта... Что происходило дальше? Заступили за эту черту, и, когда депутаты вышли с предложением навести порядок, был принят новый закон - этот порог убрали, эти льготы продолжают давать. Могу вам сказать, что в год одномоментно нарушалось пять нормативных правовых актов субъекта, в соответствии с которыми такие льготы предоставляться не могли. Повторяю: мы чётко должны понимать, что те преференции, которые сегодня даются, никаких эффективных результатов для государства, для населения не принесут, а сейчас как раз настало такое время, когда мы должны посмотреть на это ещё и с другой стороны. Вот у нас есть два специальных фонда - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Но если исходить из логики моих оппонентов, которые говорят, что нельзя зажимать бизнес, что нужно давать предприятия дышать и что губернаторы должны этим заниматься, тогда зачем 10 триллионов резервов - давайте мы дадим сегодня льготы, пусть предприятия вздохнут, но у нас же логики такой нет! В этом законопроекте примерно такой же подход: все деньги должны быть в бюджете, все 100 процентов должны поступать в бюджет, и оттуда они должны распределяться по программам, по конкретным целевым показателям и индикаторам, даже выдаваться тем же нефтегазовым компаниям, если в этом есть смысл. Вот, например, Бузулукский бор, о котором мы с вами недавно здесь говорили: из 20 миллиардов выделенных за десять лет на переконсервирование скважин, мы не нашли 200 миллионов! Я считаю, что нам пора наводить в этом вопросе порядок, и, уверяю вас, мы всё равно откажемся от льгот на уровне субъектов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Раисы Васильевны Кармазиной. Пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации", внесённый нашим коллегой - депутатом Госдумы Катасоновым Сергеем Михайловичем. Законопроектом предлагается признать утратившим силу абзац четвёртый пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, которым устанавливается право субъектов Российской Федерации устанавливать пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, предоставление налоговых льгот и преференций по отдельным налогам и сборам, устанавливаемых как на федеральном, так и на региональном и на местном уровнях, оказывает значительное влияние на формирование доходной базы субъектов Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить, что установление пониженной ставки налога на прибыль является правом, а не обязанностью субъекта, и преследует как цели экономического стимулирования, так и социально значимые цели, такие как, например, поддержка организаций, использующих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов. Кроме того, предлагаемая мера не соответствует требованию, обозначенному в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, обеспечить неизменность действующих условий налогообложения на протяжении ближайших четырёх лет. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, уважаемые коллеги? Да. Включите режим записи. Покажите список. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Раиса Васильевна, в вашем содокладе, в обосновании, почему комитет не поддерживает законопроект, прозвучала такая фраза (ну, может быть, не дословно её повторю, но близко к тексту): это право субъекта - давать налоговые льготы таким компаниям, как нефтегазодобывающие, для стимулирования их деятельности. У меня такой вопрос: действительно ли члены комитета считают, что если бы не было льгот у этих предприятий, то они свои нефтедобывающие установки или, допустим, нефтезаводы перенесли бы в другие субъекты Российской Федерации, на территорию других субъектов? КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, ну, Сергей Михайлович, депутат от Челябинской области, привёл частный пример. Я хочу привести другой пример, по Красноярскому краю. Когда в 98-м году был жесточайший кризис, когда останавливались предприятия, когда люди выходили с пустыми кастрюлями на митинги, потому что нечем было кормить детей, наш завод холодильников "Красмаш" (это оборонное предприятие) закупил японские компрессоры для холодильников "Бирюса" и законодательное собрание вместе с администрацией края и администрацией города - Пимашков Пётр Иванович был тогда мэром этого города - предоставили ему льготы. Что это дало нам в итоге? Мы предоставили льготы и получили вместо 500 дополнительных рабочих мест 2 тысячи 500 рабочих мест, а сумма налогов, поступивших от этого предприятия, увеличилась в 2 раза. Так что это больше вопрос, наверное, к законодательному органу Челябинской области, к администрации Челябинской области: чем они руководствовались, когда давали этому налогоплательщику такие преференции, - может, он построил детский сад, больницу или какое-то образовательное учреждение, например школу? Я не могу ответить вам за Законодательное Собрание Челябинской области, но могу ещё раз повторить, что Президент Российской Федерации, которого уважаем мы с вами и весь мир, чётко сказал о необходимости обеспечить неизменность действующих условий налогообложения на протяжении ближайших четырёх лет. Поверьте, в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации сидят такие же ответственные люди, как и мы с вами! Ну и по поводу того, сколько мы дали льгот. Я хочу привести вам данные по 2013 году: у нас в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации поступило налогов на сумму 1 триллион 898 миллиардов 607 миллионов 283 тысячи рублей, а предоставлено льгот на сумму 53 миллиарда 125 миллионов, поэтому, я думаю, здесь ничего не зашкаливает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к Сергею Михайловичу. Уважаемый Сергей Михайлович, это одна сторона вопроса - то, о чём вы нам сейчас доложили, но есть и другая, не менее важная сторона: в нынешних условиях кризиса крупные налогоплательщики и их филиалы представляют в субъектах Российской Федерации декларации, где, наоборот, налог на прибыль уменьшается в несколько раз, так что у нас доходной базы по налогу на прибыль в субъектах Российской Федерации, по сути дела, совсем не остаётся. Вот скажите, нельзя ли учесть в вашем законе и вот эту, другую сторону? КАТАСОНОВ С. М. Несмотря на то что это, конечно, разные законы - вы затронули закон о консолидированных группах, - могу вам сказать, что все восемь лет нас пугали созданием консолидированных групп и нефтяные компании говорили ровно следующее: если вы не дадите нам эту льготу, 4 процента, мы будем экспортную выручку показывать, например, в Тюмени, - и все наши объяснения, что практически ничего не изменится, не действовали. То есть я хочу сказать, что крупный бизнес всегда найдёт возможность пролоббировать законы таким образом, чтобы выгодно было именно ему. Вот, выслушав здесь сегодня точку зрения комитета, я ещё раз хочу сказать: я не против того, чтобы мы давали преференции по налогу на прибыль, только не дают их предприятиям, где работают инвалиды! Я не против того, чтобы была большая налогооблагаемая база, но давайте мы тогда под это будем составлять программы и под эти программы и под эти индикаторы будем давать льготы, - к сожалению, сегодня ничего этого нет! Из общей практики следует (и это не моя точка зрения - это точка зрения Счётной палаты), что не будет никаких льгот бизнесу в субъектах - это утопия, а вот целенаправленное выделение средств из бюджета под программы развития субъектов - это будущее! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста. МАКСИМОВ В. Ю. Уважаемый Сергей Михайлович, вопрос вам. Вот в каждом регионе экономика имеет свои особенности, но тем не менее я не могу привести в пример такого губернатора или такую региональную власть, которые принимали бы решения себе во вред, - на каком основании вы предлагаете ограничить их экономическую самостоятельность? По-моему, это неправильно, потому что, как подчёркнуто в пояснительной записке, они действительно имеют такое право - почему мы должны отказаться от этого и ограничить их права? Поясните, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Да я не права их хочу ограничить, я хочу, чтобы они в тюрьму не сели, - вот, по сути дела, о чём речь-то! Коррупционная составляющая колоссальная - ведь без учёта наполняемости бюджета, без решения депутатов дают такие льготы! Вы посмотрите, как у нас эти решения принимаются: создаются инвестиционные советы, туда заходят те, у кого есть возможность... Я вам приведу пример: вот у нас был инвестиционный совет в 2006 году, он формировался на паритетных основаниях, 50 процентов - правительство, 50 процентов - депутаты, и в положении было записано, что решение о предоставлении льготы должно быть единогласным, так вот я голосую против, пишу особое мнение - всё равно дают! На следующий год выходим за 5 процентов - меняем закон, опять голосуем и так далее. То есть фактически идёт нарушение законов, за которое, по большому-то счёту, исполнительная власть должна отвечать. Если раньше это проходило, то, я думаю, дальше это проходить не будет, поэтому я и беспокоюсь по поводу того, чтобы снизить коррупционную составляющую в нашем законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Я оказался единственным желающим выступить, и это хорошо. Сергей Михайлович, я к чему, собственно, хочу привлечь ваше внимание? Сбербанк Российской Федерации является крупнейшим налогоплательщиком, имеет свои филиалы на территории всех субъектов Российской Федерации, и вы прекрасно понимаете, как они работают, но по итогам 2014 года Сбербанк снизил налогооблагаемую прибыль за счёт увеличения расходов на создание резервов по якобы проблемным кредитам и под обесценивание ценных бумаг, а в итоге в первом квартале 2015 года Сбербанк России представляет по итогам 2014 года налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций с уменьшенной суммой во всех субъектах Российской Федерации. Повторяю: не просто в отдельном субъекте, а во всех субъектах Российской Федерации. Например, филиалом Сбербанка России представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в республиканский бюджет Чувашской Республики, на уменьшенную сумму - на 384 миллиона рублей, что практически равно всей сумме налога на прибыль от этого налогоплательщика, уплаченной филиалом в 2014 году, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику на его расчётный счёт или зачёту в счёт предстоящих платежей. Таким образом, получается, что сейчас, в 2015 году, субъекты Российской Федерации попадают в тяжелейшее положение: одна корпорация - 400 миллионов, другая - миллиарды, а в конечном итоге мы, уважаемые депутаты, можем оказаться в такой ситуации, что консолидированные бюджеты субъектов практически не будут реализовываться. В связи с этим считаем необходимым - кстати, я и комитет по бюджету тоже об этом прошу - рассмотреть вопрос об инициировании внесения изменений в налоговое законодательство в части установления ограничений на создание резерва по ценным бумагам, внести изменения в налоговое законодательство в части возврата переплат по налогу на прибыль организаций, если сегодня такое имеется, то дать рассрочку на пять-шесть лет, а может быть, даже больше. Я прошу Правительство Российской Федерации, руководство Государственной Думы рассмотреть этот вопрос, потому что сейчас речь о Сбербанке, потом о других банках, потом о различных корпорациях, и мы просто провалим бюджет 2015 года! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Автор, Сергей Михайлович, нет желания выступить? Представитель правительства? Нет. Раиса Васильевна Кармазина от комитета, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что мы федеративное государство и у нас за каждым уровнем власти прописаны права и обязанности. Что касается субъектов Федерации, то и законодательные, и исполнительные органы власти субъектов - это государственные органы, и такое право им предоставлено, если они это считают нужным, они могут это сделать. А в отношении того, о чём говорил Сергей Михайлович, что он хочет оградить исполнительную власть от тюрьмы, я вам хочу сказать следующее: сама исполнительная власть не может это сделать, это делается только путём принятия закона законодательным органом субъекта Российской Федерации. Ну и по поводу выступления коллеги Шурчанова. Я хочу вам сказать, что мы, комитет по бюджету, уже внесли, уже приняли поправки: везде, где создана консолидированная группа, она продолжает действовать, а для тех, кто только хотел создать, мы приостановили действие этой нормы, чтобы сначала проанализировать. Я думаю, что этот закон не является догмой, и вот после того, как мы рассмотрим результаты деятельности консолидированных групп, я думаю, можно будет внести какие-то изменения в налоговое законодательство касательно налога на прибыль предприятий. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3429 по 3445 из 4770
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 39 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0 % Проголосовало против 55 чел.12,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 119 чел. Не голосовало 331 чел.73,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.