Заседание № 243

19.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 648317-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о праве на однократное бесплатное получение среднего профессионального образования и высшего образования по программам бакалавриата или специалитета).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 8784 по 9161 из 9657
59-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Олег     
Николаевич Смолин.                                                              
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня в Москве проходят          
выпускные вечера. Совсем недавно поздравлял ребят из московского интерната      
для незрячих и, грешным делом, подумал: а вдруг Государственная Дума            
проголосует хотя бы за один из трёх наших законопроектов? И вот сегодня         
наконец-то дошла до них очередь!                                                
                                                                                
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех депутатов, чьи дети и внуки стали       
выпускниками!                                                                   
                                                                                
А теперь о сути законопроекта, она предельно проста, уважаемые коллеги. В       
настоящее время закон позволяет гражданину получить высшее образование на       
конкурсной основе за счёт бюджета только в том случае, если образование         
данного уровня гражданин получает впервые. Мы предлагаем несколько иное:        
каждый имеет право получить высшее образование на конкурсной основе за          
бюджетные деньги, даже если до этого он получил его на основе внебюджетной.     
                                                                                
В чём заключаются аргументы в пользу принятия этого закона? Они двоякого        
рода. Во-первых, это аргументы юридические. Я цитирую, уважаемые коллеги,       
часть 3 статьи 43 Конституции (не все, наверное, её помнят дословно): "Каждый   
вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в             
государственном или муниципальном образовательном учреждении и на               
предприятии" - никаких ограничений, кроме того, что образование получается на   
конкурсной основе, здесь нет. А вот часть 3 статьи 55 Конституции Российской    
Федерации гласит о том, в каком случае можно ограничить права,                  
предоставленные Конституцией: "Права и свободы человека и гражданина могут      
быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо   
в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и   
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности        
государства" - как видите, никаких оснований для ограничения права на           
получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в Конституции    
тоже нет.                                                                       
                                                                                
Во-вторых, это аргументы содержательные. Первый аргумент - образование через    
всю жизнь вместо образования на всю жизнь. Вы знаете, когда-то мы исходили из   
того, что образование, в том числе высшее, человек мог и должен был получать    
только один раз, - теперь всё большему числу людей требуется высшее             
образование, особенно в условиях экономического кризиса, некоторые люди         
получают два, а в редких случаях три образования, и это для современной         
экономики совершенно нормально. Второй аргумент, уважаемые коллеги, - это       
новые профессиональные стандарты: они очень активно вводятся, и далеко не       
всегда люди, которые получали образование прежде, соответствуют этим            
профессиональным стандартам. Вот близкая мне тема - профессиональные            
стандарты педагога: с моей точки зрения, они написаны прекрасно моим, можно     
сказать, товарищем по Российской академии образования Евгением                  
Александровичем Ямбургом, но если буквально применить эти стандарты к каждому   
работающему учителю, я боюсь, что очень многие учителя не будут им              
соответствовать; это значит, что нужно как минимум повышать квалификацию, а     
многим - получать второе высшее образование, тем более что в последнее время    
у нас существует такая установка, что отнюдь не только педагоги по              
образованию должны работать в школах, соответственно, не только выпускники      
педагогических университетов.                                                   
                                                                                
И последнее, уважаемые коллеги. При обсуждении вопроса на заседании комитета    
мы услышали критику: якобы наш законопроект ограничивает право на образование   
тех, кто сейчас выпускается из школ, - им не хватит учебных мест. Нам           
кажется, что сама эта критика не выдерживает никакой критики, и вот почему.     
Во-первых, мы прекрасно понимаем, что без нужды тратить время и получать        
второе высшее образование никто не будет; во-вторых, после школы, как           
правило, ребята стремятся получить очное образование, а второе образование      
обычно бывает заочным, следовательно, права молодёжи нарушаться не будут;       
в-третьих, уважаемые коллеги, я регулярно общаюсь с действующими                
преподавателями и профессорами, и вот что они говорят в последнее время: если   
прежде заочники, как правило, очень сильно отличались по качеству образования   
от студентов дневных отделений - была даже такая шутка, что воробей и соловей   
закончили одну и ту же консерваторию, только воробей закончил её заочно, - то   
сейчас ситуация во многом меняется, в частности, образование тех, кто уже       
работает по специальности и получает его заочно, нередко оказывается не         
менее, а часто и более качественным, чем очное образование тех, кто получает    
его впервые.                                                                    
                                                                                
Мы полагаем, что наш закон повысит качество нашего высшего образования и что    
здесь интересы государства и интересы граждан с точки зрения соблюдения прав    
человека совпадают.                                                             
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                С. В. Железняк                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Содоклад Владимира Владимировича Бурматова.                                     
                                                                                
Прошу.                                                                          
                                                                                
БУРМАТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по образованию не может согласиться с теми           
доводами, которые были приведены. Действительно, Конституция Российской         
Федерации устанавливает право получения бесплатного высшего образования на      
конкурсной основе в государственном или муниципальном образовательном           
учреждении и на предприятии, но я хочу отметить, что при этом правом на         
конкурсной основе бесплатно получить высшее образование по программам           
бакалавриата и по программам специалитета наделяются только те граждане,        
которые его в настоящий момент не имеют. Часть 3 статьи 5 Федерального закона   
"Об образовании в Российской Федерации" конкретизирует, закрепляет правовую     
сущность этой нормы Конституции путём установления гарантий Российской          
Федерации на предоставление на конкурсной основе бесплатного высшего            
образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.        
                                                                                
Далее. При поступлении абитуриента, уже имеющего высшее образование,            
независимо от того, на коммерческой или бюджетной основе тот его получал,       
будет нарушаться принцип равных условий приёма для всех поступающих,            
заявленный в статье 55 Федерального закона "Об образовании в Российской         
Федерации", потому что такой абитуриент будет обладать большим арсеналом        
знаний, чем выпускник общеобразовательной школы. К сожалению, те доводы,        
которые Олег Николаевич здесь привёл, на мой взгляд, являются                   
несостоятельными, потому что действительно, как можно сравнивать                
образовательный потенциал и уровень знаний человека, который уже получил одно   
высшее образование, и выпускника 11-го класса, который только-только пришёл     
сдавать экзамены? В то же время в соответствии с частью 1 статьи 55             
Федерального закона "Об образовании..." "приём на обучение в организацию,       
осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных     
условий приёма для всех поступающих, за исключением лиц, которым в              
соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права         
(преимущества) при приёме на обучение".                                         
                                                                                
Авторы законопроекта считают, что он позволит обеспечить равенство              
возможностей граждан в получении профессионального образования, по мнению же    
Комитета Государственной Думы по образованию, принятие закона, наоборот,        
приведёт к нарушению государственных гарантий реализации прав граждан на        
получение высшего образования.                                                  
                                                                                
Возникает и ещё целый ряд вопросов, коллеги: например, что делать с теми, кто   
за бюджетный счёт, за счёт государства хочет получить третье высшее             
образование? А четвёртое или пятое высшее образование тоже за бюджетный счёт?   
Мы знаем, что даже среди наших коллег есть такие, кто столько высших            
образований имеет.                                                              
                                                                                
Ещё один момент, который мне тоже здесь хотелось бы отметить, - это то, что     
всё-таки люди, которые получают второе образование, как правило, делают это     
уже в более зрелом возрасте, имея определённую работу, определённые             
финансовые возможности, делают это сознательно, для того чтобы повысить         
уровень своих компетенций, уровень знаний, они отдают себе отчёт в том, что     
это стоит определённых денег.                                                   
                                                                                
Проект закона прошёл официальную рассылку к первому чтению. Правительство       
Российской Федерации не поддержало данный законопроект. В случае принятия       
закона и при сохранении общего объёма государственного задания на подготовку    
специалистов с высшим образованием за счёт средств бюджетов всех уровней        
будут ущемлены права граждан, впервые поступающих бесплатно, - это очевидно,    
потому что количество мест останется таким же, а конкуренция на эти места       
повысится за счёт тех, кто пожелает бесплатно получить образование во второй,   
в третий раз и так далее, - и будут ущемлены права на равные конкурсные         
условия поступления, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации.   
                                                                                
Комитет Государственной Думы по образованию просит вас, уважаемые коллеги,      
этот проект федерального закона в первом чтении отклонить.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться.                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Владимирович, ваша позиция не выдерживает даже          
элементарной критики! Вы говорите о равных возможностях, но у нас 15            
процентов населения настолько богаты, что могут проплатить и одно, и два, и     
три, и пять высших образований и даже не заметят этих трат, а доход 23          
миллионов россиян ниже прожиточного минимума, и если им потребуется получить    
второе образование, потому что государство не занимается экономикой,            
предприятия, целые сферы закрываются, работать негде и приходится               
переучиваться, то они не смогут - денег у них нет. Вы тем самым отсекаете и     
Ломоносовых, и Менделеевых, и других великих учёных и наносите ущерб            
государству! Не думаете ли вы, что государству-то выгоднее, чтобы все           
талантливые молодые люди при необходимости получили второе образование? Это     
действительно будет выгодно государству, а вот если не получат - тогда          
убыток!                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Спасибо большое, Владимир Николаевич, за вопрос. Нас как раз     
будущие Ломоносовы и Менделеевы, может быть, сейчас и услышат, потому что       
сейчас пора выпускных экзаменов в школах. И вопрос ущемления прав               
действительно встанет, только это будет вопрос ущемления прав как раз           
сегодняшних выпускников, и я надеюсь, что ваша сентенция будет всё-таки         
услышана. Объясню почему: потому что при сохранении того количества бюджетных   
мест, которое есть на сегодняшний день, большой ажиотаж, несомненно, принятие   
этого закона вызвало бы среди тех, кто хочет бесплатно, за государственный      
счёт, получить второе, третье, пятое, десятое высшее образование, но за         
бортом останутся именно наши Ломоносовы, Менделеевы, наши вундеркинды и так     
далее. Поберегите, пожалуйста, наших выпускников и не ущемляйте их              
конституционные права!                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вера Анатольевна Ганзя. Прошу.                                                  
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
У меня вопрос к Олегу Николаевичу.                                              
                                                                                
Скажите, пожалуйста, Олег Николаевич, есть ли у вас данные, сколько студентов   
бесплатно обучалось раньше, в советское время, и сколько сейчас? Это            
во-первых.                                                                      
                                                                                
И во-вторых. Конституция действительно гарантирует право на образование. Как    
конкретно принятие вашего закона скажется на реализации этого права?            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите депутату Смолину микрофон.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Вера Анатольевна, спасибо за вопрос, вы попали в самую   
точку. Мне немножко забавно слушать, как коллеги, которые голосовали за         
федеральный закон номер 273, заботятся о бюджетных местах для наших             
студентов, - коллеги, ну что-нибудь одно!                                       
                                                                                
Федеральный закон номер 273 предполагает другую формулу финансирования          
количества студентов за счёт федерального бюджета. Если в советский период за   
счёт федерального бюджета обучалось 220 студентов на 10 тысяч населения, а      
сейчас обучается около 170 студентов, чуть меньше уже, то в ходе реализации     
закона их число сократится на треть, примерно до 125 студентов на 10 тысяч      
населения. Коллеги, если вы так заботитесь о бюджетных местах для нынешних      
выпускников, вам следует проголосовать за наш законопроект, который             
предполагает возвращение прежней нормы - 220 студентов на 10 тысяч населения.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Прошу записаться.                             
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин, прошу.                                            
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вопрос-то очень серьёзный! У меня есть        
хороший знакомый - Борис Владимирович Горбунов, в своё время он закончил        
Рязанский радиотехнический институт, оборонный вуз, работал со мной на          
оборонном заводе, был обычным инженером, а потом - это было ещё в советское     
время - поступил в педагогический институт, получил второе высшее               
образование, стал доктором исторических наук, профессором, академиком. Он       
принёс государству огромную пользу, внёс огромный вклад в развитие нашей        
страны, в том числе в образование и воспитание молодёжи. А если бы, как         
сейчас, нужно было платить за второе образование, и платить огромные деньги,    
он так и остался бы рядовым инженером, а государство очень и очень много        
потеряло бы!                                                                    
                                                                                
Речь идёт, поверьте, не просто о втором бесплатном образовании, а о прямой, в   
том числе и экономической, выгоде для государства. И не надо утрировать, что,   
мол, будут получать второе, третье, пятое, десятое... так можно и до сотого     
договориться - я думаю, вы, Владимир Владимирович, сможете до ста досчитать,    
но здесь речь идёт просто о втором образовании! А сегодня, я снова              
подчёркиваю, 23 миллиона человек, по статистике, у нас нищие, и я допускаю,     
что среди них много талантливых людей, которые с первого раза, может быть,      
действительно ошиблись с выбором, если учесть влияние нашего телевидения и      
пропаганду наживы, а не нормальной работы. Это первое.                          
                                                                                
И вторая причина. Я вновь подчёркиваю, что, пока человек учился... Мы же        
ломаем экономику на корню, уже целые сферы исчезли, и вот он выучился, а        
работать-то ему идти некуда - так он что, должен идти грабить людей, что ли?!   
Он вынужден идти получать второе образование, а мы говорим: нет, ты,            
во-первых, безработный, у тебя денег нет, а во-вторых, ты уже получил           
образование, вот грабить ты можешь, а переучиться не имеешь права! Простите,    
мы государственные мужи или так-сяк?! Получается, по-моему, что так-сяк! Вот    
я уверен, таких ребят будет не много, это наиболее талантливые будут или те,    
кто вынужден переучиваться из-за нашей работы здесь, - мы же уничтожаем         
экономику, и разрешить бесплатно получить второе высшее образование в случае    
необходимости - это действительно государственный подход! Наверняка среди       
желающих будут и ваши, коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", избиратели, так дайте им     
возможность выжить, дайте им возможность найти своё место и получить нужное     
образование - они же из-за нас страдают!                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бурматов Владимир Владимирович.                                                 
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо вам за ваше               
эмоциональное выступление.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит этот законопроект,      
потому что мы думаем именно о тех избирателях и о тех наших гражданах, кто      
как раз нуждается в бюджетных местах, не может оплачивать своё обучение, а      
именно о тех, кто заканчивает сейчас 11-й класс и хочет поступить в вуз на      
бюджетное место. И мы не будем создавать ненужного ажиотажа, хотя Владимир      
Николаевич и упомянул, что речь идёт о получении второго высшего образования,   
только если это необходимо. Да не если необходимо, а если посчитают нужным      
для себя! И неважно при этом, сколько у человека денег! Это, конечно же,        
вызовет дефицит бюджетных мест при их количестве сегодня.                       
                                                                                
Если вы, Владимир Николаевич, за интересы, скажем так, простого избирателя,     
то я вам советую тоже проголосовать против, потому что этот закон,              
безусловно, ущемляет интересы простых, как вы выражаетесь, граждан!             
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич, будете выступать с заключительным        
словом?                                                                         
                                                                                
Включите микрофон депутату Смолину.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я хочу начать с того, что каждый из нас         
ориентируется на собственный жизненный опыт. Вот когда я учился в специальной   
школе, наши учителя, которые не имели специального образования,                 
коррекционного или дефектологического, для работы с такими детьми,              
практически все учились заочно - получали второе высшее образование по          
сокращённой программе в Герценовском университете. Может быть, потому, что      
учителя были очень подготовленными, четверо незрячих ребят из моего класса      
получили (я, прошу прощения, похвалюсь) высшее образование и ещё трое -         
среднее профессиональное, все так или иначе сделали профессиональную карьеру.   
                                                                                
Что же касается аргументов моих уважаемых оппонентов, то они у меня вызывают    
грустную улыбку. Коллеги, ещё раз повторю самый главный аргумент: сокращая      
бюджетные места, заботиться о том, чтобы они не сокращались, - это, как         
говорят, оксюморон.                                                             
                                                                                
Что касается других аргументов, я тоже против них хочу высказаться. Всё как     
раз наоборот: принцип равенства возможностей мы не нарушаем, а обеспечиваем -   
у каждого есть возможность получить на конкурсной основе высшее образование     
один раз, не впервые, а один раз, то есть мы создаём всем равные, а не          
неравные условия.                                                               
                                                                                
Ну и наконец, когда нам говорят, что нельзя сравнивать того, кто получил        
высшее образование, с тем, кто получил среднее образование, коллеги, этот       
аргумент основан на заблуждении: согласно результатам психологических           
исследований, наиболее высокий коэффициент интеллектуальности, как это ни       
печально признавать, бывает у молодого человека в возрасте около 20 лет,        
поэтому школьник имеет преимущество при поступлении, тем более при сдаче        
единого государственного экзамена. Кроме того, тот, кто хочет получить второе   
высшее образование, почти наверняка будет получать его в другой области, а      
школьную программу он уже существенно подзабыл, поэтому ему придётся            
восстанавливать знания, так что этот законопроект направлен на обеспечение      
равных образовательных возможностей.                                            
                                                                                
Да, в 92-м году, когда принимали первую редакцию закона об образовании,         
учитывали жутчайший экономический кризис, это были лихие 90-е, но рано или      
поздно, мы думаем, нужно приводить законодательство в соответствие с            
Конституцией, которая не предусматривает ограничений по поводу того, впервые    
или не впервые человек получает высшее образование.                             
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              174 чел.38,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    174 чел.                                          
Не голосовало                 276 чел.61,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
По ведению - Николай Иванович Булаев.                                           
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Просто для чистоты отношений. Что касается сокращения числа бюджетных мест,     
эта информация не совсем справедлива: в 2007 году у нас выпускников школ было   
1 миллион 300 тысяч, сегодня выпускников школ 700 тысяч, а количество           
бюджетных мест практически не изменилось - это значит, что сегодня              
возможностей поступить в два раза больше, чем было раньше.                      
                                                                                
Что касается количества бюджетников по сравнению с Советским Союзом, на конец   
90-го - начало 91-го, то сегодня у нас количество бюджетников больше, чем       
было тогда. Что касается желания Олега Николаевича по этому поводу поспорить    
- давайте поспорим, но, может быть, дадим возможность нашим коллегам вовремя    
уйти из зала? (Шум в зале.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, и всё-таки согласитесь, что это не по   
ведению.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9169 по 9177 из 9657
По ведению - Олег Николаевич Смолин. Не повторяйте ошибок, Олег Николаевич.     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Не буду повторять, только хочу заметить, что мы как раз видим      
два разных подхода - "образование на всю жизнь" или "образование через всю      
жизнь". Сейчас "образование через всю жизнь" - это категорический императив,    
поэтому исходить только из количества выпускников не совсем правильно.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                

Заседание № 242

17.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 648317-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о праве на однократное бесплатное получение среднего профессионального образования и высшего образования по программам бакалавриата или специалитета).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6671 по 6682 из 6879
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Поскольку              
законопроекты под пунктами 27, 28 и 29 повестки дня переносятся уже несколько   
месяцев, и у меня большая просьба к Совету, к Аппарату Государственной Думы     
включить их в повестку дня на пятницу и поставить их первыми среди              
законопроектов в первом чтении, сразу после правительственных или               
президентских, если таковые будут.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич, ну давайте мы, наверное, всё-таки так    
поступим: мы услышали вашу просьбу, Совет Думы максимально будет учитывать      
сложившуюся ситуацию и максимально близко к началу повестки дня будет           
ставить, но, естественно, как всегда, по возможности.