Заседание № 253
О проекте федерального закона № 647832-6 "О внесении изменения в статью 246 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня организаций, не признаваемых налогоплательщиками налога на прибыль организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 246 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Владимир Павлович Таскаев. ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! История данного законопроекта достаточно длинная. Фракция ЛДПР готовила его к 2014 году, и целью его было всё-таки улучшить благосостояние наших граждан и, соответственно, принять радикальные меры, чтобы деньги оставались в стране, а не вывозились нашими туристами в страны, где с туризмом всё благополучно: в Египет, Турцию и так далее - перечень стран достаточно большой. У нас в Российской Федерации есть очень красивые места, члены нашей фракции ЛДПР и, думаю, все здесь присутствующие патриоты своей страны, и мы хотим, чтобы наши граждане, вне зависимости от санкций европейских, американских, отдыхали всё-таки в России, на наших курортах, их очень много, они очень интересные, но, к сожалению, недостаточно освоены. В связи с этим мы предлагаем внести изменение в статью 246 Налогового кодекса, дополнив перечень организаций, которые не признаются налогоплательщиками налога на прибыль, организациями, которые оплачивают отдых и проезд к месту отдыха своих работников на территории Российской Федерации. Тем самым мы позволим, например, транспортным компаниям, а также нашим гражданам эффективно тратить свои средства на территории Российской Федерации. Доводы правительства и Комитета по бюджету и налогам о том, что в законодательстве уже предусмотрены меры, позволяющие при расчёте налога на прибыль учитывать расходы на оплату отдыха и проезда к месту отдыха своих работников на территории России, нельзя принять, поскольку в действительности работодатель в случае оплаты отдыха и проезда работников будет обязан дополнительно уплатить взносы в соцстрах в размере 40 процентов и подоходный налог 13 процентов от проплаченной суммы. Естественно, за прошедшее с 2014 года время саму суть законопроекта подхватили наши коллеги из Совета Федерации: Рязанский и Чернышёв внесли примерно такой же законопроект - они предложили внести в статьи 255 и 270 Налогового кодекса изменения, которые позволят учесть расходы на отдых, но в размере не более 50 тысяч. Я считаю, что это неэффективно. Предлагаю всем подумать, принять предложенный законопроект в первом чтении и, возможно, во втором чтении его доработать. Это принесёт огромный эффект, деньги должны оставаться в нашей стране, а не вывозиться в другие страны и развивать экономику других стран. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает Раиса Васильевна Кармазина. Пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается не признавать организации, оплачивающие отдых и проезд к месту отдыха своих работников на территории Российской Федерации, налогоплательщиками налога на прибыль организаций в части прибыли, направленной на указанные предоставляемые ими услуги. Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком, а прибылью российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные ими доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов вне зависимости от целей её дальнейшего использования, то есть объектом налогообложения является прибыль, а не предоставляемые услуги. Значит, организации не могут не являться налогоплательщиками налога на прибыль в части произведённых расходов. В то же время статья 255 Налогового кодекса позволяет учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно, включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это производится в соответствии с принятым в 93-м году Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовым кодексом Российской Федерации, это 325-я статья. Эта норма действовала после принятия в 2004 году 122-го закона только для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней: федерального, субъектового, муниципального. В прошлом году мы с вами приняли закон, и Владимир Владимирович Путин подписал его, это закон № 50-ФЗ, где указано, что организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вне зависимости от форм собственности обязаны компенсировать расходы на проезд к месту отпуска и обратно тем, кто у них работает. Таким образом, эта норма позволяет теперь вне зависимости от формы собственности организации реализовать это право. Но, к сожалению, несмотря на эту обязательную по закону норму, есть вопросы, потому что для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, это оказалось непосильной ношей, особенно для малого и среднего бизнеса. По этому поводу они направляли письма в правительство, и Минтруд подготовил письмо от 16 октября 2014 года, где просчитана сумма затрат, тем не менее из федерального бюджета это невозможно возместить. Работодатели могут это осуществлять за счёт прибыли, остающейся в их распоряжении, для того чтобы закрепить кадры, поддержать своих специалистов, а вот распространить эту норму на всех и относить это в затраты, особенно в сегодняшней ситуации, невозможно, уважаемые коллеги. Я понимаю благие намерения авторов этого законопроекта, и, наверное, это правда, что для развития туризма было бы хорошо, чтобы трудящимся было какое-то вспоможение на транспортные расходы, это облегчило бы их участь, но, к сожалению, сейчас это сделать невозможно. И в связи с этим комитет рекомендует отклонить законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к Раисе Васильевне. В средствах массовой информации на федеральном уровне очень много говорится о поддержке внутреннего и въездного туризма - об этом говорят и президент, и председатель правительства. По оценке специалистов, выездной туризм сократился на 40 процентов, внутренний и въездной увеличился на 30 процентов. Несомненно, необходимо поддерживать организации, оказывающие услуги в области оздоровления, туризма и так далее. А если вы считаете данную норму неэффективной или нецелесообразной, назовите, пожалуйста, конкретные меры, направленные на поддержку внутреннего и въездного туризма, конкретные суммы, выделенные на это. Не буду называть фамилию руководителя банка, который мне сказал: ну, это вам по телевизору политики рассказывают о том, что нужно внутренний и въездной туризм поддерживать, а в наших банках такого, так сказать, нового продукта не появилось и вряд ли появится. Скажите, какие конкретные альтернативные меры вы предполагаете принять на федеральном уровне для поддержки внутреннего и въездного туризма? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Кармазиной. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый Александр Николаевич, ответ на вопрос, который вы задаёте, - сколько было предоставлено средств, значительная или незначительная оказывается поддержка, - я думаю, нужно было в пояснительной записке авторам написать. Что касается вашего предложения, я ещё раз повторю: такое право есть у наших работодателей, они могут проплачивать дорогу за счёт прибыли, остающейся в распоряжении. Инициатива, с которой вы вышли, наверное, имеет право на существование, но тем не менее это не те конституционные обязательства, на которых мы сейчас должны заострять внимание. Мы с вами только что приняли поправки в Бюджетный кодекс, и вы прекрасно знаете, что у нас будет годичный бюджет, только на 2016 год, потому что очень сложная экономическая ситуация. Возьмите отчёт по прибыли за девять месяцев - сколько получено нашими работодателями прибыли, - я думаю, что сумма эта немаленькая, то есть они могли бы это делать, для того чтобы люди закреплялись у них на предприятии. Это один из видов поддержки работника - не напрямую, через заработную плату, поддержка, а посредством оплаты дороги, если человек получил путёвку, может быть не полностью, хотя бы 50, 10 процентов. Отдельные работодатели это и сейчас делают, просто, думаю, у вас нет такой информации, да и у меня нет: это прибыль, остающаяся в распоряжении, и мы, наверное, вообще не вправе запрашивать работодателя, спрашивать, кто такую поддержку оказывает и кто не оказывает. Ещё раз хочу сказать, намерения благие, хорошие, это действительно способствовало бы развитию туристического бизнеса, развивалась бы, что немаловажно, сеть баз отдыха, во всех уголках страны есть такие туристические базы: и в Сибири, и на юге, и на севере, и на востоке, везде есть такой бизнес, то есть развивался бы туризм внутри страны. Я понимаю вашу обеспокоенность, но сегодня социально-экономическая ситуация не позволяет нам увеличить расходную часть на предприятиях, они должны сами принять это решение, если нуждаются в квалифицированных кадрах и считают необходимым поддерживать своих наёмных работников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Павлович, вот не кажется ли вам, что этим законом мы делим людей на две группы: на тех, кто работает на прибыльных предприятиях, и на тех, кто работает на предприятиях неприбыльных? Посмотрите итоги за восемь месяцев: у нас вся материальная сфера провалилась - станкостроение, приборостроение, машиностроение, сельхозмашиностроение и так далее. А кто в прибыли? Нефтегазовая отрасль, банки, торговля. Вот не приведёт ли принятие этого закона к тому, что им воспользуются именно нефтегазовые предприятия, те, кто добывает сырьё и лес и вывозит это за границу, банки и торговля, а вот те, кто создаёт материальную основу нашего государства, они, к сожалению, не смогут этим законом воспользоваться? Вот такой перекос будет в сторону сырьевых и банковских организаций. ТАСКАЕВ В. П. Уважаемые коллеги, Владимир Николаевич, Раиса Васильевна, к сожалению, вы так и не поняли смысл, суть данного предложения, данного законопроекта. Мы предлагаем, если коротко, освободить от налога на прибыль на сумму предоставленной услуги. Мы не разделяем предприятия на предприятия газовой промышленности, финансовые корпорации и на простые частные ипэшки и другие предприятия, мы говорим о том, что нужно освободить от налога именно на ту сумму, которую руководитель предприятия потратил на предоставление услуги. Да, какое-то время в бюджет не поступят... поступит меньшая сумма налога на прибыль, но это окупится развитием внутреннего туризма, строительством тех объектов, которые мы так и не можем достроить, тех туристических баз, курортов, наконец-то мы, может быть, в Сочи достроим дороги, которые нужно было построить к Олимпиаде, в Крыму мост построим. Как-то все узко думают и, может быть, не до конца догоняют, так сказать, предложение ЛДПР. Уважаемые коллеги, суть данного законопроекта, повторяю, именно в освобождении от налога на прибыль на сумму предоставленной услуги, это коротко, прошу понять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Уважаемый Владимир Павлович, мне всё-таки непонятно из вашего проекта закона, что вы собираетесь делать со статьёй 255 Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует отнесение этих расходов к расходам на заработную плату? Вот вы как бы предлагаете дополнить одну статью Налогового кодекса, а что вы будете делать с другой статьёй? Поясните, пожалуйста. ТАСКАЕВ В. П. Мы с вами ко второму чтению и должны как раз это проработать, может быть, рассмотреть возможность изменения в том числе данной статьи. Кстати, коллеги из Совета Федерации как раз этим вопросом и занялись: они рассмотрели 255-ю статью и 270-ю и предложили просто компенсировать фиксированную сумму, не более 50 тысяч. Полагаю, что если мы действительно думаем о народе, думаем о своей стране, хотим, чтобы деньги не вывозили из России - хватит! - то изменим эти статьи в лучшую сторону, и тогда данный закон, данное предложение принесёт нам доход - будет способствовать развитию внутреннего туризма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, конечно, любой шаг к улучшению жизни людей надо приветствовать, потому что за границей мы держим триллионы рублей без пользы для экономики, без пользы для людей, но концептуально здесь есть некоторые сомнения. Я вот напомню позицию нашей фракции. Уже два раза отклоняли законопроекты, и сейчас снова готовится законопроект о торговле, в котором говорится вот о чём. У нас все, кто вокруг сельского хозяйства: перевозчики, переработчики, элеваторы, торговля, рестораны, - все они прибыльные и смогут частично оплатить отдых своим сотрудникам, а вот сам сельхозпроизводитель, крестьянин, он хронически убыточный, и убытки эти не уменьшаются. Он бы и рад оплатить отдых доярке, механизатору, агроному, зоотехнику, ветеринару, скажем, а ему не из чего платить! И получается, что как раз те, кто нас кормит, те, кто нам создаёт базу, они опять окажутся не у дел. В нашем законопроекте предлагалось взять за основу в первую очередь затраты, доходность, уровень жизни того, кто производит первично эти блага, то есть крестьянина, и поднять его долю в совокупности затрат на производство продукции и её реализацию в магазине с нынешних 10 процентов до 50 процентов, а доходность и прибыльность всех остальных привязать к доходности сельхозтоваропроизводителя. Вот такой закон, мне кажется, действительно поставил бы в равные условия всех, сегодня же, к сожалению, таких условий нет. Вообще, на мой взгляд, надо не выборочно давать льготы одним или другим (а у остальных ничего не будет), а просто добиваться, чтобы зарплата была нормальная у людей, хотя бы как на Западе, где она в 6-8 раз больше нашей и люди могут по всему миру ездить, не дожидаясь каких-то льгот от своего хозяина-предпринимателя. Вот когда зарплата будет обеспечивать достойный уровень жизни, тогда и люди будут лучше работать, и тогда все будут в равной мере отдыхать независимо от того, где работают - в банке, в нефтяной отрасли, в школе или на машиностроительном заводе. Мне кажется, вот такой путь более правильный, хотя и этот шаг тоже стоит поддержки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства желают выступить? Автор? Пожалуйста, включите микрофон депутату Таскаеву. ТАСКАЕВ В. П. Уважаемые коллеги, импортозамещение нам необходимо в стране, и, естественно, мы над этим работаем, соответствующие предложения, я думаю, все политические партии и все вменяемые люди и предприятия уже внесли в правительство. Наше предложение касается как раз импортозамещения в туриндустрии, поэтому просим поддержать предложение нашей фракции, этот законопроект. Во втором чтении, я думаю, мы вместе с вами, со всеми фракциями, несмотря ни на какие политические пристрастия, его доработаем и сделаем прекрасным законом, который многое изменит, даст возможность уменьшить количество посредников между отдыхающим и предоставляющим услуги, сократит объёмы вывоза финансовых средств на курорты враждебных нам стран, если уж на то пошло, а самое главное - даст возможность даже на региональном, районном уровне отдыхать, в выходные отдыхать, в праздники, которые у нас есть в течение года, рядом, на турбазе, свободно, спокойно, не заглядывая никому в карман. Это привлечёт людей именно на те предприятия, которые разумно используют эту возможность, даст стимул развитию всего малого бизнеса, без которого нашей стране не обойтись. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Комитет, пожалуйста. Кармазиной включите микрофон. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, комитет не поддерживает данную инициативу - я уже говорила об этом - в силу того, что складывается очень сложная социально-экономическая ситуация в стране. Кроме того, при определении полномочий мы за каждым уровнем бюджета закрепили налоги, и хочу напомнить, что налог на прибыль в размере 18 процентов у нас идёт в бюджеты субъектов Российской Федерации. Мы знаем, в какой критической ситуации они находятся - свыше 3 триллионов у нас закредитованность субъектов, - и мы не можем поддержать данную законодательную инициативу, так как львиная доля выпадающих доходов будет приходиться именно на бюджеты субъектов Российской Федерации, а мы с вами в первую очередь обязаны - это наша с вами задача, как государственных лиц, - выполнить те конституционные обязательства перед нашими гражданами, оказать те бюджетные услуги, которые закреплены Конституцией. Комитет не поддерживает законопроект, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает не принимать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 246 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 42 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 108 чел. Не голосовало 342 чел.76,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 229
О проекте федерального закона № 647832-6 "О внесении изменения в статью 246 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня организаций, не признаваемых налогоплательщиками налога на прибыль организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Сергей Евгеньевич, просьба 31-й вопрос перенести на конец апреля в связи с отсутствием докладчика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Предложено 31-й вопрос перенести - возражений нет ни у кого.