Заседание № 228
24.07.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 647526-8 "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5592 по 5817 из 7356
33-й вопрос, проект федерального закона "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад и содоклад сделает Виталий Борисович Ефимов. ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации..." разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в отношении введения требований для допуска перевозчиков на рынок внутренних грузовых автомобильных перевозок в целях повышения безопасности дорожного движения. В органах МВД России в настоящее время зарегистрировано около 7 миллионов грузовых автомобилей, принадлежащих порядка 300 тысячам собственников, которые обеспечивают 73,6 процента всего объёма перевозок грузов в России. До 2005 года, как и во всех рыночных странах, перевозки грузов лицензировались, поскольку это особо опасный сектор экономической деятельности. С 2005 года был введён уведомительный порядок о начале деятельности по перевозке грузов. В настоящее время по уведомительному порядку из 300 тысяч владельцев автомобильного транспорта зарегистрировано всего 46 тысяч. В результате за деятельностью 80 процентов перевозчиков контроль никакими органами не осуществляется. Отсутствует контроль за исполнением ими в соответствии с законом "О безопасности дорожного движения" процедур по подготовке экипажа и транспорта к безаварийной работе. В 2023 году произошло 9893 дорожных происшествия именно из-за нарушений Правил дорожного движения водителями грузовых автомобилей, погибли 1588 человек. Коллеги, это в 9 раз больше числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях по вине водителей пассажирского транспорта. Должен констатировать, что перевозки пассажирскими автобусами лицензируются, и именно лицензирование даёт эффект. В соответствии с требованиями лицензии ежедневно осуществляется контроль за прохождением водителями медицинских осмотров, контроля за техническим состоянием автобусов. Коллеги, по экспертным оценкам, около половины перевозок грузов осуществляется по серым схемам, без оплаты налогов и в большинстве случаев без затрат на выполнение требований закона по обеспечению безопасности дорожного движения. В этой связи для законопослушных собственников созданы неконкурентные условия, поскольку они оплачивают налоги, несут издержки по соблюдению процедур по обеспечению безопасности дорожного движения, а их коллеги таких издержек не несут. Законодательные нормы данного закона обеспечивают более надёжную защиту жизни и здоровья граждан, поскольку обязывают собственников грузовых автомобилей выполнять все процедуры обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законами. Обеспечивается более надёжная система по гарантиям оплаты налогов. Уравниваются конкурентные условия для всех участников рынка транспортных услуг. Прозрачность рынка транспортных услуг автоперевозчиков обеспечивается комплексом законодательных мер по созданию и функционированию единой общетранспортной цифровой платформы и реестра перевозчиков, в который включаются сведения о грузоперевозчиках, соблюдающих устанавливаемые законопроектом требования, а также о принадлежащих им транспортных средствах. Единый реестр перевозчиков обеспечивает грузовладельцам возможность исключить заключение договора с грузоперевозчиками, которым не выдано уведомление о начале предпринимательской деятельности, даёт полную информацию для контрольно-надзорных органов о грузоперевозчиках, оказывающих коммерческие услуги. Ведение реестра перевозчиков осуществляется в электронной форме. Перевозчики предоставляют уведомление с использованием личного кабинета в сети "Интернет". Включение сведений в реестр осуществляется оперативно в течение двух суток. Нормами закона ограничен перечень случаев, дающих право исключения перевозчиков из реестра, поскольку это прекращает их права на осуществление деятельности по перевозке грузов. Законопроектом предусмотрен допуск к перевозкам грузов самозанятых граждан транспортными средствами, имеющими максимальную массу от 2,5 до 3,5 тонн. Действие законопроекта не распространяется на собственные нужды грузовладельца. Законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации, Счётной палатой с некоторыми замечаниями, которые не носят концептуального характера и будут проработаны ко второму чтению. Поддерживает профильный комитет Совета Федерации. Поддержан 57 субъектами Российской Федерации. Отрицательных отзывов не имеем. Учитывая актуальность законопроекта, Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Прошу, уважаемые коллеги, поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Виталий Борисович, мы в ЛДПР всегда определяли приоритетным вопрос безопасности, особенно когда речь идёт про дорожное движение, но вот эти дополнительные меры регулирования не приведут ли к осложнению и так крайне сложной ситуации на рынке труда? Сегодня профессия водителя большегрузного транспорта, особенно мусоровозов, где зарплата зависит от тарифов, становится дефицитной. И как решать проблему нехватки кадров, притом что у нас есть отрасли, куда перетекают те же водители большегрузного транспорта, понимая, что они там будут больше зарабатывать, меньше нести рисков и более гибко формировать свой рабочий график, например, работать теми же курьерами? Вот нет ли риска зарегулирования, которое негативно повлияет на и так непростую ситуацию на рынке труда, связанную с нехваткой в нужном количестве водителей-профессионалов? ЕФИМОВ В. Б. Я бы сразу ответил "нет". Но это не относится к водителям, это относится к их работодателям, грузовладельцам. Это во-первых. Во-вторых, вы, может быть, прослушали, но это уведомление подаётся в электронном виде через государственную систему государственных и муниципальных услуг, автоматически переходит в систему, которая создана Министерством транспорта, и в течение двух суток регистрируется. Но давайте с вами поговорим. Я вас слышу постоянно, вот вы действительно всегда отстаиваете то, чтобы поменьше граждан страдало, допустим, из-за транспорта. Вы вслушайтесь: 1588 человек погибло - это в 9 раз больше, чем на всём пассажирском транспорте, а там за горбом иногда едет до сотни пассажиров. Здесь надо сравнить: или он в течение нескольких минут отправит эту информацию, или мы будем говорить о том, что мы защищаем граждан, с одной стороны, а с другой стороны, мы их... Вот во всех странах, во всех странах рыночных - лицензирование, потому что это особо опасный вид транспорта. Поэтому я считаю, что создана самая минимальная такая вот форма, которая не несёт никаких издержек, ни материальных, ни других. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И. Уважаемый Виталий Борисович, на самом деле это проблема давно назревшая и перезревшая, судя даже по вашей пояснительной записке. Там написано, что 73 процента всех грузов перевозится у нас автомобильным транспортом, - это при наличии транспорта морского, речного, авиационного, железнодорожного и так далее. Не кажется ли вам это избыточным? Здесь нужны на самом деле экономические методы, условно говоря. Тариф сегодня на железной дороге такой, что выгоднее перевозить автомобильным транспортом. И 7 миллионов фур у нас по дорогам в стране ездит - во-первых, не проедешь никуда, а во-вторых, нужно содержать... приводят в негодность транспортную сеть. Может быть, стоит нам подумать о том, чтобы именно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виталий Борисович. ЕФИМОВ В. Б. Ну, я с вами, с одной стороны, соглашусь. Сейчас 80 процентов транспорта вообще не контролируем: кто за рулём сидит, кто перевозит, что перевозит, каким подчиняется законам - российским, европейским? Потому что закона нет. Это первое. Второе. Более 73 процентов - это ещё не цифра, за рубежом - за 80 процентов. Но при чём здесь автомобилисты? Груз им отдают грузовладельцы. Так давайте примем закон в отношении грузовладельцев, чтобы они не на автомобили грузили, а отдавали на железнодорожный транспорт. Они что-то туда не хотят грузить - видимо, так им выгоднее. Так что к автомобильному транспорту, к этому законопроекту это не имеет никакого отношения. Давайте напишем закон, если мы сумеем ограничить грузовладельцев, чтобы они не ходили на другие виды транспорта, то есть на автомобильный транспорт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Виталий Борисович, вот ваш законопроект защищает права тех граждан, которые перевозят какие-то грузы для собственных нужд, вы об этом пишете там. А как избежать тогда другой стороны - недобросовестных перевозчиков, которые под маркой того, что это для личных нужд, условно говоря, по договорённости будут декларировать как частные те грузы, которыми занимается перевозчик? И ещё вы упоминаете национальную цифровую транспортно-логистическую платформу Российской Федерации "ГосЛог". Вот, честно говоря, сидящие в зале, наверное, впервые об этом слышат, и Правовое управление Аппарата Госдумы пишет вам, что непонятно, что под этой платформой понимается. Объясните нам, пожалуйста. Вот Ярослав Евгеньевич задал вопрос о том, что это может ущемить права на рынке труда. Вы ответили на него с обратной стороны. А не ущемит ли это интересы потребителя? Потому что без включения в реестр всё, уже перевозчики не смогут заниматься своим делом, и число перевозчиков... (Микрофон отключён.) ЕФИМОВ В. Б. Ну, уважаемая коллега, что значит - будут заниматься? Они и сейчас занимаются. Я вам говорю: кто сидит за рулём, что везут, почему убивают?.. Я ещё не сказал, сколько искалечено, а это, извините, не 1588. Это первое. Второй вопрос, связанный с логистической системой. Ну, создана логистическая система Министерством транспорта, оно её владелец, определяет все нормы, связанные с её функционированием. Поэтому написали... Другое дело, вы, может быть, не так немножечко прочли. Мы не систематизировали, точнее, министерство не систематизировало, не синхронизировало пока систему гражданскую, которая у нас есть, с этой, чтобы не было при переходе каких-то искажений. Вот о чём говорит нам правительство, и в то же время поддержали их и... А вот третий вопрос я, честно говоря... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЕФИМОВ В. Б. А, частные. Вы поймите правильно, частные... Конечно, трудно, может быть, в законе понять, но по частным, то есть для личных целей, да? Или для собственных нужд? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЕФИМОВ В. Б. Личные сейчас вообще убрали. Для собственных нужд у нас работает, ну, мы, так сказать, экспертно думаем, около трети парка - на предприятиях, на заводах, в огромных торговых центрах, у них свои машины. Законопроектом вводится, что, первое, в накладной должен быть собственник, это в соответствии с законом № 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте", а второе - собственником машины и собственником груза должно быть одно и то же лицо. И если оно везёт груз за кэш, то, извините, подпадает под действие закона, а если нет - ну, пожалуйста, везите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 54 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.