Заседание № 221
17.03.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 647279-6 "О внесении изменений в статьи 5.2 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за незаконный вынос избирательного бюллетеня из помещения для голосования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5145 по 5201 из 6899
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.2 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Учитывая, что в 17.00 "час голосования", скажу очень просто: "хоровод", "карусель", "змейка", "ручеёк", "черепаха" (не знаю почему) - всё это названия одного и того же способа фальсификации результатов выборов. Заключается он в том, что приходит человек, как правило с низким уровнем доходов, с социального дна, ему дают заполненный бюллетень, где уже стоит галочка за нужного кандидата, находят мотивацию, какой-то интерес, финансовый или в другом агрегатном состоянии, в жидком, и человек берёт избирательный бюллетень, прячет его, получает чистый бюллетень, заходит в кабинку для голосования, вынимает заполненный и опускает в урну, выходит и отчитывается пустым бюллетенем. К огромному сожалению, такая практика на избирательных участках у нас возникает довольно часто, и данный законопроект направлен на то, чтобы запретить избирателям выносить избирательный бюллетень из помещения избирательного участка; предлагается граждан, физических лиц наказывать штрафом от 2 до 5 тысяч рублей, юридических лиц - от 10 до 20 тысяч рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы рассмотрели указанный законопроект, по большому счёту, претензий к нему немного, но они все существенные. Во-первых, у нас действующим законодательством никак не запрещён вынос бюллетеня, а наказывать мы всё-таки должны за нарушения. Во-вторых, совершенно очевидно, что в законодательстве нет порядка какого-то осмотра или... я не знаю... обыска каждого избирателя, который выходит из кабинки и уходит с избирательного участка. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что в кабинке, где заполняется бюллетень, не допускаются средства видеофиксации и невозможно понять, забрал избиратель бюллетень или не забрал. В-третьих, в конце концов, это право каждого избирателя - отметившись в списках избирателей, забрать бюллетень и не голосовать, и здесь законность запрета по меньшей мере сомнительна. Коллеги, пользуясь опять же опытом, о котором говорил уважаемый Алексей Николаевич, можно сказать, что граждане выносят бюллетени с участков и передают их незаполненными неким злоумышленникам не безвозмездно, и вот это уже образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 5.16 КоАП. Но, на наш взгляд, без установления запрета, который очень трудно будет исполнить без внесения изменений в 67-й закон "Об основных гарантиях избирательных прав...", введение штрафа за вынос бюллетеня, конечно же, представляется нецелесообразным и невозможным с юридической точки зрения, а такие схемы выноса и продажи пустых бюллетеней подпадают под действие уже существующей статьи 5.16, и, соответственно, у нас пробела в законодательстве нет, поэтому предлагаем данное предложение наших коллег, данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Давайте прервёмся на голосование, а после голосования продолжим обсуждение законопроекта. Объявляю "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5664 по 5936 из 6899
Продолжаем обсуждение 23-го пункта. Кто хотел бы задать вопросы по докладу и содокладу? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, все мы участвовали в выборах депутатов. Вот на одних из последних выборов я задержал такого "карусельщика", который выносил бюллетень, вызвал представителя полиции, составили протокол, а потом начались мытарства - я никак не мог в течение двух месяцев получить протокол: этот рядовой полицейский отправлял к районной полиции, районная - к городской, городская - к областной. И до тех пор пока вот таких "карусельщиков" будут покрывать официально, эти махинации на выборах будут. Не кажется ли вам, что нужно не только принять данный закон, но и дополнить во втором чтении - ввести ответственность за непредоставление протокола при поимке вот такого "карусельщика"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Николаевич, у нас все процедуры, предусмотренные КоАП, чётко и ясно прописаны, поэтому нет необходимости, как вы предлагаете, вносить изменения дополнительно в связи с непредоставлением протокола. Если не предоставили вам протокол, то... Собственно говоря, вам-то зачем этот протокол предоставлять, вы же там не сторона по делу? Но это частности. А что касается поимки "карусельщика", то ловить-то надо тогда, когда он кому-то отдаёт бюллетень или когда ему вознаграждение какое-то дают, или наливают, бывает, или мало ли что ещё, а это уже образует состав правонарушения, статья 5.16, - это то, о чём я говорил, по большому счёту. Ведь сам по себе вынос бюллетеня не запрещён в соответствии с 67-м законом "Об основных гарантиях избирательных прав...", за это не наказывают, вот в чём вопрос! Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. У меня вопрос к Алексею Николаевичу. Уважаемый Алексей Николаевич, всё-таки я хотел бы, чтобы вы прояснили мне механизм исполнения закона, который вы сегодня предлагаете принять. И просил бы уточнить, кто всё-таки те должностные лица, которых следует наказывать штрафами от 10 тысяч рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Механизм чрезвычайно простой: фиксируется правонарушение человеком, то есть непосредственно через наблюдение - что-то увидел, что-то услышал, - сообщается полицейскому, который находится на избирательном участке. В соответствии с проектом закона лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, являются сотрудники органов внутренних дел, сиречь полиция. И должностные лица здесь могут быть самые разнообразные, то есть самый разнообразный перечень должностных лиц: уполномоченные от избирательных объединений, уполномоченные доверенных лиц, уполномоченные членов избирательных комиссий, которые зачастую участвуют в этих "каруселях" и "хороводах", включая глав местных администраций, включая тех же сотрудников избирательных штабов, каких-то лиц, которые в органах местного самоуправления и в органах государственной власти занимают те или иные должности. Ведь когда идут выборы, вы прекрасно знаете, практически весь аппарат государственного органа или органа местного самоуправления работает в большей или в меньшей степени интенсивности на выборы, на кандидата, и, соответственно, в день голосования они точно так же могут находиться на участке, и, соответственно, в отношении этих лиц может быть установлена административная ответственность за незаконное участие в выносе избирательного бюллетеня - подчёркваю: за незаконное участие. Да, есть случаи, когда можно на законных основаниях выносить бюллетени из помещения участковой избирательной комиссии, то есть это может быть выездное голосование, это моменты, связанные, например, с доставкой избирательных бюллетеней из типографии в помещение территориальной комиссии или в помещения участковых комиссий, то есть законное перемещение бюллетеней допускается, но здесь речь идёт о незаконном перемещении, то есть после того, как гражданин получил избирательный бюллетень, он должен проголосовать, если же он не собирается голосовать, он должен бюллетень при членах избирательной комиссии либо уничтожить, либо вернуть, остальные варианты - например, взять на память, попробовать кому-то подарить, уступить - должны восприниматься в обществе как запрограммированное неправовое поведение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Алексей Николаевич, когда вы сейчас отвечали на вопросы, я внимательно слушал, и у меня тоже возник вопрос относительно юридического лица. Я так и не понял ваши пояснения, ведь всё-таки юридическое лицо - это организация, но если человек, работая в какой-то организации, как вы сейчас пытались привести пример, выносит, скажем, бюллетени, даже пачку, и попался, то какое это юридическое лицо?! В любом случае это физическое лицо - я думаю, что здесь какая-то подмена понятий происходит. Вы уточните, разберитесь, пожалуйста! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Речь, конечно же, идёт не о юридическом лице, а всё-таки о должностном лице, потому что в санкциях статьи нет категории "юридическое лицо". Я, может быть, где-то оговорился, речь, естественно, идёт только о физических лицах и о должностных лицах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, меня удивило: или вы оговорились, или вы не знаете, что сегодня список избирателей, бюллетени - это документы строгой отчётности, как и реестр, и они под личную роспись ответственного лица передаются, от типографии до самого избирательного ящика. Поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, вы, по всей видимости, путаете это с процедурой изготовления избирательных бюллетеней - там действительно контроль очень чёткий, а когда избиратель взял бюллетень и расписался за его получение, он с ним вправе делать всё что угодно, в том числе испортить, и это ненаказуемо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, мне кажется, коллега Диденко немножко занижает ответственность, даже не немножко, а сильно, и с моей точки зрения, фальсификация на выборах должна приравниваться к захвату государственной власти, а за захват государственной власти меньше десяти лет не бывает, возможно даже пожизненное заключение, поэтому в данной ситуации, мне кажется, даже слишком мягкая квалификация. Это первое. Второе. Дмитрию Фёдоровичу поясняю: вообще избирательный бюллетень вместе со списком избирателей - это и есть один из инструментов и механизмов фальсификации власти, так сказать. Лично я снял шесть серий, участвуя много раз в выборах в одномандатных округах, всех видов фальсификаций и утверждаю, что дестабилизация в России в условиях кризиса как раз и может быть осуществлена при фальсификации выборов. (Шум в зале.) А если вы посмотрите на примере стран Северной Африки и других стран, то увидите, что режиссёры "цветных революций" используют это (шум в зале), Раиса Васильевна и ваши смешливые коллеги, в качестве как раз основного механизма, и это совсем не смешно, когда дискредитация избирательной системы и подрыв доверия к власти происходит именно в результате фальсификации результатов выборов! В данной ситуации мне кажется, что Дмитрий Фёдорович заблуждается: у нас именно для этого и введён и институт наблюдателей, и институт членов комиссии с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса, и задача всех наблюдателей - проследить, чтобы бюллетень, полученный под роспись председателем комиссии или его заместителем, затем переданный члену участковой комиссии, затем под роспись переданный избирателю, обязательно был опущен в ящик для голосования в любом виде, с любой отметкой, потому что как только здесь допускается нарушение, нарушается вся процедура голосования, искажаются результаты голосования. Сегодня даже в законе "Об основных гарантиях избирательных прав..." прописана достаточно суровая вещь, значительно более суровая, чем то, что предлагает Алексей Николаевич: там, если я не ошибаюсь, предусмотрен срок от двух до шести лет и штраф в размере не менее 300 тысяч рублей, от 300 до 500 тысяч рублей, поэтому я думаю, что это занижение кары за такое деяние! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, предлагающий установить ответственность за незаконный вынос избирательного бюллетеня из помещения для голосования. В действующем законодательстве - об этом уже говорилось, и я ещё раз повторю - отсутствуют правовые основания для установления ответственности за данное правонарушение, так как федеральными законами не установлен запрет для граждан выносить избирательные бюллетени из помещения для голосования, а в законопроекте соответствующие дополнения в избирательное законодательство не представлены. В связи с этим законопроект не может быть поддержан. Данный вопрос нужно решать в комплексе, а если вот так, отрывочно, мы не можем это поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич, будете выступать? Депутату Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо фракции КПРФ за предварительную поддержку проекта закона. Вместе с тем хочу сказать... вот Николай Васильевич Коломейцев говорил о том, что в законопроекте незначительная санкция предусмотрена за данное деяние, но здесь речь не идёт об организации сбора бюллетеней, всё-таки главная цель проекта - именно предостеречь граждан от совершения этих неправомерных действий, чтобы они осознавали, что, когда они выносят бюллетень за пределы избирательного участка, это может обернуться, во-первых, для них составлением административного протокола и административной ответственностью, а во-вторых, уже в целом для муниципалитета, для региона или для страны серьёзным искажением итогов голосования. У нас очень часто бывают случаи, когда и молодёжь, и люди других возрастных групп просто на память уносят избирательные бюллетени, а молодёжь выносит бюллетени ради шутки, ради хохмы, не понимая, что даже этими незначительными действиями создаются огромные проблемы для членов участковых комиссий, которые вынуждены подбивать потом графы в таблице итогов голосования на избирательном участке до трёх, до четырёх, до пяти часов утра, и вот они сидят считают-пересчитывают, поскольку не везде уровень подготовки членов участковых комиссий достаточно высокий и в каких-то отдалённых муниципальных образованиях или в участковых избирательных комиссиях с новым председателем, с новым составом неизбежно будут возникать проблемы. Все эти моменты, связанные с выносом бюллетеней, с порчей бюллетеней, когда не сходятся контрольные цифры, конечно же, сопряжены с огромными трудозатратами членов участковых комиссий. Они на работу приходят к шести утра, а не как многие из нас, присутствующих здесь, в зале, и уходят далеко за полночь, поэтому всё-таки хотелось бы, чтобы люди уважали их труд! Члены участковых избирательных комиссий не получают каких-то огромных денег, несмотря на то что они становятся постоянными членами комиссий, они работают "за палки" - трудодни, дежурят на избирательных участках за небольшие деньги: при совмещении нескольких уровней выборов сумма достигает всего лишь 10-12 тысяч рублей, хотя, конечно же, только за один день голосования, за такой довольно напряжённый, очень сложный, трудоёмкий день, необходимо по трудозатратам человеку воздавать. Далее. Уважаемый Дмитрий Фёдорович и другие коллеги говорили о том, что нет правовых оснований для установления ответственности, - правовые основания, конечно же, есть, и как раз в законе "Об основных гарантиях..." можно прописать любое основание, если руководствоваться хотя бы базовым принципом избирательного права, таким как свободное волеизъявление, то есть никто из граждан не может быть понуждён к участию в голосовании, а также ему не должны создавать препятствия в реализации права избирать или быть избранным. Законопроект не касается ответственности за любые попытки как-то повлиять на ход выборов, исказить волеизъявление избирателей (данных норм в законе "Об основных гарантиях...", конечно же, большое количество), не касается ответственности за подкуп избирателей (здесь другая сторона будет в этих правоотношениях, в этом правонарушении, другой субъект) - в данном проекте закона предлагается пресечь эту технологию в зачатке, при попытке выноса избирательного бюллетеня. Зачастую сам подкуп происходит вне помещения для голосования, то есть в автомобиле, где-то за углом, в каких-то гаражах, в сараях, то есть, как правило, эти неправомерные действия скрыты, недоступны для контроля наблюдателей, полиции, членов участковой избирательной комиссии. Когда же человек выносит бюллетень с избирательного участка, этот факт намного проще установить - всё перед глазами: он взял бюллетень, не скрывая положил в карман и пошёл. Сейчас закон позволяет это сделать и никто его не останавливает, но если закон будет принят при вашей поддержке, а я на неё надеюсь... (Шум в зале.) Хорошо вам, конечно, в таком приподнятом настроении слушать выступающих представителей оппозиции, но я хочу напомнить, что половина фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" пойдёт по одномандатным округам, и когда наряду с вами избираться придёт какой-нибудь миллионер или миллиардер, то этот подкуп, эта "карусель" ровно наоборот перевернётся и будет использована против вас, потому что деньги не пахнут и избирателю всё равно, за кого отдавать голос, и победит тот, у кого денег будет больше и кто сделает ставку на эту технологию. Здесь нет ничего смешного, забавного, такие правонарушения повсеместно фиксируются... (Микрофон отключён. Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Дмитрий Фёдорович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 29 сек.) Проголосовало за 202 чел.44,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 202 чел. Не голосовало 248 чел.55,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.