Заседание № 230
О проекте федерального закона № 647048-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения особенностей оказания услуг связи; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! У нас есть просьба по 8, 9, 10-му пунктам сегодняшнего порядка работы. Это крайне важные законопроекты, касающиеся регулирования вопросов и связи, и абонентов сим-карт, и треш-стрима, и обработки больших данных. В связи с этим есть предложение попросить присутствовать при обсуждении трёх этих вопросов представителей Минцифры России. С министром мы это обсуждали, он сам не сможет, но двух заместителей курирующих готов направить. С учётом того что законопроекты важные, возможно, у кого-то из коллег возникнут вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич, ещё раз, что вы хотите? Пригласить на заседание? Кого? Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Да, пригласить на заседание для обсуждения вопросов 8, 9, 10 повестки дня заместителей министра цифрового развития Руденко и Угнивенко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Александра Евсеевича Хинштейна. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён коллегами-депутатами, в первом чтении был принят в июне текущего года. Он разработан в целях упорядочения взаимоотношений между операторами связи и абонентами, ну а проще говоря, направлен на то, чтобы усилить безопасность и снизить уровень той беспрецедентной киберпреступности, с которой мы все сталкиваемся, и решает такую важную проблему, как оборот сим-карт. Ни для кого не секрет, что сегодня, к сожалению, оборот сим-карт происходит довольно бесконтрольно. Известны случаи, когда на одного гражданина оформляются тысячи сим-карт, при этом дальнейшее их использование вызывает большие вопросы. Понятно, что такой бесконтрольный оборот сим-карт является исключительно питательной средой для киберпреступности, для телефонного мошенничества, особенно это актуально в случаях с теми сим-картами, которыми пользуются иностранные граждане и лица без гражданства. Законопроект достаточно серьёзно реформирует существующий сегодня механизм оформления сим-карт и заключения договоров на оказание услуг связи. Учитывая значимость этого вопроса и то, что серьёзные поправки ко второму чтению подготовлены, для рассмотрения этого законопроекта, а также двух последующих, подготовленных комитетом, мы пригласили сегодня принять участие в заседании Государственной Думы двух заместителей министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций - статс-секретаря Алёну Васильевну Руденко и заместителя, курирующего отрасль связи, Дмитрия Константиновича Угнивенко. Если какие-то вопросы, коллеги, возникнут, мы всегда сможем задать их профессионалам. И поскольку, повторюсь, речь идёт о серьёзном изменении существующего сегодня порядка оформления договоров на оказание услуг связи, мы подготовили краткую презентацию*, которую я просил бы вывести на экран. В ней наглядно показано, каким образом будет в случае поддержки наших инициатив действовать закон. Для иностранных граждан мы вводим жёсткие требования. Не более десяти сим-карт может быть оформлено на одного иностранного гражданина. В обязательном порядке вводится сдача биометрии, запрет на дистанционное обслуживание, должна быть привязка номера к IMEI, то есть к уникальному идентификационному обозначению аппарата, которым будет пользоваться иностранный гражданин. Оплата услуг связи может происходить офлайн только по паспорту. Определяются способы подтверждения личности. В случае если речь идёт о корпоративных абонентах, проверка трудоустройства и биометрия - через "Госуслуги". У иностранного гражданина также появляется возможность управлять своим номером на "Госуслугах", и его обязаны информировать о заключённых договорах. Эта норма предлагается нами к вступлению в силу уже с 1 января следующего года, но старые договоры, которые были заключены ранее, операторы обязаны будут привести в соответствие до 1 июля следующего года, то есть в течение года практически с момента нашего обсуждения. Прошу показать следующий слайд. Для российских граждан этот порядок будет совершенно иным и намного более простым. Ну, во-первых, 20 сим-карт - мы посчитали, что этого более чем достаточно для того, чтобы полностью удовлетворить потребности человека, даже учитывая так называемые умные устройства. Ни о какой обязательности сдачи биометрии речи нет, и сам человек сможет определить способ подтверждения личности, но принципиально важно, чтобы и оператор связи, и государство чётко понимали, что договор заключает именно конкретный Иван Иванович Иванов. В связи с этим будет происходить, как я уже сказал, подтверждение личности, а оплата услуг связи может производиться или по паспорту, или посредством ЕСИА и наличными. Для новых абонентов - российских граждан эта норма предлагается к вступлению в силу с 1 апреля следующего года, ну а старые договоры необходимо будет пересмотреть до 1 ноября следующего года. Я, кстати, коллеги, напомню, что норма, обязывающая абонентов сотовой связи верифицировать и подтверждать свои данные перед оператором, уже сегодня есть в действующем законодательстве. Как будет выглядеть клиентский путь? Следующий слайд, пожалуйста. Для иностранного гражданина - только офлайн, с личным присутствием. Он сдаёт и подтверждает свою биометрию в уполномоченном органе - это могут быть банк, МФЦ, уполномоченные госорганы, - затем, после сдачи биометрии он приходит к оператору связи с паспортом, смотрит в специальный терминал ЕБС, эта информация быстро и оперативно перепроверяется соответствующими ресурсами: ЕСИА, информационными системами оператора связи, ГИС, ЕБС, подтверждается, что, да, это действительно такой гражданин, после чего происходят подписание договора и активация сим-карты. Для российских граждан этот путь выглядит иначе. Если речь идёт об офлайне, то гражданин приходит в салон связи, предъявляет паспорт, подписывает договор, подтверждая таким образом свои персональные данные, оператор проверяет и подтверждает через имеющуюся информационную систему МВД, затем сразу же, на месте гражданин подтверждает, что он - это он, договор не вызывает сомнений в его личности, и сим-карта активируется. Следующий слайд - и заключительный, к слову. Если гражданин хочет пройти эту процедуру быстрее, не в два касания, тогда всё то же самое происходит, но без очного подтверждения его личности, а через использование механизма "Госуслуг", где человека просто верифицируют. Кроме того, хочу отметить, что этот законопроект вводит такую важную норму, как информирование гражданина через "Госуслуги" обо всех договорах оказания связи, оформленных на его имя. Как выясняется, человек может и не знать, что кто-то на него записал договор оказания услуг связи, - через "Госуслуги" человек вправе в любой момент прекратить оказание таких услуг, и на этом договор связи закончится. Кроме того, наш законопроект берёт на себя и важную миссию, а именно регулирование социальных сетей. Мы предлагаем установить норму, по которой владельцы и ведущие каналы страниц социальных сетей с аудиторией, то есть с количеством подписчиков, 10 тысяч человек и более должны подавать в Роскомнадзор информацию о себе в порядке и составе, который ещё определит правительство. На них возлагается обязанность не распространять запрещённую информацию, которая, впрочем, есть уже и сегодня. При этом важно отметить, что не вводится запрет на дальнейшую работу этих каналов, если они не подались в Роскомнадзор, не встали в соответствующий реестр, но эти каналы не смогут распространять и размещать у себя рекламу, они не смогут собирать то, что называется донатами, то есть получать финансовую поддержку, призывая к этому на своём канале, их сообщения, их материалы не смогут репоститься. Ну и в завершение, коллеги, очень важная и нужная норма, которая также содержится в предлагаемой нами таблице поправок, - это запрет на получение звонков и сообщений с незнакомых номеров в мессенджере. Мы полагаем, что принятие этой нормы станет очень серьёзным вкладом, ещё одним шагом в борьбе с телефонным мошенничеством и с киберпреступностью, которая, собственно, ушла сегодня в значительной степени из обычной сотовой связи именно в мессенджеры. Комитет просит поддержать таблицу № 1, в которую вошло 14 поправок, рекомендуемых к принятию, и отклонить одну поправку, которая включена в таблицу № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас на заседании присутствуют Руденко Алёна Васильевна, статс-секретарь - заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, и Угнивенко Дмитрий Константинович, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Итак, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть вопросы, да? Включите режим записи. Покажите список. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е. Александр Евсеевич, у меня вопрос по таблице № 1, поправка 11, как раз вот о критерии в 10 тысяч. Скажите, пожалуйста, а каким образом вот эта цифра, 10 тысяч, появилась? Поясните. Спасибо. ХИНШТЕЙН А. Е. Коллеги, Анжелика Егоровна, эта поправка появилась путём её направления - автором поправки в данном случае, вы видите, являюсь я - в профильный комитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Ну, у меня тоже вопрос по 11-й поправке. Я хотел бы вынести её на отдельное голосование. Возможно, Александр Евсеевич объяснит всё-таки, потому что она немножко с концепцией первоначальной редакции не вяжется. Там мы не регулировали социальные сети. Почему 10 тысяч? Как ограничится реклама, например, у тех, кто работает в телеграм-канале? Уже много было уголовных дел по этому поводу. Ну, по-моему, до сих пор нет технической возможности запретить рекламу без... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, какая поправка? Номер поправки. КУРИННЫЙ А. В. Поправка 11. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 11. КУРИННЫЙ А. В. Просто, может, Александр Евсеевич поподробнее объяснит. Ну вот кроме... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Я предложил бы всё-таки дать слово пришедшим заместителям министра по вот этим поправкам и по главному вопросу - позволит ли это искоренить мошенничество? Если нет, то моё предложение - продолжить работу во втором чтении, потому что нужны гарантии, нужна персональная ответственность правительства, ну, может быть, и авторов. Мошенничество - проблема колоссальная сегодня. И если 10-20 сим-карт - я не понимаю, как это может искоренить вот это мошенничество. Зачем такое количество сим-карт иностранным гражданам? Да и российским гражданам 20 сим-карт зачем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, по таблице поправок нет у вас замечаний? Нет. Хорошо. Ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением 11-й поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 12 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается, за исключением поправки 11. По 11-й поправке нужно ещё обоснование или оно прозвучало уже? Прозвучало. Пожалуйста, Александр Евсеевич. И при необходимости - наши коллеги из правительства. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо. Давайте теперь два слова я скажу. Мы не видим здесь нарушения концепции законопроекта, поскольку всё это является звеньями единой цепи наведения порядка в сфере нашей информационной безопасности. Напомню, что деятельность социальных сетей, в силу того что это достаточно сложные структуры, регулируется у нас как законом о защите информации, так и отчасти законом "О связи". В связи с этим предлагаемые поправки ни в коей мере не ужесточают и не влекут за собой какие-либо сложности для деятельности в социальных сетях наших граждан. Но они, повторяю вновь, также направлены на достижение общей цели, а именно - создание безопасной информационной среды. Что предлагается, вновь напоминаю, этими поправками? Авторам, ведущим в социальных сетях страницы, чья аудитория - не совокупная, а конкретное число подписчиков на этой странице - превышает 10 тысяч человек, предлагается направлять уведомление о себе и не допускать у себя на странице размещения материалов, нарушающих законодательство Российской Федерации. Что касается запрета, этот запрет уже сегодня вытекает из действующих общих норм права, которыми чётко устанавливается, что и Интернет есть регулируемая среда, и ответственность за распространение или клеветнических измышлений, или каких-либо противоправных материалов для авторов оных наступает. И, собственно, в вопросе вы об этом сами говорили, ссылаясь на возбуждение уголовных дел. Никаких сложностей для ведущих страницы в социальных сетях направление материалов о себе также не создаст, поскольку нам представляется, что прозрачность в Интернете есть одна из неотъемлемых сегодня важнейших задач. Я полагаю, что уважаемые коллеги также за открытость, за прозрачность и за ответственность. Вот я веду социальные сети "ВКонтакте", "Телеграм" - и там, и там количество моей аудитории, слава богу, более 10 тысяч. Не вижу никаких сложностей ни для себя, ни для кого-то из моих коллег, такую же работу ведущих, направить сведения о себе в РКН и указать, что, да, я Хинштейн Александр Евсеевич, вот мой номер телефона, вот к нему привязан этот канал в "Телеграме". В чём сложность и в чём трудность принятия решения? Что касается цифры "10 тысяч", то, на наш взгляд, она достаточно в этом смысле экспертна - именно она позволяет включить в соответствующий реестр все каналы, которые пользуются повышенным интересом, как следствие, имеют авторитет и представляют заметный интерес для общества. Предлагаю поправку эту поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, если есть желание сделать какие-то комментарии по этой поправке... Может быть, отреагируете на то, что Нилов говорил? РУДЕНКО А. В., статс-секретарь - заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, поправка, касающаяся 10 тысяч, обсуждалась, у нас был ряд совещаний с различными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Эта цифра была проработана и выбрана в рамках вот именно анализа действующих информканалов, и при принятии этого решения мы исходили всё-таки из объёма аудитории и массовости этого канала - нам нужно было определить, что такое массовый канал и какие каналы влияют на общественное мнение и так далее. Конечно, этот законопроект направлен не столько на борьбу именно с мошенничеством, вот как вы, коллега, и сказали, это один из законопроектов в рамках создания большого механизма борьбы с мошенничеством. Это не единственная инициатива, у нас сейчас будет разрабатываться и мы предложим вашему вниманию в рамках осенней сессии ещё ряд инициатив. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 11 из таблицы поправок, рекомендуемых к принятию комитетом. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 40 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Поправка принимается. По таблице поправок № 2 - там одна поправка - есть вопросы? Есть. Пожалуйста, Прокофьеву включите микрофон. Автор, да? ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Евсеевич, всё-таки мы понимаем, что законопроект направлен на наведение порядка и обеспечение безопасности, в этом смысле мы пытаемся установить, кто непосредственно получает конкретный номер. И здесь возникает вопрос: зачем мигранту десять номеров, если мы хотим чётко проследить и обеспечить безопасность? Возникает риск, что будут передаваться кому-то эти сим-карты, а соответственно, мы не достигаем той цели, которую изначально преследовали. Поэтому я призываю депутатов поддержать эту поправку и вместо десяти номеров разрешить мигрантам иметь только два номера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ХИНШТЕЙН А. Е. Артём Вячеславович, это очень такой спорный тезис, какое количество сим-карт необходимо иметь мигранту. Мы с вами должны понимать, что речь идёт не только о сим-картах, используемых в аппаратах сотовой связи, сегодня существует большое количество различных так называемых умных устройств, где применяются сим-карты, и все они в данном случае охватываются этой нормой. У нас, как уже было сказано, присутствуют коллеги из Минцифры, мы можем узнать их экспертное мнение. Наверное, это вопрос Дмитрию Константиновичу Угнивенко, как куратору связи, вот почему десять, а не две, не пять, не одна или не пятнадцать? Можно тогда Дмитрия Константиновича попросить прокомментировать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. УГНИВЕНКО Д. К., заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Александр Евсеевич, уважаемые коллеги, добрый день! Мы действительно всесторонне прорабатывали этот вопрос, и мы исходим всё-таки из того, что не все мигранты являются нарушителями, всё-таки у нас очень большое количество людей приезжают сюда и ведут добропорядочную жизнь. Мы и так сузили для них возможности в части количества сим-карт относительно российских граждан в 2 раза, но десять сим-карт, как уже Александр Евсеевич сказал, покрывают полностью потребности: это, как правило, один или два сотовых телефона, пара планшетов и умные устройства, которые сейчас входят в нашу жизнь и без которых представить нашу жизнь уже абсолютно невозможно. Поэтому в целом мы считаем, что десять сим-карт - это достаточное количество для мигрантов, чтобы и полностью закрыть нормы безопасности, и обеспечить людям, которые приезжают сюда с добропорядочными намерениями, качественную жизнь. РУДЕНКО А. В. Если позволите, я ещё добавлю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РУДЕНКО А. В. Наверно, нужно обратить внимание на то, что количество сим-карт - это не единственное ужесточение в части регулирования продажи сим-карт для мигрантов. Как уже говорил Александр Евсеевич, помимо количества выдаваемых сим-карт устанавливается, что в договоре с иностранцем будет обязательно указываться IMEI и при смене IMEI связь будет отключаться. Также у нас предусмотрена исключительно очная покупка сим-карты. В этом смысле мне кажется, что это такой комплексный механизм, который позволит нам идентифицировать всех мигрантов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 28 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 82 чел. Не голосовало 368 чел.81,8 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 52 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению, со всеми согласован. Я просил бы сегодня его в третьем чтении рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи на выступления. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич и Александр Евсеевич Хинштейн. Олегу Анатольевичу включите микрофон. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, конечно, это шаг вперёд в наведении порядка и минимизации возможностей телефонных мошенников. Но почему нам предлагается действительно рубить хвост по частям этой наглой такой мошеннической кошке, образно говоря, почему действительно десять сим-карт нужно иностранному гражданину и 20 гражданину Российской Федерации? Мы прекрасно знаем способы вот этих преступников, которые пользуются возможностями бедных людей, несчастных людей с низкой социальной ответственностью, они будут через них получать аж по 20 сим-карт, и так можно всё равно получить сотни, тысячи сим-карт и продолжать своё грязное дело. Вот меня абсолютно не устраивает эта позиция таких добрых следователей. И самое главное, коллеги из правительства говорят: это один из шагов по наведению порядка. Моё предложение, коллеги, - давайте не ждать осенней сессии. Вы будете вносить через правительство законопроект, он месяцами, а может быть, и больше будет здесь рассматриваться, когда творятся вот такие кошмарные, безобразные преступления по отношению к миллионам наших сограждан! Миллионы наших сограждан ежедневно подвергаются атакам телефонных мошенников, 15 миллиардов рублей украдено, попытки украсть триллионами исчисляются. Какие могут быть раскачивания, уважаемые коллеги?! Поэтому моё предложение - оставить во втором чтении этот законопроект, дождаться поправок от правительства, пусть оно их внесёт, со всеми остальными шагами по наведению порядка и принять в третьем чтении, чтобы раз и навсегда, значит, ну, действительно минимизировать вот эти мошеннические действия, преступления. А если всё это будет продолжаться, кто будет нести персональную ответственность? Александр Евсеевич, будете нести персональную ответственность, если мошенническими преступлениями вот так ещё год будут кошмарить наших граждан? Члены правительства, будете нести ответственность за вот такое раскачивание "по наведению порядка"? Вот скажите, что, да, всё это закончится, ну тогда мы и поддержим. Фракция будет голосовать свободно. Некоторые коллеги, конечно, поддержат вот этот первый шаг, но я бы предложил отказаться от голосования в третьем чтении и ускорить рассмотрение поправок, чтобы в августе была подача поправок, и на одном из первых заседаний Госдумы в осеннюю сессию сделать все необходимые шаги. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - Александр Евсеевич Хинштейн. Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, этот законопроект не какой-то первый шаг. Этот законопроект, конечно же, не панацея, но это ещё один шаг в серьёзной, системной борьбе за наведение порядка в цифровой среде, в том числе в борьбе с киберпреступностью. Дайте нам гарантию, говорят коллеги. Вспоминается сразу незабвенная классика: "Но это должна быть такая бумажка, такая бумажка!.." Послушайте, что за популизм? Нет ни одного закона, который стал бы панацеей, полным решением какой-либо проблемы. Вы даже не можете сформулировать, а что нужно ещё, потому что выступаете за всё хорошее против всего плохого. Не добрый следователь работал над этим законопроектом, а профессиональный, понимающий, что нужно сделать сегодня. Вы спрашиваете про персональную ответственность - извольте. После принятия закона об антифроде, системе технического автоматического контроля за входящими номерами, - инициатива была внесена нами, депутатами профильного комитета, - более миллиарда мошеннических подменных номеров уже заблокировано, с начала года почти 300 миллионов мошеннических звонков заблокировано. Это привело к тому, что мошенники массово мигрируют сегодня в мессенджеры. И я не случайно сказал, что одна из норм этого закона позволит снизить, уменьшить проблему и в этом. Я мог бы рассказать вам о других мерах, принятых за последние два года: об увеличенных штрафах для операторов связи за пропуск подменных номеров, об установлении и усилении ответственности, о введении ответственности за использование средств связи в местах лишения свободы, о многих других решениях, которые, конечно же, не являются исчерпывающими и над которыми нам ещё серьёзно предстоит работать, но самое главное - мы видим результаты этой работы, мы видим, как сегодня меняется этот ландшафт. И я надеюсь, коллеги, на поддержку всех тех, кто действительно, не на словах, а на деле заинтересован в том, чтобы наши люди во всех смыслах чувствовали себя в безопасности. Я не сомневаюсь, что мы эту работу продолжим, и коллеги из Минцифры, которые остаются и на рассмотрение следующих вопросов, думаю, это подтвердят, и я призываю всех, кто этим обеспокоен, к нашей работе присоединиться. Ну а этот конкретный законопроект позволит наконец навести порядок на рынке серых сим-карт и устранить ещё одну основу для развития киберпреступности. Ну а как победить преступность в целом, Олег Анатольевич, и как сделать человека идеальным, я надеюсь, вы нам расскажете - за время летнего отпуска сумеете сформулировать ответ на вопрос, волнующий человечество всю его историю: как же сделать так, чтобы люди жили честно, не совершали преступлений? Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 51 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 219
О проекте федерального закона № 647048-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения особенностей оказания услуг связи).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
А нам ещё предстоит рассмотреть 8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает Антон Вадимович Горелкин. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Цель нашего законопроекта - навести порядок на рынке сотовой связи. Многое было сделано Государственной Думой для борьбы с серым рынком сим-карт, и сегодня их уже не раздают на каждом углу, как раньше, но теперь правоохранительные органы всё чаще сталкиваются с тем, что мошенники используют для своих схем сим-карты, которые оформлены на третьих лиц. К сожалению, такие случаи не редкость, гражданин может и не знать, что на его паспортные данные завели множество телефонных номеров, чтобы использовать их потом в том числе для совершения противоправных действий. Совместно с Минцифры мы разрабатываем механизм, который даст людям возможность сразу узнать, что на них оформлена новая сим-карта. Законопроект устанавливает обязанность операторов при заключении договора на услуги связи информировать гражданина текстовым сообщением, которое отправляется на все его телефонные номера, а также направлять эту информацию на портал госуслуг. На госуслугах появится специальный раздел, который даст возможность каждому человеку не только узнать, какие номера телефонов на него оформлены, но и в любой момент их отключить. Даже если мошенник каким-то образом узнает паспортные данные и оформит на них договор, человек тут же получит СМС и сможет оперативно самостоятельно аннулировать эту сим-карту через госуслуги или в ближайшем салоне сотовой связи, если у гражданина нет аккаунта на госуслугах. Считаем такой механизм актуальным и востребованным у населения, ведь кроме каких-то случаев, связанных с мошенниками, нередко бывает так, что люди забывают о том, что когда-то покупали какую-либо сим-карту. Теперь весь список оформленных на граждан номеров будет у них перед глазами и будет возможность дистанционного отключения тех номеров, которые не используются, с помощью сервиса госуслуг. Законопроектом предусматривается, что в случае оперативного принятия этот функционал начнёт работать уже в августе следующего года, при этом информацию о зарегистрированных на гражданина сим-картах операторы связи будут обязаны сообщить ему до марта следующего года. Очень важно, уважаемые коллеги, что наш законопроект усиливает контроль за оказанием услуг связи лицам без российского гражданства. В свете последних законодательных инициатив, направленных на усиление контроля в сфере миграции, считаем необходимым ограничить дистанционную продажу сим-карт иностранным гражданам. Заключить договор с оператором связи можно будет только при очном посещении офиса, пункта продаж, а перед этим мигранты должны будут в обязательном порядке пройти биометрическую идентификацию. Ещё раз подчёркиваю, это только для иностранцев. Принцип добровольной сдачи биометрии для российских граждан незыблем и прописан в соответствующем федеральном законе. Кроме того, законопроектом устанавливается ограничение на количество российских сим-карт, которые могут быть оформлены на иностранного гражданина, устанавливается их привязка к конкретным абонентским устройствам с помощью уникального идентификатора IMEI. Данные меры направлены на предотвращение противоправных действий с использованием абонентских номеров, оформленных на иностранцев. Сейчас преступники могут приобретать неограниченное количество сим-карт, используя удостоверение личности на иностранном языке, его содержание сотрудники салонов связи порой просто не могут понять. Это открывает окно возможностей и для мошенников, и для потенциальных террористов, такие случаи постоянно фиксируются правоохранительными органами, и наш законопроект призван это окно возможностей закрыть. Планируется, что все существующие договоры услуг связи с лицами без российского гражданства будут переоформлены по новым требованиям до 1 марта следующего года, а те сим-карты, которые останутся на старых договорах, будут отключены. Уважаемые коллеги, прошу поддержать очень важную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Вадимович. С содокладом выступает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, Антон Вадимович, как всегда, образно и ярко изложил суть предлагаемой инициативы, комитет концептуально поддерживает её. Мы согласны с тем, что сегодня ситуация в сфере оказания услуг связи требует серьёзных законодательных изменений, ужесточения контроля, и в значительной степени это относится, конечно, к абонентам - иностранцам и лицам без гражданства. В то же время у нас есть ряд замечаний, которые необходимо будет учесть, нужно доработать законопроект ко второму чтению, сделать так, чтобы заложенные в нём новеллы и цели, которые поставили перед собой авторы, были в полном смысле реализованы. Например, законопроектом предлагается ограничить выдачу сим-карт на одного иностранца в количестве десяти единиц, в то же время у нас никак не регулируется предоставление иностранцам и лицам без гражданства сим-карт юридическим лицом. Ко второму чтению совершенно очевидно нам эту лазейку надо прикрыть. Постараемся ко второму чтению также проработать возможность того, чтобы иностранец, оформляя договор об оказании услуг связи, предоставлял сведения, подтверждающие законность его нахождения на нашей территории. Нужно будет проработать и вопрос о налаживании информационного обмена между госуслугами с Единой системой идентификации и аутентификации и уже работающей с прошлого года системой контроля сим-карт КСИМ, куда операторы связи сегодня обязаны передавать информацию обо всех заключённых договорах. Тем не менее эти замечания ни в коей мере не отменяют... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХИНШТЕЙН А. Е. Благодарю, коллеги. Тем не менее эти замечания ни в коей мере не отменяют актуальности инициативы, предложенной авторами, и комитет полагает, что в первом чтении эта инициатива заслуживает поддержки и внимания. Считаем, что принятие законопроекта в значительной мере позволит сократить количество абонентских номеров, полученных с использованием мошеннических схем, провести аудит абонентских номеров с привлечением самих абонентов и повысить степень корректной идентификации абонентов - иностранных граждан и лиц без гражданства. Ну и, безусловно, этот законопроект не панацея, а продолжение той большой и системной работы, которую государство сегодня ведёт и в сфере связи, и в сфере IT с точки зрения наведения порядка. Мы должны сделать так, чтобы мошеннические звонки, различные преступные схемы, киберпреступность уходили в прошлое. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич. Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Александр Евсеевич, можно здесь остаться. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Антон Вадимович, это вам вопрос. Конечно, полезный законопроект, хотя, как правильно сказал Александр Евсеевич, не панацея. Вы сказали о том, что операторы связи будут оповещать текстовым сообщением на все имеющиеся номера абонентские. Обычно оповещение приходит по используемому номеру, а значит, эту информацию может тогда принять и мошенник, который уже знает этот номер. Развейте, пожалуйста, сомнения наши. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо, Нина Александровна, за вопрос. Наиболее эффективный способ противодействия мошенникам со стороны граждан - это, безусловно, зарегистрироваться на госуслугах. Сегодня 100 миллионов наших граждан уже зарегистрированы на этом большом государственном сервисе, там он может не просто видеть сим-карты, которые используются, самые различные номера, у самых различных операторов связи, но может дистанционно их отключать, не приходя в салон сотовой связи. Я так понял, что вы задали вопрос, связанный с теми гражданами, у которых нет аккаунта на государственных услугах, которые просто получили текстовое сообщение. Конечно, здесь уже намного сложнее, и, конечно, они могут не получить... Если гражданин пользуется услугами компании (ну, не хочу никого рекламировать), например, компании А, а мошенники зарегистрировали на его паспортные данные сим-карты в компании Б, то, конечно, он будет видеть только те сим-карты, которые у его компании, поскольку он ими пользуется. Конечно, здесь есть окно возможностей, и мы просто это окно возможностей сужаем. У сложных проблем не бывает простых решений, и нам очень важно сделать работу мошенников дорогой, тяжёлой и максимально снизить для них эффекты. Собственно, это системная работа, как сказал Александр Евсеевич, и она проводится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые докладчики, безусловно, вопрос важный, но меня насторожило: почему год надо для того, чтобы его доработать, если он столь важен? И второй вопрос. Госуслуги, мне кажется, могут давать такую же утечку данных, как и другие, потому что может... Защита какая на госуслугах? Вот у нас на всяких "горбушках" можно купить любую базу данных. А если мы законом заставим там зарегистрироваться и там будут все фамилии и телефоны, то не станет ли это, вообще-то, способом для более концентрированной утечки данных? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Да, я отвечу. Я не очень понял, про какой год идёт речь. Я сказал о том, что законопроект мы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХИНШТЕЙН А. Е. Нет, Горелкин сказал о другом. Горелкин сказал о том, что ранее заключённые договоры оказания услуг связи в течение года должны быть перепроверены. Но это и понятно: физически оператору связи одномоментно - сейчас сколько таких договоров, десятки тысяч, сотни миллионов, - понятно, это не сделать. Речь идёт о тех услугах, которые уже оказываются. Что касается новых абонентов, с момента вступления закона в силу новые договоры оказания услуг связи будут заключаться уже через новую схему. Теперь что касается госуслуг. По-моему, около года назад один из коллег (не хочу его называть, хотя сейчас он в зале присутствует) заявлял о том, что на госуслугах происходили утечки. Официально мы запросили все заинтересованные ведомства и получили официальный ответ, что на портале госуслуг ни одного факта утечек за его историю не произошло и не произойдёт. И, Николай Васильевич, простите, я скептически воспринимаю ваш тезис о том, что на "горбушке" можно купить любую программу и любую базу данных. Не любую. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХИНШТЕЙН А. Е. Не любую, повторяю вновь. В Федеральной налоговой службе, имеющей более чем 30-летнюю историю, за все годы её существования не было ни одного случая утечек налоговых баз данных. Более того, за последние годы - а я могу отвечать по крайней мере за период, когда я руковожу комитетом, с 2020 года, - у нас не было ни одного факта утечек баз данных государственных органов. И это очень хороший показатель, потому что государственные органы должны свои базы данных, персональные данные, держать в рамках ГИС, государственных информационных систем, которые защищаются должным образом, проходят соответствующую аттестацию и сертификацию ФСБ и ФСТЭК, и они, слава богу, нашим противникам не по зубам. Поэтому, когда сегодня мы говорим о необходимости на госуслугах размещать достаточно большой объём информации, мы, государство, понимаем степень ответственности и считаем, что никакой угрозы утечек этого ресурса нет и быть не может. Ну а на "горбушку" давайте вместе с вами съездим и посмотрим, что там продают, и сразу же примем меры реагирования. Но, боюсь, вы будете приятно удивлены тем, что вы там этого товара уже не найдёте. Не потому, что я предупредил, а потому, что это уходит в далёкое прошлое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Антон Вадимович, в том, что надо наводить порядок и ужесточать, сомнений нет, но я хотел узнать ваше мнение вот о чём. В последнее время мошенники очень часто звонят и говорят, что заканчивается срок действия сим-карты, предлагают продлить сроки договора. В законопроекте предлагается сообщать, присылать текстовые сообщения в виде эсэмэсок и так далее. Как вы считаете, не дадим ли мы этим повод вот именно мошенникам звонить и беспокоить абонентов? Может быть, как-то подумать и какое-то другое сообщение сделать, ну, вот чтобы обезопасить и минимизировать, то есть чтобы вот именно мошенники не воспользовались этой схемой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Да, спасибо, очень важный вопрос. Как мы видим, мошеннические схемы появляются различные, они постоянно развиваются, появляются самые разные, но любая мошенническая схема базируется не на законопроектах, а на психологии. И появление этого законопроекта должно стать поводом для очередного этапа усиления разъяснительной работы, разъяснения, почему нельзя верить незнакомым людям, которые просят прислать им СМС-коды от сервисов, в том числе госуслуг, и так далее. Здесь очень важно разделять кражу базы и взлом отдельных аккаунтов, когда люди сами сливают пароли из СМС-сообщений конкретному мошеннику. Когда мы говорим о взломах госуслуг, часто мои коллеги-депутаты имеют в виду кражу отдельного аккаунта, но не всей базы. Вот поэтому здесь нужно разъяснять, больше разъяснять, но мошеннические схемы будут развиваться вне зависимости от всяких законопроектов, любых, это такой перманентный процесс. Извините, ну, не хочу сравнивать с гонкой вооружений, но так или иначе мошенники будут продолжать совершенствовать свои схемы вне зависимости от нашей работы. Нам важно усложнить, максимально усложнить им работу, сделать их работу невыгодной и максимально тяжёлой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Антон Вадимович, а что сегодня делать с программами подмены номера при звонках? К сожалению, такое бывает, и здесь привязка сим-карты никак не спасёт. Это первый вопрос. И второй вопрос касается юрлиц. Александр Евсеевич частично об этом уже сказал, но всё-таки как юрлица сегодня оформляют те сим-карты, которые получают? Вот у меня есть несколько примеров, когда их раздают десятками, просто не спрашивая кому, как, почему. Какой учёт есть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Совместно Роскомнадзор и Минцифры создали систему "Антифрод", она очень успешно, эффективно сегодня работает, и случаев подмены номера сегодня практически нет, они практически сведены к минимуму, если сравнивать с тем, что было несколько лет назад. Система "Антифрод" с начала 2022 года, если мне не изменяет память, заблокировала 622 миллиона вызовов с подменой номера. Это очень большая работа, она проводится (может быть, Александр Евсеевич меня поправит по цифрам), действительно довольно большая работа проводится. Сегодня к этой системе подключены практически все операторы связи, сама система контролирует более 90 процентов номерной ёмкости операторов связи и продолжает развиваться и совершенствоваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Я просто цифры назову в части работы системы "Антифрод", которая в полном объёме должна начать действовать до декабря текущего года. На данный момент к этой системе подключено 97,5 процента всех операторов связи в стране, за период действия она уже заблокировала более 1 миллиарда мошеннических и подменных звонков. Собственно, блокировка звонков с подменных номеров, идущих в первую очередь из-за границы, - это одна из главных целей системы "Антифрод". Мошенники, к сожалению, сегодня переходят в мессенджеры, и более 90 процентов мошеннических соединений сегодня идёт через совершенно конкретный мессенджер, принадлежащий одной иностранной компании, признанной на территории нашей страны запрещённой. Это следующий этап, с этим нам с вами, конечно, предстоит бороться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Александр Александрович. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Вопрос автору законопроекта. Антон Вадимович, если я правильно понял, мы разрешаем иностранцу и лицу без гражданства приобретать 10 сим-карт в одни руки. Вот в чём логика, зачем? Почему не ограничиться одной сим-картой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Александр Александрович, спасибо за вопрос. Иностранные граждане приезжают сюда не только отдыхать, но и работать, они здесь покупают дома, могут устанавливать, например, систему "умный дом" и так далее. И если они законопослушные, они могут так или иначе использовать несколько сим-карт, но при этом - я подчеркну - они обязаны сдать биометрические данные, что позволит нам довольно эффективно осуществлять контроль, чтобы их сим-карты не использовались в противоправных целях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Вопрос докладчику. Уважаемый Антон Вадимович, сейчас идёт новый виток мошенничества, мошенники звонят абонентам и предлагают перезаключить договор с оператором связи с помощью сервиса государственных услуг. В связи с этим вопрос: в законопроекте будет как-то решаться вопрос противодействия мошенническим действиям, например, вводиться запрет или уголовная ответственность за передачу третьим лицам в пользование сим-карт, как это сделали в соседней Белоруссии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос, но то, о чём вы говорите, нужно рассматривать в другом законопроекте, в другой законодательной инициативе. Вы также можете внести её к нам в комитет, и мы её с удовольствием рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Коллеги, я очень коротко. Михаил Сергеевич, я, к сожалению, не настолько хорошо знаю ваше семейное положение, но предполагаю, что у вас есть несовершеннолетние дети. По нашему закону несовершеннолетний не может заключить договор оказания услуг связи, и поэтому телефонные номера, которые есть у ваших детей, оформлены на вас. Ввести ответственность за передачу симок третьему лицу, на мой взгляд, нереалистично. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Новиков Владимир Михайлович. НОВИКОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Вопрос по перепроверке и перезаключению существующих договоров, которые сейчас действуют. Антон Вадимович, вы не сказали: эти договоры будут заключаться платно или бесплатно? Это важный вопрос, поскольку, как коллега Шеремет сейчас сказал, звонки от мошенников действительно идут, предлагают такие договоры перезаключить. Вот я надеюсь, что процесс будет полностью подконтрольный и бесплатный. Так это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Если вы имеете в виду перезаключение договоров для иностранных граждан, они обязаны будут сдать биометрические данные, это будет бесплатный процесс. Но я хочу подчеркнуть, что в развитие законопроекта будет издано 23 нормативных акта, которые детально пропишут весь порядок, в том числе в связи с перезаключением договоров. Это функционал Минцифры, они над этим будут работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Новикову Владимиру Михайловичу включите микрофон. Он уточнит вопрос. НОВИКОВ В. М. Антон Вадимович, меня абсолютно не интересуют иностранные граждане, меня интересуют россияне, которые имеют действующие договоры. То есть я понимаю, что мы их должны будем перезаключать через год. Этот процесс будет платным или бесплатным? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Российские граждане по своим действующим сим-картам не будут перезаключать договоры. Мы создаём для граждан очень удобный сервис управления собственными сим-картами, чтобы они могли дистанционно, используя портал госуслуг, отключать сим-карты, которые они не используют, которые, возможно, используются мошенниками, управлять своими сим-картами эффективно. И конечно, никакого перезаключения, какого-то взимания платы здесь не предусмотрено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В. Антон Вадимович, такой уточняющий вопрос. Вот в пояснительной записке записано, что законопроект разработан в целях упорядочивания взаимоотношений между операторами связи и абонентами, в том числе иностранными гражданами. Вот это "в том числе" означает, что этот проект закона распространяется и на граждан Российской Федерации тоже? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антону Вадимовичу Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. По сути, в законопроекте два блока. Один блок касается российских граждан, для которых появляется удобный сервис управления собственными сим-картами. Второй блок касается иностранных граждан, которые теперь будут сдавать биометрические данные, для них ограничивается количество сим-карт, номеров до десяти штук, и там ряд других мер, направленных на усиление контроля за оказанием услуг иностранным гражданам, которые желают использовать российские сим-карты. Два блока: один блок касается российских граждан - для усиления их безопасности и возможности противодействия мошенникам, второй блок касается иностранных граждан - будет усилен, ещё раз подчёркиваю, контроль за оказанием услуг иностранным гражданам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Евсеевич, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Обсудили подробно всё. Переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 30 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 7 чел.1,6 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.