Заседание № 309
О проекте федерального закона № 647044-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 15 мая 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Сергей Александрович Жигарев, пожалуйста. ЖИГАРЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 15 мая 2019 года. Подготовка законопроекта ко второму чтению главным образом была связана с выполнением поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 года в сфере развития физической культуры и спорта. Существенно сокращён перечень мероприятий, в отношении которых в букмекерских конторах могут заключаться пари, теперь это исключительно спорт. Дополнительно предусмотрены целевые отчисления со ставок на иностранный спорт, которые будут направляться на развитие детско-юношеского спорта, размер и порядок будет определять правительство, Минспорт. Установлен запрет на совмещение деятельности в букмекерских конторах и деятельности в тотализаторах, которые теперь организовывают пари исключительно на испытания лошадей. Всего к законопроекту поступило 22 поправки: 15 поправок содержатся в таблице поправок № 1 и рекомендуются комитетом к принятию, семь поправок включены в таблицу поправок № 2 и рекомендуются комитетом к отклонению. Законопроект отработан с учётом требований юридической техники и лингвистических правок, прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 49 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 15 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 43 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ЖИГАРЕВ С. А. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Прошу поставить на голосование, Александр Дмитриевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона, пункт 28. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 23 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 210
О проекте федерального закона № 647044-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения требований к букмекерским конторам, тотализаторам, пунктам приёма ставок букмекерских контор и тотализаторов, касающихся наличия банковской гарантии и проведения азартных игр).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на устранение такой неприятной практики, которая у нас существует, - под видом букмекерской деятельности по факту проводятся азартные игры. И допускается это сейчас в силу того, что нет исчерпывающих перечней видов действий, событий, на которые можно принимать ставки в букмекерских конторах. Правительство, осознав эту проблему, разработало и предлагает вам поддержать инициативу, в рамках которой устанавливаются ограничения, перечень видов событий, на которые допускается принятие ставок букмекерской конторой. В первую очередь это спортивные мероприятия и многие аналогичные мероприятия, которые, собственно, и должны быть в конечном счёте теми событиями, на которые в классике мирового букмекерского бизнеса принимаются ставки. К сожалению, мы видим, что сейчас ставки принимаются на искусственные события, сгенерированные вычислительной техникой, которая находится в самих букмекерских конторах, и такого рода ставки неотличимы от ставок в игорных зонах. Чтобы это исключить, мы прописываем исчерпывающий перечень всех событий, которые являются реальными, и событий, исход которых не зависит от действий организаторов азартных игр. Также законопроектом предлагается ряд других предложений, которые направлены на совершенствование государственного регулирования деятельности букмекерских контор. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Бориса Романовича Пайкина, пожалуйста. ПАЙКИН Б. Р., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике и промышленности, рассмотрев проект федерального закона, отмечает следующее. С учётом заявленных целей законопроекта комитет считает концепцию законопроекта заслуживающей поддержки. Вместе с тем ряд положений законопроекта требуют уточнения, а предлагаемые им изменения могут потребовать внесения редакционных изменений в другие положения федерального закона. В частности, следует уточнить, что к числу мероприятий, события которых могут являться предметом пари, относятся спортивные соревнования, за исключением детско-юношеских спортивных соревнований. Кроме того, из текста законопроекта неясно, о каких именно итогах голосования, которые также могут являться предметом пари, идёт речь: может быть, речь идёт о голосовании жюри кинофестиваля или музыкального конкурса, а может быть, о голосовании по итогам других событий, перечень которых необходимо уточнить в целях устранения правовой неопределённости. Правовое управление Аппарата Государственной Думы отметило, что проектируемое положение федерального закона о размещении в доступном для посетителей игорного заведения месте действующей банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками азартных игр должно быть соотнесено с уже действующими нормами, согласно которым требование о наличии банковской гарантии адресовано только организатору азартных игр в букмекерской конторе, а не в любом игорном заведении. По законопроекту поступили другие замечания правового и юридико-технического характера, которые, по мнению комитета, могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении без изменения его концепции в случае принятия законопроекта в первом чтении. Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, являясь комитетом-соисполнителем, также поддерживает концепцию законопроекта. С учётом изложенного комитет Государственной Думы по экономической политике предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Неверов Сергей Иванович, пожалуйста. НЕВЕРОВ С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю правительства, к докладчику. Не считаете ли вы возможным во втором чтении исключить из текста законопроекта пункт о зрелищно-развлекательных мероприятиях, которые транслируются в прямом эфире? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Сергей Иванович, данный вопрос являлся элементом дискуссии на заседании совета при президенте по спорту, там этот вопрос обсуждался, и сейчас мы получили поручение при доработке ко второму чтению уточнить законопроект в части ужесточения его норм, исключения практически всех других событий, кроме спортивных мероприятий, но, насколько я помню, в поручении тем не менее зрелищные мероприятия остались. Если не остались в финальной редакции, значит... Ну, то есть как в поручении написано, так, естественно, и сделаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо не только спортивные, любые зрелищные мероприятия, транслируемые по телевидению... Ну, ко второму чтению проработаем. МОИСЕЕВ А. В. Ко второму чтению. Ну, собственно говоря, как вы знаете, поручение нам ровно такое и идёт: ко второму чтению доработать ровно в этом ключе, то есть мы точно выкидываем погоду и всё похожее, но вот по зрелищам дискуссия шла до самого последнего момента. Вот как выйдет поручение, так и будем, естественно, дорабатывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПАЙКИН Б. Р. У нас будут поправки ко второму чтению, как раз связанные с этим вопросом. Комитет их рассмотрит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Красов Андрей Леонидович, пожалуйста. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Владимирович, Правительство Российской Федерации регулярно ужесточает требования к организаторам азартных игр - и делает это совершенно справедливо, но требования, к сожалению, не распространяются на 14 так называемых золотых букмекеров, которые получили лицензию до апреля 2010 года. Мой вопрос вам: с чем связано такое особо тёплое отношение к организаторам азартных игр, которые получили лицензию более девяти лет назад? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Андрей Леонидович, может, это моя недоработка, но я, честно говоря, не знаю термина "золотые букмекеры", этот термин мне неизвестен. Я исходил из того, что данный законопроект в случае его принятия, в случае если он станет законом, ограничит, конечно, абсолютно всех, кто имеет лицензию на данном рынке. Я никогда не слышал о том, что есть какие-то 14 избранных, которые могут не подчиняться федеральному закону. Все должны будут делать так, как здесь написано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПАЙКИН Б. Р. Законопроект предусматривает одинаковые условия для всех игроков, для всех участвующих в этом бизнесе. И честно говоря, - мы этим вопросом уже давно занимаемся - нет сегодня выделения никаких букмекерских контор, которые зарегистрированы девять лет назад, семь, пять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Владимирович, я отчасти повторю предыдущий вопрос. На самом деле президент Ассоциации букмекерских контор высказывал своё мнение о неравных условиях на рынке. Есть так называемые старички - вот о чём сейчас сказали, - те, кто получил лицензию по упрощённой схеме до 2010 года, и есть те, кто сейчас получает лицензию на более жёстких условиях и должен соответствовать более жёстким критериям. На ваш взгляд, ситуацию с неравными условиями получения лицензий есть возможность как-то выправить, пересмотреть и так далее, чтобы ко всем были единые требования? Это первое. И второе. Профессиональное сообщество точно так же высказывает мнение по поводу отмены банковских гарантий, как устаревших, - скажите ваше мнение. МОИСЕЕВ А. В. Что касается первого вопроса. Ну понятно, что получение лицензии в любом виде деятельности, конечно, регламентируется разными требованиями, даже если взять банковскую лицензию или любую другую лицензию. Давайте посмотрим получение лицензии на охотничье оружие: 10-15 лет назад его можно было получить по справке из поликлиники, а сейчас надо пройти 28 экспертиз. Соответственно, когда люди эти лицензии возобновляют, это происходит уже по новым требованиям, и те требования, которые относятся к деятельности - не к лицензированию, а к деятельности, - конечно, распространяются на всех. Это относится и к этому требованию, то есть все - и старые, и новые - должны будут принимать ставки только на те события, которые в итоге останутся, то есть спортивные. Ну и в соответствии с замечанием Сергея Ивановича там, видимо, всё остальное надо будет убирать. Что касается требований, связанных с отчислениями, они на всех распространяются. Требования по отчислениям будут увеличиваться (вы знаете, что такой законопроект в Государственной Думе уже сейчас рассматривается). Первое - это, безусловно, отчисления на массовый спорт, а второе - это, конечно, все требования, связанные с вступлением в СРО. Требования, связанные с минимальным капиталом, тоже распространяются на всех. Поэтому, да, что касается получения лицензий, вот самого получения, может быть, требования и отличаются, но нормы, которые на всех распространяются, одинаковые. Понимаете, мы не можем взять и отозвать лицензии просто потому, что они были получены давно, и заставлять людей заново получать лицензии, нам наши бизнес-омбудсмены такого не позволят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синяговский Владимир Ильич. СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Владимирович, планируется ли ко второму чтению включить в законопроект определение понятия зрелищно-развлекательных мероприятий, поскольку законопроект относит их к числу мероприятий, события которых могут являться предметом пари? МОИСЕЕВ А. В. Владимир Ильич, вот только что с Сергеем Ивановичем это обсудили. Да, сейчас к нам идёт поручение президента, в рамках которого мы будем готовить поправки правительства, видимо. Либо, если не будет поправок правительства, может быть, вы или ваши коллеги подготовите, но так или иначе поручение президента надо будет выполнять. И в зависимости от того, что там будет написано, мы так и будем делать. Там было несколько вариантов, мы пока не знаем, какое будет финальное решение президента по этому поводу, но один из вариантов был - только спортивные, другой вариант - спортивные и зрелищные. И я прошу прощения: отвечая на предыдущий вопрос, забыл ответить на вопрос про гарантию. Законопроектом уже сейчас предусматривается упрощение требований по банковской гарантии. В целом мы готовы это упростить, но отказываться не готовы, потому что полагаем, что целевые отчисления, которые получает государство, и отчисления, которые направляются на развитие массового спорта, конечно, должны быть обеспечены; мы должны быть уверены, что мы эти деньги получим, а также спортивные организации и спортивные федерации деньги получат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. Уважаемый Алексей Владимирович, продолжая тему предыдущих вопросов, хотелось бы уточнить: а в целом какие критерии были положены в основу исключения зрелищно-развлекательных мероприятий из перечня возможных для приёма ставок? И при принятии какие последствия могут наступить в случае таких нарушений? МОИСЕЕВ А. В. Последствия - вплоть до отзыва лицензии. А что касается мероприятий, принцип базовый такой: эти мероприятия должны быть общественно наблюдаемыми, независимо от того, что делает букмекер, это первое. И второе - их исход не должен зависеть от деятельности букмекеров. То есть какие основные признаки азартных игр? Вот, условно говоря, у вас скачут лошадки на компьютере, и выиграла та лошадка, которая была запрограммирована этим компьютером, - вот это азартная игра. А если лошадь скачет на ипподроме, или если идёт футбольный матч, или что-то подобное, то есть все могут включить телевизор и посмотреть или открыть Интернет и посмотреть, что там произошло, то это уже считается событием, исход которого не зависит от деятельности букмекера. Если, конечно, исключить договорные матчи, против которых мы тоже, я надеюсь, скоро внесём законопроект, то, собственно говоря, исход здесь не зависит от того, кто организовывает эти азартные игры. То есть задача такая: чтобы, приходя в букмекерскую контору, человек ставил на событие, исход которого никак не зависит от того, что делает или не делает эта букмекерская контора. И тогда мы вот этот элемент схожести до неузнаваемости между азартными играми и ставкой у букмекеров убираем. Это самое главное. Но вот по ходу доработки законопроекта, опять же как сегодняшняя дискуссия показывает, было указано, что, например, не очень хорошо принимать ставки на выборы, не очень хорошо принимать ставки на разные детские мероприятия и так далее. Конечно, в соответствии с поручением президента, о котором я говорил, мы будем предлагать это всё заузить ещё больше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 05 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.