Заседание № 168
14.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 64561-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" в части установления моратория на рост цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в 2022 году".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4188 по 4310 из 5741
Пункт 37, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" в части установления моратория на рост цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в 2022 году". Доклад Валерия Карловича Гартунга. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле это очень простой законопроект. Александр Дмитриевич, прочитав название нашего законопроекта, фактически о нём рассказал. Речь идёт о том, что мы предлагаем установить законом мораторий на рост тарифов на услуги естественных монополий, - собственно говоря, всё. Почему мы это предлагаем сделать? Ну, прежде всего, в 2022 году всем было понятно, что ситуация особая, и мы с таким предложением вышли. Но дело в том, что в 2023 году ничего принципиально не изменилось, эта тема актуальна и сейчас - почему это нельзя сделать? Ну, на мой взгляд, позиция Правительства Российской Федерации здесь не выдерживает никакой критики, на самом деле механизм замораживания тарифов на предыдущем уровне Правительством Российской Федерации применялся, у Правительства Российской Федерации такое право есть, но оно, к сожалению, этим правом не всегда пользуется, поэтому мы предложили это закрепить в федеральном законе. Вот, собственно говоря, и всё. Учитывая, что формат обсуждения этого законопроекта не предусматривает вопросов и ответов на эти вопросы, я в своём выступлении, скажем так, раскритикую позицию профильного комитета. В заключении сказано о том, что, дескать, у нас тарифы уже экономически обоснованы, замораживание роста тарифов ударит по самим естественным монополиям, а в итоге это может привести, скажем так, к непредоставлению услуг. Но если мы посмотрим затраты естественных монополий, которые проводят закупки у взаимозависимых лиц без проведения конкретных процедур, то увидим серьёзные источники сокращения издержек. Я с этой трибуны много раз на эту тему высказывался и повторю, что закупки у взаимозависимых лиц в течение года производятся на сумму около 30 триллионов рублей, в основном это естественные монополии. Так что если мы заморозим рост тарифов на услуги естественных монополий, то мы побудим их к тому, чтобы они свои траты проводили через конкурентные процедуры, соответственно, покрыли, скажем так, снизили расходы на приобретение товаров и услуг и тем самым уложились в установленные законом тарифы, не повышая цен. Вот, собственно говоря, и всё. Мы считаем, что у естественных монополий есть возможности для сокращения издержек, не говоря уже об их инвестиционных программах, которые сегодня, к сожалению, никак не контролируются Правительством Российской Федерации и не учитываются, скажем так, при формировании новых цен. Эти расходы на инвестиционные программы закладываются в тарифы, но при этом эффект, который они должны получить от этих инвестиционных программ, в виде сокращения издержек никак не учитывается, и фактически потребитель платит дважды: сначала за инвестиционные программы, а потом ещё и за тарифы, за возрастающие тарифы. Мы предлагаем всё-таки распространить мораторий на этот год и просим вас поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Владимировича Ситникова. СИТНИКОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по защите конкуренции рассмотрел представленный проект и отмечает следующее. Предусмотренный законопроектом подход противоречит действующей системе нормативно-правового регулирования в сфере тарифообразования и не учитывает особенностей регулирования в отдельных сферах экономики. В соответствии с законодательством о естественных монополиях при определении и установлении цен (тарифов) на товары, работы и услуги субъектов естественных монополий должны учитываться экономически и технологически обоснованные затраты на их производство и реализацию, а также обоснованная норма прибыли, необходимая для эффективного функционирования объектов естественных монополий. Фактором, влияющим на рост цен (тарифов) субъектов естественных монополий, является рост удельных затрат, базирующийся на конъюнктуре рынка и общих подходах к начислению зарплаты персоналу, правилам закупки на конкурентном рынке и так далее. С учётом социальной значимости сохранения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий приоритетом государственной тарифной политики является ограничение темпов роста цен на услуги естественных монополий уровнем инфляции. Предельные индексы не позволяют увеличивать тарифы на товары и услуги естественных монополий выше установленного уровня без согласования с ФАС России. Начиная с 2018 года предельные индексы не превышают уровень инфляции, в частности на прошлый год были установлены индексы на уровне 9 процентов при инфляции 11,94 процента. Принимаемые меры тарифной политики позволяют регулируемым организациям сохранить финансовую устойчивость, осуществлять необходимые производственные мероприятия и одновременно ограничивать рост платы за поставляемые услуги. Комитет обращает внимание, что установление тарифов на услуги естественных монополий ниже экономически обоснованного уровня без учёта региональных и технологических особенностей осуществления регулируемой деятельности содержит риски недофинансирования работ по реконструкции, модернизации и ремонту имущественного комплекса, что может привести к повышению износа коммунальной инфраструктуры, технологическим авариям и понижению качества жизни. Комитет считает, что существующая нормативно-правовая база по установлению предельного уровня цен (тарифов) на регулируемые услуги является сбалансированной. На законопроект поступили отрицательные заключения Правительства Российской Федерации, комитетов Совета Федерации, Счётной палаты Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы и отдельных субъектов естественных монополий. Учитывая изложенное, Комитет по защите конкуренции считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе представленный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона, пункт 37. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 29 сек.) Проголосовало за 105 чел.23,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7 % Результат: не принято Отклоняется.