Заседание № 215

17.02.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 645316-6 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в части, касающейся срока подачи уведомления о проведении публичного мероприятия; внесён Государственным Советом Республики Коми).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4440 по 4684 из 7324
Рассматриваем два альтернативных законопроекта - пункты 35.1 и 35.2.            
                                                                                
Пункт 35.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7         
Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и           
пикетированиях". Докладывает Дмитрий Васильевич Аристов, заместитель министра   
юстиции.                                                                        
                                                                                
АРИСТОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра юстиции Российской Федерации.                              
                                                                                
Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной        
Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении       
изменения в статью 7 Федерального закона "О собраниях, митингах,                
демонстрациях, шествиях и пикетированиях", разработанный Правительством         
Российской Федерации в целях реализации постановления Конституционного Суда     
Российской Федерации от 13 мая прошлого года № 14-П. Данным постановлением      
Конституционного Суда признана неконституционной часть 1 статьи 7               
Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и           
пикетированиях" в той мере, в какой содержащиеся в ней положения не             
обеспечивают возможность подачи уведомления о проведении публичного             
мероприятия в случаях, когда определяемый по общему правилу срок подачи         
уведомления - не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения           
публичного мероприятия - полностью совпадает с нерабочими праздничными днями.   
Законопроектом предлагается привести в соответствие с указанным                 
постановлением Конституционного Суда положения федерального закона. В           
частности, часть 1 статьи 7 предлагается дополнить положением, согласно         
которому при совпадении установленного законодательством Российской Федерации   
срока подачи уведомления о проведении публичного мероприятия с нерабочими       
праздничными днями уведомление может быть подано в последний рабочий день,      
предшествующий нерабочим праздничным дням.                                      
                                                                                
Кроме того, был проведён анализ правоприменительной практики проведения         
публичных мероприятий в субъектах Российской Федерации. По результатам          
анализа, представленным в материалах, можно отметить следующее: в большинстве   
субъектов не зафиксированы случаи подачи уведомления о проведении публичных     
мероприятий, когда срок подачи этих уведомлений полностью совпадает с           
нерабочими праздничными днями, однако в семи субъектах Федерации такие случаи   
были и уведомления подавались организаторами в последний предпраздничный        
день. Как правило, публичные мероприятия планировались к проведению сразу       
после новогодних праздников. При этом в одном субъекте Федерации, в Алтайском   
крае, сложилась практика, когда при совпадении сроков подачи уведомления о      
проведении публичного мероприятия с нерабочими праздничными днями должностные   
лица администрации города обеспечивали приём и рассмотрение указанных           
уведомлений в нерабочие праздничные дни.                                        
                                                                                
Учитывая изложенное, полагаем, что предлагаемые изменения будут                 
способствовать единообразию в применении положений Федерального закона "О       
собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".                 
                                                                                
Прошу поддержать законопроект и принять его в первом чтении.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
Пункт 35.2, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7         
Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и           
пикетированиях". Докладывает Владимир Александрович Поневежский.                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович, в чём заминка?                    
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Иван Иванович, нет у меня доклада. Ну у меня нет доклада!     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, докладчик отказывается от доклада, поэтому сразу     
предоставляем слово для содоклада председателю Комитета по делам общественных   
объединений и религиозных организаций Ярославу Евгеньевичу Нилову.              
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Рассматриваем два      
альтернативных законопроекта: первый внесён Правительством Российской           
Федерации, второй - Государственным Советом Республики Коми. На самом деле      
концептуально это два совершенно одинаковых законопроекта, и в принципе во      
втором чтении можно было бы и один, и второй дорабатывать, но справедливости    
ради надо отметить, что правительство свой законопроект раньше внесло, это      
раз, и по правительственному законопроекту замечаний на данный момент меньше,   
чем по законопроекту, который внесён парламентом Республики Коми, это два. В    
связи с этим комитет предлагает поддержать законопроект, внесённый              
Правительством Российской Федерации, а альтернативный законопроект, внесённый   
парламентом Республики Коми, отклонить.                                         
                                                                                
Поясню, для того чтобы было ясно, о чём идёт речь. Сегодня по действующему      
законодательству для проведения публичных мероприятий необходимо подать         
уведомление не ранее чем за 15 дней и не позднее чем за 10 дней до проведения   
мероприятий, однако у нас бывают длинные выходные - это новогодние праздники,   
это майские праздники - и возможны такие случаи, нечасто, но бывает, когда      
невозможно подать в срок уведомление для проведения публичного мероприятия.     
Вот для того, чтобы такой правовой пробел устранить, и были внесены             
соответствующие поправки в Государственную Думу, теперь в последний рабочий     
день перед длинными выходными можно подавать заявку, и, таким образом,          
публичное мероприятие будет проведено.                                          
                                                                                
Прошу законопроект № 619729-6 поддержать, а законопроект № 645316-6             
отклонить.                                                                      
                                                                                
И для того чтобы не выступать от имени фракции ЛДПР, в завершение скажу:        
фракция ЛДПР поддержит оба законопроекта - и правительственный, и внесённый     
парламентом Республики Коми.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Дмитрию Васильевичу.                             
                                                                                
Вот у нас кроме официальных праздников, отмеченных в календаре на каждый        
очередной год, есть практика переноса выходных дней - чаще это бывает к 1 и 9   
Мая, ко Дню Победы, - когда выходные дни с одного месяца переносятся на         
другой, чтобы людям можно было подольше отдохнуть и, наверное, покопаться в     
огороде. Это тоже создаёт некоторые проблемы для митингующих. Вот эти           
переносы выходных, допустим, за месяц до очередного праздника, тоже             
учитываются в этом законопроекте или это ничем не регулируется?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Васильевич.                           
                                                                                
АРИСТОВ Д. В. Спасибо, Владимир Николаевич, за вопрос.                          
                                                                                
Этот законопроект не распространяется на выходные дни. Мы просчитали все        
возможные варианты: на практике таких случаев, когда пять дней подряд будут     
выходные дни или в сочетании праздничные и выходные дни, кроме приведённых в    
докладе новогодних праздников и ещё одного праздника, не будет. Выходные дни    
в законопроекте не учтены, так как таких ситуаций, когда выходные дни           
полностью придутся на этот период, даже с учётом переносов не получается, мы    
это всё просчитали.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Дмитрий Васильевич, конечно, Конституционный Суд        
щелчок по носу дал и министерству, и депутатам. Скажите, а когда мы тот         
вариант принимали, эта проблема обдумывалась или нет?                           
                                                                                
АРИСТОВ Д. В. Спасибо, Валентин Степанович, за вопрос. Дело в том, что          
федеральный закон о собраниях принимался в 2004 году, и тогда, если мне         
память не изменяет, таких длинных новогодних праздников не было и самой         
проблемы не существовало.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич.                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Ярославу Евгеньевичу Нилову вопрос.                               
                                                                                
Ярослав Евгеньевич, вот в принципе правильно, что мы более детально             
урегулируем порядок подачи уведомлений, исчисления сроков, но представляется,   
что всё равно есть очень серьёзные пробелы и есть нормы, которые позволяют      
двояко толковать заявителями и уполномоченными органами те или иные положения   
законов. У нас часто возникают ситуации, когда очереди там занимают с шести     
утра, в частности у партии ЛДПР неоднократно были случаи, когда подставные      
лица тоже подавали заявки, создавали искусственную очередь, такую "карусель"    
и у добросовестных заявителей возникали очень серьёзные проблемы. На ваш        
взгляд, возможно ли всё-таки более детальное урегулирование процедуры           
исчисления сроков подачи уведомлений о проведении публичного массового          
мероприятия?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон.            
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. В данном законопроекте речь идёт о том, что можно в последний       
рабочий день перед длинными праздниками подать уведомление в том случае, если   
необходимо после этих праздников провести соответствующее мероприятие.          
                                                                                
Что касается детализации, указания какого-то точного времени подачи             
уведомления, здесь всё зависит от того, во сколько соответствующие органы       
начинают свой рабочий день. И конечно, недопустимо, когда выстраиваются с       
ночи очереди, когда через заднее окно, из-за пазухи, так сказать, подают        
уведомления или когда происходят драки и споры, кто первый занял то или иное    
место в этой очереди. Всё это уже напоминает не подачу уведомления для          
проведения общественного мероприятия, а период начала скидок где-нибудь в       
Америке. Может быть, целесообразно было бы прописать, что начало подачи         
уведомлений - с восьми утра или с девяти утра, но органы государственной        
власти и местного самоуправления в каждом субъекте работают по-разному,         
поэтому здесь нужно посмотреть, как эту норму сделать универсальной.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Есть.                                              
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович.                                           
                                                                                
На самом деле мы поддержим концепцию, поддержим оба законопроекта, они          
примерно об одном и том же. Немного шире законопроект, представленный           
Государственным Советом Республики Коми, он касается ещё и пикетов, которые     
организовываются группой граждан, но это в данном случае неважно, в принципе    
посылы инициаторов данных законопроектов правильные. Верно сказал Ярослав       
Евгеньевич - человек, который на практике неоднократно сталкивался с            
проблемами при проведении публичных массовых мероприятий: именно в момент       
подачи уведомления, да в принципе и в момент проведения, возникают              
конфликтные ситуации, особенно если речь идёт о каких-то популярных датах, о    
популярных местах, которых даже в больших городах не так много, например в      
Москве тоже одни и те же точки, где партии и общественные организации           
проводят различного рода мероприятия. В связи с этим, конечно, в таких          
конфликтогенных ситуациях очень важно всё-таки соблюдать процедуры, и           
детальная регламентация сроков, порядка подачи, естественно, является           
дополнительным сдерживающим фактором, который позволит сторонам не скатиться    
в какое-то противостояние, противодействие, а, наоборот, будет способствовать   
консенсусу.                                                                     
                                                                                
Правильно было замечено, что у нас имели место неоднократные всевозможные       
провокации, попытки сорвать нежелательные мероприятия какой-то партии или       
политической силы, и естественно, если мы говорим о законе, то закон должен     
давать гарантию уведомителю, вне зависимости от его политических пристрастий,   
взглядов, чтобы всё-таки эти мероприятия были проведены. Конечно же, мы не      
рассматриваем сегодня такие вещи, как несанкционированные акции, различные      
флешмобы с каким-то там политический подтекстом, - понятно, что всё это уже     
не подпадает под действие закона, данная деятельность, конечно,                 
противозаконна и к нарушителям, конечно же, должны применяться меры             
воздействия, они должны нести ответственность, но именно на стадии подачи       
уведомлений мы сталкиваем граждан, сталкиваем представителей партий,            
общественных организаций с органами власти. Если люди будут иметь гарантии      
того, что их уведомления своевременно получат, зарегистрируют и их права не     
будут нарушены, то конфликтов, считаю, удастся избежать. Мы недавно             
рассматривали вопрос о коллеге из фракции КПРФ - вот там, в Ростове-на-Дону,    
ситуация как раз переросла из такого конструктивного, компромиссного            
состояния в противостояние: если бы стороны уважительно друг к другу            
относились, если бы собравшимся дали возможность высказаться, реализовать       
своё законное право, может быть, удалось бы избежать этого конфликта и вот      
этих печальных последствий, которые для всех сторон наступили.                  
                                                                                
Мы считаем, что нужно двигаться по пути дальнейшей детализации,                 
урегулирования и возможный выход - это электронная регистрация, дистанционная   
регистрация, когда машина сама посчитает до доли секунды, кто раньше пришёл,    
тогда никто не будет прятаться в каком-то кабинете, не будет скрытно подавать   
это уведомление, не будет заходить через чёрный ход, тогда у всех сторон        
будет уверенность в том, что их права соблюдены, и конфликтов удастся           
избежать.                                                                       
                                                                                
А проекты закона, и один, и другой, фракция ЛДПР поддержит.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Васильевич, ещё раз будете выступать? Ярослав Евгеньевич? Нет.          
                                                                                
Выносим законопроекты на "час голосования".                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5719 по 5759 из 7324
И два альтернативных законопроекта, пункты 35.1 и 35.2.                         
                                                                                
Пункт 35.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7         
Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и           
пикетированиях".                                                                
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Теперь пункт 35.2, проект федерального закона "О внесении изменения в статью    
7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и         
пикетированиях".                                                                
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 35.1.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
                                                                                
За - триста девяносто.                                                          
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 35.2.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              192 чел.42,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    194 чел.                                          
Не голосовало                 256 чел.56,9 %                                    
                                                                                
За - сто девяносто два.                                                         
                                                                                
Таким образом, законопроект под пунктом 35.1 принимается, а законопроект под    
пунктом 35.2 отклоняется.