Заседание № 267
О проекте федерального закона № 644998-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части развития инструментов финансового рынка".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части развития инструментов финансового рынка". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект предоставляет участникам финансового рынка дополнительные гарантии исполнения обязательств по финансовым договорам, а соответственно, обеспечивает стабильность, привлекательность российского финансового рынка и будет способствовать его развитию. Законопроект готов к принятию в третьем чтении. Прошу его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части развития инструментов финансового рынка", 10-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 24 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 266
О проекте федерального закона № 644998-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части развития инструментов финансового рынка".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части развития инструментов финансового рынка". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на развитие финансового рынка, на защиту участников финансового рынка. К законопроекту поступило девять поправок, все они в таблице поправок, рекомендуемых к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 34 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 58 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, просьба поставить на завтра для рассмотрения в третьем чтении законопроект, принятый вами во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 203
О проекте федерального закона № 644998-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части развития инструментов финансового рынка".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части развития инструментов финансового рынка". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Алексей Владимирович Моисеев. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на совершенствование уже действующего механизма так называемого ликвидационного неттинга, или зачёта встречных обязательств. Данный механизм является очень важным для развития рынка хеджирования, защиты от рисков на финансовых рынках, это одна из основных его функций. Эта функция работает в России, к сожалению, ещё недостаточно чётко. В связи с этим правительством разработан и внесён законопроект, который уточняет целый ряд положений и связан с результатом анализа правоприменительной практики, работы данного механизма на финансовых рынках. Законопроект предполагает введение защиты ликвидационного неттинга при оспаривании действительности одного или нескольких финансовых договоров, исключение возможности необоснованного оспаривания ликвидационного неттинга, закрепление возможности использования механизма ликвидационного неттинга в отношении нескольких нетто-обязательств. Также предусмотрен ряд технических изменений. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. С содокладом выступает Алексей Вадимович Лященко от Комитета по финансовому рынку. ЛЯЩЕНКО А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на совершенствование норм законодательства, регламентирующих институт ликвидационного неттинга. Определение неттинга в российском законодательстве было введено пунктом 11 статьи 2 Федерального закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте". Согласно положениям указанного федерального закона неттинг - это полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачётом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга. Вносимые в статью 20 федерального закона изменения исключают возможность необоснованного оспаривания ликвидационного неттинга, а также финансовых договоров, заключённых в целях обеспечения исполнения обязательств из производных финансовых инструментов, как сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одним кредиторам перед другими кредиторами, по основаниям, предусмотренным статьёй 61-3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", устраняют неоднозначность допустимости ликвидационного неттинга в рамках различных процедур банкротства, обеспечивают единообразие регулирования механизма ликвидационного неттинга в различных нормативных правовых актах, а также закрепляют возможность использования механизма ликвидационного неттинга в отношении нескольких нетто-обязательств, выявленных из различных генеральных соглашений (то есть единых договоров) и (или) правил клиринга. Принятие данного законопроекта позволит снять дополнительные юридические риски для участников оборота и повысить привлекательность российского финансового рынка. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Вадимович. Коллеги, вопросы есть? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, за последние годы Центробанк отозвал лицензии более чем у 460 банковских учреждений. Но, как показывает практика, несмотря на то что мы в том числе на санацию тратим более триллиона рублей, от таких процедур в значительной степени страдают малые и средние предприятия со счетами в банках, у которых были отозваны лицензии. Нельзя ли ко второму чтению вашего законопроекта предусмотреть там установление гарантий для держателей счетов? Ведь, получается, на санацию деньги потратили, а предприятия ничего не получают. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, вынужден с вами не согласиться, потому что по факту в случае санации все кредиторы банков, как маленькие, так и большие, как "физики", так и "юрики", получают свои вклады, свои деньги в полном объёме. При реализации санации никто, кроме государства, которое тратит деньги на санацию, о чём вы правильно сказали, не страдает, в этом, собственно говоря, и смысл этой самой санации. Если мы посмотрим любой случай, когда проводилась санация, увидим, что в этом и смысл: при санации банк выполняет все свои обязательства, это точно так, на 100 процентов. Ровно поэтому в случае санации государство деньги и тратит - чтобы никто из клиентов банка не пострадал. Возьмём пример с нашумевшим банком "Открытие" - ровно поэтому Центральный банк и принял соответствующее решение, потому что там были деньги миллионов граждан и субъектов небольшого бизнеса, которые потеряли бы свои деньги, то же самое относится к "Промсвязьбанку", который работал с большим количеством субъектов малого бизнеса. То есть это ровно та причина, по которой государство тратит деньги на санацию, - именно чтобы спасти сбережения граждан и деньги бизнеса, которые в этих банках хранятся. Это первое. Второе. У нас уже несколько лет, если я не ошибаюсь, с 2015 или 2016 года, действует страхование вкладов малого и среднего бизнеса. Соответственно, если банк банкротится, идёт не в санацию, а в банкротство, точно так же субъекты малого и среднего бизнеса, как и физические лица - вкладчики, получают свои деньги. Поэтому я полагаю, что как раз малый бизнес у нас защищён достаточно хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ЛЯЩЕНКО А. В. Я хотел бы дополнить, что нормы, которые предлагаются к принятию в данном проекте закона, усовершенствуют и даже, наверное, упростят процедуру ликвидации и банкротства и направлены в том числе на соблюдение интересов малого и среднего бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. От фракции, пожалуйста, поставьте. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы, безусловно, поддержим этот законопроект, мы согласны с тем, что нужно улучшать законодательство о банкротстве, особенно в части банкротства финансовых организаций. Вместе с тем хотелось бы обозначить проблему, которая сегодня является реально актуальной. Наверное, в последнее время, когда вы входите в Думу, вы видите, что вкладчики банка "Югра" стоят с плакатами и просят защитить их. Я сейчас опишу ситуацию, в которой они оказались: несколько десятков тысяч человек, только в одном банке "Югра" примерно 35 тысяч человек, являются так называемыми вкладчиками-превышенцами, они не могут вернуть деньги, которые вложили в банки, причём в банки, с их точки зрения, занимавшие достаточно устойчивые финансовые позиции. Получается, что сейчас многие из этих граждан попали в чрезвычайно трудные жизненные ситуации. Я просто опишу несколько таких ситуаций, чтобы вы поняли. Например, граждане готовили сделку по покупке жилья, продали единственное жильё, положили деньги в банк, и в то время, когда они готовились заключить договор, проходили разные процедуры, у банка отозвали лицензию - эти люди потеряли вообще все деньги. Причём среди них есть семьи, которые по закону имеют право на государственную поддержку, то есть и деньги, полученные в качестве поддержки, тоже пропали, это материнский капитал и так далее. Получается, у нас люди, добросовестные граждане в силу, скажем так, недоработки того же регулятора либо несовершенства законодательства просто потеряли деньги. Нашей фракцией подготовлено два законопроекта, для того чтобы, ну, как-то сгладить эту ситуацию, разрешить её. Один проект закона касается определения и введения в законодательство понятия трудных жизненных ситуаций - мы предлагаем для вкладчиков банков, попавших в процедуру банкротства, повысить страховое возмещение с 1,4 миллиона до 10 миллионов рублей. Предварительно мы получили добро от Центрального банка, и даже, вы слышали, у нас здесь, в зале, первый вице-премьер Силуанов говорил, что они готовы рассматривать эту идею и поддерживают её. Но хотел бы ещё обратить внимание, что очень часто банки выпускали специальные продукты. Ну, например, у банка "Югра" был продукт - вклад "Социальный...", где повышенные проценты выплачивались гражданам, которые по закону - подчёркиваю, по закону - подпадают под такие понятия, как социально незащищённые слои: пенсионеры, инвалиды, участники войны, "чернобыльцы" и так далее. То есть они перечисляли все категории граждан, которые могут претендовать и получают поддержку от государства, зазывали их высокими процентами, а потом их просто банально кинули. И вот как раз граждан этих категорий оказалось в "Югре" очень много, поэтому мы предложили как-то помочь со стороны государства этим гражданам. И второй законопроект, который мы внесли. Мы предложили вкладчиков, независимо от того, в какой жизненной ситуации они оказались, если у них сумма вклада от 1,4 миллиона - вы знаете, что в отношении сумм до 1,4 миллиона рублей у нас действует страховка и деньги возвращаются в полном объёме, - так вот если размер вклада свыше 1,4 миллиона и до 10 миллионов рублей, эту категорию мы предложили граждан поставить перед АСВ. Что это значит? Это не значит, что государство им 100 процентов заплатит, подобно тому как в первом случае мы распространяем страховку; это значит, что при осуществлении процедуры банкротства банка эти граждане будут стоять перед АСВ и процент возмещения, возврата у них будет выше. Это не будет 100 процентов, это может быть 40, 50, 60 процентов, но не как сейчас - 3, 5, 7 процентов. Поняли, в чём суть? Я вам объясняю просто потому, что при входе в Государственную Думу вы видите плакаты, - речь идёт именно об этих двух законопроектах. Ещё раз вернусь к этому закону: я считаю, что он правильный, нужный, мы его поддержим, но люди от нас ждут других законов, которые также внесены в Государственную Думу, и мы просим их тоже поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Коломейцев Николай Васильевич, от фракции КПРФ. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотел бы акцентировать внимание уважаемого Алексея Владимировича вот на чём. Ну, наверное, этот закон надо поддерживать, по сути он правильный, но вот ситуация. Смотрите, мы в этом зале решали вопрос по "Кингкоулу" - шум, гам, но "Бинбанк" санировали, а помощь оказывал не санированный "Бинбанк", а Правительство Российской Федерации. Шахта "Восточная" в том же Гукове: обанкротили и банки, и шахту, но до сих пор заработную плату никто не вернул и не собирается возвращать, потому что вычеркнуты из реестра, как обанкроченные, и банк, и шахта. Я вам могу привести, у меня есть официальный ответ Федеральной службы судебных приставов: сегодня задолженность 15 миллиардов рублей только по заработной плате перед обанкроченными предприятиями, которую взыскать не с кого - в реестре нет, потому что, ну, шибко умные люди одновременно банкротили и шахту, и предприятие, и банк, услугами которого они пользовались. Ну и самое главное, Алексей Владимирович, какая есть проблема? Ну, сейчас есть гарантия физическим лицам, размер вклада которых до 1,4 миллиона рублей - раньше этот порог был 700 тысяч рублей, - но проблема в чём? Для банков малых и средних, как правило, региональных, у которых отозвана лицензия, для малых предприятий, которые держали счета в банках, у которых отозвана лицензия, гарантий вообще никаких - "умерла так умерла". В результате получается, что мы все вроде как помогаем малому бизнесу, но в данной ситуации, если крупные пострадали, то все шумят и обязательно поддержат, а если малые пострадали - их проблема. Поэтому, с моей точки зрения, и в этом заключался мой вопрос, может быть, не в рамках этого закона, но вы, как человек ответственный и глубоко понимающий свою проблематику... Всё-таки я вам конкретно передам обращения двух ассоциаций: озабоченные этой проблемой профессиональные люди считают - и правильно считают, - что к ним несправедливы, обижают в части как раз их гарантий, потому что, открывая в банке счёт, они же не обязаны проверять этот банк, для этого у нас есть банковский надзор, есть другие организации, но, если они потеряли, наверное, те, кто давал лицензию, должны отвечать перед вкладчиками этих банков. Вот такой вопрос я просил бы вас рассмотреть, потому что у нас, к сожалению, слишком много таких предприятий и именно из-за этого у нас в структуре экономики слишком мала доля как раз малых и средних предприятий и среднего класса как такового. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Изотов Алексей Николаевич, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Валерий Карлович и Николай Васильевич поднимают вопросы, которые к этому законопроекту, конечно, никакого отношения не имеют, тем не менее я всё-таки прокомментирую. Правильно заметили, что в 2014 году у нас была компенсация по вкладам, размер которых до 700 тысяч рублей. То есть государство взяло на себя, ну, не обязательства, а создало такую систему, что сумму, которую в обязательном порядке должно получить физическое лицо, увеличили в два раза, и на сегодняшний день 95 процентов всех вкладов физических лиц покрывается благодаря системе страхования вкладов. Кстати, и Алексей Владимирович об этом тоже здесь говорил, в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства тоже действует аналогичный закон, и сейчас микропредприятиям тоже компенсируются суммы до 1,4 миллиона рублей за счёт того же страхования вкладов. Так вот, Валерий Карлович, если мы увеличим эту сумму до 100 процентов, то есть будем выплачивать все возможные суммы, то неминуемо столкнёмся с неуправляемой ситуацией. Во-первых, мы не сможем просчитать, какие расходы будут из бюджета Российской Федерации, а они явно увеличатся. Второй момент - это то, что люди просто перестанут реально оценивать все риски, которые они могут нести, и понесут деньги мошенникам, которые будут заманивать их высокими процентами. И третий момент: у нас страхование вкладов идёт за счёт депозитов, которые выплачивают банки, 1-2 процента, и если мы не ограничим эту сумму, то, во-первых, мы не сможем рассчитать размер страховки, а во-вторых, те же коммерческие организации будут перекладывать свои риски на процентные ставки по кредитам и мы получим ситуацию, когда для людей будут просто повышенные ставки по займам и кредитам. Николай Васильевич, у вас вопрос был... Вы немножко путаете санацию с банкротством: по санации всё выплачивается; когда уходим в банкротство, это уже совсем другие взаимоотношения. Ну а этот законопроект у нас, коллеги, совсем о другом - о ликвидационном неттинге, о прекращении обязательств по финансовому договору, иными словами, о взаимозачёте требований. У нас этот институт возник с 2011 года, и практика показала, что необходимо внести редакционные поправки, в частности, мы говорим о том, что необоснованное оспаривание ликвидационного неттинга после принятия этого законопроекта будет невозможно. Законопроект просто направлен на упрощение процедуры банкротства в части составления реестра кредиторов. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Алексей Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик, Алексей Вадимович? Тоже нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 08 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект. По ведению - Валерий Карлович Гартунг, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно, каждый выходящий на трибуну может говорить о том, о чём считает нужным говорить, но, когда вы обращаетесь к кому-то из коллег, будьте внимательны. Я не говорил, что надо вообще снять ограничение по страховке, я сказал, что мы предлагаем поднять страховое покрытие для определённых категорий граждан - попавших в трудную жизненную ситуацию - до 10 миллионов рублей. А вы как раз обсуждали совсем другую ситуацию, о которой я вообще ни слова не сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.