Заседание № 240
О проекте федерального закона № 644109-7 "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов". Игорь Борисович Дивинский, пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект о валютном регулировании и валютном контроле в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием, по-русски, переводных, а в финансовой терминологии - трансферабельных аккредитивов прошёл бурное обсуждение. Проведены экспертизы, получены все необходимые согласования, законопроект готов к принятию в третьем чтении, что и предлагает сделать Комитет по финансовому рынку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет таковых. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 54 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 238
О проекте федерального закона № 644109-7 "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов" (принят в первом чтении 15 мая 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов". Докладывает Игорь Борисович Дивинский. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект о введении такой ожидаемой формы расчёта во внешнеэкономической деятельности, как трансферабельный аккредитив, или, говоря по-русски, переводной аккредитив, был принят нами в первом чтении в мае этого года. Минфин включил этот законопроект в список приоритетных законопроектов. К законопроекту поступило пять поправок: две поправки внесло правительство, три поправки внесли депутаты Государственной Думы. Поправки носят уточняющий, редакционный характер. По решению комитета четыре поправки вошли в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, одна поправка учтена в поправке 3 из тех, что на принятие, поэтому отклонена. Прошу проголосовать по таблицам поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович. Коллеги, есть вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 25 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Тоже нет вопросов. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 51 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 15 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Включите микрофон, пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемые коллеги, прошу включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в проект порядка работы Государственной Думы на 26 сентября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается. Прошу учесть.
Заседание № 210
О проекте федерального закона № 644109-7 "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 8-го пункта повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на дальнейшую либерализацию норм валютного контроля с целью облегчения нагрузки, которая сейчас накладывается этим регулированием на российских экспортёров. В частности, законопроектом предлагается обеспечить возможность использования российскими экспортёрами такой формы расчётов, как переводной аккредитив. Законопроектом предусматривается внесение трёх основных групп изменений. Во-первых, вводится признание резидента-экспортёра исполнившим обязанность по репатриации экспортной выручки при использовании им такой формы расчётов, как переводной аккредитив, если часть экспортной выручки переводится на банковский счёт другого резидента - поставщика экспортного товара. Во-вторых, вводится признание исполнения резидентом-экспортёром обязанности по репатриации валютной выручки или резидентом-импортёром обязанности по возврату аванса по импорту, если такой резидент обеспечит получение денежных средств на свой банковский счёт в банке, за вычетом сумм комиссионного вознаграждения. В-третьих, законопроектом предусматривается перечень документов, которые имеют право запрашивать органы и агенты валютного контроля у резидентов, чтобы они подтвердили данные операции. Таким образом, сейчас при использовании агентской схемы, когда экспортёр не самостоятельно выходит на внешний рынок, а использует для этого посредника, в том числе в случае, если это идёт в рамках государственной программы поставки продукции по государственным контрактам и для этого используются специально созданные организации посредников, в случае, если удерживается комиссионное вознаграждение, и в случае, если расчёты идут не напрямую на счёт компании, которая привезла товар, а через этого агента-посредника, такая операция является невозможной. Принятие данного законопроекта сделает её возможной, что в текущих тяжёлых для российских экспортёров условиях будет являться важным подспорьем. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Игоря Борисовича Дивинского. Пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как вы уже слышали, хочу обратить ваше внимание, законопроектом предлагается дополнить статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" двумя новыми основаниями, позволяющими считать резидента исполнившим свои обязательства по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности. В первом случае такая обязанность будет считаться исполненной, если резидент обеспечил получение от нерезидента на свои банковские счета денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги или возврат в Российскую Федерацию уплаченных нерезиденту денежных средств за непоставленные им товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банком-корреспондентом за осуществление операций по переводу денежных средств. Второе изменение направлено на обеспечение полноценной возможности использования резидентом при осуществлении внешнеторговой деятельности такой формы безналичных расчётов, как переводные, то есть трансферабельные аккредитивы. В силу статьи 870-1 Гражданского кодекса исполнение такого аккредитива может осуществляться лицу, указанному получателем средств, если возможность такого исполнения предусмотрена условиями этого аккредитива и исполняющий банк выразил своё согласие на такое исполнение. При этом получатель средств вправе указать конкретное лицо, которому должно производиться исполнение этого переводного (трансферабельного) аккредитива. Согласно проектируемым нормам в случае осуществления безналичных расчётов между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов резидент российский, посредник, экспортёр, будет считаться исполнившим обязанность по репатриации, если он обеспечил поступление на счёт поставщика экспортного товара, а именно российского производителя экспортной продукции, второго получателя средств по аккредитиву части суммы контракта, равной стоимости поставленного на экспорт товара, а на свой счёт - суммы своего комиссионного вознаграждения. Уважаемые коллеги, расчёты с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов востребованы российскими экспортёрами, поскольку дают им возможность защитить свои интересы, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки. Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит резидентам широко применять данную форму расчётов и обеспечить сближение условий ведения бизнеса в Российской Федерации со сложившейся международной практикой и обычаями делового оборота во внешнеэкономической деятельности. Законопроект прошёл все необходимые согласования. В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Алексей Владимирович, согласно пояснительной записке взимание банковской комиссии обусловлено обычаями делового оборота и не может быть признано неправомерным. Уточните, пожалуйста, о какой именно банковской комиссии, как об обычае делового оборота, применительно к данному проекту федерального закона идёт речь и в целом насколько это согласуется с действующим законодательством? И правильно ли я понимаю, что единственным способом избежать штрафных санкций при репатриации выручки, когда банк-корреспондент взимает комиссию, является использование такой формы расчёта, как трансферабельный аккредитив? Не могли бы вы на конкретном примере разъяснить, как предлагаемые новеллы будут работать на практике? Заранее благодарю. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопросы. Смотрите, там несколько вариантов возможно, но, с учётом того что вы сказали про комиссию и про аккредитив, разберу полный вариант. Предположим, есть экспортёр, который что-то производит, но экспортирует не сам. Допустим, есть какой-то наш завод, который экспортирует через своего агента или агента своей госкорпорации, который находится за границей. И есть банковские счета, два счёта, получается: один - это банковский счёт экспортёра, собственно самого завода-производителя, и другой - это банковский счёт агента. Получается так, что продукция идёт на экспорт, открывается... сейчас у нас нет паспорта сделки, сейчас у нас это называется уведомлением о проведении поставки товара на экспорт. Открывается это уведомление, таможня в соответствии с декларируемой стоимостью фиксирует эту стоимость, идёт поставка. Продаёт физически за границей это агент, которого мы в примере привели, и деньги от иностранных покупателей продукции поступают на счёт агента. Потом эти деньги переводятся, в случае, если эта поставка идёт траншами (допустим, если это какая-то сложная поставка, то она идёт траншами), деньги зачисляются на открываемый агентом счёт, который имеет форму трансферабельного аккредитива, то есть открывается уже непосредственно в пользу поставщика продукции, тогда, когда будет полностью исполнен весь контракт. И после этого происходят две вещи. Не происходит сразу возврат валютной выручки, потому что она накапливается в течение определённого периода, деньги накапливаются в течение определённого периода, и экспортёр может быть подвергнут административному взысканию, потому что вовремя валютная выручка не поставлена, то есть она физически получена, но находится на счёте за пределами Российской Федерации, на счёте другого экспортёра. Это первое. Второе. При всех этих операциях возможно взимание комиссии. Мы говорим про стандартную банковскую комиссию. Понятно, что Центральный банк, Росфинмониторинг будут внимательно следить за тем, чтобы они не превышали разумные, как мы написали в пояснительной записке, размеры, установленные в обычном коммерческом обороте. Просто дело в том, что формально сейчас надо вернуть 100 процентов, то есть даже если вы одну сотую процента заплатили в виде комиссии, то должны взять эту одну сотую откуда-то из другого места и вернуть. Понятно, что вот эти все вещи не мешают поставлять сырьё, потому что там всё давно отработано и всё нормально. Они всегда мешают поставлять сложную продукцию, которая идёт, знаете, по специальным контрактам с длительным временем исполнения, по каким-то межправительственным соглашениям, то есть ровно то, что мы хотим развивать, мы сами же и ограничиваем. И для того чтобы этого не было, мы такие нормы и предлагаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите. ДИВИНСКИЙ И. Б. Анатолий Борисович, я могу дополнить, чтобы было понятно. Вот смотрите, мы в прошлом году приняли закон о репатриации валютной выручки, но не предусмотрели в нём вот эти комиссионные, которые могут оставаться там, за рубежом, а предусмотрели, что вся валютная выручка должна подвергаться репатриации в Российскую Федерацию. Следовательно, переводить потом эти комиссионные было невозможно. Теперь мы это вставили, всё предусмотрели и действуем согласно международным нормам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 02 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.