Заседание № 230
О проекте федерального закона № 643266-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части дополнения перечня лицензируемых видов деятельности, связанных с оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Сергей Иванович Крючек, пожалуйста. КРЮЧЕК С. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В данном случае идёт речь о лицензировании, связанном со скупкой драгоценных металлов и драгоценных камней, а также о лицензировании аффинажного производства драгметаллов. Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении и подготовлен к третьему чтению. Замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 18 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 229
О проекте федерального закона № 643266-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части дополнения перечня лицензируемых видов деятельности, связанных с оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней; принят в первом чтении 15 мая 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
47-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Докладывает Сергей Иванович Крючек. КРЮЧЕК С. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается дополнить перечень видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, деятельностью по обработке лома и отходов драгоценных металлов, а также скупкой у физических лиц ювелирных изделий и изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Законопроект внесён в Государственную Думу в феврале 2019 года Правительством Российской Федерации и принят в первом чтении в мае 2019 года. К законопроекту поступило три поправки, они рекомендованы к принятию, при этом концепция законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении, не изменилась. С учётом изложенного Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям предлагает поддержать поправки из таблицы № 1 и принять проект федерального закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 55 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 17 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КРЮЧЕК С. И. Уважаемый Иван Иванович, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошу включить его в порядок работы пленарного заседания на 24 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 210
О проекте федерального закона № 643266-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части дополнения перечня лицензируемых отдельных видов деятельности, связанных с оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вам предлагается очередной законопроект из серии законопроектов, направленных на исполнение поручений президента по ужесточению надзора и государственного контроля в области драгкамней и драгметаллов. В частности, законопроектом предлагается дополнить перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установленный Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", скупкой у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, а также доаффинажной переработкой, обработкой лома и отходов драгоценных металлов. Причина, почему мы предлагаем лицензировать именно вот эти виды деятельности, связана с тем, что в части скупок сейчас, после наделения Центрального банка полномочиями по надзору за ломбардами, уже произошло определённое ужесточение требований, там наводится порядок, но недобросовестные участники этого рынка переоформляются из ломбардов в скупки. Таким образом, у нас случился регуляторный арбитраж, и необходимо, с нашей точки зрения, установить требования по регулированию деятельности скупок аналогично требованиям по регулированию деятельности ломбардов, с тем чтобы мошеннические схемы, которые раньше использовались ломбардами и сейчас перетекли в скупки, можно было исключить. Ну и кроме того, конечно, мы предлагаем такие меры, как запрет на работу в ночные часы, запрет на работу несовершеннолетних, и другие подобного рода лицензионные требования, которые позволят нам ограничить по крайней мере вот этот, знаете, такой криминально-мошеннический флёр, который сейчас сложился в связи с деятельностью некоторых таких организаций. Это что касается скупок. Что касается предаффинажной подготовки. К сожалению, сейчас под её видом часто осуществляется вброс контрафактных изделий, которые поступают из-за рубежа в довольно большом количестве. Когда мы будем иметь возможность устанавливать лицензионные требования, по крайней мере одним из лицензионных требований будет наличие хотя бы какого-то оборудования и хотя бы каких-то технологических линий, которые позволяют это делать. Всё-таки это сложный технологический процесс, помимо всего прочего там используются вредные химикаты, поэтому требуется соблюдение экологических требований. Кроме того, мы, конечно, должны понимать вот что: сейчас действует заявительный порядок, и есть люди, которые, состоя на спецучёте в Пробирной палате, заявляют предаффинаж ювелирных изделий по адресу квартиры, - так вот, либо это враньё и там нет никакого предаффинажа, либо, если это правда и в квартире используются вредные химические препараты, это вредит всем жильцам этого дома. Поэтому, так или иначе, здесь тоже надо наводить порядок, и, мы полагаем, необходимо сделать это путём введения требования о лицензировании данного вида деятельности. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по природным ресурсам Александра Николаевича Ищенко. Пожалуйста. ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был внимательно рассмотрен в комитете. В целом поддерживая концепцию законопроекта, комитет обращает внимание на следующее. В соответствии с пояснительной запиской существенная часть лома и отходов драгоценных металлов аккумулируется в ломбардах, скупках, комиссионных, при доаффинажной переработке накопленных лома и отходов драгоценных металлов используются химические вещества, отнесённые к первому классу опасности, в связи с этим могут не соблюдаться требования по экологической безопасности и по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан. Также необходимо учитывать, что технологический процесс производства драгоценных металлов, как правило, сопровождается неотъемлемыми промежуточными процедурами, которые включают в себя в том числе переработку отходов данного производства, нередко при производстве первичных металлов в рамках общих производственных процессов с целью экономии энергии, минимизации производственных затрат и вторичного использования образующихся отходов используется вторичное сырьё, вторичное производство драгоценных металлов включает в себя производство металла из вторичного сырья - электронного лома, отработанных катализаторов, отходов изделий из сплавов и так далее. По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, вместе с тем все эти замечания вполне могут быть учтены ко второму чтению. Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям просит поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Отрасль действительно теневая, необходимо регулировать и наводить порядок, но мы должны понимать, что в бизнесе бывают разные сегменты: малые, средние, крупные игроки, - не планируются ли в перспективе всё-таки сегментация и введение повышенных требований, может быть, к тем, кто работает с большими объёмами, и, так скажем, снижения требований в части платежей к небольшим субъектам бизнеса? Что правительство в перспективе видит? МОИСЕЕВ А. В. Что касается данного законопроекта. Конечно, он будет в случае принятия распространяться, по сути, на два вида форматов, которые там используются. В этой отрасли в основном малый бизнес, аффинажные заводы сюда не попадают, ну, скупки... предаффинажная подготовка - это малый бизнес, который организован в форме либо юридического лица, либо ИП, самозанятые не допускаются. То есть должен быть какой-то формат уже сейчас, в рамках действующего закона. С точки зрения лицензионных требований. Если мы говорим о требованиях, которые связаны с платежами, такими как уставный капитал и так далее, такого рода требования не предполагаются. Если мы говорим о требованиях, связанных с запретом на работу ночью, например, то какая разница, какой формат? Понятно, что он должен быть запрещён для скупки. Ну и в целом все требования, которые предполагается установить, фактически носят технологический, организационный характер: когда можно, а когда нельзя работать; где можно покупать лом и отходы; у кого нельзя покупать лом и отходы; что надо делать и где можно работать с этими опасными химикатами, о которых говорили я и коллега-содокладчик. То есть все меры... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МОИСЕЕВ А. В. По деньгам не планируют, нет. Никакого уставного капитала, ничего подобного не планируется, нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, в случае принятия данного проекта федерального закона ожидается ли сокращение рынка обработки лома и отходов драгметаллов и скупки у физических лиц ювелирных изделий или наоборот и как в случае реализации данного федерального закона это скажется на доходной части бюджетов бюджетной системы? МОИСЕЕВ А. В. Ожидается... честно говоря, может, мы, конечно, излишне оптимисты, но ожидается увеличение данного рынка по причине его декриминализации и обеления. Рынок, во всяком случае тот, который мы видим, будет значительно больше, а раз он будет больше, то, и доходы бюджетов бюджетной системы также будут выше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ИЩЕНКО А. Н. Я хотел бы добавить, что даётся переходный период для получения лицензии - 18 месяцев, это первое. Второе: мы, наоборот, привлечём больше средств, потому что сейчас 20 процентов платят структуры, которые аффилируют это всё, а те, кто использует лом и отходы, не платят, уходят от налога, так вот на эти 20 процентов НДС будем больше получать в бюджет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Владимирович, была информация, что выдачей лицензии скупщикам лома займётся уполномоченный орган, который будет создан на базе Пробирной палаты. Если это так, скажите, пожалуйста, какие будут затраты на создание и о каком количестве сотрудников будет идти речь? В пояснительной записке и в финансово-экономическом обосновании об этом нет ни слова. МОИСЕЕВ А. В. Это наша недоработка, что нет об этом в ФЭО. Действительно, при подготовке данного законопроекта нам было указано, что федеральные казённые учреждения, каковыми сейчас являются Пробирная палата и Гохран, две наши организации, которые работают в этой отрасли, лицензировать не могут. Поскольку в первую очередь речь идёт о ювелирных изделиях и о металлах, то это полномочие Пробирной палаты, но, в качестве ФКУ она этого сделать не сможет, придётся её преобразовывать в федеральный орган исполнительной власти - в виде службы. Проект указа президента мы разработали, он находится на согласовании, и это действительно придётся делать. Собственно говоря, такое решение уже почти было принято в 2008 году, но потом от него отказались, в силу того что был введён мораторий на создание новых ФОИВов; сейчас мораторий закончился, мы подходим к этому снова, и мы должны это сделать, потому что президент нам прямо поручил ввести лицензирование, а для этого нужен ФОИВ. Ну вот здесь у нас других вариантов нет, к сожалению. Что касается численности, в этом проекте указа прямо написано: в пределах штатной численности Пробирной палаты. Вообще говоря, в рамках автоматизации многих видов деятельности, которая будут реализована при создании системы электронной прослеживаемости, там, конечно, можно будет и сократить кого-то, но это уже в дальнейшем. Что касается денег. Конечно, по всем нормативам бюджетных расходов служба стоит дороже, на неё расходуется больше средств, чем на ФКУ, поэтому некоторые расходы потребуются, но расходы бюджета... Да, я понимаю, что поскольку это сметное учреждение, то нельзя - там расход отдельно, а доход отдельно. Пока сейчас Пробирная палата стоит 1,2 миллиарда рублей в год, при этом собирает госпошлину в районе 2 миллиардов, но, видимо, и пошлина будет в большем размере собираться в силу обеления рынка, и стоить палата будет больше, но не намного. С точки зрения общего эффекта для бюджета, я думаю, это будет незначительным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Алексей Владимирович, лицензирование деятельности, как правило, необходимо, чтобы не допустить нанесения ущерба жизни, здоровью или правам граждан, а также окружающей среде. Какой ущерб людям или природе приносит скупка драгоценных металлов, что даже требуется лицензирование такой деятельности? МОИСЕЕВ А. В. Ущерб природе наносит незаконный аффинаж, о котором мы уже говорили, но вы об этом не спрашиваете, а спрашиваете про скупки. Скупки наносят значительный ущерб людям: человек ночью ворует ювелирные изделия, потому что ему, например, надо где-то там выпить, купить самогон, ему надо принести ночью это изделие в скупку, его туда отдать... Это вызывает значительные негативные социальные последствия, на которые, собственно говоря, нам неоднократно указывал целый ряд субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шулепов Евгений Борисович. ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Владимирович, ломбарды как будут в этой ситуации работать? Они же тоже какой-то оборот делают по драгметаллам. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Евгений Борисович, собственно говоря, одна из причин, почему мы предлагаем вам поддержать нас в принятии этого решения, - это то, что по ломбардам Государственная Дума уже поддержала наши с Центральным банком совместные предложения о распространении на них надзора со стороны Центрального банка. Собственно говоря, деятельность ломбардов сейчас уже урегулирована, что, собственно, приводит к тому, что возник регуляторный арбитраж, и мошенничество перетекает из ломбардов в скупки, деятельность которых пока, строго говоря, никак не урегулирована, то есть там заявительный порядок - делай что хочешь. Для того чтобы в том числе и вот эту проблему устранить, такой законопроект вам и предлагается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня тоже к Алексею Владимировичу вопрос. Сегодня те, кто работает с драгоценными металлами и с драгоценными камнями, стоят на специальном учёте в Пробирной палате. В проекте закона написано, что теперь будет создаваться тоже Пробирная палата, где будет лицензироваться эта деятельность. Вопрос: чем отличается специальный учёт от лицензирования? Это первое. Второе. В пояснительной записке сказано, что не платят НДС по ставке 20 процентов, в связи с этим появляются какие-то мошеннические схемы и прочее. Означает ли это, что после лицензирования они все будут облагаться НДС по ставке 20 процентов? МОИСЕЕВ А. В. Непосредственной связи с НДС нет. В целом, наоборот, это наше движение по пути освобождения вот этих операций от НДС в сфере оборота драгметаллов как элементов, скорее, инвестиционных, чем народного потребления. Что касается того, в чём разница. Разница заключается в первую очередь в том, что спецсчёт - это заявительный порядок, а лицензирование - это порядок, при котором надзорный орган имеет право проверить соблюдение требований, которые предъявляются к данным организациям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бугера Михаил Евгеньевич. БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос представителю правительства. Уважаемый Алексей Владимирович, давайте возьмём нормально работающее ювелирное предприятие, у которого есть все необходимые лицензии, - поверьте, коллеги, такие предприятия тоже есть. В результате технологических процессов там тоже образуются лом, отходы драгоценных металлов - так что, получается, чтобы пустить во вторичную переработку этот лом, такое предприятие должно получить ещё дополнительно лицензию теперь? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Михаил Евгеньевич, в соответствии с поправками, принятыми в закон № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в 2016 году, переработка собственного лома и отходов и аффинаж собственного лома и отходов осуществляются ювелирами на собственных мощностях без каких-то дополнительных требований. Данную статью мы данным законопроектом править не предполагаем, поэтому для ювелиров ничего не изменится в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Конечно, нам в нашей стране в любой сфере наводить порядок надо, в том числе в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, но в то же время, как говорится, важно вместе с водой ребёнка не выплеснуть. Дело в том, что ювелирными изделиями занимается множество мелких индивидуальных предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса. И сегодня по пояснительной записке я вопрос задавал, но чёткого и внятного ответа не получил, чем будет отличаться специальный учёт в Пробирной палате от лицензирования в той же Пробирной палате, но немножко юридически преобразованной. Это первое. Второе. Вот говорят, что применяются какие-то мошеннические схемы, но это исчезнет, когда будет лицензирование. Ну а вы другие методы исключения этих мошеннических схем рассматривали? Может быть, есть другие, более эффективные методы? Да, с мошенничеством надо бороться, но, может быть, другие, более эффективные методы есть, только об этом тоже ничего не сказано. И третье. Малый бизнес, тот, который занимается этим видом деятельности, освобождён от налога, от 20 процентов НДС, а мы опять, значит, вместо того, чтобы, как заявлено, давать свободу бизнесу, будем их нагружать налогом, и опять они будут уходить в тень, и опять будет увеличиваться теневой оборот. Конечно, фракция поддержит в части установления контроля и урегулирования порядка оборота драгоценных металлов и камней, но в то же время ко второму чтению надо будет внимательно посмотреть, чтобы не нанести ущерба малому бизнесу, чтобы он не ушёл в тень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бугера Михаил Евгеньевич. БУГЕРА М. Е. Уважаемые коллеги, здесь уже, наверное, прозвучали все аргументы, понятно, что концепция данного законопроекта совершенно правильная, никаких возражений здесь быть не может. И говорить о том, что при введении каких-то мер, которые должны упорядочить такую чувствительную сферу, как оборот драгоценных металлов, подозревать, что возникнут какие-то негативные последствия, совершенно не имеет смысла. Здесь любые меры приведут только лишь к тому, что порядок и эффективность работы этой отрасли будут выше. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и предлагает голосовать за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункт 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 20 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принят законопроект в первом чтении.