Заседание № 207

17.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 643148-7 "О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 934 по 1243 из 5883
Коллеги, переходим 7-му вопросу повестки дня. Блок "Ратификация международных   
договоров Российской Федерации", о проекте федерального закона "О ратификации   
многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым             
соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу         
прибыли из-под налогообложения". Доклад официального представителя              
Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской     
Федерации Ильи Вячеславовича Трунина.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Илья Вячеславович.                                                  
                                                                                
ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты                  
Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона   
"О ратификации многосторонней Конвенции...", направленный на противодействие    
уклонению от налогообложения. Эта конвенция была подписана в 2017 году и        
представляет собой документ, прецедентов которому, пожалуй, нет в мировой       
практике, по крайней мере в финансово-экономической сфере.                      
                                                                                
Разработка этого документа берёт начало в 2013 году, когда на саммите в         
России государства "Группы двадцати" договорились о комплексе мер по            
противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под               
налогообложения. Для того чтобы этот план реализовать, в частности, было        
необходимо внести изменения практически в каждое из существовавших на тот       
момент двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, которых   
было несколько тысяч (оценивается, что сейчас таких соглашений в мире до 5      
тысяч). Для того чтобы избежать этого длительного и трудоёмкого процесса,       
страны - участники "двадцатки" договорились разработать единый многосторонний   
документ, который в случае его подписания и ратификации одномоментно вносил     
бы в соглашения между странами-участниками соответствующие изменения,           
направленные на противодействие уклонению от налогообложения. Таким образом,    
многосторонняя конвенция представляет собой эффективный механизм внесения       
согласованных изменений на многосторонней основе без необходимости проводить    
двусторонние переговоры по каждому такому соглашению. Участниками конвенции     
на тот момент являлись 87 государств, из них 71 государство и юрисдикция        
будут применять этот инструмент во взаимоотношениях с Российской Федерацией.    
                                                                                
Коротко о содержании конвенции. Конвенция состоит из двух частей - это          
обязательный стандарт, который вне зависимости от воли присоединившихся         
государств в случае ратификации будет применяться ко всем соглашениям           
стран-участников, и дополнительный, опциональный стандарт.                      
                                                                                
Что входит в обязательный, минимальный стандарт, охватываемый многосторонней    
конвенцией? Это новая преамбула соглашений, которая определяет в качестве       
цели соглашения об избежании двойного налогообложения не только устранение      
двойного налогообложения, как сейчас, но и несоздание условий для               
неналогообложения; положения, направленные на предотвращение злоупотребления    
нормами соглашений; новый стандарт по проведению взаимосогласительных           
процедур и возможность осуществления симметричных корректировок прибыли         
взаимозависимых предприятий.                                                    
                                                                                
Дополнительные, опциональные изменения охватывают установление порядка          
налогообложения специальных фискально-прозрачных лиц, правил определения        
резидентства лиц, предусмотренных соглашением об избежании двойного             
налогообложения, минимального периода владения акциями, для того чтобы          
воспользоваться льготами, установленными соглашениями, правил, направленных     
против уклонения от уплаты налогов с помощью манипулирования постоянными        
представительствами в различных юрисдикциях и против искусственного избежания   
статуса постоянного представительства за счёт разного рода ухищрений,           
агентских соглашений и так далее.                                               
                                                                                
Российская Федерация также присоединилась к этой конвенции. Как я уже сказал,   
в случае ратификации конвенция будет применяться к 71 действующему соглашению   
об избежании двойного налогообложения. Мы считаем, что она полностью отвечает   
интересам нашей страны. Просим поддержать.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад Светланы Сергеевны Журовой.          
                                                                                
ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по международным      
делам 2 апреля рассмотрел проект федерального закона, который был внесён в      
Государственную Думу 12 февраля 2019 года Правительством Российской             
Федерации. Данная конвенция направлена на создание эффективного правового       
механизма противодействия размыванию налоговой базы и перемещению прибыли на    
территории иностранных государств, где она не облагается налогом или            
облагается по пониженной налоговой ставке. Подобные злоупотребления в сфере     
налогообложения приводят к значительным потерям бюджетов. Конвенция             
предусматривает ряд основных мер, которые являются обязательными для            
договаривающихся сторон, а также положения, по которым каждая                   
договаривающаяся сторона должна сделать выбор в отношении объёма их             
применения. Конвенция содержит толкование ряда терминов относительно их         
применения в рамках предусматриваемой конвенции.                                
                                                                                
Проект федерального закона содержит ряд оговорок и заявлений, инициированных    
рассматриваемой конвенцией, которые перечислены в 30 пунктах. Следует           
отметить, что при подготовке проекта федерального закона к рассмотрению в       
Государственной Думе нашим комитетом и Правовым управлением были выявлены       
некоторые технические неточности, часть их указана в заключении Правового       
управления Аппарата Государственной Думы. Замечания тщательно проработаны с     
профильным министерством - Министерством финансов и учтены, внесены             
соответствующие изменения в законопроект. В частности, изменены даты            
вступления в силу соглашений Российской Федерации с Грецией и с Эквадором, а    
также получен из Министерства финансов перевод текста конвенции на русский      
язык, оформленный в соответствии с распоряжением Президента Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживает принятие         
данного федерального закона. В наш комитет также были представлены заключения   
Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками,    
Счётной палаты и отзывы ряда субъектов Российской Федерации.                    
                                                                                
Ратификация конвенции будет способствовать повышению уровня координации         
государств в борьбе с налоговыми злоупотреблениями, а также укреплению          
взаимодействия участников конвенции в вопросах налогообложения и в полной       
мере соответствует интересам Российской Федерации в этой области.               
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует                 
Государственной Думе ратифицировать многостороннюю конвенцию со сделанными      
оговорками и заявлениями.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, есть ли вопросы? Есть вопросы.                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Емельянов Михаил Васильевич.                                                    
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, соглашения о двойном налогообложении заключались   
в 90-е годы и в начале нулевых, по крайней мере многие из таких соглашений, и   
они часто ущербны для Российской Федерации. Не пытались ли вы                   
проанализировать все эти соглашения и понять, какой всё-таки ущерб наносится    
бюджету от их реализации, ну и как-то пересмотреть их, подойти к ним            
по-новому?                                                                      
                                                                                
ТРУНИН И. В. Михаил Васильевич, спасибо за вопрос. Я не могу сказать, что       
какие-то соглашения напрямую ущербны для интересов Российской Федерации, но     
некоторые из этих соглашений действительно были подписаны достаточно давно,     
даже во времена Советского Союза, они нуждаются в улучшении с точки зрения      
защиты интересов нашей страны. Мы эту работу ведём, в частности следующий       
вопрос повестки дня - законопроект о ратификации соглашения с Австрией об       
избежании двойного налогообложения. Такие изменения в действующее соглашение    
вносятся, оно было подготовлено частично по инициативе, ну, во многом по        
инициативе Российской Федерации, и в своём докладе я расскажу, каким образом    
оно решает часть проблемы.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Илья Вячеславович, вы знаете, что отток капитала в   
прошлом году был в 5 раз больше, чем в позапрошлом, и составил 67,5, а за три   
месяца этого года он уже в рублёвом эквиваленте 1,2 триллиона. Вот я в          
списках стран, ратифицировавших эту конвенцию, не нашёл США, Великобританию     
нашёл. Не больший ли урон наносят офшорные зоны и каким образом данный          
законопроект может быть синхронизирован с этим? Мы же понимаем, что             
наибольший ущерб налогам наносит офшоризация экономики. Вот слово               
"деофшоризация" произносили часто, а когда мы займёмся ею на законотворческом   
уровне?                                                                         
                                                                                
ТРУНИН И. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Действительно,              
Соединённые Штаты не присоединились к этой конвенции, и, соответственно, на     
соглашение об избежании двойного налогообложения с США нормы конвенции          
распространяться не будут. Но поскольку это конвенция, её действие возможно     
только на основе добровольного волеизъявления всех сторон, и, соответственно,   
для тех государств, которые присоединились и с которыми есть соглашения,        
будут действовать нормы, направленные в том числе и на противодействие          
уклонению с использованием юрисдикций третьих сторон, то есть офшоров. У нас,   
собственно говоря, с офшорами соглашений-то нет об избежании двойного           
налогообложения. В частности, если углубляться в детали, это и                  
противодействие уклонению от налогов с использованием постоянных                
представительств в третьих странах (это как раз про офшоры), это и новые        
нормы, специальная статья о противодействии уклонению от налогов в тех          
случаях, когда теми льготами, которыми пользуется страна согласно соглашению,   
пытается воспользоваться неквалифицированное лицо, и так далее, это как раз     
направлено и на деофшоризацию.                                                  
                                                                                
Деофшоризация - это немножко другая отрасль налогового законодательства, это,   
скорее, относится к внутреннему законодательству, а не к международным          
нормам. Но опять же на рассмотрение Государственной Думы было вынесено          
начиная с 2014 года целых три пакета по деофшоризации, мы расцениваем           
результаты применения этих мер как очень успешные.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Илья Вячеславович, у меня вопрос следующий: поясните,   
пожалуйста, цель, которую преследует Российская Федерации, подписывая эту       
конвенцию. И в связи с этим сразу же ещё один вопрос: а как вот это             
соглашение корреспондирует с нашими законами, например, об обложении            
контролируемых иностранных компаний (КИК) и о создании двух внутренних          
офшоров?                                                                        
                                                                                
ТРУНИН И. В. Валерий Карлович, спасибо за вопросы.                              
                                                                                
Начну ответ с конца: никак не корреспондирует. Налогообложение контролируемых   
иностранных компаний и создание специальных административных районов -          
наверное, вы это имеете в виду, мы их не называем внутренними офшорами, это     
внутреннее российское законодательство - не имеет отношения к международным     
нормам. Действующие соглашения об избежании двойного налогообложения            
применяются к этим случаям - и к специальным административным районам, и к      
взаимоотношениям по поводу контролируемых иностранных компаний - ровно той же   
мере, как и ко всем остальным взаимоотношениям.                                 
                                                                                
Цель этого соглашения. Я о ней попытался рассказать, но повторю. Есть некий     
набор действий, который направлен на противодействие уклонению от               
налогообложения, - это, как я говорил, определённые подходы к избежанию         
статуса постоянного представительства: как с этим бороться; как бороться с      
неправомерным использованием льгот, предоставляемых соглашениями; как           
ограничить сферу применения источником льготы по дивидендам, облагаемым по      
пониженной налоговой ставке, только теми акциями, которые находятся в           
собственности лица больше 365 дней, например; как урегулировать вопросы         
проведения взаимосогласительных процедур между компетентными органами,          
например, если налогоплательщик считает, что его права нарушены, а та           
юрисдикция, с которой есть соглашение и в которой, как он считает, были         
нарушены его права, не идёт на контакт, не возбуждает взаимосогласительную      
процедуру. Все эти вопросы должны быть решены внесением изменения в             
соглашение. Мы поддерживаем то, что изменения должны быть внесены, и мы         
согласились с остальными участниками процесса в том, что вместо проведения      
попарных двусторонних переговоров - в нашем случае с 71 юрисдикцией,            
государством - лучше подписать одну многостороннюю конвенцию и внести эти       
изменения (и минимальный стандарт, и частично опциональный) одним документом.   
Вот, собственно, на это документ и направлен.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович.                     
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, есть ли в числе стран - участниц многосторонней    
конвенции такие, которые участвуют в экономических санкциях против Российской   
Федерации? И если есть, то как тогда соотносится необходимость ратификации с    
необходимостью укрепления нашего экономического суверенитета?                   
                                                                                
ТРУНИН И. В. Естественно, поскольку в конвенции участвуют более 80              
государств, есть те страны, которые неправомерно присоединились или ввели       
ограничительные меры в отношении Российской Федерации. Мы этот факт никоим      
образом не поощряем, всячески его осуждаем, но полагаем, что присоединение      
страны к этим неправомерным санкциям не является основанием того, что можно с   
помощью этой юрисдикции уклоняться от уплаты налогов в России. Мы считаем,      
что, если такая возможность существует, её необходимо перекрыть, и документ,    
который сегодня рассматривается, как раз на это и направлен. Соотношение вот    
такое.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Список покажите.                                                                
                                                                                
Алексеева Татьяна Олеговна.                                                     
                                                                                
Подготовиться Гартунгу.                                                         
                                                                                
АЛЕКСЕЕВА Т. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, достаточно показательная работа была проведена               
Министерством финансов и профильными комитетами, и мы считаем, что данная       
конвенция очень интересна для Российской Федерации, для международных           
отношений. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе             
ратифицировать многостороннюю Конвенцию по выполнению мер, относящихся к        
налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и      
выводу прибыли из-под налогообложения.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. От фракции.         
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция    
поддерживает ратификацию этого соглашения.                                      
                                                                                
Вместе с тем я вышел на эту трибуну сказать, что заявленные цели... Я недаром   
задал вопрос, каковы цели подписания этого соглашения и как реализация этих     
целей корреспондирует с нашими действиями по созданию внутренних офшоров. Вот   
что я имел в виду: если мы подписываем соглашение, которое упрощает борьбу с    
незаконной налоговой "оптимизацией", с сокращением налоговых выплат в казну     
Российской Федерации, то почему мы одновременно с этим создаём внутренние       
офшоры, которые дают то же самое? Мы сейчас пытаемся пресечь это соглашением,   
и мы фактически создаём внутренние офшоры, вот о чём речь.                      
Непоследовательность действий правительства - вот на что я хотел бы обратить    
внимание.                                                                       
                                                                                
Ещё раз хочу сказать, что любые действия по сокращению возможностей для ухода   
от уплаты налогов в бюджет Российской Федерации мы поддерживаем, но не только   
за рубежом, но и внутри страны. Хотели бы обратить на это внимание. Действия    
Правительства Российской Федерации должны быть последовательны не только на     
международной арене, но и внутри страны.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить с заключительным словом у       
Ильи Вячеславовича? Нет. Светлана Сергеевна? Нет. Полномочный представитель     
президента? Правительства? Нет.                                                 
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации               
многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым             
соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу         
прибыли из-под налогообложения", 7-й вопрос.                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно решение по 7-му вопросу нашей повестки.