Заседание № 230
О проекте федерального закона № 643034-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения порядка исполнения административного наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами в отношении лиц, проходящих военную службу).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Николая Гавриловича Брыкина. Пожалуйста. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается законопроект, который направлен на предоставление возможности лицам, которые призваны на военную службу, в условиях СВО пользоваться водительскими правами при несении службы и предусматривает административно-правовой механизм приостановления наказания в виде лишения прав и их возврата. Как мы уже на заседании комитета отмечали и при рассмотрении в первом чтении я здесь с трибуны говорил, данная мера положительно повлияет на достижение целей и задач специальной военной операции. Ко второму чтению поступило семь поправок: четыре поправки рекомендованы к принятию, три - в таблице поправок, рекомендованных к отклонению. Законопроект прошёл все необходимые правовые, лингвистические экспертизы, замечаний не имеется. С учётом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проголосовать за таблицы поправок и принять данный проект федерального закона во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 32 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается таблица № 1. Есть ли вопросы по таблице № 2? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Я прошу вынести все три поправки на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все три поправки будете мотивировать? Пожалуйста. По одной. Пожалуйста, Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, поправка 1 касается количества раз, когда, скажем так, по представлению командира может быть приостановлено административное производство в отношении человека, который лишается прав. В соответствии с настоящей редакцией это может быть сделано бесконечно - раз, два, три, четыре, то есть человек нарушает, командир ходатайствует, административное производство приостанавливается. На мой взгляд, правильно будет сделать однократным подобное действие - один раз обратился, а если с одного раза не понял человек, то зачем нужно второй, третий, четвёртый, пятый?.. Пока этого ограничения, повторяю, нет. Это суть первой поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Алексей Владимирович, за вашу поправку. Ну, здесь следует отметить, что процедура подачи ходатайства о приостановлении административного производства не носит общего характера. Если посмотрим концепцию, то, что в материалах есть ко второму чтению, то увидим, что само ходатайство будет подаваться индивидуально, с учётом личности военнослужащего и оценки выполнения им задач. Также предлагаемая поправка, на взгляд Комитета по государственному строительству и законодательству, по сути, создаст невозможность подачи повторных ходатайств в случае наличия ошибок и неточностей. В связи с этим она, естественно, комитетом не поддерживается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 40 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 121 чел. Не голосовало 329 чел.73,1 % Результат: не принято Отклоняется. Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, суть поправки 2 в том, чтобы разрешить действие водительского удостоверения на той территории, где это требуется, то есть на территории, связанной с СВО, что будет установлено совместным приказом Министерства обороны, там, Росгвардии и так далее. В этом случае цель законопроекта будет достигнута в полной мере без лишних рисков. Именно в этом и заключается предложение. То есть водительские права либо право управления трактором возвращаются провинившемуся человеку, но действует это только на той территории, которая будет ограничена или оговорена отдельным приказом, что не распространяется на другие, мирные территории. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Алексей Владимирович. Ну, коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание, что в соответствии с действующим законодательством водительское удостоверение, как в простонародье говорят, права не могут быть ограничены действием на отдельных территориях. Это предусмотрено основным федеральным законом прежде всего. Также в ходе обсуждения законопроекта, когда мы в первом чтении обсуждали, отмечалось, что военнослужащие и добровольцы, несущие службу, могут использовать права для доставления гуманитарной помощи, собирая её на территории всей Российской Федерации. Ну и в связи с этим логично, что комитет не поддерживает данную поправку, она не будет работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 27 сек.) Проголосовало за 78 чел.17,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел.82,7 % Результат: не принято Отклоняется. По 3-й поправке - Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Поправка 3 более сущностная. Я напомню, что при наступлении условно реабилитирующих оснований, то есть увольнения с военной службы в связи с ранением, в связи с возрастом либо в случае получения какой-либо награды, человеку, который был лишён права управления, возвращается водительское удостоверение, причём с очень, на мой взгляд, неосторожной оговоркой: без проверки знания Правил дорожного движения, ну это ладно, а второе - без прохождения медицинского освидетельствования. В чём вопрос? Ну, человек с ранением - это может быть человек без глаза, это может быть человек с какими-то, скажем так, противопоказаниями к управлению транспортным средством, это может быть человек с психическими отклонениями. Я самые разные варианты имею в виду. Если мы не будем проводить медицинское освидетельствование, вполне вероятно, что такие люди потом окажутся на наших дорогах, в том числе на разных территориях в субъектах Российской Федерации, что, на мой взгляд, создаст дополнительную опасность. Проведение медицинского обследования никакой такой обременительной дополнительной нагрузки на участников СВО и тех, кто уволился, на мой взгляд, не создаст. Это будет правильно и вполне логично. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета. Включите микрофон на трибуне. БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Алексей Владимирович, за вашу активную позицию. По мнению комитета, в условиях проведения специальной военной операции одной из целей законодательства является создание дополнительных мер - мы уже об этом говорили в первом чтении, сейчас говорим во втором чтении - и возможностей, направленных на помощь и поощрение участников специальной военной операции. Предложен механизм освобождения от дополнительных административных процедур в случае возврата водительских прав, из чего логично вытекает... Поправка эта не поддерживается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 3. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 47 сек.) Проголосовало за 80 чел.17,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 82 чел. Не голосовало 368 чел.81,8 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 42 мин. 11 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принят. Включите микрофон на трибуне. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с нормами Регламента, который утверждён Государственной Думой, о порядке принятия федеральных законов все необходимые экспертизы проведены, проект федерального закона подготовлен для принятия в третьем чтении. Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству просит вас сегодня проголосовать за принятие законопроекта в третьем, окончательном чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 14 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 226
О проекте федерального закона № 643034-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения порядка исполнения административного наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами в отношении лиц, проходящих военную службу).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра внутренних дел Игоря Николаевича Зубова. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представляемый на ваше рассмотрение законопроект разработан Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Совета Безопасности Российской Федерации и направлен на обеспечение эффективной деятельности наших Вооружённых Сил в ходе СВО. Предлагается установить правовой механизм возврата водительского удостоверения лицу, лишённому права управления транспортным средством, в случае его призыва на военную службу в период мобилизации или в военное время либо при заключении контракта о прохождении военной службы в Вооружённых Силах или в войсках национальной гвардии, а также контракта о пребывании в добровольческом формировании, участвующем в специальной военной операции. Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством в течение срока давности и течение срока давности его исполнения при этом будут приостанавливаться. Лица, в отношении которых будут применены предлагаемые новеллы, не будут считаться подвергавшимися административному наказанию со дня их награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы, увольнения с военной службы по достижении предельного возраста и по состоянию здоровья либо исключения из добровольческого формирования в связи с истечением срока контракта, несоответствием требованиям по состоянию здоровья, прекращением деятельности добровольческого формирования. При совершении нового административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.3 КоАП "Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования", или любого правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП "Административные правонарушения в области дорожного движения", такие лица в общем порядке будут подвергаться соответствующему административному наказанию. Кроме того, со дня вступления в силу постановления о назначении нового административного наказания будет возобновляться исполнение приостановленного постановления о лишении права управления транспортными средствами. Положения законопроекта предполагается распространить на лиц, подвергнутых административному наказанию до момента вступления закона в силу. Полагаем, что принятие закона будет способствовать достижению целей специальной военной операции и существенно не повлияет на обеспечение безопасности дорожного движения. Законопроект прошёл все согласительные процедуры. Реализация закона не потребует дополнительных средств из бюджета. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Игорь Николаевич в основном докладе концептуально изложил суть предлагаемых новаций и изменений, я повторять не буду. Единственно, хочу отметить, что комитет на прошедшем заседании внимательно изучил эту законодательную инициативу правительства: мы считаем, что изменения, которые будут внесены, предоставят возможность прежде всего лицам, призванным на военную службу в условиях СВО, пользоваться водительскими правами при несении службы, что, бесспорно, положительно повлияет на достижение целей и задач специальной военной операции. Концепция комитетом была поддержана, и в данном случае, я думаю, Игорь Николаевич достаточно полно объяснил суть предлагаемых изменений. По тексту законопроекта есть определённые замечания и предложения, но они могут быть проработаны ко второму чтению, они не совсем существенные. В частности, представляется необходимым определить в статье 28.10 КоАП процессуальную форму решения о приостановлении производства по делу об административном правонарушении и сроки его принятия, но это техническая норма, я думаю, это всё можно быстро сделать. Ну а в целом никаких возражений у комитета не возникло. Комитет по госстроительству и законодательству поддерживает инициативу и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, в случае принятия данного проекта федерального закона, если после увольнения с военной службы лицо вновь нарушит правила дорожного движения, за что может быть назначено наказание в виде лишения права управления транспортным средством, будет ли учитываться в таких ситуациях предыдущее лишение прав, то есть будет ли это считаться рецидивом, ну и, соответственно, будет ли работать норма Уголовного кодекса в части повторного управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения? ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос. Ну, я частично ответил на него. Что касается административного наказания, то у нас тут суммирование как бы не предусматривается, два раза расстрелять невозможно. А что касается всего остального, включая преюдицию, я уже сказал, что привлечение к ответственности будет по общему правилу: повторно нарушил, значит, преюдиция есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Игорь Николаевич, ну, лишают прав за разные правонарушения: и оставление места ДТП, и, так скажем, задними колёсами выехал на встречную полосу на перекрёстке (условно), и за пьяное вождение, в том числе в состоянии наркотического опьянения. Может быть, имеет смысл ко второму чтению уточнить процедуру, чтобы отдельную категорию граждан, на кого предлагается распространить эти изменения, - именно на гражданке! - обязать, ну, предоставить дополнительные справки из того же наркологического диспансера, чтобы было понятно, что человек, которому, ну, практически по амнистии возвращается право управлением транспортным средством исходя из принятого решения... чтобы всё-таки обеспечить безопасность, потому как человек, который вернулся с СВО и который был лишён прав до этого, например, за управление в наркотическом опьянении, ну, он может определённую угрозу на дороге представлять. Может быть, только в отношении этой категории предусмотреть дополнительно прохождение медицинского осмотра? ЗУБОВ И. Н. Ярослав Евгеньевич, ну, медицинский осмотр все проходят при приёме на военную службу, и там будет совершенно понятно, является ли человек наркозависимым, алкоголиком и так далее. Вопрос ваш тоже абсолютно понятен. В год порядка 320 тысяч мы лишаем прав (сейчас меньше становится), из них более 100 тысяч - за управление в нетрезвом состоянии. Но я бы сказал всё-таки, что это не амнистия, это приостановление, так что у нас будет возможность как бы наказать человека, причём в повышенном варианте, если он не исправится. Плюс, конечно, надо понимать, что мы не от хорошей жизни это делаем. И второе, такое решение, как мне представляется, повышает и ответственность командования за своих бойцов. Соответственно, раз военные нас об этом просят, я думаю, они знают, что они делают. Но давайте обсудим во втором чтении, я не могу возражать в данном случае. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов Динар Загитович. ГИЛЬМУТДИНОВ Д. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Николаевич, я этот вопрос тоже хотел задать, по наркотическому опьянению. По жизни так: наркоманов вылечить очень сложно, они комиссию проходят по другим мотивам, если годные к службе, а в этой части не проходят. Так что в этой части во втором чтении, наверное, всё-таки правильно что-то доработать, именно по наркотическому опьянению. А остальное я поддерживаю. ЗУБОВ И. Н. Я уже ответил. Давайте во втором чтении пригласим представителей Минобороны и вместе обсудим эту тему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Игорь Николаевич, я вот тоже считаю, что слишком сложную процедуру вы предлагаете, она по разным соображениям, ну, на мой взгляд, будет подвергаться критике. Если действительно амнистируем, то не всех, а тех, кого принято решение амнистировать, и я считаю, что уже не может быть речи о том, чтобы потом опять возвращаться к возобновлению дела. Ну, человек на Донбассе может управлять автомобилем, там и гражданские лица, и военные, и если мы ему такое право вернули - управлять, то потом давайте уже не отнимать. Но для того чтобы не ошибиться, вот и сделайте соответствующее решение, ну, кому ни при каких обстоятельствах права не возвращать, и верните права всем остальным, и затем уже к этому вопросу не надо возвращаться. Вот это знаете, такая... (Микрофон отключён.) ЗУБОВ И. Н. Олег Анатольевич, мы уже это обсуждали, но я просто хотел ещё раз сказать, что это приостановление, это не амнистия. И если мы вернёмся даже к привлечению лиц, осуждённых к лишению свободы, то там мы тоже приостанавливаем, пока человек не докажет на месте, что он имеет право быть амнистированным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БРЫКИН Н. Г. Коллеги, вы посмотрите повнимательнее изменения, которые правительство в лице МВД предлагает. Мы же сегодня пытаемся разобраться в ситуации: почему так, почему не так. Сегодня есть задача - устранить нехватку водителей в зоне СВО, это важнее вот тех моментов, по которым вы пытаетесь сегодня задавать вопросы, для того чтобы понять суть. Мы сегодня принимаем концепцию, если у вас есть конкретные предложения ко второму чтению, - пожалуйста, предлагайте, будем рассматривать и будем принимать эти решения. А сейчас говорить, задавать вопрос, для того чтобы его задать... я не хочу никого обидеть, но это как бы лишняя трата времени, говорить надо о концепции. Если принципиально не возражаем против принятия, тогда давайте ко второму чтению будем готовить конкретные предложения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спиридонов Александр Юрьевич. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Концепция законопроекта вполне понятна, Николай Гаврилович очень чётко её описал в своём выступлении. Игорь Николаевич, вопрос такой. Вот сейчас для возврата водительского удостоверения по-прежнему нужно сдавать теоретический экзамен на знание ПДД, не ранее чем после половины срока лишения. Подскажите, потребуется всё-таки сдача ПДД или такого требования не будет? ЗУБОВ И. Н. Александр Юрьевич, ничего сдавать не потребуется. Потребуется только одно: первое - командир части должен ходатайствовать (он прекрасно понимает, за кого ходатайствует); второе - желание самого человека сесть за руль автомобиля, бронетранспортёра, трактора военного, чего угодно и отдать свой долг Родине. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Игорь Николаевич, вот в общем массиве лишённых прав сегодня какую долю занимают те, кто лишён прав за управление автотранспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического опьянения? Каков процент рецидива? Там же есть те, кто и по два, и по три раза садился, - я так понял, что сейчас никакой разницы нет, кому возвращать право управления. Можно ли эти статьи исключить? И третье, нельзя ли ввести особую форму допуска к управлению автотранспортным средством, скажем так, на территории, где проводится СВО? Не на всей территории России, а на территории СВО. Вот там ездят, там используются, там по ходатайству командира - как угодно, если это требуется именно в целях специальной военной операции, но не распространять это действие на всю территорию Российской Федерации. Это как предложение, ещё раз, ко второму чтению. ЗУБОВ И. Н. Я уже отвечал. Значит, с точки зрения цифр, скажу так: две третьих. Ну, давайте обсуждать это, у нас же будет второе чтение. Давайте обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 25 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.