Заседание № 241

17.10.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 643017-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наделения публично-правовой компании "Роскадастр" полномочиями по выполнению комплексных кадастровых работ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 797 по 828 из 4675
2-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении            
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье        
чтение. С докладом выступит Александр Павлович Тетердинко.                      
                                                                                
Пожалуйста, Александр Павлович.                                                 
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект во        
втором чтении мы с вами приняли вчера, он прошёл все необходимые экспертизы,    
подготовлен для рассмотрения в третьем чтении. Комитет рекомендует принять      
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть необходимость выступлений от      
фракций по мотивам? Нет. Вчера только рассматривали во втором чтении, поэтому   
всем тема понятна.                                                              
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 2 повестки в третьем чтении.   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 12 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 235

25.09.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 643017-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наделения публично-правовой компании "Роскадастр" полномочиями по выполнению комплексных кадастровых работ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2156 по 2450 из 5347
7-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные         
законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя   
правительства статс-секретаря - замруководителя Федеральной службы              
государственной регистрации, кадастра и картографии Алексея Игоревича           
Бутовецкого.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты             
Государственной Думы! Как раз в продолжение предыдущего законопроекта и в       
продолжение вопроса, который мне был задан: этот законопроект посвящён          
совершенствованию регулирования комплексных кадастровых работ. Что это такое?   
Это один из самых эффективных институтов, который был введён в                  
законодательство о недвижимости в 2015 году. Он предусматривает, что            
государство за счёт средств федерального бюджета, регионального или местного    
бюджета заказывает кадастровые работы у кадастрового инженера, он приходит      
выполнять эти работы в кадастровый квартал и выполняет в отношении абсолютно    
всех объектов недвижимости, которые в этом квартале находятся. То есть          
происходит уточнение границ земельных участков, происходит уточнение границ     
объектов капитального строительства, исправление реестровых ошибок, выявление   
свободной земли, и это всё утверждается на комиссии в органе местного           
самоуправления, и после этого мы вносим необходимые сведения в Единый           
государственный реестр недвижимости. За все эти работы граждане не платят, то   
есть это полностью финансируется из средств бюджета. За счёт эффекта масштаба   
это позволяет избежать каких-либо ошибок и массово определить границы           
объектов недвижимости.                                                          
                                                                                
За всё время комплексных кадастровых работ практически 3 миллиона объектов      
стали объектами комплексных кадастровых работ, то есть 3 миллиона наших         
граждан бесплатно получили описание своей недвижимости. За девять лет           
сопровождения этого проекта мы выявили достаточно большие проблемы на           
практике, они складываются из следующего.                                       
                                                                                
Первое. Первоначально субсидия из федерального бюджета доводится в регионы,     
затем регионы распределяют далее в муниципалитеты, муниципалитеты заключают     
муниципальные контракты, потом принимают эти работы, и потом вносятся           
сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Но на практике с чем     
мы сталкиваемся? Первое - это позднее доведение денежных средств из регионов    
в муниципальные образования. Второе - низкое качество муниципального заказа.    
Третье - это недобросовестное поведение участников этих аукционов, то есть      
демпинг цен. Мы совершенно чётко знаем, уже за всё это время мы выявили, что,   
если кадастровый инженер предлагает на аукционе, например, меньше 1 тысячи      
рублей за объект, это значит, что работы не будут выполнены, то есть контракт   
не будет принят и мы вернём деньги в федеральный бюджет. Не так давно мы        
вернули в федеральный бюджет практически 30 миллионов рублей, предназначенных   
для финансирования комплексных кадастровых работ, это огромные деньги. Мы       
могли за эти деньги выполнить работы ещё по 30 тысячам объектов, 30 тысяч       
граждан получили бы бесплатно эту услугу.                                       
                                                                                
В связи с этим мы предлагаем усовершенствовать институт комплексных             
кадастровых работ и предлагаем достаточно традиционный подход - разделить эти   
работы по значению, так же, как у нас простроены многие полномочия. То есть     
сделать работы федерального значения, регионального и муниципального в          
зависимости от заказчика. И федеральные работы также выполнять за счёт          
субсидии публично-правовой компании "Роскадастр". Соответственно, это           
позволит исключить вот эти четыре проблемы, о которых я сказал, и выполнить     
ту задачу, о которой я говорил в предыдущем докладе, то есть обеспечить         
создание полного и точного реестра объектов недвижимости. При этом все          
гарантии для граждан, то есть это извещение о проведении работ, это             
возможность участия в согласительной комиссии, это возможность давать свои      
возражения, - они все сохраняются. То есть для нашего населения - а оно не      
заметит никаких изменений - по-прежнему все гарантии сохраняются. Но задача     
по-прежнему - максимально полно описать бесплатно для граждан их                
недвижимость.                                                                   
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Александра Павловича Тетердинко.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагаемые                 
законодательные изменения направлены на совершенствование и оптимизацию         
законодательства в сфере выполнения комплексных кадастровых работ. Хочу         
отметить, что данный законопроект рассматривался несколькими комитетами         
Государственной Думы. Комитет по защите конкуренции концептуально данный        
законопроект поддерживает. Комитет по вопросам собственности, земельным и       
имущественным отношениям данный законопроект концептуально также                
поддерживает. У Счётной палаты концептуальных замечаний по законопроекту не     
имеется. У Комитета Государственной Думы по государственному строительству и    
законодательству также не имеется каких-либо замечаний к данному                
законопроекту. Рекомендуем Государственной Думе принять его в первом чтении.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, есть, да? Так робко.                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич.                                                     
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Алексей Игоревич, вот мы кадастровые работы местного    
значения, то есть как раз то, что касается недвижимости людей, отдаём на        
уровень местных властей. Мы же знаем, что у нас местные власти во многих        
случаях находятся в состоянии, мягко выражаясь, глубокого разложения, когда     
там ни денег нет, ни специалистов нет, вообще ничего нет, шаром покати. Не      
приведёт ли это к снижению качества кадастровых работ, выполняемых на местном   
уровне, то есть наиболее важных для людей, в депрессивных районах? Это          
первое.                                                                         
                                                                                
И второе. Как планируется обеспечить качество работ кадастровых инженеров,      
когда, вы уж извините, в отдельных случаях кадастровый инженер путает север с   
югом, вероятно, потому что ЕГЭ сдавал, и ему за это ничего нет? Вот как         
контролируется качество их работ и будет контролироваться?                      
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, Михаил Геннадьевич, очень правильные вопросы.         
                                                                                
Начну со второго - как контролируется? Мы сегодня сопровождаем полностью        
кадастрового инженера с того момента, как он подписал муниципальный контракт.   
И мы уже сразу видим, за какую сумму он выиграл, то есть можем понять, что      
явно он это не выполнит, мы уже видим график отставаний. И фактически мы        
сегодня самостоятельно полностью сопровождаем процесс и иногда ещё и            
переделываем сами уже подготовленные материалы. Так что вопрос абсолютно        
справедливый, и именно поэтому мы предлагаем централизовать на федеральном      
уровне и выполнять это качественно и под ключ силами публично-правовой          
компании "Роскадастр". Сегодня примерно 90 процентов комплексных кадастровых    
работ финансируется из федерального бюджета, поэтому, по нашим прогнозам,       
всё-таки работы местного значения будут носить эпизодический характер, но мы    
также будем их сопровождать.                                                    
                                                                                
Далее. Мы считаем, что всё-таки кадастровые инженеры - это тоже часть системы   
Росреестра, потому что от них тоже зависит качество услуг. Мы считаем, что      
здесь должны более жёстко реагировать саморегулируемые организации (хотя это,   
к сожалению, не всегда так) на кадастровых инженеров. Мы часто обращаемся в     
правоохранительные органы по этому поводу и стараемся тоже здесь ужесточать к   
ним требования.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Алексей Игоревич, ну, вот то, что предлагается, -      
это действительно такой серьёзный и правильный шаг, но только в том случае,     
если правильно обозначена цель. Вот стоит ли цель в конечном итоге добиться     
того, чтобы у нас не было вообще неучтённых участков и необозначенных границ?   
И если стоит такая цель, то когда она будет достигнута с учётом механизмов,     
которые вы предлагаете?                                                         
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос, Андрей Анатольевич. Цель именно такая.      
Цель у нас обозначена в государственной программе "Национальная система         
пространственных данных" - 95 процентов к 2030 году. То есть мы считаем, что    
к этому времени все территории, где много недвижимости, должны быть описаны,    
везде должны быть точные характеристики, выявлены правообладатели объектов      
недвижимости и, что не менее важно, показана свободная земля, которая ещё       
пригодна, которую можно вовлечь в хозяйственный оборот. Потому что сегодня, к   
сожалению, когда нет точного описания всех объектов недвижимости, мы даже не    
можем понять, земля свободна или несвободна.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Авксентьева Сардана Владимировна.                         
                                                                                
АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                        
                                                                                
Скажите, пожалуйста, будет ли регионам предоставлена возможность обжаловать     
результаты федеральных комплексных кадастровых работ, если они будут не         
согласны с их результатами?                                                     
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Конечно же, теоретически такая              
возможность будет. Но всё-таки по правилам определения кадастровых кварталов    
- этот вопрос поднимался на "правительственном часе" в Совете Федерации - мы    
кадастровые кварталы определяем по заявкам регионов, региону, естественно,      
виднее, где будет интенсивное развитие, где нужно описать недвижимость,         
поэтому у нас за все девять лет никогда споров с участием регионов, в том       
числе в виде обжалований, не было. Мы здесь исключительно в партнёрстве с       
регионами работаем.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Алексей Игоревич, хотел бы ещё раз вернуться к         
вопросу о качестве, на что обратил внимание в своём вопросе Михаил              
Геннадьевич.                                                                    
                                                                                
Вот смотрите, необходимость нововведений объясняется низким качеством           
выполнения комплексных кадастровых работ в регионах, которое вызвано в первую   
очередь недостаточной квалификацией специалистов в сфере закупок. В связи с     
этим не целесообразно ли вместо изменения федерального законодательства, а в    
дальнейшем целого ряда подзаконных нормативных правовых актов обратить          
внимание на подготовку специалистов, которые работают в сфере закупок?          
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Мы уже этот путь прошли. К сожалению, наш   
девятилетний опыт показал, что таким образом данную задачу решить не            
представляется возможным.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна.                                
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Алексей Игоревич, была огромная проблема в            
расхождении данных, которые получались в результате съёмок, с документами,      
которые были уже когда-то оформлены. Вот как эта проблема сейчас решается и     
решается ли она каким-то образом за счёт вашей законодательной инициативы?      
Потому что только в отдельных регионах подписывались некие соглашения, вот я    
знаю от Виктории Абрамченко, что с Московской областью подписывали              
соглашение. Как эта проблема решается сейчас? Она острейшая была, там на        
дороги попадали участки и так далее. Наверняка вы знаете эту проблему.          
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Галина Петровна, спасибо за вопрос. Безусловно, эта проблема   
есть, мы её никогда не скрывали, несколько раз и в этом зале мне задавали       
подобные вопросы. Речь идёт о реестровых ошибках, это тоже такое наследие       
условных систем координат и выдачи документов без точных границ. В рамках       
нашей государственной программы, в том числе за счёт комплексных кадастровых    
работ, о чём и есть законопроект, мы ежегодно эти реестровые ошибки             
исправляем бесплатно для людей. На старте программы где-то 2,5 миллиона         
реестровых ошибок у нас было в реестре, об этом честно говорю здесь с           
трибуны. То есть в этой части у нас нет идеальной картины, но вот за счёт       
государственной программы как раз до 2027 года мы должны все реестровые         
ошибки эти исправить, в плановом порядке это делается опять же бесплатно для    
людей. Чтобы было понятно: каждый человек в этом случае экономит где-то 10-15   
тысяч рублей. Мы это делаем за счёт средств бюджета.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна.                                
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Алексей Игоревич, вот я ознакомилась с мнением       
профессионального сообщества. Они также направляли своё заключение в комитет.   
Они обеспокоены вопросом как раз об отсутствии критерия выявления реестровых    
ошибок, а также считают, что необходимо определить термины "пересечение",       
"наложение" и "разрыв", обозначающие случаи, в которых необходимо вынесение     
решения о реестровой ошибке. Эксперты считают, что это может только увеличить   
количество земельных споров, а не сократить их. Вот прокомментируйте,           
пожалуйста, опасения экспертов.                                                 
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо. Понятие реестровой ошибки у нас есть в статье 61      
закона "О государственной регистрации недвижимости", у нас опыт огромный,       
поскольку более чем 20 лет уже эта проблема существует и исправляются           
различные реестровые ошибки, поэтому с понятийным аппаратом, на мой взгляд,     
всё нормально.                                                                  
                                                                                
Что касается вопросов, там, разрывов, пересечений, просьба нам тогда передать   
предложения экспертов, мы их детально изучим, возможно, ко второму чтению мы    
сможем какие-то поправки сформулировать, чтобы улучшить текст.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Игоревич, всё-таки, уточняя предыдущие       
вопросы двух коллег... Вы знаете, сегодня самое большое количество вопросов     
связано с реорганизацией или с двойным руководством садоводческих               
товариществ, которые находятся в черте города. Проблема эта набирает обороты.   
Из ваших слов я понял, что это муниципальная проблема, вы же за федеральный     
счёт её не решите. Причём зачастую всё происходит по умыслу: сегодня бывшие     
правоохранители и судьи зачастую возглавляют псевдоправления садоводческих      
товариществ, заказывают у ваших коммерческих топографов новую схему, и          
получается, что человеку, прожившему в садоводческом товариществе 40 лет (как   
правило, это уже люди преклонного возраста), говорят: у тебя спор со всеми      
соседями. Всё-таки я уточняю вопрос: правильно ли я вас понимаю, что такая      
работа должна делаться за счёт... (Микрофон отключён.)                          
                                                                                
БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич.                         
                                                                                
Значит, первое, чтобы всё-таки было понятно, мы за счёт федеральных средств     
по садоводческим товариществам тоже ошибки исправляем и границы определяем,     
то есть это важно. У нас даже по правилам доведения субсидии в квартале         
должно быть не менее 40 процентов бытовой недвижимости. То есть главное для     
нас - вот этот вот фокус, точка зрения граждан. Второе, садоводы сегодня        
могут сами это сделать - и в индивидуальном порядке, и в массовом порядке,      
это позволяют поправки 2019 года.                                               
                                                                                
Но что касается правления, здесь я, конечно же, с вами согласен, есть и         
двойные, и злоупотребления большие в органах управления. Здесь я напомню, что   
я являюсь в том числе ответственным секретарём правительственной комиссии по    
садоводству и огородничеству, и многие регионы нам этот вопрос обозначали.      
Вот одно из предложений регионов - это привлечение нотариуса, который           
присутствовал бы на общем собрании, проверял законность, что был кворум, что    
правомерно избрали председателя, и проверял правомерность решений. Вот такое    
предложение, мы его сейчас прорабатываем, в ближайшее время в                   
правительственной комиссии обсудим. К сожалению, вы правы, состояние, уровень   
законности в органах управления товариществ крайне низкий сегодня.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель     
президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 7.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.