Заседание № 245
29.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 642757-8 "О внесении изменений в статьи 20.4 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение требований пожарной безопасности при проектировании средств обеспечения пожарной безопасности зданий).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4499 по 4654 из 5994
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.4 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад сенатора Российской Федерации Александра Александровича Савина. Пожалуйста. САВИН А. А., сенатор Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект подготовлен в рамках работы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в целях повышения эффективности осуществления государственного пожарного надзора совместно с МЧС России. Проектом федерального закона в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается внести следующие изменения. Первое, установить административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при проектировании, монтаже, техническом обслуживании и ремонте средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, а также за повторное совершение такого административного правонарушения. И второе, предлагается закрепить возможность возбуждения отдельных дел об административных правонарушениях должностными лицами органов государственного пожарного надзора без проведения контрольно-надзорных мероприятий при достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, то есть уже случившегося пожара. Принятие предлагаемых изменений позволит повысить эффективность предупреждения нарушений требований пожарной безопасности. Замечания профильного комитета и Правового управления Аппарата Государственной Думы носят редакционный характер и обязательно будут учтены в поправках ко второму чтению. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Павловича Тетердинко. Пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! По данному законопроекту есть ряд замечаний у комитета. В частности, комитет полагает, что предложение об установлении ответственности за повторное совершение административного правонарушения нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку в соответствии с КоАП повторное совершение административного правонарушения является обстоятельством, отягчающим административную ответственность, предполагает усиленную административную ответственность по сравнению с первичной за совершение административного правонарушения. В материалах к законопроекту не содержится обоснования необходимости выделения повторного административного правонарушения в качестве отдельного административного состава. Кроме того, предполагаемое законопроектом установление административного наказания в виде штрафа с одновременной дисквалификацией не согласуется с действующей редакцией КоАП, поскольку административный штраф и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных наказаний, что исключает их одновременное применение. Также дополнительного обсуждения требует предложение авторов законопроекта об упрощении процедуры возбуждения дела об административном правонарушении в сфере пожарной безопасности, поскольку в пояснительной записке к законопроекту отсутствует анализ правоприменительной практики, подтверждающий неэффективность действующего правого механизма. Данные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены во втором чтении путём подготовки соответствующих поправок. Концептуально данный законопроект комитет поддерживает и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Александрович, в развитие тех замечаний, которые обозначил Александр Павлович в содокладе, хотелось бы уточнить следующее. Устанавливая таким образом административную ответственность, вы наверняка при проработке данного проекта федерального закона обсуждали также вопрос установления уголовной ответственности в случае неоднократного привлечения к административной ответственности за обсуждаемые сейчас нарушения требований пожарной безопасности. В связи с этим, как вы считаете, достаточно ли той ответственности, которую вы предлагаете установить в рамках административного законодательства именно за повторные правонарушения, целесообразно ли усиливать ответственность с точки зрения уголовного законодательства? О чём говорит правоприменительная практика? САВИН А. А. Спасибо за вопрос, Анатолий Борисович. Ну, поэтому мы и предлагаем внести такие поправки. Из-за сумбура в правоприменении удаётся ускользать нарушителям - виновникам пожаров. Хочу привести такую статистику: за 2023 год, например, количество несанкционированных палов увеличилось на 11,5 тысячи в стране, а привлечение к административной ответственности снизилось на 34,6 процента в результате неразберихи с правоприменением. По поводу вашего вопроса. Существует 144-я статья УПК, в соответствии с которой пожарный надзор проводит осмотр места пожара, опрос очевидцев и привлекает экспертов. Мы просто приводим нормы в порядок, чтобы было понятно, как действовать в этих случаях. Идёт дублирование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Александр Александрович, конечно, серьёзное нарушение при проектировании средств обеспечения пожарной безопасности напрямую влияет на безопасность и, возможно, даже на жизни граждан. Предполагается, что первичное нарушение повлечёт предупреждение либо наложение штрафа в размере 20-30 тысяч рублей. Мне кажется, дисквалификация на первом этапе должна применяться сразу, если речь идёт о подобного рода нарушениях, создающих угрозу жизни и здоровью наших граждан. А здесь ответственность мягкая: в первый раз предупредили, во второй раз, может быть, оштрафовали (ведь дисквалификация применяться одновременно со штрафом не может) - почему не дисквалификация сразу при столь важном и серьёзном нарушении? САВИН А. А. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос, но, как вы слышали, это одно из замечаний, которые по законопроекту высказал комитет. Конечно, мы будем над этим работать. Статистика от МЧС такая: количество пожаров, при которых системы автоматического пожаротушения и защиты надлежащим образом не сработали, к 2024 году увеличилось на 52,4 процента - с 492 пожаров в 2021 году до 939 в 2024 году. От работоспособности автоматических систем противопожарной защиты напрямую зависят жизнь и здоровье людей. Потери от пожаров в виде прямого материального ущерба в результате несрабатывания сигнализации, как приводит МЧС, 96 миллиардов рублей. Поэтому, конечно, вопрос очень важный, а над вашим предложением мы подумаем при обсуждении поправок ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ТЕТЕРДИНКО А. П. Относительно данного вопроса мы тоже считаем, что от предупреждения, наверное, надо будет в этой статье уходить. С первого раза надо штрафовать, конечно, сразу же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.4 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 22. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 01 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.