Заседание № 98
О проекте федерального закона № 641868-5 "О внесении изменений в статью 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в части уточнения круга лиц, имеющих право на повышение пенсии).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Доклад первого заместителя председателя Комитета по обороне Виктора Михайловича Заварзина. Пожалуйста. ЗАВАРЗИН В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы вчера приняли этот законопроект во втором чтении. Он прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, подготовлено постановление, все документы готовы, поэтому есть предложение принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносится на "час голосования".
6-й пункт повестки дня, в третьем чтении ставится на голосование проект федерального закона № 641868-5 "О внесении изменений в статью 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 19 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Законопроект принимается в третьем чтении.
Заседание № 97
О проекте федерального закона № 641868-5 "О внесении изменений в статью 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в части уточнения круга лиц, имеющих право на повышение пенсии; принят в первом чтении 14 марта 2012 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий - 4-й вопрос повестки. Во втором чтении слушается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Виктор Михайлович Заварзин, пожалуйста. ЗАВАРЗИН В. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона, наименование которого я не буду зачитывать, оно длинное, Сергей Евгеньевич его огласил. Напомню, что этот законопроект направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 года в части приведения положений названного закона в соответствие с Конституцией. К законопроекту поступило восемь поправок, пять из них предлагаются к принятию и включены в таблицу поправок № 1 и три поправки рекомендованы к отклонению и включены в таблицу № 2. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. У Правового управления замечаний нет. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Госдуме принять таблицы поправок № 1 и № 2 и законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 57 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 23 сек.) Проголосовало за 252 чел.56,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 252 чел. Не голосовало 198 чел.44,0 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Пожалуйста, Виктор Михайлович. ЗАВАРЗИН В. М. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все экспертизы, в том числе лингвистическую, и готов к принятию в третьем чтении, соответствующий проект постановления имеется. В случае принятия его во втором чтении прошу принять и в третьем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
4-й вопрос. Во втором чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 19 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принят во втором чтении. Виктор Михайлович Заварзин, докладчик по данному законопроекту, просил включить в повестку на завтра вопрос о рассмотрении этого законопроекта в третьем чтении.
Заседание № 13
О проекте федерального закона № 641868-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в части уточнения круга лиц, имеющих право на повышение пенсии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к вопросам, которые у нас поставлены на фиксированное время, это вопросы 8 и 9. Мы приняли решение рассматривать их в следующей последовательности: сначала 9-й вопрос, потом 8-й и сопряжённый с ним 12-й, поэтому сейчас рассматриваем вопрос 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Докладывает Николай Александрович Панков. Пожалуйста, Николай Александрович. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вынесенный на ваше рассмотрение законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 года. Он нацелен на приведение порядка выплаты пенсий военнослужащим, уволенным с военной службы, в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Кроме того, в связи с неоднозначной судебной практикой уточняется порядок повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров и членам их семей. Существующее в настоящее время правовое регулирование пенсионного обеспечения уволенных военнослужащих, членов их семей устанавливает, что выплата пенсий бывшим военнослужащим производится по месту их жительства или по месту их пребывания в пределах территории Российской Федерации. При этом главным основанием для определения и подтверждения указанного места жительства или пребывания признаются только документы регистрации, выданные в установленном порядке органами регистрационного учёта. Конституционный Суд Российской Федерации установил, что факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе выплаты уже назначенной пенсии. Таким образом, законопроект устраняет несоответствие положений действующего пенсионного законодательства Конституции Российской Федерации и позволяет военным пенсионерам при смене фактического места жительства свободно реализовывать свои конституционные права на социальное обеспечение. Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в закон в части установления повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров и членов их семей. В настоящее время действующим законодательством для отдельных категорий пенсионеров, например Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, ветеранов боевых действий, граждан, награждённых знаком "Житель блокадного Ленинграда", и некоторых других категорий, предусмотрено повышение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Круг лиц, имеющих право на данное повышение, является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию. Право на повышение размера пенсии определяется на основании выданных документов, подтверждающих статус получателя. Вместе с тем в настоящее время отдельными судебными органами выносятся решения, в которых даётся расширительное толкование указанной нормы закона, согласно которому члены семей военнослужащих, получающие пенсию по случаю потери кормильца, не имея соответствующего статуса, автоматически приобретают право на указанное повышение пенсии. В целях исключения неоднозначного толкования норм действующего законодательства предусматривается очень чётко очертить круг лиц, имеющих право на повышение пенсии. Реализация законопроекта дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не потребует. Есть все необходимые согласования и заключения. Уважаемые депутаты, прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Присаживайтесь, пожалуйста. Андрей Леонидович Красов. Коллеги, я только прошу повнимательнее слушать. Уж если нужно что-то сказать соседу, то сделайте это тихонечко, вполголоса. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я не буду отнимать время, повторяя докладчика, он достаточно подробно изложил суть законопроекта. Как было уже сказано, Конституционный Суд Российской Федерации установил, что положения действующего закона не позволяют военным пенсионерам при отсутствии регистрации получать гарантированную государством пенсию, что ограничивает их конституционное право на социальное обеспечение. Предлагаемый законопроект устраняет это ограничение, и Комитет по обороне, естественно, его поддерживает. У Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту имеются замечания, их комитет учтёт при подготовке данного законопроекта ко второму чтению. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Давайте запишемся. Включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Так, прежде записался по ведению Борис Сергеевич Кашин, но, видимо, отказывается. Татьяна Николаевна Москалькова, ваш вопрос. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Вопрос, наверное, к представителю комитета Государственной Думы. Правильно ли я поняла, что этот законопроект лишает теперь жён и близких родственников, находившихся на иждивении умершего военнослужащего, права на получение повышенной пенсии? И чем это мотивируется? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Николай Александрович, вам удобнее ответить на этот вопрос. ПАНКОВ Н. А. Да, я с удовольствием отвечу на этот вопрос. Закон не лишает права, он на самом деле нисколько не ущемляет ничьи права, он просто более чётко, однозначно очерчивает круг лиц, которые имеют право на повышение пенсии, хотя и в старой редакции закона этот круг лиц был достаточно чётко, по нашему мнению, обозначен. И я с трибуны назвал почти все категории граждан Российской Федерации, которые имеют право на повышение пенсии. Мы не видим никаких дискриминационных подходов в данном законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Николай Александрович, вопрос к вам. Как вы оцениваете то, что потребовалось вмешательство или толкование Конституционного Суда, чтобы обнаружить, что в законе допустили такую промашку? Это могли и другие ведомства заинтересованные заметить. И второе. Пользуясь случаем, хочу узнать, с начала нового года много ли жалоб поступило в Министерство обороны по выплатам военных пенсий? Есть ли такая информация? ПАНКОВ Н. А. Я понимаю вопрос в рамках рассматриваемого законопроекта. По повышениям пенсий в этом году жалоб в Министерство обороны не было. В прошлом и позапрошлом годах в суды было в среднем около семисот обращений в год. Цена вопроса - 38-39 миллионов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть? Давайте тогда запишемся на выступления. Включите режим записи. Пожалуйста, список покажите. Сергей Александрович Жигарев. ЖИГАРЕВ С. А., фракция ЛДПР. Спасибо. В целом фракция поддерживает законопроект, хотя, конечно, возникают определённые вопросы. Ведь всего по судебным решениям за 2010-2011 годы 39 миллионов рублей было доначислено семьям погибших военнослужащих, и в целом, конечно, цифра эта весьма несущественна для федерального бюджета, но весьма существенна для каждой российской семьи, в частности потерявшей кормильца. Поэтому фракция будет вносить свои поправки при втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Гавриловна Кузьминых. КУЗЬМИНЫХ Т. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, я представляю Республику Коми. Эта проблема, которая сегодня обсуждается, очень для нас актуальна, потому что в республике много лагерей и колоний, много заключённых и военных, и много проблем. Хотела бы обратить внимание на одну из них. В соответствии с федеральным законодательством военная служба, а также иная приравненная к ней служба в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не включаются в северный трудовой стаж при досрочном назначении льготной трудовой пенсии по старости. Причём сотруднику уголовно-исправительной системы, прослужившему в колонии на территории республики по контракту десять лет, при достижении 55 лет, а для женщин - 50 лет при оформлении северной трудовой пенсии эту службу не зачтут в северный стаж, а вот гражданину, отбывающему уголовное наказание в местах лишения свободы, в той же исправительной колонии, и обеспеченному работой, работнику северная льгота в трудовой стаж будет зачтена. Это нонсенс, когда работнику, офицеру достойному, не засчитывают льготную пенсию, а заключённому - пожалуйста. У меня были такие инциденты судебные, когда, для того чтобы добиться перерасчёта пенсии уголовнику, отбывшему наказание, мне достаточно было одно письмо написать, и всё, даже суда не потребовалось. А вот офицер достойный и сегодня не может ничего доказать, потому что судебная практика такова: отказывают гражданам и ссылаются на отсутствие таких льгот в законе № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ссылаются также на определение Конституционного Суда № 14-О от 10 марта 2005 года и на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25. Вот такая нестыковка законов дискредитирует нашу власть, в первую очередь Государственную Думу. Я думаю, что нам нужно ликвидировать такие нестыковки, используя то, что сейчас будет изменяться этот закон. Я предлагаю, конечно же, законопроект принять в первом чтении, но при подготовке ко второму чтению обязательно устранить вот эту сложившуюся нестыковку в законах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают. Докладчик и содокладчик? Нет. Выносим на "час голосования".
Далее голосуем в той последовательности, в которой мы законопроекты обсуждали. Пункт 9 предварительной повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 14 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принято, законопроект принят в первом чтении.