Заседание № 286
11.03.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 641225-7 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся размера налогового вычета; внесён депутатами Государственной Думы И. К. Сухаревым, С. Г. Каргиновым, а также В. В. Сысоевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3986 по 4395 из 7078
Пункт 21.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Николая Васильевича Арефьева. Пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, данную законодательную норму мы не придумали, она существует, она действует, мы только вносим в неё поправку, чтобы увеличить налоговый вычет, который получают родители, чьи дети учатся по очной форме обучения в высших учебных заведениях. Закон существует с 2003 года, раньше база налогового вычета была 25 тысяч рублей, потом в 2007 году сделали 50 тысяч, в результате исходя из этой базы на сегодняшний день родители за детей получают налоговый вычет в сумме 6500 рублей. Но дело в том, что 13 лет размер этого вычета не индексировался, а вы сами знаете, что с 2012 года инфляция у нас была довольно велика, поэтому налоговый вычет необходимо увеличить. Тем более, если посмотреть, какая плата за обучение в вузах, мы увидим, что в региональных вузах это порядка 50-70 тысяч рублей, а если брать крупные вузы, то в МГУ - 320 тысяч рублей в год, МГИМО - 423 тысячи, Внешторг - 260 тысяч, Плехановка - 252 тысячи, и 6,5 тысячи в сравнении с этими суммами, ну, можно сказать, ничто, уж лучше совсем не платить, чем платить 6,5 тысячи. Мы предлагаем всего-то-навсего повысить базу налогового вычета, чтобы увеличить те выплаты, которые родители должны получать за своих обучающихся детей. Мы предлагаем с 50 тысяч поднять размер налоговой базы до 80 тысяч с 1 января 2021 года (законопроект был написан в прошлом году, поэтому с 2021 года) и до 100 тысяч с 1 января 2022 года на каждого ребёнка в общей сумме на обоих родителей, а совокупную сумму социальных налоговых вычетов предлагаем увеличить с 120 тысяч, как установлено сегодня, до 150 тысяч. Ну, не так уж это и много, к тому же эти цифры, если будет желание, можно ко второму чтению увеличить. Таким образом, мы просто удваиваем размер налогового вычета, который получают сегодня, то есть люди будут получать около 15 тысяч рублей - ну хоть что-то. Налоговый вычет не индексировался 13 лет - в конце концов, мы согласно закону и уже принятой Конституции должны индексировать на уровень инфляции те выплаты, которые мы установили ранее. Комитет, когда рассматривал этот вопрос, высказал возражение, он считает, что это помощь государства, а не оплата за родителей, поэтому повышать не обязательно, поскольку обязанность платить лежит на родителях, вот пусть они и платят. На это я тоже могу возразить: у нас в Советском Союзе и в Советской России было абсолютно бесплатное образование, никакой платы не было, притом что тогда цена нефти была копеечная, и на всех всего хватало. Сегодня цена - вчера она упала, а, вообще-то, была 70 долларов за баррель - не такая уж маленькая, но у нас платное образование, и мы это говорим родителям, которые балансируют на грани прожиточного минимума и заплатить такие суммы просто не могут, поэтому говорить о том, что не надо повышать государственные выплаты, я думаю, несправедливо. Тем более, что в соседней Белоруссии совершенно бесплатное образование, в Венгрии бесплатное образование, а в нашей России почему-то должно быть платное, да ещё мы не хотим помочь родителям в таком копеечном размере. Я хотел бы попросить всех депутатов проголосовать и помочь людям обучать своих детей. Мы же хотим, чтобы наша страна была грамотная. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Теперь пункт 21.2, альтернативный законопроект, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Ивана Константиновича Сухарева. Пожалуйста. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, собственно говоря, идея примерно такая же - увеличить размер налогового вычета на обучение. Правда, мы предлагаем увеличить соответствующую сумму в два раза, потому что считаем, что так как она не менялась с 2000-х годов, то, конечно, подлежит корректировке. Стоимость обучения возрастает с каждым годом, и это, конечно, непосильная нагрузка для наших граждан, люди и так вынуждены брать кредиты для того, чтобы обучить детей. Мы уже обсуждали поправки в закон, касавшиеся налогового вычета при оплате занятий спортом, - это всё очень хорошо, правильно, так и должно быть, данные налоговые вычеты необходимы, - но наш народ, наши граждане должны быть не только сильными, здоровыми, но, я считаю, и умными. Этот законопроект направлен как раз на то, чтобы поддержать тех, кто хочет, чтобы их дети получили соответствующее образование, возместив им часть суммы, потраченной на обучение, то есть сделав так, чтобы они получили налоговый вычет. Мы считаем, что вопрос чрезвычайно острый, он касается как раз малообеспеченных семей, потому что, как правило, для тех, кто обеспечен, налоговый вычет особой роли не играет. Я хочу ещё раз отметить, что более десяти лет не пересматривалось данное значение, и сейчас 50 тысяч рублей составляет база социального налогового вычета, предоставляемого родителям при обучении ребёнка по очной форме. Ну а с начала прошлого десятилетия наблюдается устойчивый рост средней платы за обучение, за этот период стоимость обучения в вузах увеличилась в несколько раз - от 2 до 5 раз. Что уж говорить про стоимость обучения в столичных вузах: она в разы больше, чем сумма этого налогового вычета. Многие вузы ежегодно увеличивают размер платы за обучение на величину годовой инфляции. По сведениям, в частности, Росстата, за последние десять лет среднегодовая величина инфляции составляла 8 процентов и в сумме инфляция превысила 80 процентов. А в столичных вузах, куда стремится попасть как раз большинство абитуриентов, из-за высокой конкуренции стоимость достигает более полумиллиона рублей за учебный год, причём это далеко не предел. Около пяти лет тому назад правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила аналогичный проект федерального закона, которым предусматривалось, среди прочего, увеличение социального налогового вычета со 120 тысяч рублей до 200 тысяч рублей. Мы предлагаем увеличить его до 240 тысяч рублей, то есть в 2 раза. Существующий на сегодняшний день механизм социального налогового вычета предоставляет право возврата из суммы затраченных средств не более 15 600 рублей за налоговый период, то есть за год, но понятно, что реальная стоимость обучения превышает в несколько раз данную сумму. Мы считаем, что установленная в 2007 году предельная сумма, конечно, утратила свою актуальность, обучающимся не оказывается существенной поддержки, ну и, собственно говоря, их родителям тоже. Предлагаемый законопроектом лимит в 240 тысяч рублей не случаен: именно таким он был бы сегодня, если бы ежегодно корректировался на процент инфляции. Он был бы даже больше, ведь законопроект внесён раньше, поэтому, может быть, сумму стоит подкорректировать ко второму чтению, если вы сейчас поддержите законопроект. Собственно говоря, 240 тысяч - не такая большая сумма, очень скромная сейчас сумма относительно стоимости обучения наших граждан, я имею в виду налоговый вычет. По данным ФНС России за 2018 год, более чем половина случаев обращений налогоплательщиков за вычетами связана с расходами на обучение детей, что подтверждает важность рассматриваемого вопроса. Ещё раз повторю: мы за то, чтобы наши граждане были сильными, здоровыми, но они нам нужны ещё и умными, ведь без умных граждан мы не достигнем технологического прорыва, о котором говорит наш президент, ну и, конечно, ЛДПР отмечает это в течение более тридцати лет. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Теперь содоклад по обоим вопросам сделает Дмитрий Васильевич Юрков. ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Оба законопроекта направлены на увеличение размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц относительно обучения детей и подопечных по очной форме обучения. В первом варианте предлагается ежегодно увеличивать размер налоговой базы до 2022 года - увеличить с 50 тысяч до 80 тысяч и постепенно довести до 100 тысяч рублей, - а также увеличить со 120 тысяч рублей до 150 тысяч рублей максимальный предел общей суммы социальных налоговых вычетов. Во втором варианте наши коллеги предлагают единоразово увеличить предельный размер базы с 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей в отношении обучения и в 2 раза увеличить общую предельную сумму социальных налоговых вычетов. Коллеги, нормы налогового вычета в налоговом законодательстве установлены с 2000 года, их главной целью является принцип софинансирования социально значимых расходов физических лиц. Безусловно, необходимо пересматривать и условия, и нормы в совокупности всех видов социальных выплат и обязательно поддерживать людей в вопросах обучения детей, но подходить к этому необходимо индивидуально, оказывая адресную поддержку только тем, кто действительно в ней нуждается. Комитет также отмечает, что налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, при этом поступления указанного налога подлежат зачислению в бюджеты наших регионов и муниципалитетов, а это означает, что реализация законопроекта в случае его принятия повлечёт выпадающие доходы на местах. Субъекты высказали преимущественно отрицательную позицию. Правительство, Счётная палата, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также не поддерживают данный законопроект. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует отклонить данный законопроект в представленной редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить от фракций? Есть. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вопросы не предусматриваются. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, по одному человеку от фракции. До трёх минут. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит оба законопроекта, потому что они об одном и том же, только в одном случае предлагается поэтапно увеличивать размер налогового вычета, а в другом предлагается увеличить его сразу. Ну, тут суммы фигурируют... По плате за обучение у нас база налогового вычета составляет сейчас 50 тысяч рублей, предлагается сделать 100 тысяч рублей. Все мы знаем, что годовое обучение стоит уже больше, цены растут, и надо понимать, что гражданину возвращается не эта сумма, а только уплаченный налог с этой суммы, то есть только 13 процентов. Если мы говорим о вычете с базы в 100 тысяч, это значит, что речь идёт о 6,5 тысячи в год, - понимаете? - вернее, с базы в 50 тысяч - 6,5 тысячи. То есть мы вместо 6,5 тысячи будем возвращать 13 тысяч в год уплаченного им налога - это что, большая сумма? Что касается софинансирования, то здесь же принцип такой с налоговым вычетом: дескать, если гражданин несёт социально значимые расходы, то государство софинансирует. Ну какое тут софинансирование - 6,5 тысячи из 50 тысяч, это суммы небольшие! При этом гражданин должен заплатить налог в бюджет. Мне кажется, при 5 триллионах собранных, но не израсходованных за последние два года средств в федеральном бюджете найти несколько, не знаю, миллионов или сотен миллионов рублей вполне возможно, это доля процента от сэкономленных, собранных денег. Вообще, мне кажется, вопрос не стоит даже обсуждения, нужно просто принять тот или иной законопроект в первом чтении, а во втором чтении даже можно было и увеличить эти суммы. И напоминаю, когда у нас вводились эти вычеты, мы таким образом стимулировали людей выходить из тени и платить налоги, то есть, если люди платят налоги, они получают право на вычеты. И многие граждане пошли по этому пути, поверили государству, но даже официальная инфляция за это время показала, что произошёл рост цен в 2 раза. Собственно говоря, авторы законопроекта ровно на эту инфляцию и предлагают увеличить вычет - абсолютно разумно! Не понимаю, почему естественным монополиям мы компенсируем затраты на инфляцию, всё время индексируем им тарифы, а гражданам мы эти деньги не возвращаем! Давайте мы как-то здесь будем последовательны: если мы гражданам не собираемся это возвращать, так и естественным монополиям тогда не надо компенсировать затраты на инфляцию. Мы, ещё раз хочу сказать, поддержим и считаем, что это абсолютно правильное решение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мне кажется, мы сейчас возвращаемся к периоду, когда было так, что "Дума не место для дискуссий". Почему? Мне совершенно непонятен процесс упрощённого рассмотрения, когда нельзя задать вопрос ни автору, ни представителю комитета, хотя, если вы внимательно слушали, комитет фактически поддержал концепцию законопроекта, можете взять стенограмму. Вероятно, суть в следующем. Вот смотрите, здесь с пафосом один из докладчиков по бюджету рассказывал, какие они умные и какие мы все дураки, - ну, как они думают, вы понимаете? - но на самом деле мошенничество по Сбербанку ведь на что направлено? Я почему про Сбербанк говорю? Компенсировать вклады 91-го нельзя, это не ответственность этого Сбербанка, но в кризис Сбербанку помогать, а гражданам... Если вы внимательно слушали, мы приводили справку нашей налоговой службы по тарифам: у нас как раз вот эти 90 процентов налогов собираются с граждан, которые еле сводят концы с концами или их не сводят, - и им мы не хотим компенсировать! Мы посчитали с экспертами: инфляция за этот период составила 86 процентов - официальная инфляция, ну а если брать инфляцию потребительских цен, то она примерно в 2 раза выше. И получается у нас интересное дело: как только накапливается Фонд национального благосостояния (до этого был Стабилизационный фонд), сразу акулы, которые живут за счёт страны, - их не так много, всего 1 процент, - смотрят, как бы и с помощью чего его раскассировать. Ну вот Сбербанк: сегодня договорились до того, что государство у государства покупает, но не говорят о том, что во втором чтении изменили поправку. Вдумайтесь, раньше считали для миноритария выплату хотя бы за полгода, а уменьшили до 30 дней - подумайте для чего! Вспомните, сколько стоил доллар полгода назад и сколько он стоит сейчас, и с трёх раз назовите, сколько мы за 46 процентов акций должны заплатить американцам, - их наше внутреннее законодательство не интересует! В соответствии с законом "Об акционерных обществах" они нам выставят счёт примерно на 3,8 триллиона - и ФНБ нема! А детям или родителям детей, которые хотят, чтобы дети имели высшее образование, мы три копейки найти не можем. Александр Дмитриевич, я ставлю вопрос от имени фракции: мы категорически против того, чтобы законопроекты, над которыми корпели неделями, рассматривали за пять минут. Понимаете, это неправильно, есть Регламент!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Данчикова Галина Иннокентьевна, пожалуйста. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Авторы законопроекта предложили увеличение размера налоговых вычетов, установленных в статье 219, по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых налогоплательщику за обучение детей. По сути эти два законопроекта концептуально похожи, разница заключается только в размерах установления индексации и в сроках введения данных размеров по налоговым вычетам. Хочу отметить, что данная норма сегодня действует, она была введена ещё в 2000 году, база составляла 25 тысяч. Но, уважаемые коллеги, вы знаете, что с 2000 года ситуация довольно серьёзно изменилась, у нас введены совершенно другие механизмы, меры поддержки семей с детьми, сегодня очень большое внимание уделяется семьям с низкими доходами. Мы с вами проголосовали недавно за те меры, которые были предложены в отношении семей с детьми в Послании Президента Российской Федерации, это касается и студентов. Речь идёт о том, что Президент Российской Федерации обратил наше с вами внимание на увеличение количества бюджетных мест на очной форме обучения в вузах, тем более акцент сделан на том, чтобы количество этих мест было увеличено в субъектах Российской Федерации, именно таких мест. На трёхлетку на очную форму обучения будет направлено более 1 триллиона 297 миллиардов рублей. Я хочу отметить, что, когда мы говорим о поддержке за счёт налогового вычета, необходимо понимать, что такая поддержка должна осуществляться на принципах адресности, с применением критериев нуждаемости. Предложенные законодательные инициативы, ни та, ни другая, этого не предусматривают и не предлагают дифференциацию по доходам родителей. То есть предлагается индексация социального налогового вычета вне зависимости от дохода родителей, равная для всех индексация. Кроме того, следует отметить, что индексация будет осуществляться за счёт региональных и местных бюджетов, что повлечёт выпадающие доходы этих бюджетов. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может поддержать предложенные в данной редакции законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, я же регламент огласил до начала рассмотрения. Я хочу вам напомнить, поскольку вы неоднократно этот вопрос ставите, что мы увеличили количество приоритетных законопроектов, которые заявляют фракции, и рассматриваем их полностью в соответствии с Регламентом. Далее, мы приняли решение, что по всем остальным законопроектам, которые не являются приоритетными для фракций и которые комитеты предлагают к отклонению, будет вот такой сокращённый регламент. Если вас или какого-то конкретного депутата - не фракцию, потому что фракция не считает приоритетным данный вопрос, - что-то интересует, приходите на заседание комитета, задавайте вопросы, обсуждайте законопроект, а потом голосуйте на заседании Государственной Думы. Это было наше общее решение, вы его сейчас опять пытаетесь пересматривать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нельзя. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я что-то нарушил? Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. По ведению. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, вы, как проектировщик законотворчества, должны знать, что мы заявляем приоритетный законопроект, вы его рассмотрение с успехом переносите, и потом он перестаёт... вы включаете другой, в результате приоритетный вопрос становится как бы неприоритетным. Почему? Законопроект подписан всей фракцией - его приоритет не пропал! И мы настаиваем на том, чтобы все проекты законов, внесённые фракцией, рассматривались по Регламенту, а не по особому порядку. Ну мы так вообще перейдём на особый порядок жизни! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, это вы от своего имени настаиваете, а ваша фракция приняла совершенно иное решение на Совете Государственной Думы, поэтому вы определитесь во фракции: если вы примете иное решение, тогда мы это поменяем. А пока что, вот на сегодняшний день, ваше утверждение по поводу того, что мы не рассматриваем приоритетные законопроекты, не имеет ничего общего с действительностью. Мы все приоритетные законопроекты, представленные фракцией КПРФ, на сегодняшний день рассмотрели, все семь штук, которые вы заявляли на эту весеннюю сессию. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 21.1. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 21.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Теперь покажите результаты по пункту 21.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 27 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4 % За - 97. Покажите результаты по пункту 21.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 55 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % За - 93. Ставится на голосование законопроект под пунктом 21.1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 38 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7 % Результат: не принято Отклоняются законопроекты под пунктами 21.1 и 21.2.